Научная статья на тему 'Коллаж: история и современное образование'

Коллаж: история и современное образование Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1807
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллаж: история и современное образование»

Дизайн в культуре

М. В. Асалханова

Коллаж: история и современное образование

Сегодня об истории дизайна можно говорить как об одной из составляющей истории искусств. И летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рамки, становится сопоставимой с традиционной историей градостроительства, архитектуры, живописи, декоративноприкладного искусства, театра и, в целом, с опытом всего мирового художественного наследия.

В числе учебных заданий по дисциплинам «Проектирование костюма», «Проектирование» (раздел «Сценография») на разных этапах обучения у студентов-дизайнеров: выполнение работ в технике коллажа. Коллаж (фр. Collage - буквально наклеивание) - технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приемом. Одно из распространенных мнений: как метод создания композиции изобретен Ж. Браком и П. Пикассо в период расцвета кубизма. Коллаж сыграл решающую роль в развитии искусства художественной техники ХХ в., особенно футуризма, дадаизма и сюрреализма (как один из вариантов подбора фактур). Сегодня фактура (фактура от лат. facture - обработка поверхности) - строение какого-либо материала, главенствует в живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве, в дизайнерских разработках. В проектах будущих и профессиональных дизайнеров привычно знакомые тканые материалы смело комбинируются с неткаными и, на первый взгляд, с абсолютно несовместимыми и «несочетаемыми» вариантами. Металл, дерево, пластмасса, керамика, латекс могут сочетаться с бумагой (газетные вырезки, денежные купюры, упаковки), с кожей, мехом и текстилем.

Перед преподавателем стоит непростая задача - расширить представления учащихся о таких понятиях, как «коллаж», «фактура в коллаже»; показать их композиционно-художественные, содержательно-смысловые возможности в раскрытии художественной идеи. Слова, написанные кинорежиссером А.Тарковским о коллажах

С. Параджанова, очень точно определяют возможности такого метода работы: «между замыслом и исполнением нет разницы - он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале... творческого процесса, доходит до результата не распле-

135

скавшись» (Безменова К.В. Коллаж - творческий метод художников ХХ века // Русский Авангард 1910-1920-х годов, проблема коллажа. М.: Наука, 2005, C. 338).

Художники использовали коллаж не только для создания предметных композиций, но и для решения пластических задач формообразования, композиционного решения и необходимой колористической гаммы произведения.

В России в технике коллажа работали А. Лентулов, Л. Попова, В. Ермолаева, В. Лебедев, М. Ларионов, Н. Гончарова, Ю. Анненков и др. А. Родченко называл свои коллажи-работы (1914) «натюрмортами». По мнению художника, общее между коллажом как способом работы и натюрмортом - это возможность свободно перемещать незафиксиро-ванные объекты, меняя таким образом «угол зрения» на постановку (Лаврентьева Е.А. Материал и фактура в коллаже // Русский Авангард 1910-1920-х годов, проблема коллажа. М.: Наука, 2005. С. 317).

Уже в начале ХХ в. коллаж становится одним из педагогических приемов обучения в художественных объединениях. Практическое направление некоторых исследований в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), заключалось, в частности, в создании опытных коллажных образцов или копий («работа в системе того или иного художника»).

Современным студентам учебное задание «Коллаж» позволяет решить многие проблемы: избавляет от боязни чистого листа; воспитывает вкус; развивает чувство меры по принципу «необходимое и достаточное»; активизирует, стимулирует композиционное и пространственное мышление.

Одна из главных задач проектирования в дизайне - создание формы. Коллажные технологии предоставляют дополнительные возможности анализа зависимости формы от эстетических и механических свойств тех или иных материалов (плотность, упругость, растяжимость и др.); оценки единства композиционного построения (объемность, массивность, пластику, динамику, соразмерность форм, линий).

Основные аспекты и проблемы проектирования решаются также и в параллельных дисциплинах художественных, искусствоведческих и конструкторско-технологических циклов. В связи с этим, коллажи полезны еще и тем, что для их выполнения студентам необходимо применить и возможно дополнить собственные знания по цветоведению, живописи, композиции, материаловедению, художественной обработке тканей и т. д. Таким образом, подобные задания, составленные по принципу «от простого к сложному», структурируют весь объем полученных знаний учащихся на каждом из этапов обучения.

136

Автор «Искусства формы» И. Иттен пишет: «В 1919 году цели и направления деятельности школы Баухауса были еще мало кому известны и изложены только в Манифесте, опубликованном В. Гро-пиу-сом. В этом Манифесте говорилось: "Конечная цель всякого художественного творчества - созидание. Мы все - архитекторы, скульпторы, живописцы, должны все вернуться к ремеслу... Не существует принципиального различия между художником и ремесленником, художник - это ремесленник более высокого класса. Без ручного труда не может обойтись ни один художник. Для него это источник творческих сил"» (Иттен Ио. Искусство формы: Мой фор-курс в Баухаусе и других школах. М.: Издатель Д. Аронов, 2006.

С. 33). Ручное исполнение учебных коллажных работ формирует у будущих специалистов профессиональный стержень, создает базу для овладения профессией, дает возможность дальнейшего творческого развития. Это особенно (!) актуально в наше время, когда проекты будущих и профессиональных дизайнеров почти полностью исполняются на компьютере и ремесленные навыки художников часто остаются невостребованными. Подобные задания позволяют учащимся восполнить этот пробел.

В учебном процессе выделяются несколько коллажных приемов. Один из них - использование плоскостного однофактурного варианта (например, тканей разного качества - от нежных кружев до грубых холстин; бумаги - белой и цветной, крафта, типографской печатной продукции), или плоскостного многофактурного коллажа, когда из неожиданного сочетания и смешения (пластиков, металла, дерева, бумаги, тканей) рождается новый, разнообразный по фактуре и элементам художественный образ.

Другой прием - коллаж в объемном решении. В композициях используются готовые детали и предметы в качестве реальных объектов (в эскизах костюмов, например, могут появиться настоящие воротники, манжеты, карманы, фрагменты застежек, молний, заклепки, люверсы, пуговицы, бусины и т. д.). В объемных вариантах (в работах с материалами, имеющими определенную толщину, вес и вещественную структуру - картон, пластмассы) студенты могут акцентировать внимание на четких границах и плоскостях. Или, наоборот, использовать другие свойства материалов (газ, шифон, тюль, полиэтилен): тонкость, легкость, воздушность, прозрачность. Возможность многократного наслоения крупных и мелких фрагментов этих тканых и нетканых материалов в коллаже производит впечатление стремительных кистевых мазков, живописных пятен и лессировок.

Тесная взаимосвязь и взаимопроникновение понятий «дизайн» и «театр» подтверждается всей историей культуры и искусства.

137

Элементы театрального искусства, как известно, активно применялись в педагогике Баухауса. В педагогической системе и учебных планах этой школы нового типа сценическому искусству отводилась наиважнейшая синтезирующая функция. И не менее существенная, чем в архитектуре!

В качестве наглядных примеров использования коллажа и фактур интересна сценография некоторых спектаклей. Как технический прием коллаж уже давно нашел свое применение в сценическом дизайне и в технологии производства театральных костюмов и декораций.

Многие эксперименты и нововведения в сценическом дизайне (вошедшие в историю не только отечественного, но и мирового театрального искусства), были осуществлены русскими художниками.

В 1920-е годы в эскизы для спектакля В. Мейерхольда, кроме традиционных гуашевых красок, туши и лака, Л. Попова добавила тканевые и бумажные фрагменты. Стоит отметить, что Л. Попова в свое время была также автором коллажей-эскизов для рисунков-образцов некоторых промышленных тканей (орнаментов, вышивок и аппликаций).

Благодаря коллажным разработкам А. Веснина для спектакля «Федра» Ж. Расина (Камерный театр, 1922 г.) (Камерный театр и его художники. Издание Всероссийского театрального общества. М., 1934), устоявшимся классическим законом было найдено новое выражение на сцене. Известны фактурные эскизы - коллажи братьев В. и Г. Стенбергов к спектаклю этого же театра «Святая Иоанна» Б. Шоу (1924).

Н. Гончарова, А. Экстер вводили в нарисованные красками эскизы костюмов кусочки и фрагменты различных тканей. Кроме выставочной ценности и значимости этих работ, в процессе выпуска спектакля, они становились еще и полезным техническим документом, подробным указанием для портних. Эскиз Н. Гончаровой «Архангел» к балету-мистерии «Литургия» (1915-1916) создан из мелких кусочков ткани, фольги, цветной бумаги, красок и графитных карандашей. У М. Ларионова в такой же технике выполнены эскизы к балетному спектаклю «Полуночное солнце».

Фактура-«биография», фактура как вещь «пострадавшая и наработавшая душу» (Савицкая О.В. Фактура и время // Петербургский театральный журнал. 1997. № 14), многословная и многодельная фактура, рожденная техникой коллажа, используется в уже классической «Истории лошади» (художник-постановщик Э. Кочергин). Этот же подход к фактурности применяется в одной из последних постановок «Бориса Годунова» на сцене Большого театра России («седая», почти истлевшая фактура одежд Годунова как «следы времени»).

138

Принцип эскизной коллажности сохранился и в опере «Петр Великий» А.-Э.-М. Гретри (современная сценическая версия театра «Геликон-опера», художник по костюму Т. Тулубьева). В стильных костюмах этого спектакля готовые или специально окрашенные ткани (льняные, парчовые, шелковые, джинсовые, брейкерные и пр.) соседствуют с порой неожиданными (например, банерными) мате-риа-лами, металлической фурнитурой (люверсами, застежками и т. д.).

В другом спектакле этого же театра «Сибирь», Т. Тулубьева переносит коллажную эскизность в готовые костюмы, применяя сочетание ручной росписи тканей акриловыми красками с принтами, компьютерной печатью на тканях.

Коллажные многофактурные технологии помогают студентке Т. Боднарчук (факультет философии, культурологии и искусства ЛГУ имени А.С. Пушкина; руководитель - Асалханова М.В.) в работе над созданием авторской коллекции молодежной одежды по мотивам русского народного костюма. На поисковом, подготовительном этапе коллаж идеально передает авторское решение коллекции: новое воплощение русской старины и сказки; творческое преображение подлинного народного платья; органическое взаимопроникновение и взаимодополнение элементов современной и народной одежды (варианты современного и исторического кроя, многодельные фактурные набойки, роспись, вышивки).

Давая ощущение внутренней свободы и возможность создания «новой реальности», коллаж постепенно превращается в самостоятельный полноценный вид художественного творчества.

Как уже отмечалось выше, многие художники (и дизайнеры здесь не исключение) в своем творчестве обращаются к синтезу различных видов искусства. Такое стирание четких стилистических, жанровых границ в творчестве требует нового и более динамичного метода работы. И такие учебные задания, составленные по авторским методическим разработкам, как коллаж-«метод» и коллаж-произведение» становятся необычайно актуальными и востребованными.

Б. Ю. Анушин

Древнегреческий ордер

Культура Древней Греции оказывает огромное влияние на воспитание человека. Её значение давно переросло рамки национальной культуры, а архитектура стала неким образцом гармонии и совершенства. Поэтому крайне актуально, обучая студентов художественных вузов, вновь обратиться к великим произведениям зодчих - Иктина, Калликрата, Мнесикла. Одним из наиболее

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.