Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Васильев М.А — Историко-педагогические аспекты формирования пожарного образования Прибайкалья в 60 -70 гг. XX века // Исторический журнал: научные исследования. - 2024. - № 1. DOI: 10.7256/24540609.2024.1.69499 EDN: QDCWGC URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=69499
Историко-педагогические аспекты формирования пожарного образования Прибайкалья в 60 -70 гг. XX века
Васильев Михаил Александрович
старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД
России
664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
Статья из рубрики "История науки и техники"
DOI:
10.7256/2454-0609.2024.1.69499
EDN:
QDCWGC
Дата направления статьи в редакцию:
31-12-2023
Дата публикации:
19-01-2024
Аннотация: Предметом исследования научной статьи, являются особенности процесса формирования учебно-педагогической базы в учебных заведениях пожарной охраны МВД СССР в 60-70 гг. XX века на территории Иркутской области. Даётся краткий анализ трансформации структурных подразделений учебно-педагогической направленности, а также указывается перечень руководителей учебных циклов и кафедр, на этапе становления и развития Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР, а также Иркутского филиала высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР. Методология исследования включает в себя конкретно-исторический подход (М.В. Астахов, И.Д. Ковальченко, В.Ф. Коломийцев, А.П. Пронштейн и т.д.), а также обобщение, сравнение, синтез, классификацию, конкретизацию; анализ архивных документов, законодательства и научной литературы; ретроспективный анализ; метод
исторических аналогий. Новизна данной научной статьи заключается в том, что при проведении научного исследования выявлены и обобщены историко-педагогические источники, архивные данные, подробно описывающие историю становления и развития структуры учебно-методической базы в учебных заведений пожарной охраны МВД СССР. Проведённое исследование представляет интерес для широкого круга читателей, так как изучение учебно-педагогической, структурно-организационной деятельности в учебных заведениях пожарной охраны МВД СССР является очень важной составляющей в изучении становления и развития ведомственного образования системы МВД СССР на территории Прибайкалья в XX веке. В научной статье проанализированы особенности осуществления педагогической деятельности на этапе становления учебных заведений пожарного профиля. Рассмотрены примеры профессионального развития учебно-структурных единиц циклов и кафедр данных учебных заведений, с указанием преподаваемых учебных дисциплин. Рассмотрен перечень руководителей данных структурных подразделений на этапе становления и развития Иркутского пожарно-технического училища и Иркутского филиала высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР.
Ключевые слова:
учебный процесс, учебная программа, научный потенциал, МВД СССР,пожарная безопасность, учебный цикл, учебная кафедра, специальное образование, подготовка кадров, учебное заведение
Тематика исследования появления и развития системы профессионального пожарного образования на территории Иркутской области, в большей степени касается периода 6070 гг. XX века. Данный временной период обусловлен образованием на территории Иркутской области учебных заведений среднего и высшего образовательного звена пожарной охраны МВД СССР. Данными учебными заведениями были Иркутское пожарно-техническое училище МВД СССР, образованное в 1968 г., а также Иркутский факультет
высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР, образованный в 1978 г
Актуальность в появление на территории Иркутской области подобных учебных заведений, явилось показателем интенсивного развития экономического и промышленного потенциала не только территории Прибайкалья, но также всего Сибирского и Дальневосточного региона. Подобное развитие требовало подготовки высокопрофессиональных специалистов в области обеспечения пожарной безопасности, с учётом специфики данных регионов. Самым показательным примером, подтверждающим вышесказанное, является результаты комплектования абитуриентами Иркутского пожарно-технического училища в 1969 г.
- Группа № 1- Хабаровский край;
- Группа № 2 - Кемеровская область;
- Группа № 3 - Приморский край;
- Группа № 4 - Амурская область;
- Группа № 5 - Алтайский край;
- Группа № 6 - Красноярский край;
- Группа № 7- ОПО-2 г. Красноярска;
- Группа № 8 - Читинская область;
- Группа № 9 - Сахалинская область;
- Группа № 10 - Иркутская область;
- Группа № 11 - Бурятская АССР;
- Группа № 12 - ОПО-51 г. Омска, Якутская АССР, Тувинская АССР, Камчатский край Под «ОПО» понимаются отделы пожарной охраны по обслуживанию объектов оборонной промышленности, например (Красноярск - 45)
Общее количество кандидатов на поступление в Иркутское пожарно-техническое училище МВД СССР в 1969 г. составляло 319 абитуриентов направленных из регионов Сибири и Дальнего Востока на обучение.
Подобная территориальность в направлении слушателей наблюдалась и на примере Иркутский факультет высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР.
Приведённые факты указывали на востребованность в подготовке специалистов для системы пожарной безопасности МВД СССР.
Примечательно, что руководителем созданных практически с нуля учебные заведений, как Иркутское пожарно-техническое училище МВД СССР в 1968 г. и Иркутский факультет высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР в 1978 г., был полковник
внутренней службы Алифанов Александр Павлович-2!. Уникальность деятельности данного руководителя заключается в том, что благодаря его энергичности и целеустремлённости за короткий период, удалось создать мощный научно-педагогический потенциал.
Комплектование педагогическими кадрами и организация структуры педагогических коллективов в образованных учебных заведениях, по мнению автора научной статьи, является одной из сложнейших задач на этапе формирования образовательной организации. Особенно это касалось этапа формирования научно-педагогического коллектива Иркутское пожарно-техническое училище МВД СССР, как первопроходца в системе профессионального пожарного образования на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока
Для общего понимания системы педагогической деятельности Иркутское пожарно-техническое училище МВД СССР, стоит указать перечень учебных дисциплин преподаваемых в данном учебном заведении, на протяжении трёх лет обучения курсантов. Преподавание в училище осуществляло пять учебных циклов:
- Цикл общественно-политических и социально-экономических наук (Политическая экономия);
- Цикл пожарно-профилактических дисциплин (Электротехника, Специальная химия, Пожарная профилактика, Водоснабжение, Теплофизика);
- Цикл пожарно-технических дисциплин (Математика, Черчение, Техническая механика, Пожарно-техническое вооружение);
- Цикл пожарно-тактических дисциплин (Организация службы и подготовки, Пожарно-
строевая подготовка);
- Цикл военных дисциплин и физического воспитания (Огневая подготовка, Военная тактика, Уставы вооружённых сил СССР, Строевая подготовка, Топография, Физическое воспитание).
В состав каждого цикла в среднем входило по 10 сотрудников преподавательского состава. По должностям в структуру учебного цикла входили: начальник цикла, заместитель начальника цикла, преподаватели и лаборанты. Руководителями учебных циклов на период 1969-70 г. г., в Иркутском пожарно-техническом училище МВД СССР были:
- Цикл общественно-политических и социально-экономических наук, начальник Л.И Щекланов;
- Цикл пожарно-профилактических дисциплин, начальник капитан Н.А. Ильенков;
- Цикл пожарно-технических дисциплин, начальник майор Б.В. Оносов;
- Цикл военных дисциплин и физического воспитания, начальник капитан В.А. Карпов;
- Цикл пожарно-тактических дисциплин, начальник инженер-капитан Б.Ф. Байда [6].
Преподавательская деятельность велась общим коллективом в 36 сотрудников. При этом активно применялось сочетание теоретических знаний, с отработкой данных теоретических положений в практической деятельности. Так как на протяжении всего трёхлетнего периода обучения в училище, курсанты на постоянной основе заступали для несения службы, в учебную пожарную часть. При этом принимали активное участие в ликвидации пожаров и чрезвычайных происшествий на территории г. Иркутска и Иркутской области, рискую своей жизнью на равнее с сотрудниками пожарной охраны практических органов.
Подобная структура в организации учебно-педагогической деятельности училища действовала в период с 1968 г. по 1993 г., до момента включения пожарного училища в состав Иркутской высшей школы МВД СССР, в виде факультета пожарной безопасности. В дальнейшем при образовании в 1978 г. Иркутского факультета высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР, организационной основой в формировании вновь созданного учебного заведения высшего звена, явилась учебно-педагогическая и
материально-техническая база Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР^. В организации учебно-педагогической деятельности в Иркутском факультете высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР, применялся принцип последовательности в процессе поэтапного комплектования научно-педагогическими кадрами. Ещё до этапа проведения первых вступительных экзаменов в августе 1978 г., на базе Иркутского факультета были образованы учебные кафедры:
- Кафедра общественных дисциплин, начальник кафедры кандидат исторических наук Б.А. Пригорнев;
- Кафедра профилактических дисциплин, начальник кафедры полковник внутренней службы Я.С. Киселёв;
- Кафедра оперативно-тактических дисциплин, начальник кафедры подполковник внутренней службы Г.И. Осипов.
- Кафедра общенаучных дисциплин, начальник кафедры кандидат физико-
математических наук майор внутренней службы Л.В. Ущаповский.
- Кафедра общеинженерных дисциплин, начальник кафедры кандидат технических наук майор внутренней службы В.Н. Коншин
Структурно в состав кафедр входили: начальник кафедры, заместитель начальника кафедры, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, начальник кабинета, лаборант. Численный состава кафедры варьировал от 5 до 15 сотрудников. Данные количественные показатели в комплектовании кафедр, были полностью сформированы в течение 1978-79 гг. Преподавание велось по 32 предметам. При этом для преподавания активно применялось привлечение преподавателей из гражданских средних и высших учебных заведений г. Иркутска.
Учебно-педагогическая деятельность Иркутского филиала осуществлялась в период с 1978 г. по 1993 г., до момента включения в состав Иркутской высшей школы МВД СССР, в виде факультета пожарной безопасности.
В целом системный подход к вопросам комплектования научно-педагогических кадров и грамотной организацией учебного процесса, на прямую отобразился в качестве подготовки молодых специалистов выпускников, продолжавших службу в практических органах пожарной охраны МВД СССР, а в дальнейшем и Российской Федерации.
Библиография
1. Архив Восточно-Сибирского института МВД России. Фонд 401, 1970.
2. Архив Восточно-Сибирского института МВД России. Фонд 400, 1969.
3. Черных В.В. Методологические аспекты исследования Истории пожарного дела Приангарья.-Иркутск 1997. Вестник Иркутской высшей школы МВД России №1 С.55-58.
4. Чернов А.В. История подготовки кадров пожарной охраны Сибири и Дальнего Востока. Вестник Восточно-Сибирского института МВД России, юбилейный выпуск (1993-2008):-Иркутск: Изд-во ВСИ МВД России, 2008. С.22-30.
5. Деревсков М.А. Памятное и пламенное: к 30-летию Иркутского пожарно-технического училища и к 5-летию Иркутской высшей школы:-Иркутск 1998. Вестник Иркутской высшей школы МВД России №1(4) С.5-8.
6. Черных В.В. История пожарного дела Иркутской области (1800-1990-е гг.)-Иркутск: Изд-во ВСИ МВД России, 1998.-С. 109-134.
7. Архив Восточно-Сибирского института МВД России. Фонд 351, 1979
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Отзыв на статью «Историко-педагогические аспекты формирования пожарного образования Прибайкалья в 60 -70 гг. XX века»
Предмет исследования - историко-педагогические аспекты пожарного образования Прибайкалья в 1960-1970-ые годы.
Методология исследования базируется на принципах научности, объективности и историзма. В работе автор применил историко-генетический, историко-хронологический,
историко-проблемный. Автор также применил конкретно-исторический и системный подходы.
Актуальность. Автор пишет, что актуальность в появление на территории Иркутской области учебных заведений среднего и высшего образовательного звена пожарной охраны МВД СССР, явилось показателем интенсивного развития экономического и промышленного потенциала не только территории Прибайкалья, но также всего Сибирского и Дальневосточного региона. Подобное развитие требовало подготовки в ыс око про фе с с иона льных с пе циа лис тов в о бла с ти обе с пе ч е ния пож а рно й бе з о па с нос ти, с учётом специфики данных регионов. В настоящее время в России наметился очередной этап индустриального развития страны, что ставит задачу обеспечения пожарной безопасности промышленных объектов и подготовки специалистов противопожарной безопасности. Подготовка специалистов противопожарной безопасности остается одной из важнейших проблем в системе профессиональной подготовки специалистов пожарного профиля, обусловленного особенностями профессиональной деятельности пожарного, как риск, оперативность, внутренняя мобилизация, техническая подготовка и др. В этой связи представляется важным изучение формирования учебных заведений, готовящих специалистов в этой области в 1960-1970-ые годы и изучение опыта того периода
Научная новизна определяется постановкой проблемы и задач. Новизна также определяется тем, что в статье делается попытка комплексного, системного изучения историко-педагогических аспектов формирования пожарного образования Прибайкалья в 60 -70 гг. XX века.
Стиль, структура, содержание. Стиль статьи научный с элементами описательности, что делает статью понятной не только для специалистов, но и широкого круга читателей. Структура работы в целом направлена на достижение цели и задач исследования. В начале статье автор раскрывает актуальность исследования, цель и задачи. Автор отмечает, что в Иркутской области специалисты противопожарной безопасности стало готовить Иркутское пожарно-техническое училище МВД СССР, образованное в 1968 г., а десятилетие спустя Иркутский факультет высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР (образованный на базе данного училища). Автор показывает востребованность этих учебных заведений примере абитуриентов Иркутского пожарно-технического училища 1969 г. анализирует из каких регионов Сибири были абитуриенты и выясняет, что они были практически из всех мест (Хабаровский, Приморский, Алтайский, Красноярский, Камчатский края, Кемеровская, Амурская, Иркутская, Читинская, Сахалинская области, Бурятская и Тувинская АССР, г. Омск). В работе отмечается сложность комплектования учебных заведений педагогическими кадрами, особенно на этапе их образования, а также показывает специфику ведения преподавательской деятельности, активное сочетание теоретических знаний, с отработкой данных теоретических положений в практической деятельности. Автор отмечает, что на протяжении всех трех лет обучения курсанты Иркутского пожарно-технического училища сочетали учебу с выходом на дежурство и» участием в ликвидации пожаров и чрезвычайных происшествий на территории г. Иркутска и Иркутской области, рискую своей жизнью наравне с сотрудниками пожарной охраны практических органов». При образовании факультета инженерно-пожарно-технической школы МВД СССР в 1978 г. «организационной основой в формировании вновь созданного учебного заведения высшего звена, явилась учебно-педагогическая и материально-техническая база Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР», что говорит о высоком уровне педагогов данного заведения. В дальнейшем в организации учебно-педагогической деятельности в Иркутском факультете высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР применялся принцип
последовательности в процессе поэтапного комплектования научно-педагогическими кадрами. В статье представлен перечень кафедр и их состав, а также дан анализ их работы. В заключении статьи автор приводит обоснованные выводы по теме и пишет, что «системный подход к вопросам комплектования научно-педагогических кадров и грамотной организацией учебного процесса, на прямую отобразился в качестве подготовки молодых специалистов выпускников, продолжавших службу в практических органах пожарной охраны МВД СССР, а в дальнейшем и Российской Федерации». Библиография работы состоит из 7 источников (это работы, посвященные подготовке истории этих учебных заведений и подготовке специалистов по пожарной безопасности, документы по теме исследования из материалы из Архив Восточно-Сибирского института МВД России). Библиография оформлена грамотно.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной в ходе работы над темой информации.
Выводы, интерес читательской аудитории. Работа написана на актуальную тему, может быть интересная специалистам.