Научная статья на тему 'Когнитивный компонент профессиональной готовности сотрудников УИС к работе с осужденными, освобождающимися по удо'

Когнитивный компонент профессиональной готовности сотрудников УИС к работе с осужденными, освобождающимися по удо Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COGNITIVE COMPONENT / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ / STRUCTURE READINESS / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / PAROLE / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ВОСПИТАТЕЛИ / TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жирякова Е.А.

В статье раскрываются позиции ученых относительно определения профессиональной готовности, анализируются взгляды ученых на сущность когнитивного компонента, рассматривается специфика деятельности сотрудников УИС с условно-досрочно освобождающимися осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жирякова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивный компонент профессиональной готовности сотрудников УИС к работе с осужденными, освобождающимися по удо»

ВЕСТНИК СЮИ

УДК 378

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС К РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ, ОСВОБОЖДАЮЩИМИСЯ ПО УДО

© 2017 Е. А. Жирякова

Аннотация. В статье раскрываются позиции ученых относительно определения профессиональной готовности, анализируются взгляды ученых на сущность когнитивного компонента, рассматривается специфика деятельности сотрудников УИС с условно-досрочно освобождающимися осужденными.

Ключевые слова: профессиональная готовность, когнитивный компонент, структура готовности, условно-досрочное освобождение, осужденные, воспитатели.

THE COGNITIVE COMPONENT OF PROFESSIONAL READINESS OF THE PRISON STAFF FOR WORK WITH PRISONERS RELEASED ON PAROLE

© 2017 E. Zhiryakova

Summary. The article describes the positions of scientists concerning the definition of professional readiness, discusses the specifics of the prison staff with parole released convicts, examines the views of scientists about the nature of the cognitive component.

Keywords: professional readiness, cognitive component, structure readiness, parole, convicts, teachers.

Постоянно меняющиеся условия жизни, коррелируемые с достаточно сложной социально-экономической обстановкой в мировом сообществе и в России, обусловливают предъявление достаточно жестких требований к профессиональной готовности специалистов, выпускаемых вузами страны. Остановимся на анализе некоторых определений профессиональной готовности, существующих в педагогической науке.

Один из выдающихся отечественных педагогов-дидактиков В. А. Сластенин определял профессиональную готовность к педагогической деятельности через профессиональные требования, предъявляемые к педагогу. Наряду с психологической, физиологической, психофизиологической готовностью он включал в профессиональную готовность к педагогической деятельности научно-теоретическую и практическую готовность. Кроме того, в структуру профессиональной готовности он вводит личностный компонент, в состав которого входят такие свойства, как способность к идентификации себя с другими, чувствовать и сопереживать другому, способность находить нестандартные решения, воля, активность, выдержка и самообладание, самоконтроль, стрессоустойчивость1. Основу образует профессионально-педагогическое мышление, позволяющее устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, конкретизировать свою деятельность2.

Сущность профессиональной готовности специалиста по физической культуре В. Т. Чичикин раскрывал как интегральное образование на основе способностей и потреб-

1 Сластенин В. А. [и др.] Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 9-13.

2 Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - С. 97-101.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ностей, характеризующееся социально нормативным уровнем преобразования общественных отношений в профессиональной сфере деятельности в систему функций субъекта этой деятельности. Он сводил сущность профессиональной готовности к личностному образованию, которое социально обусловлено и имеет (в соответствии с диалектикой всеобщего, особенного и единичного) три уровня проявления3. В. Т. Чичикин выделял в структуре профессиональной готовности три компонента, являющихся инвариантными для любого вида профессиональной готовности, - информационный, операциональный и мотивацион-ный. По его мнению, профессиональная готовность инвариантна по структуре, типична по функциям и вариативна по мере индивидуального проявления.

Р. В. Пузыревский определяет профессиональную готовность курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях как процесс и результат целенаправленной профессиональной подготовки, включающий в себя совокупность специальных профессиональных знаний, умений, навыков и необходимых личностных качеств, позволяющий эффективно действовать и выполнять функциональные обязанности в экстремальных ситуациях4.

Н. П. Ким под профессиональной готовностью сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными несовершеннолетними понимает новообразование, интегративное, личностно-деятельностное, представляющее собой сбалансированное сочетание соответствующих знаний, навыков, умений, социально-психологических важных качеств личности, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять основные профессиональные функции5.

Описываемая в педагогической литературе структура профессиональной готовности включает следующие компоненты: мотивационный (отношение к профессиональной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков), волевой (умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном); умственный (достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов в избранной сфере профессиональной деятельности), коммуникативный (наличие контекстного общения с различными категориями людей)6.

Приведенные нами позиции ученых в части определения профессиональной готовности внешне существенно отличаются друг от друга с учетом области применения, однако говорят они об одном и том же - о когнитивном компоненте и его структуре (когнитивный (от лат. сognitio - знание, познание) - относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний8).

На наш взгляд, учитывая специфические особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС, можно выделить основные компоненты готовности к работе с осужденными: когнитивный, деятельностный, личностный.

Прежде чем приступить к анализу компонентов, необходимо уяснить значение слова «компонент», которое происходит от лат. сотропеш (сотропепЙБ) - составляющий) -

3 Чичикин В. Т. Профессиональная готовность и ее измерение // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 491-492.

4 Пузыревский Р. В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2002.

5 Ким Н. П. Профессиональная подготовка сотрудников УИС к работе с осужденными несовершеннолетними // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 3(58). - С. 10-11.

6 Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. - Минск: Современное слово, 2005. - С. 117-120.

7 Ильичев Л. Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С. Н. Советская энциклопедия. - М., 1983. - С. 750.

8 Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - М., 2006. - С. 134.

ВЕСТНИК СЮИ

составная часть чего-либо9. Таким образом, все компоненты готовности к работе с осужденными являются ее составными частями, каждая из которых наполняет его своим содержанием.

В данной статье мы рассмотрим когнитивный компонент профессиональной готовности сотрудников УИС к работе с осужденными, освобождающимися условно-досрочно.

Институт условно-досрочного освобождения, предусмотренный ст. 73 УК РФ, основан на принципе гуманизма и является мерой поощрения осужденного за добросовестное отношение к порядку и условиям отбывания наказания при отсутствии нарушений режима во время его отбытия, когда нет необходимости в дальнейшем продолжении исполнения назначенного наказания, если в конкретном случае его цели были достигнуты досрочно.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, принимая решение о представлении конкретного осужденного к условно-досрочному освобождению, должны руководствоваться знаниями закона о порядке его предоставления, а также особенности применения ст. 175 УИК, что подчеркивает роль и значение наличия когнитивного компонента в структуре профессиональной готовности.

В то же время, говоря об институте условно-досрочного освобождения, мы не можем не отметить его сложность и многогранность: с одной стороны, являясь отражением государственной политики в части гуманизации наказаний, выступает в качестве поощрения, стимула к законопослушному поведению осужденных и способствует их исправлению, с другой - встречающийся достаточно часто рецидив при выходе по УДО свидетельствует о недостижении цели наказания, поскольку оценка их «исправления» была формальной, шаблонной. В качестве причины сложившейся ситуации могут выступать такие факторы, как низкий профессионализм должностных лиц, безответственность или недобросовестное отношение к выполнению своих служебных обязанностей, а также склонность отдельных сотрудников к коррупционным проявлениям.

В сложившейся ситуации роль сотрудников уголовно-исполнительной системы в работе, направленной на исправление лиц, отбывающих наказание, достаточно значима: они должны быть образцом законности, порядочности, нравственности, профессионализма, чести, достоинства, быть требовательными к себе, принципиальными, правдивым, беспристрастными в решениях. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно соответствовать общепринятым нравственно-этическим нормам. Ему должны быть присущи нравственная чистоплотность, неподкупность, верность служебному долгу.

Вышеназванное относится как ко всем категориям сотрудников, так и к начальникам отрядов (воспитателям), поскольку они предоставляют характеристику на осужденного, содержащую сведения, которые учитываются судом при принятии решения об условно-досрочном освобождении. Объективность содержащихся в ней сведений зависит от подхода сотрудника к выполнению своих должностных обязанностей, включающих в себя правовые знания, уместно применяемые в сложившейся практической ситуации; психолого-педагогические (раскрываемые с учетом психологической структуры личности и в соответствии со структурой профессиональной деятельности, организационные (участие в организации воспитательной работы с осужденными и т. д.)10.

Можно сделать вывод о том, что хорошо организованное, четкое и грамотное взаимодействие всех отделов и служб уголовно-исполнительной системы будет служить гарантом достижение цели наказания - исправления осужденных.

9 Лехин И. В., Локшин С. М. Словарь иностранных слов. - 8-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1981. - С. 450.

10 Левин Е. М. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2011. - С. 163.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографический список

Ильичев, Л. Ф. Советская энциклопедия / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. Н. Ковалев.

- М., 1983. - 840 с.

Ким, Н. П. Профессиональная подготовка сотрудников УИС к работе с осужденными несовершеннолетними / Н. П. Ким // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014.

- № 3(58). - С. 10-11.

Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. - М., 2006. - 669 с. Левин, Е. М. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Левин. - Новосибирск, 2011. - 241 с.

Лехин, И. В. Словарь иностранных слов. - 8-е изд., стереотип. / И. В. Лехин, С. М. Локшин.

- М.: Русский язык, 1981. - 624 с.

Пузыревский, Р. В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. пед. наук / Р. В. Пузыревский. - Рязань, 2002. - 192 с.

Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич.

- Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. - М., 1976. - 160 с.

Чичикин, В. Т. Профессиональная готовность и ее измерение / В. Т. Чичикин // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2.

- С. 491-492.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.