Кузбасский региональный институт развития профессионального образования осуществляет методическое сопровождение дуального обучения в ПОО Кемеровской области. На сайте института создана тематическая страница, на которой размещено 13 информационных, аналитических и методических материалов. Разработан и реализуется на курсах повышения квалификации спецкурс «Внедрение дуального обучения в ПОО».
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http:// www.consultant.ru.
2. Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 06.10.2017 № 1847 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krirpo.ru/activity-2/method-support-dual/docs/prikaz_1847.pdf.
3. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [Электронный ресурс]. М., 2015. URL: https://asi.ru/upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf.
4. Внедрение элементов дуального обучения по программам среднего профессионального образования // Инновационные механизмы развития региональной системы профессионального образования (на примере Кемеровской области) / А. Г. Апухтина, Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова и др. Кемерово, 2017. С. 96-105.
5. Малороссиянова О. И. Дуальное образование как фактор профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2017. Ч. 2. С. 44-45.
6. Малороссиянова О. И. Внедрение дуальной формы обучения в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2018. C. 65-68.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law of 29.12.2012 no. 273-fz. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russian).
2. Prikaz departamenta obrazovaniya i nauki Kemerovskoj oblasti ot 06.10.2017 g № 1847 [Order of the Department of education and science of Kemerovo region no. 1847 of October 6, 2017]. Available at: http://www.krirpo.ru/activity-2/ method-support-dual/docs/prikaz_1847.pdf. (In Russian).
3. Metodicheskie rekomendacii po realizacii dual'noj modeli podgotovki vysokokvalificirovannyh rabochih kadrov [Methodical recommendations on the implementation of the dual model of training highly qualified personnel]. Moscow, 2015. Available at: https://asi.ru/upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf. (In Russian).
4. Vnedreniye elementov dual'nogo obucheniya po programmam srednego professional'nogo obrazovaniya [The introduction of elements of dual training programs of secondary vocational education]. A. G. Apukhtina, L. A. Bogdanova, L. N. Vavilova, etc. Innovative mechanisms for the development of the regional system of vocational education (on the example of the Kemerovo region). Kemerovo, 2017, pp. 96-105. (In Russian).
5. Malorossiyanova О. I. Dualnoye obrasovaniye kak faktor professionalnogo samoopredeleniya obuchayschihsja [Dual education as a factor in the professional self-determination of students]. Materials of the International scientific and practical conference "Vocational education and youth employment: XXI century. Actual directions of development of the system of vocational guidance for students". Kemerovo, 2017, part 2, pp. 44-45. (In Russian).
6. Malorossiyanova О. I. Vnedrenie dual'noj formy obucheniya v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah [The introduction of the dual form of education in professional educational organizations]. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Vocational Education and Youth Employment: the 21st Century. Training for an Innovative Economy Based on the Widespread Implementation of Advanced Technologies". Kemerovo, 2018, pp. 65-68. (In Russian).
УДК/uDC 378 Л. А. Маюрникова, И. А. Килина
L. Majurnikova, I. Kilina
КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНцИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ
в сфере принятия управленческих решений
COGNITIVE MODELS OF MANAGERIAL COMPETENCIES IN MANAGEMENT DECISION MAKING
Введение. В статье представлено исследование проблемы формирования компетенций в сфере принятия управленческих решений у специалистов предприятий общественного питания в условиях инновационной деятельности на основе когнитивного моделирования.
Методология. Авторы использовали теоретические методы исследования: анализ научной литературы, синтез, сравнение, моделирование.
Результаты. Авторами представлены когнитивные модели компетенций руководителя предприятия общественного питания, необходимые при принятии управленческого решения с учетом специфики сложившейся на предприятии ситуации, перспективы развития индустрии питания.
Заключение. Авторы приходят к выводу, что для подготовки специалиста в сфере общественного питания необходимо формировать у студентов надпрофессиональные навыки, к которым относится принятие управленческих решений. Предлагается использование когнитивных моделей при подготовке специалистов, обладающих компетенциями в сфере принятия управленческих адаптационных и инновационных решений.
Introduction. The article presents a study of the problem of formation of competencies in the sphere of management decision-making among specialists of catering enterprises in the conditions of innovative activity on the basis of cognitive modeling.
Methodology. The authors used theoretical research methods: analysis of scientific literature, synthesis, comparison, modeling.
Results. The authors present cognitive models of competencies of the head of enterprises, necessary in making management decisions taking into account the specifics of the situation at the enterprise, the prospects for the development of the food industry.
Conclusion. The authors come to the conclusion that in order to prepare a specialist in the field of catering it is necessary to form students' professional skills, which include management decision-making. The use of cognitive models in the training of specialists with competencies in the field of management adaptation and innovative solutions is proposed.
Ключевые слова: управленческое решение, когнитивное моделирование, общественное питание, компетенции.
Keywords: management decision, cognitive modeling, catering, competences.
Введение
Современная наука в области принятия управленческих решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны эффективные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций: как крупных корпораций, так и для среднего и малого бизнеса.
Значительную роль сыграло резкое увеличение объема информации, которую сегодня приходится учитывать при разработке управленческого решения, появление современной вычислительной техники с ее удивительными возможностями по оперированию и обработке больших массивов как количественной, так и качественной информации. В настоящее время современные технологии принятия управленческих решений являются жизненно важными для руководителя любого предприятия, в том числе и предприятия общественного питания (ПОП), одним из основных профессиональных умений которого является умение принимать эффективные управленческие решения с помощью различных методов и подходов к управлению.
Мы считаем, что управленческое решение — это анализ и сознательный выбор или упорядочение оптимальных альтернатив, которые осуществляет руководитель, принимающий решение исходя из поставленных целей и с учетом ограниченности ресурсов в процессе решения конкретных задач организации.
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс, управленческое решение — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление, управленческое решение — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение [2].
Процесс принятия управленческого решения — это преобразование исходной информации (информации состояния) в выходную информацию (информацию управления — приказ) [3]. Выделяют четыре уровня принятия решений в зависимости от вклада руководителя в их разработку. Первый — рутинные решения (принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий); второй — селективные решения (инициатива и свобода действий проявляется в ограниченных пределах); третий — адаптационные решения (при их разработке сочетают творческий подход и отработанные ранее возможности); четвертый — инновационный (приня-
тие неординарных решений, содержащих нововведения). Современное общество является быстро развивающейся системой. Это обусловлено бурным прогрессом в области науки и техники. Все больше руководителю необходимо принимать решения третьего и четвертого уровней. В связи с этим актуальным является понимание, какими компетенциями должен владеть руководитель, а также поиск современных технологий подготовки специалистов, обладающих компетенциями в сфере принятия управленческих адаптационных и инновационных решений.
Методология
Авторами использовался метод моделирования для подготовки выпускника вуза к работе на предприятии общественного питания в качестве руководителя. Одной из его задач выступает принятие управленческих решений, что требует от руководителя определенных компетенций, в основе формирования которых и лежит когнитивная модель.
Результаты
Специалистами в области прогнозирования определен примерный перечень перспективных профессий, элементы и требования которых необходимо знать уже сегодня. Данный перечень, включающий отрасли, которые будут активно развиваться, новые технологии, продукты, практики управления, требования работодателей к специалистам, представлен в Атласе перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, разработанном Агентством стратегических инициатив [1 ].
Несмотря на то, что это определенный миф, какие отрасли будут активно развиваться, какие создадут новые технологии, продукты, практики управления и какие специалисты в будущем потребуются работодателям, необходимо учитывать изменения потребностей рынка труда в специалистах. Фактор технологического развития — главная причина данных перемен на рынке труда вот уже почти две сотни лет. В XXI в. тенденции изменения современного рынка труда находят отражение в социальных процессах (глобализация — изменение моделей управления государством и бизнесом; изменение потребительских предпочтений; экологизация процессов жизни и производства и др.), а также в технологических: цифровизация, автоматизация, инновационные технологии, конвергентные технологии и др.
В свою очередь это приводит к изменениям в следующих сферах:
— образовательные технологии в подготовке специалистов;
— теория и практика разработки, производства и управления;
— организация рабочего места;
— организация отрасли и производственных структур и др.
Для подготовки специалиста будущего в системе образования используются гибридные технологии организации и управления на основе оценки уровня существующего состояния для принятия решений, методы научно-технического творчества для поиска нестандартных решений задач и др.
Растущее население Земли, а к 2050 г. оно может увеличиться еще на два миллиарда человек, требует все больше продовольствия. Поэтому для сферы питания вопрос появления новых профессий, подготовки специалистов, обладающих навыками будущего, весьма актуален. В первую очередь это относится к надпрофессиональным навыкам: навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях); клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя, управлять проектами и процессами; работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение ставить цели, быстро принимать решение, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем); управление сложными автоматизированными комплексами; работа с искусственным интеллектом и др.
Профессии будущего условно делятся на два типа в зависимости от направления деятельности:
1) профессии, предполагающие управленческую деятельность;
2) профессии, предполагающие научно-техническое направление деятельности.
Научно-техническое направление деятельности напрямую связано с развитым мышлением:
логическим, системным, экологическим. Одной из профессий, относящихся к научно-техническому направлению деятельности, является «инженер по знаниям». Инженер по знаниям — это специалист в области искусственного интеллекта, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Современные знания приобретают новую форму. Они наряду с товарами, технологиями и услугами являются конкурентным преимуществом и востребованы
на рынке. В связи с этим приоритетным направлением деятельности руководителя предприятия общественного питания, как и инженера по знаниям, выступает когнитивное моделирование.
Когнитология — это наука о мышлении. Знание и использование основных положений этого научного направления в профессиональной деятельности будут способствовать развитию личности сотрудника, эффективности работы и его вкладу в развитие предприятия в целом. Особенно это актуально для лиц, принимающих решения на предприятии. Когнитивная модель — это метафора, основанная на наблюдениях и вытекающих из них умозаключениях, описывающих сбор, хранение и использование информации.
Когнитивные модели являются действенным инструментом исследования одного из сравнительно новых направлений психологии, а именно когнитивной психологии [6].
Руководитель предприятия общественного питания ежедневно принимает управленческие решения, влияющие на текущее состояние дел и перспективу его развития: по финансовым, кадровым, производственным вопросам, взаимоотношению со сторонними организациями и т. д. Принятие таких решений требует от руководителя определенных компетенций, когнитивная модель которых создавалась нами на основе образовательного стандарта (Федеральный государственный образовательный стандарт от 20.11.2014 № 1482 по направлению подготовки 19.04.04 «Технология продукции и организации общественного питания»), а также соответствия требованиям к опыту, образованию, обязанностям, умениям и навыкам, предъявляемым к руководителю предприятия индустрии питания, описанным в решении «О профессиональных стандартах по профессиям ресторанной индустрии» Федерации рестораторов и отельеров от 12.08.2003 [8]. Это профессиональные компетенции, административные, коммуникационные, контролирующие, когнитивные (выявление и решение проблем, оценка рисков и принятие решений, аналитическое мышление и др.). Данные компетенции сопоставимы с компетенциями, представленными в Атласе перспективных отраслей и профессий.
Приведем примеры принятия управленческих решений руководителем на основе когнитивной модели компетенций и рассмотрим ситуацию приема на работу нового сотрудника.
В крупных корпорациях и сетях предприятий питания подбором и приемом сотрудников на работу занимается менеджер по персоналу или кадровая служба. В некоторых ситуациях, а также на небольших предприятиях общественного питания эту функцию выполняет сам руководитель. В процессе приема новых сотрудников доминирующими компетенциями являются коммуникативные, в том числе:
— слушание и организация — это коммуникативные компетенции, касающиеся отношений с людьми в организации. Это способность понимать, организовывать и анализировать то, что человек слышит, чтобы решить, что думать и что делать в ответ на сообщение. В частности, сюда входят такие навыки, как выявление и проверка выводов и предположений, преодоление барьеров к эффективному слушанию;
— прозрачность коммуникации включает: преодоление физических, психологических и семантических барьеров во взаимодействии с другими людьми; сосредоточенность на цели и избегание отклонений; эффективное использование убеждения; поддержание атмосферы взаимной выгоды и доверия;
— получение объективной информации — это умение использовать вопросы, исследования и методы опроса для получения объективной информации и истолкования ее должным образом. Сюда входят следующие навыки: использование методов исследования для извлечения дополнительной информации, распознавание скрытых и подразумеваемых значений, подтверждение понимания и достижение договоренности [4].
Таким образом, в процессе приема нового сотрудника на работу ключевыми компетенциями для руководителя являются:
— коммуникабельность (способность к коммуникации, установлению социальных контактов и связей);
— беспристрастность;
— нацеленность на успех;
— ассертивность (способность действовать уверенно, не причиняя при этом окружающим вреда);
— стрессоустойчивость;
— внимательность, добросовестность;
— этичность;
— неконфликтность.
При приеме на работу руководителю важно понять, к какому уровню развития (нулевой, ситуативный, исполнительский, творческий) относится кандидат, соответствует ли его уровень знаний и умений должности, на которую он претендует. Необходимо также учитывать специфику вакантной должности. В соответствии с типологией профессий по предмету труда Е. А. Климов выделяет пять типов профессий:
1. «Человек — человек» — обслуживание, обучение и воспитание, управление, сервис и услуги, правовая защита, продажи и коммерция.
2. «Человек — техника (машина)» — создание, конструирование, монтаж, сборка, наладка, эксплуатация технических устройств.
3. «Человек — знак» — работа с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами.
4. «Человек — природа» — изучение, наблюдение, сохранение живой и неживой природы, уход за растениями и животными, профилактика и их лечение.
5. «Человек — художественный образ» — создание, проектирование, моделирование художественных произведений [5].
На предприятии общественного питания профессии производственной зоны (шеф-повар, технолог, повар) относятся к типу «человек — техника», так как связаны с разработкой, созданием, производством продукции. Профессии сервисной зоны (официант, администратор, бармен) относятся к типу «человек — человек», так как направлены на максимальное взаимодействие с потребителями продукции и услуг предприятия общественного питания. Кандидаты на должности, относящиеся к системе «человек — человек», должны обладать такими компетенциями, как:
— стремление к общению;
— умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
— устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
— доброжелательность, отзывчивость;
— выдержка, умение сдерживать эмоции;
— способность анализировать поведение окружающих, понимать намерения и настроения других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение сглаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
— умение слушать, учитывать мнение другого человека;
— способность владеть речью, мимикой, жестами;
— аккуратность, пунктуальность, собранность;
— знание психологии людей.
В современном мире особую значимость приобрели такие навыки, как хард скилс и софт скилс, которые важно учитывать при приеме на работу. Хард скилс, или жесткие навыки, представляют собой доведение до автоматизма ряда процессов в той или иной профессиональной сфере. Так как данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.
Софт скилс, или «мягкие навыки», позволяют человеку быть успешным независимо от его основной профессиональной деятельности. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем важнее для него владение данными навыками [1].
К жестким навыкам можно отнести: навыки работы с компьютером, программными продуктами, умение производить продукцию согласно технико-технологической документации, умение работать на производстве с оборудованием и т. п.
Софт скилс — это коммуникативные навыки, критическое мышление, аналитическое мышление, быстрота реакции, самоорганизованность, навыки решения проблем, умение брать на себя ответственность, умение слушать, умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т. п.
Таким образом, при принятии решения о приеме на работу руководителю необходимо обладать рядом компетенций, позволяющих оценить кандидата. Данная когнитивная модель компетенций включает знания о возможностях кандидата, требованиях к нему, соответствии компетенций требованиям должности, соответствии собственных требований к предоставляемым условиям и оплате труда.
Сегодня в сфере общественного питания актуальным является вопрос о внедрении такого новшества, как организация и проведение мероприятий для лиц с ограниченными возможностями. В ситуации внедрения инноваций на предприятие общественного питания (например, организационной) используем когнитивную модель, включающую интеграцию профессиональных и когнитивных компетенций. К когнитивным компетенциям руководителя относятся:
— выявление проблем и поиск их решений. Это способность обнаруживать барьеры, препятствующие достижению целей и стандартов. Требуются такие навыки, как проведение различия между проблемами, вводимыми ресурсами и результатами, сбор и оценка данных, построение матрицы решений и выбора окончательного варианта;
— оценка рисков и принятие решений — предусматривается способность строить матрицу решений, помогающую выявить и оценить альтернативы и варианты, выявить пределы, желаемые результаты и риски, которые нужно учесть, назначить вес каждому варианту и выбрать лучший из них для достижения желаемых целей и стандартов;
— аналитическое мышление — включает такие навыки, как получение логических выводов, отделение фактов от ложных знаний, применение индуктивной и дедуктивной логики, отбраковку ошибочных предпосылок и выводов, основанных на недостаточной информации;
— общекультурные компетенции: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
Профессиональные компетенции включают:
— организационно-управленческую деятельность, то есть способность устанавливать и определять приоритеты в стратегии развития предприятия; способность управлять информацией при разработке и контроле исполнения бюджета; способность вести переговоры при заключении договоров по кредитованию и инвестированию; способность оценивать результативность экономической деятельности предприятия; способность прогнозировать будущие результаты деятельности предприятия и разрабатывать его стратегию; способность анализировать технологические процессы производства продукции (услуги) питания как объекты управления; готовность организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда на предприятиях питания;
— научно-исследовательскую деятельность: способность использовать специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения исследований, свободно пользоваться современными методами интерпретации данных экспериментальных исследований для решения научных и практических задач; способность использовать знания новейших достижений техники и технологии в своей научно-инновационной деятельности; владение фундаментальными разделами техники и технологии продукции (услуги) питания, необходимыми для решения научно-инновационных задач в области производства продуктов питания и предоставления услуг; готовность к использованию практических навыков в организации и управлении научно-инновационными процессами; способность осуществлять анализ результатов научных исследований, внедрять результаты исследований и разработок на практике;
— маркетинговую деятельность, то есть готовность определять приоритеты в области управления маркетинговой деятельностью предприятия питания и управлять информацией в области маркетинговой деятельности; способность анализировать и оценивать информацию, процессы, деятельность предприятия, риски; способность разрабатывать методики, показатели, критерии и меры по повышению эффективности маркетинговой деятельности; способность планировать контроль разработки и реализацию маркетинговых мероприятий, идентифицировать и определять проблемы при управлении маркетинговой деятельностью [7].
Таким образом, внедрение инноваций основывается на следующей когнитивной модели компетенций, включающей:
— инновационность, новаторство, стремление к переменам;
— уверенность в себе;
— аналитическое и стратегическое мышление;
— нацеленность на успех;
— организаторские способности и лидерство;
— деловую проницательность;
— предприимчивость;
— креативное мышление;
— умение работать с информацией;
— готовность принять ответственность за других людей;
— межличностное и социальное взаимодействие;
— владение основами финансового анализа и бухгалтерского учета;
— способность к разработке решений;
— высокую сопротивляемость к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые);
— умение из исходного множества решений выбрать оптимальное;
— умение действовать в нестандартных ситуациях.
В следующей ситуации рассмотрим когнитивную модель компетенций, необходимых руководителю при контроле качества производственных процессов на предприятии общественного питания.
Считаем, что данная когнитивная модель должна включать контролирующие компетенции, среди которых:
— обучение, наставничество и передача полномочий — это способность развивать людей для достижения более высоких уровней мастерства. Навыки могут включать обучение, консультирование, передачу знаний и навыков, заострение внимания сотрудников на том, какие задачи могут быть доверены им;
— оценка сотрудников и их работоспособности — способность выполнять структурную аттестацию работников, подразумевающую совместную оценку прошлой работоспособности, согласование будущих ожиданий. Сюда входят и способность разрабатывать параметры оценки, сопоставительный анализ и очная ставка с оцениваемыми сотрудниками;
— консультирование и установление дисциплины — способность советовать и консультировать, а также задавать дисциплину положительным образом. Сюда входит восстановление стандартов работоспособности сотрудников при поддержании уважения и доверия, а также способность уверенно и решительно налагать взыскания и санкции в соответствующих случаях.
Таким образом, когнитивная модель компетенций руководителя в ситуации принятия управленческого решения, связанного с осуществлением контроля за персоналом и процессами, протекающими на предприятии индустрии питании, подразумевает наличие у руководителя следующих компетенций:
— объективность в оценке сотрудников и результатов их деятельности;
— беспристрастность;
— умение высказывать подчиненным конструктивную критику;
— стремление помочь сотрудникам проявить себя профессионально;
— предоставление сотрудникам свободы для служебных действий, при этом допускаются компромиссы, но не проявление беспринципности;
— концентрирование внимания сотрудников на поставленных приоритетных целях;
— способность нести ответственность за порученное дело;
— умение разрешать конфликты, выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами, регулировать неприятности;
— тактичность и чуткость;
— требовательность;
— умение мотивировать;
— умение поощрять и наказывать сотрудников.
Представленные выше когнитивные модели свидетельствуют о том, что руководитель предприятия индустрии питания должен обладать различными компетенциями, позволяющими принимать управленческие решения с учетом специфики ситуации.
Заключение
Современная рыночная среда общественного питания требует от предприятий индустрии питания выхода на качественно новый уровень методов управленческой деятельности: создание новых знаний, обучение персонала новым навыкам, в том числе руководящего звена предприятия. Грамотный руководитель, обладающий необходимыми компетенциями, является стратегиче-
ским фактором развития предприятия индустрии питания. В связи с этим необходимо формировать у руководителей разного вида компетенции, в том числе профессиональные, административные, коммуникационные, когнитивные и прочие, для решения формализованных и неординарных проблем на предприятии с учетом специфики сложившейся ситуации. Наряду с компетенциями немаловажными в современных условиях сферы общественного питания являются жесткие и «мягкие навыки», предполагающие профессионализм руководителя, как в соответствии с должностной инструкцией, так и не зависящие от профессиональной деятельности.
Предложенные когнитивные модели компетенций руководителя предприятия общественного питания в сфере принятия управленческих решений позволят выбрать современные практико-ориентированные технологии подготовки специалистов, менеджеров, отвечающих требованиям работодателей и научно-техническому прогрессу.
Литература
1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/.
2. Батрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений. СПб., 2011. 416 с.
3. Вертакова Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор. М., 2009. 352 с.
4. Киселева М. С. Ключевые элементы эффективной системы коммуникаций [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 157-160. URL: https://moluch.ru/archive/184/47255/ (дата обращения: 10.04.2019].
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. M., 2011. 304 с.
6. Козлов Л. А. Когнитивное моделирование на ранних стадиях проектной деятельности. Барнаул, 2009. 245 с.
7. Теоретико-методологической подход к инновационному развитию сферы общественного питания / Л. А. Маюрникова, С. В. Новоселов [и др.]. Кемерово, 2014. 200 с.
8. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] // Портал федерация рестораторов и отельеров. URL: https:// refdb.ru/look/2439982.html.
References
1. Atlas novyh professij [Atlas of new professions]. Available at: http://atlas100.ru/ (In Russian].
2. Batrik R. Tekhnika prinyatiya effektivnyh upravlencheskih reshenij [Technique of making effective management decisions]. St. Petersburg, 2011, 416 p. (In Russian].
3. Vertakova Yu. V. Upravlencheskie resheniya: razrabotka i vybor [Management decisions: development and selection]. Moscow, 2009, 352 p. (In Russian].
4. Kiseleva M. S. Klyuchevye elementy effektivnoj sistemy kommunikacij [Key elements of an effective communication system]. Young Scientist, 2017, no. 50, pp. 157-160. Available at: https://moluch.ru/archive/184/47255/ (accessed 10.04.2019]. (In Russian].
5. Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2011, 304 p. (In Russian].
6. Kozlov L. A. Kognitivnoe modelirovanie na rannih stadiyah proektnoj deyatel'nosti [Cognitive modeling in the early stages of project activity]. Barnaul, 2009, 245 p. (In Russian].
7. Mayurnikova L. А., Novoselov S. V. et al. Teoretiko-metodologicheskoj podhod k innovacionnomu razvitiyu sfery obshchestven-nogo pitaniya [A theoretical-methodological approach to the innovative development of the public catering sphere]. Kemerovo, 2014, 200 p. (In Russian].
8. Professional'nye standarty [Professional standards]. Portal Federation of Restaurateurs and Hoteliers. Available at: https:// refdb.ru/look/2439982.html.
УДК/uDC 377+378:811 И. В. Певнева, О. Л. Табашникова
I. Pevneva, O. Tabashnikova
глобальные компетенции в профессиональном образовании
GLOBAL COMPETENCE IN PROFESSIONAL EDuCATION
Введение. Формирование глобальных компетенций (далее — ГК) у обучающихся всех уровней профессионального образования как основы успешной карьеры и социальной жизни приобретает все большую актуальность в современном быстро меняющемся мире. Решение этой проблемы включает ряд аспектов: во-первых, определение и описание базовых элементов и структуры ГК на основе компетентностного подхода; во-вторых, интерпретацию глобальных компетенций и их составляющих с учетом конвергентных и дивергентных общемировых процессов во всех сферах