Золотова Марина Вианоровна — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Адрес: 603000, Российская Федерация, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37. Тел.: +7 (831) 462-38-39. Эл. адрес: [email protected]
Ганюшкина Елена Валентиновна — старший преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Адрес: 603000, Российская Федерация, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37. Тел.: +7 (831) 462-38-39. Эл. адрес: [email protected]
Лунина Вера Леонтьевна — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Адрес: 603000, Российская Федерация, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37. Тел.: +7 (831) 462-38-39. Эл. адрес: [email protected]
Zolotova Marina Vianorovna, Candidate of Philology, Associate Professor, Head, Department of English for Humanities, Institute of Philology and Journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Postal address: 37, Bolshaya Pokrovskaya St., Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603000. Tel.: +7 (831) 462-38-39. E-mail: [email protected]
Ganyushkina Elena Valentinovna, Senior Lecturer, Department of English for Humanities, Institute of Philology and Journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Postal address: 37, Bolshaya Pokrovskaya St., Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603000. Tel.: +7 (831) 462-38-39. E-mail: [email protected]
Lunina Vera Leontyevna, Candidate of Philology, Senior Lecturer, Department of English for Humanities, Institute of Philology and Journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Postal address: 37, Bolshaya Pokrovskaya St., Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603000. Tel.: +7 (831) 462-38-39. E-mail: [email protected]
РО!: 10.17805^ри.2024.2.16
Восприятие мифа о пещере Платона студентами очного и дистанционного форматов обучения
В. А. Лапшин
Московский международный университет, Московский гуманитарный университет
В статье представлены результаты исследования восприятия студентами мифа о пещере Платона. Проверяется гипотеза о том, что студенты вместо попыток самостоятельно анализировать источник даже небольшого объема скорее предпочтут опереться на уже готовое решение, представленное в учебнике или на интернет-ресурсе.
Приводятся материалы исследования, проведенного с участием студентов очной и дистанционной (очно-заочной, заочной) форм обучения. Также рассматривается ис-точниковая база заимствований, сделанных студентами вместо самостоятельного выполнения задания. Анализируется способность критического восприятия студентами источников и способность к традуктивным (по аналогии) умозаключениям.
Ключевые слова: молодежь; студенчество; миф о пещере; философия; традуктивные умозаключения.
ВВЕДЕНИЕ
Любое философское, религиозное, политическое учение создается не на основе чисто умозрительных концепций, а является отражением реальности, в которой существует его автор. В этой связи характерным является то, что при осмысливании идей, современником которых исследователь не является, мы, во-первых, сталкиваемся с когнитивными искажениями, когда воспринимаем явления и процессы не так, как видел их автор.
Во-вторых, часто нарушается принцип культурного релятивизма. Так, например, человек воспитанный в рамках современной гуманитарной парадигмы, может осуждать идеи Аристотеля о природе рабства, его сравнения положения женщины и раба (Аристотель, 1983: 376-385).
В-третьих, то, что особо хотелось бы отметить, концепции, отделенные от исследователя большим промежутком времени, при поверхностном их изучении обычно кажутся скучными, неактуальными, само собой разумеющимися.
В связи с этими тезисами мы выдвинули гипотезу, что студенты вместо попыток самостоятельно анализировать источник даже небольшого объема скорее предпочтут опереться на уже готовое решение, представленное в учебнике или на интернет-ресурсе.
В рамках предмета «Философия» было проведено исследование восприятие студентами мифа о пещере Платона (Платон, 1994: 295-296). Исследование проводилось на базе двух вузов: в очной форме — в Московском гуманитарном университете, в дистанционном формате — в Московском международном университете.
В МосГУ опрос проходил на семинарских занятиях очной формы обучения по направлениям подготовки: «Журналистика», «Психология», «Реклама и связи с общественностью», «Дизайн», «Музыкальное искусство эстрады». Студентам предлагалось предварительно ознакомиться с текстом мифа о пещере, а на занятии раскрыть основную идею и ответить на вопрос: «Какую современную аналогию вы бы использовали вместо понятия пещеры?»
На базе Московского международного университета опрос проходил в письменной форме в рамках дистанционной формы обучения (заочная, очно-заочная) по направлениям: «Лингвистика», «Журналистика», «Психология», «Реклама и связи с общественностью», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика».
Студентам также предлагалось ознакомится с текстом мифа о пещере, а затем в письменном виде раскрыть основную идею и ответить на вопрос: «Какую современную аналогию вы бы использовали вместо понятия пещеры?».
АНАЛИЗ РАБОТ, ПРИСЛАННЫХ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
Материал, собранный на базе Московского международного университета, составил 578 практических работ за семестр. Анализируя и обобщая полученный материал, сразу можно разделить все представленные работы на две категории: скачанные из источников в интернете (включая использование нейросетей) и сделанные самостоятельно. Обе категории представляют исследовательский интерес.
Рассмотрим в качестве иллюстрирующих цитат следующие наиболее типичные примеры.
ПРИМЕРЫ АНАЛОГИИ ПЛАТОНОВСКОЙ ПЕЩЕРЫ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИЛИ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЙРОСЕТЕЙ
В первую очередь приведем наиболее часто встречающиеся примеры заимствования из интернета и нейросетей. Мы представим статистику заимствованных ответов и вероятные источники этого заимствования, выявленные нами в процессе исследования.
1. «Как сказал Тим Феррис: «Зона комфорта — это место, где умирают мечты». Аллегория пещеры побуждает нас покинуть нашу зону комфорта, подвергнуть сомнению наше восприятие и искать истину за тенями на стене» (Пещера Платона — значение символики: Электронный ресурс).
Источником является портал Meridian, публикующий гороскопы, сонники, гадание. Отсутствие критического подхода при выборе источников здесь может, по нашему мнению, накладываться на то (как показало наше исследование «Когнитивные искажения астрологических прогнозов»), что студенты, не задумываясь, осваивают «свое» — огромный набор псевдонаучной информации, даже не пытаясь освоить ее критически (Лапшин, 2023). Другими словами, для ряда студентов нет разницы между философией Платона и подборкой «гороскопы на все знаки зодиака». Количество присланных повторяющихся ответов — 8.
2. «Современное жилище отошло от своего первобытного статуса — теперь это не просто убежище, где человек спасается от хищников и суровой погоды, а место, которое ассоциируется в первую очередь с уютом и комфортом. Прототип современной квартиры — это пещера первобытного человека» (Первобытный уют ... : Электронный ресурс). Материалы новостного портала lenta.ru были представлены в 43 работах.
3. В 31 работе были представлены материалы, взятые из статьи доктора политических наук, профессора М. Н. Грачева «Эхо-камеры, эпистемические пузыри и пузыри фильтров как акторы сетевого коммуникационного пространства»: «В современной аналогии можно использовать понятие "эхо-камеры" или "фильтрового пузыря", чтобы обозначить состояние, когда человек находится в окружении информации или точек зрения, которые искажают истины или ограничивают его собственное понимание мира» (Грачев, 2023: 41-54).
«Удивительным образом оказывается актуальной платоновская притча о пещере как образе существования человечества на земле, даже с предсказанием некоторых последствий цифровизации» (Миронов, 2019: 4).
Отдельно стоит отметить цитату, встретившуюся в 16 работах: «Можно использовать аналогию вместо понятия пещеры — грот, подземный ход, подземелье, подземный дворец» (Пещера: Электронный ресурс). Данные работы отправлены на исправление, ввиду непонимания студентами задания.
4. Далее приведем цитаты, взятые студентами из ответов нейросети Gaia AI: «Современная аналогия, которую можно использовать вместо понятия пещеры, это ситуация, когда человек осознает свое ограниченное понимание мира и стремится расширить свои границы познания. Например, это может быть человек, который прожил всю жизнь в одной стране или городе и внезапно решает путешест-
вовать и познавать другие культуры и образы жизни. Путешествия и новые опыты могут открыть его глаза на разнообразие мира и помочь ему расширить свое понимание и культурные границы» (В своей работе «Государство» ... : Электронный ресурс).
«Я считаю, что хорошей аналогией для понятия пещеры Платона в современном мире может быть понятие "виртуальная реальность". Виртуальная реальность создает иллюзию, что мы находимся в другом мире. С помощью специальных очков или шлемов мы можем погрузиться в цифровой мир, где все наши ощущения могут быть искусственно созданы. Мы можем видеть и слышать вещи, которые на самом деле не существуют, и чувствовать их так, будто они реальны.» (Какую современную аналогию ... : Электронный ресурс).
Суммарно цитаты нейросети в своих работах привели 27 студентов, что показывает повышение роли нейросетей в информационном поиске взамен самостоятельного поиска информации, в том числе в интернете.
ПРИМЕРЫ АНАЛОГИИ ПЛАТОНОВСКОЙ ПЕЩЕРЫ, СОЗДАННЫЕ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО
1. Самый популярный ответ, который, скорее всего, основан на компиляции материалов из интернета, однако не имеющий единого источника, связан с аналогией платоновской пещеры и виртуальной реальности (47 работ). Приведем несколько иллюстрирующих цитат.
«Виртуальная реальность является одним из примеров современной аналогии пещеры Платона. Виртуальная реальность ограничивает чувства и восприятие, создавая иллюзию нового реального мира. Виртуальная реальность существует только внутри программ и алгоритмов, являясь иллюзией».
«Одной из современных аналогий пещеры является виртуальная реальность. Аналогия с виртуальной реальностью происходит потому, что подобно пещере Платона она представляет симуляцию реального мира».
2. На втором месте идет соотнесение платоновской пещеры с социальными сетями (20 работ), например: «Современной аналогией пещеры могут быть социальные сети, так как они создают иллюзию того что, пользователи обмениваются информацией, находятся в обществе, создают свою личную онлайн-реальность».
3. Отдельно стоит отметить работу, основанную на статье А. Е. Исаковой «Узники Платоновой пещеры: исследование причин популярности Instagram» (Исакова: Электронный ресурс). В ответе присутствуют прямые заимствования, однако есть и авторская часть: «Аналогией пещере в современном мире может служить мир социальных сетей (Instagram1, Т1кТок, и т. д). Сеть Instagram больше всех походит на античный миф, так как состоит из иллюзорных образов, похожих на тени на стене пещеры, которые не имеют никого отношения к реальности. Миф о пещере Платона очень тесно связан с современным миром. Как оказалось, мы сталкиваемся с этим практически ежедневно. И это не обязательно должны быть социальные сети, у каждого своя пещера».
4. В пяти работах приводятся аналогии, связанные с представлениями о зоне комфорта, например: «Для аналогии с пещерой можно использовать выражение "сидеть в четырех стенах", что означает жить в своей зоне комфорта, не выходить из нее, жить в полном одиночестве, ни с кем не общаясь и ничего не замечая вокруг, за пределами этих четырех стен».
5. В одной из работ ответ основан на статье «Преодоление "информационного пузыря": постановка задачи, методология, аналитическое чтение» (Дружинин, Иноземцева, Гуров, 2022). Интерпретируя текст относительно задания, студент пишет: «В современной интерпретации аллегории пещеры можно использовать понятие "информационного пузыря"... Аналогично пещере, информационный пузырь создает иллюзию реальности, ограничивая возможности людей видеть и осознавать полную картину происходящего в мире. Как только человек выходит из информационного пузыря и открывается разнообразию информации, его мировоззрение может в корне измениться и привести к потрясению и непониманию со стороны других, оставшихся в информационном пузыре».
Схожую интерпретацию через понятие «информационного пузыря» мы нашли еще в двух работах, однако они, скорее всего, опирались на другой, менее академический, источник (Как выбраться из информационного пузыря . : Электронный ресурс).
6. Интересен пример, связанный с использованием смартфона как феномена культуры: «На протяжении последних 80 лет очевидной аналогией платоновской пещеры можно было бы считать телевидение. Однако, на мой взгляд, сейчас на эту роль больше походят мобильные устройства связи — смартфоны, заменившие большому количеству людей коммуникации в реальном мире».
7. Следующий пример самостоятельный, но, на наш взгляд, основан на заметке в НуеригпаЬ «Пещера — это средства массовой информации. Каждый день на наших экранах транслируются тени, иллюзии, "истины". А истину распознать сложно. Нам дают информацию, события, сюжеты, а мы должны принять или все подвергать сомнению» (Бразон: Электронный ресурс).
Нельзя не привести и полностью авторский ответ студента: «Аллегория пещеры — это мощная аналогия».
Можно отметить, что как в случае заимствования из интернета, при работе ней-росети, так и при самостоятельной работе студента чаще всего миф о пещере интерпретируется через категории виртуальной реальности, информации, информационного пузыря, социальных сетей, пространства. Следует отметить, что ни в одном ответе мы не видим прямых отсылок к классическим исследователям Платона, вроде Мартина Хайдеггера (Хайдеггер, 1993). Даже для самостоятельных ответов характерно предварительное знакомство с интернет-ресурсами. Разницы в ответах, связанной с направлением обучения, не выявлено.
Таким образом, наша гипотеза о том, что студенты вместо попыток самостоятельно анализировать источник даже небольшого объема скорее предпочтут опереться на уже готовое решение, представленное в учебнике или на интернет-ресурсе, для дистанционного формата обучения была подтверждена.
АНАЛИЗ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКОМ СТУДЕНТАМИ В ОЧНОМ ФОРМАТЕ
Очная часть, как уже говорилось, проходила на семинарских занятиях в Московском гуманитарном университете. Было опрошено 50 учащихся второго курса. Студентам предлагалось предварительно ознакомиться с текстом мифа о пещере, а на занятии раскрыть основную идею и ответить на вопрос: «Какую современную аналогию вы бы использовали вместо понятия пещеры?»
1. Сразу можно отметить, что, как и в дистанционном формате, на первое место вышло сравнение с виртуальной реальностью (20 ответов). Приведем иллюстри-
рующую цитату: «В качестве аналогии я вижу идею виртуальной реальности. Как у Платона человек погружен в ненастоящий мир и видит лишь тени реальных предметов, современный человек все больше пытается уйти от не устраивающей его реальности в мир виртуальных развлечений».
2. В ответах 10 человек отсылка шла к социальным сетям: «Как вместо знакомства с реальным человеком мы видим лишь его аватарку, как узника тени на стене пещеры. Фото на ней может быть отредактированным или вообще не настоящим, информация о самом человеке может быть искажена. Например, он пытается поднять свой статус, публикуя фото с дорогими машинами, вещами и так далее, хотя на самом деле ничего из себя не представляет».
3. Одна студентка использовала пример сайта знакомств, говоря об обезличивании отношений, иллюзорности транслируемого через специально подобранного для сайта образа.
4. В восьми случаях студенты, явно ориентируясь на пройденные ранее по предмету темы, делали отсылку к индуизму и буддизму: «В индуизме мир — это иллюзия, майя, главная задача человека — выбраться из нее, как и узника платоновской пещеры».
5. В четырех случаях сравнение адресовано к вселенной мира кинофильма «Матрица» : «Фильм "Матрица", как и миф о пещере, говорит о том, что человек живет в ненастоящем мире и выбраться из него может не каждый. Возращение в него грозит тем, что тебя не поймут, тебе никто не поверит».
6. В отличие от работ, присланных в дистанционном формате, несколько студентов (пять учащихся) ознакомились с комментариями Хайдеггера (Хайдеггер, 1993).
7. Отметим также пространственное восприятие в шести ответах мифа о пещере, которое иллюстрируется цитатой: «Пещера, по моему мнению, — это наша квартирка, в которой мы можем закрыться и не выходить в окружающий мир». В различных вариантах использовались понятия «дом», «город, где родился», «привычный мир».
8. Шестеро учащихся в качестве аналогии к платоновской пещере использовали описание препятствий, которые создают в познании истины социокультурные особенности, отсутствие культурного релятивизма, снобизм. Здесь можно привести следующую цитату: «Аналогия с ситуациями, когда люди ограничены своими социальными, территориальными или культурными кругами, не имея возможности взглянуть на мир с разных точек зрения или встретиться с людьми из разных социальных групп или культурных контекстов. Это касается традиций народов, менталитета, и т. д.».
Таким образом, в работе со студентами в очном формате можно выделить приверженность общим трендам использования аналогии к мифу о пещере: виртуальная реальность, информация, информационный пузырь, социальные сети, пространство.
Саму структуру мифа студенты воспринимают как поиск истины, выход за пределы обыденности, навязанное поведение. Отдельно здесь можно обратить внимание на влияние образовательного процесса, давшее возможность студентам сопоставлять миф о пещере как с философскими идеями Древней Индии, так и с идеями Мартина Хайдеггера.
Оригинальной и интересной, на наш взгляд, является построение аналогии через социокультурные ограничения, проблемы культурного релятивизма, культурные стереотипы, мешающие видеть истину.
В целом на очном отделении наша гипотеза подтверждается лишь частично: студенты обращаются в поисках ответа к источникам информации, однако проводят их дальнейшее осмысление, выдвигают больше самостоятельных умозаключений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что работа с источниками в целом показывает их полностью некритичное восприятие студентами вне зависимости от формы обучения. Для выполнения задания вместо собственных умозаключений студенты в большинстве готовы использовать любой интернет-ресурс, будь то научная статья или сайт астрологических прогнозов, не задумываясь об их релевантности. Также отметим появившееся использование нейросетей значительным числом студентов. При этом результаты и того и другого за редким исключением не осмысляются и приводятся в том виде, в котором они размещены на соответствующих ресурсах.
Способность к традуктивным (по аналогии) умозаключениям также не велика, даже самостоятельные выводы во многом повторяют общие тренды: виртуальная реальность, информация, информационный пузырь, социальные сети, пространство.
Гипотеза исследования частично подтвердилась: большая часть студентов, находящихся на дистанционном обучении, предпочтут опереться на уже готовое решение, представленное в учебнике, интернет-ресурсе, перепоручить задание ней-росети. Студенты-очники также работают с вышеупомянутыми источниками, однако чаще интерпретируют полученную информацию, подстраивают ее под свой жизненный опыт.
Следует отметить, что результаты исследования не носят репрезентативного характера и служат скорее иллюстрацией работы студентов с философскими источниками.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Сеть Instagram запрещена в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аристотель (1983) Соч. : в 4 т. Т. 4. М. : Мысль. 644 с.
Бразон, Ж. Размышления над пещерой Платона [Электронный ресурс]. URL: https://spi-derlog.livejournal.com/685788.html (дата обращения: 19.05.2024).
В своей работе «Государство» (Диалог «Государство». Книга 7) в диалоге Сократа с братом Платона [Электронный ресурс] // Нейросеть Gaia AI. URL: https://aigaia.org/v-svoej-rabote-gosudarstvo-dialog-gosudarstvo-kniga-7-v-dialoge-sokrata-s-bratom-platona-glavko-nom-platon-privodit-sledujushhuju-allegoriju-posle-jetogo-skazal-ja-ty-mozhesh-upodobit-nashu-chelovech / (дата обращения: 04.05.2024).
Грачев, М. Н. (2023) Эхо-камеры, эпистемические пузыри и пузыри фильтров как акторы сетевого коммуникационного пространства // Российская школа связей с общественностью. №29. С. 41-54.
Дружинин, А. М., Иноземцева, Е. В., Гуров, Ф. Н. Преодоление «информационного пузыря»: постановка задачи, методология, аналитическое чтение (2022) // Ценности и смыслы. №3 (79). С. 96-110.
Исакова, А. Е. Узники Платоновой пещеры: исследование причин популярности Instagram [Электронный ресурс] // X Международный конкурс научно-исследовательских и творче-
ских работ учащихся «Старт в науке». URL: https://school-science.ru/9/8/43837 (дата обращения: 18.05.2024).
Как выбраться из информационного пузыря: 5 советов [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/list/information-bubble/ (дата обращения: 15.05.2024).
Какую современную аналогию вы бы использовали вместо понятия пещеры Платона? [Электронный ресурс] // Нейросеть Gaia AI. URL: https://aigaia.org/kakuju-sovremennuju-analogiju-vy-by-ispolzovali-vmesto-ponjatija-peshhery-platona (дата обращения: 10.05.2024).
Лапшин, В. А. (2023) Когнитивные искажения астрологических прогнозов (по материалам пилотажного исследования, проведенного студентами) // Научные труды Московского гуманитарного университета. №1. С. 45-49.
Миронов, В. В. (2019) Платон и современная пещера big-data // Вестник Санкт Петербургского университета. Философия и конфликтология. Т. 35. Вып. 1. С. 4-24.
Платон (1994) Государство. Книга седьмая // Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М. : Мысль. С. 295-296.
Первобытный уют: Человечество сменило пещеры на современные дома. Что между ними общего? [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2020/02/15/cosiness/ (дата обращения: 10.05.2024).
Пещера [Электронный ресурс] // Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М. URL: https://1793.slovaronline.com/3586-пещера (дата обращения: 10.05.2024).
Пещера Платона — значение символики [Электронный ресурс] // Meridian. URL: https://www.astromeridian.ru/magic/what-does-platos-cave-symbolize.html (дата обращения: 16.04.2024).
Хайдеггер, М. (1993) Учение Платона об истине // Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления / пер. В. В. Бибихина. М. : Республика. 447 с.
Дата поступления: 19.05.2024 г.
THE PERCEPTION OF PLATO'S ALLEGORY OF THE CAVE BY STUDENTS OF FULL-TIME AND DISTANCE LEARNING FORMATS V. A. Lapshin
Moscow International University, Moscow University for the Humanities
The article presents the results of a study into students' perception of Plato's allegory of the cave. The paper tests the hypothesis that students, instead of trying to independently analyze a source, even a small volume, would rather rely on a ready-made solution presented in a textbook or on an Internet resource.
The materials of the research conducted with the participation of full-time and distance (fulltime, extramural) students of the forms of education are presented. The source base of borrowings made by students instead of completing the task on their own is also considered. The ability of students to critically perceive sources and the ability to make deductive (by analogy) conclusions is analyzed.
Keywords: youth; students; allegory of the cave; philosophy; deductive conclusions
REFERENCES
Aristotel' (1983) Sochineniia: in 4 vols. Vol. 4. Moscow, Mysl'. 644 p.
Brazon, Zh. Razmyshleniia nad peshcheroi Platona. [online] Available at: https://spiderlog.live-journal.com/685788.html Accessed: 19.05.2024). (In Russ.).
V svoei rabote «Gosudarstvo» (Dialog «Gosudarstvo». Kniga 7) v dialoge Sokrata s bratom Platona [online]. Available at: https://aigaia.org/v-svoej-rabote-gosudarstvo-dialog-gosudarstvo-kniga-7-v-dialoge-sokrata-s-bratom-platona-glavkonom-platon-privodit-sledujushhuju-allegori-ju-posle-jetogo-skazal-ja-ty-mozhesh-upodobit-nashu-chelovech/ (accessed: 04.05.2024). (In Russ.).
Grachev, M. N. (2023) Ekho-kamery, epistemicheskie puzyri i puzyri fil'trov kak aktory setevo-go kommunikatsionnogo prostranstva. Rossiiskaia shkola sviazei s obshchestvennost'iu, no. 29, pp. 41-54. (In Russ.).
Druzhinin, A. M., Inozemtseva, E. V. and Gurov, F. N. Preodolenie «informatsionnogo pu-zyria»: postanovka zadachi, metodologiia, analiticheskoe chtenie (2022). Tsennosti i smysly, no. 3 (79), pp. 96-110. (In Russ.).
Isakova, A. E. Uzniki Platonovoi peshchery: issledovanie prichin populiarnosti Instagram [online]. Available at: https://school-science.ru/9/8/43837 (accessed: 18.05.2024). (In Russ.).
Kak vybrat'sia iz informatsionnogo puzyria: 5 sovetov [online]. Available at: https://journal.tin-koff.ru/list/information-bubble/ (accessed: 15.05.2024). (In Russ.).
Kakuiu sovremennuiu analogiiu vy by ispol'zovali vmesto poniatiia peshchery Platona? [online]. Available at: https://aigaia.org/kakuju-sovremennuju-analogiju-vy-by-ispolzovali-vmesto-po-njatija-peshhery-platona (accessed: 10.05.2024). (In Russ.).
Lapshin, V. A. (2023) Kognitivnye iskazheniia astrologicheskikh prognozov (po materialam pilotazhnogo issledovaniia, provedennogo studentami). Nauchnye trudy moskovskogo gumani-tarnogo universiteta, no. 1. pp. 45-49. (In Russ.).
Mironov, V. V. (2019) Platon i sovremennaia peshchera big-data. Vestnik Sankt Peterburgskogo universiteta. Filosofiia i konfliktologiia, vol. 35, iss. 1, pp. 4-24. (In Russ.).
Platon (1994) Gosudarstvo. Kniga sed'maia. In: Coll. works in 4 vols. Vol. 3. Moscow, Mysl'. Pp. 295-296. (In Russ.).
Pervobytnyi uiut Chelovechestvo smenilo peshchery na sovremennye doma. Chto mezhdu nimi obshchego? [online]. Available at: https://lenta.ru/articles/2020/02/15/cosiness/ (accessed: 10.05.2024). (In Russ.).
Peshchera [online]. Available at: https://1793.slovaronline.com/3586-peshchera (accessed: 10.05.2024). (In Russ.).
Peshchera Platona — znachenie simvoliki [online]. Available at: https://www.astromeridian.ru/ magic/what-does-platos-cave-symbolize.html (accessed: 16.04.2024). (In Russ.).
Khaidegger, M. (1993) Uchenie Platona ob istine. In: Khaidegger, M. Vremia i bytie: stat'i i vy-stupleniia / transl. by V. V. Bibikhin. Moscow, Respublika. 447 p. (In Russ.).
Submission date: 19.05.2024.
Лапшин Василий Андреевич — кандидат философских наук, доцент кафедры общегуманитарных наук Московского международного университета, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: 7 (499) 374-51-51. Эл. адрес: [email protected]
Lapshin Vasily Andreyevich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of General Humanities, Moscow International University, Associate Professor, Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: 7 (499) 374-51-51. E-mail: Socrab@ inbox.ru.