УДК 378.013-057.875 DOI 10.37972/chgpu.2020.108.3.021
Л. Ю. Мухаметзянова
КОГНИТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия
Благодарность
Публикация выполнена по государственному заданию № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что на современном этапе стоит проблема трансформации процессов профессиональной социализации и межличностного взаимодействия в контексте развития ценностно-смысловых образований личности, обусловливающих поиск технологий, способных кардинально изменить положение дел в современном образовании в направлении его гуманизации. Цель статьи - раскрыть человекоориентированные приоритеты образования под когнитивным углом зрения, в котором гуманистическая когниция предстает как система метаре-гулятивов, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров в сочетании с их интеллектуальным и культурным развитием. В качестве методологической основы исследования рассматривается социо-когнитивный подход как теоретико-методологическая стратегия, детерминирующая и развивающая смысловые образования и ценностные преобразования личности с целью формирования ее человекообразующих и социальных качеств в процессе социокультурного взаимодействия. В статье приводятся авторские определения концепта как универсалии, проявляющейся в культуре, образующей систему личностных ценностей обучающихся; личностной концептосферы как челове-коориентированного ядра, составляющего сущность личностно-профессиональной картины образа мира. Автор раскрывает значимость когнитивно-ориентированных технологий, способствующих развитию личностной концептосферы, формированию когнитивных способностей и развивающих воображение и ассоциативное мышление обучающихся в их единстве. В качестве инструментария, обеспечивающего ценностное осознание и смысловую регуляцию на основе интеграции когниций и эмоций субъектов образования, рассматривается эмоциональный интеллект как связующее звено развития гуманистических смыслов, ценностного осознания, понимания и регуляции когниций и эмоций субъектов образования, влияющий на успешность их социокультурного взаимодействия.
Ключевые слова: когнитивно ориентированные технологии, социо-когнитивный подход, личностная концептосфера, концепт, гуманистическая когниция, арт-технологии, эмоциональный интеллект.
L. Yu. Mukhametzyanova
COGNITIVE-ORIENTED TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' PERSONAL CONCEPTUAL SPHERE
Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia
Acknowledgement
The publication was carried out under State Task No. 0N59-2019-0013 «The Problem of Modern Methodology for Studying the Formation and Development of Man in the Age of Digi-talization»
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that at the present stage there is a problem of transformation of the processes of professional socialization and interpersonal interaction in the context
of the development of value-semantic formations of the personality, which determine the search for technologies that can radically change the state of affairs in modern education in terms of its humanization. The purpose of the article is to reveal the human-oriented priorities of education from a cognitive angle of view, in which humanistic cognition appears as a system of metaregulatives that provide training for highly qualified personnel in combination with their intellectual and cultural development. As a methodological basis of the study, the socio-cognitive approach is considered as a theoretical and methodological strategy that determines and develops semantic formations and value transformations of the personality with the aim of formation of its humanistic and social qualities in the process of socio-cultural interaction. The article provides the author's definitions of the concept as a universal manifested in a culture that forms a system of personal values of students; the personal conceptosphere as a human-oriented core that makes up the essence of the personal-professional picture of the image of the world. The author reveals the importance of cognitive-oriented technologies that contribute to the development of the personal conceptual sphere, the formation of cognitive abilities and develop students' imagination and associative thinking in their unity. Emotional intelligence is considered as a tool for ensuring value awareness and semantic regulation based on the integration of cognitions and emotions of subjects of education, as a link in the development of humanistic meanings, value awareness, understanding and regulation of cognitions and emotions of subjects of education, affecting the success of their sociocultural interaction.
Keywords: cognitive-oriented technologies, socio-cognitive approach, personal conceptual sphere, concept, humanistic cognition, art technologies, emotional intelligence.
Введение. В ракурсе когнитивной парадигмы образования необходимо усиление человекоориентированной составляющей высшего образования, которая входит в число ключевых условий повышения культурного и интеллектуального уровней обучающихся.
Одним из направлений реализации когнитивной парадигмы в высшем образовании, ориентирующих на изучение личности в многообразии ее культурно-смысловых взаимоотношений с быстро трансформирующейся реальной действительностью, выступает гуманистическая когниция как познавательный процесс, связанный с получением, переработкой, хранением и использованием информации; включающий концептуальное гуманистическое осознание и смысловую оценку самого себя и окружающего мира в процессе социокультурного взаимодействия акторов высшего образования. В качестве эффективного механизма гуманистической когниции выступает концепт, являющийся не только общим свойством широкого класса предметов, а духовно-нравственной личностной сущностью, способной обеспечить связь между разнопорядковыми идеями мира, в некотором роде внутриличностным посредником между человеком («Я») и образом мира.
Категория концепта многогранно представлена в психолого-педагогических исследованиях [6], [8], [9], анализ которых позволил нам выработать свое определение концепта как универсалии (смысл, понятие, идея), проявляющейся в культуре, закрепленной и вербализованной в слове, образующей систему личностных ценностей обучающихся с использованием когнитивных и эмоциональных компонентов познания.
Действующим регулятивом концепта в качестве культурно-смыслового человеко-ориентированного ядра образовательного процесса выступает личностная концептосфера как целостное единство смыслов, ценностей и концептов обучающихся, слагающих их личностно-профессиональную картину образа мира. В своих предыдущих исследованиях мы рассматривали механизмы развития личностной концептосферы на примере трансформации художественных концептов нобелевских лауреатов русской словесности в личностные концептосферы обучающихся [3].
Основная проблема исследования - определение когнитивных механизмов, обеспечивающих усвоение знаний во взаимосвязи со смыслами и ценностями личностно-профессиональной картины образа мира обучающихся; цель исследования - раскрыть че-ловекоориентированные приоритеты образования под когнитивным углом зрения, в котором гуманистическая когниция предстает как система метарегулятивов, обеспечиваю-
щих подготовку высококвалифицированных кадров в сочетании с их интеллектуальным и культурным развитием.
Актуальность исследуемой проблемы. Особое место в развитии новых ценностей и культурных поведенческих практик человека в эпоху цифровизации занимают культурно-смысловые приоритеты образовательной системы, определяющие, что обучающийся является человеком, имеющим особые человеческие качества и свойства, которые позволяют ему вступать в социокультурное взаимодействие. Целью высшего образования должно быть создание нового общества, не знающего насилия и эксплуатации, члены которого высоко и всесторонне развиты, полны энтузиазма, руководствуются любовью к человечеству и мудростью [2]. В связи с этим перед высшим образованием поставлены задачи выявления механизмов развития самодостаточной духовно-нравственной личности обучающегося.
Материал и методы исследования. Автором актуализирован социо-когнитивный подход, трактуемый с точки зрения трансформации процессов профессиональной социализации и межличностного взаимодействия в контексте развития ценностно-смысловых образований личности и гуманизации современной образовательной организации. Социо-когнитивный подход - теоретико-методологическая стратегия, детерминирующая и развивающая смысловые образования и ценностные преобразования личности с целью формирования ее человекообразующих и социальных качеств в процессе социокультурного взаимодействия субъектов и акторов высшего образования.
Социо-когнитивный подход определяет исходный контекст обучения в образовательной организации высшего образования как детерминацию ценностных и смысловых преобразований личности в процессе формирования ее человекообразующих качеств и профессиональных характеристик. Принципиально важными в контексте реализации социо-когнитив-ного подхода становятся изучение и развитие человека в многообразии его культурно-смысловых взаимоотношений с быстро трансформирующейся «цифровой» действительностью.
Ядром социо-когнитивного подхода выступают следующие принципы:
- принцип человекосообразности - определяет действующим регулятивом образовательного процесса в качестве его культурно-смыслового ядра личностную концепто-сферу, что предполагает постановку акцентов на смысловые образования и ценностные преобразования личности;
- принцип хронотопа - отражает текущее и прогнозное социокультурное развитие личности относительно заданной существующей социокультурной доминанты высшего образования;
- принцип фрактальности - позволяет рассматривать человека как фрактальную структуру в системе познания, стремящегося к самоорганизации и развитию, в рамках иерархической структурной организации учебно-познавательного процесса высшего образования в контексте межличностных взаимодействий в образовательной среде вуза;
- принцип итерационности - определяет последовательность предварительных, промежуточных и конечных циклов построения личностно-профессиональных перспектив человека как способ содействия в выборе гуманно ориентированного жизненного пути: активной интериоризации гуманистических ценностей и постановке просоциальных целей.
Преимущества социо-когнитивного подхода в практике высшего образования определяются возможностями проекции внешнего мира, социальных норм и практик социального взаимодействия, предметной профессиональной сферы на когнитивное развитие личности обучающегося и формирование его личностной концептосферы. Использование человекообразующих индивидуальных резервов и механизмов самоорганизации в образовательной деятельности способствует развитию личностно-профессиональных концептов и ценностей, задающих направленность смысловых установок, базовых и инструментальных норм жизнедеятельности в контексте культурной репрезентации.
Диагностика эмоционального интеллекта как инструментария, обеспечивающего ценностное осознание и смысловую регуляцию на основе интеграции когниций и эмоций
субъектов образования, проводилась на основе использования методики Н. Холла «Эмоциональный интеллект».
Результаты исследования и их обсуждение. В теории и практике работы вуза существуют различные варианты технологического обеспечения образовательного процесса. Во многих работах подчеркивается значимость гуманитарных технологий, обеспечивающих культурно-личностное развитие обучающихся [5], [7], [10]. В нашем исследовании мы сконцентрировали исследовательское внимание на когнитивно ориентированных технологиях [4]. Это технологии, способствующие развитию личностной концептосферы, формированию когнитивных способностей, а также развивающие воображение и ассоциативное мышление обучающихся в их единстве.
К общим характеристикам когнитивно ориентированных технологий развития личностной концептосферы обучающихся относятся:
1) человекообразующие познавательные маршруты - использование целостного анализа человекообразующего содержания учебной проблемы с целью построения лич-ностно-профессиональных познавательных маршрутов;
2) системное функционирование смысловых установок и эмоциональных ценностных коннотаций, составляющих сущность личностно-профессиональной картины (образа мира); концентрация образовательных усилий субъектов образования на выделении соответствующих ресурсов воображения и ассоциативного мышления для развития личностной концептосферы обучающихся;
3) культурно-смысловые приоритеты формирования знаний, умений и навыков -разработка необходимого комплекса образно-творческих заданий с использованием взаимосвязи когнитивных и эмоциональных компонентов познания для формирования знаний, умений и навыков в контексте их культурно-смысловой направленности.
В качестве прикладных когнитивно ориентированных технологий могут выступать арт-технологии, формирующие когнитивные способности и развивающие воображение и ассоциативное мышление человека в их единстве.
Арт-технология - это обучение интеллектуальной деятельности средствами различных видов искусств, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности обучающегося в единстве когнитивного и эмоционального компонентов познания [1].
Именно арт-технологии способствуют тому, что, накапливаясь в памяти, эмоциональные переживания взаимодействуют друг с другом, образуя эмоционально-образное усвоение смысловых установок, ценностных коннотаций в структуре личностной концептосферы.
Содержание арт-технологий направлено на определение концепта внутриличност-ным посредником между человеком («Я») и образом мира, способным обеспечить связь между разнопорядковыми идеями мира.
Опытно-экспериментальное исследование эффективности арт-технологий как когнитивно ориентированных технологий, способствующих развитию личностной концеп-тосферы обучающихся, проходило на базе Казанского хореографического училища и Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. Внедрялись следующие арт-технологии, формирующие когнитивные способности и развивающие воображение и ассоциативное мышление: технология развития воображения обучающихся и технология мобилизации их творческого самочувствия. В разработке этих технологий помогает театральная педагогика, главная черта которой - гуманистическая индивидуализация в единстве когнитивного и эмоционального компонентов познания. Философскую и нравственно-эстетическую основу данных технологий составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманистической самоценности человеческой личности.
Первая технология обеспечивала продуктивность личностного воображения в системе ассоциативного образного мышления обучающихся. Основными когнитивными функциями данной технологии выступали анализ, поиск, прогноз.
Вторая технология обеспечивала эмоционально-позитивное ядро информации на основе эмоциональной настройки как компонента творческого самочувствия обучающихся. Данная технология базировалась на методе физических действий К. С. Станиславского как эффективном средстве мобилизации творческого самочувствия в образовательном процессе.
Явно существующая эмоциональная обусловленность понятий «концепт», «кон-цептосфера», «арт-технологии» определяет необходимость определения инструментария, обеспечивающего ценностное осознание и смысловую регуляцию на основе интеграции когниций и эмоций субъектов образования.
В качестве такого инструментария выступает эмоциональный интеллект как связующее звено в развитии гуманистических смыслов, ценностного осознания, понимания и регуляции когниций и эмоций субъектов образования, влияющий на успешность их социокультурного взаимодействия.
Автором был исследован уровень эмоционального интеллекта как инструментария, обеспечивающего ценностное осознание и смысловую регуляцию на основе интеграции когниций и эмоций субъектов образования.
Диагностика компонентов эмоционального интеллекта, а именно эмоциональной осведомленности, управления эмоциями, эмоциональной самомотивации, эмпатии, распознавания эмоций других людей проводилась на основе использования адаптированной к исследованию методики Н. Холла «Эмоциональный интеллект».
На формирующем этапе эксперимента было выявлено следующее. Когнитивный компонент (эмоциональная осведомленность): в контрольной группе прирост осуществился на 8 %; в экспериментальной - на 23 %; эмоционально-ценностный компонент (эмоциональная мотивация): в контрольной группе прирост осуществился на 4 %; в экспериментальной - на 14 %; коммуникативный компонент (распознавание эмоций других людей в процессе межличностного взаимодействия): в контрольной группе прирост осуществился на 5 %; в экспериментальной - на 14 %; эмоционально-деятельностный компонент (управление своими эмоциями): в контрольной группе прирост осуществился на 12 %; в экспериментальной - на 15 %.
Таким образом, выявлена позитивная динамика развития структурных составляющих эмоционального интеллекта обучающихся как инструментария, обеспечивающего их ценностное осознание и личностно-смысловую регуляцию на основе интеграции когниций и эмоций.
Выводы. Современное взаимодействие человека, общества и мира показывает, что обучающийся является личностью, имеющей особые человеческие качества и свойства, которые позволяют ему вступать в социокультурное взаимодействие. В связи с обозначенными ориентирами необходимо усиление человекоориентированной составляющей высшего образования, которая входит в число определяющих факторов, способствующих повышению культурного и интеллектуального уровней студенческой молодежи. Одним из направлений реализации когнитивной парадигмы в высшем образовании, ориентирующих на изучение личности в многообразии ее культурно-смысловых взаимоотношений с быстро трансформирующейся действительностью, выступает гуманистическая когниция, реализующая трансформацию процессов профессиональной социализации и межличностного взаимодействия на основе социо-когнитивного подхода с использованием когнитивно ориентированных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арт-педагогика : учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования. -Казань : Данис, 2014. - 120 с.
2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (принята в г. Париже 05.10.1998-09.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры») [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.lawmix.ru/abrolaw/9374.
3. Мухаметзянова Л. Ю. Трансформация художественных концептов нобелевских лауреатов русской словесности в личностные концептосферы студентов // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 93-98.
4. Намаканов Б. А. Педагогическая концепция когнитивных технологий // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 15. - С. 44-51.
5. Никифорова Л. В. Гуманитарные технологии в системе понятий инновационной образовательной программы // Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 11. - С. 17-23.
6. Ручина Л. И., Горшкова Т. М. Изучение концептов в русской народной сказке (лингвистический аспект) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. - 2003. - № 1. - С. 124-130.
7. Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 124-127.
8. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - С. 40-43.
9. Стернин И. А. Типы значений и концепт // Концептуальное пространство языка : сборник научных трудов / под ред. Е. С. Кубряковой. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. - 2005. - С. 257-282.
10. Трушкова И. Ю. Гуманитарные технологии в образовании // Высшее образование в России. - 2006. -№ 3. - С. 70-74.
Статья поступила в редакцию 09.07.2020
REFERENCES
1. Art-pedagogika : uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya. -Kazan' : Danis, 2014. - 120 s.
2. Vsemirnaya deklaraciya o vysshem obrazovanii dlya XXI veka: podhody i prakticheskie mery (prinyata v g. Parizhe 05.10.1998-09.10.1998 na Vsemirnoj konferencii YuNESKO «Vysshee obrazovanie v XXI veke: podhody i prakticheskie mery») [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : www.lawmix.ru/abrolaw/9374.
3. Muhametzyanova L. Yu. Transformaciya hudozhestvennyh konceptov nobelevskih laureatov russkoj slovesnosti v lichnostnye konceptosfery studentov // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2018. - № 2. - S. 93-98.
4. Namakanov B. A. Pedagogicheskaya koncepciya kognitivnyh tekhnologij // Vestnik Buryatskogo gosu-darstvennogo universiteta. - 2011. - № 15. - S. 44-51.
5. Nikiforova L. V. Gumanitarnye tekhnologii v sisteme ponyatij innovacionnoj obrazovatel'noj programmy // Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2008. - № 11. - S. 17-23.
6. Ruchina L. I., Gorshkova T. M. Izuchenie konceptov v russkoj narodnoj skazke (lingvisticheskij aspekt) // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Filologiya. - 2003. - № 1. - S. 124-130.
7. Solomin V. P. Gumanitarnye tekhnologii kak innovaciya v obrazovanii // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2011. - № 4. - S. 124-127.
8. Stepanov Yu. S. Konstanty. Slovar' russkoj kul'tury. Opyt issledovaniya. - M. : Shkola «Yazyki russkoj kul'tury», 1997. - S. 40-43.
9. Sternin I. A. Tipy znachenij i koncept // Konceptual'noe prostranstvo yazyka : sbornik nauchnyh trudov / pod red. E. S. Kubryakovoj. - Tambov : Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina. - 2005. - S. 257-282.
10. Trushkova I. Yu. Gumanitarnye tekhnologii v obrazovanii // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2006. -№ 3. - S. 70-74.
The article was contributed on July 9, 2020 Сведения об авторе
Мухаметзянова Лариса Юрьевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Когнитивная педагогика и цифровизация образования» Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия, e-mail: [email protected]
Author information
Mukhametzyanova, Larisa Yuryevna - Candidate of Pedagogics, Senior Researcher at the Laboratory of Cognitive Pedagogy and Digitalization of Education, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia, Kazan, Russia, e-mail: [email protected]