Профессиональное образование
УДК 377
ТРАНСФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В ЛИЧНОСТНЫЕ КОНЦЕПТОСФЕРЫ СТУДЕНТОВ1
Л.Ю. Мухаметзянова
'Статья подготовлена в рамках проекта 27.7428.2017/8.9 «Исследование и анализ современных методологических, психолого-педагогических, научно-методических и социологических исследований в сфере профессионального образования»
Аннотация. Культ рациональности и высокий образовательный ценз не всегда формируют гуманистическую культуру, которая определена в системе общечеловеческих ценностей в законе «Об образовании» Российской Федерации как приоритетная в развитии личности обучающегося. Гуманистический пафос традиционно свойственен русской литературе как виду искусства, формирующему человеческий микрокосм на основе взаимодействия рационально-логического и эмоционально-образного компонентов познания, определяющего ценностно-личностное отношение студентов к научному знанию. В статье в логике формирующейся сегодня когнитивной парадигмы филологической науки раскрывается специфика художественной когниции, представляющей собой особую картину мира - индивидуально-авторскую, виртуально-идеальную, в пространстве которой реальное и идеальное переплетаются в зависимости от когнитивной базы и интенций автора текста, определяющих его художественный концепт, моделирующий личностную концептосферу студента. Личностная концептосфера в данном случае интерпретируется авторами как единое пространство культурных универсалий, личностных мировоззренческих установок, структурных ценностных коннотаций в контексте их гуманистической направленности. Авторы раскрывают механизмы трансформации художественных концептов авторов литературного произведения в личностную концептосферу студентов в процессе литературной подготовки в профессиональной школе на примере художественных концептов Нобелевских лауреатов русской словесности: И.А. Бунина, Б.А. Пастернака, М.А. Шолохова, А.И.Солженицына, И.А. Бродского, являющих собой когнитивные гуманистические модели Человека, Мастера, Гражданина.
Ключевые слова: художественные концепты, личностная концептосфера, Нобелевские лауреаты русской словесности, рационально-логический и эмоционально-образный компоненты мышления, художественное слово, когнитивные гуманистические модели.
TRANSFORMATION OF THE ART CONCEPTS OF NOBELIAN RUSSIAN SILENCE WINNERS TO THE PERSONAL CONCEPTOSPHERE OF STUDENTS
L. Mukhametzyanova
Abstract. The cult of rationality and high educational qualifications do not always form a humanistic culture, which is defined in the system of universal values in the Law "On Education" of the Russian Federation as a priority in the development of the personality of the learner. Humanistic pathos is traditionally inherent in Russian literature as a kind of art that forms the human microcosm on the basis of the interaction of rational-logical and emotional-figurative components of cognition, which determines the value-personal attitude of students towards scientific knowledge. In the article, the logic of the cognitive paradigm of philological science that is being formed today reveals the specificity of artistic cognition, which is a special picture of the world-an individual, an author's, a virtual ideal, in the space of which the real and the ideal are intertwined depending on the cognitive basis and intentions of the author of the text that determine his artistic concept Modeling the student's personal conceptual sphere. The personal conceptosphere in this case is interpreted by the authors as a single space of cultural universals, personal world outlooks, structural value connotations in the context of their humanistic orientation. The authors disclose the mechanisms for transforming the artistic concepts of the authors of a literary work into a personal conceptual framework of students in the process of literary preparation in a professional school using the example of artistic concepts of Nobel laureates of Russian literature: I.A. Bunina, B.A. Pasternak, M.A. Sholokhov, A.I. Solzhenitsyna, I.A. Brodsky, who are the cognitive humanistic models of Man, Master, Citizen.
Keywords: artistic concepts, personality concept-sphere, Nobel laureates of Russian literature, rational-logical and emotional-figurative components of thinking, artistic word, cognitive humanistic models.
В образовательном процессе
профессиональной школы наблюдается преобладание принципа научности; так в нормативной учебной документации делается доминантная установка на научный метод познания; прописанные в стандартах профессиональные и общие компетенции не решают задачу формирования гуманистической личности студента, что обусловлено, на наш взгляд, недостаточным вниманием к образно-творческим механизмам, определяющим эмоционально-ценностное личностное
отношение студентов к научному знанию. Выделение двух видов познания: рационально-логического и эмоционально-образного обусловлено тем, что можно выделить два предмета, лежащие в плоскости изучения явления реального мира в каждом из них. В данном случае мы говорим о научной и художественной формах познания. Уточним, что для эмоционально-образной сферы мышления предметом выступает не конкретное явление действительности, а личностное эмоционально-ценностное к нему отношение.
В условиях современного социума в молодежной среде преобладает рационально-догматический образец хладнокровного отношения к жизни, эталонно воплощенный в образе несгибаемого и лишенного эмоций супермена. К.Д. Ушинский, определяя значимость эмоций в условиях социума, заявил, что социум, стремящийся образовывать только ум в порастающем поколении, делает большую ошибку, так как «человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает» [15, с. 124].
Философы современности, продолжая учения древних мыслителей, раскрывают актуальность исследования проблемы эмоционально-образного компонента
когнитивного развития личности, согласуя его значение с органичной взаимосвязью разума и сердца, интеллекта и эмоции. Осмысление человеком самого себя включает эмоционально-смысловую оценку. Оно проявляется в форме переживания, отношения к самому себе, когда чувство и разум выступают в их органическом взаимодополнении. Переход от образного мышления к рациональному, и наоборот, определяют когнитивный ресурс творческого личностного самоопределения.
Наиболее отчетливо органичное взаимодействие рационально-логического и эмоционально-образного познания проявляется в искусстве. Именно в художественных произведениях «опыт эмоционально-ценностных отношений к тем или иным
явлениям, связей людей между собой и с миром» закрепляется в образной форме и передается следующим поколениям [2, 8, 11]. Подчеркнем, что именно данный опыт лежит в основе человеческого поступка и человеческой жизнедеятельности.
Следует подчеркнуть, что в современной профессиональной школе необходимо перенести акцент с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на художественно-творческое эмоционально-образное
интеллектуально-гуманистическое развитие личности студентов. Учебные дисциплины рационально-логического ряда должны быть гармонически соотнесены с эмоционально-образными предметами, среди последних, наиболее полно способствующих личностно-творческому становлению будущего
специалиста, ведущее значение сохраняется за литературой как предметом «синкретического воздействия». Отметим, что значение филологии, предметное ядро изучения которой составляет слово, учитывается недостаточно. «Точная история филологического ума, - писал один из видных российских мыслителей В.Ю. Троицкий, - докажет, что важнейшие повороты современной мысли суть прямое или косвенное воздействие филологических побед» [14]. Именно филологическое невежество содействует тем «неточностям смысла», вследствие которых истинные духовные ценности подменяются в сознании обучающихся потоком массовой псевдокультуры.
Не случайно словесность поставлена здесь на первое место; во все века в России ее по справедливости ставили во главу угла учебной системы предметов. «Словесность может почесться совокуплением всех познаний, слитием всех способностей, излиянием ума или, лучше: она-то есть сам ум, исходящий из уст и воплощающийся в словах наших», - писал учитель А.С. Пушкина проф. А.П. Куницын [6].
Следует подчеркнуть, что пониманию слова в его истинном звучании в логике формирующейся сегодня когнитивной парадигмы филологической науки способствует когниция. «Когниция есть проявление умственных, интеллектуальных способностей человека и включает осознание самого себя, оценку самого себя и окружающего мира, построение особой картины мира ...» [13, с.45]. Художественная когниция представляет собой особую картину мира - индивидуально-авторскую, виртуально-идеальную, в
пространстве которой реальное и идеальное переплетаются в зависимости от когнитивной
базы и интенций автора текста, определяющих художественный концепт автора литературного произведения. Необходимо раскрыть понятие художественного концепта как инварианта восприятия художественного текста, который определяет когнитивную базу студента-читателя в процессе изучения литературного произведения. («Художественный концепт - это конструкт, отражающий общехудожественное или индивидуально-авторское осмысление общих ментальных сущностей, на основе индивидуальной системы оценок и ассоциаций» [1, с.64]. Мы интерпретируем художественный концепт как модель концепта автора литературного произведения, определяющего построение личностной концептосферы студентов.
Следует иметь в виду, что художественное слово символично, социо- и культурно информативно; соотнесено с личностным опытом человека. Потенции, открываемые в художественном тексте, соотносимы с категорией «концептосферы» [4, 10]. Концепты отличаются оригинальностью, также как и авторы их создающие. Смысловое понимание художественного концепта обеспечивается на основе общих характеристик концептосфер: единое пространство культурных универсалий, личностных мировоззренческих установок, структурных ценностных коннотаций. Необходимо подчеркнуть, что смысл художественного слова будет закрытым до того момента, пока оно не станет для изучающего концептом.
Концепт выступает в качестве продукта процесса мышления человека, объединяющего максимально допустимые существенные и несущественные признаки изучаемого явления; способствующего отбору данных признаков в логике моделируемого в образовательном процессе личностного пространства обучаемого, или его личностного концепта, личностной концептосферы [17, 18]. Личностная концептосфера в данном случае интерпретируется как системная целостность рационально-логических и эмоционально-ценностных установок студентов в процессе анализа художественного текста.
Мы раскроем механизмы трансформации художественных концептов авторов
литературного произведения в личностную концептосферу студентов в процессе литературной подготовки в профессиональной
школе на примере изучения художественных концептов Нобелевских лауреатов русской словесности.
Нам близка точка зрения С.П. Лавлинского, считающего, что в образовательное содержание по литературе следует включать не только учебный материал (так называемое «предметное содержание»), но и формирование личностных эмоционально-творческих поведенческих
стратегий [7]. Учебная дисциплина «Литература» помимо вооружения студентов специальными филологическими знаниями определяет выбор и реализацию их собственной личностной траектории в процессе раскрытия литературных концептов на примере «вечных» тем и образов, созданных великими русскими писателями.
Механизмы трансформации художественных концептов авторов в личностные концептосферы студентов рассматриваются на примере художественных концептов Нобелевских лауреатов русской словесности: И.А. Бунина, Б.А. Пастернака, М.А. Шолохова,
А.И. Солженицына, И.А. Бродского. В структуру художественного концепта входят
художественно-творческие установки
Нобелевского лауреата: Человека, Мастера, Гражданина, определяющие личностные концепты студентов. Темы модульного структурирования учебного материала по литературе, формулировки художественных концептов, универсалии студентов,
определяющие их личностные концепты, формируемые в процессе литературно-художественного проектирования как технологии, обеспечивающей взаимосвязь рационально-логического и эмоционально-творческого развития личности мы отразили в следующей таблице. Так например, в процессе изучения художественного концепта культурно-исторического пространственно-временного хронотопа, определяющего «личностные оппозиции ценностных значений» [3, 5] И.А. Бродского, художественный хронотоп вслед за известным антропологом К. Кастанедой, можно назвать «остановкой мира» [16]. Какой же круг явлений обозначает это метафорическое понятие и какое отношение оно имеет к разговору о развитии личностных-концептосфер студента на уроке литературы, посвященном «хронотопическому» анализу произведений?
Таблица 5. - Взаимосвязь художественных концептов автора и студентов в учебных модулях по творчеству Нобелевских лауреатов в русской словесности
№ Наименование учебного модуля по творчеству Нобелевского лауреата русской словесности Художественный концепт Нобелевского лауреата русской словесности Художественно-личностный концепт студента, отраженный в темах литературно-художественных проектов
1. Личностно-поэтический природный космос И.А. Бунина Художественный концепт культурного «микрокосма» личности, определяющего ее культурные универсалии. 1.1 Жизнь и судьба первого русского Нобелевского лауреата. 1.2 Особенности бунинской поэтики. Космос Бунина. 1.3 Мой личностный «микрокосмос».
2. «Все изменяется под нашим зодиаком, но Пастернак остался Пастернаком» Художественный концепт культурно-творческого кредо личности русского интеллигента. 2.1 «Половодье образов и чувств» в жизни и творчестве Б.А. Пастернака. 2.2 Роман «Доктор Живаго». История создания в воспоминаниях и документах. 2.3 Пастернак - лауреат Нобелевской премии. Отношения Пастернака и власти. 2.4 «Во всем мне хочется дойти до самой сути». 2.5 Мое культурно-творческое кредо.
3. Сын Тихого Дона (М.А. Шолохов) Художественный концепт личностно-ценностного поиска героем смысла жизни (на примере образа Г. Мелехова). 3.1 На шолоховской земле. «Автобиография». 3.2 Главный труд жизни. 3.3 Сталин-Шолохов-Горький. Треугольник противоречий. 3.4 Шолохов - лауреат Нобелевской премии. 3.5 Мои личностно-ценностные координаты в жизни.
4. Масштабы А.И. Солженицына Художественный концепт гражданской культуры личности. 4.1 Жизнь. Судьба. Творчество. «Один день Ивана Денисовича». 4.2 Нобелевский лауреат. История вопроса. Ростропович-Солженицын-Сахаров. 4.3 Гражданская проблематика творчества. (Обзор романов «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»). 4.4 Я-гражданин.
5. И.А. Бродский - голос поколения Художественный концепт культурно-исторического пространственно-временного хронотопа, определяющего «личностные оппозиции ценностных значений» (М.М. Бахтин) 5.1 Жизнь и поэзия. 5.2 «Гармония против безвременья». 5.3 «Я - Нобелевский лауреат». 5.4 Пространство и время эпохи Бродского. 5.5 «Это время тихой сапой убивает маму с папой».
С точки зрения К. Кастанеды, понятие «остановка мира» наиболее удачно для определения таких состояний сознания, в которых осмысливаемая реальность, ее пространственно-временные параметры
кардинальным образом изменяются благодаря «остановке обычно непрерывного потока чувственных интерпретаций некоторой совокупностью обстоятельств и фактов, никоим образом в этот поток не «вливающихся» [16].
Существует теснейшая связь поэта со своим временем, которая вытекает из художественного постулата «Гармония против безвременья. Диалектика бытия» в том и состоит, что человек в любых условиях должен оставаться человеком, отдающим себе отчет в своих мыслях и действиях. Человек живет в современности, но, если он человек, то всегда остается верен сверхличностной и сверхвременной системе гуманистических ценностей.
Если динамику познавательно-понимающей деятельности студентов рассматривать в контексте вышеизложенных теоретических соображений, становится очевидным, что работа словесника с понятием хронотопа и кругом явлений, им обозначаемым, на «открытом» уроке литературы позволяет ему, с одной стороны, развернуть перед студентами художественную картину мира,
смоделированную автором, с другой - выявить, описать, определить и осмыслить вместе со своими студентами сложные и многообразные диалогические отношения собеседников, возникающие на границах трех сфер: «первичной реальности» внеаудиторной жизни студентов, реальности познавательно-учебной деятельности и реальности поэтической, существующей и функционирующей по особым эстетическим законам, которые автор «навязывает» читателям [12]. Такое построение диалога между автором литературного произведения и студентами на «открытом уроке» позволит сформировать у них художественно-личностный концепт
моделирования многомерной картины мира в контексте «личностных оппозиций ценностных значений».
1. В статье конкретизирован в теоретико-когнитивном аспекте терминологический ряд, и уточнено содержание понятий: художественная когниция, художественный концепт, личностная концептосфера студентов.
2. Подчеркнуто, что именно литература как вид искусства на основании применения системной целостности рационально-логических и эмоционально-ценностных компонентов мышления способствует развитию в человеке подлинной человечности, выражает тревогу за
человеческую душу, говорит о том, «как трудно рождалось в человеке человеческое».
3. Проведенное исследование позволило выявить особенности трансформации художественных концептов Нобелевских лауреатов русской словесности в гуманистические личностные концептосферы студентов профессиональной школы в процессе литературной подготовки в логике формирующейся сегодня когнитивной парадигмы филологической науки.
4. Раскрыта системная целостность формулировок тем учебных модулей по литературе и художественных концептов И.А. Бунина, Б.А. Пастернака, М.А. Шолохова, А.И. Солженицына, И.А. Бродского, являющих собой когнитивные гуманистические модели Человека, Мастера, Гражданина, определяющих личностные концепты студентов.
5. В качестве технологии, обеспечивающей эффективное формирование культурных универсалий, личностных мировоззренческих установок, структурных ценностных коннотаций студентов в структуре их личностной концептосферы на основе взаимосвязи рационально-логических и эмоционально-творческих механизмов мышления определена технология литературно-художественного проектирования.
В целом, в статье представлено рассмотрение художественных концептов Нобелевских лауреатов русской словесности в качестве когнитивно-образовательного ресурса в профессиональной школе, обеспечивающего органичную взаимосвязь развития разума и сердца, интеллекта и эмоции современного молодого человека.
Литература:
1. Ахапкин Д. Когнитивное литературоведение: от порядка к хаосу и обратно // НЛО. - 2017. - № 143. -С.332-345.
2. Арт-педагогика. Учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования. Л.Ю. Мухаметзянова. Казань: Изд-во «Данис», 2015. - 120 с.
3. Бахтин М.М. К вопросам методологии эстетики словесного творчества // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Изд-во «Языки славянской культуры, 2003. - 377 с.
4. Барт Р. Писатели и пишущие // Барт Р. Нулевая степень письма. М., 2008. - С. 115-126.
5. Бродский И.А. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция // И.А. Бродский / Власть стихий: эссе. СПб., 2010. - 207 с.
6. Куницын А.П. Право естественное. М.:ЛКИ, 2011. - 162 с.
7. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов. - М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. - 384 с.
8. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Логос, 2007. - 238 с.
9. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. СПб: Искусство, 2005. - 91 с.
10. Лозинская Е.В. Литература как мышление: Когнитивное литературоведение на рубеже XX-XXI веков: Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. научн.-информ. исслед. Отд. литературоведения. - М., 2007. - 160 с.
11. Мухаметзянова Ф.Ш. Литературная подготовка в профессиональной школе/ Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова // Педагогика №5 - М., 2014. -С.47-54.
12. Сергеев С.Ф. Инструменты обучающей среды: интеллект и когнитивные стили / С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. 2010. - № 4. -С.43-51.
13. Сидорова Т.А. Текстовая мотивация как когнитивный процесс эстетической коммуникации (на материале рассказов Т. Толстой) // Вопросы когнитивной лингвистики. - № 1(42). - 2015. -С.91-103.
14. Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы. Проблемы наследия русской словесности / В.Ю.
Троицкий; отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 480 с.
15. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. - Москва: Просвещение, 1968. - 557 с.
16. Форт К. «Беседы с Карлосом Кастанедой» // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. - М.: София, 2006. - С.296.
17. Холодная И.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. / И.А. Холодная. Спб: Питер, 2004 г. - 384с.
18. Burke M., Troscianko E. T. Mind, brain, and literature: A dialogue on what the humanities might offer the cognitive sciences // Journal of Literary Semantics. - 2013. - Vol. 42(2). - P.141-148.
Сведения об авторе:
Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Data about the author:
L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate of professor, FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]