ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ
DOI: 10.17805^ри.2023.4.15
Особенности формирования культурно-ценностного потенциала в тезаурусной сфере студенческой молодежи: метод фокус-групп
В. А. Лапшин
Московский международный университет, Московский гуманитарный университет
В статье представлено изучение феномена культурно-ценностного потенциала молодежи через анализ ее тезаурусной сферы. Культурно-ценностный потенциал рассматривается как часть системы человеческого потенциала, отвечающая за целеполагание и развитие личности. Тезаурусный анализ представлен как вид социологического метода исследования, основанного на концепции, разработанной Валерием Андреевичем и Владимиром Андреевичем Луковыми. Способом получения исследовательских данных выступил метод фокусированного интервью, проводимого студентами Московского гуманитарного университета в рамках предмета «философия».
Ключевые слова: философия; социология; тезаурусный анализ; фокус-группы; молодежь; культурно-ценностный потенциал; человеческий потенциал
ВВЕДЕНИЕ
В статье мы постарались рассмотреть особенности формирования культурно-ценностного потенциала молодежи на основе построения тезаурусной сферы. При этом молодежь в нашем исследовании выступает не только как объект исследования, но и как субъект собственной исследовательской деятельности. По нашему мнению, культурно-ценностный потенциал молодежи как часть системы человеческого потенциала (Лапшин, 2013) может быть исследован прежде всего при его раскрытии в конкретной деятельности во время решения практических задач, в нашем случае — при проведении научного исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Напомним, что социологическая концепция тезаурусного знания была разработана профессорами Московского гуманитарного университета социологом Вал. А. Луковым и филологом Вл. А. Луковым.
Социальный философ Ч. К. Ламажаа так характеризует этот подход: «Культура не может быть осознана и вовлечена в человеческую деятельность в полном объеме, идет ли речь об индивидууме или об обществе, считают Вал. А. Луков и Вл. А. Луков. И предлагают решать проблемы осмысления, постижения культуры методами субъективной культурологии, опираясь на ключевой термин — "тезаурус"» (Ламажаа, 2017: 116-118.).
Вал. А. и Вл. А. Луковы рассматривали тезаурус как субъектную организацию гуманитарного знания. Концепция тезаурусного похода строится вокруг освоения личностью действительности через категории «свое», «чужое» и «чуждое». Данные области представляются авторам как круги на разном удалении от того, что с долей условности можно назвать центром личности. «Свое» — это освоенная информация, ценности, знания, умения, навыки; «чужое» — область, которую субъект может освоить; это его человеческий потенциал, то, что, возможно, будет вектором развития при создании подходящих условий и мотивации личности. При этом на определенном этапе «свое» и «чужое» могут диалектически противопоставляться, ведя по мере раскрытия человеческого потенциала к синтезу (Луков, Вал., Луков, Вл., 2013: 66-69).
«Чуждое» в тезаурусной концепции является тем, что выпадает за рамки личности, что никогда не будет ей освоено, а зачастую даже осознано, то, что вытеснено за рамки «картины мира» субъекта (Луков, Вал., Луков, Вл., 2008: 123-124).
Культурно-ценностный потенциал молодежи в нашем исследовании определяется как набор ценностных ориентаций, составляющих тезаурус молодого человека, его компетентностей, навыков, умений и знаний, а также его умение соответствовать культурным образцам или изменять их, наличие развитой личностной ответственности, способности к созданию, трансляции и воспроизводству, изменению культурных норм, представлений, образцов. В системе человеческого потенциала молодежи данный потенциал выступает в качестве определяющего мотивацию поведения фактора, а также основного фактора целеполагания (Лапшин, 2022).
Следует отметить, что при формировании тезаурусной сферы студенческой молодежи, с одной стороны, идет целенаправленный процесс формирования компетенций, знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, с другой — вместе с объективной научной информацией в поле «своего» в тезаурусе также осваиваются и ненаучные, а иногда и антинаучные данные, получающие положительную оценку со стороны значимых для молодежи групп (Лапшин, 2023).
Диалектически следует отметить также наличие «чуждого» в тезаурусе молодежи. Это те знания, компетенции, ценности, которые не просто выпадают из те-заурусной сферы молодежи и не осваиваются ей, а в принципе не оказываются в картине мира. Здесь сложность исследования «чуждого» можно сравнить с тем, как З. Фрейд, описывая бессознательное человеческой психики, называет его «оно», т.е. характеризует как некую «темную материю», из которой мы можем извлекать информацию (подавленные воспоминания, инстинкты и т. д.), но целиком себе его представить не можем (Фрейд, 2023: 39-40). «Чуждое» для тезаурусной сферы культурно-ценностного потенциала молодежи мы также сможем лишь предположить по отсутствию каких-либо ценностных ориентиров в предпочтениях и выборе студентов в проводимой с их участием исследовательской работе.
ФОКУС-ГРУППА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЛОСОФИЯ» НА БАЗЕ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Для проведения исследования нами на базе Московского гуманитарного университета в рамках учебного процесса (2022/23 и 2023/24 учебные годы) для студентов второго курса по направлениям журналистика, психология, реклама и связи с общественностью, дизайн на практических занятиях по философии была дана
подробная информация о методе фокусированного интервью (фокус-групп), применяемом в социологических исследованиях (Дмитриева, 1999). После этого перед учащимся ставилась задача проведения собственного прикладного исследования методом фокусированного интервью. Сам метод выбран не случайно, так как он предполагает работу в команде, поиск исследовательской темы, респондентов, составление сценария (гайда), обработку данных с последующим докладом о результатах (Никитин В., Никитин И., 2020). Сразу следует отметить, что представленные далее студенческие исследования не репрезентативны и полученные в них данные носят скорее иллюстративный характер.
Студенты были разделены на рабочие группы от двух до четырех участников. Ставилась задача провести собственную фокус-группу, предварительно сформулировав цель, задачи, гипотезу, создав сценарий для ее проведения.
Сценарий должен был включать себя:
— цели, задачи исследования;
— вступительное слово (тема дискуссии, регламент, инструкции);
— знакомство с респондентами и дополнительная информация по теме дискуссии;
— обсуждение, включающие не менее пяти вопросов по теме дискуссии;
— обзор высказанных мнений, дополнительные вопросы, подведение итогов встречи.
Условия проведения фокус-группы были намеренно упрощены в соответствии с возможностями студентов. Количество участников должно было варьироваться от 5 до 8, снималось ограничение на знакомство участников с модератором. Время фокус-группы определялось от 40 до 60 минут, был разрешен дистанционный формат проведения. Ход фокус-группы фиксировался на видео. По проведенному исследованию видео вместе с отчетом в устной форме презентовались командой.
Отчет включал в себя:
— цель, задачи, описание гипотезы исследования;
— места проведения и количество респондентов;
— описание изучаемых общностей, мнений и установок;
— иллюстрирующие цитаты из стенограммы;
— результаты и основные выводы.
Выбор тематики исследования должен был касаться культурно-ценностного потенциала молодежи, при этом, хотя выбор оставался за студентами, им было предложено отталкиваться от таких тем, как «добро», «зло», «смысл жизни», «жизнь и смерть», «свобода», «любовь», «ненависть». Свободный выбор темы, на наш взгляд, позволял, во-первых, выявить те слои тезаурусной сферы, которые освоены в качестве «своего», а также показать, что конкретно студенты будут вкладывать в предложенные понятия; во-вторых, проследить, какие темы будут принципиально отвергнуты или не поняты студентами и окажутся в зоне «чужого» или «чуждого».
В качестве маркера мы также указываем направления обучения группы. При планировании исследования мы предполагали, что направление подготовки будет создавать особенности в заполнении тезаурусной сферы культурно-ценностного потенциала, однако, как мы увидим дальше, корреляция незначительна.
В период 2022/23 учебного года в исследовании приняли участие шесть групп студентов по четырем направлениям подготовки (журналистика, дизайн, психоло-
гия, реклама и связи с общественностью). Из них было составлено 28 исследовательских команд (при этом половина студентов по направлению психология в исследовании участие не приняла).
Первая группа, направление 42.03.02 «Журналистика», 13 студентов, провела фокус-группы на темы (количество исследовательских команд соответствует количеству тем):
— Отношения на расстоянии;
— ЛГБТ;
— QR-коды;
— Новый год;
— Смерть;
— Смерть как психологический феномен;
— Домашнее насилие.
Четыре из семи фокус-групп прошли дистанционно, остальные офлайн. Вторая группа, направление 42.03.02 «Журналистика», 8 студентов, провела фокус-группы на темы:
— Различия между мужчинами и женщинами;
— Дружба: влияние настольных игр;
— Любовь и ненависть;
— Самореализация в современном обществе;
— Социальное неравенство.
Две из пяти фокус-групп прошли дистанционно, остальные офлайн. Третья группа, направление 37.03.01 «Психология», 14 студентов, провела фокус-группы на темы:
— Смысл жизни;
— Счастье.
7 студентов темы не подготовили, фокус-группы прошли дистанционно. Четвертая группа, направление 54.03.01 «Дизайн», 9 студентов, провела фокус-группы на темы:
— Семья;
— Судьба;
— Отношение к гомосексуализму среди молодежи;
— Пластические операции.
Пятая группа, направление 54.03.01 «Дизайн», 8 студентов, провела фокус-группы на темы:
— ЛГБТ;
— Одиночество;
— Пластические операции.
Шестая группа, направление 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», 26 студентов, провела фокус-группы на темы:
— Одиночество;
— Одиночество среди молодежи;
— Смысл жизни;
— Осознает ли молодежь значение смысла жизни;
— Добро и зло;
— Любовь;
— Легализация наркотиков.
В период 2023/24 учебного года в исследовании приняли участие шесть групп студентов по трем направлениям подготовки: психология, музыкальное искусство эстрады, дизайн. Из них было составлено 18 исследовательских команд.
Первая группа, направление 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 13 студентов, провела фокус-группы на темы (количество исследовательских команд, соответствует количеству тем):
— Любить или быть любимым;
— Любовь — важность в жизни молодежи;
— Моя профессия детской мечты;
— Добро — зло;
— Личные ценности;
— Как форма досрочного выставления оценок влияет на мотивацию к экзамену.
Вторая группа, направление 37.03.01 «Психология», 19 студентов, провела фокус-группы на темы:
— Одиночество;
— Смерть;
— Взаимосвязь между саморазвитием и наличием отношений;
— Работать по специальности.
Третья группа, направление 54.03.01 «Дизайн», 26 студентов, провела фокус-группы на темы:
— Ценности молодежи;
— Является ли свобода воли иллюзией;
— Смысл жизни;
— Значение добрых поступков в жизни человека;
— Феминизм в современном обществе;
— Восприятие человеком смерти;
— Смерть как составляющая жизни;
— Боятся ли люди умереть в одиночестве.
Следует отметить, что на культурно-ценностный потенциал влияют, в том числе, «негативные» ценности: так, пять исследований касаются темы смерти; вопросы смерти, смертности и постсмертия включены в область «своего» тезаурусной сферы молодежи. Само восприятие данного феномена молодежью довольно условно базируется на вопросах: «Вы боитесь смерти?», «Есть ли жизнь после смерти?», «Благом ли для человечества будет бессмертие?».
Пять исследований касаются темы одиночества. Одиночество рассматривается как часть нормальной человеческой жизни — как в негативном ключе социального эскапизма, так и как позитивная практика «возможности разобраться в себе».
Тема смысла жизни активно разбиралась в четырех исследованиях. Как правило, здесь вопросы выстраивались для понимания пирамиды ценностных ориента-ций респондентов. Два исследования касались напрямую ценностей молодежи. Иерархия ценностей молодежи включала в себя материальное благополучие, любовь, самореализацию. Теме исследования любви посвящены три отдельных исследования.
Ориентации в понятиях добра и зла у студенческой молодежи были слабо дифференцированы, ответы достаточно инфантильны. Тема свободы оказалась практически не востребована и в основном формулируется фразой «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».
Из специфических тем исследования были представлены следующие: легализация наркотиков, ЛГБТ, пластические операции, феминизм, QR-коды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Набор ценностных ориентаций, составляющих тезаурус молодого человека, диалектично связан, с одной стороны, с темами материального благополучия, любви, самореализации, с другой — смерти и одиночества. В системе человеческого потенциала молодежи культурно-ценностный потенциал выступает прежде всего в качестве определяющего мотивацию поведения фактора, а также основного фактора целеполагания. Свободный выбор темы выявил, что в слоях тезаурусной сферы в качестве «своего» освоены как положительные ценности (самореализация, любовь, материальное благополучие), так и отрицательные (смерть, одиночество). В качестве «чужого» оказались понятия свободы, добра, зла.
список литературы
Дмитриева, E. И. (1999) Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. №8. С. 133-138.
Ламажаа, Ч. К. (2017) Тезаурусный анализ и indigenous methodology // Тезаурусы и те-заурусная сфера: II Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова, 29 марта 2017 г. : сб. науч. трудов / редкол.: Вал. А. Луков (отв. ред.), Н. В. Захаров, Т. Ф. Кузнецова, Ч. К. Ламажаа, В. П. Трыков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 256 с.
Лапшин, В. А. (2013) Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 259-263.
Лапшин, В. А. (2022) Исследовательская деятельность студентов как фактор раскрытия их интеллектуального, инновационно-деятельностного, ценностного потенциала: тезаурусный анализ // POLITBOOK. №3. С. 129-137.
Лапшин, В. А. (2023) Когнитивные искажения астрологических прогнозов (по материалам пилотажного исследования, проведенного студентами) // Научные труды Московского гуманитарного университета. №1. С. 45-49.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2004) Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 93-100.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 782 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Никитин, В. Я., Никитин, И. В. (2020) Фокус-группа как технология дополнительного профессионального образования для студентов высшей школы // Мир науки, культуры, образования. №3 (82). С. 223-224.
Фрейд, З. (2023) «Я» и «Оно». Избранные работы / пер. Л. Голлербаха. М. : Издательство Юрайт. 165 с.
Дата поступления: 11.10.2023.
features of the formation of cultural and value potential in the thesaurus sphere of student youth: the method of focus groups V. A. Lapshin
Moscow International University, Moscow University for the Humanities
The article presents a study into the phenomenon of cultural and value potential of youth through the analysis of their thesaurus sphere. Cultural and value potential is considered as a part
of the human potential system responsible for goal-setting and personal development. Thesaurus analysis is presented as a kind of sociological research method based on concepts developed by Valery Andreyevich Lukov and Vladimir Andreyevich Lukov. The method of obtaining research data was the method of focused interviews conducted by students of Moscow University for the Humanities in the framework of the subject "Philosophy".
Keywords: philosophy; sociology; thesaurus analysis; focus groups; youth; cultural and value potential; human potential
references
Dmitrieva, E. I. (1999) Metod fokus-grupp: problemy podgotovki, provedeniia, analiza. Sotsio-logicheskie issledovaniia, no. 8, pp. 133-138 (In Russ.).
Lamazhaa, Ch. K. (2017) Tezaurusnyi analiz i indigenous methodology. In: Tezaurusy i tezau-rusnaia sfera: II Akademicheskie chteniia pamiati Vladimira Andreevicha Lukova, 29 marta 2017 g. : sb. nauch. trudov. / ed. by. Val. A. Lukov, N. V. Zakharov, T. F. Kuznetsova, Ch. K. Lamazhaa and V. P. Trykov. Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 256 p. (In Russ.).
Lapshin, V. A. (2013) Strukturnye komponenty chelovecheskogo potentsiala. Znanie. Poni-manie. Umenie, no. 1, pp. 259-263. (In Russ.).
Lapshin, V. A. (2022) Issledovatel'skaia deiatel'nost' studentov kak faktor raskrytiia ikh intel-lektual'nogo, innovatsionno-deiatel'nostnogo, tsennostnogo potentsiala: tezaurusnyi analiz. POLITBOOK, no. 3, pp. 129-137. (In Russ.).
Lapshin, V. A. (2023) Kognitivnye iskazheniia astrologicheskikh prognozov (po materialam pilotazhnogo issledovaniia, provedennogo studentami). Nauchnye trudy Moskovskogo gumani-tarnogo universiteta, no. 1, pp. 45-49. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2004) Tezaurusnyi podkhod v gumanitarnykh naukakh. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 93-100. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub'ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. Moscow, National Business Institute. 782 p. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu che-loveka i ego mira. Moscow, National Business Institute. 640 p. (In Russ.).
Nikitin, V. Ia. and Nikitin, I. V. (2020) Fokus-gruppa kak tekhnologiia dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniia dlia studentov vysshei shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, no. 3 (82), pp. 223-224. (In Russ.).
Freid, Z. (2023) «Ia» i «Ono». Izbrannyeraboty/ transl. from German by L. Gollerbakh. Moscow, Iurait. 165 p. (In Russ.).
Submission date: 11.10.2023.
Лапшин Василий Андреевич — кандидат философских наук, доцент кафедры общегуманитарных наук Московского международного университета, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: 7 (499) 374-51-51. Эл. адрес: [email protected]
Lapshin Vasily Andreyevich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of General Humanities, Moscow International University, Associate Professor, Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, 111395, Russian Federation. Tel.: 7 (499) 374-51-51. E-mail: [email protected].