Научная статья на тему 'Тезаурусы: продолжение и развитие теории'

Тезаурусы: продолжение и развитие теории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Федоровна, Логинова Людмила Федоровна

Рецензия на книгу: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса, 2013. 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thesauri: The Extension and Development of the Theory

This is a book review: Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The Thesaurus Approach to the Conceptualization of the Person and His/Her World]. M. : Izd-vo Natsional’nogo in-ta biznesa, 2013. 640 s.

Текст научной работы на тему «Тезаурусы: продолжение и развитие теории»

326_ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ__________

РЕЦЕНЗИИ И АННОТАЦИИ

2013 - №4

Тезаурусы: продолжение и развитие теории

Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса, 2013. 640 с.

Монография профессоров Вал. А. и Вл. А. Луковых «Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира», вышедшая летом этого года в издательстве Национального института бизнеса (Луков Вал., Луков Вл., 2013), излагает основы концепции субъектной организации гуманитарного знания, выдвинутой авторами в начале 1990-х годов и получившей признание в научных сообществах философов, культурологов, социологов, литературоведов, представителей других отраслей гуманитарных наук (см. список литературы). Фундаментальной работой стала книга Луковых «Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания» (Луков Вал., Луков Вл., 2008). В новую монографию включены обширные фрагменты этой книги, имеющие базовое значение для понимания сути те-заурусного подхода в гуманитарных науках, и от общетеоретических положений, содержащихся в этих фрагментах, сделан шаг вперед к раскрытию методологии тезаурусного подхода, который открывает новые возможности в гуманитарном понимании человека и его мира.

В соответствии с концепцией авторов тезаурус определен как полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как сред-

ство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни.

В «Тезаурусах II» развивается и уточняется общая теория тезаурусов, а также характеризуются методология и методические приемы тезаурусного анализа.

В главе первой из вопросов общей теории тезаурусов авторы останавливаются на трактовке сущности тезауруса, рассматривают факторы тезаурусных различий, выделяют элементы тезауруса, показывают особенности его структуры и свойств, существенно развивая и корректируя то, что было сделано в «Тезаурусах» 2008 г. При анализе сущности тезауруса особое внимание обращено на его характеристику как ориентационного комплекса (что в определенной мере уже было сделано в первой монографии), а также как сверхориентационного комплекса (это совсем новая идея, не встречавшаяся ни в монографии, ни в статьях, впервые проясненная здесь). Тезаурус осмысливается как источник и результат социокультурной субъектности. К факторам конструирования тезаурусов отнесены гендерный, возрастной, статусно-ролевой, культурный, а также фактор образования и фактор образа и стиля жизни. Из элементов тезауруса охарактеризованы концепты, константы, вечные образы, крылатые слова. Показана ведущая роль в построении

тезауруса ценностей и ценностных ориентаций. Все это очень интересно по материалу и логично по развитию концепции.

Глава вторая, посвященная методологии тезаурусного исследования, показывает теза-урусный подход в кругу современных методологических идей, раскрывает процессы те-заурусной саморегуляции, позиционирует картину мира как ядро и референт тезауруса, характеризует методологию тезаурусного подхода как стратегию понимания. Здесь представлены основы тезаурусного анализа культурной картины мира и методические средства ее выявления. Субъектная организация гуманитарного знания охарактеризована как источник и фундамент понимания и основа взаимосодействия знания, понимания и умения. Обосновывается предлагаемая авторами концепция Нового Энциклопедизма. Эта концепция, лишь недавно заявленная авторами и поддержанная коллективом Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, представляется настоящим событием в сфере отечественного гуманитарного знания, она имеет большие перспективы в совершенствовании вузовского учебного процесса, может и, более того, должна отразиться и в программах, и в учебных материалах, и даже в манере обучения, так как обосновывает подход к самому трудному в образовательной деятельности — к решению проблемы отбора в условиях информационного взрыва (Новый Энциклопедизм, 2013).

В главе третьей разработана концепция те-заурусного эскиза (его сущность, последовательность описания, композиция, язык описания, тезаурусное макетирование). Эта новая, еще не излагавшаяся до настоящей монографии концепция приложена к пониманию человека и его мира. «Человек как узнаваемое» представлен через движение от обыденных представлений о среднем человеке к пониманию достигаемых человеком пределов и осмыслению перспектив их преодоления. Контрастность двух систем — среднего человека и человека предельного — раскрывается через проявления интегральных чувств: одиночество, дружба, любовь. Выделение этих двух си-

стем, уже даже наименование их очень привлекательно, демонстрирует философский потенциал тезаурусного подхода и, очевидно, будет востребовано философами, культурологами, другими представителями гуманитарного знания. Значимой представляется и идея тезаурусного макета: частный случай тезаурусного эскиза, но такой, с которым мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни (всевозможные «100 великих писателей», «10 главных событий века», «25 главных книг о психоанализе» и т. д.), раскрыт и в его сущности, и в смысле его практических приложений.

Две следующие главы посвящены специальным тезаурусным теориям: в главе четвертой представлены теоретические разработки в области культурологии (субъектная культурология, тезаурусная теория жанров, персональная модель автора художественного произведения), в главе пятой — теоретические разработки в области социологии (тезаурус-ная концепция социализации, тезаурусная концепция социального и социокультурного проектирования, тезаурусная концепция молодежи).

Особенность тезаурусного подхода состоит в том, что в его основу положена активность социального субъекта, его картина мира, формируемый им жизненный мир, который обретает свойства объективной действительности. Эта действительность несет на себе следы социокультурного конструирования и, следовательно, определенного вмешательства в естественный ход вещей. Но человек стал мощной геологической силой, и человеческая субъектность уже обрела свойства важнейшего объективного фактора изменений и в обществе, и в природе, и в ноосфере — средоточии планетарного разума. «Тезаурусы II», стремясь раскрыть динамические изменения в тезаурусах эпохи перехода к информационному обществу, обретают ноосферный пафос.

В монографии представлена библиография более 500 научных трудов российских ученых, в которых применяется тезаурусный подход или используются его результаты. Эти труды опубликованы в 2008-2013 гг. (напр.: Болотин,

328 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ

2013 - №4

2009; Выборнова, 2013: Электр. ресурс; Высшее образование..., 2009; Захаров, 2008; Ищенко, 2009; Ковалева, Богданова, 2012; Костина, 2008; Ламажаа, 2012; Луков, Вал., 2010; 2012; Луков, Вл., 2008; 2009; 2011; Луков, Захаров, 2008).

Монография Вал. А. и Вл. А. Луковых несомненно актуальна, так как направлена на решение методологических проблем гуманитарных наук, при этом на основе отечественной методологической традиции. Сделанные в работе выводы отмечены новизной и могут быть использованы в различных областях гуманитарного знания, а в практическом плане — в преподавании гуманитарных наук в высшей школе (собственно, в любой образовательной деятельности). Наиболее серьезное значение исследования видится в том, что в нем сделан определенный шаг к пониманию человека и его мира, а это одна из ключевых задач развития современной науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болотин, И. С. (2009) Тезаурусы как инструмент преподавателя // Высшее образование в России. № 5. С. 169-172.

Выборнова, В. В. (2013) О новых подходах к тезаурусным исследованиям молодежных проблем [Электр. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/20i3/VVybornova_Thesaurus-!т^^аЙот/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 6.11.2013).

Высшее образование и гуманитарное знание в XXI веке (2009) : монография-доклад Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета VI Международной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, МосГУ, 19-21 ноября 2009 г.) / под общ. ред. Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Ищенко, Ю. А. (2009) Размышления над книгой // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 262-268.

Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Костина, А. В. (2008) Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. № 5. С. 102-109.

Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 38-45.

Луков, Вал. А. (2010) Социальное проектирование : учеб. пособие. 9-е изд. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та ; Флинта.

Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ : науч. монография. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса.

Луков, Вл. А. (2008) Литературные концентры Европы в предпочтениях русского культурного тезауруса // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 18-23.

Луков, Вл. А. (2009) История литературы : Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 6-е изд. М. : Издательский центр «Академия».

Луков, Вл. А. (2011) Академик Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы : монография. М. : ГИТР.

Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008) Шекспири-зация и шекспиризм // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 253-256.

Новый энциклопедизм (2013) : материалы конференции Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета 15 февраля 2013 г. : сб. науч. трудов / отв. ред. Вл. А. Луков, Ч. К. Ламажаа ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фунд. и приклад. исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Т. Ф. Кузнецова, Л. Ф. Логинова

Дата поступления: 15.08.2013 г.

THESAURI: THE EXTENSION AND DEVELOPMENT OF THE THEORY

Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The Thesaurus Approach to the Conceptualization of the Person and His/Her World]. M. : Izd-vo Natsional’nogo in-ta biznesa, 2013. 640 s.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bolotin, I. S. (2009) Tezaurusy kak instrument prepodavatelia // Vysshee obrazovanie v Rossii. №5. S. 169-172.

Vybornova, V. V. (2013) O novykh podkhodakh k tezaurusnym issledovaniiam molodezhnykh problem [Elektr. resurs] // Informatsionnyi gumani-tarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». №1 (ianvar’ — fevral’). URL: http://www.zpu-jour-nal.ru/e-zpu/2013/1/Vybornova_Thesaurus-In-vestigations/ [arkhivirovano v WebCite] (data ob-rashcheniia: 6.11.2013).

Vysshee obrazovanie i gumanitarnoe znanie v XXI veke (2009) : monografiia-doklad Instituta fundamental’nykh i prikladnykh issledovanii Mos-kovskogo gumanitarnogo universiteta VI Mezh-dunarodnoi konferentsii «Vysshee obrazovanie dlia XXI veka» (Moskva, MosGU, 19-21 noiab-ria 2009 g.) / pod obshch. red. Val. A. Lukova i Vl. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Zakharov, N. V. (2008) Shekspirizm russkoi klas-sicheskoi literatury: tezaurusnyi analiz. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Ishchenko, Iu. A. (2009) Razmyshleniia nad kni-goi // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 262-268.

Kovaleva, A. I., Bogdanova, V. V. (2012) Tra-ektoriia sotsializatsii. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Kostina, A. V. (2008) Tezaurusnyi podkhod kak novaia paradigma gumanitarnogo znaniia // Observatoriia kul’tury. № 5. S. 102-109.

Lamazhaa, Ch. K. (2012) Tezaurusnyi podkhod dlia tuvinovedeniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 38-45.

Lukov, Val. A. (2010) Sotsial’noe proektirova-nie : ucheb. posobie. 9-e izd. M. : Izd-vo Mosk. gu-manit. un-ta ; Flinta.

Lukov, Val. A. (2012) Teorii molodezhi : Mezh-distsiplinarnyi analiz : nauch. monografiia. M. : «Ka-non+» ROOI «Reabilitatsiia.

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub’ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional’nogo in-ta biznesa.

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2013) Tezauru-sy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira. M. : Izd-vo Natsional’nogo in-ta biznesa.

Lukov, Vl. A. (2008) Literaturnye kontsentry Ev-ropy v predpochteniiakh russkogo kul’turnogo teza-urusa // Znanie. Ponimanie. Umenie. №3. S. 18-23.

Lukov, Vl. A. (2009) Istoriia literatury : Zarubezh-naia literatura ot istokov do nashikh dnei : ucheb. posobie dlia studentov vyssh. ucheb. zavedenii. 6-e izd. M. : Izdatel’skii tsentr «Akademiia».

Lukov, Vl. A. (2011) Akademik D. S. Likhachev i ego kontseptsiia teoreticheskoi istorii literatury : monografiia. M. : GITR.

Lukov, Vl. A., Zakharov, N. V. (2008) Sheks-pirizatsiia i shekspirizm // Znanie. Ponimanie. Ume-nie. №3. S. 253-256.

Novyi entsiklopedizm (2013) : materialy konfe-rentsii Instituta fundamental’nykh i prikladnykh is-sledovanii Moskovskogo gumanitarnogo universite-ta 15 fevralia 2013 g. : sb. nauch. trudov / otv. red. Vl. A. Lukov, Ch. K. Lamazhaa ; Mosk. gumanit. un-t, In-t fund. i priklad. issledovanii. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

T. F. Kuznetsova, L. F. Loginova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.