УДК 316.6, 37.01
КАРИПБАЕВ Байжол Искакович Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова г. Караганда, Казахстан [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМАТАХ КАЗАХСТАНА
В данной статье автор анализирует основные формы воспитания у молодых людей (школьников, студентов) толерантного отношения к существующему этническому и конфессиональному разнообразию. Такая постановка вопроса определяется современным состоянием общественных отношений, в пространстве которых возникает многообразие моделей межкультурного, межконфессионального, межэтнического диалога, полилога, обнаруживаются факторы радикализации сознания, увеличение количества молодых людей, следующих основным ценностным ориентирам новых религиозных течений. В условиях таких духовных, гуманитарных трансформаций большая ответственность ложится на систему образования, в рамках которой большей частью и формируется мировоззренческая позиция молодых людей. Возникает необходимость реформирования образовательной системы на всех ее уровнях. Автор актуализирует необходимость корректировки образовательных, воспитательных программ в учебных заведениях в целях увеличения гуманитарной компоненты учебного процесса, которая, в свою очередь, позволит расширить мировоззренческий горизонт обучающихся. Автор высказывает в статье ряд предложений по реформированию образовательных стандартов, реализация которых позволит готовить творческую личность с активной жизненной позицией. В числе предлагаемых рекомендаций автор размышляет над вопросом увеличения гуманитарных ракурсов путем включения, например, в систему школьной, вузовской подготовки как обязательного компонента предмета, связанного с изучением этноконфессионального пространства общества.
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-92-96
Bayzhol I. KARIPBAEV Karaganda State University named after academician E.A. Buketov Karaganda, Kazakhstan [email protected]
FORMATION OF THE CONCEPT OF RELIGIOUS TOLERANCE AND ETHNIC CONSOLIDATION IN THE EDUCATIONAL FORMATS OF KAZAKHSTAN
In this article the author analyzes the main forms of education of young people (schoolchildren, students) tolerant attitude to the existing ethnic and religious diversity. This formulation of the question is determined by the current state of social relations in the space of which there is a variety of models of intercultural, interfaith, interethnic dialogue, polylogue revealed factors radicalization of consciousness, increasing the number of young people following the basic values of new religious trends. In the context of such spiritual and humanitarian transformations, a great responsibility lies with the education system, within which the ideological position of young people is mostly formed. There is a need to reform the educational system at all levels. The author actualizes the need to adjust educational programs in educational institutions in order to increase the humanitarian component of the educational process, which in turn will expand the Outlook of students. The author expresses in the article a number of proposals for reforming educational standards, the implementation of which will allow to prepare a creative person with an active life position. Among the proposed recommendations, the author reflects on the issue of increasing humanitarian perspectives, by including, for example, in the system of school, University training as a mandatory component of the subject related to the study of the ethno-confessional space of society.
Ключевые слова: этнос, религия, духовное разви- Keywords: ethnos, religion, spiritual development, тие, образование, воспитание, мировоззрение, education, upbringing, outlook, personality, moti-личность, мотивация vation
Современный Казахстан, находящийся в режиме динамичных трансформаций, представляет собой сегодня полигон инноваций, нововведений, социальных экспериментов и научных поисков. Существуя в режиме открытого общества, Казахстан не может не ощущать те серьезные угрозы, которые сегодня диктуют и политическую, и экономическую, и даже духовную моду. В числе проблем мирового уровня особое место занимает, на наш взгляд, радикализация сознания людей в части этнических и конфессиональных маркеров. Перманентные поиски идентичности приводят людей в различного рода объединения, группы, организации, которые исповедуют идеи человеческой исключительности, расовой избранности, религиозной одержимости и т.д. В таких условиях особая
ответственность ложится на систему образования, которая в принципе и призвана способствовать формированию здравых представлений человека о самом себе, своей жизненной стратегии, своем месте в сложных коммуникационных системах современности.
Сегодня возникает, на наш взгляд, потребность и необходимость исследовать эту проблему в конкретных социальных координатах. Такой конкретный подход, не отрицающий важности серьезных мировоззренческих обобщений, востребован сегодня. Когда борьба идет за души молодых людей, когда мы понимаем серьезность презентуемых нашими идеологическими, духовными врагами лозунгов и ценностей, важно предпринять серьезные научные усилия, которые, в свою очередь, станут основой адресной практической работы в рамках системы образования. Современный Болонский формат образования дает, на наш взгляд, возможность построения креативных образовательных конструкций, которые будут способствовать формированию активной зрелой личности, способной взять ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу своего государства и народа. В социогуманитарных исследованиях зарубежных и отечественных ученых достаточно активно исследовались и исследуются вопросы межэтнического, межконфессионального сосуществования, проблемы толерантности.
Теоретико-методологической основой исследований в этой области служат труды мыслителей прошлого. Святой Августин - в период Поздней Античности; Барух Спиноза - в Новое время; Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро - в эпоху Просвещения; из числа русских философов - Владимир Соловьёв, Павел Флоренский и Николай Бердяев. Мировоззренчески более широко и системно категорию толерантности с интервалами в столетие разрабатывали либеральные теоретики Джон Локк [1], Иммануил Кант [2] и Джон Стюарт Милль [3]. В пространстве казахской философии к вопросам терпимости, толерантности в своем творчестве обращались Шакарим Кудайбердиев [4], Абай Кунанбаев [5]. Работы этих ученых обращают наше внимание на тот неоспоримый факт, что природа человека не может быть расчленена на какие-то составляющие компоненты, она монолитна и, исследуя ее, мы должны воспринимать ее как монолитную универсальность. Все характеристики человека неразрывны и определяют друг друга. Любой другой подход искажает природу человека, его внутренне единство.
В культурологических, философских, социологических исследованиях зарубежные коллеги, следуя различным историческим конфигурациям, анализируют социальную природу человека через осмысление его этнических, религиозных предпочтений и симпатий, выстраивают собственную модель межэтнического и межконфессионального согласия. Так, представитель деонтологического либерализма Джон Ролз [6] исследует природу толерантности с позиций идеально-типической методологии. Шанталь Муфф [7], Славой Жижек [8], Эрнесто Лаклау [9] используют в анализе теории веротерпимости эпистемологический потенциал конфликтного исследовательского подхода. Аксиологическую методологию в исследовании данной проблемной интриги используют Г. Маркузе [10] и П. Николсон [11]. Через онтолого-историцистские гносеологические технологии исследуют проблему этнической консолидации и веротерпимости М. Уолцер [12], Р. Дворкин [13]. В ракурсах мультикультуралистских подходов эту тему рассматривают М. Сэндел [14], Ч. Тейлор [15], У. Кимлин [16], Дж. Грей [17].
Немалый интерес поднимаемая в статье проблема вызывает и у наших отечественных коллег. Ученые Казахстана рассматривают, как правило, эту проблемную интригу в социокультурных и когнитивных контекстах современного Казахстана. К последним работам, относящимся к этому проблемному пространству, можно отнести монографию «Ценностно-смысловые и духовно-нравственные основания консолидации этнических и религиозных групп Республики Казахстан в гражданскую общность» (2014 г., авторы З.К. Шаукенова, Е.Е. Бурова, А.К. Назарбетова) [18], материалы международной научно-практической конференции «Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия Н.А. Назарбаева: двадцать лет успеха и созидания» (2015 г.) [19]. В данных работах представлен богатый историко-теоретический материал, отражающий поступательную логику формирования пространства мировоззренческой гармонии.
Несмотря на активно формирующийся интерес к этой проблеме, необходимо признать, что проблема формирования аксиологически правильных восприятий, оценок, суждений молодых людей, обучающихся в образовательных структурах Казахстана, относительно идеи межнационального, межконфессионального согласия не получила должного научного исследования, осмысления и эмпирического анализа.
По данным Министерства национальной экономики, в Казахстане наблюдается отрицательная динамика в миграционных процессах. Согласно данным миграционной полиции, число зарегистрированных прибывших в Казахстан на постоянное место жительство (мигрантов) в январе-марте 2016 г. по сравнению с январем-мартом 2015 г. уменьшилось на 26,7% и составило 3053 человека. Число выбывших из страны мигрантов увеличилось на 20,3% и составило 5434 чел., сальдо миграции - 2381 человек. Среди выезжающих на постоянное место жительства немало молодых людей. При всем разнообразии причин выезда необходимо признать, что часть выезжающих на постоянное место жительства говорит о появившемся этническом дискомфорте, появлении мусульманиза-ции населения, что вызывает определенный градус напряжения. Это явление не тотально, однако, чтобы его локализовать, необходимы новые форматы государственной, общественной политики, серьезное научное сопровождение.
Вопросы межконфессиональной толерантности, межкультурного согласия являются сегодня достаточно «популярными» в научно-исследовательском пространстве современного Казахстана. Очевидно, что сегодня образование - это значимый общественный институт, с ним связывают надежды на выход из кризиса культуры и общества. И в этом смысле образование - приоритетный национальный проект общества, цель го - ускорить интеграцию казахстанского образования в мировое образовательное пространство. Образование молодого поколения должно включать практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве. Личностно-ориентированное образование становится потребностью современности, поскольку позволяет расширить реализацию возможностей творческой, высококоммуникативной личности; это образование должно быть нацелено на умение вести диалог друг с другом независимо от этнической или религиозной принадлежности. Важно, чтобы образование на любых его этапах было ориентировано на гуманистическую этику развития обучаемого, нацелено на нравственное самосовершенствование личности, на формирование навыков отношения к миру через его культурное, этническое, религиозное многообразие. В связи с этим хотелось бы остановиться на ряде аспектов образовательных форматов, которые, на наш взгляд, позволяют определить наиболее важные аксиологические приоритеты в реформаторском подходе к этому важнейшему социальному институту.
Мы уже отмечали, что Болонская конвенция дает большие возможности в формировании оригинальных образовательных дискурсов, делает образовательное пространство целостным и единым. Молодой человек может и должен сам независимо формировать свою образовательную стратегию, учебную траекторию. Свобода перемещения в образовательном пространстве в рамках института академической мобильности предоставляет возможность стать студентом мира, то есть познавать мир во всем его разнообразии через институции образования. вузы тоже получают большой люфт академической свободы, что дает им возможность учитывать свои региональные познавательные симпатии, создавать оригинальные дискурсивные практики.
Вместе с тем после того как улеглись наши первые восторги относительно оригинальности болонского формата, мы приходим к пониманию того неоспоримого факта, что в этом формате есть, наряду с несомненными достоинствами, и определенные недостатки, недочеты. Оказывается, универсальный болонский формат не столь уж универсален. И в этом понимании мы с оправданными ностальгическими нотками вспоминаем нашу советскую систему образования, которая была признана в свое время самой фундаментальной, соответствующей всем академическим мировым показателям. В связи с этим мне думается, что настало то время, когда нам необходимо позитивно критически подойти к болонским матрицам и вспомнить и воспроизвести многие классические каноны советской образовательной системы.
В контексте рассматриваемой проблемы - проблемы этнической консолидации и веротерпимости - можно обратить внимание на ряд следующих обстоятельств. Современный мир предлагает молодому человеку чрезвычайно много форм социальных коммуникаций, различных уровней социализации, идентификации. Многие социальные соблазны на самом деле оказываются ложными, негативными формами рекрутирования молодежи в различные радикальные, экстремистские объединения. Предлагаемые ими смыслы и значения, облекаемые в достаточно привлекательные лозунги, мобильные речитативы, становятся у молодых людей частью их жизненных программ и приоритетов. И в этом смысле мы, находящиеся на передовых рубежах формирования общественного, социокультурного вкуса (образование), должны что-то противопоставить нашим, если хотите, идеологическим врагам. Что же получается на самом деле? Необходимо признать, что в погоне за профессионалом-специалистом мы забываем о том, что перед нами сидит не просто будущий работник-человек-функция, а прежде всего член нашего общества, которому предстоит вступать в сложный мир социальных взаимоотношений в самых разных пространствах и сферах. Позволяет ли современная образовательная парадигма готовить такого человека, способного воспринять разнообразие этого мира не с позиции узкопрофильного специалиста.
Общеизвестно, что маркерами нашего времени стали проблемы активного становления и воспроизводства радикальных идей, связанных с ренессансом исламистских (не исламских) интерпретаций Корана, возрождение идей этнической исключительности, расизма и т.д. В этих условиях, на наш взгляд, необходима переориентация образовательных форматов, начиная со школы и заканчивая студенчеством, на формирование широкого мировоззренческого горизонта у молодых людей. Вспоминается Плутарх со своим откровением «ученик - это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Зажигаем ли?
Молодые люди, сидящие сегодня в студенческих аудиториях, к сожалению, лишены возможности получения широкого спектра социогуманитарного знания. Не удивительно, что сегодня наша деятельность получила обозначение «предоставление образовательных услуг», а задача определилась в емком «формировании навыков и компетенций». Очевидно, что усложняющееся время требует и сложного образовательного дискурса. Советская образовательная система предлагала студентам не только специализированные предметы, но и блок знаний общего мировоззренческого масштаба (этика, эстетика, логика, философия, атеизм и т.д.). Думается, что одна из причин успешного рекрутирования радикальными организациями нашей молодежи заключается и в этом.
Инициативной исследовательской группой Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова был проведен социологический опрос среди студентов вузов Центрального Казахстана на предмет оценки ими своих представлений о религии, культурных формах, образовании. Выяснилось, что 80% молодых людей связывают идею возрождения духовной жизни с религией. 67% опрошенных уверены в дихотомии «русский - значит православный», «казах - значит мусульманин». Большинство студентов не знают различий в католическом и православном исповедании. 70% участвовавших в опросе признались, что за последние три года ни разу не были в театре, а главным источником знаний и информации у 90% студентов является Интернет. Цифры говорят сами за себя. Одно радует: 82% студентов высказались за внедрение в образовательные программы курса «Религиоведение». Вот оно, поле нашей деятельности. Наши студенты не умеют говорить, тесты подменили возможность беседы глаза в глаза, первоисточники остались на задворках учебной жизни (достаточно материала из Википедии) и т.д.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость расширить социогумани-тарную компоненту наших образовательных, воспитательных программ начиная со школы и заканчивая вузами. Формирование в образовательных форматах (школа-колледж-вуз) целостной длящейся последовательной программы социогуманитарно-го знания и воспитания позволит нам реализовать в полной мере истинную миссию образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Локк Дж. Опыт веротерпимости. Соч. в 3-х тт. - Т.3. - М.: Мысль, 1988. - 668 с.
2. Кант И. Основоположения метафизики нравов. Соб. соч. в 8 тт. - - Т.4. - М.: Чоро, 1994. - С. 172.
3. Милль Дж. Ст. Утилитарiанизм / Утилитарiанизм. О свободе. - СПб.: Изд. книгопродавца И.П. Перевозникова, 1900. - С. 188-189.
4. Кудайбердиев Ш. Три истины. - Алматы: Казахстан, 1991. - 80 с.
5. Кунанбаев А. Слова назидания / пер.с казах. С. Санбаева. - Алматы: Жалын, 1979. - 32 с.
6. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: НГУ, 1995. - 342 с.
7. Муфф Ш. К агонистической модели демократии // Логос. - 2004. - №2 (42). - 253 с.
8. Жижек С. Возвышенный объект идеологии / пер. с англ. В. Сафронова. - М.: Художественный журнал, 1999. - 187 с.
9. Лаклау Э. Hegemony and Sozialist Strategy // Verso. - 1985. - 194 p.
10. Маркузе Г. Критическая теория общества. Избранные труды по философии и социальной критике. - М.: АСТ-Астрель, 2011. - 384 с.
11. Nicholson P.P. Toleration as a moral ideal / / Aspects of Toleration / ed. by J. Hordon & S. Mendus. - London - New York: Methuen & Co. Ltd, 1985. - 216 p..
12. Уолцер М. О терпимости. - М.: ДИК, 2000. - 189 c.
13. Дворкин Р. О правах всерьез. - М.: РОССПЕН, 2012. - 216 с.
14. Сэндел М.Дж. Либерализм и пределы справедливости // Современный либерализм / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой. - М.: ДИК, Прогресс-Традиция, 1998. - С. 203, 213 с.
15. Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами // Современный либерализм / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой. - М.: ДИК, Прогресс-Традиция, 2015. - 295 с.
16. Кимлика У. Либеральное равенство / / Современный либерализм / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой. - М.: ДИК, Прогресс-Традиция, 2007. - 176 с.
17. Грей Дж. Толерантность: постлиберальная перспектива// Поминки по просвещению: политика и культура на закате современности / пер. с англ. под общ. ред. Г.В. Каменской. - М.: Праксис, 2011. - С. 45.
18. Шаукенова З.К., Бурова Е.Е., Назарбетова А.К. Ценностно-смысловые и духовно-нравственные основания консолидации этнических и религиозных групп Республики Казахстан в гражданскую общность. - Алматы: ИП Волков Н.А., 2015. - 266 с.
19. Материалы международной научно-практической конференции «Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия Н.А. Назарбаева: двадцать лет успеха и созидания». - Алматы: ИП Волков Н.А., 2016. - 305 с.
Информация об авторе:
Карипбаев Байжол Искакович, доктор философских наук, профессор, Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан [email protected]
Получена: 20.04.2018
Для цитирования: Карипбаев Б.И. Формирование концепции веротерпимости и этнической консолидации в образовательных форматах Казахстана. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 2-2. с.92-96.
10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-92-96.
Information about the author:
Bayzhol I. Karipbaev, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Karaganda State University named after academician E.A. Buketov, Karaganda, Kazakhstan [email protected]
Received: 20.04.2018
For citation: Karipbaev B.I. Formation of the concept of religious tolerance and ethnic consolidation in the educational formats of Kazakhstan. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.2-2. Pp. 92-96.
doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-92-96. (in Russ)