Научная статья на тему 'СОХРАНЯЯ ГНЕСИНСКИЕ ТРАДИЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АНСАМБЛЕВЫХ КАФЕДР ВУЗОВ КРАСНОЯРСКА И КРАСНОДАРА)'

СОХРАНЯЯ ГНЕСИНСКИЕ ТРАДИЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АНСАМБЛЕВЫХ КАФЕДР ВУЗОВ КРАСНОЯРСКА И КРАСНОДАРА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ФОРТЕПИАННЫЙ ДУЭТ / ТРАДИЦИИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / MUSIC PEDAGOGY / CHAMBER ENSEMBLE / PIANO DUET / TRADITIONS / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сорокина Т.В., Мусорин О.Ч.

Статья посвящена деятельности одного из выдающихся ансамблистов А.Д. Готлиба и кафедры камерного ансамбля РАМ им. Гнесиных. Рассматриваются принципы ансамблевой педагогики и претворение гнесинских традиций в работе ансамблевых кафедр институтов Красноярска и Краснодара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEEPING GNESIN TRADITIONS (FROM THE EXPIARIENCE OF ENSEMBLE DEPARTMENTS OF UNIVERSITIES OF KRASNOYARSK AND KRASNODAR)

He article is devoted to one of the outstanding musicians A.D. Gotlib and the Department of Chamber music of Gnesin Academy. Principles of ensemble pedagogy and their realizing in activity of Chamber Music Departments of Krasnoyarsk and Krasnodar Institutes are considered.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЯЯ ГНЕСИНСКИЕ ТРАДИЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АНСАМБЛЕВЫХ КАФЕДР ВУЗОВ КРАСНОЯРСКА И КРАСНОДАРА)»

№ 1 (76), 2020

"Обзоры "

Мастер сумела синтезировать лучшие пластические открытия зарубежного и русского искусства первой четверти XX столетия, но выработала при этом присущий только ей самобытный, яркий и всегда узнаваемый индивидуальный стиль. Литература

1. Ващенко И. Качели. Сочи, 2016. 134 c.

2. Слуцкий А. Светлана Демкина. Ростов н/Д., 2002. 40 с.

3. Куропатченко А. Городская афиша Краснодара. Краснодар, 2019. References

1. Vaschenko I. Kacheli [Swings]. Sochi, 2016. 134 p.

2. Slutsky A. Svetlana Demkina [Svetlana Demkina]. Rostov-on-Don, 2002. 40 p.

3. Kuropatchenko A. Gorodskaya afisha Krasnodara [Poster dty of Krasnodar]. Krasnodar, 2019.

УДК 78

Т.В. СОРОКИНА, О.Ч. МУСОРИН

СОХРАНЯЯ ГНЕСИНСКИЕ ТРАДИЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АНСАМБЛЕВЫХ КАФЕДР ВУЗОВ КРАСНОЯРСКА И КРАСНОДАРА)

Сорокина Татьяна Владимировна, профессор кафедры фортепиано Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), kamans@mail.ru

Мусорин Олег Чарович, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Российской государственной академии им. Гнесиных (Москва, ул. Поварская, 30/36), amuss@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена деятельности одного из выдающихся ансамблистов А.Д. Готлиба и кафедры камерного ансамбля РАМ им. Гнесиных. Рассматриваются принципы ансамблевой педагогики и претворение гнесинских традиций в работе ансамблевых кафедр институтов Красноярска и Краснодара.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, камерный ансамбль, фортепианный дуэт, традиции, просветительство.

UDC 78

T.V. SOROKINA, O.Ch.MUSORIN

KEEPING GNESIN TRADITIONS (FROM THE EXPIARIENCE OF ENSEMBLE DEPARTMENTS OF UNIVERSITIES OF KRASNOYARSK AND KRASNODAR)

Sorokina Tatyana Vladimirovna, Professor of the Piano Department of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy, Krasnodar), kamans@mail.ru

Musorin Oleg Charovich, Professor of the Department of Chamber Ensemble and Quartet of the Russian Academy of Musicn.a. Gnesins (30/36, Povarskayast., Moscow), amuss@mail.ru

Abstract. The article is devoted to one of the outstanding musicians A.D. Gotlib and the Department of Chamber music of Gnesin Academy. Principles of ensemble pedagogy and their realizing in activity of Chamber Music Departments of Krasnoyarsk and Krasnodar Institutes are considered. Keywords, music pedagogy, chamber ensemble, piano duet, traditions, enlightenment.

В феврале 2020 года кафедра камерного ансамбля и квартета РАМ им. Гнесиных, возглавляемая заслуженным деятелем искусств РФ профессором Игорем Андреевичем Чернявским, провела Всероссийскую научно-практическую конференцию «Творческое наследие А.Д. Готлиба и современные проблемы ансамблевой педагогики и

исполнительства». Особую значимость этому мероприятию придал тот факт, что в нынешнем году отмечается 125 лет Гнесинской системы музыкального образования. А 110-летие создателя ансамблевой кафедры А.Д. Готлиба обусловило мемориальный тон события.

Выступление И.А. Чернявского было посвящено истории кафедры, роли А.Д. Готлиба в утверждении ансамблевого дела в высшем музыкальном образовании. А.Д. Готлиб работал в Институте им. Гнесиных с момента его открытия в 1944 году, будучи приглашен Е.Ф. Гнесиной на должность декана, а в 1954 году возглавил открывшуюся кафедру камерного ансамбля. В память о знаменитом фортепианном дуэте Адольф и Михаил Готлибы в программу конференции был включен концерт фортепианных дуэтов, в котором выступили выпускницы кафедры Алина Шернякова и Екатерина Березань и известный фортепианный дуэт, лауреат международных конкурсов в составе Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского.

Воспитание педагогических кадров для высшей школы было особой заботой А.Д. Готлиба. В этих целях по его инициативе в 1961 году в Институте им. Гнесиных была открыта аспирантура по специальности «камерный ансамбль». За прошедшие годы в аспирантуре или ассистентуре-стажировке было подготовлено более двухсот будущих профессоров и доцентов, руководителей ансамблевых кафедр вузов России и стран ближнего зарубежья.

Само название конференции обозначило круг вопросов и содержание выступлений участников. Отражая современную ситуацию, сложившуюся в музыкальном образовании, эти выступления в то же время демонстрировали положение дел, творческие устремления и достижения ансамблевых кафедр ведущих вузов страны.

Большой интерес вызвал доклад Д.Ш. Галеевой «Ансамблевое творчество композиторов республики Татарстан», где прозвучала также малоизвестная для широкой аудитории информация о становлении профессионального музыкального образования в Татарстане. Доклад профессора РАМ им. Гнесиных Е.М. Логинова был посвящен неизвестному произведению для струнного квартета, и студенты его класса исполнили «Концертные вариации Карла Фертельвейзера на тему А.Ф. Львова «Боже, царя храни», соч. 14.

В рамках конференции состоялся мастер-класс народного артиста РФ, заведующего кафедрой камерного ансамбля и квартета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Т.А. Алиханова, где в исполнении студентов РАМ прозвучал Квинтет. Л. ван Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота и валторны соч. 16 (класс профессора Н.И. Бражниковой).

В докладе «Камерно-ансамблевая педагогика сегодня» Т.А. Алиханов затронул серьезнейшие проблемы в обучении ансамблистов. Стремление стать лауреатом, кон-курсомания, как порой называют эти настроения, до такой степени владеют молодыми музыкантами, что порой подменяют главные задачи в освоении профессией музыканта-исполнителя.

Атмосфера уважения к коллегам, глубочайшей заинтересованности в ансамблевых вопросах царила на конференции. Ценно, что и сегодня на кафедре работают непосредственные ученики А.Д. Готлиба, первые выпускники ансамблевой ассистентуры-стажировки, привлеченные им к педагогической работе: заслуженный деятель искусств РФ, профессор И.М. Анастасьева, заслуженная артистка РФ, профессор О.И. Кондратьева. В их выступлениях, посвященных занятиям с А.Д. Готлибом, общению с Мастером, слушателям предстал облик выдающегося музыканта и человека. Все, кто знал Адольфа Давидовича, отмечали его широчайшую эрудицию и энциклопедические знания, совершенное исполнительское мастерство, благородство натуры, глубокую порядочность, теплоту и человечность в общении. Эти качества Адольфа Давидовича помогли сформировать уникальный творческий коллектив гнесинской кафедры камерного ансамбля,

№ 1 (76), 2020

"Обзоры "

в яркой и плодотворной работе которой прослеживается значение деятельности Готлиба как создателя Школы ансамблевого исполнительства и педагогики. Об этом значении личности Готлиба говорили И.М. Анастасьева, О.И. Кондратьева, В.Н. Семенов.

В 60-е — 70-е годы в ГМПИ им. Гнесиных преподавали такие крупные музыканты, как М.В. Юдина (ее педагогическим принципам был посвящен доклад Е.В. Прыгун), М.Л. Затуловский, Г.С. Талалян, Т.Д. Гутман, Е.М. Славинская, М.И. Гринберг, В.А. Берлинский, А.Л. Иохелес, Б.М. Берлин - цвет отечественной музыкальной педагогики. Это было время творческой активизации учебного процесса, освоение методической мыслью опыта ведущих советских музыкантов-исполнителей и ценнейшего наследия отечественных исполнительских традиций. Это формировало в студентах не просто ответственное отношение к своей профессии, но было неким профессиональным камертоном, которому надо было соответствовать.

Преемником Готлиба после его преждевременной кончины стал Валерий Петрович Самолетов, превосходный музыкант, блестящий организатор, продолживший и развивший традиции кафедры, придав концертной и просветительской ее деятельности колоссальный размах1. Именно Валерий Петрович стал для многих своих студентов примером истинного служения музыкальной, ансамблевой педагогике. У него в классе, в ассистентуре-стажировке, студенты получили бесценные знания по ансамблевой технике, по работе с разными составами, в разных стилях. Программы составлялись для представления в монографических просветительских концертах. И это тоже были уроки для будущей деятельности. Целью обучения была не подготовка к экзаменам или зачетам, а освоение большого разностилевого репертуара, воспитание культуры слышания и слушания фактуры, штриховой культуры, приобщение к современной музыке.

Конференция в РАМ им. Гнесиных, нашей альма матер, стала поводом для осмысления традиций гнесинской школы, своеобразным отчетом о продолжении этих традиций в собственной работе. В 1996 году на факультете искусств Краснодарского государственного института культуры и искусств была открыта кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Была открыта творческая аспирантура, а затем и ассистентура-стажировка по ансамблевому исполнительству. О.Р. Булатова, С.Н. Жмурин, Д.А. Добуш окончили ансамблевую ассистентуру КГУКИ, В.А. Коломи-ец после института учился в РАМ им. Гнесиных и в Музыкальной академии в Ганновере, получил квалификацию солиста и ансамблиста.

Главной задачей кафедры краснодарского вуза стало следовать по пути создателей системы музыкального образования, которое в числе приоритетных направлений признавало воспитание ансамблистов, изучение камерной музыки. Все, что составляло суть и ценность гнесинских традиций, стало во главу угла в деятельности краснодарской кафедры - установление обязательной ежесеместровой отчетности по ансамблевым дисциплинам, творческое осмысление учебного процесса и всемерного содействия распространению ансамблевого музицирования. Подготовка к тематическим концертам камерной музыки привела к большой активности и заинтересованности студентов в камерном музицировании, замечательно образовывало их, приобщало к просветительской деятельности.

Работавшие на кафедре опытные преподаватели - доцент Н.М. Цигер, известный в стране скрипач Р.Л. Леонидов - внесли весомый вклад в профессиональное развитие ансамблевого дела. Цикл концертов с участием преподавателей и студентов «Вечера камерной музыки», проводившийся в камерном зале факультета искусств, сделал доступным для краснодарских любителей музыки огромное количество камерных сочинений, редко звучащих на концертной эстраде. Более чем в ста концертах прозвучали камерные произведения огромного количества русских и зарубежных авторов.

1 Музыкальное и художественное творчество в контексте фестиваля-конкурса «Краснодарская камерата»: сборник материалов конференции. Октябрь 2009. Краснодар, 2009.

Надо отметить программы к памятным датам: «Все скрипичные сонаты Бетховена», к 235-летию композитора, «Океан ему имя» к 320-летию И.С. Баха, цикл из четырех концертов «У времени в плену», посвященный творчеству Д.Д. Шостаковича.

В 2001 году проект Краснодарского университета культуры и искусств, разработанный кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, фестиваль-конкурс камерной музыки «Краснодарская камерата» вошел в федеральную программу «Культура России». Краснодарский вуз стал вторым вузом в стране, организовавшим ансамблевый конкурс после Московской консерватории и конкурса им. Танеева.

Двадцать два года интенсивной работы преподавателей кафедры внесли большой-вклад в музыкальную культуру Краснодара и края. Это и сохранение принципа преемственности в музыкальном образовании, и творческое воспитание будущих музыкантов-профессионалов, развитие музыкальной культуры широкой слушательской аудитории, подготовка высококвалифицированных педагогических кадров для всех ступеней музыкального образования, включая высшее. Серьезная работа кафедры дважды отмечалась дипломами Ассоциации камерной музыки при Международном союзе музыкальных деятелей, не раз награждалась грамотой руководства института.

Музыкальное образование в России создавали крупнейшие мастера музыкального искусства. Открытие консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве - это акт гражданского служения Отечеству. В этом заслуга и огромная организаторская деятельность братьев Рубинштейн. Именно Рубинштейн создавал учебные планы, специализации, дисциплины, где все было продумано до мелочей крупнейшим музыкантом, пианистом и композитором. Эта система затем в двадцатом столетии обеспечила славу русского исполнительского искусства. А школа, созданная сестрами Гнесиными, превратилась в крупнейший центр музыкально-педагогической мысли. Подумать только, каким авторитетом пользовалась Е.Ф. Гнесина, если институт был открыт во время Великой Отечественной войны, в 1944 году. Казанская консерватория ведет свою историю с апреля 1945 года. Такова история вопроса. Имена создателей нынешних образовательных стандартов неизвестны. Будем надеяться, что они так же преданы идее служения Отечеству, как и их предшественники. Что по-прежнему отечественное исполнительское искусство будет сохранять лидирующие позиции в мире.

й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.