Научная статья на тему 'Формирование гуманистической концептосферы обучающихся в логике когнитивной образовательной парадигмы'

Формирование гуманистической концептосферы обучающихся в логике когнитивной образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ГУМАНИТАРНАЯ КОГНИЦИЯ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / CONCEPT / ART CONCEPT / HUMANISTIC CONCEPTUAL SPHERE OF A STUDENT / HUMANITARIAN COGNITION / DESIGN TECHNOLOGIES / ART TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Л.Ю.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях сужения гуманистического диапазона образования возникает необходимость формирования гуманистической концептосферы обучающихся как интеграционной целостности культурных универсалий, личностных мировоззренческих установок, структурных гуманистических ценностных коннотаций, составляющих сущность их личностно-профессиональной картины (образа) мира. Цель статьи в логике когнитивной образовательной парадигмы определить специфику гуманитарной когниции как проявления умственных, интеллектуальных способностей человека в концептах, образующих системную личностно-ценностную смысловую целостность, отражающуюся в его гуманистической концептосфере. В статье конкретизирован терминологический ряд на основе уточнения содержания понятий: концепт, художественный концепт, гуманистическая концептосфера, гуманитарная когниция; раскрыты предпосылки формирования гуманистической концептосферы; представлено ее теоретико-методологическое обоснование (подходы и принципы); определены технологии ее формирования: проектные и арт-технологии. Статья предназначена для исследователей, педагогов, психологов, занимающихся проблемами развития гуманистического потенциала обучающегося на основе интеграции когнитивных и эмоционально-образных компонентов познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE HUMANISTIC CONCEPTOSPHERE OF STUDENTS IN THE LOGIC OF A COGNITIVE EDUCATIONAL PARADIGM

The relevance of the article is revealed in the logics of the current cognitive educational paradigm on the modern period, the need for the formation of humanitarian cognition is determined as a special worldview, in the space of which a humanistic conceptosphere is developed, which forms spiritual immunity and contributes to the moral filtering of the student’s informational personal space. The author of the article gives theoretical and methodological prerequisites for the formation of a humanistic conceptosphere: approaches: cognitive-conceptual, cultural, axiological, hermeneutic and principles that implement these approaches in educational activities; its informative components are revealed: cognitive, emotional-value, activity; the technologies of its formation are described: design and art technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманистической концептосферы обучающихся в логике когнитивной образовательной парадигмы»

УДК З78

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ

КОНЦЕПТОСФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛОГИКЕ

КОГНИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Л.Ю. Мухаметзянова

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях сужения гуманистического диапазона образования возникает необходимость формирования гуманистической концептосферы обучающихся как интеграционной целостности культурных универсалий, личностных мировоззренческих установок, структурных гуманистических ценностных коннотаций, составляющих сущность их личностно-профессиональной картины (образа) мира. Цель статьи - в логике когнитивной образовательной парадигмы определить специфику гуманитарной когниции как проявления умственных, интеллектуальных способностей человека в концептах, образующих системную личностно-ценностную смысловую целостность, отражающуюся в его гуманистической концептосфере. В статье конкретизирован терминологический ряд на основе уточнения содержания понятий: концепт, художественный концепт, гуманистическая концептосфера, гуманитарная когниция; раскрыты предпосылки формирования гуманистической концептосферы; представлено ее теоретико-методологическое обоснование (подходы и принципы); определены технологии ее формирования: проектные и арт-технологии. Статья предназначена для исследователей, педагогов, психологов, занимающихся проблемами развития гуманистического потенциала обучающегося на основе интеграции когнитивных и эмоционально-образных компонентов познания.

Ключевые слова: концепт, художественный концепт, гуманистическая концептосфера обучающегося, гуманитарная когниция, проектные технологии, арт-технологии.

FORMATION OF THE HUMANISTIC CONCEPTOSPHERE

OF STUDENTS IN THE LOGIC OF A COGNITIVE

EDUCATIONAL PARADIGM

L. Mukhametzyanova

Abstract. The relevance of the article is revealed in the logics of the current cognitive educational paradigm on the modern period, the need for the formation of humanitarian cognition is determined as a special worldview, in the space of which a humanistic conceptosphere is developed, which forms spiritual immunity and contributes to the moral filtering of the student's informational personal space. The author of the article gives theoretical and methodological prerequisites for the formation of a humanistic conceptosphere: approaches: cognitive-conceptual, cultural, axiological, hermeneutic and principles that implement these approaches in educational activities; its informative components are revealed: cognitive, emotional-value, activity; the technologies of its formation are described: design and art technologies.

Keywords: concept, art concept, humanistic conceptual sphere of a student, humanitarian cognition, design technologies, art technologies.

На современном этапе наблюдается сужение гуманистического диапазона обучения и усиление утилитарного характера

профессионального образования. Проявление в парадигме гуманитарного образования элементов антропоцентризма ознаменовалось

формированием на пересечении традиционных постулатов научного знания новых исследовательских открытий, ориентирующих на изучение личности в многообразии ее взаимоотношений с реальной действительностью [4; 11].

Одним из результатов такого антропоцентрического переосмысления

выступает гуманитарная когниция как «проявление умственных, интеллектуальных способностей человека в его концептах и включающее личностное осознание самого себя, оценку самого себя и окружающего мира» [3, с.45]. Концепт в данном контексте выступает «комплексной мыслительной единицей», который в процессе мыслительной деятельности поворачивается разными сторонами,

актуализируя в процессе этой деятельности либо свой понятийный уровень, либо фреймовый, либо схематический, либо представлений, либо разные комбинации этих концептуальных сущностей. Представления, схемы, фреймы, сценарии,

понятия и гештальты тесно переплетаются как в мыслительной, деятельности человека, так и в его коммуникативной практике.

Концепт является продуктом мыслительного процесса, определяющего отбор существенных и несущественных признаков изучаемого явления в контексте моделируемого в образовательном процессе личностного пространства обучаемого или его личностного концепта.

«Концептуализация - это осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов, т.е. фиксированных в сознании человека смыслов [10, с.47].

Личностно-профессиональная картина мира, по мнению Е.Н. Дмитриевой, предполагает «совокупность субъективно интерпретированных объективных ценностей (концептов), включённых в контекст жизнедеятельности и определяющих характер профессионально значимых отношений и поведения личности» [5, с.28].

В контексте гуманитарной когниции возникает интерес к формированию гуманистической концептосферы обучающихся как интеграционной целостности культурных универсалий, личностных мировоззренческих установок, структурных гуманистических ценностных коннотаций, составляющих сущность их личностно-профессиональной картины (образа) мира. Сложность успешного формирования гуманистической концептосферы обучающихся связана с тем, что система их общечеловеческих ценностей вступает в непростые отношения с внешним миром.

Теоретико-методологическую основу

формирования гуманистической концептосферы обучающихся определяют подходы: когнитивно-концептный, культурологический,

аксиологический, герменевтический и принципы, реализующие в образовательной деятельности эти подходы: интеграции когнитивных и эмоционально-образных компонентов познания; синергетического взаимодействия, осознанности гуманистического потенциала научного знания, самоопределения в познании; концептуализации (когнитивно-концептный подход);

кулътуросообразности, гуманистического диалога культур, референтации образовательного пространства образами деятелей литературы и искусства, культурной рефлексии

(культурологический подход); равноправия личностных позиций; признания необходимости изучения и использования духовно-нравственных

ценностей; презумпции человеческого достоинства (аксиологический подход); обратимости мышления в процессе интерпретации; расширения духовного горизонта, расширения контекста (действительность, культура, личный опыт); приращения» смысла путем творческого домысливания

(герменевтический подход).

Когнитивно-концептный подход - теоретико-методологическая стратегия использования полифункциональности концепта как системообразующего компонента в контексте гуманитарной когниции в качестве инструментария формирования гуманистической концептосферы обучающихся в единстве когнитивно-логических и эмоционально-образных компонентов познания (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, С.Х. Ляпин, С.С. Неретина, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов и др.).

Аксиологический подход - теоретико-методологическая стратегия, устанавливающая взаимосвязи между концептами и гуманистической концептосферой обучающихся (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, Б.И. Додонов, Б.Г. Кузнецов, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.М. Розин, М.Н. Фишер, П.Г. Щедровицкий и др.). Сущность аксиологического подхода состоит в направленности педагогической деятельности на формирование гуманистической концептосферы обучающихся как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности гуманистического развития личности. Гуманистическая ориентация на ценности как аксиологический двигатель, приводящий в движение процесс формирования

гуманистической концептосферы обучающихся; инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества.

Культурологический подход - теоретико-методологическая стратегия формирования гуманистической концептосферы в

культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами, определяющими культурное саморазвитие и самоопределение человека в мире культурных ценностей; она обеспечивает целенаправленное, построенное на научных основах восхождение к культуре современного общества, вхождение в контекст культуры и развитие у обучающихся способности сознательно строить свою жизнь на уровне культуры, достойной Человека. (Ф. Исаев, И.И.

Булычев, Э.И. Комарова, Т.И. Пороховская, Н.Р. Ставская).

Герменевтический подход - теоретико-методологическая стратегия применения принципов и методов герменевтики как методологии концептуального понимающего освоения научного знания, в основе которого лежит идея воздействия механизмов влияния концептов на мировоззрение личности на основе рефлексивно-творческого и эмоционально-образного механизмов познания (М.М. Бахтин, А.А. Брудный, В. Гумбольд, Г.-Г. Гадамер, В. Дильтей, А.Ф. Лосев, А.А. Потебня и др.). Герменевтический подход непосредственно обращен к проблеме выработки личностных смыслов, к ценностным аспектам деятельности. Педагогическая герменевтика решает задачу движения к идеалам духовности на основе гуманистического миропонимания.

Структурными компонентами

гуманистической концептосферы обучающихся выступают:

- когнитивный компонент: знания в области гуманитарной когниции как основа для осмысления любого факта на предмет его соответствия или несоответствия духовно-нравственным ценностям и смыслам социума;

- эмоционально-ценностный компонент: ассоциации, оценки, эмоции, базирующиеся на гуманистических ценностях, определяющие эмоционально-ценностное ядро гуманистической концептосферы обучающихся, включающее систему мотивов их жизнедеятельности: гуманистические «ценности-знания», «ценности-качества», «ценности-отношения»;

- деятельностный компонент: культурно-гуманитарные универсалии, творческое применение гуманистических знаний и технологий в профессиональной деятельности, развитая способность проектировать в нравственном контексте личностно-профессиональную деятельность.

Можно согласиться с мнением В.А. Масловой, что концепт имеет сложную, многомерную структуру, включающую помимо понятийной основы социо-психо-культурную часть, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им; он включает ассоциации, эмоции, оценки, образы и коннотации, присущие данной культуре [7, с.36].

Ценностному отношению, определяющему личностный смысл какой-либо стороны жизни, научить в буквальном смысле - как навыку -невозможно.

Сегодня в сложном процессе формирования гуманистической концептосферы обучающихся мы видим необходимость взаимодействия когнитивно-логических и эмоционально-образных компонентов. К.Д. Ушинский писал, что «человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает» [11, с. 124].

Продуктивное воображение, оценка, идеалы обладают, прежде всего, образным характером. И теоретический или же прагматический анализ внутреннего мира не может быть совершенен без опоры на уже существующий образ своего «я», образ своего внутреннего мира.

Наиболее четко интеграционная целостность рационально-логического и эмоционально-образного познания отражается в произведениях искусства. В содержании художественных произведений опыт эмоционально-ценностных связей людей между собой и с миром фиксируется в образной форме [1;6]. Этот опыт является основой творческой жизнедеятельности человека.

Художественная когниция являет

оригинальную картину мира - авторскую, идеально-виртуальную, представляющую

интеграционную целостность реального и идеального, зависимую от интенций автора, складывающих его художественный концепт [9].

Художественный концепт - это конструкт, отражающий общехудожественное или индивидуально-авторское осмысление общих ментальных сущностей на основе индивидуальной системы оценок и ассоциаций. Художественный концепт автора отражается в слове как художественно-образном

первоэлементе; главное в процессе формирования личностной концептосферы студентов - это процесс сливания наглядных, ощутимых представлений, ощущений от восприятия текста в единое целое - художественный образ [8].

Понятие образ проявляется, если слово как проектирующая суть науки, доводит до студентов сущностно-смысловые значения составляющих частей слова «ОБ-/В/РАЗ». Вспомним слова: обнять, об-лепить, обо-зреть. «Об» означает в них действия, связанные с освоением предмета со всех сторон. Когда наши студенты осмыслят все стороны какого-то предмета, явления, почувствуют их и запомнят это чувство, духовно сживутся с этим восприятием, а затем как бы мгновенно научатся воссоединять мысли, чувства и душевное состояние, то у них в сознании и возникнет образ.

Развитие образного восприятия у студентов именно в этой логике приводит к формированию

у них такого важного личностного качества как концептуальное само-творчество. Именно образное личностное состояние приводит к такому необходимому показателю творческой личности как развитой способности к созерцанию, к умному видению.

Технологиями развития гуманистической концептосферы обучающихся в контексте концептуального образного само-творчества выступают проектные и «арт-технологии» [2].

Проектные технологии раскрываются как технологии проектирования обучающимся личностной гуманистической концептосферы на основе специально организованных

образовательных ситуаций гуманитарного творчества с целью формирования духовно-ценностных образцов жизнедеятельности на примере образцов классического искусства, формирующих духовный иммунитет и способствующих нравственной фильтрации информационного личностного пространства обучающихся.

Арт-технологии - система педагогических действий, направленных на формирование гуманистической концептосферы обучающихся средствами технологий искусства. Применение арт-технологий в нашем исследовании обусловлено тем, что в условиях современного социума в молодежной среде преобладает рационально-догматический образец

хладнокровного отношения к жизни, эталонно воплощенный в образе несгибаемого и лишенного эмоций супермена. Технократизации образования противостоит развитие

художественно-творческих начал. Это предполагает использование технологий искусства - арт-технологий, обеспечивающих образное восприятие, актуализацию

эмоциональной памяти, развитие способности к эмпатии и создание условий для

гуманистического осознания своего внутреннего мира.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. В условиях неоднозначной ситуации с гуманитарной подготовкой обучающихся в профессиональной школе значимым выступает не только изменение ее содержания, но и выявление механизмов познания, способствующих эффективному усвоению обучающимися научных знаний в культурном диалоге времён, концептуальных точек зрения, гуманистических смыслов. В качестве такого действенного интегрированного механизма в логике формирующейся сегодня гуманитарной когниции выступает концепт как «универсалия, смысл, понятие, идея», проявляющаяся в культуре, закреплённая и вербализованная в слове.

2. На современном этапе наблюдается сужение гуманистического диапазона обучения и усиление утилитарного характера профессионального образования. Поэтому возникает интерес к формированию гуманистической концептосферы обучающихся как интеграционной целостности культурных универсалий, мировоззренческих установок, структурных гуманистических ценностных коннотаций, составляющих сущность личностной картины (образа) мира.

3. Раскрыты теоретико-методологические предпосылки формирования гуманистической концептосферы обучающихся: подходы: когнитивно-концептный, культурологический, аксиологический, герменевтический и принципы, реализующие в образовательной деятельности эти подходы; содержательные компоненты гуманистической концептосферы: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный; технологии ее формирования: проектные и арт-технологии.

1. Ахапкин Д. Когнитивное литературоведение: от порядка к хаосу и обратно / Д. Ахапкин // НЛО. -2017. - № 143. - С. 332-345.

2. Арт-педагогика: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования / Л.Ю. Мухаметзянова. - Казань: Изд-во «Данис», ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО. - 2015. - 120 с.

3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии / Н.Н. Болдырев. -Изд. 2-е, стер. - Тамбов, 2001. - С. 22-23.

4. Зиновьева Т.А. Типология концептов как ментальных образований / Т.А. Зиновьева // Молодой ученый. - 2016. - № 2. - С. 897-899.

5. Дмитриева Е.Н. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.Н. Дмитриева. - Н. Новгород, 2004. -41 с.

6. Лозинская Е.В. Литература как мышление: Когнитивное литературоведение на рубеже XX-XXI веков: Аналитический обзор / Е.В. Лозинская / РАН.

7. ИНИОН. Центр гуманит. научн.-информ. исслед. Отд. литературоведения. - М., 2007. - 160 с.

8. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие / В.А. Маслова. - М.: Тетра Системс, 2004. -256 с.

9. Мухаметзянова Л.Ю. Трансформация художественных концептов Нобелевских лауреатов русской словесности в личностные концептосферы студентов / Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2018 - № 2. - С. 93-98.

10. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 1999. - С. 30.

11. Сергеев С.Ф. Инструменты обучающей среды: интеллект и когнитивные стили / С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. - 2010. - № 4. - С. 43-51.

12. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Две главы / К.Д. Ушинский // Народное образование. -1999. - № 10. - С. 243-254.

Сведения об авторе:

Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: lar_ur@list.ru

Data about the author:

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, e-mail: lar_ur@list.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2019.136.5.005

Статья поступила в редакцию 04.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.