90
УДК 376.3
ГРНТИ 14.29.27
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ
КАК МЕТОД СЛУХОРЕЧЕВОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ
Аңдатпа
Мақалада есту - сөйлеуді қалпына келтірудің заманауи жоғары технологиялық
әдісі-кохлеарлық имплантация қарастырылады. Жұмыс әдістемесі сипатталған, осы
әдістің артықшылықтары мен кемшіліктері
көрсетілген, осы әдіс бойынша мамандардың
кейбір тәжірибесі ұсынылған.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья рассматривает современный высокотехнологичный метод слухоречевой реабилитации - кохлеарную имплантацию. Описана методика работы, показаны преимущества
и недостатки этого метода, презентован некоторый опыт работы специалистов по данному
методу.
Annotation
The article considers a modern high-tech
method o hearing-speech rehabilitation cochlear implantation. How this method works
is described in the article, the advantages and
disadvantages o this method are shown, some
experience by specialists on this method is
presented.
Кохлеарная имплантации – современный
высокотехнологичный метод слухоречевой
реабилитации, который позволяет абсолютно
глухим детям и взрослым слышать и понимать речь. Во внутреннее ухо (улитку) пациенту во время операции кохлеарной имплантации вводятся электроды, обеспечивающие
восприятие звуков, благодаря электрической
стимуляции слухового нерва. КИ (кохлеарный имплант, cochlear – улитка) дает возможность людям со значительной потерей слуха
Пермякова М.П.,
учитель-дефектолог,
Костанайский специальный
комплекс «Детский сад-школаинтернат» для детей
с особыми образовательными
потребностями»,
г. Костанай
Негізгі сөздер: әдіс, есту қабілетін қалпына келтіру, кохлеарлық имплантация, тәжірибе,
артықшылықтар, кемшіліктер.
Ключевые слова: метод, слуховая реабилитация, кохлеарная
имплантация, опыт, преимущества, недостатки.
Keywords: method, hearing rehabilitation, cochlear implantation,
experience, advantages, disadvantages.
воспринимать тихие и высокочастотные звуки, которые не улавливаются
мощными слуховыми аппаратами.
Но сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу
же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и
пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения
первой настройки процессора, ребенок
нуждается в педагогической помощи
по развитию слухового восприятия и
развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка
воспринимать, различать, опознавать
и распознавать окружающие звуки,
понимать их значение и использовать
этот опыт для развития речи.
При реабилитации ребенка с КИ
необходимо осознавать, что КИ будет
приносить максимальную пользу для
ребенка только в том случае, если:
• КИ хорошо работает и ребенок
постоянно его носит;
• КИ правильно настроен;
• созданы хорошие условия для
восприятия звуков, поскольку дети с
КИ испытывают трудности при обучении в шумных помещениях;
• есть возможность слушать разные
неречевые и речевые звуки;
• созданы условия для развития
соответствующих коммуникативных
навыков в различных ситуациях общения (взрослый-ребенок, ребенок – ребенок);
• у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать
и общаться;
• в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке
(родители, братья, сестры, бабушки,
дедушки, сверстники, учителя).
Эти принципы, также как и методика работы, похожи на те, которые
применяются для тугоухих детей с СА
(слуховым аппаратом). Однако, есть
некоторые различия в использовании
СА и КИ. Они следующие:
1.Процесс настройки КИ очень сложен и при работе с маленькими детьми:
• аудиолог не может полагаться на
ответ ребенка.
• настройка КИ основана на тесном
взаимодействии между аудиологом,
сурдопедагогом и семьей, с той целью,
чтобы любые изменения в восприятии
звуков ребенком могли быть использованы аудиологом для эффективной настройки КИ.
2.Контроль работоспособности процессора КИ более труден по сравнению с СА: педагог или родитель не могут «прослушать» прибор и проверить
качество сигнала. Поэтому необходимо тщательно наблюдать за слуховыми
реакциями ребенка, чтобы сразу выявить любые изменения в работе КИ.
При организации работы с ребенком
надо помнить, что слух у него внезапно восстановлен после длительного
периода его отсутствия. Вероятно, до
имплантации общение с ребенком
преимущественно основывалось на
зрении, теперь для этого должен использоваться и слух, что требует изменения в поведении всех близких.
3.КИ позволяет слышать высокочастотные звуки, что несвойственно для
СА.
Главные принципы общения и работы с детьми после имплантации:
1.Главная ориентация для педагогов, воспитателей, родителей: перед
вами слышащий (имплантированный)
ребенок, но пока еще не умеющий го-
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ
91
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ
92
ворить.
2.В реабилитационной работе предусматривается проведение специальных
упражнений (с автоматизацией реакций) с целью осуществления последующей адекватной настройки речевого
процессора.
3.Общение с ребенком, даже на
специальных занятиях, практически
всегда носит форму совместной игры.
4.Ознакомление с окружающим миром происходит как на специальных
занятиях, так и вне их.
5.Игровые и речевые задания усложняются с целью активизации мыслительных возможностей ребенка и
определения для них зоны ближайшего развития.
6.Затруднения ребенка при выполнении заданий преодолеваются включением в его деятельность и соучастием
в ней взрослого.
7.Речевой материал предлагается ребенку со значительным опережением
его произносительных возможностей.
8.Речевые единицы не заучиваются,
а многократно используются в различных игровых и бытовых ситуациях.
9.Взрослый из семьи присутствует
на занятиях специалиста с ребенком
и по возможности активно в них участвует с целью овладения методикой
реабилитационной работы.
Педагогическое обследование детей после КИ показало, что несмотря
на разные сроки проведения операции,
у них резко ограничен уровень развития речи, не сформирована произносительная сторона речи, крайне ограничен уровень предметного словаря,
практически отсутствовал глагольный
словарь.
С этими детьми проводится индивидуальная коррекционная работа, кото-
рая решает следующие задачи:
• развитие способности эффективно пользоваться слухом в процессе
речевого общения и восприятия слуховых образов /слов, словосочетаний,
фраз/, помогая воспринимать звучащую речь в естественных ситуациях
общения;
• формирование произносительных
навыков, ритмико-интонационной стороны речи, практической ориентации в
звучащем мире.
В нашем комплексе «Детский садшкола-интернат для детей с ООП» создана творческая группа учителей, работающая с детьми после КИ. Понимая
необходимость создания специальных
условий для обучения этой категории
детей, была разработана программа
индивидуальной коррекционно-педагогической помощи ребёнку до и после
КИ. Индивидуальные занятия проводятся в рамках учебного плана по РСВ
(развитие слухового восприятия) и ФП
(формирование произношения).
Мы понимаем, что процесс спонтанного развития слуховой функции
у этих детей будет осуществляться со
значительным отставанием. Причины
недостаточно высоких успехов в слухоречевой реабилитации этих детей,
прежде всего в том, что имплантация
была проведена в позднем возрасте.
У многих детей был не развит остаточный слух и речь в силу позднего
начала обучения, отсутствовал опыта
ношения СА. Участие большинства родителей в реабилитационном процессе
минимальное, что не позволяет интенсивно работать с ребенком в течение
суток.
Потенциальные возможности детей с КИ дошкольного возраста значительно выше, что позволяет получить
93
ляется самым эффективным методом
реабилитации глухих детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых.
Электродное протезирование слуха.
Санкт-Петербург, КАРО, 2009 г., 752 с.
(серия «Специальная педагогика»).
2.Гарбарук Е.С., Королева И.В. Аудиологический скрининг новорожденных. Пособие для врачей. Санкт-Петербург, СПб НИИ уха, горла, носа и
речи; 2009 г. – 28 c.
3.Пудов В.И., Кузовков В.Е., Зонтова О.В. Кохлеарная имплантация в
вопросах и ответах. Санкт-Петербург,
ФГУ «Санкт-Петербургский научноисследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства
по высокотехнологичной медицинской
помощи»; 2009 г. – 28 с.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ
более высокие результаты по различению неречевых и речевых звучаний,
опознаванию на слух, формированию
произносительных навыков.
В процессе слуховых тренировок
увеличивается расстояние, на котором
ребёнок воспринимает на слух, при
этом тренируется слуховое внимание,
слуховая память, развивается функциональный и фонематический слух.
Слуховые тренировки должны быть
увлекательны и интересны для детей
с КИ, иметь эмоциональную окраску,
и обязательно включать игровые элементы. Учителями- дефектологами используются следующие упражнения:
Для развития слухового внимания:
«Дарим солнышку лучики» (работа
над длительностью звучания), «Снежки»(умение обнаруживать звук), «Буквенный дождь»(на различение звуков
речи), «Три медведя»(различение высоты звука).
Для развития слуховой памяти: «Зоопарк» (различение звукоподражаний и
полных слов), «Слоговые дорожки»
(различение слогов), «Вспоминай-ка»
(запоминание и отсроченное воспроизведение в речи новых слов).
Для развития фонематического слуха: «Повторялки» (воспроизведение
фонем), «Цветовая карусель» (определение цветом наличие фонемы по заданию), «Пойми меня» (дифференцировка близких по звучанию слов).
В процессе специальных занятий
дети умеют обнаруживать звук, находить источник звука, дифференцировать звуки, различать характеристики
звучаний, различать и распознавать на
слух речевые единицы (звукоподражания, слова, словосочетания).
И сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация яв-