Научная статья на тему 'Особенности фотоискусства в современной рекламе'

Особенности фотоискусства в современной рекламе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5079
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности фотоискусства в современной рекламе»

металла, дерева, бумаги, тканей) рождается новый, разнообразный по фактуре и элементам художественный образ. Другой прием -коллаж в объемном решении. В композициях используются готовые детали и предметы в качестве реальных объектов (в эскизах костюмов, например, могут появиться настоящие воротники, манжеты, карманы, фрагменты застежек, люверсы и т. д.). В объемных вариантах (в работах с материалами, имеющими определенную толщину, вес и вещественную структуру - картон, пластмассы) студенты могут акцентировать внимание на четких границах и плоскостях. Или, наоборот, использовать другие свойства материалов (газ, шифон, полиэтилен): тонкость, прозрачность. Возможность многократного наслоения крупных и мелких фрагментов этих тканых и нетканых материалов в коллаже производит впечатление стремительных кистевых мазков, живописных пятен и лессировок.

Современными разновидностями коллажа являются аппликация, ассамбляж, бриколлаж, декупаж, монтаж. Художники продолжают поиски, открывая новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение и наслоение. При этом материалы могут быть совершенно различными по цвету, форме и фактуре. Сочетается, казалось бы, совершенно несовместимое. Как один из способов выполнения графических работ активно развивается компьютерный коллаж. Эту технику активно используют при оформлении книжной продукции, в рекламе всевозможных товаров и услуг. Пик популярности в России и за рубежом переживает флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого направления является немецкий флорист Ф. Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения. У Раффела огромное число учеников и последователей по всему миру.

Е. В. Литвин

Особенности фотоискусства в современной рекламе

Известно, что рекламная фотография (рекламная фотосъёмка) - это особый вид владения фотоискусством. Являясь одним из видов «коммерческой фотографии», она включает в себя практически все жанры, но не заменяет ни один из них1.

Рекламная фотография - это пик владения фотоискусством, которое включает в себя практически все жанры и используется в следующих направлениях: постеры, наружная реклама, каталоги,

1

1 Данное определение предложено в статье «Рекламная фотография» в «Википедии». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

164

оформление музыкальных и видеотоваров, буклеты, корпоративная и представительская продукция и на этом список не заканчивается. Все существование коммерческой фотографии сводится к предоставлению товара. Задача рекламной фотографии - воздействовать на психику зрителя, моделируя его правильную реакцию. Задача фотографа - быстро, качественно и точно отобразить в своей работе все требования рекламного агентства. Но настоящим профессионалам подобные рамки не мешают творческому самовыражению.

В такого рода фотографиях выделяют традиционные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетные сцены. От художественной фотографии отличается она тем, что говорит о качестве рекламируемой продукции.

Рекламная фотография не просто передает изображение, она вызывает у зрителя ощущение присутствия. Например, разглядывая морской пейзаж, зритель должен почувствовать себя купающимся в волнах этого моря, при созерцании флакона французских духов ощутить их запах, а от вида клубники почувствовать, как сводит скулы от кисловато-сладкого вкуса и аромата свежей ягоды. Качественное рекламное фото манит, привлекает, вызывает желание стать обладателем того или иного продукта.

При создании постановочной рекламной фотографии для максимального воздействия на потенциального покупателя сюжет тщательно продумывается и отрабатывается. Настоящая жизнь не является целью рекламы, она должна показывать счастливую жизнь в перспективе, но только после покупки рекламируемого товара. Довольно часто первое знакомство потенциального покупателя с товаром происходит именно по фотографии.

Активно в целях рекламы фотографию начали использовать в конце 1920-х гг. Издательства и рекламные агентства начинают пользоваться услугами фотографии. Художники-фотографы того времени, различных авангардных течений с интересом встречают новое веяние моды. По сей день многих известных фотографов привлекает рекламная фотография и не ослабевает интерес людей к данному направлению. Для достижения более фееричного результата именитые фотографы сотрудничают с брендовыми фирмами.

В данной статье приводится несколько самых известных видов рекламной фотографии, чтобы показать, насколько разнообразной она может быть.

Самым знаменитым видом является имиджевая фотография.

Отдельно стоит выделить портретную фотографию одежды, ювелирных изделий и аксессуаров не для каталогов, а для наружной или журнальной рекламы. Отличается она тем, что является постановочной и несет в себе сюжет. Такие фото не просто

165

демонстрируют товар, а создают его имидж. Взгляд человека на такие фотографии очень часто направлен на товар.

В имиджевой рекламной фотографии используются не только портретные и групповые съемки, но и фоторепортаж - съемка событий, производственных процессов и т. д. Репортаж ничем не регламентирован, его задача - показать происходящее. Публикация таких фото вызывает у потребителей доверие. Их целесообразно применять для пиара компаний. К имиджевой рекламе стоит отнести и портретные снимки лиц, представляющих компанию, так называемый, деловой портрет. Широкий круг образцов представлен, например, в статье «Что такое рекламная фотография?»1.

Следующим видом рекламной фотографии является предмет-ная/каталожная съемка. Фотографии представляют собой фото предмета или группы предметов, объединенных на снимке в композицию. Объектом фотосъемки может быть что угодно: предметы одежды, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия, бытовая техника и многое другое. Часто такая съемка называется каталожной, так как снимки используют для рекламных каталогов, буклетов, календарей, наружной рекламы, а также в web-дизайне.

Следующий способ - портретный жанр. Он в рекламе чаще всего используется не для раскрытия образа конкретного человека, а для того чтобы показать пользователя того или иного продукта, который бы соответствовал идеальному образу в представлении большинства людей, на которых нацелена реклама. Основной задачей рекламного портрета является демонстрация удовольствия от потребления продукции, вызывающая желание приобрести товар.

Особого внимания заслуживает политический портрет, позволяющий запечатлеть индивидуальные особенности политика. Такие фото раскрывают его внешний и внутренний облик, показывают отношения в семье, в кругу сторонников, демонстрируют результаты его деятельности. В этом жанре используется как постановочный, так и репортажный поджанры.

Коммерческая фотография имеет ряд важных нюансов, необходимых для их соблюдения. Приведем некоторые из них:

1. При фотосъемке не должно быть каких-либо теней. Они добавляются после при помощи специальных программ, в процессе редактирования, окончательно завершая образ и задумку автора.

2. Фон не должен привлекать внимания, поэтому его либо убирают, либо затеняют. Он не должен «затмевать» рекламируемый товар. Часто создают эффект отдаления.

1 URL: http://fotomtv.ru/stati/chto_takoe_reklamnaya_fotografiya/

166

3. Перед съемкой маленьких объектов крупным планом необходима предварительная подготовка. Каждый объект должен быть идеально чистым, так как при просмотре фото происходит многократное увеличение объекта, и все погрешности предмета становятся видны, что недопустимо при профессиональной съемке.

4. Все матерчатые объекты и цепочки необходимо аккуратно расправить и выпрямить во избежание каких-либо неровностей и складок, чтобы предотвратить неравномерное распределение света и получение лишних теней.

5. Фотографировать все предметы для рекламы следует при хорошем освещении, без вспышки, которая образует блики на фотографии. Конечно, избежать бликов можно при фотографии объекта сбоку, но возможна ситуация, при которой нужна конкретная фаза видения.

Маркетинговая эффективность рекламной фотографии:

1. Фотография всегда выглядит более убедительной, нежели рисованный объект, поскольку являет собой нечто вроде «вещественного доказательства». Изображение представляется в неискаженном виде, но раскрывает лучшие качества товара.

2. Рекламная фотография является частью комплекса технологий, создающий единый привлекательный образ объекта. Текст рекламного сообщения, слоган, название товара и его изображение выстраиваются в тщательно обдуманном сочетании, каждый из компонентов которого выгодно дополняет и подчеркивает все остальные. Текстовые составляющие больше обращены к сознательной части нашего мозга, а изображения оказывают более глубокое влияние на подсознание.

3. Образы, используемые в рекламной съемке, выражают некоторые универсальные ценности определенной группы потребителей, именно на эти ценности и ориентируются маркетологи. Рекламный образ - это утрированная, улучшенная версия любого объекта, воплощающая одно или несколько лучших качеств, которые обычно ассоциируются с объектами подобного рода.

Рассмотрев самые известные и оригинальные виды рекламной фотографии, можно сделать вывод, что фотореклама это универсальный инструмент формирования спроса и предложения, воздействия на экономику и политику цен, на развитие и стимулирование производства товаров, на индустрию предоставляемых услуг. Вместе с тем, это уникальная форма искусства, основная задача хорошего фотографа - овладеть приемами контроля тех психических процессов деятельности человека, которые имеют непосредственное влияние на эмоции и решения зрителя.

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.