Научная статья на тему 'Когнитивные способности в структуре аутопсихологической компетентности госслужащего'

Когнитивные способности в структуре аутопсихологической компетентности госслужащего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Наталья Владимировна, Степнова Людмила Анатольевна

В статье описаны результаты серии экспериментов, направленных на выявление содержания когнитивных способностей в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих. Описаны основные каналы получения информации о себе, что позволило выделить основные когнитивные стили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ABILITIES IN STRUCTURE AUTOPSI

In clause results of a series of the experiments directed on revealing of the maintenance educational abilities in structure autopsiсhological competence of civil servants are described. The basic channels of reception of the information on that has allowed to allocate the basic educational styles are described.

Текст научной работы на тему «Когнитивные способности в структуре аутопсихологической компетентности госслужащего»

ского потенциала и аттестации руководящих кадров, что, по нашему мнению, значимо

расширяет данные процедуры и придает им комплексный характер.

Определение некоторых базовых характеристик карьеры руководителя в контексте его семейных отношений позволяет осуществить переход от описательных к объяснительным моделям соотношения служебной и семейной сфер жизнедеятельности, направить вектор дальнейших исследовательских поисков, расширить предмет исследования посредством включения в его состав значимых субъектов жизнедеятельности, оказывающих влияние на предпосылки, условия, модели и механизмы успешного карьерного развития субъекта управленческого труда. Адекватное и обоснованное понимание того, каким образом происходит воздействие семейной сферы руководителя на выполнение им своих должностных функций, на его профессионально-должностное продвижение, позволит далее подвести необходимую основу под разработку нового инструментария, направленного на более точное изучение карьерного потенциала руководителя и оптимизацию процедур формирования резерва на выдвижение. В свою очередь, более точные процедуры изучения потенциала служащих, диагностики и прогноза развития их способностей повысят эффективность процессов руководства и управления в целом.

© Синягина Н.Ю., Чернышев Я.А., 2005

Н.В. Афанасьева, Л.А. Степнова

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОССЛУЖАЩЕГО

ознание самого себя, своего внутреннего мира — качественно иной процесс, чем познание физического мира, окружающей среды, других людей. Познание себя — одна из самых сложных и очень важных акмеологических задач.

Процесс самосознания можно рассматривать как особого рода деятельность, в которой все процессы взаимообусловлены, при этом первичным и особенно содержательным и значимым является самопознание, которое продуцируется через когнитивные способности личности.

Когнитивные способности в структуре аутопсихологической компетентности — это аутопсихологические особенности человека, которые позволяют посредством когнитивных процессов через механизмы осознания, рефлексии, идентификации и др. получать, перерабатывать, усваивать информацию о себе и в дальнейшем эффективно использовать её как интериоризированный опыт.

Для выявления содержания когнитивных способностей в структуре аутопсихологи-ческой компетентности государственных служащих авторами была проведена серия исследований.

На I этапе был осуществлен экспертный опрос слушателей РАГС при Президенте РФ, прошедших курс обучения по программе «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы» в количестве 19 человек.

Показатели опроса позволили выделить 4 основных канала получения информации о себе, оценить в процентном соотношении, через какой из этих каналов поступает наибольший объем информации, а также определить структуру когнитивных способностей (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Информационные каналы понимания себя и соответствующие им когнитивные способности

Таким образом, показатели в среднем по группе позволяют сделать вывод, что самый большой объем информации о себе (39,2%) слушатели получают посредством мыслительной деятельности; 29,5% — в процессе взаимодействия с другими людьми; 27,1% — через свои эмоции, чувства, переживания и 4,2% — основываясь на результатах тестирования, опросов, показателей лабораторных исследований и компьютерной диагностики.

Результаты экспертного опроса показали, что в основе любого вида переработки информации о себе лежат когнитивные процессы и когнитивные способности личности. При этом можно выделить когнитивные процессы, присущие каждому из четырех каналов информации:

- прием информации о себе (в виде представлений, ощущений, оценок других людей, тестовых данных);

- анализ;

- осознавание информации о себе и проговаривание ее;

- расшифровка (декодирование) информации (через снятие психологических защит и проработкой всех невротических уровней);

- объективирование информации (через метапозицию);

- моделирование;

- прогнозирование.

Анализируя полученные данные, мы выделили 4 группы слушателей, основываясь на ведущем канале принятия информации о себе (табл. 2):

- в первую группу вошли 57,9% (N=19) опрашиваемых, для которых ведущим является I канал — 48,6% информации они черпают посредством мыслительной деятельности (через когнитивные процессы, мысли, убеждения, представления, установки и т.д.);

- вторую группу составили 15,8% (N=19) человек, для них ведущий — III канал, 46,7% информации о себе они получают через чувства, эмоции, переживания и т.д.;

- в третью группу мы включили 15,8% (N=19) респондентов, они считают равными по значимости I и III каналы, через которые проходит по 36,7% информации о себе;

- четвертая группа состоит из 10,5% (N=19) человек, которые считают ведущим II канал и 55% информации о себе они получают в процессе взаимодействия с другими людьми.

Т а б л и ц а 2

Распределение групп респондентов по ведущему когнитивному каналу

Анализ полученных данных дает возможность сделать предположение о существовании индивидуально-типологических особенностей принятия информации.

В зависимости от ведущего когнитивного канала приема, переработки, использования информации о себе можно выделить когнитивные типы:

- мыслительный (рефлексирующий);

- эмоционально-интуитивный;

- рефлексивно-эмоциональный;

- социально-перцептивный.

Очевидно, что эффективность каждого из когнитивных стилей обусловлена ведущим когнитивным каналом и отражает сложившиеся у человека когнитивные модели приема, расшифровки, анализа и прогнозирования информации о себе.

Лучшему пониманию и принятию человеком себя, достижению внутриличностной целостности способствует овладение процессами самопознания, самоконтроля, саморазвития, самореализации. Эти процессы являются средствами управления внутренним миром человека, они обеспечивают понимание своих индивидуально—типологических особенностей на уровне бессознательного, сознания, личности, помогают ориентироваться в интраиндивидном и внутриличностном пространстве. Развитие и управление процессами составляет содержание аутопсихологической компетентности (компетентности в отношении самого себя) [2].

Мы полагаем, что процесс формирования акмеологической самопреобразующей деятельности напрямую зависит от развития аутопсихологических способностей личности в целом и от осознанного алгоритмического формирования когнитивных способностей, в частности.

Аутопсихологические способности (АПС) — это те специфические знания, умения и навыки без которых невозможны проявления личности с приставкой «само» при взаимо-

№ п/п Каналы получения информации о себе Объем информации (%) Когнитивные способности

1. Посредством мыслительной деятельности (мысли, убеждения, представления, установки) 39,2 - к мыслительным операциям (анализ, обобщение, сравнение, классификация) - к самоанализу - к гибкости мышления - к использованию памяти как инструмента самопознания - к концентрации внимания - переключаться - к обучению - к самообразованию - к систематизации информации о себе - к расшифровке информации - к применению знаний - к оценке прошлого опыта - к анализу критической, стрессовой ситуации и своих способов реагирования в ней - к моделированию ситуации - к представлению себя в другой социальной статусной роли, позиции - к открытию и осознанию новых резервных источников энергии

II. В процессе общения, обратной связи, через оценки других людей 29,5 - к учитыванию мнения окружающих - к коммуникации - к взгляду на себя со стороны - к метапозиции - к сопоставлению результатов наблюдения за другими и собой - к анализу и моделированию своего и чужого поведения в повседневной жизни

III. Через эмоции, чувства и переживания т.д. 27,1 - к интуитивным ощущениям - к анализу ощущений - к вербальному выражению своего внутреннего состояния

IV. Основываясь на результатах диагностики 4,2 - к восприятию результатов тестирования, опросов, показателей лабораторных исследований, компьютерной диагностики - к «снятию» диагностических показателей в ходе своей профессиональной деятельности

действии внутреннего мира и внешних условий [3].

Мы намеренно вынесем в отдельную группу когнитивные способности в структуре АК. Сравнительно-сопоставительный анализ литературы позволил выделить в структуре АПС группу когнитивных способностей:

- способность к рефлексии, оцениванию ситуации и своего состояния в ней с целью поиска оптимального способа действования;

- способность к идентификации;

- способность к обратной связи;

- способность осознавать, происходящие внутренние процессы (ощущения, эмоции);

- способность говорить о своем внутреннем состоянии;

- способность поддерживать континуум (непрерывность) осознавания переживаемого;

- способность осознавать мыслительную деятельность (идеи, образы, воспоминания, предвосхищения);

- способность сфокусироваться на осознавании настоящего;

- способность выбирать наиболее важную и значимую информацию о себе;

- способность к выделению значимого образа (первый план — фон);

- способность осознавать свою доминирующую потребность и сосредотачиваться на ней.

Результаты эмпирических исследований показали, что в самопознании когнитивные (познавательные) процессы имеют свою специфику, а развитие когнитивных способностей свои особенности в структуре аутопсихологической компетентности.

Изучая уровни психического отражения, необходимо учитывать, что связи между уровнями не однозначные и не жесткие. Поэтому в реальном процессе психического отражения они трансформируются, дифференцируются, интегрируются, переходят друг в друга [4].

Одним из способов структурирования представления личности о себе, средством самопознания может служить «окно Джохари», которое мы использовали на II этапе нашего экспертного опроса [11].

В соответствии с этой моделью самопознание человека можно представить в виде четырех составляющих личности, включающих открытые и закрытые для самопонимания пространства личности:

1 зона — Открытое Я — это та часть личности, которая открыта самому человеку и известна другим;

2 зона — Слепое Я соответствует той части личности, о которой знают окружающие, но она закрыта для самого человека;

3 зона — Скрытое Я, где знание о себе открыто для личности, но закрыто для других;

4 зона — Неизвестное Я в себе сосредоточило все то, что скрыто и от нас и от других.

Группы (N=19) по типам самопонимания Каналы получения информации о себе

I II III IV

Посредством мыслительной деятельности (мысли, убеждения, представления, установки) В процессе общения, обратной связи, через оценки других людей Через чувства, эмоции, переживания и т.д. Основываясь на результатах диагностики

1. Мыслительный тип (57,9%) 48,6 25,4 20,5 5,5

2. Эмоционально-интуитивный тип (15,8%) 20 30 46,7 3,3

3. Рефлексивно-эмоциональный тип (15,8%) 36,7 26,6 36,7 —

4.С оциально-перцептивный тип (10,5%) 20 55 20 5

Очень важно, что все четыре составляющие личности взаимосвязаны и изменение

одной из них влечет за собой изменение всех остальных. Процесс самопознания активизируется благодаря включению когнитивных механизмов и становится особенно эффективным при взаимодействии личности и группы, которая предоставляет личности обратную связь, позволяющую расширить Открытое Я за счет Скрытого Я, Слепого Я и Неизвестного Я.

Исследование проводилось в 3 группах на выборке из 62 человек: юристов в количестве 40 человек, психологов (5 человек) и группой представителей государственных служащих Китайской народной республики (17 человек). Участникам предлагалось оценить в процентном соотношении представленность каждой из зон в структуре собственного самопонимания.

Было установлено, что уровень понимания себя (Открытое Я и Скрытое Я), в среднем составляет (табл. 3):

- юристы — 67,5%;

- психологи — 66%;

- госслужащие из КНР — 81,2%.

Т а б л и ц а 3

Информация о себе, которая доступна самопониманию (в %)

Уровень скрытого знания о себе (Слепое Я и Неизвестное Я) слушатели оценили таким образом (табл. 4):

- юристы — 32,5 %;

- психологи — 34 %;

- госслужащие из КНР — 18,8 %.

Т а б л и ц а 4

Информация о себе, которая недоступна самопониманию (в %)

Полученные данные помогли увидеть соотношение того, какой объем информации может быть доступен самопониманию человека, а какой закрыт от осознания. Таким образом, объем осознаваемой информации составляет 60—70%, а скрытой — 40—30% (табл. 5). Т а б л и ц а 5

Соотношение информации доступной и недоступной самопониманию (в %)

Проанализировав полученные данные, можно выдвинуть предположение о том, что обладание психологическими знаниями, позволяют более объективно оценивать процесс самопознания (66% — психологи, 67,5% — юристы).

Существенную разницу мы наблюдаем в сравнении российской выборки (60—70%) с государственными служащими из Китайской народной республики (81,2%). Данный показатель открытости госслужащих из КНР обусловлен различными причинами: принадлежность к чиновничьему государственному аппарату, соответствующая государственная политика, особое, в мировом масштабе, государственное устройство, национальные традиции, но наверняка одной из самых значимых причин являются религиозные предпосылки.

Что касается российской выборки, то в результате исследования нами было выдвинуто предположение что, чем более человек критичен в самопознании и чем меньше процент транслируемой открытости, тем более высока его аутопсихологическая компетентность, тем шире зона его потенциального развития, тем более человек готов к самопознанию — к актуализации потенциальных способностей и возможностей.

Точность и реалистичность познания себя оценена респондентами в пределах 65—66%. Эта цифра наиболее близка к показателю «открытости» психологов (66%).

Следовательно, данные психологов наиболее точны и реальны, тем самым подтверждается наше предположение о том, что демонстрируемая открытость не всегда соответствует реалистичности самопознания.

Личность как субъект оказывается вовлеченной в процесс получения информации о себе, в ее обработку с помощью сознательно-бессознательных процессов: интериоризации, рефлексии, интраадаптации и т. п. Непрерывное развитие когнитивных способностей в самопознании влияет на взаимодействие во всей структуре аутопсихологической компетентности.

Поэтому к когнитивным способностям в структуре АК в первую очередь мы относим: способность к рефлексии; идентификации; интериоризации; способность изменять свои взгляды, убеждения, установки; способность к коммуникации чувств (способность ясно на вербальном уровне выразить свое внутреннее состояние); способность к обратной связи.

Для анализа когнитивных способностей в самопознании, нами была предпринята попытка дифференцировать доступную и недоступную для самого человека информацию о себе.

На последнем, III этапе исследования решались следующие задачи:

- выявить и проанализировать структуру и содержание знаемой о себе информации;

- обозначить внешние и внутренние факторы, осложняющие развитие когнитивных способностей в структуре АК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определить внешние и внутренние факторы, активизирующие процесс развития когнитивных способностей в структуре АК.

На вопрос о том, какая информация о себе наиболее известна, были получены следующие количественные и качественные показатели.

Так, 81% слушателей (N=62) определил наиболее известной о себе информацией — характер, 47% (N=62) — ум, 44% (N=62) — волю и 38% слушателей (N=62) — общение.

Вместе с тем, представляет интерес весь перечень осознаваемой слушателями информации о себе. Полученную информацию, мы проанализировали и сгруппировали, опираясь на базовые акмеологические компетентности, индивидуально-психологические различия и целостные личностные образования (табл. 6).

Т а б л и ц а 6

Осознаваемая информация о себе

Категория респондентов Открытое Я Скрытое Я Человек знает о себе (Открытое Я + Скрытое Я)

Юристы 41,1 26,4 67,5

Психологи 32 34 66

Госслужащие из КНР 50,6 30,6 81,2

Категория респондентов Слепое Я Неизвестное Я Человек не знает о себе (Слепое Я + Неизвестное Я)

Юристы 14,5 18 32,5

Психологи 14 20 34

Госслужащие из КНР 11,8 7 18,8

Категория респондентов Человек знает о себе (Открытое Я + Скрытое Я) Человек не знает о себе (Слепое Я + Неизвестное Я)

Юристы 67,5 32,5

Психологи 66 34

Госслужащие из КНР 81,2 18,8

Критерии Показатели

Направленность личности и ценностные регуляторы мировоззрение - желание быть полезным - совесть - жизнестойкость

Характерологические особенности привычки скрытность бесстрашие надежность трудолюбие - преданность - лень

Коммуникативная компетентность общительность

Когнитивная компетентность способность принимать решения - жажда знаний сосредоточенность память

Способность к саморегуляции - выдержка - умение сдерживать себя

Креативная компетентность творческие способности

Социально-перцептивная компетентность - доверие - умение расположить к себе других - умение любить - умение дружить умение заботиться отзывчивость

Аутопсихологическая компетентность здоровье настойчивость в достижении цели - поведение в определенных ситуациях - оптимумы

Профессиональная компетентность профессиональные навыки

Если проанализировать полученные данные, то можно сделать вывод, что опрашиваемые нами респонденты хорошо знают характерологические особенности; обладают социально-перцептивной компетентностью (восприятием других). В меньшей степени владеют знаниями о своей аутопсихологической и когнитивной компетентности, т.е. о понимании личности себя в целом и о своих когнитивных способностях, в частности. Но еще меньше внимания уделяется знаниям в таких областях как саморегуляция, коммуникация, креативность и знаниям, относящимся к профессиональной компетентности.

Как известно, развитие когнитивных способностей может активизироваться за счет снижения барьеров психологической защиты и осложняться внешними и внутренними факторами. Слушателями были названы следующие факторы, осложняющие процесс развития когнитивных способностей в структуре АК (табл. 7).

Необходимо отметить, что одним из способов эффективного развития когнитивных способностей является проработка человеком своих пяти невротических уровней [6].

Пройдя все эти уровни и дойдя в самопознании до пятого уровня, человек открывает свое истинное Я, приобретает черты зрелой личности (табл. 8).

Результаты экспертного опроса также показали, что существует ряд внешних и внутренних факторов, которые непосредственно влияют на активизацию процесса развития когнитивных способностей в структуре АК (табл. 9).

Также была выделена еще одна группа факторов, активизирующих процесс развития когнитивных способностей в структуре развития АК — объективно-субъективные факторы. В эту группу вошли: повышение уровня знаний в сфере самопознания, чтение, практика,

Т а б л и ц а 7

Объективные факторы, осложняющие процесс развития когнитивных способностей в структуре АК

Группы факторов Перечень факторов

Социально-перцептивные агрессивная среда разное окружение недостаточная или избыточная критичность со стороны окружающих

Когнитивные - недостаток знаний в области психологии - отсутствие знаний о методиках самопознания

Социально-психологические - жизнь в социуме окружающий мир влияние обстоятельств финансовое положение работа - семья - наличие догм - навязывание характеристик и оценок - стереотипы

Педагогические воспитание - отсутствие наставника

Организационные - редкая смена обстановки нехватка свободного времени занятость колоссальные нагрузки «рутина»

Т а б л и ц а 8

Субъективные факторы, осложняющие процесс развития когнитивных способностей в структуре АК

Группы факторов Перечень факторов

Аутопсихологические - некритичность самоуспокоенность самолюбие общая усталость

Рефлексивные нежелание обнаруживать в себе недостатки нежелание «заглядывать в бездну» нежелание прислушиваться к себе - психологические барьеры комплексы - боязнь обнаружить в себе, в том числе и что-то хорошее

Дифференциально-психологические особенности характера - лень эгоизм самооценка - скрытность зажатость

Социально-психологические отсутствие цели амбивалентность реакции на происходящее, а выбор единственной — результат сложного компромисса употребление алкоголя или наркотических веществ

тренинги, работа со специалистами, знания.

Таким образом, эффективность саморазвития напрямую зависит от развития когнитивных способностей в структуре аутопсихологической компетентности личности. Благодаря существенному расширению и качественному обогащению репертуара техник развития когнитивных способностей, человек овладевает собственным опытом, глубинными переживаниями, обретает внутреннюю гармонию и психологическую зрелость, достигает

Т а б л и ц а 9

Факторы, активизирующие процесс развития когнитивных способностей в структуре

АК

Объективные факторы Субъективные факторы

Группы факторов Показатели Группы факторов Показатели

Ситуации - стрессовые Аутопсихо- - стремление к достижению

- непредвиденные логические целей

- экстремальные - умение владеть ситуацией

- нестандартные - стремление изменить себя к

- сложные, из которых можно найти выход только лучшему - работа над собой

возвысившись над тем, что чувство ответственности

уже познано в себе

Реакции - на возникающие проблемы - мощный стресс - трудности - критика Рефлексивные - желание познать самого себя - недовольство самим собой - осознание того, что процесс самопознания реально может что-то изменить - анализ собственных успехов и неудач

Окружение иногда помогает агрессивная Психологи- - желание жить свободно

среда ческие - положительные эмоции

Организа- - путешествия Направлен- - цель

ционные - отдых ность личности - мотивация - свобода - интерес к жизни - интерес к работе - желание совершенствоваться

Социально- - процесс общения Социально- - понимание других

перцептивные - признания близких - проявление себя в разных качествах перцептивные - взаимоотношения на работе

внутриличностной целостности, принимает ответственность за самого себя и собственное развитие.

Литература_

1. Воронин В.В., Сысоенко А.Н. Развитие коммуникативной компетентности управленца средствами ак-меологического тренинга. М., 2004.

2. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М., 2003.

3. Гусева А.С., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. М., 2000.

4. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.; СПб., 2001.

5. Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума / Под ред. Б.Ф. Ломова, Т.Н. Ушакова, В.А. Барабан-щикова. М., 1986.

6. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. СПб., 2001.

7. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии. М., 2004.

8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. /Под ред. Л.П. Петровской. 2-е изд. М., 1993.

10. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000.

11. Стрельченко Д.С. Познавательные способности профессионала: сущность и пути развития (акмеологи-ческий подход). М., 2003.

12. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. М., 2000.

© Афанасьева Н.В., Степнова Л.А., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.