Научная статья на тему 'Когнитивные основы формирования топонимов: фрейм имянаречения'

Когнитивные основы формирования топонимов: фрейм имянаречения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алпатов Владислав Викторович

The paper deals with a nominative frame, an assumed matrix for creation of proper names. The basis of the model includes the onomastic frame and the classical onomasiological triplet. The paper lists major frame components and their possible links.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nominative frame for proper names

The paper deals with a nominative frame, an assumed matrix for creation of proper names. The basis of the model includes the onomastic frame and the classical onomasiological triplet. The paper lists major frame components and their possible links.

Текст научной работы на тему «Когнитивные основы формирования топонимов: фрейм имянаречения»

внедрять курсы обучения по предмету, отвечающие современным требованиям к уровню владения обучающимися коммуникативной компетенцией, развивать их личностную автономию и творческие умения, с одной сто-

роны, и способствует профессиональному росту педагогов-проектировщиков в процессе, с другой.

Поступила в редакцию 1.03.2006 г.

КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОПОНИМОВ: ФРЕЙМ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ

В.В. Алпатов

Alpatov V.V. Nominative frame for proper names. The paper deals with a nominative frame, an assumed matrix for creation of proper names. The basis of the model includes the onomastic frame and the classical onomasiological triplet. The paper lists major frame components and their possible links.

В целях расширения своих возможностей разные области лингвистики устанавливают связи с когнитивной лингвистикой, взаимодействуя в области постановки проблем, заимствуя терминологию, научные методы и методики. Не является исключением и такая важная отрасль языкознания, как ономастика, изучающая имена собственные.

М.В. Голомидовой было предложено выделить особый уровень в семантике имени собственного, который был назван ею ономастическим фреймом [1]. Обобщая сказанное автором, ономастический фрейм - знание о том, как имена обычно присваиваются, функционируют, воспринимаются обществом, какой статус, права и обязанности связаны с их присвоением.

Понятие ономастического фрейма находит применение, в частности, в анализе номинативных решений, запечатленных в структуре собственных имен. Для ономасиологического рассмотрения такого класса имен, как топонимы (географические названия) удобно, с нашей точки зрения, использовать конкретизирующее понимание ономастического фрейма, применимое к конкретному временному промежутку, охватывающему ситуацию именования. Для обозначения этого понятия представляется подходящим термин «фрейм имянаречения». Фрейм имянаречения ограничен контекстом, или номинативной ситуацией, в понимании, близком к сформулированному В.Г. Гаком [2], определяющим номинативную ситуацию

как «совокупность элементов, присутствующих в сознании говорящего в момент сказы-вания и обусловливающих в определенной мере отбор языковых средств при формировании самого высказывания».

В соответствии с этим положением, фрейм имянаречения является источником содержания для заполнения гнезд пропозиции, лежащей в основе ономасиологической структуры топонима, а именно позиций ономасиологических базиса, признака и предиката [3]. Употребление термина фрейм имянаречения, а не просто ситуация неслучайно, ибо фрейм предполагает наличие формальных гнезд-слотов, функционально определяющих свое содержимое и способных хранить значение по умолчанию. Таким образом, фрейм может рассматриваться одновременно и с содержательной стороны, и в виде матрицы, которая в интеграции с ономасиологической структурой задает семантические параметры возникающего имени.

Строение фрейма имянаречения было предвосхищено при выявлении таких понятий, как принципы, признаки и способы номинации [1, с. 219], которые, однако, не исчерпывают его полностью. Собрать воедино и структурировать идеи относительно состава фрейма имянаречения и является задачей данной статьи.

Основными элементами, находящимися в диалектическом противопоставлении в ситуации имянаречения, принято считать (I) субъект (имядателя) и (II) объект номина-

ции. В то же время создание собственных имен - факт языка, и как всякий факт языка обладает социальной природой. Как неоднократно отмечалось многими исследователями, именование рождается или проявляется в речевом акте, в единстве когнитивной и коммуникативной сторон, что делает (III) адресата именования обязательным звеном фрейма имянаречения. Эти три компонента: субъект, объект и адресат, - нашли отражение в классификации принципов проприаль-ной номинации М.Э. Рут [4].

Этот список должен быть дополнен еще как минимум двумя составляющими за счет включения: (IV) объекта / лица, имя которого служит для создания нового имени1; (V) самого имени как слова. Собственные имена, как правило, являются вторичными языковыми единицами, как и производные слова, а их создание сопровождается мотивированностью. При этом одна из распространенных стратегий - использование обозначения какого-либо другого объекта / лица, связь которого с объектом номинации существует, мыслится или желается субъектом и который оказывается когнитивно наиболее акцентированным (ценным) в момент наречения имени. Именно высокой степенью влияния на процесс номинации обусловлено выделение мотиватора в качестве самостоятельного компонента фрейма. Аналогично, имя как слово обладает собственными концептуальными и языковыми связями, вызывает к себе отношение со стороны субъекта номинации и таким образом влияет на принятие им решения.

Перечисленные выше основные компоненты фрейма имянаречения (горизонталь) взаимосвязаны на нескольких уровнях (вертикаль).

Во-первых, каждый компонент может обладать концептуальными, обстоятельственными и иными (1) связями с другими лицами, объектами и словами2.

1 Иногда для обозначения этого понятия используют термин мотиватор. Это понятие близко к признаку номинации, но не идентично ему. Например, название ^шЛ^п могло получить селение, в котором находилась церковь, или которое числилось как принадлежащее церкви, хотя само здание находилось в другом селе. Признаки номинации в этих случаях будут разными («наличие в селении церкви» и «принадлежность церкви»), а объект, от имени которого образована онимная основа, - один (церковь).

2 Несколько с другой стороны, но похожим образом эти связи характеризуются в списке групп факто-

В применении к субъекту номинации обязательным звеном при принятии решения выступает его языковая личность, которую можно рассматривать как оязыковленное множество этих связей. Например, обилие религиозно-мотивированных топонимов в горных областях Австрии и Германии объясняется тем, что имядателями во многих случаях выступали горняки, бывшие особенно религиозно-настроенными людьми [5].

Связи объекта номинации не нуждаются в комментарии, за исключением того, что они чаще других объективируются в названии, будучи соотнесены с выбором точки зрения субъектом (например, Monkton, West Kirby, Preston-upon-the-Weald-Moors). Связь объекта номинации с объектом / лицом, от имени которого образуется онимная основа будущего имени, соответствует предикатной связке между ономасиологическими базисом и признаком.

Связи адресата, так же как и имени, обретают значимость при взгляде на них сквозь призму языковой личности субъекта, который, в таком случае, оказывается своеобразным «центром», поскольку пропускает через себя то, что объективно относится к указанным сущностям. Языковые и концептуальные связи имени обладают при этом особой силой влияния на номинативный выбор (ср. «магия» имени и требования к его «благозвучию»).

Специфически человеческий способ связи компонентов фрейма - (2) отношение. Статусом решающего обладает отношение субъекта к объекту, адресату, упоминаемому в новом имени объекту, или к самому имени. Воздействие этого фактора на имятворчество иллюстрируется английскими оценочными микротопонимами Paradise, Mount Pleasant, «идеологическими» названиями и т. д. Зачастую именно выражение своего отношения к чему / кому-либо оказывается интенцией именования (см. ниже).

Помимо своих связей, каждый из компонентов, за исключением имени, характеризуется своим (3) состоянием (или системой

ров, влияющих на фрейм, которые были выделены М.В. Голомидовой: 1) обстоятельственные (условия коммуникации и номинативной ситуации, адресатная направленность, денотат); 2) психологические (деятельность сознания по переработке информации и в процессе номинации); 3) лингвистические (языковые знания и умения) [1, с. 43].

признаков), т. е. конфигурацией внутренних элементов. И адресат, и объект именования находятся в определенном состоянии на момент наречения имени, и признаки объекта зачастую объективируются в именах (ср. Holywell, Lightwood, Blackcroft), однако определяющим оказывается состояние субъекта номинации.

Связи, отношения (ценности) и состояния, существующие на момент номинации, составляют речевой и обстоятельственный контекст [ср. 1, с. 43], окружающий субъекта.

Предположительно, если взять в качестве примера возникновение географических названий, в ситуации имянаречения возникает корреляция между внутренним миром человека и той «картинкой», «снимком» места, который представлен ему во внешнем мире. Человек отмечает в пейзаже то, что ему сродственно, созвучно: его внутреннее состояние служит в роли фильтра, через который видится внешнее положение дел. В зависимости от сферы бытия человека - телесной, интеллектуальной, эмоциональной или духовной, - которая преобладает в нем на момент номинации, будет избрана стратегия, тактика номинации и конкретное наполнение ономасиологической структуры будущего названия. Доминанта внутреннего мира составляет, таким образом, активный, отбирающий механизм, «магнит», к которому из экстралингвистического и лингвистического контекстов, и из содержания языковой личности человека «притягиваются» элементы и языковые средства.

Поскольку сообщение субъекта коммуникативного акта диктуется (4) интенцией высказывания, последняя также выступает как неотъемлемый фактор фрейма имянаречения [1, с. 213]. Интенция - то, что побуждает речевое действие, и при взгляде на нее с точки зрения результата номинативного акта соответствует (5) «пользе» имени (для субъекта, объекта или адресата). «Польза» - условный термин, поскольку имеется в виду любой результат (в том числе отрицательный), преследуемый субъектом. Для него самого это может быть удовлетворение своих эстетических, идеологических потребностей (см. выше). Для объекта «польза» - это, в числе прочего, связанные с именем права, обязанности, преимущества, влияние, защита (ср. название монастыря Dieulacrez «да рас-

ширит Бог [эту обитель]»). Для адресата она может состоять в привлекательности (ср. переименование Понта Аксинского «Негостеприимного моря», в Понт Эвксинский «Гостеприимное море») или, наоборот, ее отсутствии (оскорбление чувств соседей при наделении их села неприличным или насмешливым названием).

Помимо основных компонентов и их связей, фрейм имянаречения включает в себя также (VI) каноны имянаречения [1, с. 40]: правила присвоения и функционирования имен (с поправкой на условия естественной и искусственной номинации).

Фрейм имянаречения как целое обладает модусом. Ситуация, закодированная в ИС, обязательно отвечает одному из требований существования: она либо предшествует моменту имянаречения, либо одновременна ей, либо предполагается (желается) имядателем в будущем. В специальной литературе не раз высказывалось мнение о существовании ограниченного числа глубинных типов (архетипов) именования [6; 1, с. 288]. В качестве примера предлагались характеристики, две из которых основаны на модусе фрейма имянаречения, а одна - на интенции: индикатив (констатация факта), дезиратив (пожелание), дедикатив / меморатив (дарение, посвящение).

Таким образом, фрейм имянаречения представляет собой когнитивную структуру, активируемую при создании собственных имен и их «заготовок» (при естественной номинации). Данная модель может быть использована при изучении проблем формирования семантики имен собственных, в частности, групп географических названий, таких, как, например, христианские топонимы.

1. Голомидова М. В. Искусственная номинация в ономастике. Екатеринбург, 1998. С. 35.

2. Гак В.Г. // Проблемы структурной лингвистики 1972. М., 1973. С. 358.

3. КубряковаЕ.С. Язык и знание. М., 2004. С. 197.

4. Рут М.Э. Образная номинация в русском языке. Екатеринбург, 1992. С. 110.

5. Bach A. Deutsche Namenkunde. Bd. II. Heidelberg, 1952-54. С. 542.

6. Егорова Т.П. // Материалы к серии «Народы и культуры». М., 1993. Вып. 25. Кн. 1. Ч. 1. С. 25.

Поступила в редакцию 10.07.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.