Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦИФРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦИФРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ АКТИВНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лучинкина Ирина Сергеевна

В статье обсуждается проблема влияния цифрового пространства и цифровой среды на когнитивные особенности личности с различными уровнями цифровой активности. Приведены и теоретически проанализированы особенности личности, включенной в цифровое пространство. Отмечены противоречия в представлениях о «цифровой личности». В ходе эмпирического исследования выявлены достоверные отличия среди разновозрастных групп с различным уровнем цифровой активности по параметрам когнитивных искажений, в том числе дихотомическое мышление; катастрофизация; обесценивание позитивного; эмоциональное обоснование; навешивание ярлыков; мысленный фильтр; чтение мыслей; персонализация; долженствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE DETERMINANTS OF PERSONAL DIGITAL BEHAVIOR

The article discusses the problem of the influence of digital space and the digital environment on the cognitive characteristics of a person with different levels of digital activity. The features of the personality included in the digital space are given and theoretically analyzed. Contradictions in the ideas about the “digital personality” are noted. The empirical study revealed significant differences among age groups with different levels of digital activity in terms of parameters of cognitive distortions, including dichotomous thinking; catastrophization; devaluation of the positive; emotional justification; labeling; mental filter; mind reading; personalization; obligation.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦИФРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

И. С. Лучинкина

УДК 159.9

КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦИФРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

О ведение. В современном мире некогда цифровые фантазии и предпосылки приобретают реальный характер и предполагают видоизменения всех видов деятельности человека. Внедрение цифровых технологий значительно облегчает быт и жизнь каждого человека, но вместе с этим приводит к снижению функциональности когнитивной деятельности. Феномен цифровизации, возникающий на локальном уровне, отражает глобальный процесс перехода постиндустриального общества в информационное.

Отметим, что, несмотря на многообразие техники и информации, которую люди получают с ее помощью, человек способен успешно адаптироваться к цифровому пространству и адаптировать свои психические функции. Более того, по мнению ряда исследователей, мозг современного человека продолжает эволюционировать и продуцировать новейшие способы когнитивной переработки информации.

Проблемой становится недостаточность психодиагностического инструментария и методологических основ для выявления специфики когнитивных детерминант цифрового поведения личности. Современные исследования акцентируют внимание на интернет-составляющей цифрой среды и не учитывают специфику когнитивного взаимодействия личности с техническим пространством в целом. Так, за рамками исследования остаются когнитивные установки личности различных возрастов в восприятии цифровой среды, отражающие и мотивационный, и инструментальный уровень взаимодействия человека и техники.

Целью статьи является анализ когнитивных искажений в восприятии цифровой среды у личности с различным уровнем цифровой активности.

Изложение основного материала статьи. Различные аспекты процессов, разворачивающихся в цифровой среде, активно исследуются в последние десятилетия, однако большая часть этих исследований направлена на изучение социализации в различных средах цифровой реальности.

Так, исследования А И. Лучинкиной направлены на изучение интернет-социализации; В. А. Плешаков и С. В. Бондаренко исследовали киберсоциализацию; А. Б. Скуратов и А. В. Чистяков изучали социализацию в виртуальном пространстве; М. Кастельс и О. И. Ра-китов проводили исследования информационной социализации, О. В. Петрунько изучала медиасоциализацию. Несмотря на значимость этих исследований, когнитивные процессы, происходящие в цифровой среде, исследованы недостаточно.

В свою очередь, ряд исследователей выделяют наиболее важные направления исследований и проблемы, охватывающие цифровую реальность:

- влияние новых форм самовосприятия, самооценки и самоконструирования человека на его цифровую активность;

- анализ стратегий, способствующих опыту потока в транзитивных условиях;

- изучение специфики взаимодействия мозга и цифрового пространства, в том числе развитие новых когнитивных стратегий и угасание старых;

- развитие цифрового мира в соответствии с когнитивным наследием человечества для обеспечения эффективного существования в цифровом обществе.

Для объединения усилий в различных подходах к исследованию цифровой среды, для выявления специфики взаимодействия человека и техники необходимо концептуальное тождество взглядов на основные термины и постулаты в рамках исследования цифрового поведения личности. В связи с этим возникает не-

обходимость создания диагностического инструментария для конгруэнтности результатов научных исследований и их прогностической ценности.

Существуют мнение о том, что человек адаптируется к новым условиям новой для него цифровой среды. Положительным влиянием адаптации является интенсивное развитие когнитивных стратегий, например, улучшение навыка ускоренного анализа поступающих сигналов и формирование высокой мотивации для определенных видов деятельности. Более того, именно цифровая среда оказала влияние на развитие многофункционального поведения личности.

С другой стороны, изучая негативные влияния цифровой среды на личность, отметим актуальные проблемы - клиповость мышления, угасание критичности к получаемой информации и затруднения в усвоении больших текстов [6]. Д. Тэпскотт, учитывая результаты социологических исследований, отмечает следующую специфику цифровых аборигенов: с одной стороны, на первый план выходит их жизненная активность, стремление к творческим видам деятельности, с другой - увеличивающаяся склонность к дофаминовой зависимости, агрессия на различные триггеры без углубленной рефлексии и некритическое восприятие информации [10].

Мозговой штурм, происходящий в цифровой среде, приводит к успехам в объединении способностей и знаний ее пользователей. Различные пользователи являются специалистами в различных областях и могут использовать разнообразные научные языки, что позволяет им не только объединять научно-исследовательские ценности и стандарты, но и синтезировать методологии и стили исследования. В итоге формируется и развивается собственная культура и мастерство [7].

В связи с этим, используя возможности цифрового пространства, человек способен выполнять более сложную мыслительную деятельность. Ему нет необходимости тратить энергию на незначительные процессы, которые уже автоматизированы. Мыслительная

Ж4)

jjZ^ЛШиш^ные ша/fOc

Рис. 1. Распределение респондентов по группам выборки согласно уровню цифровой активности

деятельность фокусируется на ряде когнитивных операций (анализ, синтез, систематизация, обобщение), творческой обработке информации и продуцировании новой, раннее не существовавшей [9].

Здесь уместно проанализировать проблему социального интеллекта цифровых пользователей. Как и в исследованиях когнитивных и мотивационных особенностей цифровых пользователей, мнения в отношении их социального интеллекта в научном мире разделились. Ряд исследователей отмечают, что цифровая среда позволяет развиваться эмпатии, навыкам саморазвития, саморегуляции и самомотивации развиваться быстрее [7].

Неоднозначность мнений в контексте изучения цифровой среды и ее влияния на когнитивную сферу личности, отсутствие методологического аппарата и базовых исследований указывают на необходимость теоретического и эмпирического исследования влияния цифровой среды и деятельности на когнитивную сферу современного человека.

Организация эмпирического исследования. Исследование проводилось на базе Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова с обучающимися 1-6 курсов (170 молодых людей 18-23 лет), обучающихся Академии Предпрофессиональ-ного образования (170 детей подросткового

возраста 12-14 лет) и педагогами средних общеобразовательных школ Республики Крым (160 взрослых людей 35-40 лет). Основным критерием набора людей в выборку исследования послужил их возраст.

В ходе исследования был использован психодиагностический инструментарий: анкета -для выявления возраста и согласия на участие в исследовании; авторский исследовательский опросник «Цифровое погружение» - выявления уровня цифровой активности личности; авторский исследовательский опросник «Когнитивные искажения в восприятии цифровой среды» - для выявления специфики когнитивных установок респондентов; методы статистической обработки данных - SPSS 26.0, критерии U Манна-Уитни и H Крускалла-Уол-лиса.

На первом этапе проведения констатирующего эксперимента с помощью авторского исследовательского опросника «Цифровое погружение» испытуемые были распределены в три группы выборки согласно уровню цифровой активности (рис. 1).

Стоит отметить, что в ранних исследованиях нами определена специфика цифровой среды и цифровой активности. Цифровая среда - это окружающая человека среда, состоящая из технических средств (технических, цифровых средств и оборудования), технических

Таблица 1

Когнитивные искажения респондентов в восприятии цифровой среды

Показатель Степень выражен- 1 группа (высокий уровень цифровой активности), % 2 группа (средний уровень цифровой активности), % 3 группа (низкий уровень цифровой активности), %

ности, уровень Подростки Молодые люди Взрослые Подростки Молодые люди Взрослые Подростки Взрослые

Дихотомическо е мышление Высокая 33,33 30 33,33 42,86 71,43 50 50 100

Средняя 66,67 60 66,67 57,14 28,57 50 50 0

Низкая 0 10 0 0 0 0 0 0

Высокая 50 60 0 28,57 57,14 50 25 0

Катастро физация Средняя 50 20 100 57,14 14,29 50 75 75

Низкая 0 20 0 14,29 28,57 0 0 25

Обесценивание позитивного Высокая 16,67 0 0 0 0 66,67 50 0

Средняя 33,33 60 0 100 85,71 33,33 25 0

Низкая 50 40 100 0 14,29 0 25 100

Эмоциональное обоснование Высокая 16,67 40 0 42,86 14,29 100 75 75

Средняя 83,33 50 66,67 57,14 85,71 0 25 25

Низкая 0 10 33,33 0 0 0 0 0

Навешивание ярлыков Высокая 0 20 0 14,29 14,29 16,67 25 0

Средняя 50 30 100 57,14 85,71 83,33 50 100

Низкая 50 50 0 28,57 0 0 25 0

Высокая 33,33 20 0 42,86 42,86 100 0 100

Мысленный фильтр Средняя 66,67 60 100 57,14 57,14 0 100 0

Низкая 0 20 0 0 0 0 0 0

Высокая 16,67 10 0 14,29 14,29 0 0 0

Чтение мыслей Средняя 5 50 66,67 57,14 71,43 50 50 75

Низкая 0 40 33,33 28,57 14,29 50 50 25

Высокая 33,33 40 66,67 28,57 14,29 66,67 25 75

Персонализация Средняя 66,67 50 33,33 71,43 85,71 16,67 75 25

Низкая 0 10 0 0 0 16,67 0 0

Высокая 83,33 90 100 42,86 85,71 100 75 100

Долженствование Средняя 0 0 0 57,14 14,29 0 25 0

Низкая 16,67 10 0 0 0 0 0 0

Подростки 12-14 лет Молодые люди 18-23 лет Взрослые 35-40 лет

100% 80% 60% 40% 20% 0%

60%

33 33% Ли-Я! 40%

16.67% ■ 1

■ ■ 0% 0% 0%

100%

' Высокий уровень

■ Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 2. Показатели обесценивания позитивного в группе с высоким уровнем цифровой активности

знаний (знаний по созданию и эксплуатации технических средств) и технической деятельности (социально-инженерной, управленческой, хозяйственно-бытовой и т. п.), и связанная с внедрением новых стратегий обработки информации и технических средств, обеспечивающих их реализацию и эффективность.

В свою очередь, поведение в цифровой среде, или цифровое поведение - это произвольная, сознательная двигательная или умственная активность и (или) пассивность отдельного цифрового пользователя, представляющая из себя последовательность выполнения им действий в цифровой среде и с цифровыми средствами. Активность цифрового поведения - это интегральная характеристика цифровой личности, которая включает в себя количество видов используемой цифровой техники и частоту ее применения. В зависимости от степени цифровой активности можно выделить несколько групп пользователей: с высоким, средним и низким уровнем цифровой активности.

На втором этапе проведения констатирующего эксперимента с помощью авторского исследовательского опросника «Когнитивные искажения в восприятии цифровой среды» выявлен когнитивный компонент цифрового поведения личности с различными уровнями цифровой активности (табл. 1).

В ходе статистического исследования полученных данных были выявлены достоверные различия по параметрам когнитивных искажений среди групп с высоким и низким уровнем цифровой активности (и Манна-Уитни, Н Крускалла-Уоллиса).

Результаты исследования разновозрастных групп выборки с высокой цифровой активностью (табл. 2).

Таблица 2

Достоверные отличия по показателям когнитивных искажений в группе с высоким уровнем цифровой активности

Показатель Эмпирические значения, Нэмп Уровень статистической значимости, а

Обесценивание позитивного 9,330 0,001

Эмоциональное обоснование 8,691 0,002

Чтение мыслей 8,517 0,005

Сверхгенерализация 16,455 0,001

В группе испытуемых с высоким уровнем цифровой активности между подростками 1214 лет, молодыми людьми 18-23 лет и взрослыми 35-40 лет существуют достоверные отличия по следующим показателям: обесцени-

Подростки 12-14 лет Молодые люди 18-23 лет Взрослые 35-40 лет

83.33%

■ 66.67%

50% 40% 33,33% ■

16.67% ■

■ 1 0% 0%

100% 80% 60% 40% 20% 0%

' Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 3. Показатели эмоционального обоснования в группе с высоким уровнем цифровой активности

■ Высокий уровень ■ Средний уровень Низкий уровень Рис. 4. Показатели чтения мыслей в группе с высоким уровнем цифровой активности Подростки 12-14 лет Молодые люди 18-23 лет Взрослые 35-40 лет

100% 80% 60% 40% 20% 0%

100%

66.67% 70%

16.67% 16.67% №/6 ■

0% 0% 0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'Высокий уровень

Средний уровень

' Низкий уровень

Рис. 5. Показатели сверхгенерализации в группе с высоким уровнем цифровой активности

улшиш^ные /к(//Ки

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Подростки 12-14 лет Взрослые 35-40 лет

100%

50%

25% 25%

0% 0%

| Высокий уровень Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 6. Показатели обесценивания позитивного в группе с низким уровнем цифровой активности

вание позитивного (Нэмп=9,330, при р<0,005), эмоциональное обоснование (Нэмп=8,691, при р<0,005), чтение мыслей (Нэмп=8,517, при р<0,005), сверхгенерализация (Нэмп=16,455, при р<0,005) (рис. 2).

В группе с высоким уровнем цифровой активности зафиксирована выраженная склонность молодых людей обесценивать, считать незначительным то положительное влияние, которое оказывает цифровая среда на их жизнь и те возможности, которые она дает. В группе подростков с активным цифровым поведением этот показатель выражен в меньшей степени, в группе взрослых - показатель выражен в минимальной степени.

Склонность считать что-либо в цифровой среде, цифровой технике, своих действиях и убеждениях о ней верным или неверным на основании субъективного чувства правильности, эмоционального реагирования в большей степени выражена у респондентов 18-23 лет; у подростков наблюдается средняя выраженность этого показателя, а для взрослых он присущ в наименьшей мере среди всех групп (рис. 3).

У подростков наблюдается склонность считать, что они знают о мыслях других людей по поводу их личности и цифровой компетентности. Для молодых людей подобная тенденция также присуща, однако большинство из них имеют минимальную степень выраженности этого когнитивного искажения (рис. 4).

Тенденция к акцентированию внимания на негативных проявлениях цифровой среды и игнорированию ее положительного влияния характерна для подростков и взрослых. У большинства молодых людей этот показатель выражен минимально (рис. 5).

Результаты исследования разновозрастных групп выборки с высокой цифровой активностью (табл. 3).

Таблица 3

Достоверные отличия по показателям когнитивных искажений в группе со средним уровнем цифровой активности

Критерий Эмпирические значения, иэмп Уровень статистической значимости, а

Обесценивание позитивного 12 0,002

Мысленный фильтр 84 0,001

В группе испытуемых с низким уровнем цифровой активности между подростками 12-14 лет и взрослыми 35-40 лет существуют достоверные отличия по следующим показателям: обесценивание позитивного (Иэмп=72, при р<0,005), мысленный фильтр (Иэмп=34, при р<0,005) (рис. 6).

Для взрослых респондентов показатели обесценивания позитивного с уменьшением

Подростки 12-14 лет

Взрослые 35-40 лет

100%

80%

60% 40%

20%

0%

LG0% 100%

0% 0% 0% 0%

| Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 7. Показатели мысленного фильтра в группе с низким уровнем цифровой активности

активности цифрового поведения уменьшились с максимального (для среднего уровня цифровой активности) до минимального (для низкого уровня цифровой активности). Для подростков в этой группе присущ высокий уровень выраженности показателя.

Для взрослых респондентов в группе с низкой цифровой активностью присуща высокая степень выраженности когнитивного искажения по типу мысленного фильтра (рис. 7).

Выводы.

1. Результаты исследования когнитивных искажений респондентов с высокой цифровой активностью показали, что подросткам присуща минимальная степень выраженности обесценивания позитивного; молодым людям - высокие показатели эмоционального обоснования, минимальная выраженность чтения мыслей, сверхгенерализации; взрослым - минимальная степень выраженности обесценивания позитивного.

2. В группе респондентов с низким уровнем цифровой активности выявлены высокие показатели обесценивания позитивного среди подростков; среды группы взрослых респондентов - высокие показатели мысленного фильтра.

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается проблема влияния цифрового пространства и цифровой среды на когнитивные особенности личности с раз-

личными уровнями цифровой активности. Приведены и теоретически проанализированы особенности личности, включенной в цифровое пространство. Отмечены противоречия в представлениях о «цифровой личности». В ходе эмпирического исследования выявлены достоверные отличия среди разновозрастных групп с различным уровнем цифровой активности по параметрам когнитивных искажений, в том числе дихотомическое мышление; катастро-физация; обесценивание позитивного; эмоциональное обоснование; навешивание ярльжов; мысленный фильтр; чтение мыслей; персона-лизация; долженствование.

Ключевые слова: цифровая среда, цифровое поведение, цифровая активность, когнитивные искажения, цифровая деятельность.

SUMMARY

The article discusses the problem of the influence of digital space and the digital environment on the cognitive characteristics of a person with different levels of digital activity. The features of the personality included in the digital space are given and theoretically analyzed. Contradictions in the ideas about the "digital persona-lity" are noted. The empirical study revealed significant differences among age groups with different levels of digital activity in terms of parameters of cognitive distortions, including dichotomous thinking; catastrophization; devaluation of the positive; emotional justification; labeling; mental filter; mind reading; personalization; obligation.

Щф}

jjZша/fOc

Key words: digital environment, digital behavior, digital activity, cognitive distortions, digital activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко С. В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. - 2002. -№ 12 (38). - С. 32-39.

2. Лучинкина А. И. Психология человека в Интернете. - К.: Информационные системы, 2012. - 200 с.

3. Петрунько О. В. Дти i меда: сощаль зацiя в агресивному медасередовищг - Полтава: Укриромторсервю, 2010. - 480 с.

4. Скуратов А. Б. Коммуникативное лидерство в локальных интернет-сообществах // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 56. - С. 56-59.

5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. - СПб.: Издательство В. А. Михайлова, 2002. - 461 с.

6. Compernolle T. BrainChains: Discover your brain, to unleash its full potential in a hyper-connected, multitasking world. - Belgium: Com-publications, 2014. - 522 p.

7. Howe N., Strauss W. Millennials rising: The next great generation. - N.Y.: Vintage Books, 2000. - 432 p.

8. Stefaneas P., Vandoulakis I. M. The web as a tool for proving // Metaphilosophy. - 2012. -P. 480-498.

9. Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents' Interactions on Social Network Sites // Human Development. -2017. - Vol. 60. - № 5. - P. 233-238.

10. Taylor L. Mark. Generation NeXt Comes to College // Today's Postmodern StudentMeeting, Teaching, and Serving: In A collection of papers on self-study and institutional improvement. - 2006. - № 2. - P. 48-55.

Т. Н. Балина

УДК 159.09.07

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

К МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

О ведение. Подбор эффективных методов мотивации сотрудников бессменно остается одной из актуальных задач в сфере психологических аспектов управления персоналом. Тем не менее, современный VUCA-мир (Volatility -нестабильность, Uncertainty - неопределённость, Complexity - сложность, Ambiguity -неоднозначность) и последствия пандемии COVID-19 требуют критической оценки и пересмотра подходов к управлению человеческими ресурсами в целом и к мотивации персонала в частности. В более ранних работах автора и других исследователей было показано, что традиционные методы мотивации уже не обеспечивают высокой удовлетворенности трудом, лояльности и роста производительности труда. При этом многие ученые указывают на важную роль дифференцированного подхода к мотивации сотрудников. Так, Ю. В. Ляндау с соавторами отмечают: «Каждый человек индивидуален. Что требует поиска отдельного подхода и изучения всех особенностей» [9, с. 76]. О. Я. Пономарева, О. Ю. Никитина в своем исследовании, посвященном обзору современных эффективных инструментов настройки системы мотивации труда, показывают, что «...инструменты настройки могут ориентировать управленцев на применение адресного, поддерживающего подхода к персоналу» [10, с. 50].

По мнению А Е. Резанович, дифференцированное управление персоналом целесообразно внедрять в практику управления в том случае, если есть необходимость и возможность разделять сотрудников по степени внимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.