Научная статья на тему 'Когнитивные стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности субъекта'

Когнитивные стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности субъекта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / ПРАВО / ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сплавская Н.В.

Проведено экспериментальное исследование когнитивных стереотипов в правовой сфере жизнедеятельности субъекта. Проведено анкетирование студентов с целью выявления уровня деформации правосознания молодежи и определены основные причины деформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивные стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности субъекта»

Литература

1. Берулава, Г. А. Методология современной психологии / Г. А. Берулава. - М.: издательство Московского психолого-социального института, 2009.

2. Берулава, Г. А. Психодидактика - М.: Издательство Университета Российской академии образования, 2006.

3. Берулава, Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. - М.: Высшая школа, 2003.

4. Берулава, Г. А. и др. Роль стереотипов психической активности в развитии личности / Под общей редакцией Г. А.Берулава. - Москва, Изд-во «Гуманитарная наука», 2010.

Сплавская Н.В.

Когнитивные стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности субъекта

Исследование когнитивных стереотипов в правовой сфере, сложившихся в молодежной среде, позволило выявить как положительные, так и негативные следствия формирования и функционирования стереотипов в сознании и поведении людей. С одной стороны, правовые стереотипы способствуют защите интересов людей, экономят человеческие силы и время отклика на ситуацию выбора, когда не требуется глубокого анализа, они действуют, как специальный фильтр, упорядочивая поступающую информацию и отсеивая элементы, способные расшатать внутренние устои индивида или группы. С другой -формирование правовых стереотипов сопровождается «побочными эффектами»: упрощением и схематизацией реальности, её искажением, а также образованием чувств негативизма и нетерпимости. Необходимо учитывать не только отрицательные, но и положительные следствия стереотипизации. В первом случае, выводимая из стереотипа схема суждения о ком-либо или о чём-либо нередко действует как предубеждение. Возникая в условиях дефицита информации, правовой стереотип часто оказывается ложным и формирует ошибочные представления людей о происходящем, деформируя процесс его интерпретации и характер межличностного взаимодействия. Любой правовой стереотип, оказавшийся верным в одной ситуации, может оказаться неверным в другой и, следовательно, неэффективным для решения задачи ориентирования личности в окружающем мире.

Поведенческий стереотип в правовой сфере может играть и позитивную роль в жизни людей. Во-первых, стереотип сокращает время реагирования на изменяющуюся реальность; во-вторых, ускоряет процесс познания; в-третьих, предоставляет хоть какое-то первичное основание для ориентирования в происходящем. Стереотипы облегчают понимание, ибо, несмотря на упрощение

и схематизацию они выполняют необходимую и полезную функцию в регуляции процессов межличностного понимания.

Для определения существующих поведенческих стереотипов молодежи в сфере правовых отношений мы провели специальное исследование. В качестве основных респондентов были привлечены студенты и аспиранты Черноморской гуманитарной академии в возрасте 18-23 года. В эксперименте приняли участие 100 студентов и аспирантов.

Был разработан специальный опросник, который состоял из практических ситуаций правового характера, позволяющих выявить соответствующие профильные стереотипы которые были сгруппированы по отношению к сфере гражданско - правовых и уголовно-правовых отношений. Проведенный анализ и обобщение экспериментального исследования позволили получить следующие результаты.

Так, при покупке товара ненадлежащего качества 42 % вернут товар или попросят его заменить, 31,5 % - обратятся в организацию по защите прав потребителей, 20,5 % предъявят официальную претензию магазину и лишь 5 % просто выбросят плохой товар.

Считают, что при оказании неквалифицированной медицинской помощи нужно обратиться в контролирующие органы здравоохранения или в суд - 90 % респондентов, 3 % обратятся к другому врачу, 7% вообще не знают, что делать в подобных ситуациях.

Считают, что для того, чтобы открыть свое дело (создать юридическое лицо) необходимо сначала собрать нужные документы и зарегистрировать организацию в установленном порядке - 76 %, 10% опрошенных начнут с собирания денег на стартовый капитал, 14 % опрошенных сначала изучаю нормативные акты и научную литературу в сфере предпринимательства.

В случае отказа в приеме на работу 59 % опрошенных не будут бороться за рабочее место и пойдут искать другую работу, 23,5 % попытаются узнать причину отказа, 17,5 % вообще откажутся от поиска работы.

На вопрос о действиях в случае невозврата денежного долга 82 % опрошенных ответили, что обратятся за помощью в компетентные органы (милиция, прокуратура, суд), 10 % попытаются своими силами вернуть долг, 8 % в будущем не будут предоставлять денежные займы.

В случае обнаружения бесхозных вещей в общественном месте большинство опрошенных последуют рекомендациям инструкций от правоохранительных органов (76%), при этом 24 % просто пройдут мимо

Считают, что на оскорбление можно ответить взаимным оскорблением -37%, не обратить внимание, «пропустить мимо ушей» попробуют 21%, попытаются воздействовать на хулигана с помощью норм морали (убедить) - 20 % и 22 % обратятся за помощью к правоохранительным органам.

Считают, что в случае обсчета или обвеса в магазине или на рынке нужно обратиться в органы защиты прав потребителей - 50%, 37,5 % опрошенных сами

все перепроверят и потребуют от продавца возврата излишне уплаченных денег; 12,5 никак не отреагируют на обман.

На вопрос о том, как Вы поступите, если станете свидетелем демонстрации нацистской атрибутики, 77 % ответили, что никак не отреагируют, и только 23 % сообщат в правоохранительные органы.

На вопрос анкеты: «Из чего, на Ваш взгляд, необходимо исходить при конфликте закона и здравого смысла?», - 78% опрошенных ответили, что из здравого смысла.

Молодые люди в возрасте 18-20 лет не готовы сами принимать решения в конкретной жизненной ситуации в сфере правовых отношений (на примере криминогенных ситуаций). Большинство опрошенных (81 %) ждут помощи от компетентных органов или родителей.

Считают, что для того, чтобы защитить свой дом от грабителей, необходимо самому позаботиться о безопасности (установить сигнализацию, завести собаку, установить железную дверь, решетки на окна, принять иные меры предосторожности) - 74% опрошенных, 16% - считают, что охраной должны заниматься профессионалы (ВОХР), 10% - считают, что им нечего охранять.

Главную причину совершения преступлений в нашем обществе, по мнению молодых людей, следует искать в сознании людей (субъективный фактор)

- 66 %, и только потом в экономической, политической, социальной сферах (объективный фактор) - 34%.

Определяя наиболее эффективные способы борьбы с противоправными действиями в современном обществе, большинство студентов указали на необходимость соблюдения законов всеми гражданами (60 %); 14% указали на качество работы правоохранительных органов, 27 % считают эффективным способом - усиление ответственности и наказания (отмена моратория на смертную казнь).

В ситуации карманной кражи в общественном транспорте или в местах большого скопления людей 73 % опрошенных обратятся за помощью в правоохранительные органы, 12 % постараются самостоятельно задержать преступника, 15 % не будут предпринимать никаких действий.

В ситуации превышения должностных полномочий (причинения побоев) сотрудником милиции при задержании 100 % опрошенных зафиксируют побои и обратятся за защитой в компетентные органы.

На вопрос о том, кому первому Вы сообщите о совершении против Вас противоправном действии, 77 % ответили - правоохранительным органам, 13%

- родителям, 10 % - адвокату.

Считают, что лучшим способом защиты от мошенников являются: бдительность и внимательность каждого человека - 84 %, знание законов - 8 %, анализ правовой литературы по указанной проблеме, просмотр специализированных передач - 8%.

На вопрос о том, как Вы поступите, оказавшись в положении жертвы преступления, 46 % опрошенных сказали, что будут искать защиты у

правоохранительных органов, 23 % используют различные приемы самообороны, 31 % не смогут оказать сопротивление и окажутся в ситуации психологического ступора.

На вопрос о том, как изменятся действия респондентов, если угрожать будут не им, а близким, 50 % ответили, что попытаются применить различные приемы самообороны, и только 17 % будут продолжать надеяться на помощь правоохранительных органов.

Все опрошенные студенты понимают суть и значение деятельности адвоката, правильно определяют вопросы, по которым необходимо обращаться к специалистам в области защиты прав граждан.

В случае применения насилия со стороны родителей, 65 % будут покорно сносить издевательства, 21 % опрошенных уйдут из дома и будут жить отдельно, 14 % обратятся за защитой в правоохранительные органы.

В ситуации вымогательства взятки выступят в качестве дающей стороны 24 % опрошенных, 68 % сообщат о факте вымогательства в компетентные органы, 8 % откажутся от дачи взятки без последствий для вымогателя.

В случае случайного присутствия на месте совершения противоправного действия, 89% опрошенные сообщили бы информацию об увиденном в правоохранительные органы и согласились давать показания по факту совершенного преступления.

Исследованием установлено, что результатом влияния социальной среды являются определенные когнитивные стереотипы, показывающие отношение студентов к существующим правовым установлениям и институтам. Действие стереотипа в правовой сфере трансформируется в предрасположенность личности к восприятию содержания норм права, их оценке, готовность к совершению действия, поступка, имеющего юридическое значение, или как вероятность того или иного варианта поведения в сфере правового регулирования.

Литература

1. Берулава Г. А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Гуманизация образования. - 2009. -№ 2.

2. Дейнега Н.В. Исследование правовых стереотипов студентов в разрезе виктимологической профилактики // Инновационные технологии обучения в высшей школе: материалы докладов Всероссийской научно- практической конференции в 2-х частях. Часть 1 / Под ред. М.Н. Берулавы. - Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной академии, 2009. - С. 191-195.

3. Иванова А.А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н.Новгород:РГСУ, 2006. -28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.