УДК 159.99
КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА У СТУДЕНТОК С ТИПАМИ ВНЕШНОСТИ «ГАМИН» И «НАТУРАЛ»
(ПО Д. КИББИ)
М.В. КУБЛИЦКАЯ, д-р психол. наук, доц. И.Н. АНДРЕЕВА (Полоцкий государственный университет)
Представлена типология внешности по Д. Кибби. В процессе эмпирического исследования сравнивались выраженность типа мышления, креативности и личностных качеств у студенток с типами внешности «гамин» и «натурал». Установлено, что у девушек с типом внешности «натурал» показатели общительности и напряженности достигают более высокого уровня, чем у респонденток с типом «гамин»; показатель чувствительности находится на более высоком уровне у испытуемых с типом внешности «гамин».
Ключевые слова: внешность, мышление, креативность, личностные качества, типология Д. Кибби.
Введение. Внешность - это совокупность характерных особенностей человеческого облика, лицо человека, его фигура и его одежда [1]. В психологии считается, что внутренний мир человека всегда находит проявление в его внешнем облике и особенностях поведения.
На рубеже XIX-XX вв. сформировались концепции, свидетельствовавшие в пользу связи между свойствами темперамента и конституцией тела человека. К наиболее известным конституциональным концепциям относятся теории Э. Кречмера и У. Шелдона, которые опираются на наглядно различимые признаки строения человеческого тела [2].
Однако проблема типирования внешности лучше разработана стилистами, чем психологами. Так, Дэвид Кибби, стилист из Нью-Йорка, в 1982 г. выпустил книгу «Метаморфозы», в которой представил известную и практикуемую по сей день систему типирования внешности. В зависимости от баланса проявлений инь/ян Д. Кибби в книге выделяет 13 типажей: «мягкий натурал», «чистый натурал», «яркий натурал», «чистый драматик», «драматический классик», «чистый классик», «мягкий классик», «чистый романтик», «мягкий гамин», «чистый гамин», «яркий гамин», «театральный романтик», «мягкий драматик». Типажи «гамин» и «натурал» рассмотрим более подробно, т.к. в процессе эмпирического исследования будут сопоставлены их типы мышления, креативность и личностные качества.
Для типа «гамин» характерны деликатные, некрупные черты лица, большие глаза, тонкие губы. Рост - от 165 см и ниже. Костное строение - плечи квадратные, с тенденцией к узости, длинные руки, длинные или очень длинные ноги, ладони и ступни - от среднего до маленького размера, скорее немного узкие. Тело гибкое и худое, как правило, с жилистой мускулатурой. При отсутствии лишнего веса у «гами-на» подтянутые грудь и бедра. Талия может быть высокой.
У типа «натурал» черты лица немного широкие, угловатые, со скругленными углами. Глаза от среднего размера до небольших, щеки подтянутые, слегка тонковатые губы. Рост - до 173 см. Костная структура слегка прямая и квадратная, с притупленными краями. Фигура «натурала» прямая и мускулистая, худощавая. Слегка прямые бедра и подтянутая грудь, удлиненные руки и ноги. При наборе веса фигура у представительниц данного типажа становится очень коренастой [3].
В современной психологии не изучались личностные характеристики указанных типов, что и определило актуальность данного исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на современной выборке было проведено изучение различий в выраженности когнитивных свойств (типов мышления, уровня креативности), а также в проявлении личностных качеств у девушек с типами внешности, выделенными на основе теории Д. Кибби.
Основная часть. Цель исследования - определить различия в выраженности типа мышления, креативности и личностных качеств у студенток с типами внешности «гамин» и «натурал» (по Д. Кибби).
Гипотеза исследования - тип мышления, уровень креативности и проявление личностных качеств различаются в зависимости от типа внешности девушек («гамин» или «натурал»).
Выборка испытуемых составила 40 девушек в возрасте 18-20 лет (M = 18,97; SD = 0,69), студенток Полоцкого государственного университета.
Методы исследования: организационный метод - сравнительный; эмпирический - опрос; методы обработки эмпирических данных - [/-критерий Манна-Уитни и критерий х2 Пирсона; интерпретационный метод - структурный.
Методики исследования: Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) Р.Б. Кэттелла [4], Опросник на определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера [5], Тест определения типа внешности Д. Кибби [3].
Результаты и их обсуждение. На первом этапе определены различия по выраженности типа мышления у девушек в зависимости от типа внешности. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1. - Взаимосвязь типов внешности и мышления
Переменные Значение х2 Уровень значимости р
Тип внешности / Тип мышления 5,83 0,11
Примечание: х2 - критерий согласия Пирсона.
Как видно из таблицы, уровень значимости по критерию х2 Пирсона выше 0,05 (0,11), что свидетельствует о незначимости корреляции между типами внешности и мышления.
На втором этапе проведен анализ различий в выраженности креативности у студенток с типами внешности «гамин» и «натурал». Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2. - Различия в выраженности креативности у «гаминов» и «натуралов»
Переменные Сумма рангов у типа «гамин» Сумма рангов у типа «натурал» ^-критерий Уровень значимости р
Креативность 408,50 452,50 198,50 0,75
Примечание: [/-критерий - критерий Манна-Уитни.
Согласно приведенным данным, уровень значимости по [/-критерию Манна-Уитни выше 0,05 (0,75), поэтому значимых различий по уровню креативности между «гаминами» и «натуралами» не выявлено.
На третьем этапе проанализированы различия в выраженности личностных качеств у студенток с типами внешности «гамин» и «натурал». Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3. - Различия в выраженности личностных качеств у студенток с типами внешности «гамин» и «натурал»_
Переменные Сумма рангов у типа «гамин» Сумма рангов у типа «натурал» ^-критерий Уровень значимости р
А 338,00 523,00 128,00 0,03
В 412,00 449,00 202,00 0,83
С 480,00 381,00 150,00 0,11
Е 387,50 473,50 177,50 0,39
Е 467,00 393,50 162,50 0,21
О 428,50 432,50 201,50 0,82
Н 464,50 396,50 165,50 0,24
I 360,00 501,00 150,00 0,11
Ь 476,50 384,50 153,50 0,14
М 368,00 493,00 158,00 0,17
N 380,50 480,50 170,50 0,30
О 420,50 440,50 209,50 0,98
Q1 414,50 446,50 204,50 0,88
Q2 434,50 426,50 195,50 0,70
Q3 495,50 365,50 134,50 0,07
Q4 322,50 538,50 112,50 0,01
Е1 366,50 494,50 156,50 0,16
Е2 445,50 415,50 184,50 0,50
Е3 522,00 339,00 108,00 0,00
Е4 401,50 459,50 191,50 0,62
Примечание: А - общительность; В - интеллектуальность; С - эмоциональная устойчивость; Е - доминантность; Е - беспечность; О - моральная нормативность; Н - смелость; I - эмоциональная чувствительность; Ь - подозрительность; М - мечтательность; N - дипломатичность; Q1 - восприимчивость к новому; Q2 - самостоятельность; Q3 - самодисциплина; Q4 - напряженность; Е1 - тревожность; Е2 - интроверсия-экстраверсия; Б3 - чувствительность; Е4 - конформность.
Как представлено в таблице, достоверных различий по показателям интеллектуальности, эмоциональной устойчивости, доминантности, беспечности, моральной нормативности, смелости, эмоциональной чувствительности, подозрительности, мечтательности, дипломатичности, восприимчивости к новому, самостоятельности, самодисциплине, тревожности, экстраверсии/интроверсии и конформности между «га-минами» и «натуралами» не обнаружено (р > 0,05).
Уровень значимости по фактору А ниже 0,05 (0,03), что указывает на наличие различий по показателю общительности (см. таблицу 3, рисунок 1). Показатель общительности у респонденток с типом «нату-рал» более выражен, чем у девушек с типом «гамин», что означает, что для «натуралов» более характерны такие качества, как общительность и непринужденность, они более открыты к сотрудничеству и совместной работе. Кроме этого, «натуралам» в отличие от «гаминов» свойственны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие.
Как отмечают В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский, индивидов с высокими оценками по фактору А отличают «яркие, трепещущие эмоции» [6. с. 31]. Их настроение в течение дня может значительно изменяться, эмоциональные переживания интенсивные, но необязательно искренние [6]. «Гамины» при межличностном взаимодействии ведут себя более сдержанно и обособленно, предпочитают работать в одиночку, характеризуются большей «вялостью аффекта» [6, с. 31]. Такие люди формальны в контактах, предпочитают «общаться» с книгами и вещами, чуждаются людей. В делах точны, обязательны, но им не хватает гибкости [6].
Boxplot by Group Variable: A
ID -т-,-
9 ■ --
0 ■
7 - --
6 ■ - □
< 5 - --
4 - -P-
3
2 - --
1 - --
0 -1-1-
Гамин Натурал
Тип внешности
Рисунок 1. - Различия между «гаминами» и «натуралами» по уровню общительности
Из таблицы 3 видно, что выявлены значимые различия по показателю напряженности F1 (p = 0,01). Интерпретируя полученные данные, можно сделать вывод, что для девушек с типом внешности «натурал» в большей степени характерны беспокойство и неусидчивость, чем для испытуемых с типом внешности «гамин». Даже когда «натуралы» чувствуют себя разбитыми, усталыми, они не могут остаться без дела. У «натуралов» более выражены лидерские качества, доминирует мотивация достижения (рисунок 2).
Boxplot by Group Variable: Q4
10 -.-
□ Median
□ 2 5%-75% I Mln-Max
Рисунок 2. - Различия между «гаминами» и «натуралами» по уровню напряженности
Необходимо отметить, что уровень значимости по фактору ¥3 ниже 0,05 (0,00), что означает наличие различий по показателю чувствительности.
Рисунок 3. - Различия между «гаминами» и «натуралами» по уровню чувствительности
«Гамины» в большей степени склонны не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное и очевидное (см. таблицу 3, рисунок 3). Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления [6].
Полученные результаты подтверждают теорию Д. Ларсон, согласно которой «натуралы» целеустремленные и властные, они нацелены на результат, у них ярко выражены лидерские качества [7]. Представительницы данного типажа редко проявляют эмоции. Для «гаминов» характерны спокойствие, тактичность, артистические наклонности и мягкость.
С точки зрения фенотипологии различия по уровню общительности, напряженности и чувствительности между «гамином» и «натуралом» могут быть связаны со строением лица. Широкий нос, которым обладают «натуралы», является признаком хорошей рассудительности и надежности, закругленная форма лица - признак дружелюбия и общительности, а широкая форма лица свидетельствует о решительности и властности. В то же время стремление «гаминов» работать в одиночку и сдержанность в общении объясняется узкой формой лица, однако такое объяснение не является научно обоснованным [8].
С нашей точки зрения, причиной различий в личностных чертах может служить наличие в обществе феномена физиогномической редукции [9]. Согласно В.С. Агееву, физиогномическая редукция - это социально-психологический феномен восприятия, основанный на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности [10]. Люди издавна пытались найти связующие звенья между внешностью и характером человека, вследствие чего закрепились физиогномические стереотипы, например, высокий лоб - признак интеллектуальности. Влияние стереотипов может изменять представление человека о самом себе. Д. Кибби подчеркивал, что типаж «натурал» воспринимается как надежный, открытый и склонный к лидерству и такое представление окружающих о человеке начинает им присваиваться. Девушки с типом внешности «натурал» под влиянием окружения сами начинают считать себя решительными и надежными, а девушки с типом внешности «гамин» присваивают себе спокойствие и тактичность.
Заключение. В результате проведенного эмпирического исследования достоверных различий между девушками с типами внешности «гамин» и «натурал» по выраженности когнитивных свойств (типа мышления и уровня креативности) на достоверном уровне не выявлено. У девушек с типом внешности «натурал» показатели общительности и напряженности достигают более высокого уровня, чем у респонденток с типом «гамин». Показатель чувствительности находится на более высоком уровне у девушек с типом внешности «гамин». В отношении остальных личностных качеств по Р. Кеттеллу значимых различий между студентками с данными типами внешности не выявлено. Таким образом, гипотеза частично подтвердилась.
Практическая значимость исследования состоит в том, что по его результатам мы разработали следующие рекомендации для имиджмейкеров и стилистов по работе с клиентками с типами внешности «га-мин» и «натурал».
- Предлагая услуги для «натуралов», в большей степени следует воздействовать на их эмоциональность. Речь должна быть активной, насыщенной яркими эпитетами и описаниями, сопровождаться открытыми жестами.
- Необходимо учитывать склонность «натуралов» к колебаниям настроения, предлагая услуги и товары, когда клиент позитивно настроен.
- С «гаминами» общение следует выстраивать в спокойной и сдержанной манере, не быть навязчивым. Предпочтительнее предлагать им наиболее важную информацию не в устной, а в письменной форме.
- Рекламируя товар для «гаминов», в большей степени рекомендуется опираться на факты и точные данные. Следует привлекать внимание такого клиента, задавая вопросы информативного характера, стимулирующие вопросы, выясняя, что интересует лично его.
- В общении с «натуралами» следует быть энтузиастами, т.к. клиенты данного типа любят общаться с позитивно настроенными и энергичными людьми.
Перспективы исследования заключаются в изучении когнитивных и личностных свойств у представительниц остальных типажей по Д. Кибби.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - Кюрины : Гегель-Фонд, 2004. - 318 с.
2. К вопросу учения о конституции человека / Н.Н. Клак [и др.] // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Медицина. - 2011. - № 16. - С. 33-39.
3. Кибби, Д. Теория типажей [Электронный ресурс] / Д. Кибби. - Режим доступа: Ьир://к1ЬЬе.га/описание-типов. -Дата обращения: 10.11.2019.
4. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. - СПб. : Речь, 2007. - 84 с.
5. Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. - М. : Генезис, 2006. - 124 с.
6. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности : учеб. пособие / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский ; под ред. В.М. Мельникова. - М. : Просвещение, 1985. - 153 с.
7. Ларсон, Д. 20 типов красоты / Д. Ларсон. - М. : Свое Лицо, 2012. - 18 с.
8. Джонатан, Д. Как узнать характер человека / Д. Джонатан. - М. : Мир книги, 2007. - 195 с.
9. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази. -М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 158 с.
10. Агеев, В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком / В.С. Агеев // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 135-140.
Поступила 02.04.2020
COGNITIVE AND PERSONAL PROPERTIES OF STUDENTS WITH BODY TYPES "GAMIN" AND "NATURAL" (ACCORDING TO D. KIBBY)
M. KUBLITSKAYA, I. ANDREYEVA
The article presents a typology of body according to D. Kibby. In the process of empirical research, the severity of the type of thinking, creativity and personal qualities of students with the body types "gamin" and "natural" was compared. It was established that in girls with the "natural" body type, the indicators of sociability and tension reach a higher level than in respondents with the "gamin " type, the sensitivity indicator is at a higher level in subjects with the body type of "gamin ".
Keywords: appearance, thinking, creativity, personal qualities, D. Kibby's typology.