Научная статья на тему 'Когнитивное моделирование безопасности образовательной организации в современной динамичной геополитической среде'

Когнитивное моделирование безопасности образовательной организации в современной динамичной геополитической среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная организация / когнитивное моделирование / факторы / геополитика / риски / угрозы / экстремизм / educational organization / cognitive modeling / factors / geopolitics / risks / threats / extremism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тадэуш Петрович Мильчарек, Альберт Владимирович Сосковец

Введение. Особую актуальность приобретают вопросы выявления факторов, оказывающих деструктивное влияние на безопасность образовательных организаций в целях их четкой формализации и выработки наиболее эффективных подходов, нивелирования негативного воздействия. Материалы и методы. Методологическими основаниями являлись принципы культурно-исторического, системно-деятельностного, ресурсного и когнитивно-поведенческого подходов с методами и технологиями современной когнитивистики. Использовались результаты социологического опроса студентов Омского государственного технического университета, которые касались оценки рисков экстремизма и его развития в современном обществе. Для анализа применялись когнитивные карты и матрицы отношений. В ходе опроса получены данные от 1366 обучающихся, 94% из которых находились в возрасте от 18 до 23 лет, соотношение респондентов мужского и женского пола составляло соответственно 55,7/44,3%. Обработка данных осуществлялась с использованием средства программного обеспечения Mental Modeler. Результаты и обсуждение. Представлена разработанная система концептов, которые характеризуют факторы на государственном и личностном уровнях, влияющие на проявление нетерпимости к другим расам и этнической ненависти в учебном заведении. Формализован знаковый орграф когнитивной карты безопасности образовательной организации в мультикультурном пространстве. Представлены результаты сценарного моделирования, в рамках которого рассмотрен прогноз динамики безопасности образовательной организации в мультикультурном пространстве с позиций личностных факторов. Выявлены факторы, влияющие на безопасность образовательных учреждений. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о дестабилизирующем характере системы, где любые изменения могут привести к трансформации факторов. Разработанный подход к анализу позволяет обосновать мероприятия по предотвращению угроз экстремизма и повышению безопасности образовательных учреждений. Когнитивные модели представляются мощным инструментом для изучения самых разнообразных систем и явлений. Эти модели описывают наблюдаемые процессы с помощью математических функций и компьютерных алгоритмов. Используя когнитивные модели для анализа качественных и количественных данных, исследователи могут объяснить возникновение тех или иных феноменов, протекание определенных ситуаций и реакцию со стороны наблюдаемых систем на проявление внешних факторов и эффектов. По этой причине когнитивные модели пользуются значительным успехом во многих областях общественной жизни, социологии, экономики, человеческих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тадэуш Петрович Мильчарек, Альберт Владимирович Сосковец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Modelling of Educational Organization Security in Current Dynamic Geopolitical Environment

Introduction. The issues of identifying factors, which have a destructive impact on the safety of educational organizations, in order to clearly formalize them, develop the most effective approaches and level the negative influence, are of particular relevance. Materials and Methods. The methodological bases include the principles of cultural-historical, system and activity, resource and cognitive-behavioural approaches with methods and technologies of modern cognitive science. The authors employed the results of a sociological survey conducted with students at Omsk State Technical University, which concerned the assessment of the risks of extremism and its development in modern society. Cognitive maps and attitude matrices were used for analysis. The survey obtained data from 1366 students, from the first to the fifth year of study, 94% of the respondents aged between 18–23 years, the ratio of male and female respondents was 55.7/44.3% respectively. Data processing was carried out using Mental Modeler software tool. Results and Discussion. The developed system of concepts that characterize the factors at the state and personal levels and influence the manifestation of intolerance to other races and ethnic hatred in an educational institution is presented. The sign directed graph of the cognitive map of safety of educational organization in multicultural space is formalized. The results of scenario modelling are presented, within the framework of which the forecast of dynamics of safety of educational organization in a multicultural space from the position of personal factors is considered. The factors influencing the safety of educational institutions are revealed. Conclusions. The obtained results indicate the destabilizing nature of the system, where any changes can lead to transformations of factors. The approach developed to the analysis allows us to justify measures for preventing threats of extremism and improving the security of educational institutions. Cognitive models are a powerful tool for studying a wide variety of systems and phenomena. These models describe observable processes by means of mathematical functions and computer algorithms. Via cognitive models used to analyze qualitative and quantitative data, researchers can explain the arising of certain phenomena, the course of certain situations, and the response of observed systems to external factors and effects. For this reason, cognitive models gain considerable popularity in many areas of social life, sociology, economics, and human relations.

Текст научной работы на тему «Когнитивное моделирование безопасности образовательной организации в современной динамичной геополитической среде»

Научно-практическая статья

УДК 519 © Мильчарек Т. П., Сосковец А. В., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-392-397

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Когнитивное моделирование безопасности образовательной организации в современной динамичной геополитической среде

Тадэуш Петрович Мильчарек, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии 1; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3894-8118

Альберт Владимирович Сосковец, старший преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии 1 soskovets.albert.ru; https://orcid.org/0009-0003-2542-2592

' Омский государственный технический университет, 644050, Омск, пр. Мира, 11, Россия

Реферат. Введение. Особую актуальность приобретают вопросы выявления факторов, оказывающих деструктивное влияние на безопасность образовательных организаций в целях их четкой формализации и выработки наиболее эффективных подходов, нивелирования негативного воздействия. Материалы и методы. Методологическими основаниями являлись принципы культурно-исторического, системно-деятельностного, ресурсного и когнитивно-поведенческого подходов с методами и технологиями современной когнитивистики. Использовались результаты социологического опроса студентов Омского государственного технического университета, которые касались оценки рисков экстремизма и его развития в современном обществе. Для анализа применялись когнитивные карты и матрицы отношений. В ходе опроса получены данные от 1366 обучающихся, 94% из которых находились в возрасте от 18 до 23 лет, соотношение респондентов мужского и женского пола составляло соответственно 55,7/44,3%. Обработка данных осуществлялась с использованием средства программного обеспечения Mental Modeler. Результаты и обсуждение. Представлена разработанная система концептов, которые характеризуют факторы на государственном и личностном уровнях, влияющие на проявление нетерпимости к другим расам и этнической ненависти в учебном заведении. Формализован знаковый орграф когнитивной карты безопасности образовательной организации в мультикультурном пространстве. Представлены результаты сценарного моделирования, в рамках которого рассмотрен прогноз динамики безопасности образовательной организации в мультикультурном пространстве с позиций личностных факторов. Выявлены факторы, влияющие на безопасность образовательных учреждений. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о дестабилизирующем характере системы, где любые изменения могут привести к трансформации факторов. Разработанный подход к анализу позволяет обосновать мероприятия по предотвращению угроз экстремизма и повышению безопасности образовательных учреждений. Когнитивные модели представляются мощным инструментом для изучения самых разнообразных систем и явлений. Эти модели описывают наблюдаемые процессы с помощью математических функций и компьютерных алгоритмов. Используя когнитивные модели для анализа качественных и количественных данных, исследователи могут объяснить возникновение тех или иных феноменов, протекание определенных ситуаций и реакцию со стороны наблюдаемых систем на проявление внешних факторов и эффектов. По этой причине когнитивные модели пользуются значительным успехом во многих областях общественной жизни, социологии, экономики, человеческих отношений.

Ключевые слова: образовательная организация, когнитивное моделирование, факторы, геополитика, риски, угрозы,

экстремизм

Для цитирования: Мильчарек Т. П., Сосковец А. В. Когнитивное моделирование безопасности образовательной организации в современной динамичной геополитической среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 392-397. 1^://(1огогдЛ0. 24412/1999-6241-2024-499-392-397

Scientific and Practical Article

UDC 519 © Milcharek T. P., Soskovets A. V., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-392-397

5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

Cognitive Modelling of Educational Organization Security in Current Dynamic

Geopolitical Environment

Таdeush P. Мilcharek, Candidate of Science (in Philosophy), Associate-Professor, Head of the chair of Psychology of Labour

and Organizational Psychology 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3894-8118

Albert V. Soskovets, Senior Lecturer of the chair of Psychology of Labour and Organizational Psychology 1;

soskovets.albert.ru; https://orcid.org/0009-0003-2542-2592

' Omsk State Technical University, 11 Mira pr., Omsk, 644050, Russia

Abstract. Introduction. The issues of identifying factors, which have a destructive impact on the safety of educational organizations, in order to clearly formalize them, develop the most effective approaches and level the negative influence, are of particular relevance. Materials and Methods. The methodological bases include the principles of cultural-historical, system and activity, resource and cognitive-behavioural approaches with methods and technologies of modern cognitive science. The authors employed the results of a sociological survey conducted with students at Omsk State Technical University, which concerned the assessment of the risks

of extremism and its development in modern society. Cognitive maps and attitude matrices were used for analysis. The survey obtained data from 1366 students, from the first to the fifth year of study, 94% of the respondents aged between 18-23 years, the ratio of male and female respondents was 55.7/44.3% respectively. Data processing was carried out using Mental Modeler software tool. Results and Discussion. The developed system of concepts that characterize the factors at the state and personal levels and influence the manifestation of intolerance to other races and ethnic hatred in an educational institution is presented. The sign directed graph of the cognitive map of safety of educational organization in multicultural space is formalized. The results of scenario modelling are presented, within the framework of which the forecast of dynamics of safety of educational organization in a multicultural space from the position of personal factors is considered. The factors influencing the safety of educational institutions are revealed. Conclusions. The obtained results indicate the destabilizing nature of the system, where any changes can lead to transformations of factors. The approach developed to the analysis allows us to justify measures for preventing threats of extremism and improving the security of educational institutions. Cognitive models are a powerful tool for studying a wide variety of systems and phenomena. These models describe observable processes by means of mathematical functions and computer algorithms. Via cognitive models used to analyze qualitative and quantitative data, researchers can explain the arising of certain phenomena, the course of certain situations, and the response of observed systems to external factors and effects. For this reason, cognitive models gain considerable popularity in many areas of social life, sociology, economics, and human relations.

Keywords:educational organization, cognitive modeling, factors, geopolitics, risks, threats, extremism

Citation: IVlilcharek T. P, Soskovets А. V. Cognitive Modelling of Educational Organization Security in Current Dynamic Geopolitical Environment. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 392-397 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1999-6241-2024-499-392-397

Основные положения

1. Проявления национализма, расизма, нетерпимости и дискриминации по этнокультурному признаку в образовательной среде негативно влияют на уровень комплексной безопасности образовательной организации, повышая риски экстремистской и террористической угроз.

2. Для обеспечения безопасности образовательной организации необходимо особое внимание уделять возможности свободно сообщать и сигнализировать о ситуациях притеснений по национальному, религиозному и этническому признакам.

3. Положительную роль в укреплении безопасности образовательной организации оказывает фактор свободы слова как возможности открыто высказываться о проблемах и в конструктивном диалоге находить их решение, а также рост миграции в аспекте привлечения высококвалифицированных кадров и пропаганды высокой культуры и образованности.

4. Большая часть решений принимается в динамических ситуациях, когда приходится контролировать ряд взаимосвязанных элементов. Управление динамическими системами является обычным требованием в повседневной жизни, начиная от использования нового технического устройства и заканчивая управлением компанией или пониманием динамики социальных отношений.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Не подлежит сомнению тот факт, что сегодня геополитика формирует международный образовательный ландшафт. Сотрудничество в сфере науки, исследований и образования традиционно использовалось как инструмент для стимулирования транснационального партнерства, развития многосторонних и глобальных связей и снижения напряженности между странами [1]. Однако в связи с геополитической напряженностью, характерной для последних десятилетий, эта роль была подорвана, а образование стало оружием в контексте эскалации политических волнений и споров.

Как отмечают М. А. Калужина, Т. С. Пухарева, «в последние годы Российское государство столкнулось с новыми вызовами и угрозами для будущего стабильного, безопасного развития общества. К числу наиболее серьезных рисков внутри страны в аспекте информационной безопасности личности общества и государства следует отнести наступательную организованную пропагандистскую деятельность, потенциально способную к продуцированию благоприятной среды для погружения социально запущенного индивида в определенную негативную „матрицу восприятия" социальной среды агентами влияния — радикально настроенными лицами в целях направленного психологического воздействия, ориентированного на распространение экстремистской идеологии, формирование причин, условий, криминологически важных детерминант, готовности совершения преступлений экстремистской направленности» [2, с. 154].

Изменения в мировой политике и растущие глобальные проблемы оказывают непосредственное влияние на системы образования во всем мире. Эти преобразования характеризуются слабостью глобального управления, нарастающим противодействием многостороннему подходу и свободной торговле, возрождением политического популизма, национализма и экстремизма, смещением баланса глобальных сил, чрезвычайными ситуациями, связанными с потеплением климата, и растущими требованиями социальной справедливости [3].

В контексте вышеизложенного особую актуальность приобретают вопросы выявления факторов, оказывающих деструктивное влияние на безопасность образовательных организаций, для их четкой формализации и выработки наиболее эффективных подходов, нивелирования негативного воздействия. Очевидно, что для достижения обозначенной цели необходимым является применение прогрессивного и действенного инструментария моделирования. Для исследования социально-экономических проблем наиболее распространен метод когнитивного моделирования, позволяющий выявлять связи и зави-

симости в сложной функционально-структурированной системе.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что с помощью применения методов и технологий, а также процедур когнитивного моделирования определены основные психологические угрозы комплексной безопасности образовательной организации, а также возможности снижения и профилактики рисков их возникновения по фактору межнациональных отношений и мультикультурности.

Учитывая специфику поставленной задачи, авторы к одному из способов ее решения относят когнитивное моделирование. Таким образом, цель статьи состоит в определении посредством применения процедур, методов и технологий когнитивного моделирования основных психологических угроз комплексной безопасности образовательной организации, а также возможностей снижения и профилактики рисков их возникновения по фактору межнациональных отношений и мультикультурности, в рассмотрении особенностей когнитивного моделирования безопасности образовательной организации в современной динамичной геополитической среде.

Теоретические предпосылки, обзор и степень изученности проблемы. Вопросы, связанные с анализом внешней и внутренней среды учреждений системы образования, рассматривают в своих публикациях

A. С. Власова, А. О. Подлесный, А. С. Гурбангулыев,

B. Н. Богатиков, А. Ю. Клюшин, Е. В. Беликова, Е. Г. Ефремов, Н. А. Ефремова, В. С. Кубарев, Н. А. Мильчарек, Т. П. Мильчарек, В. И. Сенькова, М. В. Френкель, О. А. Цветкова, С. Я. Куклин, Л. В. Куклина, О. А. Бойко, Д. Г. Кишеньков, А. В. Ревягин и др. [4-8].

Разработки методических подходов к моделированию обеспечения экономической безопасности различных предприятий и организаций, объектов критической инфраструктуры с использованием когнитивного подхода нашли отражение в публикациях А. М. Рыбникова, М. С. Рыбникова, Ю. А. Семеновой, Г. Е. Крохичевой, Э. Л. Архипова, С. Ю. Казанцевой, А. О. Мишурина, Ф. М. Курилова [9-11]. Несмотря на достаточное количество исследований по указанной тематике, по мнению авторов, динамизм глобальной ситуации в мире, появление новых рисков, инициированных на геополитическом уровне для национальных образовательных систем, предопределяют необходимость проведения дальнейших исследований в данном направлении. Отдельного внимания заслуживает уточнение методологии поиска аналитических выражений линейной корреляционной зависимости, существующей между исследуемыми концептами в когнитивной модели.

Материалы и методы

Методологические основания проведенного исследования состоят в сочетании принципов культурно-исторического, системно-деятельностного, ресурсного и когнитивно-поведенческого подходов с методами и технологиями современной когнитивистики.

Когнитивный подход к моделированию и управлению слабоструктурированными системами предполагает раз-

работку формальных методов и моделей, которые содержат или учитывают когнитивные возможности (понимание, восприятие, объяснение представления), поддерживая интеллектуальный процесс при решении задач управленческого характера [12].

Использование методов когнитивных наук дало возможность построить и эмпирически верифицировать модель комплексной безопасности образовательной организации. При построении самой модели использовались результаты исследования, проведенного на базе Омского государственного технического университета в ноябре-декабре 2023 г. Опрошено 1366 студентов, с первого по пятый курс обучения, из которых 94% находились в возрасте от 18 до 23 лет, доля респондентов мужского пола составила 55,7%, а женского — 44,3%.

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием средства программного обеспечения Mental Modeler.

Результаты и обсуждение

Этапы построения когнитивной модели. Анализ безопасности образовательной организации в современной динамичной геополитической среде с использованием инструментария когнитивного моделирования целесообразно осуществлять в строго определенной последовательности [4; 5].

Этап 1. Оценка ситуации и выявление проблемных аспектов обеспечения безопасности образовательной организации.

Этап 2. Построение когнитивной карты (выделяются факторы, характеризующие ситуацию, — основные и управляющие; целевые факторы и их группировка; направления влияния и взаимосвязи между факторами).

Этап 3. Построение когнитивной модели (взвешенного орграфа) обеспечения безопасности образовательной организации (в процессе формализации когнитивной модели необходимы следующие действия: определение силы связи между факторами, построение матрицы согласованности между факторами когнитивной модели, оценка модели на адекватность и устойчивость).

Этап 4. Сценарное моделирование развития ситуации с обеспечением безопасности образовательной организации (определение границ возможных изменений факторов и построение сценариев развития ситуации).

Этап 5. Обоснование мероприятий и направлений по реализации выбранного сценария развития в целях обеспечения и повышения безопасности образовательной организации.

Построение взвешенного графа. В когнитивной модели с помощью ориентированного знакового (взвешенного) графа, в котором вершины соответствуют элементам (подсистемам, факторам) исследуемой системы, а дуги — взаимосвязям между ними, строится когнитивная карта системы. Когда вершины графа не имеют весов, то дуги взвешиваются знаком. Если при увеличении значения фактора (вершины) дуга приводит к росту значения фактора, тогда дуга имеет положительный знак («+»), в противоположном случае — отрицательный («-») [13]. Согласно тео-

ретическому представлению граф описывается кортежем когнитивной модели:

(V, Wгf E, WE, Pr),

где V={v} — множество элементов системы (вершины графа);

W.. — множество весов вершин, нечеткое причинно-следственное отношение на множестве V;

E — множество дуг;

WE={ei} — множество весов дуг;

Рг — множество правил изменения параметров в вершинах.

Отбор факторов, оказывающих влияние на безопасность образовательной организации в современном геополитическом пространстве, был осуществлен с использованием результатов опроса студентов Омского государственного технического университета, который проводился в ноябре-декабре 2023 года.

Орграф моделирования рисков. Анализ формализованных в процессе социологического опроса ответов нашел отражение в виде орграфа моделирования влияния рисков и угроз экстремизма на безопасность образовательной организации (рис. 1).

на пересечении строк и столбцов стоят единицы (или 0), если существуют (не существуют) отношения между элементами [14]. Их обозначения могут иметь знак «+1» или «-1». Для оценки сбалансированности матрицы рассчитается мера относительного баланса В(К), которая позволяет оценивать сбалансированность когнитивной модели на основе нахождения отношения между количеством положительных контуров сформированного орграфа к общему их количеству при условии, что В(К)е[0; 1]. Если получено значение В(К)=1, то орграф сбалансирован, а если получено значение В(К)=0, то не сбалансирован [15].

Мера относительного баланса В(К) определяется с учетом длины контуров:

Рис. 1. Орграф когнитивной модели влияния взаимодействия

показателей, обусловливающих влияние угроз и рисков экстремизма на безопасность образовательной организации

(Fig. 1. Directed graph of cognitive model of influence of interaction of indicators determining the impact of threats and risks of extremism on the security of an educational organization)

Когнитивная карта, кроме графического изображения, может быть представлена матрицей отношений, или смежности, С=||с^||пхп, которая является реализацией сформированного орграфа в соответствии со следующим условием:

Матрица смежности — это квадратная матрица, строки и столбцы которой обозначены вершинами графа,

где рк — количество положительных циклов длины;

^ — общее количество циклов длины. Как известно, динамический анализ нечетких величин может быть обозначен не только связями, но и факторами. Для нечетких когнитивных карт используется следующая модификация модели импульсного процесса:

v¡(t+í)=S(v¡(i)+q¡(t+l)+o¡(t+í)+Ek¡_¡ р()), где у($) — значение ьго фактора в момент времени £ ^+1) — внешнее воздействие на ьй фактор в момент времени ^+1);

о^+1) — управляющее воздействие на ьй фактор в момент времени ^+1);

w.. — интенсивность влияния между факторами; р() — изменение значения в момент времени i (импульс);

Т — операция Т-нормы;

S — операция S-нормы (используется S-норма Лу-касевича).

Итак, для генерации альтернатив выбираются начальные значения факторов и уровень интенсивности воздействий (низкий, средний, высокий и т. д.), а сгенерированные альтернативы используются для достижения наилучшего результата, где вектор воздействий на управляемые факторы формируется на основе разработанных сценариев [16].

Таким образом, результаты расчетов значений обобщенных контуров обратной связи для выбранных факторов влияния на безопасность образовательного учреждения через призму повышения угроз и рисков экстремизма показали, что они больше 1. Поэтому полученная матрица была нормализована. В процессе нормализации был уменьшен масштаб полученных результатов. Результаты нормализованной матрицы представлены в табл.

Полученные значения обобщенных коэффициентов обратной связи отображены на рис. 2.

По результатам моделирования, представленным на рис. 2, видно, что все факторы в системе являются дестабилизирующими, а следовательно, и чувствительными к изменениям. Наиболее чувствительным фактором является пропаганда насилия. Такой характер системы свидетельствует о том, что любые изменения в ту или иную сторону (увеличение или уменьшение) могут дестабилизи-

Таблица. Нормализованные результаты расчетов когнитивной модели развития угроз безопасности образовательной организации, связанных с экстремизмом (Table. Normalized results of calculations of the cognitive model of development of extremism-related threats to the security

of an educational organization)

Фактор Низкий уровень образования Пропаганда насилия Неправильная политика властей Пренебрежительное отношение к культуре и обычаям Возможность свободно выражать свои взгляды Большое количество мигрантов Высокий уровень криминальности Экономические трудности

Низкий уровень образования 1,0 0,10 0,08 -0,08 -0,09 -0,10 -0,02 0,08

Пропаганда насилия 0,10 1,0 0,08 -0,09 -0,08 -0,08 -0,03 0,07

Неправильная политика властей 0,14 0,14 1,0 0,30 -0,05 -0,02 0,26 0,08

Пренебрежительное отношение к культуре и обычаям 0,36 0,37 0,06 1,0 -0,18 -0,21 0,15 0,29

Возможность свободно выражать свои взгляды -0,09 -0,10 -0,07 0,14 1,0 0,12 0,03 -0,02

Большое количество мигрантов -0,04 -0,04 -0,03 0,19 0,04 1,0 0,04 0,01

Высокий уровень криминальности 0,09 0,09 0,15 0,04 -0,03 -0,02 1,0 0,12

Экономические трудности 0,23 0,24 0,09 -0,05 -0,14 -0,20 0,04 1,0

ровать систему, а также привести к трансформациям всех остальных факторов. При этом система сама будет способствовать таким изменениям, поскольку является неустойчивой. Например, принятие поспешных, не выверенных решений со стороны органов власти приведет к ухудшению криминогенной обстановки, росту экономических проблем, углублению межрасовых противоречий. Полученные значения дают представление о характере поведения системы.

Экономические трудности

Высокий уровень криминальности

Большое количество мигрантов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность свободно выражать свои взгляды Пренебрежительное отношение к культуре и обычаям Неправильная политика властей

Пропаганда насилия Низкий уровень образования

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7

щих росту угроз экстремизма, безопасность образовательной организации будет ухудшаться. В то же время такие детерминанты, как возможность выражать свои взгляды и рост количества мигрантов, демонстрируют хотя и слабое, но все же положительное влияние на безопасность образовательной организации.

Низкий уровень образования

0 -0,1

-0,2 -0,3

Экономические трудности

Пропаганда насилия

Высокий уровень криминальности

Большое количество мигрантов

Неправильная политика властей

Пренебрежительное отношение

к культуре и обычаям

Рис. 2. Значение обобщенных коэффициентов обратной связи когнитивной модели развития угроз экстремизма и безопасности образовательной организации (Fig. 2. Value of generalized feedback coefficients of the cognitive model of extremism threat development and security of an educational organization) На следующем этапе проанализируем влияние управляющих факторов на целевой показатель «безопасность образовательной организации». Результаты вычислений представлены на рис. 3.

Результаты моделирования свидетельствуют, что с ростом силы влияния большинства факторов, способствую-

Возможность свободно выражать свои взгляды

Рис. 3. Коэффициенты влияния управляющих факторов на целевой показатель «безопасность образовательной организации»

(Fig. 3. Coefficients of influence of controlling factors on the target indicator 'Safety of educational organization') По мнению авторов, данная ситуация объясняется тем, что свобода слова позволяет не только накалять обстановку в обществе и проводить информационные атаки, но и вскрывать существующие проблемы, открыто высказываться о них, акцентировать внимание на возникающих сложностях, что в свою очередь может породить импульс к их решению как со стороны социума, так и с позиций официальных властей.

Фактор роста миграции также имеет двунаправленное влияние. Если речь идет об увеличении числа приезжих с низким образованием, без специализации и актуальных умений, тогда этот фактор будет иметь крайне отрицатель-

ное влияние на безопасность образовательной организации. Однако привлечение высококвалифицированных кадров, которые обладают необходимыми навыками, актуальными в XXI в., является двигателем развития общества, будет способствовать интенсификации межкультурного обмена, окажет положительное влияние на расширение использования в обществе передовых практик. Это, в свою очередь, будет пропагандой образованности, развитой культуры, успешности в работе, что позволит повысить внимание к учебным заведениям, их значимость в цивилизационном развитии и прогрессе общества.

Выводы

В ходе проведенного исследования авторами описаны результаты когнитивного моделирования влияния факторов, связанных с ростом угроз и рисков экстремизма, на безопасность образовательной организации. Разработанный методический подход к анализу причинно-следственных связей позволяет обосновать приоритеты в формировании программных мероприятий, нацеленных на нивелирование и предупреждение рисков экстремизма, оказывающих негативное влияние на систему образования в целом, развитие общества и безопасность учебных заведений в частности.

Область применения и перспективы. Целесообразно усилить на государственном уровне образо-

вательные программы и просветительские мероприятия по недопущению негативных проявлений террористической и экстремистской направленности. В самих образовательных учреждениях следует повысить культуру продвижения национальной терпимости и усовершенствовать процессы рассмотрения жалоб. На следующем этапе исследования представляется целесообразным провести сценарное моделирование, в рамках которого рассмотреть прогноз динамики безопасности образовательной организации в мультикультурном пространстве с позиций личностных факторов в результате введения дополнительных курсов и познавательных программ о расе, расовых стереотипах, микроагрессии и предубеждениях в учебный процесс. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию стратегических управленческих решений относительно усовершенствования процесса обучения и улучшения климата в студенческом коллективе. Перспективы совершенствования процесса оценки могут заключаться в автоматизации процедур на основе применения средств моделирования. Особенность этих моделей состоит в использовании недостаточных, неявных и даже неоднозначных сведений об объекте, которые удалось получить экспертам. Модель позволяет определить ключевые связи и силу влияния факторов на проблему.

Список источников / References

1. Яровая А. Е. Развитие университета нового поколения: концепция и реальность ее воплощения // Modern Economy Success. 2021. № 4. С. 167-176.

2. Калужина М. А., Пухарева Т. С. Социально-психологические паттерны, детерминирующие экстремистское мировоззрение, и их познавательная роль в решении задач оперативно-розыскной профилактики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 2(93). С. 152-160.

3. Каратабан И. А. Социальные проблемы современного образования в России // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2022. № 2. С. 32-39.

4. Власова А. С., Подлесный А. О. Когнитивные модели в информационных системах // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 19. С. 88-91.

5. Гурбангулыев А. С., Богатиков В. Н., Клюшин А. Ю. Построение когнитивной модели как основы планирования развития инновационного предприятия // Современные технологии управления. 2021. № 3(96). С. 18-22.

6. Беликова Е. В., Ефремов Е. Г., Ефремова Н. А., Кубарев В. С., Мильчарек Н. А., Мильчарек Т. П., Сенькова В. И., Френкель М. В., Цветкова О. А. Психологическая экспертиза признаков экстремизма в интернет-аккаунтах пользователей социальных сетей // Психология и психотехника. 2022. № 1. С. 1-17.

7. Куклин С. Я., Куклина Л. В. Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи // Образовательная среда сегодня и завтра : мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 372-376.

8. Бойко О. А., Кишеньков Д. Г., Ревягин А. В., Еремеев С. Г. Профилактика экстремизма в среде студенческой молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 3(86) С. 352-359. https://doi.оrg/10. 24412/1999-6241-2021-386-352-359.

9. Рыбников А. М., Рыбников М. С., Семенова Ю. А. Моделирование процессов управления экономической безопасностью предприятия // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. № 1. С. 123-129.

10. Крохичева Г. Е., Архипов Э. Л., Казанцева С. Ю. Модель управления экономической безопасностью бизнеса // Вестник евразийской науки. 2019. № 6. URL: https://esj.today/PDF/71ECVN619.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

11. Курилов Ф. М. Моделирование систем защиты информации. Приложение теории графов // Технические науки: теория и практика : мат-лы III междунар. науч. конф. Ульяновск, 2016. С. 6-9.

12. Вульфин А. М. Модели и методы комплексной оценки рисков безопасности объектов критической информационной инфраструктуры на основе интеллектуального анализа данных // Системная инженерия и информационные технологии. 2023. Т. 5, № 4(13). С. 50-76.

13. Jiaxin Cui Different cognitive mechanisms used for solving open and closed math problems. International Journal of Psychology. 2023. Issue 6. Рр. 45-49.

14. Alex M. Silver, Leanne Elliott. Teasing apart the unique contributions of cognitive and affective predictors of math performance. Annals of the New York Academy of Sciences. 2022. Vol. 1511, Issue 1. Рр. 98-104.

15. Абрамян Г. А., Мурзин А. Д. Когнитивная модель повышения конкурентоспособности региональной экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2023. № 5(151). С. 17-24.

16. Закиева Е. Ш. Алгоритм интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений на основе нечеткой когнитивной модели оценки уровня безопасности // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11-1. С. 43-48.

Поступила 03.05.2024; одобрена после рецензирования 17.05.2024; принята к публикации 28.06.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.