УДК 123;128;167
КОГНИТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФИИ
В РЕАЛИЗАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Б. И. Карипбаев1, В. И. Разумов2, П. П. Солощенко1
1Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан
2Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления 01.03.2017
Дата принятия в печать 04.04.2017
Дата онлайн-размещения 15.07.2017
Ключевые слова
Акмеология, когнитивный потенциал, личность, образование, общество, саморазвитие, философия, человеческий капитал
Аннотация. Исследуется роль современного направления культуры - акмеологии в социализации человека. Обосновывается, что акмеология в преподавании социально-гуманитарных дисциплин способствует более эффективной реализации когнитивного потенциала философии в образовании. Такой подход позволяет увеличивать приращение человеческого капитала в образовании за счет того, что в ходе обучения воспитывается не просто будущий профессионал, наделенный способностями целеполагания, а саморазвивающаяся личность, стремящаяся к гармонии внутренней жизни с интересами общества.
COGNITIVE POTENTIAL OF PHILOSOPHY
IN THE REALIZATION OF ACMEOLOGICAL PRINCIPLES IN EDUCATION
B. I. Karipbayev, V. I. Razumov, P. P. Solochshenko
1Ye. A. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan 2Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Abstract. The role of contemporary cultural trend - acmeology in human socialization is explored. It is proved, that acmeology in the teaching of social-humanitarian disciplines contributes to a more effective realization of the philosophy's cognitive potential in education. This approach allows to increase human capital in education due to the fact, that during the training brought up not just a future goal-setting professional, but self-developing, tending to the harmonious inner life person with the interests of society.
Available online 15.07.2017
Article info
Received 01.03.2017
Accepted 04.04.2017
Keywords
Acmeology, cognitive potential, personality, education, society, self-development, philosophy, human capital
Ученые, занимающиеся проблемами социального и гуманитарного характера, уже давно и достаточно обоснованно связывают кризисное состояние современного этапа цивилизационного развития человечества с ситуацией, сложившейся в областях ин-
терпретаций, понимания, смыслообразования. Падение креативной составляющей в цивилизацион-ных процессах, снижение интеллектуального потенциала человечества в целом особенно остро проявляется в нарушении баланса между стремительно
развивающейся техносферой, с одной стороны, и остающимися в статичном состоянии культуросфе-рой, социосферой, психосферой - с другой [1].
Ярким симптомом, свидетельствующим о снижении способности современной цивилизации отвечать на вызовы времени, является неуклонно возрастающий объем информации, которая, достигая критической отметки в своем разнообразии,тем не менее не становится знанием нового типа, о котором размышляли интеллектуалы второй половины ХХ в. [2, с. 94-123]. Более того, привычный мир объективного знания сейчас не только не способствует ориентации человека в природных и социальных процессах, но и во все большей степени оказывается под подозрением, утрачивая свою когнитивную легитимность. Увеличивающиеся массивы научного знания практически не распространяются за пределами отдельных научных сообществ, когнитивные «резо-нансы» междисциплинарного характера - явления редкие, кроме того большинство из них гасится средой. Не только растет недоверие к существующим парадигмам, но даже не обозначаются их контуры.
Вместе с тем зависимость успехов человечества от достижений науки не только сохраняется, но и продолжает возрастать, поскольку на сегодняшний день только наука остается наиболее эффективной теорией и практикой достижения результатов, способных обеспечить переход человечества от экстенсивных технологий развития к интенсивным. Основным препятствием, не позволяющим науке реализовать себя в полной мере, является то, что сама наука до сих пор развивается экстенсивно. Можно ли, например, считать достоинством философии то, что со времен Платона она существенным образом не меняется? Да и в отношении интеллектуальной культуры в целом можно констатировать отсутствие кардинальных изменений в эпистемологических процедурах. Рациональное рассуждение, например, и сегодня реализуется в основном в тех же пределах арсенала логических инструментов, которые были разработаны в традиционной логике еще Аристотелем.
Вместе с тем именно философия, с нашей точки зрения, обладает когнитивным потенциалом, позволяющим понимать науку в ее погруженности в социокультурный контекст, учитывающим в качестве фундаментального фактора научного познания взаимодействие науки с миром культуры [3]. Потребность в исследовании субъективных, человеко-размерных параметров познавательного процесса в развитии знания в XXI в. неизбежно будет усиливаться. Участие философов в междисциплинарных
исследованиях и проектах теоретико-практической направленности, включая воспитание и обучение, обусловлено их потенциальной подготовленностью к абстрагированию в любой предметной области, межпредметным коммуникациям, синтезу [4].
Одним из таких проектов является проводимое в Карагандинском государственном университете им. академика Е. А. Букетова, при участии ученых из Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, исследование на тему «Акмеологический дискурс в системе высшего образования как один из способов формирования деятельностной компоненты личности».
Основная идея проекта заключается в разработке таких приемов духовно-нравственного воспитания молодежи в образовательных форматах, которые способствовали бы формированию устойчивых навыков решения индивидуальных задач ее взросления, успешной социализации, становлению целостной личности, свободно выбирающей способы своей социальной деятельности.
Целью проекта является исследование объективных и субъективных факторов в системе образования, содействующих или препятствующих прогрессивному развитию каждого человека до уровня социально зрелой личности через его приобщение к творческому труду как к основе преодоления социального инфантилизма; разработка оригинальных методик и дискурсивных практик, позволяющих усилить значение образовательных форматов в решении проблем социальной модернизации Казахстана.
Актуальность обращения к обозначенной теме определялась потребностью в комплексном изучении образовательных процессов как социокультурного пространства формирования социально активной личности; в теоретическом исследовании условий взаимодействия субъектов образовательной деятельности для достижения высокого уровня социальной конструктивности и профессиональной компетентности личности; в разработке практико-ори-ентированных рекомендаций для образовательных учреждений по внедрению акмеологических принципов организации творческого труда субъектов образовательной деятельности.
Гипотеза, выдвинутая авторами проекта, заключалась в том, что интеграция данных, получаемых при акмеологическом подходе к изучению деятельности субъектов в системе образования, позволит разработать и внедрить в практику образовательной деятельности принципы осознанно-дея-тельностной сопричастности каждого человека к ре-
шению социальных проблем и социальной ответственности личности за результаты своего гражданского взросления, профессиональной самореализации, приобщения к духовному богатству национальной и мировой культуры.
В числе приоритетных исследовательских задач, заявленных в проекте, можно обозначить следующие: анализ мирового и отечественного духовного наследия и практического опыта по проблеме творческого отношения к труду; раскрытие и обоснование понятий «акмеологичность», «творческий труд», «социальный инфантилизм»; комплексное изучение образовательных процессов как социокультурного пространства формирования социально-активной личности; теоретико-методологический анализ эффективности процессов социальной модернизации в казахстанском обществе; экспериментально-эмпирическое исследование условий взаимодействия субъектов образовательной деятельности для достижения высокого уровня социальной конструктивности и профессиональной компетентности; разработка практико-ориентирован-ных рекомендаций для образовательных учреждений по внедрению акмеологических принципов организации творческого труда субъектов образовательной деятельности.
Реализация указанных задач определяется когнитивной переориентацией современных социальных и гуманитарных исследований с объяснения на понимание, переносом эпистемологических установок с всеобщности социогуманитарных процессов на их уникальность и неповторимость. Ведь именно роль отдельного человека как субъекта социальной деятельности признается определяющей в решении многочисленных кризисов нашего времени. Современная социальная действительность из жестко детерминированной и регламентированной превратилась в неопределенную и вероятностную. В реальных жизненных ситуациях перед человеком периодически возникают непростые задачи, для которых нет готовых решений. И от человека требуется уже не столько профессионализм (хотя и его значение в соответствующих видах деятельности постоянно возрастает), сколько способность самостоятельно размышлять и уверенно действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска. Одна из фундаментальных задач акмеологии как науки и состоит в определении условий самоактуализации полноты природно-индивидуального и социального-личностного развития человека и разработке способов его самосовершенствования [5].
Для ее решения акмеология стремится не только использовать общеметодологические принципы гуманитарного знания, выработанные в других общественных науках, но и активно внедряет результаты своих исследований в реальные социальные процессы. Для того чтобы целостно, а не фрагментарно понять человека как субъекта социальной деятельности во всем многообразии его качеств и характеристик, помочь ему сохранять, накапливать и успешно использовать его природные и социально приобретенные ресурсы, необходима креативная интеграция результатов изучения человека в качестве объекта научного познания с его собственными усилиями в сфере саморефлексии.
Описанная выше ситуация в современном циви-лизационном развитии обозначает для социальных и гуманитарных наук вполне ясную исследовательскую перспективу, связанную с выявлением соотношения теоретико-методологического и прикладного в социальной практике, с поиском взаимодополняемости результатов социогуманитарных исследований и результатов естественных и технических наук для выработки стратегии опережающего социального развития. Это связано с наступлением эпохи «управляемого хаоса» во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Преодолеть негативное начало данной эпохи и найти новые возможности для дальнейшего позитивного развития человечества в духе «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер) способен, с нашей точки зрения, уже не столько обезличенный профессионал, обладающий глубокими специальными знаниями и ориентированный на преобразование внешнего мира, сколько персонифицированный обладатель тех же специальных знаний, но в первую очередь ориентированный на творческое начало в своей деятельности, заинтересованный в непрерывном личностном самосовершенствовании, обладающий духовно-нравственными принципами социальной ответственности.
Признание приоритетности образовательно-воспитательной сферы в формировании соответствующих аксиологических установок связано именно с ее способностью оказывать разностороннее влияние как на индивидуальную жизнедеятельность человека, так и на все сферы общественной жизни. А. А. Хамидов пишет: «Ведь она формирует всех членов общества, независимо от их статуса и положения в социумной стратификации. Сквозь нее проходит каждый... индивидуум, прежде чем занять то или иное место в материальном производстве, в науке, политике и т. д., включая и самое систему об- 117
разования. Система образования-воспитания должна пробуждать у обучающихся-воспитуемых желание и волю к выработке правильного мировоззрения и универсально-человеческих ценностей. Только так образованный и воспитанный человек является личностью, которую метафорически-метафизически можно назвать человеческим капиталом человечества» [6, с. 262].
В условиях современных кризисных ситуаций в цивилизационном развитии человек пребывает в состоянии постоянной «деконструкции» собственной идентичности, в состоянии неустойчивости собственного внутреннего мира, в отчуждении от собственных усилий по нахождению себя в мире. Неверие человека в собственные созидательные силы усугубляется интенсификацией процессов разрушения традиционных социальных структур и стереотипов социального поведения, этнической и религиозной деформации, дополняющихся усиливающимися экологическими катаклизмами, что, в свою очередь, порождает социальную апатию и социальный инфантилизм.
Поэтому так велика потребность сами обстоятельства воспитания и образования человека сделать по-настоящему гуманными. Реальный гуманизм есть творчески-критическое изменение социальных отношений, строительство такого общества, которое выявит талантливость, универсальность каждого человека, его нравственное совершенство, способность к бескорыстному творчеству безотносительно его первоначального материального положения и социального статуса. Для этого необходимо воспитывать в каждом человеке именно философское умение самостоятельно решать задачи, поставленные самой жизнью, а не предлагать алгоритмы готовых решений. Только приобщая к логике и методологии решения задач, можно воспитать способность творчески мыслить, находить новое и не бояться его [7].
Однако для решения своих многочисленных проблем современное общество действительно нуждается в человеке, подготовленном к деятельности, основанной на самоизменении, самоорганизации, саморазвитии. Каждый человек может развить свое умение мыслить, освоить предметный мир культуры, сформировать универсальную способность к деятельности - таким должно быть фило-софско-педагогическое кредо, реализуемое в обновленной системе образования [8; 9]. Только таким путем можно превратить формально признаваемый человеческий капитал в человека-творца - неиссякаемый источник общественного богатства.
Нельзя не согласиться с Э. В. Ильенковым в том, что «каждый живой человек может и должен быть развит в отношении тех всеобщих («универсальных») способностей, которые делают его Человеком» [10, с. 181]. А значит, социальная система тем совершеннее, чем более полно она обеспечивает расцвет всех индивидуально-человеческих сил, развертывание всех заложенных в человеке возможностей и чем более широкой массе людей она открывает простор для такого подлинно человеческого развития.
Соответственно, предлагаемое исследование акмеологических принципов организации творческого труда в системе образования как основы преодоления социального инфантилизма в общественном сознании будет содействовать переориентации стандартов образования на предоставление каждому человеку возможностей для организации своего индивидуального развития до уровня социально зрелой, самостоятельной и ответственной личности по таким направлениям, как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни.
Методологическая модель проекта опирается на продуктивное противоречие акмеологии, в котором неопределенность индивидуального развития до уровня «вершины» сочетается с наличием объективных, эмпирически проверенных, конструктивных приемов и способов ее достижения [11]. Реальной основой осуществления в системе образования программы акмеологически ориентированного развития человека выступает тот факт, что по своей биологической природе все люди потенциально талантливы, способны, одарены. «Основная особенность биологии человека заключается именно в отсутствии заранее строго предопределенной генами специализации в направлении к тому или другому определенному способу жизнедеятельности» [12, с. 371].
Мировоззренческая и методологическая сопряженность акмеологических исследований с философской культурой проявляется именно в том, что философия обретает себя как форма глубинного самосознания человека. Предметом философского знания является отношение человека к действительности. Философская проблематика определяется реальными потребностями самой жизнедеятельности людей. И поскольку историчен сам человек, постольку историчен и предмет философии, и философская проблематика. Проблематика, связанная с отношением человека к миру, приобретает конкретный исторический характер в силу того, что меняется
отношение человека к действительности, развиваются средства человеческой деятельности, возможности, возникают новые формы деятельности. Значимость философской составляющей для акмеоло-гии связана с «вечной» необходимостью прояснения человеком глубинных оснований своей индивидуальной и социальной жизнедеятельности. И если акмеология как самостоятельная научная дисциплина прикладного характера тяготеет к абстрагированию отдельных сторон человеческого существования, то философия всегда исходит в своих размышлениях о человеке из его целостности.
Философская акмеология - это форма самопроектирования человека, его самоопределения как субъекта деятельности, способного осмысливать и использовать в социальной практике все богатство и многообразие человеческих связей и отношений: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации; экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.
Так, например, Н. В. Кузьмина и Е. Н. Жаринова констатируют, что «повысить качество результатов собственной деятельности могут только те, кто, выяснив факторы достижения вершин, с одной стороны, и факторы своего отставания, с другой стороны, может выстроить акме-целевые стратегии самодвижения к новым вершинам» [13, с. 21].
Другой исследователь О. С. Анисимов, размышляя об акмеологических факторах повышения эффективности стратегического мышления руководителя, обращает внимание на то, что требования к профессиональной деятельности и мышлению стратега зависимы не в последнюю очередь «от философского углубления, которое, в свою очередь, зависит от применяемого метода в философском мышлении», и указывает на опыт гегелевского диалектического мышления как на основу «рефлексивно-стратегического мышления» [14, с. 54].
Собственно, сама установка воспринимать реальность как некий проект, нуждающийся для своего завершения в высшем идеале, была характерной чертой европейской философской культуры начиная с Античности. Именно философия стреми-
лась преодолеть понимание акме как застывшего состояния, лежащего вне области наличных способностей человека, как состояния, которое еще только предстоит достичь в долгом и нелегком пути обретения жизненного опыта и специальных навыков. Вот почему вне философской рефлексии реализация акме была неразрывно сопряжена только с социум-ным бытием человека. Ведь именно социум был источником специальных техник и умений, которыми надо было овладеть, чтобы достичь «вершины» социального, а не индивидуального развития. «Акме» было понятием, обозначавшим превосходную степень развития человека именно как субъекта социальных отношений. По этой причине даже многие разделы современной акмеологии строятся на такой установке. Сам человек как носитель собственного творческого замысла во многом продолжает подчиняться требованиям социально-экономической необходимости. И в этом случае он по-прежнему лишь пустая оболочка, которая вынуждена обращаться к социуму за содержанием.
Сегодня мы нередко можем наблюдать как понятие «акме» продолжают редуцировать до понятия «профессионализм». В условиях специализации и функционализации глобализирующегося мира это закономерно, но одновременно чревато тенденциями дегуманизации и дефундаментализации образования. Использование когнитивного потенциала философии в реализации акмеологических принципов в образовании способно помочь преодолеть ограниченность понятия «акме» как цели, лежащей вне человека, которую можно достичь только путем кардинальных преобразований своей природы, и осознать акме как актуальное средство пробуждения находящейся в самом человеке естественности или, говоря другими словами, первоначальной подлинности. Социальные императивы - «профессиональная компетенция» и «квалифицированный специалист» - могут быть дополнены благодаря овладению философской культурой, выбором «самобытности», «органичности», «естественности» как новых ценностных установок образовательной деятельности [15].
И если обратиться к истории философии, то в ней мы обнаруживаем огромное богатство личностей общечеловеческого масштаба, безусловно достигших своей индивидуально-естественной «вершины» благодаря тому, что философия работает с глубинными основаниями всей человеческой культуры, с теми ее принципами, которые придают смысл и целостность всей человеческой деятельности как таковой.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Разумов В. И. Кризис в науке и профессионализация интеллектуальной деятельности // Вестн. Ом. унта. 2011. № 1. С. 15-21.
2. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М. : Логос, 2000. 320 с.
3. Карипбаев Б. И., Разумов В. И., Солощенко П. П. Духовное наследие и современность // Вестн. Ом. унта. 2011. № 4. С. 341-346.
4. Разумов В. И. Новая эпоха и участие философии в интеллектуальной культуре // Дискурсология: методология, теория, практика : доклады III Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 40-летию студенческой революции 1968 г. и корифеям Франкфуртской школы (2 окт. - 19 дек. 2008 г.) / под общ. ред. О. Ф. Русаковой. Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2008. Т. 1. С. 45-50.
5. Бодалев А. А., Деркач А. А., Климов Е. А. О задачах и направлениях современных акмеологических исследований // Акмеология. 2013. № 3. С. 85-90.
6. Изотов М. З., Сарсенбаева З. Н., Хамидов А. А. Формирование человеческого капитала в независимом Казахстане: социально-философский анализ. Алматы : Ин-т философии и политологии Комитета науки МОН РК, 2011. 292 с.
7. Солощенко П. П. Философ и время: исторический контекст философствования Ж. М. Абдильдина // Актуальные проблемы развития мировой философии : материалы II Междунар. науч.-теорет. конф. (14-16 фев. 2013 г., Астана, Казахстан) : в 2 т. Астана : Изд-во ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, 2013. Т. 1. С. 178-182.
8. Карипбаев Б. И., Солощенко П. П. Проблема образования в контексте социальной модернизации // Вестн. Карагандин. ун-та. 2013. № 2. С. 50-57.
9. Солощенко П. П. Философские аспекты формирования человеческого капитала в контексте деятель-ностного подхода // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (4-5 апр. 2014 г.) / отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. Уфа : БашГАУ, 2014. С. 246-254.
10. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М. : Искусство, 1984. 352 с.
11. Деркач А. А. Современные задачи акмеологии как метанауки и метапрактики // Вестн. Рос. Ун-та дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 18-31. URL: http://www.goskadri.ru/ index.php?article_id=21&pid=19.
12. Ильенков Э. В. Философия и культура. М. : Политиздат, 1991. 464 с.
13. Кузьмина Н. В., Жаринова Е. Н. Акмеологический подход к оценке продуктивности фундаментального образования (теоретико-методологические проблемы) // Акмеология. 2016. № 2. С. 17-22.
14. Анисимов О. С. Акмеологические факторы повышения эффективности стратегического мышления руководителя // Акмеология. 2016. № 4. С. 53-58.
15. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы. М. : Смысл, 1999. 424 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Карипбаев Байжол Искакович - доктор философских наук, профессор, декан факультета философии и психологии, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, 100012, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 38; e-mail: [email protected].
Разумов Владимир Ильич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Karipbaev Baizhol Iskakovich - Doctor of Philosophy, Professor, Dean of the Faculty of Philosophy and Psi-hology, Ye. A. Buketov Karaganda State University, 38, Gogol str., Karaganda, 100012, Kazakhstan; e-mail: [email protected].
Razumov Vladimir Iljich - Doctor of Phylosophy, Professor, Head of the Chair of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: [email protected].
Солощенко Павел Петрович - магистр гуманитарных наук, старший преподаватель кафедры философии и теории культуры, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, 100012, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 38; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Карипбаев Б. И., Разумов В. И., Солощенко П. П. Когнитивный потенциал философии в реализации ак-меологических принципов в образовании // Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 2(84). С. 115-121.
Soloshenko Pavel Petrovich - M. A. in Humanitarian Sciences, Senior Teacher of the Chair of Philosophy and Culture, Ye. A. Buketov Karaganda State University, 8, Gogol str., Karaganda, 100012, Kazakhstan; e-mail: [email protected].
FOR CITATIONS
Karibayev B.I., Razumov V.I., Solochshenko P.P. Cognitive potential of philosophy in the realization of acme-ological principles in education. Vestnik Omskogo uni-versiteta = Herald of Omsk University, 2017, no. 2(84), pp. 115-121. (in Russian).