Научная статья на тему 'Когнитивное событие в контексте устойчивого развития'

Когнитивное событие в контексте устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / социальный дискурс / образовательный дискурс / когнитивные структуры / sustainable development / social discourse / educational discourse / cognitive structure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С Л. Климинская

Статья посвящена анализу феномена «когнитивное событие» в рамках международной концепции устойчивого развития. Идея устойчивого развития является основополагающим принципом развития современного общества, поэтому любые изменения в различных сферах общественной жизни порождают активный социальный диалог, состоящий из ряда взаимосвязанных когнитивно-коммуникативных событий, направленных на поиск консенсуса и выработку стратегий для решения общих актуальным проблем. В статье выявляются основные характеристики феномена «когнитивного события» и анализируется структура речевого взаимодействия по вопросам устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COGNITIVE EVENT IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article is devoted to the phenomenon of “cognitive event” in terms of the international concept of sustainable development. As the idea is basic for the development of modern society so any changes in social life entail active public communication. This social interaction consists of a number of interrelated cognitive and communicative events to make consensus over common social problems and develop strategies to settle them. In this article the author determines the main characteristics of the cognitive event and analyses the structure of social communication on the problems of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Когнитивное событие в контексте устойчивого развития»

УДК 316.6:004.738.5

С. Л. Климинская

кандидат филологических наук, доцент кафедры интегрированного языкового обучения в профессиональной деятельности МГЛУ, e-mail: kvi62@inbox.ru

КОГНИТИВНОЕ СОБЫТИЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ1

Статья посвящена анализу феномена «когнитивное событие» в рамках международной концепции устойчивого развития. Идея устойчивого развития является основополагающим принципом развития современного общества, поэтому любые изменения в различных сферах общественной жизни порождают активный социальный диалог, состоящий из ряда взаимосвязанных когнитивно-коммуникативных событий, направленных на поиск консенсуса и выработку стратегий для решения общих актуальным проблем. В статье выявляются основные характеристики феномена «когнитивного события» и анализируется структура речевого взаимодействия по вопросам устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие; социальный дискурс; образовательный дискурс; когнитивные структуры.

Kliminskaya S. L.

PhD, Associate Professor, Chair of Integrated Language Teaching in Professional Activities, Faculty of Continuing Education; e-mail: kvi62@inbox.ru

THE COGNITIVE EVENT IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article is devoted to the phenomenon of "cognitive event" in terms of the international concept of sustainable development. As the idea is basic for the development of modern society so any changes in social life entail active public communication. This social interaction consists of a number of interrelated cognitive and communicative events to make consensus over common social problems and develop strategies to settle them. In this article the author determines the main characteristics of the cognitive event and analyses the structure of social communication on the problems of sustainable development.

Key words: sustainable development; social discourse; educational discourse; cognitive structure.

1 Статья публикуются в рамках реализации проекта РНФ № 14-48-00067 «Взаимодействие вербальных и невербальных средств конструирования событий в разных языках».

Модель устойчивого развития человечества связана с экономико-социальным развитием всех систем как отдельных стран и регионов, так и всего мирового сообщества в целом. Однако сегодня не существует единого похода ни к понимаю данного понятия, ни к реализации данного стратегически важного для каждого государства направления развития. Отсутствие единой политики относительно концепции устойчивого развития вызвано двумя факторами: различием в понимании концепта «устойчивое развитие» и особенностями регионального социально-экономического развития [14].

Исследования показывают изменение самой концепции устойчивого развития в зависимости от глобальных задач, стоящих перед мировым сообществом. Оригинальная идея устойчивого развития, появившаяся в конце XX в. (1968), предполагает интеграцию мирового сообщества в единую естественную среду для удовлетворения человеческих потребностей и стремлений за счет гармоничного и сбалансированного использования природных ресурсов, направлений инвестиций, ориентации научно-технического развития для укрепления мирового потенциала современного общества, институциональных преобразований и всестороннего развития личности [11]. Данный подход основывается на триединой концепции ООН, включающей экологическое, социальное и экономическое направления развития человечества [15; 9]. В концепции большое внимание уделяется экологическим вопросам и проблемам рационального использования природных ресурсов, борьбе с бедностью и созданию достойных условий жизни для всех обитателей Земли; а также развитию человека и реализации его потенциала с целью сохранения приемлемых условий жизни для будущих поколений.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. развивается новое направление межгосударственного сотрудничества, в котором особое внимание уделяется образовательным программам, задача которых заключается в просвещении населения относительно экологических проблем и вопросам развития потенциала человека. Вместе с тем, уже в начале XXI в. возникает идея о необходимости развития навыков устойчивого развития и формирования поведения в рамках концепции устойчивого развития (sustainable skills and behaviour) за счет формирования творческого и критического типов мышления для решения насущных проблем и осуществления эффективного управления ресурсами в целях устойчивого развития. Данная политика подразумевает разработку,

переориентацию и реализацию образовательных программ разного уровня, а также методов преподавания с учетом междисциплинарного подхода и социокультурных особенностей каждого региона. Кроме того, необходимо увеличивать осведомленность населения о проблемах устойчивого развития на институциональном, академическом и профессиональном уровнях от детской возрастной группы до представителей бизнеса как в крупных городах, так и в отдаленных областях. При этом следует обеспечить образование в данном аспекте с научной и технической точек зрения для того, чтобы население принимало активное участие в программах по устойчивому развитию в профессиональной и повседневной сферах жизни.

Таким образом, за последние 20 лет мы стали свидетелями изменения концепции устойчивого развития и стратегии развития человечества с «потребительского» (использование ресурсов на благо существующих и будущих поколений) на более экологический и гуманитарный [8].

Различия в понимании концепта «устойчивое развитие» обусловлено не только социальными и экономическими факторами, но и культурно-лингвистическими, проявляющимися в форме трактовок английского "sustainable development" на национальные языки: développement durable - долговременное развитие (фр.); sviluppo sostenibile - заслуживающее поддержки развитие (ит.); nachhaltige entwicklung - продолжительное развитие (нем); en stadig utveckling -устойчивое развитие (швед.); enholdbar utvikling - прочное развитие (норв.); jizoki-tekina kaihatsu - продолжительное развитие (япон.) [13]. В русском языке слово "sustainable" соответствует таким понятиям, как долгосрочный, жизнеспособный, стабильный, прочный.

Если проанализировать восприятие понятия «устойчивое развитие» за последние десятилетия с точки зрения отношения человека к среде его обитания, то можно заметить изменение отношения людей к самому явлению, что отражается в изменении сознания человека и изменении отношения к нему [4; 5; 12; 13].

• Мир и человечество не рассматриваются как совокупность разрозненных объектов и индивидуумов при господстве человека над природой, а воспринимаются как взаимосвязанные интегрированные в природу элементы.

• Социальный прогресс больше не ориентирован на общество потребления и технологический прогресс, основанный на конверсию

ресурсов. Развитие общества на современном этапе тяготеет к адаптации и сбалансированному использованию имеющихся ресурсов при условии развития социально-ориентированных коммуникаций в обществе в соответствии с принципом межпоколенческого и вну-трипоколенческого равенства, а также принципа свободного доступа к информации.

• Экономическое развитие избавляется от эксплуатационных и конкурентных основ и переориентируется на кооперацию, информационную поддержку и сохранение ресурсов с учетом принципов предосторожности и суверенитета над природными ресурсами, а также принципа эффективного управления.

• Политические процессы всё больше регулируются не силовыми мерами, а основаны на гармонии и взаимоуважении.

Таким образом, экономические, политические и социальные изменения в современном обществе тесно взаимосвязаны с концепцией общечеловеческого устойчивого развития и подчиняются стратегии устойчивого развития, что влечет за собой когнитивные изменения и отражается в вербализации речевого поведения с учетом культурных и лингвистических особенностей. Учитывая задачи, стоящие перед человечеством в интересах устойчивого развития, распространение информации и знаний о данном явлении должно происходить при развертывании академического, образовательного, делового и политического дискурсов [6; 7].

Реализация поставленных задач предполагает активный диалог между представителями различных социальных, профессиональных и культурных сообществ. Данное взаимодействие может принимать различные формы: международные конференции и форумы; лекции и семинары; статьи и репортажи в СМИ и интернет-среде. Несмотря на то, что речевое взаимодействие в контексте устойчивого развития гетерогенно по форме, оно представляет собой последовательность когнитивных событий (обмен информацией и мнениями), конечной целью которых является адекватное восприятие передаваемой в каждом акте коммуникации информации и выработка оптимальных походов к решению глобальных и локальных задач, а также снижения риска коммуникативных проблем [1; 2; 4; 5].

Каждое событие из данной последовательности актов речевого взаимодействия представляет собой когнитивно-коммуникативное явление, имеющее характеристики логической абстрактной единицы,

которая оформляется семантически в результате речевого взаимодействия и материально реализуется в языке, а также обладающая дискурсивными свойствами [1]. Для него характерны статические свойства: реальность / гипотетичность; верифицируемость / невери-фицируемость; истинность / ложность. Кроме того, событие обладает динамическими признаками: статичность / динамичность; кульмина-тивность / некульминативность; результативность / нерезультативность; гомогенность / гетерогенность; счетность / несчетность. При этом в контексте устойчивого развития при анализе когнитивного события кроме общепринятых свойств необходимо учитывать социальные и этнические характеристики коммуникантов, а также когнитивное состояние участников события. Данные характеристики являются динамическими и варьируют относительно константы - глобальное улучшение жизни человека при минимально необходимом, в рамках хозяйственной деятельности людей, воздействии на окружающую среду. Таким образом, когнитивное событие является реакцией представителей общества на социально важный факт общественной жизни и представляет собой фрагмент публичного коммуникативного процесса, цель которого заключается в освещении проблемы и поиске путей ее решения.

Событие как эпизод дискурса в континууме речевых событий, из которых состоит коммуникация с учетом вышеперечисленных характеристик и их значимости в контексте устойчивого развития может иметь разную степень сложности (простые / сложные - макрособытия) и иметь определенную структуру, оказывающую влияние на внешние / событийные характеристики коммуникации. Выделяют предсобытие - среда или явление, вызвавшие появление события; эн-дособытие (ядро) - непосредственно само событие; и постсобытие (осложнение и / или развязка ) - результат реализации эндособытия, ведущий к изменению в мире. При этом вне зависимости от спонтанности или спланированности эндособытия, постсобытие может иметь непредсказуемые результаты [2].

Как правило событие в контексте устойчивого развития носит динамический характер и имеет сложную структуру. Рассмотрим когнитивно-коммуникативное событие общения компании с потребителем через корпоративный интернет-сайт.

Сайт компании Unilever представляет собой разветвленную систему информационных страниц, посвященных различным направлениям

деятельности компании. Каждую web-страницу можно рассматривать как акт коммуникации с посетителем сайта, направленный на «обсуждение» / передачу определенной тематически очерченной информации. Информация представлена сочетанием вербальных и невербальных элементов, по-разному кодирующих смысл передаваемой информации, но при этом создающих определенный прагматический эффект - формирование положительного имиджа компании [7].

Логотип организации представлен сочетанием 24 символов, образующих латинскую букву "и". Графические элементы, составляющие логотип, олицетворяют разнообразие направлений деятельности компании. В оформлении сайта компании, в ее символике преобладают оттенки синего и голубого цветов, что внушает чувство спокойствия, стабильности и надежности организации [10]. Доверие потребителя к компании подкрепляется представленной на главной странице сайта целью предприятия («... достижение успеха требует «высочайших стандартов корпоративного поведения по отношению к каждому человеку, с которым мы работаем, к каждому обществу, с которым мы взаимодействуем, и к окружающей среде, на которую мы оказываем влияние»). Эффект устойчивости бизнеса усиливается миссией компании, эта же идея прослеживается и в различных заголовках текстов и фразах в текстах, информирующих пользователя о деятельности фирмы и ее продуктах («Строя будущее», «Содействие устойчивому развитию» и «Мы ценим доверие.» т. п.). Положительный имидж компании поддерживается также при помощи фотографий, изображающих улыбающихся людей разного возраста. Кроме того, на сайте размещены опубликованные в различных СМИ статьи об организации и ее брендах, что укрепляет репутацию фирмы.

В рамках понятия «когнитивное событие», каждая интернет-страница сайта представляет собой акт коммуникации. Информация на сайте компании распределена по тематическому принципу, т. е. каждая страница посвящена одному явлению (например, устойчивому развитию или описанию одному из брендов). Текстовая компонента на странице логически и визуально структурирована, подкреплена либо иллюстрациями, либо видеорядом. Фактуальная информация имеет статические характеристики (верифицируема и реальна). Способ коммуникации через интернет-портал придает данному текстовому сообщению дискурсивные характеристики: динамичность (видеоряд, смена иллюстраций и текстовых фактов);

кульминативность и результативность каждого акта речевого взаимодействия в рамках одной web-страницы; гомогенность (на каждой странице) и гетерогенность (на сайте в целом) общения одновременно.

Таким образом, одно из направлений воздействия на гетерогенную целевую аудиторию компании Unilever осуществляет через интернет-сайт с помощью формирования положительного имиджа, создаваемого вербальными и невербальными средствами воздействия, последовательных коммуникативных актов (когнитивных событий), образующих полинаправленный гипермедиатекст, многозначность и символизм которого дают устойчивый прагматический и синерге-тический эффект.

Компания Unilever, кроме создания положительного имиджа с целью успешного развития бизнеса, получения прибыли, как и многие бизнес-единицы участвуют в различных социально значимых программах. Так, Unilever информирует посетителей своего корпоративного сайта о реализации принципа роста бизнеса в рамках концепции устойчивого развития. Более того, в начале 2016 г. Unilever совместно с Московской школой управления СКОЛКОВО организовала образовательную программу по вопросам устойчивого развития бизнеса (Business Sustainability), в рамках которой слушателям курса был предложен к рассмотрению передовой международный опыт для ведения эффективного бизнеса с учетом программы устойчивого развития всего мирового сообщества.

Таким образом, концепт «устойчивое развитие» является одним из основных в жизни современного общества. Восприятие индивидуумом данного термина, как любого жизненно значимого понятия, зависит от текущих политических и экономических тенденций, а также обусловлено социальными и культурными особенностями коммуникантов, участвующих в обмене информацией по данному вопросу. Коммуникативный акт, направленный на поиск решения насущных глобальных проблем, чаще всего представляет собой ма-кроакт с явными прагматическими характеристиками. При этом совокупность когнитивных событий в цепочке последовательных речевых актов создает сложную когнитивную макроструктуру, обладающую статическими и динамическими характеристиками. Для корректной интерпретации подобных когнитивных макроструктур необходимы знания из соответствующих областей [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровская О. Н. Об интерпретации понятий «Событие» и «Речевое событие» в лингвистике // Вестник АГТУ. - 2005. - № 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-interpretatsii-ponyatiy-sobytie-i-rechevoe-sobytie-v-lingvistike.

2. Дубровская О. Н., Милостивая А. И. Газетный текст и когнитивно-дискурсивное событие наррации // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=21849.

3. Ирисханова О. К. Стереотипы, эталоны и другие социокультурные модели в дискурсе: сходство и различия // Вестник МГЛУ. - 2012. - № 638 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ stereotipy-etalony-i-drugie-sotsiokulturnye-modeli-v-diskurse-shodstvo-i-razlichiya.

4. Климинская С. Л. Институциональный контекст профессиональной коммуникации в сфере экономики // Дискурс межкультурной профессиональной коммуникации. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - С. 91-107. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 14 (647). Сер. Языкознание).

5. Климинская С. Л. Семиотический аспект коммуникационных стратегий делового дискурса // Институциональный дискурс в лингвокогнитивных исследованиях языка специальности. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. -С. 22-30. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 9 (720). Сер. Образование и педагогические науки).

6. Куликова О. В. Самостоятельная работа студента как инструмент инже-ниринга качества образовательного процесса // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - №5 (30) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studenta-kak-instrument-inzheniringa-kachestva-obrazovatelnogo-protsessa.

7. Куликова О. В. Формирование корпоративной идентичности в полимодальном дискурсе печатной рекламы // Институциональный дискурс в лингвокогнитивных исследованиях языка специальности. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. - С. 9-21. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып 9 (720). Серия Образование и педагогические науки). -

8. Куликова О. В., Климинская С. Л. Условия обеспечения качества обучения в гуманитарной образовательной среде // Интернет- журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN516.pdf (доступ свободный).

9. Материалы международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития, посвященная 150-летию В. И. Вернадского (23-25 мая 2013 г., Ханты-Мансийск) // Вестник ЮНЕСКО. - № 18 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.unesco.ru

10. Сысоева С. В. Использование цвета в рекламе // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - Вып. № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-tsveta-v-reklame

11. Халеева И. И. Формирование лингвистического пространства как фактор устойчивого развития // Экономика языка и бизнес: сб. науч. тр. по материалам круглого стола (26 апреля 2013 г.). - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 7-17.

12. Шакиров А. Д. О концепции устойчивого развития и ее принципах // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2011. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7o-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya-i-ee-printsipah.

13. Шумакова О. В., Косенчук О. В. Теоретические аспекты устойчивого развития сельских территорий в современной науке // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nyteoreticheskie-aspekty-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-v-sovremennoy-nauke.

14. Щукина Л. В. Теоретические аспекты устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Псковский регионологический журнал. - 2015. - № 21 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-ustoychivogo-razvitiya-regionalnyh-sotsialno-ekonomicheskih-sistem.

15. Kofi Annan From Awareness to Practice // UNESCO and sustainable Development - P. 2-6. - URL: http ://unesdoc.unesco.org/images/0013/001393/ 139369e.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.