Научная статья на тему 'Когнитивный механизм формирования смысла'

Когнитивный механизм формирования смысла Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
368
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ / СМЫСЛ / СЛОВО / ИНТЕЛЛЕКТ / СОЗНАНИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бубнова Ирина Александровна

В статье рассматривается проблема соотношения системного значения и индивидуального смысла слова с точки зрения принципа организации индивидуального значения. Предпринимается попытка показать роль интеллекта в процессе конструирования смысла слова в сознании человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивный механизм формирования смысла»

4 Журнал путешествия его высокородия господина статского советника и Ордена Святого Станислава кавалера Никиты Акинфиевича Демидова по иностранным государствам с начала выезда его из Санкт-Петербурга 17 марта 1771 года по возвращение в Россию, ноября 22 дня 1773 года. - М., 1786.

5 Журнал путешествия его высокородия господина статского советника и Ордена Святого Станислава кавалера Никиты Акинфиевича Демидова по иностранным государствам с начала выезда его из Санкт-Петербурга 17 марта 1771 года по возвращение в Россию, ноября 22 дня 1773 года. - М., 1786.

6 Словарь русского языка XVIII в. - Л., 1984. - Вып. 1. - С. 21.

Биржакова, Е. Э. Очерки по исторической лексикологии... - С. 172.

8 Словарь русского языка XVIII в. - СПб., 2001. - Вып. 12. - С. 28.

9 Словарь русского языка XVIII в. - Л., 1984. - Вып. 1. - С 142.

10 Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка : в 2 т. / П. Я. Черных. - М., 1999. - Т. 2. - С. 415.

11 Биржакова, Е. Э. Очерки по исторической лексикологии... - С. 235.

12 Там же. - С. 223.

13 Там же. - С. 234.

14 Словарь русского языка XVIII в. - СПб., 2001. - Вып. 12. - С. 103.

15 Биржакова, Е. Э. Очерки по исторической лексикологии... - С. 235.

16 Там же. - С. 241.

17 Словарь русского языка XVIII в. - СПб., 1998. - Вып. 10. - С. 62, ст. 1.

18 Биржакова, Е. Э. Очерки по исторической лексикологии... - С. 234.

19 Словарь русского языка XVIII в. - Л., 1985. - Вып. 2. - С. 26.

20 Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / М. Фасмер. -М., 2003. - Т. 3. - С. 337.

21 Названия функциональных сфер даны в соответствии с классификацией, предложенной в книге: Биржакова, Е. Э. Очерки по исторической лексикологии.

22 Словарь Академии Российской. - СПб., 1789-1794. - Т.

И. А. Бубнова

КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛА

В статье рассматривается проблема соотношения системного значения и индивидуального смысла слова с точки зрения принципа организации индивидуального значения. Предпринимается попытка показать роль интеллекта в процессе конструирования смысла слова в сознании человека.

Ключевые слова: когнитивный механизм, смысл, слово, интеллект, сознани человека.

В одной из своих работ Ю. М. Лотман писал о том, что «культура как целое обладает особым аппаратом коллективной памяти и механизмами выработки принципиально новых сообщений на принципиально новых языках, то есть создания новых идей», что «позволяет рассматривать ее как коллективный интеллект»1 [курсив автора. - И. Б. ]. И, продолжая свою мысль, ученый отмечал, что соотношение коллективного и индивидуального интеллекта составляет не просто неизученную, но и не поставленную в полном объеме проблему, замечая при этом: «Глубокие матери-

альные различия в их организации одновременно с очевидным функциональным изоморфизмом делают исключительно плодотворной задачу сопоставления»1.

Новые идеи, создаваемые культурой как единым семиотическим механизмом, рождаются благодаря неограниченному семиозису, выражающему то, что значения никогда не застывают в замкнутую и окончательную систему2. Причем, несмотря на это непрерывающееся движение, в каждый период развития языка «память культуры», т. е. смыслы, созданные коллективным разумом, могут быть зафиксированы (и фиксируются) в словарях.

Что касается индивидуального интеллекта, то он «схватывает» означаемое знака в результате интерпретативного процесса, а, следовательно, глубина постижения смыслов зависит от способности человека к анализу и синтезу всех феноменов, которые скрываются за тем или иным знаком. Особенно справедливым это кажется для таких имен, как добро и зло, добродетель и грех, истина и ложь, любовь, радость, счастье и многих других, обозначающих базовые вечные ценности.

В данной статье приводятся результаты сопоставительного анализа субъективного значения слова радоваться (радость) как глобальной семантической единицы сознания носителей языка, различающихся между собой по показателям психометрического интеллекта и описания значения этого же слова, которое дано в Новом объяснительном словаре синонимов русского языка (НОССРЯ).

Выбор для сравнения описания слова, данного именно в НОССРЯ, не был случайным. Основной целью словаря, по замечанию Ю. Д. Апресяна, является воссоздание складывающейся веками наивной картины мира, в которую входит наивная геометрия, наивная физика, наивная психология и т. д. Именно поэтому сравнение слов, описанных в НОССРЯ с субъективными значениями, смоделированными по результатам ассоциативного эксперимента, представляет особый интерес.

Как отмечает Ю. Д. Апресян, радость относится к фундаментальным человеческим эмоциям, которая воспринимается, наряду с любовью, как важнейшая в жизни ценность, т. е. радоваться - это «испытывать приятное чувство, какое бывает, когда то, что субъект оценивает или ощущает как хорошее для себя, имеет место»3.

Радоваться можно всему хорошему, причем радость - это способность видеть светлое в жизни, поэтому радоваться могут все.

Кроме ликования синонимом слова радоваться, по данным НОССРЯ, являются слова ликовать и торжествовать.

Синонимы различаются по типу субъекта, причине, роли свойств самого субъекта в возникновении эмоции, по характеру эмоции, сопровождающим ее чувствам и состояниям.

Ликование характерно для субъектов, склонных к некритичному восприятию жизни. Радость менее интенсивна, чем ликование, она относится к более глубоким эмоциям, интимна, не требует обязательных внешних проявлений и совместима с внутренним покоем.

В чувстве торжества отмечается элемент чрезмерного удовлетворения, доходящего до самодовольства, когда человек упивается своей победой, наслаждается своей правотой, злорадствует по поводу поражения соперника.

Для выявления субъективного смысла слова радость нами был проведен свободный ассоциативный эксперимент, в котором приняли участие 200 респондентов, предварительно разделенных на группы в соответствии с показателями психометрического интеллекта (ПИ), выявленными при помощи теста Равена «Стандартные прогрессивные матрицы»4. В основу моделирования субъективного значения слова была положена методика, разработанная И. А. Стерниным5.

Анализ полученных ассоциатов и их интерпретация позволили сформулировать целостное субъективное значение слова радость как глобальной семантической единицы индивидуального сознания, включающей в себя несколько отдельных значений, смысловые компоненты которых сформированы на различных основаниях, т. е. отражают качественно разные мыслительные операции. С психологической точки зрения, все ассоциаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть определены как абстрактно-деятельностные (операции противопоставления, подведения под категорию либо включения в категорию), формально-прагматического или отношенческого типов.

По данным эксперимента в субъективное значение слова радость входят следующие значения: 1) компонент счастья; 2) проявляемое внешне внутреннее состояние человека, которое не только ощущается, но может быть охарактеризовано вербально; 3) само ощущение жизни или результат существования в ней определенных чувств, отношений, людей, событий или предметов; 4) редкое либо невозможное ощущение; 5) невыразимое словами ощущение, которое ассоциируется в сознании с любым образом; 6) то, что противоположно состоянию печали.

В группе испытуемых с высокими показателями ПИ доминируют два значения слова радость: 1) компонент счастья; 2) проявляемое внешне внутреннее состояние человека, которое не только ощущается, но может быть охарактеризовано вербально. Можно предполагать, что данные респонденты рассматривают радость как психическое состояние, которому соответствуют определенные внутренние ощущения и внешние проявления. Другие значения - радости как результата существования в ней определенных чувств, отношений, людей, событий или предметов либо образного представления радости - находятся на периферии структуры, причем индекс яркости образного представления в два раза ниже, чем радости, испытываемой в результате существования в жизни субъекта каких-либо чувств, людей, объектов. Значение радости как состояния, противоположного печали, практически не релевантно в данной группе респондентов. Таким образом, субъективное значение слова радость в группе испытуемых с высокими показателями ПИ - это, скорее, отрефлек-сированное, а поэтому более четко описываемое состояние, чем реально переживаемое, связанное с какими-то ощущениями и образами чувство. На это указывают и реакции испытуемых, которые определяют радость именно через психическое состояние счастья, отмечая внутреннее ощущение как хорошее для себя, как вдохновение, и связывая его с образами тепла и желтым цветом. Для этой группы не характерны бурные внешние проявления радости (только улыбка, веселье), а сама радость сопровождает состояние счастья, но не является следствием каких-то конкретных причин.

Для испытуемых, вошедших в группу со средними показателями ПИ, ядром структуры субъективного значения является радость как проявляемое внешне отражение внутреннего состояния человека, которое не только ощущается, но может быть охарактеризовано вербально, т. е. на первый план выдвигается комплекс признаков, характеризующих разнообразные ощущения человека, которые он испытывает. Следует отметить, что в целом, в субъективном значении слова радость в этой группе респондентов выделяется значительно большее количество значений, чем в предыдущей группе. Достаточно важным для них становится значение радости как результата существования в жизни самых различных чувств, отношений, людей и явлений, куда включена сама жизнь во всей полноте человеческих отношений (высшие чувства - любовь, дружба, общение и т. д.; близкие люди - мама, члены семьи; функционально-прагматические признаки - удача, деньги). То есть, радость - это и эмоциональное переживание, и психическое состояние. Хотелось бы подчеркнуть, что в

ряде случаев в качестве источника радости как психического состояния называется вера, а в характеристиках присутствует реакция светлая, что еще раз подтверждает, что традиционные ценности культуры воспринимаются личностью и влияют на субъективное значение слова на сознательном либо бессознательном уровне. Более того, следует отметить, что в этой группе наиболее ясно осознаются причины радости, ее проявления достаточно конкретны, причем реакции прямо указывают на достаточно бурные проявления радости: восторг, эмоции, чувства. Данный тип людей радуется всему, называя в качестве источников радости жизнь, любовь, дружбу, успех, удачу, деньги, каникулы и т. д. Принимая во внимание выделяемые характеристики (полная, бурная, огромная) и проявления (эмоции, восторг), можно констатировать, что в сознании этих респондентов понятие радоваться - это не только способность видеть хорошее (радость), но и близко во многих случаях понятиям торжествовать и ликовать.

Для испытуемых с низкими показателями ПИ радость - это, прежде всего проявляемое внешне состояние, которое непосредственно связано с определенным источником либо событием. Значительный вес в общей смысловой структуре слова занимает значение радости как эмоции или состояния, которое связано с образами, т. е. ощущается, но не определяется словами. Большое количество респондентов определяют радость через антонимы. В этой группе самый высокий процент респондентов, которые связывают радость непосредственно с ее источником, причем этот источник имеет значительно более конкретный характер, чем в предыдущих группах. Данные специфические черты позволяют говорить о том, что под радостью в этой группе, скорее, понимается ликование (бурные внешние проявления, невозможность описать испытываемое чувство словами, объединение радости с восторгом, требующим выхода). Более того, значительное число причин, называемых данными респондентами как источники радости (праздник, событие, день рождения, хорошая оценка), не позволяют говорить о глубине и продолжительности этой эмоции и дают возможность предположить, что субъективное значение слова радость в группе испытуемых с низкими показателями ПИ соответствует только части значения слова радоваться, описанному в НОССРЯ.

Таким образом, проведенное исследование показало, что:

1. Структура субъективного значения непосредственно связана с показателями психометрического интеллекта личности, т. е. интеллект действительно является важнейшим когнитивным механизмом, который опосредует процесс формирования субъективного значения в индивидуальном сознании.

2. Субъективное значение в группах респондентов с разным ПИ не вполне соответствует значению, зафиксированному в НОССРЯ. Субъективное значение слова радоваться (радость), выявленное в группе респондентов со средним ПИ, практически полностью совпадает со словарным описанием этого слова. Респонденты с высокими показателями ПИ не считают глагол радоваться синонимичным глаголу торжествовать, а в структуре субъективного значения слова радость в группе испытуемых с низкими показателями ПИ радоваться скорее означает ликовать по конкретному поводу. Данные результаты дают основание предполагать, что в словаре отражено в определенной степени «идеальное» значение слова, и, следовательно, «идеальная картина мира». В реальном сознании за словом, описываемом в словаре, стоит лишь часть выделяемых значений, причем акценты в субъективном значении зависят не от языка, а от когнитивных особенностей его носителей.

Примечания

1 См. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб : Искусство-СПб, 2004. - С. 557.

2 Эко, У. Отсутствующая структура : Введение в семиологию / У. Эко. - СПб., 1998.

3 Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Ю. Д. Апресян, О. Ю. Богуславская, И. Б. Левонтина, Е. В. Урысон, М. Я. Гловинская, Т. В. Крылова ; под общ. ред. акад. Ю. Д. Апресяна. - 2-е изд., испр. - М. : Шк. «Языки рус. культуры», 1999. - С. 312.

4 Raven, J. C. Guide to the Progressive Matrices / J. C. Raven. - London : Levis, 1960.

5 Стернин, И. А. Значение слова и его компоненты / И. А. Стернин. - Воронеж : ВГУ, 2003.

К. А. Воробьёва

«АВТОРСКАЯ ИРОНИЯ» И «ИРОНИЯ ОТ ПЕРСОНАЖЕЙ»

В РАССКАЗАХ О. ГЕНРИ

В статье рассматриваются два вида иронии: «авторская ирония» и «ирония от персонажа». Оба выше обозначенных типа иронии имеют более или менее схожие способы реализации и механизм воплощения, но различаются по сложности структуры и палитре выражаемых чувств и эмоций, а также реализуются в разных условиях и имеют разную степень воздействия на читателя.

Ключевые слова: О. Генри, «авторская ирония», «ирония от персонажей», рассказ.

Ирония является одним из самых ярких стилистических средств выражения авторской позиции по отношению к описываемым событиям и персонажам, ярким средством воздействия на оценки читателя при восприятии вербального текста. Как лингвистический феномен ирония представляет собой преднамеренное выражение несоответствия буквального и подразумеваемого смысла слова или высказывания с целью насмешки, издевательства или шутки. То есть ирония способна отражать широкую гамму чувств и эмоций говорящего, как отрицательных, так и положительных. Хотя, по мнению О. П. Ермаковой, на уровне обыденного сознания слово «ирония», взятое вне контекста, «всегда означает издёвку, злой смех, поэтому любая насмешливо-злая позиция характеризуется обывателем чаще всего как позиция ироническая»1.

Понимание читателем иронической интенции автора, которое строится на анализе всей текстовой структуры произведения, является сложным когнитивным процессом. В нём участвуют авторское и читательское когнитивные пространства, которые соединены вербальной формой текстового пространства. Несмотря на то, что «интеллектуальная основа иронического дискурса обуславливает наличие у всех участников коммуникации определённого набора когнитивных механизмов выражения иронии и реагирования на неё»2, оценка иронического высказывания во многом зависит от индивидуальнопсихологических особенностей и личного опыта самого реципиента.

В художественном произведении читатель практически всецело зависим от оценок автора. Сами ситуации, в которые писатель помещает своих героев, являются индикаторами авторского отношения. Так, по словам М. М. Бахтина, «каждый момент произведения дан нам в реакции на него автора, которая объемлет собою как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.