Научная статья на тему 'Конкурентоспособная личность'

Конкурентоспособная личность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1609
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / RIVALRY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карипбаев Байжол Искакович

В статье исследуются вопросы, связанные с осмыслением основных характеристик, составляющих понятие «конкурентоспособности» применительно к личности. Предлагается авторский взгляд на идею конкурентоспособности как целеполагающей установки акмеологической характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособная личность»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Competitive personality Karipbaev B. Конкурентоспособная личность Карипбаев Б. И.

Карипбаев Байжол Искакович /Karipbaev Bayzhol - доктор философских наук, профессор, кафедра философии и теории культуры, факультет философии и психологии, Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье исследуются вопросы, связанные с осмыслением основных характеристик, составляющих понятие «конкурентоспособности» применительно к личности. Предлагается авторский взгляд на идею конкурентоспособности как целеполагающей установки акмеологической характеристики.

Abstract: the article examines the issues related to the comprehension of the main features that create the concept of "competitiveness" in relation to the individual. The author proposes his view to the idea of competitiveness as a purposeful factor of acmeological characteristics

Ключевые слова: конкуренция, профессиональная социализация, личностные качества, компетентность, саморазвитие.

Keywords: rivalry, professional socialization, personal qualities, competence, self-development.

Современный мир, существующий в декорациях активных трансформаций, выдвигает на первый план требование конкурентоспособности личности. И это качество становится чуть ли не определяющим в оценке акмеологической характеристики личности.

Конкурентоспособность, с точки зрения личностной и психологической обусловленности, является объектом внимания многих исследователей, которые пытаются раскрыть сущность и содержание данного понятия.

Дж. Грейсон так определяет характеристики конкурентоспособности: развитая потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и возможностей» [1].

Сластенин В. А. выделяет структурные компоненты конкурентоспособности: акмеологическая направленность, компетентность личности,

конкурентоопределяющие личностные качества» [2]. Акмеологическая направленность личности специалиста включает профессиональные и социальные ценностные ориентации, целеполагание, мотивацию профессиональной деятельности и социального взаимодействия, стремление к успеху. Компетентность личности представляет собой систему социально- и профессионально важных знаний, умений, опыта конструктивного поведения и деятельности в процессе решения задач профессиональной деятельности и социального взаимодействия. Конкурентоопределяющие личностные качества объединяют характерологические качества и способности, необходимые для эффективной профессиональной деятельности и социального взаимодействия.

Ряд ученых, работающих в этой области, дополняют данные структурные компоненты конкурентоспособности личности следующими критериями:

• компетентности личности: когнитивно-интеллектуальными (систематизированные контекстные знания, умения их интерпретировать и творчески применять при решении социальных, профессиональных задач), мотивационно-волевыми (сознательное и

ответственное отношение к осуществляемой деятельности, к ее результатам), деятельностно-поведенческими (практический опыт контекстного социального взаимодействия профессиональной деятельности);

• конкурентоопределяющих личностных качеств: когнитивными (понимание сущности, значения и ситуаций востребованности качеств), мотивационно-ценностными (убежденность в значимости качеств и готовность к их совершенствованию), деятельностно-поведенческими (реальное проявление качеств адекватно ситуациям социального взаимодействия и профессиональной деятельности);

• акмеологическую направленность личности: когнитивными (знание содержания и значения социальных и профессиональных целей, ценностей и способов достижения профессионального успеха), эмоционально-оценочными (ценностное отношение и личностная значимость профессиональных целей и ценностей, мотивация профессиональной деятельности, социального взаимодействия, стремление к достижению профессионального успеха путем саморазвития и творческого самосовершенствования), мотивационно-поведенческими (устойчивость и перспективность внутренних положительных мотивов профессиональной деятельности; руководство профессиональными ценностями как мотивами социального взаимодействия; продуктивность и самостоятельность ценностноориентационной, целепостановочной, рефлексивной деятельности).

В современном обществе необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартных ситуациях, способная саморазвиваться и успешно позиционировать себя на рынке труда. А. Г. Асмолов определяет психологические черты конкурентоспособной личности - сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом [3].

Формируя конкурентоспособность личности, многие авторы считают необходимым формировать систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности, профессиональную направленность личности, систему целеполагания и самосознание личности. Мы уже отмечали, что «помимо этого, в качестве обязательного психологического состояния конкурентоспособной личности должен быть фактор стрессоустойчивости, который позволяет адаптироваться к неожиданно меняющемуся социальному климату» [4, 98]. По мнению Л. М. Митиной, «Развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [5].

Но практически все исследователи при определении конкурентоспособности сходятся в том, что конкурентоспособность - это сложное образование, объединяющее интеллектуально-когнитивные, ценностно-ориентационные, деятельностно-поведенческие свойства личности и обеспечивающее специалисту более высокую рейтинговую позицию на рынке труда и устойчиво высокий спрос на его профессиональные услуги.

Иными словами, конкурентоспособность является социально-профессиональным личностным качеством, интегрирующим социально-психологическое и профессиональное содержание.

Таким образом, именно как неотъемлемый элемент социального познания и практики акмеология должна аккумулировать в своих методологических основаниях особенности естественнонаучной, гуманитарной, социальной и технической ориентации. Без этого невозможно выявление во взаимосвязи основных характеристик вершин в развитии взрослого человека как индивида, как гражданина,

специалиста в определенной сфере деятельности и как личности во всех других ее отношениях с действительностью.

Поэтому нельзя не согласиться с авторским коллективом российского учебника по акмеологии в том, что в этой науке должна состояться и проблема «единого», то есть «должны быть выявлены и сведены в систему объективные и субъективные факторы и условия, которые необходимы, чтобы каждый физически здоровый человек, проходя в своем развитии ступени взрослости, состоялся бы как неординарная индивидуальность во всех своих социально важных характеристиках» [6, с. 645].

Таким образом, оценивая теоретико-методологические основы и предпосылки исследования проблемы акмеологии в целом и ее присутствия в образовательных форматах необходимо сделать предварительные выводы, касающиеся научных оснований нашего исследовательского проекта:

1. Акмеология - достаточно молодая отрасль научного знания. Однако ряд ее положений, содержательных характеристик присутствуют в социальных учениях прошлого. Поэтому ее развитие, расширение ее мировоззренческих смыслов и значений невозможно без использования духовного опыта учений прошлого.

2. Акмеология не должна развиваться в узких рамках психологической науки. Актуализация акмеологии в последнее время определяется ее выходом за дисциплинарные ракурсы психологии. Сегодня акмеология должна развиваться в формате междисциплинарных исследований, используя эпистемологический потенциал философии, культурологии, психологии, социологии, педагогики.

3. Необходимо критически переосмыслить ряд западных учений, содержательно отражающих основные подходы акмеологической науки. Важно отказаться от торжествующей в современной западной литературе позиции, воспроизводящей основные положения прагматизма, персонализма, позитивизма.

4. Развитие акмеологической отрасли знания в Казахстане должно происходить в соответствии со своеобразием, опытом, традиций, имеющихся в нашей стране.

Процесс акмеологизации стандартов высшего образования должен быть связан и с увеличением доли творчества в образовательном процессе. Человек, не имеющий навыков творческого подхода, как правило, становится лишь слепым исполнителем чужого решения. Субъектная позиция студентов обнаруживается в их способности:

• к самообразованию, как интегральному выражению умения самоорганизации своей познавательной и творческой деятельности;

• к осознанной формулировке своих планов и целей, к самоанализу своего развития;

• к ориентации в области культуры, науки, идеологии, к интеграции и осмыслению имеющейся суммы сведений, необходимых для понимания и оценки явлений культуры, выбора собственной мировоззренческой позиции;

• к применению полученных в учебном заведении знаний и умений в практической деятельности при взаимодействии с социальными структурами в профессиональной, общественно-политической деятельности, в деловом и досуговом общении с другими людьми и в семейно-бытовых отношениях.

Благодаря исследованиям последних десятилетий раскрыты конкретные комплексы свойств нервной системы, определяющие выраженность тех или иных способностей. Свойства нейронов и нейронных модулей определяются как специальные задатки. Вместе с тем активность, работоспособность, непроизвольная и произвольная регуляция, мнемические способности и т. д. зависят от свойств нервной системы, а вербальные/невербальные способности во многом определяются взаимодействием и специализацией полушарий головного мозга. Общие свойства нервной системы, специфику организации головного мозга, проявляющиеся в продуктивности психической деятельности - это общие задатки. При рассмотренном понимании способностей и задатков становится более ясным соотношение между ними. Способности и задатки являются свойствами: первые - свойствами функциональных систем, вторые - свойствами компонентов этих систем. Свойства

функциональных систем (способности) - системные качества. При этом в свойствах системы могут проявляться и проявляются свойства элементов, ее составляющих (специальные задатки).

Способности человека — это овладение познающим субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в плане конкретных психических функций и конкретной деятельности.

Для творчества необходимо, по крайней мере, присутствие трех интеллектуальных способностей:

а) синтетической способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления;

б) аналитической способности, позволяющей оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать, а какие нет;

в) практически-контекстуальной способности убедить других в ценности идеи, иными словами, продать творческую идею другим.

Литература

1. Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге 21 века. М., 1991. 319 с.

2. Сластенин В. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированная технология в педагогическом образовании. М., 1999. 187 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.

4. Карипбаев Б. И. Акмеологические концепты образования. Научный журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». Москва. № РИНЦ, 0,043, 2015. № 12 (ч. 1). С. 97-99.

5. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. Воронеж, 2002.

6. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002.

Worldview meanings of acmeology Karipbaev B. Мировоззренческие смыслы акмеологии Карипбаев Б. И.

Карипбаев Байжол Искакович /Karipbaev Bayzhol - доктор философских наук, профессор, кафедра философии и теории культуры, факультет философии и психологии, Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье исследуются проблемы, связанные с анализом места и роли акмеологии как нового направления в казахстанской науке, в общем гуманитарном дискурсе в формате высшей школы.

Abstract: the article examines the problems associated with the analysis of the place and role of acmeology as a new direction in Kazakhstan's science in general humanitarian discourse in format of the higher school.

Ключевые слова: дискурс, практика, рефлексия, акмеологичность, креативность, человеческий фактор.

Keywords: discourse, practice, reflection, acmeology, creativity, human factor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.