Научная статья на тему 'КОГНИТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В КВАРТЕТНОМ КЛАССЕ'

КОГНИТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В КВАРТЕТНОМ КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУННЫЙ СМЫЧКОВЫЙ КВАРТЕТ / КОГНИТИВНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / РЕПЕТИЦИЯ / РЕПЕРТУАР / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имамов Ойбек Улугбекович

Статья посвящена вопросам организации обучения и воспитания в квартетном классе. Опираясь на личную исполнительскую практику, автор высказывает соображения относительно поисков и решений развития инструментального ансамблевого искусства. Важнейшими задачами воспитания и успешной результативной работы педагога в квартетном классе является учёт степени влияния психологических факторов на процесс ансамблевого музицирования. Когнитивно-творческое развитие позволяет открыть новые стороны квартетного искусства как в композиторском, так и в испонительском искусстве при формировании личности музыканта, в воспитании в нём гуманистического отношения к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE AND CREATIVE ASPECTS OF WORK IN THE QUARTET CLASS

The article is devoted to the organization of education and upbringing in a quartet class. Based on his personal performing practice, the author expresses considerations regarding the search and solutions for the development of instrumental ensemble art. The most important tasks of upbringing and successful effective work of a teacher in a quartet class is to take into account the degree of influence of psychological factors on the process of ensemble playing music. Cognitive-creative development allows discovering new aspects of the quartet art both in the composer's and performing arts in the formation of a musician's personality, in fostering a humanistic attitude towards nature in him.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В КВАРТЕТНОМ КЛАССЕ»

КОГНИТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В КВАРТЕТНОМ

КЛАССЕ

Имамов О.У. Email: [email protected]

Имамов Ойбек Улугбекович - старший преподаватель, кафедра струнных инструментов Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена вопросам организации обучения и воспитания в квартетном классе. Опираясь на личную исполнительскую практику, автор высказывает соображения относительно поисков и решений развития инструментального ансамблевого искусства. Важнейшими задачами воспитания и успешной результативной работы педагога в квартетном классе является учёт степени влияния психологических факторов на процесс ансамблевого музицирования. Когнитивно-творческое развитие позволяет открыть новые стороны квартетного искусства как в композиторском, так и в испонительском искусстве при формировании личности музыканта, в воспитании в нём гуманистического отношения к природе.

Ключевые слова: струнный смычковый квартет, когнитивно-творческое развитие, психологическая совместимость, репетиция, репертуар, обучение, воспитание.

COGNITIVE AND CREATIVE ASPECTS OF WORK IN THE QUARTET

CLASS Imamov O.U.

Imamov Oybek Ulugbekovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT STRINGED INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the organization of education and upbringing in a quartet class. Based on his personal performing practice, the author expresses considerations regarding the search and solutions for the development of instrumental ensemble art.

The most important tasks of upbringing and successful effective work of a teacher in a quartet class is to take into account the degree of influence of psychological factors on the process of ensemble playing music. Cognitive-creative development allows discovering new aspects of the quartet art both in the composer's and performing arts in the formation of a musician's personality, in fostering a humanistic attitude towards nature in him.

Keywords: bowed string quartet, cognitive-creative development, psychological compatibility, rehearsal, repertoire, training, education.

УДК 078

Класс квартета является важнейшей профилирующей дисциплиной в обучении игре на струнных смычковых инструментах. «Для музыканта, играющего на смычковых инструментах, -подчеркивает А.Григорян, - значение квартетного искусства неоценимо» [1, 124]. Организация работы педагога квартетного класса представляет весьма сложный процесс, цели и задачи которого ему предстает реализовать на практике когнитивно-творческой деятельности. Искусство квартетной игры достигает высокой результативности, прежде всего, благодаря неутомимой творческой организационной инициативе педагога. Уровень профессиональной компетентности, руководителя квартета определяется утончённым музыкальным слухом, правилами и глубоким пониманием стиля музыки, развитым интеллектом, любовью к способному музицированию и к обучающимся. «Каждый молодой музыкант очень остро реагирует на свой контакт с педагогом и тем более на его недостаточность. И это буквально с первой встречи, первых уроков (на любых этапах обучения)» -утверждает Н. Шаховская [2, 78]. Поэтому профессионализм педагога имеет основополагающую роль в процессе обучения любому виду деятельности, и тем более такому сложнейшему виду творчества как струнный квартет.

Использование национальной тематики, выразительная кантилена, ритмическая острота, яркость художественного темперамента - всё это ставит перед музыкантом интересные исполнительские задачи, связанные с поисками национального колорита и техническим воплощением образов. Проблема выявления национально-ментальных показателей существует в любом виде и роде творчества, тем более что формальные показатели национального не охватывают существо данного

предмета, касаясь идеально-психологических проявлений индивида и коллективного субъекта наций-этносов. Тем более сложна эта проблема в области музыки, неизобразительная природа которой касается идеальных сущностей бытия, объединяющих людей в их обращённости к Духу. Соответственно, высотно-формальные измерения тонности и интервальная координация звуков фиксируют скорее надинтернациональные связи, тогда как национально - ментальные проявления решаются на уровне неспецифических средств музыкальной выразительности и наиболее непосредственно обнаруживаются на уровне тембрально-регистровых характеристик, гибко отзывающихся на временно-эпохальные речевые и мыслительно - поведенческие стереотипы представителей той или иной нации-этноса [3, 110].

Многолетняя творческая практика квартетного исполнения автора этих строк, организатора и непосредственного участника струнных смычковых квартетов, в числе которых «Феруз», «Анор» и «Зебо» - лауреатов ряда престижных международных и республиканских конкурсов позволяет высказать свои соображение в области камерного инструментального ансамблевого искусства.

«Специального внимания заслуживает вопросы репертуара, ибо правильно подобранной программы, соответствующей возможностям и интересам учащихся, зависит во многом и успех занятий, профессиональное развитие молодых музыкантов в целом» [4, 53]. Профессиональное компетентность педагога проявляется уже на стадии комплектования составов участников квартета. Здесь могут быть следующие варианты составов:

- Состав квартета из смычковых, одаренных музыкантов;

- Состав квартета из менее одаренных музыкантов;

- Состав квартета, составляющее сильные и менее сильных музыкантов. Когнитивно-творческий аспект решения данного вопроса представляет большую

сложность. В связи с этим Н. Шаховская полагает: "В формировании "среднего" ученика увлекает процесс постепенного развития музыканта-профессионала. Пусть вначале не яркий и не броский, он в результате становится весьма интересным, дающим ничуть ни меньшее удовлетворение, чем успех твоих воспитанников на конкурсах. И уже никак я не могу разделить сомнения, а иногда и чувство усталости, которые порой проявляются у педагога в его общении со "средним" учеником" [2, 78].

"Специфика квартетной игры, - подчеркивает Р. Давидян, - находится в неразрывной связи с психологическими факторами" [5, 128]. Профессиональные взаимопонимание и психологическое восприятие партнёров в ансамбле играют ключевую воспитательную роль в организации и фукнционировании квартета как коллектива единомышленников. Изучая темпераменты и характеры, художественные индивидуальности партнёров, уровни произведений, педагог может вносить коррективы состава участников квартета. Все это особенно отчетливо проявляется в повседневной репетиционной работе с квартетом. Здесь педагогу безусловно необходимо совершенствовать культуру обучения, которая не унижая мнения ученика, позволяет ему находить оптимальне решение исполнительской интепретации.

Большое влияние на формирование ансамблевых качеств обучающихся оказывает самостоятельная работа, формы которой, направленные на когнитивно-творческое развитие личности молодого музыканта. Это, прежде всего. изучение аудио-, видеозаписей в исполнении выдающихся известных коллективов квартетов. Помимо этого ансамблистам целесообразно ознакомиться с научной и популярной литературой, а также проанализировать партитуры струнных квартетов: Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Б. Бартока, Д. Шостакович, Б. Гиенко, И. Акбарова и других.

Список литературы / References

1. Григорян А. Заметки преподавателя квартетного класса // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., 1979.

2. Гайдамович Т. Диалоги с Н.Н. Шаховской // Музыкальное исполнительство и педагогика. М., 1991.

3. Матвеева Е.Н. Изучение жанра сольного скрипичного концерта в исполнительской и педагогической практике // Проблемы современной науки и образования, 2021. № 1 (158).

4. Кучакевич К. Формирование музыканта в классе камерного ансамбля // Методические записи по вопросам музыкального образования. Выпуск 3. М., 1991.

5. Давидян Р. Психологические аспекты квартетного музицирования // Музыкальное исполнительство и современность. Выпуск 1. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.