КОГНИТИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
COGNITIVE AND VALUE APPROACH TO HUMAN CAPITAL MANAGEMENT IN THE MODERN WORLD
DOI: 10.38197/2072- 2060 -2023-241 -3-313-323
СТЕПАНОВА Галина Николаевна
Профессор департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., профессор
Galina N. STEPANOVA
Professor of the Department of Mass Communications and Media Business of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor
Управление человеческим капиталом в условиях экономики знаний предполагает развитие когнитивных качеств. Метакомпетентность современного специалиста основана на профессиональных знаниях, нравственных принципах и ценностных идеалах, позволяющих отвечать на вызовы цифрового общества. Интеллектуальное, духовное развитие личности обеспечивается образовательными технологиями.
Human capital management in a knowledge economy involves the development of cognitive qualities. The metacompetence of a modern specialist is based on professional knowledge, moral principles and value ideals that allow you to respond to the challenges of digital society. The intellectual, spiritual development of the individual is provided by educational technologies.
Ключевые слова Когнитивно -ценностный подход; интеллектуальный капитал; метакомпетентность; развитие; обучение; нравственные ценности.
Keywords Digital cognitive -value approach; intellectual capital; metacompetence; development;
training; moral values.
Аннотация
Abstract
В условиях современного цифрового общества наиболее адекватной технологией управления является когнитивный менеджмент, направленный на развитие работника на основе его интеллектуального потенциала.
Когнитивный подход к управлению человеческим капиталом акцентирует ведущую роль знания в формировании у работника представлений о мире, что определяет его поведение в социуме.
Подход к мотивации труда, выходящий за трактовку мотивационных моделей экономического поведения, получил название «когнитивно -ценностный» [1, 2].
Современный человек ежедневно встречается с вызовами цифрового общества, к которым относятся:
- неограниченный доступ к информации, высокая скорость ее поступления и неспособность полноценной, полнообъемной обработки;
- бесчисленные «коммуникационные атаки», «безумие почтового ящика» -потребность всегда присутствовать в сети и выражать свою реакцию;
- клиповое сознание, называемое социологами «калейдоскопическим NET- мышлением», имеющим «хрупкое» внимание [3, С. 48]. С одной стороны, клип-культура способствует развитию навыков мультимодальности и мультизадачности, нотеряется целостная картина мира, становится мозаично -прерывистым калейдоскопом, включающим отрывочные фрагменты слов, звуков, визуальных образов.
Лавина информации, накрывающая человека с огромной скоростью, ведет к замещению одних когнитивных навыков другими. Следствием этого являются:
- дефицит внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться и долго концентрироваться на серьезных задачах;
- потеря способности к восприятию однородной информации;
- минимализм и упрощение, не дающие понимания целостности окружающей реальности;
- ослабление ощущений реальной жизни, притупление тактильных ощущений, эмоциональная «глухость»;
- переадресация не только технических, но и логических функций - «голова отправляется на аутсорсинг»;
- изменения в культуре общения - сетевая форма досуга.
В результате возникают проблемы трансляции социального опыта:
- невозможность погрузиться в серьезное чтение. Так, появление романа Ф.М. Достоевского в облегченном формате для упрощения понимания -«Братья Карамазовы в изложении мышонка Джижио», по словам итальянского философа У. Эко, является деградацией [4]);
- потеря доверия к информации;
- потребность в «новой искренности» (поиск истины);
- требования к новому формату в культуре и искусстве.
Тренд маркетинга сегодня - вызвать всплеск эмоций, что выдвигает новые требования к качеству передаваемой информации:
- контент: красочный, экспрессивный с визуальными эффектами;
- речь отличается бурным выражением эмоций - важнее не то, что говорят, а то, как говорят, то есть эмоциям «приписывается» искренность, что вызывают доверие;
- виртуальная идентичность - иллюзорный мир, исполняющий надежды и желания пользователей, которых социолог П. Вирилио называет «решительно невзрослеющим обществом» [5, С. 86-87];
- синтетические ценности - симулякры, в основе которых лежат легенды, мифы, сказки, сохраняющие древний эпос - вечные «духовные ценности», присущие обществу в разные эпохи и составляющие основу общечеловеческой культуры. Легенды и сказания, возникшие в разных странах и в разные эпохи, содержат общие для различных этносов мифологические символы, воплощающие наиболее ценные архетипы [6, С. 29-42], «психические первообразы, скрытые в глубине души» [7, С. 79];
- аватары и контент в виде голограммы - перемещение в кибермиры, где осуществляются покупка и продажа товаров, работа и отдых.
Отдельным вопросом стоит вопрос идентификации личности, которая принимает следующие черты:
- самооценка калибруется количеством подписчиков и «лайков» («легкая слава»);
- символы престижа, богатства, красоты и молодости возводятся в ранг культа - гламур и глянец провозглашаются идеалом существования;
- профанация - жить придуманной жизнью, поклоняться знаменитостям, «примерить» чужое «я», идентифицировать себя с селебрити - считается приемлемой технологией социализации;
- отстранение и отчуждение от реальной жизни - от поколения «ни-ни» до идентификации «непричастности».
В конце 1990-х гг. в социологии молодежи появилось название поколения NEET (поколение «ни-ни» от англ. Not in Education, Employment or Training). Это молодые люди, которые в силу разных факторов социального или политического порядка не работают и не учатся. Впервые это понятие появилось в научном дискурсе Великобритании, сейчас это явление обсуждается во всем мире.
Психолог Э. Эриксон, рассматривая восемь стадий развития человека, отмечал психосоциальный кризис идентичности и ролевую путаницу, которые возникают при реализации плана зрелости [8, С. 346-386].
В обществах, переживающих быстрые социальные трансформации, плавный переход к взрослой жизни практически невозможен, поэтому наблюдается сильное различие с родительскими поколениями. В этом случае молодые люди не могут положиться на модели идентичности своих родителей, а также вписаться в социальный контекст.
Непримиримые противоречия могут возникнуть между конфликтующими сторонами, причиной чего является конфликт ценностей, состоящий в противоречивой интерпретации действительности.
Моральные ценности являются стандартами для оценки поведения, такие как честность, справедливость, альтруизм, доброта, справедливость и т.д. Обычно эти ценности составляют ядро этики, применяются к межличностным отношениям и являются основой социального мира. Духовные ценности - это стандарты оценки смысла существования, которые являются мощными детерминантами отношений и поведения.
Анализируя ценности и факты, необходимо понимать, что люди, как правило, не идут на компромисс в отношении собственных ценностей, при этом при поиске точек соприкосновения полезными оказываются факты. Разрешение
конфликта между логически несовместимыми идеями и убеждениями практически невозможно, поэтому рекомендуется избегать ценностных аспектов и перенести акцент на инструментальные, деловые, профессиональные аспекты.
Субкультуры рассматриваются как символические испытания, которые молодежные группы проходят в ходе преодоления противоречий в родительской культуре, а также как формы «ритуального» сопротивления системам культурного контроля, организованным властью.
Сопротивление доминирующим культурным ценностям может проявляться в следующих измерениях:
- пассивно или активно - в зависимости от намерений участников проявлять это сопротивление;
- на микро - и макроуровене. На микроуровне сопротивление может работать как механизм психологической защиты от сверстников, тогда как сопротивление на макроуровне обычно направлено на политические силы;
- явно, открыто направленное на аудиторию, или скрытое, преднамеренное, незаметное для других.
Молодежь, как правило, не может извлечь уроки из опыта прошлого, поэтому она пытается найти адекватные ответы на вызовы времени. Глобализация, скорость, с которой культурные объекты и идеи передаются сегодня во многих частях мира, является важным фактором, влияющим на появление большого количества молодежных субкультурных групп.
Общество может маргинализировать молодых людей в конкретном аспекте их идентичности. Как только в их облике, поведении, манере проявляются конкретные стилистические черты, отличные от большинства, общество автоматически марги-нализирует их и присваивает ярлык девиантного стиля.
Маргинализированная молодежь воспринимает свою обездоленность сквозь призму «подросткового бунта».
Однако, по мере того, как молодые люди создавали собственную идентичность, а их доходы росли, на них стали фокусировать свои усилия маркетинговые компании.
Мода, музыка, фильмы и литература стали подстраиваться под вкусы молодой аудитории. В этот период появились первые молодежные журналы, модные магазины молодежной одежды, кафе, дискотеки и другие предложения рынка, нацеленные на платежеспособную молодежь. С помощью рекламы они обещали молодым людям новый, захватывающий мир, который можно было бы прочувствовать через потребление их продукции и услуг.
Капиталистическая культура и индустрия досуга сосредоточились на расширении спектра услуг с тем, чтобы как можно больше молодых людей имело доступ к культурным ресурсам. Потребительские отрасли (глянцевые журналы, реклама) сыграли значительную роль в создании идентичности подрастающего поколения.
Развитию молодежной культуры также способствовало проникновение либеральных тенденций в образование. Поощрение самобытности детей и подростков привело кпоявлению уподростков возможности видеть себя «другими», проходящими особую «уникальную» фазу своей жизни и достойными внимания.
Расширился диапазон доступных стилей жизни. Эпоха, когда доминировал единственный стиль, ушла навсегда; появились разнообразные стили, позволяющие молодым людям выражать себя различными способами. Во все более взаимосвязанном мире у людей появляется свобода выбора в том, какую
субкультурную идентичность они хотят воплотить через собственный стиль, манеру поведения, музыкальный вкус.
Специалисты отмечают, что субкультурная активность сегодня формируется в большей степени вокруг потребления и удовольствия и в гораздо меньшей степени вокруг сопротивления и общей идентичности.
Сегодня пост- субкультурные теоретики полагают, что субкультуры сегодня мало отличаются от основной культуры. Они подчеркивают, что массовое потребление, распространение культур через глобализацию и общая взаимосвязанность людей, мест и продуктов по всему миру преобразуют способы проявления субкультур в идентичности.
Потребление влияет на субкультурные сообщества, массово воспроизводя субкультурные продукты, одежду, аксессуары доступными для всех желающих. То, что было доступно только члену группы, превращается в продуктовые линии. Становится все труднее провести различие между тем, что представляет собой нишевая субкультура сцены, и тем, что составляет основную культуру, так как субкультурные объекты подвергаются коммерциализации.
Французский социолог М. Маффесоли говорит о процессе «трайбализации» социальных идентичностей в целом и молодежных идентичностей в частности. Трайбализация - объединение людей в «группы- племена», связываемые узким интересом. Этот процесс свидетельствует об эрозии индивидуализма в массовом обществе и появлении новой социальности [9].
М. Маффесоли, исследуя общество эпохи постмодерна, показывает, что молодежь, отказываясь от глобальных нарративов, таких как «западные ценности», идеи нации, обращается к теме «здесь и сейчас». Он называет это «завоеванием настоящего» [10].
Представители субкультур не только имеют общую идентичность, они также разделяют ценность практик и культурных объектов. По мере появления субкультур формируются уникальные практики, которые отличают одну культуру от другой. Практики и смыслы постоянно меняются посредством социального взаимодействия.
Новые формы распространения информации, позволяющие с помощью моментальной коммуникации связать любого человека с сообществом, приводят к тому, что границы социальных групп значительно расширяются и получают новые инструменты мобилизации.
В информационном обществе, где люди не просто потребляют информацию, но и сами производят, дополняют и изменяют ее, власть перемещается в сеть. Это происходит потому, что традиционные вертикальные структуры не успевают регулировать, формировать и направлять информацию.
Социальность не ушла, а ищет новые формы выражения. Сетевые структуры и создают новую социальность.
При этом, наряду с преимуществами информационно - коммуникационных технологий, проступает «темная сторона» интернета:
- инфантилизация и психоэксплуатация личности, манипуляция, невротизация сознания;
- выхолащивание этических и эстетических норм: троллинг (травля), кибербуллинг (унижение), хейтерство (ненависть);
- угроза кражи личности в цифровой среде - социальная инженерия, технологии цифровых «щипачей» (утечка информации, «взлом», вирусная
атака). Хищение данных осуществляется посредством таких технологий, как: фишинг (попытка обмануть пользователей, выдавая себя за доверенное лицо), скамминг, скимминг (перехват и анализ трафика через сетевое соединение), кардинг, взлом и эксплойт системы (использование программного кода для несанкционированного доступа к аккаунтам пользователей), DDoS - атаки (отказ в обслуживании), продажа реквизитов и др.;
- развитие спирали дилетантства - легковесных и поверхностных суждений о мире, выдающихся за мнение экспертов. Сегодня пользователь интернет-планшета, с одной стороны, потребляет информацию, с другой, постоянно присутствуя в «интерактивном цифровом поле» [11, С. 66], имеет собственное мнение по любому вопросу и производит контент, не задумываясь о его достоверности и возникающих последствиях;
- «сетевое сектантство» как масштабная логическая организованность и в то же время инструмент регуляции поведения личности, настроенный на агрессию и жестокость к инакомыслию.
Таким образом, происходит деградация личности, ведущая к девиантным формам поведения плоть до экстремистской направленности.
Фактически человек переводится на позицию «толпы», о которой французский психолог Г. Лебон говорил так: «...Интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества». «.Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. .В толпе это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам» [12, С. 141].
Вершиной негативного проявления интернет-технологий является информационная война, включающая:
- информационные атаки - несанкционированный доступ к информации, нарушение конфиденциальности, хакерские атаки, нанесение финансового и имиджевого ущерба, создание хаоса. Информационные атаки представляют собой зловредные действия, осуществляемые в цифровой среде с целью получения несанкционированного доступа к информации, ее изменения, уничтожения, блокировки. Главной целью информационной атаки является манипуляция общественным мнением, разрушение доверия к институтам и организациям, провоцирование конфликтов;
- индоктринацию - насильственное навязывание ценностей, целей, идеологии;
- лингвистическое, ораторское, психологическое воздействие наличность;
- искажение действительности - дезинформация, «контекстные махинации», «фейковые новости», создание «империи лжи», «уплотнение ненависти»;
- «захват будущего» через «захват прошлого».
В сложном техногенном мире специалист должен противодействовать разрушительному влиянию негативных тенденций, которые социологи называют кризисом, вызреваемым «в трех срезах культуры: мышлении, социальных формах и внерациональных «отсеках» духовной сферы.». Больше всего «этот системный
разрыв в когнитивной и ценностной плоскости проявляется в России как в стране, которая глубже, чем другие страны, погружена в христианскую и социалистическую этику и эпоху Просвещения, в которой главным культом является развитие и наука» [13, С. 30-35].
Российский социолог П. Сорокин еще в середине ХХ века, анализируя тенденции развития научно -технического прогресса, отмечал, что человечество находится «между... умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи, длившейся шесть веков. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее. искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. .Однако, различим расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего» [14, С. 427].
В этих условиях необходимо сохранить интеллектуально - эмоциональное и духовно -нравственное содержание современного специалиста, сформировать его метакомпетентность, что обеспечит «интеллектуальное развитие личности, самосовершенствование, профессиональную самореализацию и органичное встраивание в планетарное информационное пространство» [15, С. 6] на принципах гуманности, человеколюбия, уважения к нациям и народностям. Это «культурный код» [16, С. 52] человека в современном мире.
Русский писатель, историк, религиозный философ Д. Мережковский отмечал значимость культуры для человечества: «Есть путь в культуру из дикости, но нет из одичания. Культура невозвратна, неповторима. Сущность ее - непрерывность, неугасимость: огонь ее может поддерживать, но угасив - не зажжешь. Духа не угашайте - вот сейчас самые нужные из слов человеческих» [17, С. 209].
С точки зрения когнитивно-ценностного подхода, качества личности - это совокупность видов капитала - познавательного (гносеологического), созидательного (творческого), ценностно-ориентационного (аксиологического), коммуникативного и эстетического. Это «сверхсуммативное единство» [18, С. 79], обеспечивающее синергетический эффект, обеспечивающий высокую результативность и эффективность в ходе решения сложных производственных проблем.
Важной чертой существования цивилизованного человека является нравственность, переплетающаяся «с традициями, обычаями, правом, религией, художественной культурой, внутренней и внешней политикой, а главное -отношениями между людьми.» [19, С. 7].
Исторически сложилось так, что в нашем обществе цементирующей основой побед и достижений является «коллективизм, основанный на духовном единстве», сформированном общей жизнью на протяжении веков, исторической судьбой предыдущих поколений [20, С. 47]. В таких понятиях, как «соборность», «общность», звучит «душа народа», характерными чертами которой являются взаимодействие и взаимопомощь [18, С. 78; 21].
Французский философ Г. Лебон называл «прочно сложенную коллективную душу народа апогеем его величия., высокой ступенью цивилизации.» [12, С. 141]. Он отмечал, что путь к формированию такой коллективной души является долгим и сложным, а потеря - очень быстрой.
Лучшей мотивацией к труду является тот набор стимулов, к которому специалист «генетически, эмоционально, нравственно, психологически подготовлен», что
позволит ему проявить свои профессиональные и творческие способности в полной мере [18, С. 78-79].
«Ценностное отношение к миру» [22, С. 154-160], духовные ценности отстаивает «очарованный странник» - «особый тип личности с постматериалистической структурой потребностей, взыскующий. правды, справедливости и смысла жизни» [23]. Как отмечает русский философ С.С. Хоружий, данный образ человека, возникший более тысячи лет назад, «по сей день остается скорее уж впереди нас, нежели позади». Он назвал этот образ «неустаревшим и непревзойденным», не утратившим способности быть «нужным и ценным для современной мысли, современных духовных поисков.» [24, С. 278].
Социальная солидарность строится на основе признания культурных смыслов наций и народностей, культурного кода - представлений об окружающей действительности, пространстве и времени, культуре и искусстве. Это же подчеркивал выдающийся русский философ Н.О. Лосский: «к числу особенно ценных свойств русского народа принадлежит чуткое восприятие чужих душевных состояний» [20, С. 25].
Каждый работник рассматривается как источник лидерского потенциала, способный выполнять масштабные задачи в сложной современной обстановке, понимая значимость и ценность своей гражданской позиции.
Профессионализм, наложенный на ценностные установки работника, позволит ему принимать правильные управленческие решения в любой сложной ситуации.
Определяющая роль в кадровом менеджменте сегодня принадлежит обучению. Руководитель должен определить, на какой стадии «Б- образной кривой обучения» [25, С. 70] находится сотрудник. Траектория развития включает следующие стадии:
- стартовую площадку, показывающую начало трудовой карьеры, где проявляется высокая инновационная мотивации и креативность;
- «золотую середину», свидетельствующую о профессионализме и компетентности;
- овладение мастерством, предполагающее овладение способностью решать сложные профессиональные задачи. На этой стадии необходимо предусмотреть смену вида деятельности и освоение новой трудовой сферы.
HR- менеджмент должен «сплести воедино нити Б - образных кривых всех членов команды, чтобы создать единое гармоничное полотно» из дополняющих друг друга сотрудников, готовых к «новым свершениям» [25, С. 70].
Важной задачей кадрового менеджмента сегодня является переход от сетевого тоталитаризма, «культурного колониализма» и информационно - психологического диктата к интеллектуальному, духовному развитию личности.
В основе обучающих технологий будущего специалиста сегодня должны быть положены следующие принципы:
- ценностные идеалы как фундамент материальных и духовных результатов трудовой деятельности (метакомпетентность);
- когнитивные образовательных модели, соответствующие технологической среде цифрового общества;
- высокий уровень личностной культуры (медиакомпетентность, медиаграмотность, критическое мышление [26, С. 346-35; 27, С. 380-391]);
- сохранение культурного наследия - формирование личности в конкретной исторической среде, отражающей развитие государства и народа, культуру, искусство, литературу, архитектуру;
- признание ценности русского языка как основы межкультурного диалога и межнационального общения.
Реализация данных направлений позволит сформировать когнитивный потенциал специалиста в профессиональной, научной, культурной и духовной жизни.
Библиографический список
1. Каз М. Мотивация труда: трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивно-ценностный подход / М. Каз. - Текст: непосредственный // Вопросы экономики. -2005. - № 5. - С 82-95.
2. Каз М.С. Динамика экономического знания и мотивация труда: когнитивно-ценностный подход / М. Каз. - Томск, 2003. - 351 с. - Текст: непосредственный.
3. Кастельс М. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика /М. Кастельс, В. Портер, М. Купер, М. Паркс, Р. Суро, С. Балмаева и др. // Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2010. - 148 с. - Текст: непосредственный.
4. Эко У. Открытое произведение /У. Эко. - Москва: АСТ, 2018. - 518 с. - Текст: непосредственный.
5. Вирилио П. Информационная бомба: Стратегия обмана; пер. с фр. / П. Верилио. - Москва: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002. - С. 86-87. - Текст: непосредственный.
6. Губарь О.В. Симулятивная экономика как новый объект экономических исследований / О.В. Губарь. -Текст: непосредственный//Экономическая наука современной России. 2013. № 2(61), С. 29-42.
7. Юнг К. Человек и его символы /К. Юнг. - Санкт-Петербург: Б.С.К., 1996. - 454 с.- Текст: непосредственный.
8. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп.; пер. с англ./Э. Эриксон. - Санкт-Петербург: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с. - Текст: непосредственный.
9. Заяц Д. «Indie-rock социология» Мишеля Маффесоли /Д. Заяц. - Текст: непосредственный. // Социология: теория, методы, маркетинг. 2011. № 3. - С. 74-83.
10. Сбитнев С. Мафессоли о неотрайбализме/С. Сбитнев. - Текст:электронный. - URL: https://sbitnevsv. livejournal.com/1394613.html (дата обращения: 01.06.2023).
11. Степанова Г.Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационного пространства меди-абизнеса в XXI веке /Г.Н. Степанова, Н.В. Губанова, Е.А. Бабич, И.И. Довнарович. - Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. -2022. - № 3-4. - С. 62-67.
12. Лебон Г. Психология масс / Г. Лебон. - Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2000. - 320 с. - Текст: непосредственный.
13. Батчиков С.А. Социокультурные основания кризиса, его возможности и угрозы / С.А. Батчиков. -Текст: непосредственный //Экономические стратегии, 2010. № 12(86). - С. 30-35. - Текст: непосредственный.
14. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество /П. Сорокин. - Москва: Политиздат, 1992. - 543 с. -Текст: непосредственный.
15. Степанова Г.Н. Кросс-медийная конвергентная стратегия развития медиаиндустрии в условиях информационно-сетевой экономики XXI век/ Г.Н. Степанова, Г.М. Авраменко, В.А. Бирюков, Н.А. Григорян, А.А. Плигузов; под ред. д.э.н., проф. Г.Н. Степанова. - Москва: МГУП имени Ивана Федорова, 2012. - 215 с. - Текст: непосредственный.
16. Степанова Г.Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационного пространства меди-абизнеса в XXI веке/Г.Н. Степанова, Н.В. Губанова, Е.А. Устинова, Н.Н. Фартукова. - Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. -2022. - № 1-2. - С. 52-59.
17. Мережковский Д.С. Невоенный дневник. 1914-1916 (1917) / Д.С. Мережковский. - Петроградъ: И-во Огни, 1917. - 228 с. - Текст: непосредственный.
18. 18. Косьмин АД. О когнитивно-ценностном подходе к процессу трудовой деятельности / А.Д. Кось-мин, Е.А. Косьмина. - Текст: непосредственный //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2006. - № 4. - С 75-80.
19. Нравственность для XXI века: сб. статей; под ред. Ю.М. Антоняна. - Москва: Аспект Пресс, 2008. -288 с. - Текст: непосредственный.
20. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч.: В 9 т. Т. 1. Ч. 1./В.О. Ключевский; под ред. В.Л. Янина. -Москва : Мысль, 1987. - 430 с. - Текст: непосредственный.
21. Лосский Н.О. Характер русского народа В 2-х кн. Книга 1 / Н. О. Лосский. - Москва: Посев, 1957. -64 с. - Текст: непосредственный.
22. Василенко И.А. Политическая глобалистика/И.А. Василенко. - Москва:Логос, 2000. - 360 с. - Текст: непосредственный.
23. Лесков Н. Очарованный странник/ Н. Лесков. - Москва: Азбука, 2019. - 352 с. - Текст: непосредственный.
24. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии/С.С.Хоружий. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1994. - 286 с. - Текст: непосредственный.
25. Джонсон У. Скачок через обучение: как развить лучшие качества сотрудников / У. Джонсон. - Текст: непосредственный //Harvard Business Review Россия. - 2022. - Март. - С. 69-76.
26. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного Российского общества. Вып. 2: монография / кол. авторов; под ред. В.В. Кафтана. - Москва: РУСАЙНС, 2022. - 400 с. - Текст: непосредственный.
27. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного Российского общества. Вып. 3: монография / кол. авторов; под ред. В.В. Кафтана. - Москва: РУСАЙНС, 2023. - 430 с. - Текст: непосредственный.
References
1. Kaz M. Motivaciya truda: transformaciya struktury teoretiko-metodologicheskogo znaniya i kognitivno-cennostnyj podhod/M. Kaz. - Tekst: neposredstvennyj//Voprosy ekonomiki. - 2005. - № 5. - S. 82-95.
2. Kaz M.S. Dinamika ekonomicheskogo znaniya i motivaciya truda: kognitivno-cennostnyj podhod/M. Kaz. -Tomsk, 2003. - 351 s. - Tekst: neposredstvennyj.
3. Kastel's M. Mediakonvergenciya i mul'timedijnaya zhurnalistika / M. Kastel's, V. Porter, M. Kuper, M. Parks, R. Suro, S. Balmaeva i dr. // Ekaterinburg : Gumanitarnyj un-t, 2010. - 148 s. - Tekst: neposredstvennyj.
4. Eko U. Otkrytoe proizvedenie / U. Eko. - Moskva: AST, 2018. - 518 s. - Tekst: neposredstvennyj.
5. Virilio P. Informacionnaya bomba: Strategiya obmana; per. s fr. / P. Verilio. - Moskva: ITDGK «Gnozis», Fond «Pragmatika kul'tury», 2002. - S. 86-87. - Tekst: neposredstvennyj.
6. Gubar'O.V. Simulyativnaya ekonomika kak novyj ob"ekt ekonomicheskih issledovanij/O.V. Gubar'. - Tekst: neposredstvennyj//Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. 2013. № 2(61), S. 29-42.
7. Ung K. Chelovek i ego simvoly / K. Yung. - Sankt-Peterburg: B.S.K., 1996. - 454 s.- Tekst: neposredstvennyj.
8. Erikson E. Detstvo i obshchestvo. Izd. 2-e, pererab. i dop.; per. s angl./E. Erikson. - Sankt-Peterburg: Lenato, ACT, Fond «Universitetskaya kniga», 1996. - 592 s. - Tekst: neposredstvennyj.
9. Zayac D. «Indie-rock sociologiya» Mishelya Maffesoli / D. Zayac. - Tekst: neposredstvennyj. //Sociologiya: teoriya, metody, marketing. 2011. №. 3. - S. 74-83.
10. SbitnevS. Mafessoli o neotrajbalizme/ S. Sbitnev. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://sbitnevsv.livejournal. com/1394613.html (data obrashcheniya: 01.06.2023).
11. Stepanova G.N. Problemy formirovaniya informacionno-kommunikacionnogo prostranstva mediabiznesa v HHIveke/G.N.Stepanova, N.V. Gubanova, E.A. Babich, I.I. Dovnarovich. - Tekst: neposredstvennyj//Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemypoligrafii i izdatel'skogo dela. - 2022. - № 3-4. - S. 62-67.
12. Lebon G. Psihologiya mass/G. Lebon. - Minsk: Harvest, Moskva:AST, 2000. - 320 s. - Tekst: neposredstvennyj.
13. Batchikov S.A. Sociokul'turnye osnovaniya krizisa, ego vozmozhnosti i ugrozy /S.A. Batchikov. - Tekst: neposredstvennyj // Ekonomicheskie strategii, 2010. № 12(86). - S. 30-35. - Tekst: neposredstvennyj.
14. Sorokin P. Chelovek, civilizaciya, obshchestvo / P. Sorokin. - Moskva: Politizdat, 1992. - 543 s. - Tekst: neposredstvennyj.
15. Stepanova G.N. Kross-medijnaya konvergentnaya strategiya razvitiya mediaindustrii v usloviyah informacionno-setevoj ekonomikiXXI vek/G.N. Stepanova, G.M. Avramenko, V.A. Biryukov, N.A. Grigoryan, A.A. Pliguzov; pod red. d.e.n., prof. G.N. Stepanova. - Moskva: MGUP imeni Ivana Fedorova, 2012. - 215 s. - Tekst: neposredstvennyj.
16. Stepanova G.N. Problemy formirovaniya informacionno-kommunikacionnogo prostranstva mediabiznesa v HHI veke/G.N. Stepanova, N. V. Gubanova, EA. Ustinova, N.N. Fartukova. - Tekst: neposredstvennyj//Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy poligrafii i izdatel'skogo dela. - 2022. - № 1-2. - S. 52-59.
17. Merezhkovskij D.S. Nevoennyj dnevnik. 1914-1916 (1917) / D.S. Merezhkovskij. - Petrograd": I-vo Ogni, 1917. - 228 s. - Tekst: neposredstvennyj.
18. Kos'min A.D. O kognitivno-cennostnom podhode k processu trudovoj deyatel'nosti / A.D. Kos'min, E.A. Kos'mina. - Tekst: neposredstvennyj//Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». - 2006. -№ 4. - S. 75-80.
19. Nravstvennost' dlya HHI veka: sb.statej; pod red. Yu.M. Antonyana. - Moskva: Aspekt Press, 2008. -288 s. - Tekst: neposredstvennyj.
20. Klyuchevskij V.O. Kurs russkoj istorii. Soch.: V 91. T. 1. Ch. 1./ V.O. Klyuchevskij; pod red. V.L. Yanina. - Moskva: Mysl, 1987. - 430 s. - Tekst: neposredstvennyj.
21. Losskij N.O. Harakter russkogo naroda V 2-h kn. Kniga 1 / N.O. Losskij. - Moskva: Posev, 1957. - 64 s. -Tekst: neposredstvennyj.
22. Vasilenko I.A. Politicheskaya globalistika / I.A. Vasilenko. - Moskva: Logos, 2000. - 360 s. - Tekst: neposredstvennyj.
23. Leskov N. Ocharovannyj strannik / N. Leskov. - Moskva: Azbuka, 2019. - 352 s. - Tekst: neposredstvennyj.
24. Horuzhij S.S. Posle pereryva. Puti russkoj filosofii / S.S. Horuzhij. - Sankt-Peterburg: Aletejya, 1994. -286 s. - Tekst: neposredstvennyj.
25. Dzhonson U. Skachok cherez obuchenie: kak razvit' luchshie kachestva sotrudnikov/ U. Dzhonson. - Tekst: neposredstvennyj //Harvard Business Review Rossiya. - 2022. - Mart. - S. 69-76.
26. Kommunikacii v usloviyah cifrovoj transformacii sovremennogo Rossijskogo obshchestva. Vyp.2: monografiya /kol. avtorov; pod red. V.V. Kaftana. - Moskva: RUSAJNS, 2022. - 400 s. - Tekst: neposredstvennyj.
27. Kommunikacii v usloviyah cifrovoj transformacii sovremennogo Rossijskogo obshchestva. Vyp.3: monografiya /kol. avtorov; pod red. V.V. Kaftana. - Moskva: RUSAJNS, 2023. - 430 s. - Tekst: neposredstvennyj.
Контактная информация / Contact information
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
125167, г. Москва, пр - кт Ленинградский, д. 49/2
Financial University under the Government of the Russian Federation
49/2 Leningradsky Ave., Moscow, 125167, Russia.
Степанова Галина Николаевна / Galina N. Stepanova
stepanovagn@mail.ru