Научная статья на тему 'Кохлеарная имплантация как метод слухоречевой реабилитации'

Кохлеарная имплантация как метод слухоречевой реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / слуховая реабилитация / кохлеарная имплантация / опыт / преимущества / недостатки / әдіс / есту қабілетін қалпына келтіру / кохлеарлық имплантация / тәжірибе / артықшылықтар / кемшіліктер / method / hearing rehabilitation / cochlear implantation / experience / advantages / disadvantages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермякова М.П.

Статья рассматривает современный высокотехнологичный метод слухоречевой реабилитации кохлеарную имплантацию. Описана методика работы, показаны преимущества и недостатки этого метода, презентован некоторый опыт работы специалистов по данному методу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пермякова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cochlear implantation as a method o auditory rehabilitation

The article considers a modern high-tech method of hearing-speech rehabilitation cochlear implantation. How this method works is described in the article, the advantages and disadvantages of this method are shown, some experience by specialists on this method is presented

Текст научной работы на тему «Кохлеарная имплантация как метод слухоречевой реабилитации»

90

УДК 376.3

ГРНТИ 14.29.27

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ

КАК МЕТОД СЛУХОРЕЧЕВОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ

Аңдатпа

Мақалада есту - сөйлеуді қалпына келтірудің заманауи жоғары технологиялық

әдісі-кохлеарлық имплантация қарастырылады. Жұмыс әдістемесі сипатталған, осы

әдістің артықшылықтары мен кемшіліктері

көрсетілген, осы әдіс бойынша мамандардың

кейбір тәжірибесі ұсынылған.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья рассматривает современный высокотехнологичный метод слухоречевой реабилитации - кохлеарную имплантацию. Описана методика работы, показаны преимущества

и недостатки этого метода, презентован некоторый опыт работы специалистов по данному

методу.

Annotation

The article considers a modern high-tech

method o hearing-speech rehabilitation cochlear implantation. How this method works

is described in the article, the advantages and

disadvantages o this method are shown, some

experience by specialists on this method is

presented.

Кохлеарная имплантации – современный

высокотехнологичный метод слухоречевой

реабилитации, который позволяет абсолютно

глухим детям и взрослым слышать и понимать речь. Во внутреннее ухо (улитку) пациенту во время операции кохлеарной имплантации вводятся электроды, обеспечивающие

восприятие звуков, благодаря электрической

стимуляции слухового нерва. КИ (кохлеарный имплант, cochlear – улитка) дает возможность людям со значительной потерей слуха

Пермякова М.П.,

учитель-дефектолог,

Костанайский специальный

комплекс «Детский сад-школаинтернат» для детей

с особыми образовательными

потребностями»,

г. Костанай

Негізгі сөздер: әдіс, есту қабілетін қалпына келтіру, кохлеарлық имплантация, тәжірибе,

артықшылықтар, кемшіліктер.

Ключевые слова: метод, слуховая реабилитация, кохлеарная

имплантация, опыт, преимущества, недостатки.

Keywords: method, hearing rehabilitation, cochlear implantation,

experience, advantages, disadvantages.

воспринимать тихие и высокочастотные звуки, которые не улавливаются

мощными слуховыми аппаратами.

Но сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу

же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и

пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения

первой настройки процессора, ребенок

нуждается в педагогической помощи

по развитию слухового восприятия и

развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка

воспринимать, различать, опознавать

и распознавать окружающие звуки,

понимать их значение и использовать

этот опыт для развития речи.

При реабилитации ребенка с КИ

необходимо осознавать, что КИ будет

приносить максимальную пользу для

ребенка только в том случае, если:

• КИ хорошо работает и ребенок

постоянно его носит;

• КИ правильно настроен;

• созданы хорошие условия для

восприятия звуков, поскольку дети с

КИ испытывают трудности при обучении в шумных помещениях;

• есть возможность слушать разные

неречевые и речевые звуки;

• созданы условия для развития

соответствующих коммуникативных

навыков в различных ситуациях общения (взрослый-ребенок, ребенок – ребенок);

• у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать

и общаться;

• в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке

(родители, братья, сестры, бабушки,

дедушки, сверстники, учителя).

Эти принципы, также как и методика работы, похожи на те, которые

применяются для тугоухих детей с СА

(слуховым аппаратом). Однако, есть

некоторые различия в использовании

СА и КИ. Они следующие:

1.Процесс настройки КИ очень сложен и при работе с маленькими детьми:

• аудиолог не может полагаться на

ответ ребенка.

• настройка КИ основана на тесном

взаимодействии между аудиологом,

сурдопедагогом и семьей, с той целью,

чтобы любые изменения в восприятии

звуков ребенком могли быть использованы аудиологом для эффективной настройки КИ.

2.Контроль работоспособности процессора КИ более труден по сравнению с СА: педагог или родитель не могут «прослушать» прибор и проверить

качество сигнала. Поэтому необходимо тщательно наблюдать за слуховыми

реакциями ребенка, чтобы сразу выявить любые изменения в работе КИ.

При организации работы с ребенком

надо помнить, что слух у него внезапно восстановлен после длительного

периода его отсутствия. Вероятно, до

имплантации общение с ребенком

преимущественно основывалось на

зрении, теперь для этого должен использоваться и слух, что требует изменения в поведении всех близких.

3.КИ позволяет слышать высокочастотные звуки, что несвойственно для

СА.

Главные принципы общения и работы с детьми после имплантации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Главная ориентация для педагогов, воспитателей, родителей: перед

вами слышащий (имплантированный)

ребенок, но пока еще не умеющий го-

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

91

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

92

ворить.

2.В реабилитационной работе предусматривается проведение специальных

упражнений (с автоматизацией реакций) с целью осуществления последующей адекватной настройки речевого

процессора.

3.Общение с ребенком, даже на

специальных занятиях, практически

всегда носит форму совместной игры.

4.Ознакомление с окружающим миром происходит как на специальных

занятиях, так и вне их.

5.Игровые и речевые задания усложняются с целью активизации мыслительных возможностей ребенка и

определения для них зоны ближайшего развития.

6.Затруднения ребенка при выполнении заданий преодолеваются включением в его деятельность и соучастием

в ней взрослого.

7.Речевой материал предлагается ребенку со значительным опережением

его произносительных возможностей.

8.Речевые единицы не заучиваются,

а многократно используются в различных игровых и бытовых ситуациях.

9.Взрослый из семьи присутствует

на занятиях специалиста с ребенком

и по возможности активно в них участвует с целью овладения методикой

реабилитационной работы.

Педагогическое обследование детей после КИ показало, что несмотря

на разные сроки проведения операции,

у них резко ограничен уровень развития речи, не сформирована произносительная сторона речи, крайне ограничен уровень предметного словаря,

практически отсутствовал глагольный

словарь.

С этими детьми проводится индивидуальная коррекционная работа, кото-

рая решает следующие задачи:

• развитие способности эффективно пользоваться слухом в процессе

речевого общения и восприятия слуховых образов /слов, словосочетаний,

фраз/, помогая воспринимать звучащую речь в естественных ситуациях

общения;

• формирование произносительных

навыков, ритмико-интонационной стороны речи, практической ориентации в

звучащем мире.

В нашем комплексе «Детский садшкола-интернат для детей с ООП» создана творческая группа учителей, работающая с детьми после КИ. Понимая

необходимость создания специальных

условий для обучения этой категории

детей, была разработана программа

индивидуальной коррекционно-педагогической помощи ребёнку до и после

КИ. Индивидуальные занятия проводятся в рамках учебного плана по РСВ

(развитие слухового восприятия) и ФП

(формирование произношения).

Мы понимаем, что процесс спонтанного развития слуховой функции

у этих детей будет осуществляться со

значительным отставанием. Причины

недостаточно высоких успехов в слухоречевой реабилитации этих детей,

прежде всего в том, что имплантация

была проведена в позднем возрасте.

У многих детей был не развит остаточный слух и речь в силу позднего

начала обучения, отсутствовал опыта

ношения СА. Участие большинства родителей в реабилитационном процессе

минимальное, что не позволяет интенсивно работать с ребенком в течение

суток.

Потенциальные возможности детей с КИ дошкольного возраста значительно выше, что позволяет получить

93

ляется самым эффективным методом

реабилитации глухих детей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых.

Электродное протезирование слуха.

Санкт-Петербург, КАРО, 2009 г., 752 с.

(серия «Специальная педагогика»).

2.Гарбарук Е.С., Королева И.В. Аудиологический скрининг новорожденных. Пособие для врачей. Санкт-Петербург, СПб НИИ уха, горла, носа и

речи; 2009 г. – 28 c.

3.Пудов В.И., Кузовков В.Е., Зонтова О.В. Кохлеарная имплантация в

вопросах и ответах. Санкт-Петербург,

ФГУ «Санкт-Петербургский научноисследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства

по высокотехнологичной медицинской

помощи»; 2009 г. – 28 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

более высокие результаты по различению неречевых и речевых звучаний,

опознаванию на слух, формированию

произносительных навыков.

В процессе слуховых тренировок

увеличивается расстояние, на котором

ребёнок воспринимает на слух, при

этом тренируется слуховое внимание,

слуховая память, развивается функциональный и фонематический слух.

Слуховые тренировки должны быть

увлекательны и интересны для детей

с КИ, иметь эмоциональную окраску,

и обязательно включать игровые элементы. Учителями- дефектологами используются следующие упражнения:

Для развития слухового внимания:

«Дарим солнышку лучики» (работа

над длительностью звучания), «Снежки»(умение обнаруживать звук), «Буквенный дождь»(на различение звуков

речи), «Три медведя»(различение высоты звука).

Для развития слуховой памяти: «Зоопарк» (различение звукоподражаний и

полных слов), «Слоговые дорожки»

(различение слогов), «Вспоминай-ка»

(запоминание и отсроченное воспроизведение в речи новых слов).

Для развития фонематического слуха: «Повторялки» (воспроизведение

фонем), «Цветовая карусель» (определение цветом наличие фонемы по заданию), «Пойми меня» (дифференцировка близких по звучанию слов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе специальных занятий

дети умеют обнаруживать звук, находить источник звука, дифференцировать звуки, различать характеристики

звучаний, различать и распознавать на

слух речевые единицы (звукоподражания, слова, словосочетания).

И сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.