УДК 301.085
Айзман Нина Ивановна
директор Центра практической психологии НГПУ E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА, ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СЕКСУАЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОК ВУЗА
В статье анализируется особенности сексуальности у студенток вуза 17-18 и 21-22 лет в зависимости от профиля обучения и личностных характеристик. Показано, что девушки старшего возраста отличаются более сформированной сексуальностью, принятием физических контактов, эмоционально положительными самоописаниями как представителя своего пола. Студентки, получающие гуманитарное образование, отличаются более выраженной способностью к установлению отношений привязанности, интимности при соблюдении личных границ партнеров по общению. Высокую значимость в развитии женской сексуальности имеют следующие личностные качества: эмоциональная устойчивость, экспрессивность, искренность, социальная смелость, активность и готовность к риску. Выявленная структурная модель сексуальности у студенток вуза в большей степени имеет маскулинную ориентацию.
Ключевые слова: сексуальность, гендерная идентичность, психологический пол, профиль обучения, личностные особенности.
В современном мире происходят серьезные социально - экономические изменения, которые оказывают существенное влияние на личность. Эти процессы приводят к трансформации семейных ценностей, традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменений паттернов семейных отношений, в результате чего увеличивается количество заболеваний, передающихся половым путем, отмечается рост сексуальной распущенности, стремление к незарегистрированному сожительству [4]. В представлении молодежи современная российская женщина не воспринимается носительницей феминных качеств, тогда как основой психического благополучия любой женщины является женственность [8]. Новая психосоциальная модель личности женщины несет в себе искаженный образ женщины, вынужденной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, демонстрировать в семье и в социуме мужские модели поведения с целью адаптации к сложным средовым условиям [8, 19, 20, 21].
Отсутствие социальных институтов, призванных сопровождать женщину в процессе становления ее сексуальности, как основы психологического здоровья, затрудняет процесс развития гармоничной личности и ее профессиональной и личностной самореализации [7].
Развитие сексуальности продолжается на протяжении жизни, проходит ряд стадий и зависит от того, насколько успешно были выполнены задачи, которые стояли перед личностью на предшествующей стадии развития [10,18].
Особенно актуальны вопросы становления сексуальности в период юности, поскольку данный возрастной этап характеризуется формированием гендерной, сексуальной и других видов идентичности личности, половой поляризацией в формах поведения, переосмыслением отношения к семье и семейной жизни [2, 6, 7, 8, 18]. У современной молодежи недостаточно сформированы специальные компетенции семейного функционирования: построение супружеских отношений на основе духовно-нравственных ценностей, формирование родительской позиции, поведение в ситуации
конфликта, гармонизация интимных отношений, организация семейного быта [3]. Их несформированность наиболее остро проявляется у девушек [9, 13, 15]. Учитывая, что в педагогических вузах и школах обучаются и работают преимущественно женщины, психосексуальное здоровье которых является профессионально важной составляющей учителя, а более половины детей воспитывается в неполных семьях, транслирующих женские модели поведения, которые могут привести к искажению гендерных ролей, функций, отношений в их будущих семьях, то исследование психологической сущности женской сексуальности приобретает особое значение в современном обществе.
В этой связи исследование особенностей сексуальности у студенток вуза представляет актуальность для личности и общества.
Организация и методы исследования.
Всего в эксперименте приняло участие 196 студенток 17-18-летнего возраста - 1-го (96 чел.) и 21-22 лет - 5-го (100 чел.) курсов, получающих гуманитарное и естественнонаучное образование в Новосибирском государственном педагогическом университете.
В качестве психодиагностических методик использовались: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), адаптированный А.Н. Капустиной [16]; методика «Исследование маскулинности-феминности личности» С. Бем [19]; шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным [12]; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [12]; методика изучения гендерной идентичности (Л .Б. Шнейдер) [17]; тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой) [14]; «Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии» Н. Пезешкиана и Х. Дайденбаха
[16].; «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф - Бульман в модификации М.А. Падун, А.В. Котельниковой [11].
Обработка результатов осуществлялась с помощью количественного анализа с применением методов математической статистики (корреляционный анализ Пирсона, Ц-критерий Манна-Уитни, ф-критерий Фишера, 1-критерий Стьюдента).
Результаты.
В настоящее время в науке существует несколько подходов к изучению сексуальности: медико-биологический, социокультурный, культурно-исторический и психологический [5]. В данной работе мы остановимся только на психологической сущности этого феномена. Сексуальность рассматривается нами как «психологическое образование, обладающее признаками высшей психической функции, характеризующееся иерархическим строением, прижизненным, социальным характером формирования, знаково-символическим опосредованием и произвольностью» [5]. На основе анализа литературы и собственных данных нами была разработана структурная модель сексуальности, состоящая из компонентов: семейных отношений, когнитивного, телесного, эмоционального и экзистенциального, и определены три уровня их развития [1]. Это позволило изучить содержательные характеристики указанных компонентов у студенток в зависимости от возраста (табл.1, 2) .
Таблица 1. Сравнение уровня развития структурных компонентов сексуальности у девушек 17-18 и 21-22 лет (по и-критерию Манна-Уитни)
Компонент в модели сексуальности Методика, шкалы измерения Среднее значение в группе 1718 лет Среднее значение в группе 21-22 лет Значение U-критерия
Семейных отношений Висбаденский опросник: «Контакты в проблемных ситуациях» 9,0 10,0 499,0*
Висбаденский опросник: «Ты» 9,2 8,2 542,0*
Висбаденский опросник: «Мы» 9,5 8,6 541,0*
Когнитивный Шкала базовых убеждений: «доброжелательность окружающего мира» 31,0 36,0 368,0**
Шкала базовых убеждений: «убеждение о контроле». 26,8 31,3 319,0**
Телесный Висбаденский опросник: «сексуальность» 8,2 10,1 375,0**
Висбаденский опросник: «тело -ощущения». 7,5 6,2 472,0**
Фактор «спокойствие-тревожность» теста Кеттелла. 9 6,1 204,5**
Экзистенциальный Уровень одиночества по тесту Д.Рассела и М. Фергюсона. 24,7 19,3 468,0**
В данной и последующих таблицах представлены только результаты, имеющие достоверные отличия: * - р<0,05; ** - р<0,01
Таблица 2. Сравнение уровня развития структурных компонентов сексуальности у девушек 17-18 и 21-22 лет (по ф-критерию Фишера).
Компонент в модели сексуальности Методика, шкалы измерения Уровень развития в группе 17-18 лет Уровень развития в группе 21-22 лет Значение ф - критерия
Семейных отношений Показатели прямого обозначения пола из опросника «Кто Я?»: нейтральные 56,7% 33,3% 2,07*
Показатели прямого обозначения пола из опросника «Кто Я?»: эмоционально положительные 25,4% 48,7% 2,13*
Когнитивный Методика изучения гендерной идентичности: диффузная идентичность 81,1% 59% 2,13*
Методика изучения гендерной идентичности: достигнутая позитивная идентичность 2,7% 15,4% 2,08*
Методика изучения гендерной идентичности: псевдопозитивная идентичность 0% 5,1% 1,99*
Анкета Бем: маскулинность 0% 5,1% 1,99*
Уровень рефлексии («Кто Я?») высокий 29,7% 51,3% 1,93*
Выявлено, что студентки 17-18 лет в меньшей степени ориентированы на обращение к другим людям за помощью в проблемных ситуациях, отличаются менее сформированными убеждениями относительно доброжелательности и контролируемости окружающего мира, чаще отмечают субъективное ощущение одиночества. В этой группе чаще регистрируются нейтральные описания Я как представителя пола, чаще диагностируется диффузная идентичность, по сравнению с испытуемыми более старшего возраста. Также в этой группе девушек выявлены более
терпимые, позитивные отношения между родителями обследуемых и их открытое, внимательное отношение к окружающему миру.
В свою очередь, студентки в возрасте 21-22 лет отличаются более выраженной сексуальностью, принятием физических контактов, меньшей предрасположенностью к психосоматическим нарушениям и ипохондрии. Для девушек данного возраста более характерны эмоционально положительные самоописания как представителя своего пола, достигнутая позитивная и псевдопозитивная идентичность, выше уровень рефлексии. Они чаще осознают свои маскулинные качества.
Итак, анализ уровня развития каждого компонента в структурной модели женской сексуальности у студенток разного возраста показывает, что компоненты семейных отношений, когнитивный, телесный и экзистенциальный находятся на более высоком уровне развития у девушек 21-22 лет.
Получаемое образование (гуманитарное и естественнонаучное) в меньшей степени влияет на уровень развития женской сексуальности - в целом диагностируется средний уровень развития всех компонентов в сравниваемых группах. Однако, девушки, получающие гуманитарное образование, отличаются более выраженной способностью к установлению отношений привязанности, интимности при соблюдении личных границ партнеров по общению, благополучной семейной ситуацией. В этой группе, с одной стороны, чаще выявляется позитивная достигнутая идентичность и высокая рефлексия; с другой, - чаще проявляются отчужденные самоописания и негативные описания физического Я, что свидетельствует о низком уровне принятия гендерной идентичности у части респонденток табл.3, 4).
Таблица 3. Сравнение уровня развития структурных компонентов сексуальности у девушек, получающих гуманитарное и естественнонаучное образование (по и-критерию Манна-Уитни)
Компонент в модели Методика, шкалы измерения Среднее значение в группе с гум. образ. Среднее значение в группе с техн. образ. Значение Ц-критерия
Семейных отношений Висбаденский опросник: «Ты» 9,0 7,9 459,0*
Висбаденский опросник: «Мы» 9,3 8,2 438,0*
Экзистенциальный Шкала Висбаденского опросника: «контакты - свобода», 9,6 8,3 403,5**
Таблица 4. Сравнение уровня развития структурных компонентов сексуальности у девушек, получающих гуманитарное и естественнонаучное образование (по ф-критерию Фишера)
Компонент в модели Методика, шкалы измерения Значение в группе с гуманит.обр Значение в группе с технич. обр. Значение ф - критерия
Семейных отношений Показатели прямого обозначения пола из опросника «Кто Я?»: отчужденные 9,3% 0% 2,58**
Когнитивный Методика изучения гендерной идентичности: достигнутая позитивная идентичность 4,6% 0% 1,8*
Уровень рефлексии («Кто Я?») средний 27,9% 72,4% 3,84**
Уровень рефлексии («Кто Я?») высокий 53,5% 20,7% 2,9**
Телесный Отрицательные самоописания физического Я из опросника «Кто Я?» Куна и Макпартленда. 18,6% 3,4% 2,17*
Важнейшим фактором, определяющим психологическую сущность сексуальности у студенток вуза, являются личностные особенности. В процессе исследования установлено (рис.1):
97
Компонент семейных отношений
Когнитивный компонент
«доброжелательность окружающего мира»
Фактор С
Фактор С
Фактор A Фактор F
Фактор С Фактор F
«убеждение о контроле» самоописания в терминах женского самоописания в терминах мужского маскулинность феминность
л-
Уровень рефлексии
Телесный компонент
«сексуальность» «тело - ощущения» Самоописания физического Я
Эмоциональный компонент
уровень реактивной тревожности
уровень личностной тревожности .-Г
«любовь» Экзистенциальный компонент
«вера» «Пра-Мы» ровень одиночества
.....г. Фактор L
Фактор O
Фактор Е
Фактор O
Фактор N
Фактор M Фактор O
Фактор N Фактор O
Рис.1. Корреляционная матрица, отражающая взаимосвязь личностных качеств и психологических характеристик сексуальности у студенток вуза.
Сплошная линия - положительные связи, пунктирная - отрицательные. Представлены только достоверные связи с коэффициентом корреляции > 0,4. Примечание: Факторы: А -замкнутость - общительность; С - эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность; Е - подчиненность - доминантность; Б - сдержанность - экспрессивность; О - низкая нормативность - высокая нормативность поведения; Н- робость - смелость; I - жесткость - чувствительность; Ь - доверчивость - подозрительность; М - практичность -мечтательность; N - прямолинейность - дипломатичность; О - спокойствие - тревожность; Q1 - консерватизм - радикализм; Q2 - конформизм - нонконформизм; Q4 -расслабленность - напряженность.
- компонент семейных отношений в большей степени взаимосвязан с такими качествами, как выраженность интеллектуальных интересов, склонность к экспериментированию, аналитичность мышления;
- когнитивный компонент взаимосвязан с эмоциональной зрелостью личности, независимостью, ориентацией на социальные контакты, готовностью к риску и установками на контролируемость окружающего мира и событий жизни, собственную удачливость. Обратную взаимозависимость эти установки имеют с выраженной тревожностью и неуверенностью в себе. Высокая социальная смелость, активность, склонность к риску связана с принятием в себе как мужской, так и женской составляющей, что может рассматриваться как характеристика андрогинности личности. Высокая маскулинность и самоописания в терминах мужского пола более свойственны испытуемым, проявляющим подозрительность, замкнутость, раздражительность, направленность на себя. Высокая маскулинность развивается прямо пропорционально эмоциональной стабильности, независимости, конфликтности, склонности к риску, социальной активности. Обратно пропорциональные зависимости выявлены между маскулинностью личности и творческим потенциалом;
- телесный компонент, выражающийся в ориентации на принятие своего либидо, желание и умение принимать физические контакты, связан с независимостью личности, социальной смелостью, активностью.
Эмоциональная зрелость, постоянство интересов, выдержанность препятствуют развитию психосоматических нарушений и ипохондрии. «Благоприятными» качествами, определяющими «бегство в тело», являются высокая тревожность;
- эмоциональный компонент в модели сексуальности включает в себя уровень реактивной и личностной тревожности и способность к проявлению любви в межличностных контактах. Низкий уровень тревожности связан с социальной смелостью и эмоциональной устойчивостью индивида. В свою очередь высокая тревожность связана с ориентированностью на собственный внутренний мир, низкой уверенностью в себе. Способность к любви взаимосвязана с эмоциональной зрелостью личности, чувствительностью, способностью к симпатии, что традиционно связывается в культуре постмодернистского общества с женственностью и романтизмом. Обратно пропорциональная связь обнаружена между способностью к любви и высоким самоконтролем; расчетливостью и дипломатичностью;
- экзистенциальный компонент связан с такими качествами, как общительность, доброжелательность, экспрессивность и динамичность отношений, социальная смелость.
Низкий уровень субъективно воспринимаемого одиночества опосредован экспрессивностью контактов, социальной смелостью, эмоциональной устойчивостью и зрелостью личности.
В целом, проведенный анализ показал, что высокую значимость в развитии женской сексуальности, имеют следующие личностные качества: эмоциональная устойчивость, экспрессивность, искренность, социальная смелость, активность и готовность к риску, что свидетельствует о маскулинной ориентации, усвоенной и принятой девушками в социальных условиях мужского доминирования [4].
В процессе анализа структуры сексуальности у студенток вуза установлено, что в общей совокупности респонденток чаще выявляется
диффузная гендерная идентичность при высокой андрогинии как варианте полоролевого поведения. Взаимосвязь между этими составляющими сексуальности проверена с помощью коэффициента корреляции Пирсона, значение которого составляет 0,256 (р<0,01). Таким образом, выявлена интересная закономерность - высокий уровень андрогинии (т.е. гармоничное и взаимодополняющее использование как типично женских, так и типично мужских черт характера) связан с диффузной гендерной идентичностью, выражающейся в полоролевой неопределенности и размытости целей, ценностей и убеждений, отнесенных к гендерному самоопределению. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в юношеском возрасте, одной из основных задач которого является формирование половой идентичности, андрогинная ориентация не позволяет выработать определенную мотивационно-ценностную структуру, систему установок и поведенческих паттернов, отличающих женское полоролевое поведение. На более поздних этапах возрастного развития гармонизация структуры сексуальности в сторону андрогинии позволяет повысить адаптационные способности субъекта, тогда как в юношеском возрасте препятствует становлению гендерной идентичности.
Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию женской идентичности с испытуемыми данной возрастной группы. Ориентация на сочетание женского и мужского в содержании женской сексуальности приводит к размытым полоролевым границам, безразличию к собственному Я, развитию внутриличностных конфликтов и самоотчужденности.
Таким образом, на основе проведенного исследования сформулированы следующие проблемы у студенток вуза, которые нуждаются в коррекции: осознание и принятие своего женского и физического Я, традиционно женских сексуальных ролей, связанных с принятием, любовью и пассивной
позицией в отношениях с мужчиной, статус гендерной идентичности,
уровень тревожности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзман Н.И. Структурно-функциональный анализ сексуальности // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 9. - С.275-285.
2. Билич Г.Л. Справочник по сексологии. - М.: Изд-во Оникс, 2007. - 624 с.
3. Демидова Т.П. Формирование компетенций семейной жизни у студентов в ходе профессионального становления. // Социально-психологические проблемы семьи в современном обществе: сб.ст. международной науч.-практ. конф. / Сост. О.В. Панфилова. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009. - С.111-115.
4. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения : монография. - Новосибирск : НГПУ, 2002. - 278 с.
5. Зинченко Ю.П. Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии : автореферат дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.04. -М.: РГБ, 2003.
6. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии / Серия «Учебник нового века». -СПб.: Питер, 2000. - 896 с.
7. Кон И.С. Сексология. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 384 с.
8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира : монография. -Новосибирск: Издательство НГПУ, 2009. - 230 с.
9. Котенева В.И. Психическое состояние и эффективность деятельности. Психическая травматизация у студентов // Мир психологии, 1998. - № 2. - С.50-57.
10. Лоуэн А. Любовь и оргазм // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы : сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : Изд-ий дом БАХРАХ-М, 2002. - 688 с.
11. Падун М.А., Котельникова А.В. Шкала базисных убеждений Р. Янофф-Бульман в модификации М.А. Падун, А.В. Котельниковой // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4. - С. 104-105.
12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Ред. сост.: Д.Я. Райгородский. - Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. - 672 с.
13. Ребеко Т.А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 1. - С.15-31.
14. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб.: Речь, 2006. - С. 82-103.
15. Шакирова Г.Ф. Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта // Образование и саморазвитие. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2009. - № 1(11). - С.202-206.
16. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Серия «Учебники для высшей школы». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 768 с.
17. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2001. - 32 с.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1997. - 340 с.
19. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1974. - V.42. - P.165-172.
20. Erlich H.S. Being and Doing in psychoanalysis and psychotherapy // Read to Israel Psychoanalytic Society, and Sigmund Freud Institute. - Frankfurt, 1989. - S.263-274.
21. Travis C.B. Women and health psychology: Mental health issues / C.B. Travis (Ed), P.L. Moore. - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. - 587 p.