Научная статья на тему 'Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы'

Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
836
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА / ИДИОСТИЛЬ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / COMMUNICATIVE STYLISTICS OF A TEXT / IDIOSTYLE / COGNITIVE STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болотнова Нина Сергеевна, Болотнов Алексей Владимирович

В статье с позиций коммуникативной стилистики текста рассматривается место когнитивного стиля в структуре общей модели идиостиля, включающей, согласно концепции авторов, культурно-речевой стиль, коммуникативный, когнитивный и его субстили (ментально-психологический, тезаурусный, интеллектуальный, эпистемологи-ческий). Когнитивный стиль определяется с учетом первичной и вторичной коммуни-кативной деятельности автора и адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cognitive style of a language personality in the structure of an idiostyle model: on the statement of the problem

In the context of communicative stylistics of a text the paper determines the place of the cognitive style in the structure of the general idiostyle which, according to the authors’ conception of the communicative stylistics of a text, includes three styles: communicative, cultural-speech, and cognitive, the latter style being subdivided into the substyles: mental-psychological, thesaurus, intellectual, and epistemological. The cognitive style is defined with a glance at the primary and secondary communicative activity (the author’s and the addressee’s).

Текст научной работы на тему «Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы»

Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов

Томский государственный педагогический университет

Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы

Аннотация: В статье с позиций коммуникативной стилистики текста рассматривается место когнитивного стиля в структуре общей модели идиостиля, включающей, согласно концепции авторов, культурно-речевой стиль, коммуникативный, когнитивный и его субстили (ментально-психологический, тезаурусный, интеллектуальный, эпистемологический). Когнитивный стиль определяется с учетом первичной и вторичной коммуникативной деятельности автора и адресата.

The article points to a place of cognitive style in a structure of general idiostyle model, that includes according to authors' conception of communicative stylistics of a text cultural-speech style, communicative, cognitive and its substyles (mental-psychological, thesaurus, intellectual, epistemological). Cognitive style is defined with a glance of primary and secondary author's and addressee's communicative activity.

Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста, идиостиль, когнитивный стиль.

Communicative stylistics of a text , idiostyle, cognitive style.

УДК: 8142; 801.7.

Контактная информация: Томск, ул. Карла Ильмера, 15/1. ТГПУ, историко-филологический факультет. Тел.: (3822) 621747. E-mail: nisb@sibmail.com.

Коммуникативная стилистика текста как одно из интенсивно развивающихся направлений функциональной стилистики [Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001; Болотнова, 2003; Болотнова, Васильева, 2008 и др.] под влиянием современной когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического знания меняет свои акценты, усиливая внимание к когнитивной основе текстовой деятельности. Современный этап развития данного научного направления характеризуется расширением когнитивно-дискурсивных аспектов исследования текстов разных стилей с опорой на теории регулятивности и текстовых ассоциаций, повышением интереса к концептосфере различных языковых личностей, проявляющих себя в текстовой деятельности, к разработке методик дискурсивного анализа концептов [Болотнова, Бабенко, Бакланова и др., 2011; Болотнова, 2012 и др.].

Коммуникативно-деятельностный подход к тексту, реализуемый в рамках данного научного направления, стимулировал внимание к языковым личностям автора и адресата и проблемам идиостиля. Понятие идиостиль было и остается ключевым в стилистике вообще и коммуникативной стилистике текста, в частности. Это связано не только с традицией в отечественной стилистике (ср. работы В.В. Виноградова. Г.О. Винокура, Б.А. Ларина и др.), но с господствующей в науке о языке идеей антропоцентризма, определяющей в целом развитие лингвистики ХХ1 века.

© Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов

В последние годы в связи с развитием лингвоперсонологии усиливается внимание к идиостилю не только писателей, но и ученых (М.Н. Кожина, М.П. Котюрова, Т.Б. Трошева, Е.А. Баженова и др.), учителей (В.А. Кан-Калик, Т.А. Ладыженская, В.И. Рахматшаева и др.), журналистов (Л.М. Майданова, И.П. Лысакова, Л.Г. Кайда. Е.В. Какорина, Н.И. Клушина и др.), телеведущих (О.А. Лаптева, С.В. Светана, Г.Н. Беспамятова и др.). Изучаются индивидуальные особенности речевой деятельности носителей современного русского языка (Г.И. Богин, Т.Г. Винокур и др.), носителей диалекта (Т.С. Коготкова, Е.В. Иванцова и др.). Проблема идиостиля приобретает, таким образом, общелингвистический характер.

Вместе с тем необходимо учитывать огромный опыт отечественной стилистики в исследовании данного феномена. Идиостиль традиционно рассматривался в стилистике художественной литературы. Общая тенденция в динамике его изучения на материале художественных текстов связана с укрупнением единиц анализа и постепенным усилением внимания к смысловым формам и структуре [Бо-лотнова, 2005]. Ср. работы, посвященные образной трансформации слов как отражению идиостиля автора (Б.А. Ларин, М.Б. Борисова, М.Д. Поцепня и др.), эстетической модификации выразительных средств в творчестве писателя (Т.Г. Винокур, Н.А. Кожевникова, Е.А. Некрасова и др.), динамике речевых форм в идиосистеме автора (В.В. Виноградов, Е.А. Гончарова, А.И. Домашнев, И.П. Шишкина и др.), анализу композиционных форм и структуры текста (В.В. Одинцов, К.А. Рогова и др.), словоупотребления и словотворчества (В.П. Григорьев, Н.А. Кожевникова, О.Г. Ревзина и др.), изучению различных смысловых форм организации языкового материала (А. Д. Григорьева, В.П. Григорьев, Н.К. Соколова, Ю.С. Язикова, Н.А. Николина, Л.В. Зубова и др.).

В рамках психопоэтики проблема идиостиля связывается с выявлением «доминантных личностных смыслов» (ср. работы В. А. Пищальниковой, Т.А. Голиковой, Т.Г. Утробиной и др.). В многочисленных современных исследованиях анализируются отдельные концепты или система концептов-доминант в творчестве писателя (Е.Г. Малышева, М.Р. Проскуряков, М.А. Бабурина, Н.Р. Суро-дина и др.).

В работах по когнитивной поэтике предлагается изучение сознания автора, которое моделируется на основе созданных им текстов (ср. работы Л.О. Бута-ковой, И.А. Тарасовой). Так, Л.О. Бутаковой для анализа авторского сознания предложено «поэтапное смысловое моделирование когнитивной, эмотивно-смысловой, коммуникативной и знаковой систем текста с учетом на каждом этапе форм воплощения единичного, особенного, общего» [Бутакова, 2002, с. 173]. И.А. Тарасовой намечен «путь от ментальных феноменов - концептов и когнитивных структур - к языковым способам их реализации» [Тарасова, 2003, с. 5].

Во всех рассмотренных концепциях идиостиль рассматривается в аспекте первичной коммуникативной деятельности автора, в отличие от коммуникативной стилистики текста, которая изучает организацию диалога автора и читателя и ее коммуникативный эффект благодаря не только использованию исследователем приема интроспекции, но и проведению экспериментов, основанных на показаниях языкового сознания читателей.

Отличие заключается и в том, что в работах по коммуникативной стилистике отмечается другая направленность исследования: от языковой репрезентации -к моделированию концептуальной структуры текста и концептосферы автора, а также анализу организации им познавательной деятельности читателя средствами текста для воздействия на него и приобщения к авторскому видению мира. При этом идиостиль рассматривается в коммуникативно-когнитивном аспекте комплексно: как многоплановое проявление мировидения автора в структуре, семантике и прагматике текста.

Каждое из трех связанных между собой направлений коммуникативной стилистики текста (теория регулятивности, текстовых ассоциаций и смыслового развертывания текста) [Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001; Болотнова, 2003; Болотнова, Васильева, 2008; Болотнова, Бабенко, Бакланова и др., 2011 и др.] имеет когнитивную основу и отражает коммуникативно и когнитивно обусловленные закономерности в текстовой деятельности автора и адресата.

Современный этап разработки коммуникативной теории текста в аспекте авторской индивидуальности стимулирует внимание к когнитивному стилю языковой личности, «стоящей за текстом», как одному из важных проявлений ее общего идиостиля, являющегося более широким понятием, включающим другие индивидуальные проявления языковой личности. Сравним определение идиостиля в коммуникативной стилистике текста как «многоаспектного многоуровневого проявления языковой личности автора, "стоящего" за любым текстом: его лексикона, тезауруса, мотивов, определяющих своеобразие семантики, прагматики и структуры текста; как основную категорию стилистики художественной литературы, отражающую своеобразие творческой деятельности художников слова, включая использование выразительных средств и приемов, особенности художественного метода, принципы отбора и организации материала, жанровые предпочтения и т.д.» [Болотнова, 2005, c. 182-183].

Идиостиль личности автора и адресата, проявляющийся в текстовой деятельности в процессе общения, отражает ее речевую культуру, тип мышления, тезаурус, психологические особенности, доминирующий характер общения, своеобразие в постановке и решении проблем и специфику познавательного отношения к происходящему. В соответствии с этим и учитывая работы психологов, выделяющих, в частности, интеллектуальные и эпистемологические стили (см. обзор в кн.: [Холодная, 2001]), можно выявить разные грани общего идиостиля личности, его разные аспекты и соответствующие им стили и субстили: культурно-речевой стиль в зависимости от принадлежности личности к определенному типу речевой культуры; коммуникативный стиль с учетом доминирующих в речевом поведении человека коммуникативных тактик и стратегий, ориентации на определенные коммуникативные нормы, выбор речевых жанров, учет фактора адресата; когнитивный стиль, отражающий тип мышления личности, ее тезаурус, концеп-тосферу, ассоциативную деятельность и т.д.

Когнитивный стиль логично представить как систему субстилей, отражающих разные аспекты мыслительной деятельности человека, его интеллектуально-эмоциональной активности: ментально-психологический субстиль, к которому можно отнести реализацию характерных для личности способов мышления, сферу эмоций, обусловленных психологическими особенностями, целями и мотивами; тезаурусный субстиль, выражающийся в своеобразии авторской концептосферы, ее ключевых концептах, активизирующихся в процессе участия личности в текстовой деятельности; интеллектуальный субстиль, проявляющийся в постановке и решении проблем, способности к анализу и синтезу, сравнению, обобщению, абстрагированию, конкретизации, классификации, систематизации; эпистемологический субстиль, связанный с разными способами познавательного отношения личности к происходящему (о двух последних стилях и их трактовке в психологии см. далее). Рассмотрим их подробнее.

Термин когнитивный стиль возник в психологии во второй половине XX века, отражая одно из наименее разработанных и дискуссионных понятий [Холодная, 2001, с. 147; Шкуратова, 1994; 2002 и др.]. И.П. Шкуратова, в частности, отмечает: «Природа когнитивных стилей не до конца изучена. Есть свидетельства их связи с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, свойствами темперамента и с мотивацией личности» [Шкуратова, 2002].

В психологии когнитивные стили трактуются как «индивидуально -своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (спосо-

бы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т.д.)» [Холодная, 2001, с. 146]. Когнитивный стиль, таким образом, соотносится в данном определении с вторичной коммуникативной деятельностью адресата.

Что касается первичной коммуникативной деятельности автора, в психологии выделяются связанные с этой деятельностью стили кодирования информации. Они трактуются зарубежными психологами (Дж. Гриндер, Р. Блэндлер, Дж. Брунер и др.) как «индивидуально-своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта (слуховой, зрительный, кинестетический, чувственно-эмоциональный и др.)» [Холодная, 2001, с. 145].

Как отмечает М.А. Холодная, давая обзор работ отечественных и зарубежных ученых, выделяется от 15 до 20 различных когнитивных стилей с учетом таких факторов, как полезависимость / поленезависимость, импульсивность / рефлексивность, аналитичность / синтетичность, нетолерантность / толерантность к нереалистическому опыту, когнитивная простота /сложность и др. [Там же, с. 146]. Исследователь справедливо отмечает ряд противоречий в подобном стилевом подходе: «...Дело в том, что по мере накопления эмпирических данных стилевой подход оказался в достаточно непростой ситуации. С одной стороны, противопоставление стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности не выдерживало строгой эмпирической и теоретической проверки. С другой стороны, отождествление когнитивных стилей и конвергентных способностей оказывалось неправомерным в силу очевидного различия процедур их операцио-нализации (когнитивные стили описываются в терминах своеобразия способов переработки информации, тогда как традиционные интеллектуальные способности - в терминах эффективности решения задач)» [Там же, с. 147].

В качестве более обобщенного стилевого свойства интеллекта психологами рассматриваются интеллектуальные стили, описанные Р. Стернбергом (законодательный, исполнительский, оценочный), выделяемые на основе «индивидуально-своеобразных способов постановки и решения проблем» [Там же].

Наряду с этим в психологии выделяются эпистемологические стили как «индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к происходящему, проявляющиеся в особенностях индивидуальной "картины мира"» [Там же, с. 148]. По классификации Дж. Ройса, существуют эмпирический, рационалистический, метафорический стили (см. о них там же). По мнению М.А. Холодной, «эпистемологические стили можно считать - сравнительно, например, с конвергентными способностями - интеллектуальными способностями более высокого уровня, обнаруживающими себя в показателях индивидуализированной интеграции когнитивного и аффективного опыта субъекта» [Там же, с. 149].

Каждый из выделенных в психологии стилей личности (стили кодирования, когнитивные стили, интеллектуальные стили, эпистемологические стили) рассматривается как вид познавательных стилей, имеющих отношение к «продуктивным возможностям интеллекта» [Там же].

При лингвистическом осмыслении проблемы познавательных стилей, выделенных в психологии, с учетом их роли в коммуникации, осуществляемой на основе первичной и вторичной текстовой деятельности, представляется мотивированной иная, более широкая и более значимая в системно-интеграционном плане, трактовка понятия когнитивный стиль личности. Это связано с ключевой ролью когнитивных механизмов и когнитивной деятельности вообще как в процессе порождения текстов как форм коммуникации, так и их восприятия, интерпретации и понимания.

В связи с этим можно согласиться с психологом И.П. Шкуратовой, которая выделила ряд функций когнитивного стиля: «1) адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и соци-

альной среды; 2) компенсаторную, поскольку его формирование строится с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон; 3) системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека; 4) самовыражения, состоящую в возможности индивидуальности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения» [Шкуратова, 2002]. Особо подчеркнем роль системообразующей функции когнитивного стиля и функции самовыражения, значимых в коммуникативной стилистике текста для исследования речевого поведения и самопрезентации языковой личности в разных сферах общения.

Поскольку языковая личность может выступать в роли автора и адресата, можно рассматривать когнитивный стиль автора текста и когнитивный стиль адресата, участвующего в процессе восприятия и интерпретации текста. В том и другом случае представляется, что для осуществления текстовой деятельности актуальны познавательные субстили, в которых реализуется когнитивный стиль личности: ментально-психологический субстиль, включающий сферу ее эмоциональной и интеллектуальной мотивации и психологических особенностей (характер, темперамент, эмоциональную сферу, такие выделенные психологами особенности, как полезависимость / поленезависимость, импульсивность / рефлексивность, толерантность / нетолерантность и др.); тезаурусный субстиль, отражающий специфику информационного тезауруса личности, его простоту / сложность, масштаб и глубину, широту, многообразие и оригинальность ассоциаций; интеллектуальный субстиль, отражающий склонность языковой личности в процессе текстовой деятельности к аналитичности / синтетичности, традиционности / креативности; эпистемологический субстиль, отражающий опору на предметно-практический опыт или теорию и логику и образное восприятие действительности).

В зависимости от коммуникативной роли автора или адресата личность меняет структуру своей когнитивной деятельности и активность ее отдельных механизмов и элементов познавательных стилей, отражающихся в текстовой деятельности.

Так, стиль, названный психологами как стиль кодирования информации, рассматриваемый нами с позиций коммуникативной стилистики текста с учетом его когнитивной и языковой основы как лингвокогнитивный по существу, непосредственно реализует культурно-речевой и коммуникативный стили, а также ментально-психологический и тезаурусный субстили когнитивного стиля автора, сознательно отбирающего и организующего особым образом в процессе когнитивной деятельности языковой и жизненный материал в соответствии с имеющимся информационным тезаурусом, эмоциональными установками, выбранной коммуникативной и регулятивной (ориентированной на управление познавательной деятельностью адресата) стратегией и тактикой, речевым жанром и другими лингвистическими и экстралингвистическими факторами текстообразования. На этом этапе (порождения текста) безотносительно к воле и сознательным речевым действиям автора прямо и косвенно отражаются и интеллектуальный и эпистемологический субстили когнитивного стиля автора. Их можно моделировать на основе созданного автором текста и его элементов.

В процессе вторичной коммуникативной деятельности адресата (восприятия, интерпретации и понимания текста), также опирающейся на когнитивные механизмы и ментальный опыт, особенно актуальны тезаурусный, интеллектуальный и эпистемологический познавательные субстили, отражающие когнитивный стиль личности в процессе восприятия и переработки информации на основе информационного тезауруса личности, знания универсального предметного кода (термин Н.И. Жинкина), активизации ассоциаций, мобилизации интеллектуаль-

ных способностей и наличия познавательного отношения (мотивации) к текстовой деятельности. Культурно-речевой и коммуникативный стили личности адресата, несомненно, проявляются в этом процессе, но реализуются по-другому, на уровне раскодирования и осмысления различных прямых и косвенных сигналов текстовой информации.

Таким образом, с позиций коммуникативной стилистики текста, когнитивный стиль языковой личности может быть рассмотрен на уровне текстовой деятельности автора и адресата с опорой на познавательные стили, выделенные в психологии, но требующие корректировки с учетом особенностей лингвистического аспекта текстовой деятельности. Культурно-речевой и коммуникативный стили языковой личности можно условно отнести к внешнему уровню репрезентации когнитивного стиля в текстовой деятельности, а когнитивный стиль и его субстили (ментально-психологический, тезаурусный, интеллектуальный и эпистемологический) - к внутреннему уровню его текстовой репрезентации.

Таким образом, в общей модели идиостиля, трактуемого как многообразное и многоаспектное проявление индивидуальных особенностей языковой личности в текстовой деятельности, согласно данной концепции, можно условно выделить 3 базовых стиля, актуализирующих соответственно форму, содержание и функции данной категории:

1) культурно-речевой стиль языковой личности, связанный с формой репрезентации идиостиля, его манифестацией в текстовой деятельности (проявляется на уровне лексикона, семантикона, грамматикона (термины Ю.Н. Караулова), характерных стилистических приемов, типов выдвижения; коррелирует с типом речевой культуры, к которой принадлежит автор);

2) коммуникативный стиль, реализующий многофункциональную сущность идиостиля языковой личности в тексте как форме коммуникации (отражается в характерных для личности коммуникативных и регулятивных тактиках и стратегиях, выборе регулятивных средств и структур, следовании коммуникативным нормам, ориентации на адресата, выборе речевых жанров и т.д.);

3) когнитивный стиль личности, включающий ментально-психологический, тезаурусный, интеллектуальный и эпистемологический субстили, формирующий и отражающий содержательную сущность идиостиля, проявляющуюся в текстовой деятельности на уровне отраженной в ней концептуальной картины мира, интеллектуальных способностей, чувств, эмоций, оценок и мотивационной сферы (целей и мотивов) языковой личности, «стоящей» за текстом.

Каждый из данных стилей и субстилей в общей модели идиостиля языковой личности в проекции на ее текстовую деятельность может быть предметом специального изучения и описания.

Литература

Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика художественного текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 157-162.

Болотнова Н.С. Когнитивные исследования в коммуникативной стилистике текста: основные этапы и результаты // Русская речевая культура и текст: Материалы VIII Международной научной конференции (16-18 мая 2012 г.) / Под ред. Н.С. Болотновой. Томск, 2012. С. 181-192.

Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Бакланова Е.А. и др. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности: коллективная монография / Под ред. Н.С. Болотновой. Томск, 2011.

Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А. А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Под ред. Н.С. Болотновой. Томск, 2001.

Болотнова Н.С., Васильева А.А. Коммуникативная стилистика текста: библиографический указатель по научному направлению. Томск, 2008.

Бутакова Л.О. Автор и текст: Когнитивная модель и вербальный феномен // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении: Материалы III филол. чтений. 28-29 нояб. 2003 г. Новосибирск, 2002. С. 170-174.

Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект / Под ред. М.Б. Борисовой. Саратов, 2003.

Болотнова Н.С. Новые подходы к изучению идиостиля в современной лингвистике // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке: Материалы Всеросс. науч. конф., 14-16 апр., 2005 г., Екатеринбург, Россия / Под ред. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург, 2005. С. 182-193.

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002.

Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1994.

Шкуратова И.П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irshkuratova.ru/kognitivnye_stili_kak_reguljatory_mirovosprijatija.html. Дата обращения - 9.09.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.