Научная статья на тему 'Количественные показатели подготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища в 1968-1993 гг.'

Количественные показатели подготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища в 1968-1993 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Прибайкалья / пожарное дело / курсанты-пожарные / профессиональная подготовка / пожарное училище / тушение пожаров / выпуск специалистов / пожарное образование / система подготовки / поготовка специалистов / the training system / fire education / graduation of specialists / extinguishing fires / fire fighting school / fire fighting / cadets are firefighters / professional training / the history of the Baikal region / training of specialists

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барановский Андрей Валерьевич

Предметом исследования научной статьи, являются особенности процесса подготовки пожарных кадров на базе Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР в период деятельности данного учебного заведения с 1968 по 1993 гг. на территории Иркутской области. В настоящей публикации на основе ранее не опубликованных и не введенных в научный оборот архивных материалов исследуются исторические данные относительно количественных изменений в комплектовании и подготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища за период своей образовательной деятельности. Автором рассмотрены вопросы организации вступительных испытаний для поступающих абитуриентов, отмечены значимые события в образовательной деятельности курсантов, а также обобщены данные по количеству окончивших обучение специалистов. В статье были выявлены особенности образовательного процесса на базе училища, позволившие сформировать профессиональный кадровый состав пожарных в регионах Сибири и Дальнего Востока. Методология исследования включает в себя конкретно-исторический подход (М.В. Астахов, И.Д. Ковальченко, В.Ф. Коломийцев, А.П. Пронштейн и т.д.), а также обобщение, сравнение, синтез, классификацию, конкретизацию; анализ архивных документов, законодательства и научной литературы; ретроспективный анализ; метод исторических аналогий. Новизна данной научной статьи заключается в том, что при проведении научного исследования выявлены и обобщены историко-педагогические источники, архивные данные, подробно описывающие историю становления и развития структуры комплектования училища курсантами, а также подробный отчёт о количественно-качественных показателях выпускников пожарного училища по годам выпуска. Проведённое исследование представляет интерес для широкого круга читателей, так как изучение учебной деятельности училища, структурно-организационные мероприятия по набору и выпуску специалистов пожарных является очень важной составляющей в изучении становления и развития ведомственного образования системы МВД СССР на территории Прибайкалья в XX веке рассмотрен перечень руководителей данных структурных подразделений на этапе становления и развития Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative indicators of the training of cadets of the Irkutsk Fire Technical School in 1968-1993

The subject of the research of the scientific article is the peculiarities of the process of training firefighters on the basis of the Irkutsk Fire Technical School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR during the period of activity of this educational institution from 1968 to 1993 on the territory of the Irkutsk region. In this publication, on the basis of previously unpublished and not introduced into scientific circulation archival materials, historical data on quantitative changes in the recruitment and training of cadets of the Irkutsk Fire Technical School during the period of their educational activities are investigated. The author considers the issues of organizing entry examinations for incoming applicants, notes significant events in the educational activities of cadets, and summarizes data on the number of specialists who have completed training. The article identifies the features of the educational process on the basis of the school, which allowed the formation of a professional staff of firefighters in the regions of Siberia and the Far East. The research methodology includes a concrete historical approach (M.V. Astakhov, I.D. Kovalchenko, V.F. Kolomiytsev, A.P. Pronstein, etc.), as well as generalization, comparison, synthesis, classification, concretization; analysis of archival documents, legislation and scientific literature; retrospective analysis; method of historical analogies. The novelty of this scientific article lies in the fact that during the scientific research, historical and pedagogical sources, archival data describing in detail the history of the formation and development of the cadet recruitment structure of the school, as well as a detailed report on the quantitative and qualitative indicators of graduates of the fire school by year of graduation were identified and summarized. The conducted research is of interest to a wide range of readers, since the study of the educational activities of the school, structural and organizational measures for the recruitment and graduation of firefighters is a very important component in the study of the formation and development of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in the territory of the Baikal region in the XX century. The list of heads of these structural divisions at the stage of formation and development of the Irkutsk Fire Technical School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR is considered.

Текст научной работы на тему «Количественные показатели подготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища в 1968-1993 гг.»

Исторический журнал: научные исследования

Правильная ссылка на статью:

Барановский А.В. Количественные показатели подготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища в 1968-1993 гг. // Исторический журнал: научные исследования. 2024. № 3. DOI: 10.7256/24540609.2024.3.70386 EDN: KHASQN URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=70386

Количественные показатели подготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища в 1968-1993 гг.

Барановский Андрей Валерьевич

преподаватель, кафедра физической подготовки, Восточно-Сибирский институт МЗД России 664035, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 148

И [email protected] Статья из рубрики "Исторические факты, события, феномены"

DOI:

10.7256/2454-0609.2024.3.70386

EDN:

KHASQN

Дата направления статьи в редакцию:

07-04-2024

Дата публикации:

02-05-2024

Аннотация: Предметом исследования научной статьи, являются особенности процесса подготовки пожарных кадров на базе Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР в период деятельности данного учебного заведения с 1968 по 1993 гг. на территории Иркутской области. В настоящей публикации на основе ранее не опубликованных и не введенных в научный оборот архивных материалов исследуются исторические данные относительно количественных изменений в комплектовании и подготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища за период своей образовательной деятельности. Автором рассмотрены вопросы организации вступительных испытаний для поступающих абитуриентов, отмечены значимые события в образовательной деятельности курсантов, а также обобщены данные по количеству

окончивших обучение специалистов. В статье были выявлены особенности образовательного процесса на базе училища, позволившие сформировать профессиональный кадровый состав пожарных в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Методология исследования включает в себя конкретно-исторический подход (М.В. Астахов, И.Д. Ковальченко, В.Ф. Коломийцев, А.П. Пронштейн и т.д.), а также обобщение, сравнение, синтез, классификацию, конкретизацию; анализ архивных документов, законодательства и научной литературы; ретроспективный анализ; метод исторических аналогий. Новизна данной научной статьи заключается в том, что при проведении научного исследования выявлены и обобщены историко-педагогические источники, архивные данные, подробно описывающие историю становления и развития структуры комплектования училища курсантами, а также подробный отчёт о количественно-качественных показателях выпускников пожарного училища по годам выпуска. Проведённое исследование представляет интерес для широкого круга читателей, так как изучение учебной деятельности училища, структурно-организационные мероприятия по набору и выпуску специалистов пожарных является очень важной составляющей в изучении становления и развития ведомственного образования системы МВД СССР на территории Прибайкалья в XX векеРассмотрен перечень руководителей данных структурных подразделений на этапе становления и развития Иркутского пожарно- технического училища МВД СССР.

Ключевые слова:

история Прибайкалья, пожарное дело, курсанты-пожарные, профессиональная подготовка, пожарное училище, тушение пожаров, выпуск специалистов, пожарное образование, система подготовки, поготовка специалистов

Деятельность Иркутского пожарно-технического училища по подготовке специалистов среднего командного звена для подразделений пожарной охраны МВД СССР и Российской Федерации осуществлялась в период с 1968 по 1993 гг.

В контексте изучения данной темы вызывают интерес научные работы М.Н. Агапитова,

С.Н. Чащина, В.В. Черных[1, 2 3 8] - представителей научного сообщества Иркутской области, изучавших исторические аспекты становления и развития ведомственного образования правоохранительных органов и военных организаций на территории Сибирского региона в Х1Х-ХХ в.

Методология исследования включает в себя конкретно-исторический подход (М.В. Астахов, А.П. Пронштейн и т. д.) а также обобщение, сравнение, синтез, классификацию, конкретизацию; анализ архивных документов, законодательства и научной литературы;

ретроспективный анализ; метод исторических аналогий 7].

Основной целью данной научной статьи, является историческое обобщение практической деятельности Иркутского пожарно-технического училища, в вопросах комплектования училища курсантами их обучения и выпуска молодых специалистов для территориальных подразделений пожарной охраны, за период своей учебно-профессиональной деятельности.

Важно отметить, что к периоду создания пожарного училища на территории г. Иркутска в 1968 г., на территории СССР действовали:

1. Высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР (г. Москва, РСФСР);

2. Ленинградская высшая пожарно-техническая школа МВД СССР (г. Ленинград, РСФСР);

3. Ивановское пожарно-техническое училище МВД СССР (г. Иваново, РСФСР);

4. Свердловское пожарно-техническое училище МВД СССР (г. Свердловск, РСФСР);

5. Львовское пожарно-техническое училище МВД СССР (г. Львов, УССР);

6. Харьковское пожарно-техническое училище МВД СССР (г. Харьков, УССР).

Учитывая географическое расположение самого восточного учебного заведения пожарной охраны к 1968 г. на территории РСФСР в г. Свердловске (ныне г. Екатеринбург), стоит отметить что на период конца 1960-х гг. возникла острая нехватка квалифицированных специалистов для территориальных подразделений пожарной

охраны МВД СССР, дислоцированных на территориях Сибири и Дальнего Восток [1, 9 сВ целом учитывая специфику промышленного и экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока в общем и территории Прибайкалья в частности, идея о создании Иркутского пожарно-технического училища возникла ещё в 1932 г.

Н о возможность реализовать данную идею появилась только в 1961 г, в связи с решением постановления Совета Министров РСФСР. При этом претендентами на создание пожарно-технического училища помимо г. Иркутска, были г. Омск, г. Красноярск, г. Хабаровск и Владивосток.

Выбор г. Иркутска в создании на его территории пожарно-технического училища был вполне очевиден. Во-первых на территории г. Иркутска к периоду конца 1960-х гг., действовала разветвлённая образовательная система учебных заведений средне-специального и высшего-технического звена, что обуславливало возможность, на этапе становления обеспечить комплектование пожарно-технического училища кадрами с техническим образованием из числа местных работников.

Во-вторых г. Иркутск имел удобное географическое расположение, находясь равноудалённо как от терриории Урала, так и Дальневосточного региона страны, что обеспечивало равномерный приток абитуриентов к месту учёбы.

В-третьих г. Иркутск являлся важным транспортым узлом, имеющем на своей территории аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал и.тд. Данный фактор обеспечивал удобную логистическую составляющую в передвижении.

В-четвёртых принципиальная позиция начальника управления пожарной охраны УВД по Иркутской области полковника внутренней службы К.Н. Шейчика, который на уровне главного управления пожарной охраны МВД СССР смог отстоять позиции г. Иркутска, как места создания нового пожарно-технического училища.

Надо отметить, что к выбору площадки для строительства и проектированию зданий имел прямое отношение начальник Ленинградского пожарно-технического училища, полковник М.П. Захаров. Начало строительства зданий и корпусов Иркутского пожарно-

технического училища началось в 1965 г. и было окончено в 1968 г. [6, с 6].

26 марта 1968 г. по приказу Министерства охраны общественного порядка СССР № 0117 было образовано Иркутское пожарно-техническое училище. В конце 1968 г. при

очередной реорганизации Министерства охраны общественного порядка, ему было возвращено прежнее название Министерство внутренних дел отменённое в 1960 г. [5, сДанная реорганизация всецело повлияло на изменения в названиях структурных подразделений входящих в состав министерства в целом и Иркутского пожарно-технического училища в частности

Первым начальником Иркутского пожарно-технического училища был назначен инженер-майор А.П. Алифанов, в этой должности он прослужил до 1978г.

Комплектование Иркутского пожарно-технического училища переменным составом курсантов осуществлялось ежегодно в летне-осенний период. Регионами комплектования училища абитуриентами, были территориальные подразделения пожарной охраны из Сибири и Дальнего Востока.

Например в компании по поступлению абитуриентов 1970 г. в Иркутское пожарно-техническое училище на очную форму обучения можно выделить следующие этапы:

- Июль 1970 г., создание экзаменационной комиссии для приёма вступительных экзаменов от кандидатов поступающих на 1-курс училища. В состав приёмной комиссии вошли: А.П. Алифанов (начальник Иркутского пожарно-технического училища), а также представители служб и отделов училища: И.В. Дёгтев, С.С. Зырянов, Б.В. Оносов, В.А. Карпов, Н.А. Трещёв, Е.И Хмельницкий, М.А. Деревсков, В.В. Лыхин.

Для приёма вступительных экзаменов, были созданы экзаменационные комиссии в с о с та в е :

По математике (устно):

Первая комиссия: В.В. Лыхин, О.К. Тарнопольская. Вторая комиссия: Л.П. Березиков, В.А. Камлов. По русскому языку и литературе письменно (сочинение)

1-й экзаменатор: Е.Д. Горин.

2-й экзаменатор: Э.Н. Назаров.

Также рассматривая организационные элементы в подготовке проведения мероприятий по поступлению абитуриентов важно отметить, что отделом кадров училища были подготовлены списки групп кандидатов на поступление (из расчёта 30 чел. в группе). А также были оформлены учебные дела установленной формы с фотокарточкой поступающих. На основании данных документов, по представлению сотрудника-куратора училища абитуриент допускался к сдаче вступительных экзаменов.

- Август 1970 г., с целью изучения профессиональных качеств и психологических особенностей поступающих на учёбу кандидатов, а также проведения воспитательной работы, за группами абитуриентов были закреплены сотрудники училища из числа лиц преподавательского и начальствующего состава:

1 гр. майор К.И. Хмельницкий; 8 гр. лейтенант А.Д Зарецкий;

2 гр. лейтенант Г.К. Картавцев; 9 гр. майор Б.В. Оносов;

3 гр. капитан А.Н. Арзамазов; 10 гр. капитан Ю.С. Черепанов;

4 гр. лейтенант В.Г. Воробьёв; 11 гр. капитан Н.А. Трещёв;

5 гр. лейтенант М.П. Пономаренко; 12 гр. лейтенант А.Ф. Суслов;

6 гр. лейтенант Л.Л. Голубь; 13 гр. лейтенант Е.А. Столяров.

7 гр. лейтенант А.В. Евдокимов;

Учитывая численность каждой группы в 30 абитуриентов, общая численность кандидатов на поступление в Иркутское пожарно-техническое училище в 1970 г. составила 390 человек.

Также важным подготовительным этапом перед поступлением кандидатов, было прохождение обязательной повторной медицинской комиссии в стенах Иркутского пожарно-технического училища. В состав комиссии входили девять медицинских работников по направлениям: дерматолог, терапевт, хирург, стоматолог, окулист, отоларинголог, психотерапевт, невропатолог, фельдшер-секретарь. По результатам прохождения данной медицинской комиссии абитуриенты получали разрешение на прохождение вступительных испытаний.

- Сентябрь 1970 г., сдача вступительных экзаменов кандидатами на загородной базе в пос. «Московщина».

30 сентября 1970 г., состоялось зачисление на 1 курс Иркутского пожарно-технического училища 196 абитуриентов. 194 кандидата не прошедшие вступительные испытания убыли по местам дислокации комплектующих подразделений.

Подобный алгоритм проведения вступительных компаний в Иркутское пожарно-техническое училище проводился на постоянной основе в период деятельности данного учебного заведения.

Отслеживая учебную деятельность курсантов Иркутского пожарно-технического училища набора 1970 г., важно отметить, что после трёхлетнего периода обучения, 30 июня 1973 г. из стен училища выпустилось 173 молодых специалиста. Решением Государственной квалификационной комиссии выпускникам была присуждена квалификация «Пожарный техник». А также приказом МВД СССР присвоены звания техник-лейтенант.

Всем выпускникам училища были выданы нагрудные знаки установленного образца с отметкой в дипломах.

Двое выпускников училища:

- техник-лейтенант В.М. Зворыгин;

- техник-лейтенант М.К. Колосов:^10!

За успехи в учёбе и безупречную дисциплину занесены на «Доску почёта» Иркутского пожарно-технического училища.

Практика выпуска специалистов осуществлялась в стенах Иркутского пожарно-технического училища 23 раза в период с 1971 по 1993 гг.

За годы своей образовательной деятельности с 1968 по 1993 гг. в Иркутское пожарно-техническое училище на очную форму поступили и закончили обучение по годам следующее количество курсантов:

поступило: выпустилось:

- 190

- 193

- 196

- 194 1971

- 187 1972

- 201 1973

- 196 1974

- 172 1975

- 184 1976

- 196 1977

- 198 1978

- 186 1979

- 195 1980

- 193 1981

- 189 1982

- 194 1983

- 190 1984

- 190 1985

- 311 1986

- 267 1987

- 239 1988

- 284 1989

- 215 1990

- 186 1991

- 231 1992

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 152 (первый выпуск)

- 179

- 173

- 161

- 155

- 152

- 156

- 156

- 157

- 156

- 173

- 166

- 179

- 171

- 159

- 186

- 155

- 270

- 226

- 171

- 215

- 226

160 (последний выпуск

Итоговые показатели по общему количеству поступивших на обучение в Иркутское пожарно-техническое училище абитуриентов в период с 1968 по 1993 гг. составило -5531 курсантов.

За период с 1971 по 1993 гг. обучение в Иркутском пожарно-техническом училище закончили - 4054 курсанта. Из них с отличием обучение окончили 54 курсанта. 5

курсантов за период учебной деятельности училища были награждены государственными наградами, медалями "За отвагу на пожаре".

За период учебной деятельности училища 1477 курсантов были отчислены по причинам нарушения служебной дисциплины, не успеваемости, по собственному желанию и т.д.

В 1993 г. Иркутское пожарно-техническое училище прекратило свою учебную деятельность и вошло в состав Иркутской высшей школы МВД Российской Федерации, в качестве факультета пожарной безопасности.

Подводя итог деятельности Иркутского пожарно-технического училища в подготовке специалистов для практических подразделений пожарной охраны, стоит отметить, что вклад который внесло данное учебное заведение в обеспечение пожарной безопасности регионов Сибири и Дальнего Востока носило важнейший стратегический характер. И по мнению автора данной научной статьи, вопрос о воссоздании подобного учебного заведения на территории Сибирского региона должен обсуждаться и воплощаться в жизнь, учитывая современные реалии опасности пожаров и чрезвычайных ситуаций.

Библиография

1. Агапитов М.Н. ИПТУ 25 памятных лет. Иркутск. Изд-во: Оперативная типография «На Чехова», 2003. 129 с.

2. АГапИтоВ М.Н. Конечная остановка, страницы истории (воспоминания). Иркутск. Изд-во: Оперативная типография «На Чехова», 2013. 39 с.

3. АГаПИТоВ М.Н., ЧащИН С.Н. Пожарное дело в истории освоения и развития Восточной Сибири (1661-1950). Иркутск. Изд-во: Оперативная типография «На Чехова», 2006. 504 с.

4. АстаХоВ М.В. Основы системного понимания исторического процесса. Самара. Изд-во: Самарский государственный университет, 2009. 172 с.

5. Васильев М.А. Становление Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР: историко-педагогическая ретроспектива // Современное образование. Москва. Изд-во: «Нота Бене» 2020. - № 1. - С. 1-7.

6. ДереВскоВ М.А. Памятное и пламенное: к 30-летию Иркутского пожарно-технического училища и к 5-летию Иркутской высшей школы // Вестник Иркутской высшей школы МВД России. - № 4. Иркутск: Изд-во: «ВСИ МВД России», 1998.С. 5-8.

7. ПроНШТейН А.П. Методика исторического исследования. Ростов. Изд-во: Ростовского университета, 1971. 468 с.

8. Черных В.В. История пожарного дела Иркутской области (1800-1990-е гг.). Иркутск. Изд-во: «ВСИ МВД России», 1998. 223 с.

9. ЧерНоВ А.В. История подготовки кадров пожарной охраны Сибири и Дальнего Востока. // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России, юбилейный выпуск (1993-2008). Иркутск. Изд-во: «ВСИ МВД России», 2008. С. 22-30.

10. Архив Восточно-Сибирского института МВД России (АВСИ МВД РФ). Ф. 74 Оп. 1. Д. 1. Л.146, 156, 180,187. Ф. 93 Оп. 1. Д. 1. Л.136-138.

11. Архив Восточно-Сибирского института МВД России (АВСИ МВД РФ). Ф. 69 Оп. 1. Д. 1. Л. 99; Ф. 74 Оп. 1. Д. 1. Л. 188; Ф. 83 Оп. 1. Д. 1. Л. 88, 126; Ф. 87 Оп. 1. Д. 1. Л. 85-197.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

О том насколько важной является работу по предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций говорит хотя бы повседневная деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Поэты, произаки, другие деятели культуры воспевают пожарных, работников правоохранительных органов, спасателей.

Но вместе с тем развитие современных служб быстрого реагирования невозможно без переосмысления предшествующего опыта.

Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является подготовка курсантов Иркутского пожарно-технического училища в 1968-1993 гг. Автор ставит своими задачами показать географию пожарно-технических училищ в середине 1960-х гг., выявить причины создания пожарно-технического училища в Иркутске, проанализировать количественные данные подготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища. Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать количественные

показателиподготовки курсантов Иркутского пожарно-технического училища в 19681993 гг.

Научная новизна определяется также привлечением архивных материалов. Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его разносторонность: всего список литературы включает в себя 11 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором источников отметим документы из фондов Восточно-Сибирского института МВД России. Из используемых исследований укажем на работы М.А. Васильева и М.А. Деревскова, в центре внимания которых находятся различные аспекты изучения истории Иркутского пожарно-технического училища. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по её теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих пе ре д а в тором з а да ч.

Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется, как историей пожарно-технического образования, в целом, так и Иркутским пожарно-техническим училищем, в частности. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.

Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что регионами комплектования Иркутского пожарно-технического училища абитуриентами были территориальные подразделения пожарной охраны из Сибири и Дальнего Востока. Автор показывает, что за период деятельности училища в него поступило 5531 курсантов, а выпустилось 4054 курсанта. Автор обращает внимание на стратегический характер деятельности училища, поскольку за Уралом это было единственное учебное заведение пожарной охраны. Главным выводом статьи является то, что

"вопрос о воссоздании подобного учебного заведения на территории Сибирского либо Дальневосточного региона должен обсуждаться и воплощаться в жизнь, учитывая современные реалии опасности пожаров и чрезвычайных ситуаций".

Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах. В то ж е в ре мя к с та тье е с ть з а ме ч а ния :

1) Автор излишне тяготеет к описательности. Следует показать, почему площадкой для

училища был выбран именно Иркутск, а деятельности училища в 1993 г.

2) Необходимо дополнить количественный количество выпускников получило дипломы с

3) Следует вычитать текст, так, у автора советского союза".

После исправления указанных замечаний публикации в журнале "Исторический журнал

также обозначить причины прекращения

анализ, так автор не показывает какое отличием и т.д. значится: "Сибири и Дальнего Востока

статья может быть рекомендована для : научные исследования".

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования обозначен в названии и разъяснен в тексте статьи. Методология исследования. При работе над статьей автор опирался на конкретно-исторических подход. Кроме того, в работе применены анализ, синтез, обобщение, конкретизация, анализ архивных документов, научной литературы, законодательных документов; ретроспективный анализ; метод исторических аналогий.

Актуальность исследования обусловлена тем, что для борьбы с таким стихийным бедствием как пожары, наносящие колоссальный ущерб народному хозяйству, природе и людям необходимы наряду с техническими средствами борьбы с пожаром готовить высококвалифицированных специалистов. От умения, квалификации, мужества специалистов пожарного дела зависит как будет организовано тушение пожара, а также профилактическая работа по предотвращению пожаров. Социально-экономическое развитие региона Сибири и Прибайкалья в 1930-е годы требовало подготовки кадров для борьбы с пожарами, а в 1960-е годы, отмечает автор статьи, возникла «острая нехватка квалифицированных специалистов для территориальных подразделений пожарной охраны МВД СССР, дислоцированных на территориях Сибири и Дальнего Востока». Острую нехватку кадров в этом регионе не могли решить, расположенные в основном в европейской части страны учебные заведения, необходимость подготовки кадров по пожаротушению в Сибири было очевидно. Потому в 1968 г . по приказу Министерства охраны общественного порядка СССР № 0117 было образовано Иркутское пожарно-техническое училище (в 1968 г. Министерство охраны общественного порядка вновь стало Министерством внутренних дел). Актуальность темы статьи очевидна, актуально также изучение вопроса о количестве специалистов подготовленных данным учебным заведением в исследуемый период времени с точки зрения проблем в пожарном деле в настоящее время и определения необходимого количества специалистов в современный период.

Научная новизна статьи определяется подстановкой проблемы и задач исследования. Научная новизна также определяется тем, что в статье всестороннее изучено как шла подготовка специалистов пожарного дела, дан их количественный анализ в исследуемый период.

Стиль, структура, содержание. Стиль статьи в целом можно отнести к научному, но доступному не только специалистам, но и широкому кругу читателей, всем, кого интересует организация пожарного дела в Сибири и вопросы подготовки специалистов по пожарному делу в Иркутском пожарно-техническом училище в 1968-1993 годы. Структура работы направлена на достижение цели статьи и показать Деятельность Иркутского пожарно-технического училища, в вопросах привлечения молодели в данное учебное заведения их обучения и подготовки специалистов для территориального

подразделения пожарной безопасности, расположенных в Сибири за исследуемый период (1968-1993 годы). В тексте статьи много интересных данных о численности выпускников, о числе отчисленных по неуспеваемости или поведения, численности тех, кто с отличием окончил училище, о преподавателях, об экзаменах и т.д. Раскрыт вопрос почему именно в Иркутске было решено открыть данное училище и другие интересные вопросы. Текст статьи логично выстроен и последовательно изложен.

Библиография статьи состоит из 11 источников (9 из них это работы по теме и смежным темам), а также архивные документы из Архива Восточно-Сибирского института МВД России (АВСИ МВД РФ), часть из которых впервые вводится в научный оборот. Апелляция к оппонентам. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации и проведенного анализа по теме исследования.

Выводы, интерес читательской аудитории. Статья написана на актуальную тему, выводы объективны и она не останется без внимания специалистов и всех, кто интересуется вопросами подготовки специалистов для подразделений пожарной охраны в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.