DOI: 10Л7805ЛГ^У.2023.1.8 ФИЛОСОФИЯ
КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ (по материалам пилотажного исследования, проведенного студентами)
В.А. Лапшин Московский международный университет
Аннотация: В статье анализируются проблемы, связанные с формированием в условиях популяризации массовой культуры у студенческой молодежи псевдонаучных знаний и представлений о действительности. Раскрывается возможность формирования когнитивных искажений, вызванных астрологическими прогнозами. Приводятся данные пилотажного исследования проведенного в рамках предмета «научно-исследовательский практикум». Дается характеристика особенностей освоения псевданаучных знаний в рамках тезаурусной концепции и социально-философского анализа.
Ключевые слова: когнитивные искажения; молодежь; астрология; тезаурусная сфера; псевдонаука; социальная философия
COGNITIVE DISTORTIONS OF ASTROLOGICAL FORECASTS (based on the materials of a pilot study confucted by students)
V.A. Lapshin Moscow International University
Abstract: The article analyzes the problems associated with the formation of pseudoscientific knowledge and ideas about reality in the conditions ofpopularization of mass culture among students. The possibility offorming cognitive distortions caused by astrological forecasts is revealed. The data of a pilot study conducted within the framework of the subject «scientific research workshop» are presented. The characteristics of the features of the development ofpseudoscientific knowledge within the framework of the thesaurus concept and socio-philosophical analysis are given.
Keywords: cognitive distortions; youth; astrology; thesaurus sphere; pseudoscience; social philosophy
Высокий уровень технологизации общества, увеличение доступности технологий и информации, по нашему мнению, не привел к автоматическому исчезновению мифологически-религиозных форм мышлений или, по определению Л. Ле-ви-Брюля, «первобытного менталитета» (La mentalité primitive) (Леви-Брюль, 2002). Так, при формировании тезаурусной сферы молодежи, наряду с знаниями, носящими объективный научный характер, в область «своего» часто попадают ненаучные, но признаваемые общественной средой, элементы (Луков, 2014; Лапшин, 2017).
В студенческой среде часто становятся популярными знание «своего знака зодиака», чтение астрологических прогнозов, карты «таро», «натальные карты», нумерология, экстрасенсы, элементы спиритизма.
При нарочито несерьёзном к ним отношении со стороны большей части студенческой среды, тем не менее, видны следы изучения данной тематики, а некоторые студенты даже осваивают указанные практики.
Здесь, как иллюстрацию данного когнитивного искажения, можно привести мнение магистранта (на момент написания ей статьи) кафедры Общей психологии Истории психологии Московского гуманитарного университета М.Е. Лысо-вой, где она описывает феномен «астролога-психолога»:
«Грамотный астролог-психолог имеет в своём распоряжении серьёзный набор знаний в области межличностной психологии и сравнительно большую собственную библиотеку по астрологии. С годами, при наличии большой практики и накопленного опыта, астрологи уже не обращаются к своим источникам, потому что могут чувствовать всевозможные гороскопы и без них» (Лысова, 2017: 283-284).
По дальнейшему содержанию статьи можно сделать вывод, что автор не делает различия между научным и псевдонаучным знанием. Магистрант вводит несколько видов астрологов («астролог, со знанием психологии», «астролог-теоретик» и т.д.), рассуждая о степени их квалификации, тем самым вынося за скобки саму ненаучность концепции астрологии, предавая ей наукообразный характер.
Похожие искажения можно увидеть и в примерах более зрелых исследователей. Так, психолог, сотрудник психологического центра О. В. Игнатюк, приводит ряд статистических данных исследований, связанных с изучением натальных карт. В выводе проводятся параллели между астрологическим «знаниями» и теориями «архетипов», «субличности» и т.д. (Игнатюк, 2019).
В нашем исследовании мы, с одной стороны, ставили перед собой задачу дать студентам научную методологию для преодоления возможных когнитивных искажений. С другой стороны, на примере когнитивных искажений, порождаемых изучением астрологии, исследовать, способно ли освоение научной методологии полностью их исключить. Также, включение в процесс освоение дисциплины исследовательской работы, должно было способствовать освоению учащимися компетенций, связанных с командной деятельностью, аналитической и исследовательской работой. Все это, по нашему мнению, способствует формированию и личностных характеристик будущего молодого выпускника системы высшего образования (Алексеева, Лапшин, Сорокопуд, 2022).
В рамках дисциплины «научно-исследовательский практикум» нами было проведено исследование когнитивных искажений, которые используются в практиках астрологии и предвиденья. Исследование проводилось в рамках 4 семестра обучения групп направления «41.03.05 Международные отношения».
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе учащиеся осваивали основы логики и аргументации, принятые в научной дискуссии.
На втором этапе, были разобраны особенности проведения научного эксперимента и правила рандомизированного контролируемого исследования, на примере материалов портала премий: «им. Гарри Гудини».
Третий этап подразумевал самостоятельную исследовательскую работу студентов по проверке когнитивных искажений астрологических прогнозов.
Следует сразу отметить, что наше исследование предполагало получение
скорее иллюстративного материала, для формирования будущих аналитических исследований и его результаты не могут быть напрямую экстраполированы.
На первом этапе, нами были разобраны недозволительные способы логики и аргументации научной дискуссии, такие как: Доказательство к личности; Довод к публике; Дамский аргумент; Готтентотская мораль; Бездоказательная оценка утверждений оппонента; После этого, значит по причине этого; Поспешное обобщение; Аргумент к силе; Аргумент к невежеству; Аргумент к выгоде (ad crumenam) «карманные доводы»; Аргумент к здравому смыслу (adjudicium); Аргумент к состраданию (ad misericordiam); Аргумент к верности (argumentum ad tuto); Аргумент к авторитету (ipse dixit); Переложение бремени доказательства (Сковиков, 2012: 343-344).
Студенты должны были привести по три примера к каждому непозволительному способу логики и аргументации научной дискуссии. Это вызвало определенные сложности, однако все учащиеся справились с данной задачей.
На втором студенты разобрали результаты вручения премий: «им. Гарри Гу-дини» (Премия Гарри Гудини, Электр. ресурс).
Премия ««им. Гарри Гудини» ставит перед собой следующие задачи:
- помочь людям критически оценивать заявления о существовании паранормальных способностей;
- сделать объективное и прозрачное тестирование доступным на русскоязычном пространстве;
- популяризировать суть и возможности научного метода.
В рамках премии организаторы наглядно и в удобной для освоения учащимися форме демонстрируют правила рандомизированного контролируемого исследования, раскрывая несостоятельность популяризированных в массовой культуре, способностей экстрасенсов, астрологов, телепатов и т.д.
Студенты группами до двух человек, анализировали конкретное исследование, проводимое в рамках премии, а потом в виде сообщения раскрывали его содержание перед курсом.
На третьем этапе было предложено осуществить самопроверку осуществления астрологических прогнозов. В рамках пилотажного исследования, студентам предложили фиксировать правдивость астрологических прогнозов в течении 14 дневного периода. Результаты исследователи фиксировали в табличке с датами, с возможностью комментирования и оценивания по 10 балльной шкале (0 - полностью не сбылся, 10 - полностью совпал с реальными событиями в течение дня).
В эксперименте приняло участие 20 студентов, из них 10 мужчин и 10 женщин. Студенты могли выбрать любой вид гороскопов: портал, сайт, журнал для получения сведений. Утром необходимо было ознакомиться с прогнозом, зафиксировать его письменно, вечером оценить правдивость прогноза по десятибалльной шкале. По окончанию эксперимента студенты предоставляли отчет и указывали средний бал правдивости прогноза. Восемь из двадцати студентов зафикси-
ровали в отчете свой знак зодиака, что по условию задания не требовалось, но с их точки зрения показалось существенным. 13 студентов предоставили отчет в виде таблички «день недели — оценка» правдивости по десятибалльной шкале. Семь студентов, помимо цифр, дали развернутые характеристики, как самого прогноза, так и реального соответствия его событиям прошедшего дня.
Самый высокий поставленный студентом средний бал, был 6, самый низкий 0,114. Средний бал составил 4 балла.
При устной защите отчета, студенты демонстрировали разочарование полученными данными. Однако, при этом у многих сохраняется убежденность, что существуют «правильные астрологи». Это можно проиллюстрировать двумя цитатами:
«Вывод, гороскопы - это абсолютно случайный набор качеств, который может частично совпадать с реальностью, но в довольно редких случаях».
«Ну в общем и целом можно сказать, что нотки правдивости есть, но все очень обобщенно и в основном гороскопы на один день могут подойти абсолютно любому из дней и знаков зодиака. Можно сказать, что это все ненаучная и не подверженная информация, в которой вот такие же клоуны как я, пишут свои мысли».
Таким образом, проведенное исследование выявило наличие у студентов изначального высокого уровня толерантности к астрологическим прогнозам. Многие элементы, связанные с астрологическими «знаниями», спиритизмом, экстрасенсорикой, прочно вошли в массовую культуру, а кроме того, некоторые из них приобрели наукообразность (Панчин, 2018).
Студенты не задумываясь осваивают «свое» - огромный набор псевдонаучной информации, даже пытаясь освоить ее критически. Сразу стоит отметить, что в рамках тезаурусного анализа, уже освоенное молодежью в качестве «своего» не может быть исключено в область «чуждого», и всегда будет присутствовать в те-заурусной сфере индивида. Однако, это конечно не означает, что восприятие уже имеющейся информации не может измениться.
Когнитивные искажения, порождаемые этими, как бы их назвал Ф. Бэкон «призраками театра», в той или иной степени, были присущи всем участникам исследования. Освоение базовых элементов логики и аргументации научной дискуссии, самостоятельный разбор научных экспериментов дал студентам необходимый инструментарий для их преодоления. Проведенное же самостоятельно исследование, по нашему мнению, должно было закрепить формирующееся критическое отношение к ненаучному знанию и дать инструмент для разделения науки и псевдонаучных учений.
При этом, как видно из цифр пилотажного исследования и проведенных цитат, далеко не все студенты смогли критически осмыслить и разрушить приобретенные в течение жизни когнитивные искажения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева Е.Н., Лапшин В.А., Сорокопуд Ю.В. (2022) Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования //Мир науки, культуры, образования. № 1. Горно-Алтайск, С. 217-219.
Игнатюк О.В. (2019) Астрология и психология: общие точки соприкосновения // Человеческий фактор: Социальный психолог. Ярославль: Титул. №1 (37) С. 255-262.
Лапшин В. А. (2017) Построение тезаурусной сферы как метод исследования человеческого потенциала молодежи в контексте «улучшения» человека // Тезаурусы и тезаурусная сфера: II Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова, 29 марта 2017 г.: Сб. науч. Трудов, М.: МосГУ, 256 с. С. 127-132.
Леви-Брюль Л. (2002) Первобытный менталитет, СПб.: Европейский Дом, 400 с.
Луков Вл. А. (2014) Концепция тезаурусных сфер // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 307-326.
Лысова М.Е. (2017) Индивидуальные особенности людей, занимающихся астрологией // XIV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». Москва, 14-16 декабря 2017 г.: Доклады и материалы. Круглый стол «Научное обеспечение в области воспитания» / М.: МосГУ. С. 282-285.
Панчин А.Ю. (2018) Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений, М.: АСТ, 400 с.
Петикова М.В. (2021) Современные каналы продвижения товаров и услуг в сфере астрологии // Тенденции развития науки и образования. Самара: Научный центр «LJournal», № 73-4. С. 134-138.
Премия Гарри Гудини [Электронный ресурс] URL: https://houdiniprize.org (дата обращения: 10.10.2022).
Сковиков А.К. (2012) Логика: учебник. М.: Юрайт. 575 с.
Лапшин Василий Андреевич - кандидат философских наук, заведующий кафедрой общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Московского международного университета. Адрес: 125040, Россия, г. Москва, ул. Ленинградский проспект, д. 17. Тел.: + 8 (800) 301-09-30. Эл. адрес: socrab@inbox.ru
Lapshin Vasily Andreevich, Candidate of Philosophical Sciences, Head of the Department of General Humanitarian Sciences and Mass Communications of the University for the Humanities. Address: 17 Leningradsky Prospekt str., Moscow, 125040, Russia. Tel.: + 8 (800) 301-09-30. Email: socrab@inbox.ru
Для цитирования:
Лапшин В.А. Когнитивные искажения астрологических прогнозов (по материалам пилотажного исследования, проведенного студентами). 2023. № 1. С. 45-49. DOI: https://www. doi.Org/10.17805/trudy.2023.1.8