Научная статья на тему 'Когнитивное развитие ребенка как условие развития его личности'

Когнитивное развитие ребенка как условие развития его личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5029
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР / КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIALIZATION / SOCIAL IDENTIFY / EMOTIONAL-COGNITIVE REPRESENTATION / DEVELOPMENT COGNITIVE STRUCTURE / COGNITIVE-PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комкова Елена Ивановна

В статье представлены результаты исследования когнитивного и личностного развития детей в возрасте от 4-5 до 17-18 лет. На основе эмпирического исследования обосновывается концепция когнитивно-личностного развития ребенка на основных этапах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Комкова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive development of child as condition of his personal development

The results of cognitive and personal development of children till 4-5 until 17-18 age presented in the article, disclosing the concept cognitive-personal development of child on the basic ontogenesis stages on the base of proved empirical research.

Текст научной работы на тему «Когнитивное развитие ребенка как условие развития его личности»

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ

Е.И. Комкова

Кафедра юридической психологии Минский институт управления ул. Лазо, 12, Минск, Республика Беларусь, 220102

В статье представлены результаты исследования когнитивного и личностного развития детей в возрасте от 4—5 до 17—18 лет. На основе эмпирического исследования обосновывается концепция когнитивно-личностного развития ребенка на основных этапах онтогенеза.

Ключевые слова: социализация, социальная идентичность, эмоционально-когнитивная репрезентация, развитие когнитивных структур, когнитивно-личностное развитие.

Социально-когнитивный подход в психологии явился следствием соединения поведенческого и когнитивного подходов. Если в центре когнитивного подхода стояли вопросы социального познания людьми друг друга и окружающего мира, то новая теория должна была соединить в себе две основные сферы психики человека — личностную и когнитивную, позволяя реализовать принцип целостного подхода исследования, а также рассматривать личность как субъект познания и поведения.

Когнитивное развитие ребенка в процессе развития его личности как отдельное направление в отечественной психологии было основано Л.С. Выготским. Он подчеркивал важность социального взаимодействия в когнитивном развитии ребенка. Его идеи служат своего рода мостом между теориями когнитивного развития (включая развитие языка) и теории социального развития. С его точки зрения, все, что делает ребенка человеческим существом (овладение понятиями, языком, произвольным вниманием и логической памятью) вырастает из социального взаимодействия.

Л.И. Божович приходит к выводу, что развитие аффективно-потребностной сферы «происходит принципиально по тем же самым законам, что и развитие познавательных процессов. Первоначально элементарные, непосредственные потребности ребенка, опосредствуясь социально приобретаемым опытом, вступают в определенные связи и отношения с различными психическими функциями, в результате чего возникают совершенно особые психологические новообразования» [1. С 294—295], т.е. «в центре формирования детской личности стоит процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека» [1. С 299—300].

В настоящее время предпринимаются усиленные попытки интеграции всех данных об онтогенезе человека с позиций системного подхода, предложенного

Б.Ф. Ломовым. Развитие при этом интерпретируется как процесс, протекающий на разных уровнях и включающий как макро-, так и микрогенетические изменения. Это позволит «объяснить источники реальных противоречий, основания качественных преобразований в психологическом развитии человека, системный характер психических явлений и их детерминант, рассмотреть психическое в его динамике» [2. С. 10].

Особо актуальной оказывается проблема синтеза различных сторон описания психического развития. Структурно-динамическое направление исследований, предложенное Д.В. Ушаковым в исследовании интеллекта, направлено на решение одной из сторон этой проблемы [3]. Развитие при этом выступает необходимым аспектом целостного подхода. Структурно-динамический принцип предполагает, что структура (на примере интеллекта) может быть непротиворечиво описана только в соотношении с динамикой. Структурно-динамический подход ведет к пересмотру всей системы понятий, принятых в психологии индивидуальных различий. Он реализует принцип развития, являющийся одним из центральных принципов отечественной психологии.

Основной целью исследования явилось теоретическое и экспериментальное обоснование концепции когнитивно-личностного развития как системного психического процесса на протяжении от дошкольного до подросткового возраста.

Диагностические исследования проводились в детских садах, детских домах, школах и гимназиях г. Минска, а также в приемных семьях. Были обследованы дети в возрасте от 4—5 до 16—17 лет. Общая выборка составила 1178 детей.

Проведенное исследование дает основание для следующих выводов.

1. Когнитивно-личностное развитие ребенка, понимаемое как взаимосвязанный процесс развития когнитивных структур и социально-коммуникативных качеств личности, включает в себя возникновение в психике ребенка психологических новообразований и их дальнейшее совершенствование. В структурнодинамические характеристики психологических новообразований когнитивноличностного развития входят мотивационные, аффективные, интеллектуальные и коммуникативные показатели и изменения их атрибутивных свойств, а именно: инвариантных (системообразующих), вариативных (вероятностных) и относительно автономных (производных). На разных этапах онтогенеза данные атрибутивные свойства изменяются относительно содержательной стороны.

2. Структурно-динамические параметры и их атрибутивные свойства представляют собой системные качества, отражающие как общевозрастные, специфические для данного возраста, так и индивидуальные закономерности психического развития ребенка. Интеллектуальные и коммуникативные параметры в общем являются инвариантными, а мотивационные более автономными на протяжении от дошкольного до подросткового возраста.

3. Для дошкольного возраста большую инвариантность сохраняют аффективные компоненты. Эмоциональная сфера человека представляет собой особый феномен, который можно рассматривать как показатель целостности человеческой

сущности. Эмоциональные механизмы межличностного восприятия как особые когнитивные схемы на первых этапах онтогенеза (дошкольный и начало младшего школьного возраста) приобретают большую значимость в межличностном взаимодействии, в то время как общие когнитивные структуры приобретают значимость в начале подросткового возраста. Социальная активность как вариант коммуникативных параметров является вариативной. Развитие мотивационно-потреб-ностного и операционально-технического компонентов познавательной активности является как условием совершенствования когнитивных структур, так и следствием их дальнейшего совершенствования. Генезис уровня социальной активности характеризуется неравномерностью в различных видах деятельности.

4. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту системообразующим свойством является мотивация, связанная с интеллектом. Для детей данного возраста характерно наличие связи между высоким уровнем интеллектуального развития и потребностью в общении, а для детей, у которых смена ведущего вида деятельности еще не началась, характерно наличие связи между низким уровнем интеллектуального развития и сильной мотивацией игровой деятельности. Дети с высоким уровнем умственного развития реализуют свои потребности в общении, а дети с низким умственным развитием — в игре. Интеллект начинает выступать важным фактором, влияющим на характер межличностного взаимодействия. Однако в младшем школьном возрасте данная связь имеет односторонний характер. Высокий интеллект связан с высоким статусным положением и качественными характеристиками общения, но сформированность общего интеллекта на низком (в пределах нормативности) и ниже среднего уровнях не определяет отрицательных характеристик межличностного взаимодействия. Влияние внутренне обусловленных когнитивных факторов при взаимодействии с личностными характеристиками приводит к становлению социальности ребенка. Интеллект через проявление личностных переменных оказывается связанным с социальным поведением. Ребенок использует мыслительные процессы и операции в других целях: для решения проблем социального характера, а не для решения мыслительной задачи. Устойчивая связь когнитивных структур с личностными параметрами является основным показателем социальной зрелости ребенка.

5. Когнитивно-личностное развитие ребенка происходит в определенных микросоциальных условиях, способом организации и упорядочивания которых выступают основные механизмы межличностного взаимодействия. Семья признана первым и главным институтом социализации. Поведенческий механизм в семейной ситуации одновременно активизируется двумя параллельными системами: когнитивной и эмоциональной. В силу различной эмоциональной содержательности исходная перцептивная стадия поведения по-разному влияет на стадию «планирования» поведения, т.е. собственно когнитивную. Эмоция связана с простыми перцептивными сигналами, в то же время она «вмонтирована» и интегрирована в систему значений, несмотря на то, что имеет место определенная степень независимости между эмоциональной и когнитивной переработкой ин-

формации. Эмоциональные состояния обеспечивают не только взаимодействие между разными уровнями репрезентативных знаний, но и вмешиваются в их переработку. Включение эмоционального компонента в какое-либо сообщение социального характера либо стимулирует мыслительное действие, направленное на позитивный эффект, либо тормозит (в определенной степени) когнитивную работу с информацией.

Воздействие семьи на когнитивное развитие ребенка происходит через механизм функционирования детско-родительских отношений. Если имеет место отклонение в семейном воспитании, когнитивные процессы у ребенка формируются сложнее. Связь отклонения в семейном воспитании со стороны матерей и умственного развития у девочек не имеет сильного отрицательного результата. Мышление как социально обусловленный процесс возникает и развивается на основе практического взаимодействия не только с реальным миром вещей, но и с миром взрослых. Общим для семьи по сравнению с остальными институтами социализации, которые оказывают положительное влияние на когнитивное и личностное развитие ребенка, является то, что она способствует появлению и поддерживает познавательную активность, а это, в свою очередь, дает возможность совершенствовать развитие когнитивных структур.

6. Связь когнитивных структур и социально-психологических качеств личности на протяжении от 4—5 до 16—17 лет имеет гендерные различия. Семейные отношения играют важнейшую роль в формировании и функционировании эмоциональных состояний у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Чем сильнее у мальчиков привязанность к матери, тем выше состояние, которое свойственно ориентировочным эмоциям, повышению внимания и активности, а также способствует спокойному устойчивому состоянию, оптимальному для различных видов деятельности, не требующей напряжения. Теплые и тесные отношения с матерью содействуют отсутствию выраженных переживаний.

Предпочтительные отношения с отцом у мальчиков в старшем дошкольном возрасте снижают доминирование отрицательных эмоций (печаль, тоска), а также сокращают диапазон отрицательных эмоциональных изменений. Отклонения в семейном воспитании со стороны матери не сказываются столь пагубно на умственном развитии девочек по сравнению с мальчиками как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

Гендерный аспект связи между показателями статусного положения и потребностью в игровой деятельности в начале младшего школьного возраста проявился в том, что для мальчиков характерно соответствие высокого статуса и более высокого уровня интеллектуального развития, у девочек ярче выражена связь умственного развития и потребности в общении.

Всего в исследовании было получено 33,6% статистически значимых коэффициентов из всех подсчитанных. У мальчиков их больше, чем у девочек, — 19,9% и 13,7% соответственно. Но в разных возрастах это соотношение меняется. Статистическая значимость различий по критерию % -Пирсона подтвердилась как в суммарном показателе всех возрастов, так и в возрасте 8—10 и 11—12 лет, что свидетельствует о закономерном характере данных различий.

На основании изложенного можно сделать вывод, что модель когнитивноличностного развития имеет сложную схему, в которой когнитивные структуры функционируют и совершенствуются на основе потенциала направляемыми личностными характеристиками в микро-социальных условиях.

Реализация когнитивного потенциала в реальных межличностных достижениях предполагает сложное взаимодействие с личностными факторами. Это взаимодействие характеризуется гибкой, динамичной системой гетерархических отношений — на разных этапах онтогенеза доминирующую роль играют различные аспекты психической организации. Так, роль когнитивных структур наиболее велика в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте соотношение когнитивного и личностного потенциала, скорее всего, равнозначное. В дошкольном возрасте большую роль играют эмоциональные состояния, а роль когнитивных структур сведена к минимуму. Личностные характеристики в межличностном взаимодействии являются регуляторными средствами, а когнитивные — целевыми. Сам механизм психической регуляции в процессе межличностного взаимодействия заключается в том, что дети с высоким интеллектом социализируются с помощью когнитивных структур, в дети с низким и ниже среднего — с помощью личностных характеристик.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Воронеж, 1995.

[2] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

[3] УшаковД.В. Структура и динамика интеллектуальных способностей: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 2004.

COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILD AS CONDITION OF HIS PERSONAL DEVELOPMENT

E.I. Komkova

Department of Legal psychology Minsk Institute of Management Lazo str., 12, Minsk, R. Belarus, 220102

The results of cognitive and personal development of children till 4—5 until 17—18 age presented in the article, disclosing the concept cognitive-personal development of child on the basic ontogenesis stages on the base of proved empirical research.

Key words: socialization, social identify, emotional-cognitive representation, development cognitive structure, cognitive-personal development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.