Научная статья на тему 'Когнитивное обеспечение человеческой деятельности'

Когнитивное обеспечение человеческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕМИОТИКА МЫШЛЕНИЯ / КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / МОДЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО / МОДЕЛЬ ВЕРОЯТНОГО БУДУЩЕГО / МОДЕЛЬ ПОТРЕБНОГО БУДУЩЕГО / ACTIVITY APPROACH / COGNITIVE ENSURING HUMAN ACTIVITY / THINKING SEMIOTICS / COGNITIVE STRUCTURE / SEMANTIC STRUCTURE / LEXICAL STRUCTURE / PRESENT MODEL / MODEL OF THE PROBABLE FUTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черников Михаил Васильевич, Перевозчикова Лариса Сергеевна

В статье рассматривается концепция когнитивного обеспечения человеческой деятельности, выстраиваемая в логике так называемого деятельностного подхода. Прослеживается логика формирования семантического измерения человеческого языка. Анализируются ключевые модельные представления, на которые опирается когнитивное обеспечение человеческой деятельности, их взаимодействие и совместная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive ensuring human activity

In the article the concept of cognitive ensuring human activity built in logic of so-called activity approach is considered. The logic of formation of semantic measurement of human language is traced. Key model representations on which cognitive ensuring human activity, their interaction and collaboration relies are analyzed.

Текст научной работы на тему «Когнитивное обеспечение человеческой деятельности»

УДК 165.194:167.7

М. В. Черников, Л. С. Перевозчикова Когнитивное обеспечение человеческой деятельности

В статье рассматривается концепция когнитивного обеспечения человеческой деятельности, выстраиваемая в логике так называемого деятельностного подхода. Прослеживается логика формирования семантического измерения человеческого языка. Анализируются ключевые модельные представления, на которые опирается когнитивное обеспечение человеческой деятельности, их взаимодействие и совместная работа.

Ключевые слова: деятельностный подход, когнитивное обеспечение человеческой деятельности, семиотика мышления, когнитивная структура, семантическая структура, лексическая структура, модель настоящего, модель вероятного будущего, модель потребного будущего

Mikhail V. Chernikov, Larisa S. Perevoschikova Cognitive ensuring human activity

In the article the concept of cognitive ensuring human activity built in logic of so-called activity approach is considered. The logic of formation of semantic measurement of human language is traced. Key model representations on which cognitive ensuring human activity, their interaction and collaboration relies are analyzed.

Keywords: activity approach, cognitive ensuring human activity, thinking semiotics, cognitive structure, semantic structure, lexical structure, present model, model of the probable future

Тематике когнитивного обеспечения человеческой деятельности в современной литературе уделяется достаточно большое внимание1. Выделилась даже самостоятельная дисциплинарная область, получившая название «когни-тивистика». В рамках когнитивистики используются два основных подхода: символицизм (стандартный подход) и коннекционизм (модернистский подход). Символицизм исходит из представления, что человеческое мышление аналогично действиям компьютера, который анализирует и перерабатывает единицы символьной информации.Коннекционизм, в противовес символицизму, полагает, что компьютерная метафора человеческого мышления не является удачной, поскольку такая картина оказывается несовместимой с данными нейро-биологии. Коннекционизм создает образ человеческого мышления как сгустка искусственных нейронных сетей, состоящих из так называемых «формальных» нейронов, производящих параллельную переработку информации.

Нам, однако, представляется, что вышеназванные подходы являются слишком узкими для анализа такого сложного и многогранного феномена, как человеческое мышление. Хотелось бы изложить свое видение этой проблематики, базирующееся на идеях деятельностного подхода, успешно разрабатываемого в отечественной философской и психологической традиции2.

Когнитивное (информационное, основанное на использовании соответствующих знаний) обеспечение человеческой жизнеде-

ятельности не имеет себе равных на нашей планете. Только для человека характерны высшие формы отражения - сознание и познание, поскольку только на уровне человеческого общества достигают полноценного развития такие формы деятельности, как трудовая и производящая. Для обслуживания этих видов деятельности человек (и только человек) научился формировать и использовать вторичные знаковые системы, на основе которых функционирует человеческий язык. За счет использования языковых форм удается «схватывать», устойчиво фиксировать многочисленные предметные реалии, их свойства и отношения. Благодаря языковой фиксации человеку удается накапливать разнообразные, полезные ему знания и, тем самым, формировать систему когнитивного обеспечения своей жизнедеятельности. Но путь языковой фиксации реалий окружающего человека мира отнюдь не прост.

Главным источником содержательной на-груженности элементов человеческого языка является окружающая среда человека, т. е. объективная действительность. Но объективная действительность бесконечно многообразна и включает в себя нескончаемое множество различных явлений, характеризующихся бесконечным количеством свойств и отношений. Только часть из них (далеко не все!) фиксируется человеком, закрепляясь, в конечном счете, в составе человеческого языка. Что же представляет собой эта часть?

Ответ на этот вопрос связан с рассмотрением человеческой предметно-практической деятельности. Человек - существо, активно воздействующее на окружающую действительность с целью получения необходимых жизненных средств. Природный мир для человека выступает как огромный резервуар возможностей для удовлетворения своих потребностей. Но такое положение дел ведет к тому, что человек, пристрастно относясь к природной реальности, заинтересован выделять (и фактически выделяет) из нее лишь те аспекты, которые влияют на его практические нужды. Окружающий человека мир сначала проходит через горнило человеческой практики и лишь посредством этого оказывается представленным человеку. То, что не вовлечено в круг его практических интересов, человеком, по существу, и не отражается.

Таким образом, можно сказать, что именно предметно-практическая деятельность структурирует для человека окружающую действительность. Практическая деятельность как бы «вырезает» из объективной действительности значимые элементы, которые в своей совокупности образуют когнитивную структуру человека. Единицами когнитивной структуры - ко-гемами - являются представления и образы, репрезентирующие человеку окружающий мир. Когемы можно рассматривать как базовые семиотические образования, с которыми оперирует мышление. План выражения когемы составляет определенное психическое представление (идеальный объект), а план содержания - соответствующий фрагмент или элемент объективного мира, выделенный на основе предметно-практической деятельности человека.

Важно отметить, что когнитивная структура является только некоторым подобием реальной действительности, некоторой идеализацией последней. Степень адекватности когнитивной структуры объективной действительности определяется развитием человеческой практики. Чем более развита предметно-практическая деятельность человека, чем соответственно больший объем окружающего мира и более детальным образом вовлечен в его практические интересы, тем в большей степени будет приближаться когнитивная структура к объективной реальности, тем более точно и детально будет отражаться человеком окружающий мир.

Однако предметно-практической деятельностью не исчерпывается жизнедеятельность человека. Не менее важной ее составляющей является общение, коммуникативная деятельность. Знания о мире, закрепляемые на уровне когнитивной структуры, должны быть доступны для освоения всеми членами коллектива.

Необходимость в совместной, согласованной деятельности порождает потребность в передаче когем от одного члена коллектива к другому. Когемы, включаемые в коммуникативную деятельность, обеспечивают семантическое наполнение человеческих языков. Соответственно когнитивная структура обнаруживает себя в этом плане как семантическая структура. Семантическая структура, элементами которой являются семы, представляет собой универсальный тезаурус смыслов и значений, которыми пользуются люди в рамках своей коммуникативной деятельности.

Очевидно, чем более развита коммуникативная деятельность, чем больше деталей и нюансов объективной действительности становится необходимым передавать при общении, тем более детализированной становится семантическая структура, тем более полно в ней оказывается представленной когнитивная структура, и, в конечном счете, - окружающая действительность.

В своей совокупности когнитивная и семантическая структуры составляют внутренний план мышления человека. На этом уровне формируется так называемый универсально-предметный код УПК3, которым пользуется человек в своей мыслительной деятельности. УПК является основой для построения любого вербального высказывания. Наиболее явно внутренний план мышления представлен во внутренней речи, которая на стадии ребенка еще может проговариваться вслух, но по мере взросления уходит в глубины сознания и становится «невидимой». Внутренняя речь в отличие от обычной разговорной речи не стеснена формальными грамматическими правилами, она не является развернутой и детализированной. Основу внутренней речи составляют отдельные сгустки смысла, и логика их сочетаний определяется логикой предметных и коммуникативных действий человека.

На уровне внутреннего плана мышления формируется основной запас содержательных представлений человека об окружающей действительности. Глубина и детальность запасенного материала определяют глубину и практическую эффективность человеческого мышления. Естественно, что величина и качество подобного запаса содержательных представлений могут изменяться. Они зависят от уровня развития практической и коммуникативной деятельности человека. За счет развития практической и коммуникативной деятельности как раз и обеспечивается повышение уровня интеллектуальности человека и в филогенезе (развитие человека как вида, исторический путь человечества), и в

М. В. Черников, Л. С. Перевозчикова

онтогенезе (развитие отдельного индивида - от рождения до зрелого состояния).

Внутренний план мышления, однако, обречен оставаться достоянием отдельного индивида, если он не объективирован, не воплощен в виде неких предметностей, внешних носителей внутреннего (идеального) содержания. Соответствующее объективирование у человека, в первую очередь, связано с вербализацией УПК, когда происходит перевод когнитивно-семантической структуры в общепринятые словесные знаки, конвенционально закрепленные в языковой среде человеческого сообщества.

Результатом языкового оформления (вербального кодирования) внутреннего плана мышления становится лексическая структура. Ее элементами являются лексемы, представляющие собой конвенционально закрепленные в обществе звукокомплексы и соответствующие графические изображения, т. е. слова и различные словосочетания. Лексема - сложная семиотическая конструкция, ее план выражения составляет определенного рода звукокомплекс или графическое изображение, а план содержания - некое психическое образование (идеальный объект), в котором можно различать денотативный и сигнификативный аспекты.

Денотативный аспект отсылает нас к когнитивной структуре, а сигнификативный обязан своим происхождением наличию семантической структуры. Таким образом, обнаруживается, что объективная действительность представлена в лексической структуре весьма опосредовано, ведь она пропущена через призму практической и коммуникативной деятельности человека.

Кроме того, надо принимать во внимание и процессы вербального кодирования. Действительно, лексическая структура не может быть отождествлена с внутренним планом мышления. Уже сам конвенциональный характер образования лексической структуры приводит к селективному отбору словесного материала и закреплению определенных слов и понятий. При этом многие оттенки внутреннего плана мышления могут оказаться не зафиксированными, так как не имеют общезначимого, общераспространенного характера. Естественно, чем шире словарный запас общества, чем развитее в целом лексическая структура, тем в большей степени удается словесно передать внутреннее психическое состояние человека, внутренний план мышления.

Кроме того, надо подчеркнуть, что в рамках когнитивного обеспечения человеческой деятельности большую роль играют базовые модельные представления, в которых для человека репрезентируется окружающий его мир как

в аспекте синхронии, так и в аспекте диахронии. Речь идет о трех типах модельных представлений: модель настоящего (МН), модель вероятностного будущего (МВБ) и модель потребного будущего (МПБ).

МН - интегративная композиция человеческих представлений, репрезентирующая систему настоящего для данного субъекта. Система настоящего - это система актуально наличествующих особенностей, факторов, закономерностей внешнего и внутреннего миров данного субъекта, которые более или менее сознательным образом выделяются и фиксируются человеком на уровне его идеальных представлений.

МВБ - интегративная композиция человеческих представлений, репрезентирующая вероятностную динамику изменения системы настоящего для субъекта. МВБ формируется как проецирование в будущее того, что есть в настоящем с учетом тех законов, по которым, как кажется субъекту, должно изменяться настоящее.

МПБ - интегративная композиция человеческих представлений, репрезентирующая желаемое субъектом будущее состояние системы настоящего. МПБ формируется как проецирование в будущее того, что есть в настоящем на основе тем или иным образом обусловленных желаний данного субъекта.

С когнитивной точки зрения поведенческая стратегия человеческого субъекта направлена на максимальное сближение МВБ и МПБ, которые, как правило, отнюдь не тождественны. С учетом имеющихся возможностей для регуляции своего поведения и возможностей активного воздействия на внешний мир, человеческий субъект способен реализовывать в своем поведении интровертивную и экстра-вертивную стратегии. Интровертивная стратегия предполагает изменение внутреннего состояния субъекта. Экстравертивная стратегия связана с поведенческой активностью, направленной на изменение, преобразование внешней среды субъекта. В первом случае субъект считает себя не в состоянии целенаправленно воздействовать на объективно складывающуюся ситуацию, содержание МВБ не зависит от усилий человека, он может изменять лишь свое отношение к складывающейся ситуации, т. е. изменять свою МПБ. Он как бы «подтягивает» МПБ к МВБ. Во втором случае, наоборот, субъект, мобилизуя свои ресурсы на целенаправленное изменение внешней среды, фактически притягивает МВБ к МПБ. Но во всех случаях определяющей является задача минимизации расхождения между МВБ и МПБ.

Система соответствующих модельных представлений определяющим образом сказывает-

ся на эмоциональной сфере человека. Важно понимать, что эмоции человека имеют в своей основе когнитивную составляющую. В психике человека - сознательно или бессознательно -происходит оценка соотношения и динамики изменения МН, МВБ и МПБ. В зависимости от такого рода оценки принимается решение о выборе стратегии поведения: интровертивной или экстравертивной. В первом случае на повестку дня ставится вопрос о демобилизации внешней поведенческой активности организма (кровоток сокращается, мышцы расслабляются), возникает реакция замирания. Во втором случае организм мобилизуется (кровоток увеличивается, мышечный тонус повышается). Организм готовится к активному действованию: или с целью овладения внешним объектом, или с целью отдаления от внешнего объекта либо путем «убегания», либо путем «прогоняния» (как вариант - разрушение).

Такого рода когнитивные процедуры оценки и выбора поведенческой стратегии сопровождаются соответствующими эмоциональными состояниями. Если когнитивная оценка заставляет признать необходимость стратегии демобилизации, возникают эмоциональные состояния подавленности, отчаяния, депрессии. Если когнитивная оценка ведет к выбору стратегии мобилизации, спектр возможных эмоциональных состояний увеличивается. Мобилизация для овладения внешним объектом сопровождается состоянием воодушевления, приподнятости, эйфории. Мобилизация для «убегания» от внешнего объекта сопровождается страхом. Мобилизация для «прогоняния» (разрушения) внешнего объекта ведет к возникновению эмоционального состояния гнева, ярости. С учетом динамики складывающейся ситуации результаты когнитивной

оценки могут изменяться, соответственно будут меняться и эмоциональные состояния. От гнева и ярости человек может, например, перейти к страху, а позже - к отчаянию. Возможны самые различные варианты.

Кроме того, эмоционально отражаются и результаты когнитивной оценки происходящего согласования (или рассогласования) МВБ и МПБ. В случае их намечающегося сближения возникают позитивные эмоции (от простой удовлетворенности до счастья), развивается «хорошее» настроение. Если же «расстояние» между МПБ и МВБ увеличивается, возникают негативные эмоции (тоска, внутреннее напряжение), устанавливается «плохое» настроение.

Примечания

1 Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. М.: ИНИОН РАН, 1992. 56 с.; Лакофф Дж. Когнитивное моделирование: язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. 416 с.; Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряко-вой. М.: Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.; Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл: Академия, 2006. 2 т.; Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: реф. сб. / АН СССР. М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. 228 с.; Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. 464 с.; Патнэм Х. Философия сознания. М.: Дом интеллектуал. кн., 1999. 235 с.

2 Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 496 с.; Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 237 с.; Его же. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. 112 с.; Его же. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 215 с.

3 Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.