Научная статья на тему 'Интегративные подходы в решении теоретико-познавательных задач оперативно-розыскного изучения лица, склонного к экстремистскому поведению'

Интегративные подходы в решении теоретико-познавательных задач оперативно-розыскного изучения лица, склонного к экстремистскому поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / противоправное поведение / радикализация / социально-психологические предикторы / оперативно-розыскная аналитика / оперативно-розыскная профилактика / extremism / unlawful behavior / radicalization / social psychological predictors / operational detective analytics / operational detective prevention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марина Анатольевна Калужина, Татьяна Сергеевна Пухарева

Введение. Актуальность угроз информационно-мировоззренческой безопасности России актуализирует проблему научного обеспечения всестороннего изучения социальных и личностных факторов, ассоциируемых с агрессивными экстремистскими проявлениями, в том числе для последующего использования этих знаний при реализации задач предупреждения и профилактики экстремистского поведения в оперативно-розыскной деятельности. Цель — выявление и описание психологических предикторов радикализации личности и экстремистского мировоззрения для решения задач оперативно-розыскного изучения лица, склонного к экстремистскому поведению. Материалы и методы. Использованы системный подход, методы теоретико-эмпирического получения знаний: системно-структурный, формально-логический, метод сравнительного анализа. Результаты и обсуждение. Подчеркивается детерминированность экстремистского мировоззрения личностными и социальными факторами, что проявляется посредством включенности лица в жизнь общества, делается вывод о необходимости его разнопланового исследования. Экстремистское мировоззрение является концептом, содержащим искаженные установки, ценности и отношения в пространственно-временном континууме социальной жизни. При выявлении экстремистских тенденций лица как мировоззренческой системы крайних взглядов и убеждений необходимо изучение специфичных личностных характеристик, социальных установок и конкретной жизненной ситуации индивида. Постулируется, что в условиях изменяющегося мира и переосмысления приоритетных ценностей в современном обществе важное значение имеет оперативное реагирование правоохранительных органов на угрозы существующему правопорядку, что указывает на возрастающую роль профилактических мер в отношении экстремистских проявлений. Выводы. Ключевыми психологическими предпосылками радикализации и экстремистских проявлений лица становятся личностная неопределенность, социальная фрустрированность, убежденность в собственной правоте, чувство негативной исключительности и усиленное стремление реализовать себя даже в концепции зла, оправдание насилия, чувство несправедливости, бунтарские черты и травмирующий детский опыт. Для исследования, выявления и предупреждения экстремистских проявлений применима неформальная аналитика, используемая в рамках информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, которую можно рассматривать как один из инструментов оперативно-розыскных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марина Анатольевна Калужина, Татьяна Сергеевна Пухарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Approaches in Solving Theoretical and Cognitive Tasks of Operational Detective Study of a Person prone to Extremist Behaviour

Introduction. The relevance of threats to the information and ideological security of Russia actualizes the problem of scientific maintenance of a comprehensive study of social and personal factors associated with aggressive extremist manifestations, including those for the subsequent use of this knowledge in the implementation of tasks of prevention of extremist behaviour in operational detective activities. The objective is to identify and describe psychological predictors of personality radicalization and extremist worldview to solve the problems of operational detective study of a person prone to extremist behaviour. Materials and Methods. The system-based approach, methods of theoretical and empirical knowledge acquisition were used: system-structural, formal-logical, method of comparative analysis. Results and Discussion. The authors emphasize that extremist worldview is determined by personal and social factors, which is manifested through the person's involvement in the life of society, and conclude that its multidimensional study is necessary. Extremist worldview is a concept containing distorted attitudes, values and relations in the space-time continuum of social life. When identifying extremist tendencies of a person as a worldview system of extreme views and beliefs, it is necessary to study specific personal characteristics, social attitudes and specific life situation of an individual. It is postulated that in the conditions of a changing world and rethinking of priority values in modern society the prompt response of law enforcement agencies to threats to the existing law and order is important, which indicates the increasing role of preventive measures against extremist manifestations. Conclusions. The key psychological prerequisites for radicalization and extremist manifestations of a person are personal uncertainty, social frustration, self-righteousness, a sense of negative exclusivity and an increased desire to fulfill oneself even in the concept of evil, justification of violence, a sense of injustice, rebellious traits and traumatic childhood experiences. Informal analytics, used as part of information support for operational crime detection, is applicable to the study, revealing and prevention of extremist manifestations and can be considered as one of the tools of operational detective bodies.

Текст научной работы на тему «Интегративные подходы в решении теоретико-познавательных задач оперативно-розыскного изучения лица, склонного к экстремистскому поведению»

Психология правонарушающего поведения

PSYCHOLOGY OF DELINQUENT BEHAVIOUR

Научно-практическая статья

УДК 343.955:159.9 © Калужина М. А., Пухарева Т. С., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-280-287

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности; 5.1.4. Уголовно-правовые науки

Интегративные подходы в решении теоретико-познавательных задач оперативно-розыскного изучения лица, склонного к экстремистскому поведению

Марина Анатольевна Калужина, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики и правовой информатики 1 ведущий научный сотрудник 2; kaluzhina.marishka@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-4603-4129 Татьяна Сергеевна Пухарева, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления 1; puchareva@bk.ru; https://orcid.org/0000-0002-2833-1034 1 Кубанский государственный университет, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149, Россия 2Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1, Россия

Реферат. Введение. Актуальность угроз информационно-мировоззренческой безопасности России актуализирует проблему научного обеспечения всестороннего изучения социальных и личностных факторов, ассоциируемых с агрессивными экстремистскими проявлениями, в том числе для последующего использования этих знаний при реализации задач предупреждения и профилактики экстремистского поведения в оперативно-розыскной деятельности. Цель — выявление и описание психологических предикторов радикализации личности и экстремистского мировоззрения для решения задач оперативно-розыскного изучения лица, склонного к экстремистскому поведению. Материалы и методы. Использованы системный подход, методы теоретико-эмпирического получения знаний: системно-структурный, формально-логический, метод сравнительного анализа. Результаты и обсуждение. Подчеркивается детерминированность экстремистского мировоззрения личностными и социальными факторами, что проявляется посредством включенности лица в жизнь общества, делается вывод о необходимости его разнопланового исследования. Экстремистское мировоззрение является концептом, содержащим искаженные установки, ценности и отношения в пространственно-временном континууме социальной жизни. При выявлении экстремистских тенденций лица как мировоззренческой системы крайних взглядов и убеждений необходимо изучение специфичных личностных характеристик, социальных установок и конкретной жизненной ситуации индивида. Постулируется, что в условиях изменяющегося мира и переосмысления приоритетных ценностей в современном обществе важное значение имеет оперативное реагирование правоохранительных органов на угрозы существующему правопорядку, что указывает на возрастающую роль профилактических мер в отношении экстремистских проявлений. Выводы. Ключевыми психологическими предпосылками радикализации и экстремистских проявлений лица становятся личностная неопределенность, социальная фрустрированность, убежденность в собственной правоте, чувство негативной исключительности и усиленное стремление реализовать себя даже в концепции зла, оправдание насилия, чувство несправедливости, бунтарские черты и травмирующий детский опыт. Для исследования, выявления и предупреждения экстремистских проявлений применима неформальная аналитика, используемая в рамках информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, которую можно рассматривать как один из инструментов оперативно-розыскных органов.

Ключевые слова: экстремизм, противоправное поведение, радикализация, социально-психологические предикторы, оперативно-розыскная аналитика, оперативно-розыскная профилактика

Для цитирования: Калужина М. А, Пухарева Т. С. Интегративные подходы в решении теоретико-познавательных задач оперативно-розыскного изучения лица, склонного к экстремистскому поведению // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 280-287. https://doi.оrg/10. 24412/1999-6241-2024398-280-287

Scientific and Practical Article

UDC 343.955:159.9 © Kaluzhina M. A., Pukhareva T. S., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-280-287

5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security; 5.1.4. Criminal Law Sciences

Integrative Approaches in Solving Theoretical and Cognitive Tasks of Operational Detective Study of a Person prone to Extremist Behaviour

Marina A. Kaluzhina, Doctor of Science (in Law), Associate-Professor, Professor at the chair of Criminalistics and Legal Informatics 1 leading researcher 2; kaluzhina.marishka@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-4603-4129

Tatiana S. Pukhareva, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Social Psychology and Sociology of Management 1; puchareva@bk.ru; https://orcid.org/0000-0002-2833-1034 ' Kuban State University, 149 Stavropolskaya st., Krasnodar, 350040, Russia

2 Research Institute of Russian Federal Penitentiary Service, '5 A bld. 1 Narvskaya st., Moscow, '25130, Russia

Abstract. Introduction. The relevance of threats to the information and ideological security of Russia actualizes the problem of scientific maintenance of a comprehensive study of social and personal factors associated with aggressive extremist manifestations, including those for the subsequent use of this knowledge in the implementation of tasks of prevention of extremist behaviour in operational detective activities. The objective is to identify and describe psychological predictors of personality radicalization and extremist worldview to solve the problems of operational detective study of a person prone to extremist behaviour. Materials and Methods. The system-based approach, methods of theoretical and empirical knowledge acquisition were used: system-structural, formal-logical, method of comparative analysis. Results and Discussion. The authors emphasize that extremist worldview is determined by personal and social factors, which is manifested through the person's involvement in the life of society, and conclude that its multidimensional study is necessary. Extremist worldview is a concept containing distorted attitudes, values and relations in the space-time continuum of social life. When identifying extremist tendencies of a person as a worldview system of extreme views and beliefs, it is necessary to study specific personal characteristics, social attitudes and specific life situation of an individual. It is postulated that in the conditions of a changing world and rethinking of priority values in modern society the prompt response of law enforcement agencies to threats to the existing law and order is important, which indicates the increasing role of preventive measures against extremist manifestations. Conclusions. The key psychological prerequisites for radicalization and extremist manifestations of a person are personal uncertainty, social frustration, self-righteousness, a sense of negative exclusivity and an increased desire to fulfill oneself even in the concept of evil, justification of violence, a sense of injustice, rebellious traits and traumatic childhood experiences. Informal analytics, used as part of information support for operational crime detection, is applicable to the study, revealing and prevention of extremist manifestations and can be considered as one of the tools of operational detective bodies.

Keywords: extremism, unlawful behavior, radicalization, social psychological predictors, operational detective analytics,

operational detective prevention

Citation: Kaluzhina IVl. A., Pukhareva T. S. Integrative Approaches in Solving Theoretical and Cognitive Tasks of Operational Detective Study of a Person prone to Extremist Behaviour. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98). Pp. 280-287 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-280-287

Основные положения

1. Экстремистское поведение обусловлено специфическим мировоззрением, содержащим искаженные установки и ценности в пространственно-временном континууме социальной жизни. Экстремистское мировоззрение лица проявляется в социально-психологическом контексте как система крайних взглядов и убеждений в отношении установленных законом прав и свобод, общепринятых норм морали, общественного порядка. Психологическая природа противоправного экстремистского поведения обусловлена специфичными личностными характеристиками, социально-психологическими установками и конкретной жизненной ситуацией индивида.

2. При решении задач оперативно-розыскной профилактики экстремистских проявлений как самостоятельной организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности важную роль приобретает неформальная аналитика экстремистского поведения и психологических особенностей объекта.

3. Метод неформальной аналитики экстремистского поведения позволяет определить категории риска в зави-

симости от различных контекстов, в которые могут быть погружены конкретные индивиды, от особенностей субъектов, проводящих аналитическую деятельность.

Введение

Актуальность, значимость и постановка проблемы. Социально-политические изменения мирового правопорядка, формирование резко отрицательного, враждебного образа России повлекли необходимость обеспечения национальной безопасности, внутреннего единства и политической стабильности российского общества, актуализировали проблему научного изучения социальных и личностных факторов, ассоциируемых с проявлениями агрессивной ксенофобской идеологии, основу которой составляет экстремистское мировоззрение на уровне как индивида, так и отдельных социальных групп. Особую роль в этом ракурсе играет обоснование необходимости изучения психологических предикторов радикализации личности в целях получения возможности последующего использования этих знаний в предупредительной деятельности специально уполномоченных государственных органов, наделенных специальными полномочиями в этой сфере, в том числе

посредством осуществления оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) *.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» закрепляет правовые и организационные основы выработки превентивных мер противодействия, к перечню которых относятся оперативно-розыскные мероприятия.

Реальная практика научной деятельности в современном мире часто не отвечает требованиям строго дедуктивных способов обоснования. Например, постулируется необходимость учитывать «факты авторской психологии», контексты исследования противоправного поведения и т. д. На анализ таких контекстов в качестве специальной области исследования в сфере информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности и направлена неформальная аналитика экстремистского поведения. Сама идея неформальной аналитики экстремистского поведения позиционируется как своеобразная метафора, построенная по аналогии с идеями неформальной логики, неформальной математики.

В настоящее время сложилось множество форм аналитической деятельности, которые представлены в различных предметных областях. Аналитическая деятельность как таковая становится особенно актуальной в современном быстроменяющемся мире: без последовательной аналитики просто не удается остановить, зафиксировать мозаику текущих событий. При этом образ аналитической деятельности в разных сферах теоретической и научно-практической деятельности предполагает, что аналитика всегда представляет строгий, в чем-то формализованный, обоснованный, доказательственный способ рассуждений. Между тем это не всегда так. Риторическое начало (явно или неявно) присутствует в различных сферах аналитической деятельности, свои сущностные особенности оно приобретает в решении задач оперативно-розыскной профилактики экстремистского поведения как самостоятельной организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности.

Порядок применения названных подходов детерминирован главным образом конкретными условиями, послужившими предпосылками необходимости построения базовой информационной модели объекта познания, лежащими в ее основе социально-психологическими предикторами противоправного поведения, формами и явлениями экстремистской направленности.

Совокупность социально-психологических предикторов, образующих основу познания противоправного поведения индивида, следует рассматривать не как какой-то образец для суждения, а всего лишь как повод к суждению, о нем самом и даже против него, именно метод неформальной аналитики экстремистского поведения позволяет определить категории риска в зависимости от различных контекстов, в которые могут быть погружены конкретные индивиды, от особенностей субъектов, проводящих аналитическую деятельность.

Постановка обозначенной проблемы требует интеграции научного поиска в общественных и гуманитарных науках, неформальной аналитики предикторов радикализации личности, построения модели оперативно-розыскной профилактики. Настоящее исследование направлено на получение новых знаний о составных элементах такой модели для решения практических задач оперативно-розыскной профилактики.

Теоретико-методологические предпосылки исследования. Различные аспекты экстремистского поведения являются предметной областью научных дискуссий на протяжении последних десятилетий. Вместе с тем основные определения крайности взглядов личности четко не сформулированы. Наиболее высокую степень разработанности имеют вопросы феномена и причин экстремизма, его характеристик как физического и психического насилия [1-3 и др.]. Сегмент обсуждения проблемы радикализации представлен значительно меньше, относительно изучения личностных аспектов радикализации и дерадикализации весомый вклад в дискуссии вносят представители психологической науки [4-8]. В целом обзор научных работ по изучаемой проблематике позволяет дифференцировать основные понятия, используемые в данном исследовании:

— крайние взгляды рассматриваются как убеждения, при которых личность не приемлет определенных ценностей общества, в частности отдельных социальных установлений политического, этнического и религиозного порядка;

— радикализация трактуется «как аспект усиления крайности убеждений, чувств и поведения в поддержку межгрупповых конфликтов и насилия» [9];

— экстремизм понимается как форма радикального отрицания существующих норм и правил в государстве, а потому явление общественно опасное, представляющее угрозу национальной безопасности государства.

Экстремистское мировоззрение мы рассматриваем с позиций системного подхода в науке, предполагающего учет интегральных качеств исследуемого феномена в связи с другими явлениями жизни и деятельности субъекта. Согласно традиционным представлениям, оформившимся в рамках системного подхода, любая система включается в состав более общей целостности и функционирует под ее детерминирующим воздействием. Принцип системности как инструмент психологического познания применяется с учетом специфичности целостных психических образований, их обусловленности уровнем развития и сферой бытия, а также многомерности, которая требует их изучения в разных системах координат [10; 11]. Опираясь на идеи авторов о метасистемности и уникальности сознания [12], экстремистское мировоззрение следует понимать как качественно специфическую, своеобразную систему, функционирующую по собственным закономерностям и одновременно с этим включенную в метасистему психической реальности.

* Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Здесь и далее, если не указано иное, доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Специфика экстремистского мировоззрения проявляется в том, что картина мира человека включает характерные концептуальные структуры, искаженные установки, ценности и отношения в пространственно-временном континууме социальной жизни. Ранее нами отмечалось, что экстремистское мировоззрение формируется и проявляется в социальных реалиях, поэтому его необходимо рассматривать в социально-психологическом контексте, как систему крайних взглядов и убеждений в отношении установленных законом прав и свобод граждан, общепринятых норм морали, общественного порядка, влекущих противоправность действий, в основе которых специфичные личностные характеристики, социально-психологические установки и жизненная (социальная) ситуация индивида [13].

Цель — выявление и описание психологических предикторов радикализации личности и экстремистского мировоззрения для решения задач оперативно-розыскного изучения лица, склонного к экстремистскому поведению.

Материалы и методы

Теория познания предоставляет существенный арсенал методов исследования предметной области. При этом весьма значима абстрагирующая деятельность человека. С более глубоким проникновением в сущность исследуемых явлений в рамках отдельных отраслей научного знания обоснованно использование не элементарных форм абстракции, а более сложных и разветвленных ее видов. В нашем исследования мы включаем в арсенал научного мышления такие виды абстракции, как абстракция отождествления, изолирующая абстракция, математические абстракции актуальной бесконечности и потенциальной осуществимости, процесс идеализации и т. д.

При проведении исследования использованы системный подход, методы теоретико-эмпирического получения знаний: системно-структурный, формально-логический, метод сравнительного анализа. В совокупности указанные методы позволили комплексно исследовать рассматриваемый феномен как социальное и правовое явление, систематизировать закономерности его детерминации и основные характеристики.

Результаты и обсуждение

Поскольку экстремистское мировоззрение детерминировано личностными и социальными факторами, проявляется посредством включенности лица в жизнь общества, оно должно быть проанализировано разнопланово, в развитии внутренних и внешних отношений, так как авторы подчеркивают, что процессы радикализации имеют тенденцию развертываться нелинейным и динамичным образом [14].

Психологические предикторы радикализации личности. Для того чтобы понять психологическую природу крайних взглядов личности, связанных с возможностью применения насилия, разберем прежде всего, какие факты истории детства и биографические события могут повлечь формирование установок у взрослого на активное противостояние обществу, сложившимся нормам морали и социального порядка. Известно, что детский психотравматический опыт оказывает влияние на развитие когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер личности, на иррациональные установки и личностную реализацию взрослого человека.

Первыми на это обратили внимание представители психоаналитического направления, а затем идеи о комплексном влиянии детских травм на личность взрослого были подхвачены психологами других школ. Субъективное восприятие некоторых событий и отношений к себе в детстве как небезопасных для личности обусловливает появление негативных жизненных установок и нездоровых моделей поведения в дальнейшем. Так, сформированная в детстве установка долженствования событийно, раз за разом подтверждает убеждение взрослого человека в том, что не только «я должен», но и «мне должны» другие люди, общество, государство, правительство. Претензии социальному миру подкрепляются другими иррациональными убеждениями, например установкой сверхобобщения — суждениями о мире на основе выборочной информации, при которых выводится общее правило об окружающей реальности на основе изолированных жизненных эпизодов. Сформированные в детстве и закрепленные опытом во взрослой жизни иррациональные установки индивида приводят к дезадаптации и трудностям в поведении, так как не соответствуют или даже противоречат объективной реальности.

Факты психологического и (или) физического насилия в детстве или юности, субъективная оценка отношений к себе как психологического давления, издевательств со стороны других людей формируют представления о мире как о враждебном и, соответственно, могут обусловливать склонность к экстремистским проявлениям, запуская механизм формирования убеждений о собственной исключительности в целостной системе представлений личности о себе. Речь идет об убеждении в собственной негативной исключительности, поскольку вследствие психотравмирую-щего опыта индивида фрустрируется его потребность быть с другими, быть таким же принимаемым и одобряемым, как окружающие.

Отметим, что эмпирических исследований индивидуально-психологических характеристик лиц, склонных к радикализации, в настоящее время немного, а имеющиеся результаты можно назвать противоречивыми. Например, исследуя генезис экстремистского мировоззрения молодежи, авторы относят к факторам зарождения и поддержания экстремистского мировоззрения интенсивное использование психологических защит, ригидность личностных свойств, дефицит духовных ценностей, отказ от пробле-матизации собственного существования [15]. Что касается дефицита духовных ценностей, то согласимся, что, несмотря на расширение аксиологических знаний и научных исследований ценностно-смысловой сферы молодежи, прикладные аспекты этой проблемы остаются не вполне проработанными как на уровне межличностного общения подростков и молодых людей, так и на уровне образовательных организаций и общества в целом, хотя авторы неизменно подчеркивают практическую необходимость осмысления духовных явлений в жизни современного общества [16; 17]. Наряду с этим, анализ работ, раскрывающих психологические аспекты экстремизма, позволяет выделить следующие личностные предикторы радикализации: чувство собственной исключительности, убежденность в собственной правоте, оправдание насилия, стремление к самореализации,

чувство несправедливости, активную позицию личности и бунтарство, личностную неопределенность и социальную фрустрированность [2; 18 и др.]. При этом относительно экстремистского мировоззрения и поведения перечисленные факторы чрезмерно выражены и сопряжены с готовностью индивида действовать активно и разрушительно.

Рассмотрим подробнее ключевые личностные предикторы радикализации (рис.).

Рис. Ключевые личностные предикторы радикализации (Fig. Key personal predictors of radicalization)

Исследуя аспекты личностной идентичности, авторы указывают, что сформированная негативная идентичность характеризует индивида по принципу «против кого-то», «от противного», эксплуатируя образы враждебности, агрессивности, неприязни, ненависти, противостояния и противодействия, при этом негативная идентичность конструирует внутренний мир личности как одномерный, наполненный фанатизмом и маргинальными смыслами, которые легко трансформируются в экстремизм и терроризм [19; 20]. Таким образом, убежденность в собственной негативной исключительности становится толчком для самореализации личности в агрессивном поведении, в концепции зла.

Чувство собственной негативной исключительности наряду с убежденностью в собственной значимости и правоте, в уникальности своих внутренних переживаний интерпретируют как нарциссические, выражающиеся в самоидеализации и переоценивании своего места среди других, в чувстве избранности. В связи с этим стоит отметить, что провозглашение как приоритетных ценностей современного мира уникальности и индивидуальности личности на практике порождает немало проблем среди молодежи, в частности связанных с противостоянием обществу при отстаивании своих целей и убеждений [21].

Стремление к самореализации подразумевает намерение субъекта наиболее полно раскрыть личностный и творческий потенциал, потому традиционно рассматривается как позитивное устремление личности. В ракурсе осмысления проблемы радикализации потребность в самореализации личности также понимается в аспекте нарциссического самовыражения. Авторы указывают, что в основе самореализации могут быть две внутренние установки: эгоистические (тогда речь идет о самореализации

нарциссического типа) и аскетические (самореализация посредством смысловых мотивов, осознание значимости деятельности, профессии), при этом в идеале эгоистический и аскетический мотив не взаимоисключают друг друга, а развертываются последовательно [22]. Исходя из этой точки зрения, индивиду, склонному к радикальным убеждениям, свойственно искаженное представление о самореализации как необходимости исполнить все свои желания и жизненные устремления, устраняя трудности и барьеры внутреннего и внешнего порядка.

Чувство несправедливости, или личностная восприимчивость, склонность к субъективно негативной оценке распределения в обществе социальных и иных благ — еще один из ключевых маркеров радикализации. Справедливость трактуется как социальная ценность равенства возможностей людей при разделении различных ресурсов общества. Чувствительность к справедливости, или восприимчивость индивида к фактам нарушения справедливости, раскрывается как личностная диспозиция, проявляющаяся в интенсивности когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций на несправедливость. Рассматривая связь между восприятием индивидом несправедливости и склонностью действовать радикальным образом, зарубежные авторы отмечают, что опыт несправедливого обращения может усиливать радикализацию личности [23] и в целом радикальные установки и поведение формируются в результате воспринимаемой несправедливости, проистекающей из социального окружения [24].

В отечественных исследованиях чувства несправедливости показаны связи чувствительности к справедливости с самоуважением личности и негативными эмоциональными переживаниями, в частности тенденциями к депрессив-ности, а также гендерные различия в переживании фактов неравенства [25; 26]. Поскольку при изучении лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности, на первый план выходят черты экстравертного типа, а их склонность к депрессивным состояниям не подтверждается [27], особенности связи чувствительности к справедливости и склонности к радикализации личности требуют углубленного изучения. Однако ясно, что чувствительность к справедливости выступает предиктором действий, направленных на ее восстановление и отстаивание своих интересов.

Активная позиция личности, склонной к экстремистскому поведению, как очевидное, проявляется в бунтарстве и протестах. Бунтарство как личностная характеристика и как конкретные поведенческие действия выражается в силу интенсификации желания индивида быть услышанным и признанным, отстаивать свои интересы, привлечь внимание к своей позиции и к собственному Я. Известно, что бунтарям свойственны энергичность, жизненная активность, а также готовность нарушать нормы, которые субъективно оцениваются как неправильные, противостоять существующему порядку, вести борьбу против ограничений, часто принимающую разрушительный характер. У личности бунтарского типа эгоцентризм и опора на собственное мнение сочетаются с повышенным уровнем притязаний, низкой подчиняемостью и подчеркнутой независимостью,

оптимистической убежденностью в своей правоте. В силу обыкновения упорно отстаивать собственное негативное поведение и противодействовать внешнему давлению усиливается склонность к экстремистским проявлениям. И еще один момент, который важно отметить: тенденция мыслить радикально и противостоять большинству соотносится скорее с желанием показать независимую и самостоятельную позицию среди других, чем со склонностью к аффилиации и стремлением к лидерству.

Оправдание насилия как личностный фактор радикализации и компонент экстремистского мировоззрения проявляется в пренебрежении существующими правилами, допущении нарушений моральных, этических, социальных и правовых норм. В психологическом плане оправдание насилия подразумевает также принятие возможности манипулирования другими людьми, игнорирования их человеческих качеств, отказ от признания их прав и свобод. При этом параллельно оправданию насилия запускается механизм самооправдания и снятия индивидуальной ответственности за собственные убеждения и поступки, в поведении это выражается в снижении самокритики, агрессивном отношении к людям, актуализации чувства тревоги и манипуляциях чувством вины у окружающих.

Ключевыми факторами радикализации являются также личностная неопределенность и социальная фру-стрированность. В условиях современного изменчивого мира личностная неопределенность, иначе неопределенность самоидентичности, связана с принципиальной незавершенностью процессов самокатегоризации личности, с отсутствием самопонимания и четкого представления о своем жизненном пути, с субъективным переживанием жизненной ситуации как неподконтрольной. Переживание социальной фрустрированности личностью связано с внутренними противоречиями между жизненными приоритетами и возможностью их реализации. В условиях социально-политической нестабильности и мозаичной культуры индивид с не-сформированной позитивной самоидентичностью, деформацией жизненных ориентиров и дезадаптацией в реальных обстоятельствах жизни часто мотивирован на негативную, или девиантную, социальную идентичность и поступки решительного характера.

Людей, мыслящих радикально, и индивидов с экстремистскими проявлениями разделяет мера готовности действовать разрушительно. Готовность действовать экстремально и разрушительно отличает тех, кто расположен к риску, проявляет решительность в стрессовой ситуации, склонен действовать без надлежащей коррекции поведения и стоп-реакции, без стремления нравиться другим. Склонность к риску часто проявляется в подростковом и юношеском возрасте и в то же время может характеризовать личность взрослого человека. Результаты исследований показывают, что обнаруживаются связи между высоким уровнем склонности к риску и низкими показателями совестливости, низкой ориентацией на социальные аксиомы, низким стремлением к упорядоченности мира и отсутствием веры в персональный

справедливый мир [28]. Авторами также отмечается, что при высокой оценке собственных возможностей и усилий индивид может субъективно оценивать ситуацию как менее рискованную, чем она представляется внешнему наблюдателю [29]. Что касается атакующего стиля поведения, в исследованиях подтверждается идея о развитии агрессивно-насильственных побуждений, нетерпимости к чужому мнению и склонности к наступательности у молодых людей, имеющих идеи-замыслы мести, подверженных излишней мистичности, деструктивности и цинизму, склонных к протестной активности и отрицанию общепринятых норм и правил поведения; при этом склонность к агрессивному поведению по типу нетерпимости к чужому мнению соотносится с расширением репертуара агрессивных форм реагирования личности [30].

Таким образом, склонность к радикализации может быть обусловлена личным биографическим опытом и индивидуально-психологическими характеристиками, которые, скорее, являются факторами риска и должны рассматриваться в срезе социально-психологических отношений и социальных взаимодействий личности.

Оперативно-розыскная профилактика индивидуального экстремистского поведения и технологии принятия оперативно-тактических решений, основанные на информационно-аналитических подходах. Оперативно-розыскная профилактика, являясь отдельной организационно-тактической формой ОРД, осуществляется по двум основным направлениям: общему и индивидуальному. Общая профилактика состоит в выявлении, устранении или нейтрализации конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений, а индивидуальная профилактика заключается в установлении лиц, поведение и поступки которых указывают на возможность преступных намерений, корректирующем воздействии на них либо устранении или нейтрализации совокупных причин противоправного поведения.

Вектор оперативно-розыскной профилактики нацелен на мероприятия от лица, представляющего общественную опасность, к прогнозируемым либо совершенным правонарушениям. Мероприятия в рамках оперативно-розыскной профилактики необходимо осуществлять одновременно по нескольким направлениям: диагностика «предпреступного» поведения; реализация комплекса мер индивидуального профилактического воздействия; постоянный оперативный контроль отдельных категорий лиц; выявление и устранение причин и условий девиантного поведения.

Важную роль в обеспечении оперативно-розыскной профилактики играет комплекс психодиагностических, консультативных и экспертных мероприятий, ориентированный на улучшение эффективности деятельности правоохранительных органов, в частности оперативно-розыскных сил, по предупреждению криминальных явлений. Знания психологии, которые можно применить при решении задач воздействия на детерминанты преступности и при разработке и реализации мер упреждающего воздействия, имея вспомогательный характер, востребованы при индивидуальной оперативно-розыскной профилактике, направленной на выявление конкретных лиц, высказы-

вающих намерения совершить преступление, или лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, и предполагающей в качестве мер оказание на них позитивного воздействия.

Рассматриваемая нами неформальная аналитика экстремистского поведения как неформальный метод исследования индивида в социальном контексте, предполагает ориентированность исследователей, в том числе представителей оперативно-розыскных сил, на получение специфической информации, лежащей в основе выбора оптимального оперативно-тактического решения. Неформальная аналитика экстремистского поведения должна строиться на принципах комплексности анализа; разумного сочетания вероятностных показателей склонности индивида к экстремистским проявлениям; адекватности оценки содержательной взаимосвязи указанных показателей; широты охвата изучаемых сторон личности и социальной (жизненной) ситуации лица.

Анализ ситуаций, прошлых и прогнозируемых событий, индивидуально-психологических особенностей и социальной ситуации разрабатываемых лиц в пределах неформальной аналитики экстремистского поведения может строиться на обработке полученной из разных источников информации, мнений внешних экспертов и специалистов, вовлеченных в изучение фигуранта. При конструировании картины прогнозируемого поведения решение возникающих задач возможно также на основе прошлого опыта и интуиции сотрудников. Вместе с этим важным является четкое понимание целей неформальной аналитики, компетентное истолкование собранных сведений, выработка целостного представления об изучаемом лице, его психологических особенностях, состояниях и т. п.

Таким образом, принятие оптимальных оперативно-тактических решений в отношении лиц, склонных к экстремистским проявлениям, возможно на основе неформальной аналитики, включающей проработку психологических аспектов исследуемых объектов.

Выводы

Экстремистское мировоззрение лица представляется концептом, содержащим искаженные установки, ценности и отношения в пространственно-временном континууме социальной жизни. Ключевыми психологическими предпосылками радикализации личности, определяющими также формирование экстремистского мировоззрения, становятся личностная неопределенность и социальная фрустрированность, убежденность в собственной правоте, чувство негативной исключительности и усиленное стремление реализовать себя даже в концепции зла, оправдание насилия, чувство несправедливости, бунтарские черты и травмирующий детский опыт.

При выявлении экстремистских тенденций лица как мировоззренческой системы крайних взглядов и убеждений в отношении установленных законом прав и свобод граждан, общепринятых норм морали, общественного порядка, влекущих противоправность действий, необходимо изучать специфичные личностные характеристики, социальные установки и конкретную жизненную ситуацию индивида.

В условиях изменяющегося мира и переосмысления приоритетных ценностей в современном обществе важное значение имеет оперативное реагирование правоохранительных органов на угрозы существующему правопорядку, возрастает роль профилактических мер в отношении возможных экстремистских проявлений. Неформальная аналитика, используемая в рамках информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, применима для исследования, обнаружения и предупреждения экстремистских проявлений, а потому требует тщательной разработки принципов, алгоритма и специфики использования относительно радикально настроенных лиц.

Область применения и перспективы. Неформальную аналитику можно рассматривать как один из инструментов в деятельности оперативно-розыскных сил. В частности, в дальнейшем предполагается создание новой технологии принятия оперативно-тактического решения, основанной на информационно-аналитических подходах.

Список источников / References

1. Антонян Ю. М. Экстремизм и его причины. М., 2010. 285 с.

2. Сальников Е. В. Экстремистское насилие в обществе: феномен, сущность, стратегии социального бытия : дис. ... д-ра филос. наук. Краснодар, 2015. 351 с.

3. Плотников В. В. Экстремизм как феномен современной социальной реальности: институциональные, системные и со-циоструктурные факторы : дис. ... д-ра социол. наук. Краснодар, 2016. 329 с.

4. Сочивко О. И. Психологическое сопровождение осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности // Прикладная юридическая психология. 2019. № 3. С. 99-103.

5. Казберов П. Н., Бовин Б. Г. Общая характеристика лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности // Психология и право. 2019. Т 9, № 1. С. 36-53.

6. Бовин Б. Г., Казберов П. Н., Бовина И. Б. Радикализация в местах заключения: подход социальной идентичности // Пенитенциарная наука. 2020. № 3. С. 415-424.

7. Пазухина С. В. Психологические основы психолого-педагогической профилактики экстремизма и протестного поведения в молодежной среде // Психология и право. 2023. Т. 13, № 2. С. 206-223.

8. Сакаев В. Т. Понятие радикализации: обзор научных подходов в современной зарубежной литературе // Антиномии. 2021. Т. 21, № 2. С. 45-72.

9. McCauley C., Moskalenko S. Mechanisms of Political Radicalization: Pathways Toward Terrorism. Terrorism and Political Violence. 2008. Vol. 20, Iss. 3. P. 428.

10. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. Воронеж, 1996. 384 с.

11. Барабанщиков В. А. Системное исследование психики // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2007. № 1(5). С. 8-19.

12. Карпов А. В. Психология сознания. Метасистемный подход. М., 2011. 1080 с.

13. Калужина М. А., Пухарева Т. С. Социально-психологические паттерны, детерминирующие экстремистское мировоззрение, и их познавательная роль в решении задач оперативно-розыскной профилактики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 2(93). С. 152-160. Ы1^:/Мо1о^/10. 24412/1999-6241-2023-293-152-160.

14. Jansma A., van den Bos K., De Graaf B. A. Unfairness in Society and Over Time: Understanding Possible Radicalization of People Protesting on Matters of Climate Change. Frontiers in Psychology. 2022. № 13. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35693511 (дата обращения: 11.02.2024).

15. Гусейнов А. Ш. Психологические предпосылки зарождения и поддержания экстремистского мировоззрения молодежи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 120-126.

16. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 2000. 448 с.

17. Кондратюк Л. В., Овчинский В. С. Криминологическое измерение / под ред. К. К. Горяинова. М., 2008. 271 с.

18. Фридинский С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Обзор. НЦПТИ. 2015. № 5. С. 4-10.

19. Мещерякова Э. И., Ларионова А. В., Карелин Д. В., Козлова Н. В. Экстремистская направленность личности в юридическом и психологическом знании // Психология и право. 2018. Т. 8, № 3. С. 123-134.

20. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 гг. М., 2004. 807 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Шамшурин Д. А. Проблема уникальности в проявлении индивидуальности путем экстериоризации внутреннего мира в молодежной среде // Перспективы науки и образования. 2014. № 3(9). С. 120-123.

22. Хагуров Т. А., Остапенко А. А. Прагматизация или любовь? Как компетентностный подход убивает любознательность, трудолюбие и человеколюбие // Народное образование. 2017. № 6-7. С. 18-23.

23. Van den Bos K. Unfairness and Radicalization. Annual Review of Psychology. 2020. № 71(1). Рр. 563-588.

24. Moncrieff M., Lienard P. From Envy to Radicalization. Evolutionary psychological sciense. 2024. № 10(1). Pp. 70-86.

25. Нартова-Бочавер С. К., Астанина Н. Б. «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. 2014. № 5(2). С. 13-26.

26. Адамян А. А. Чувствительность к справедливости и ее последствия для личности // Психология. Журнал ВШЭ. 2019. № 3. С. 479-493.

27. Казберов П. Н., Спасенников Б. А., Тюньков В. В. Особенности личности осужденных за преступления террористического и экстремистского характера // Всероссийский криминологический журнал. 2019. № 6. С. 921-931.

28. Авдулова Т. П., Мотылева Л. А. Социальные представления подростков, склонных к риску // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 2. С. 105-116.

29. Бочарова Е. Е. Готовность к риску в соотнесении с характеристиками осознанной саморегуляции и субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. № 4. С. 59-63.

30. Хажуев И. С., Идрисов К. А. Экстремистские диспозиции и идеи мести в контексте террористической направленности личности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 323-327.

Поступила 26.02.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 28.06.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.