Научная статья на тему 'Когнитивно-лингвистические аспекты применения дебатов в преподавании иностранного языка студентам специальности "Таможенное дело"'

Когнитивно-лингвистические аспекты применения дебатов в преподавании иностранного языка студентам специальности "Таможенное дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕБАТЫ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATIONAL ROLE-PLAY / TECHNOLOGY / DEBATE / FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна, Грудина Мария Викторовна

На современном этапе когнитивные процессы приобретают все большую значимость при подготовке специалистов, обладающих профессиональными компетенциями на уровне концептуализации полученных знаний и умений, что позволяет специалисту не только производить категоризицию и упорядочение полученных знаний, но также и подчинять этот процесс общей системе накопления профессионального опыта, а не случайных разрозненных категорий и понятий. В этом аспекте большое значение имеет такой вид учебно-ролевых игр как дебаты, которые являются неотъемлемым компонентом образовательного процесса в неязыковом вузе при формировании иноязычно-коммуникативной компетенции студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна, Грудина Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE-LINGUISTIC ASPECTS OF THE USE OF DEBATE IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR STUDENTS OF THE SPECIALITY “CUSTOMS”

At the present stage, cognitive processes are growing in importance for the training of specialists with professional competencies at the level of conceptualization of the acquired knowledge and skills. This allows a specialist not only to categorize and organize the acquired knowledge, but also to subordinate this process to the general system of accumulation of professional experience rather than random disparate categories and concepts. In this respect, such a type of the educational role-play as the debate is of great importance, which is an integral component of the educational process in a non-linguistic university focusing on the formation of the foreign language and communicative competence of students studying the specialty “Customs”.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-лингвистические аспекты применения дебатов в преподавании иностранного языка студентам специальности "Таможенное дело"»

10. Жилкина Е.В., Шляхетко А.Ю. Развитие самосознания дошкольников с учетом тендерных различий / Е.В. Жилкина, А.Ю. Шляхетко. В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017. - С. 162-164.

11. Аммосова В.Г. Модели взаимодействия семьи и дошкольных учреждений в зарубежных странах / В.Г. Аммосова. В сборнике: Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2018. - С. 195-197.

12. Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / Составители и ответственные редакторы Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. 2017. - 256 с.

13. Актуальные проблемы дошкольного и начального образования Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015») / Ответственные редакторы Н.П. Ходакова; А.В. Калинченко, 2015. - 249 с.

14. Актуальные проблемы образования: позиция молодых // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции / 2014. Том Часть 2Челябинск, 23-24 апреля 2014. - 160 с.

Педагогика

УДК:378+81.11

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, доцент Щебельская Эльвира Геннадьевна

Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» (г. Санкт-Петербург); кандидат филологических наук, доцент Грудина Мария Викторовна

Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» (г. Санкт-Петербург)

КОГНИТИВНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕБАТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»

Аннотация. На современном этапе когнитивные процессы приобретают все большую значимость при подготовке специалистов, обладающих профессиональными компетенциями на уровне концептуализации полученных знаний и умений, что позволяет специалисту не только производить категоризицию и упорядочение полученных знаний, но также и подчинять этот процесс общей системе накопления профессионального опыта, а не случайных разрозненных категорий и понятий. В этом аспекте большое значение имеет такой вид учебно-ролевых игр как дебаты, которые являются неотъемлемым компонентом образовательного процесса в неязыковом вузе при формировании иноязычно-коммуникативной компетенции студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело».

Ключевые слова: учебно-ролевая игра, технология, дебаты, иноязычная коммуникативная компетенция.

Annotation. At the present stage, cognitive processes are growing in importance for the training of specialists with professional competencies at the level of conceptualization of the acquired knowledge and skills. This allows a specialist not only to categorize and organize the acquired knowledge, but also to subordinate this process to the general system of accumulation of professional experience rather than random disparate categories and concepts. In this respect, such a type of the educational role-play as the debate is of great importance, which is an integral component of the educational process in a non-linguistic university focusing on the formation of the foreign language and communicative competence of students studying the specialty "Customs".

Keywords: educational role-play, technology, debate, foreign communicative competence.

Введение. Рост напряженности в политико-экономической сфере широко освещается в российских СМИ. Информационная пропаганда расширяет свои границы от новостных сообщений до ток-шоу, к примеру, в формате дебатов. Популярность подобных мероприятий выражается в высоком уровне дискуссионной вовлеченности местного населения, высказывающего свои политические, гражданско-патриотические позиции. В связи с этим, вопросы компетентного участия при обсуждении злободневных проблем общества в мероприятиях различной направленности (культурно-просветительских, социально-экономических, сугубо профессиональных и т.д.) вызывают интерес среди педагогов, обращая их внимание на методологические проблемы применения технологии дебатов в процессе обучения, направленного на развитие у студентов определенных коммуникативных и когнитивно-лингвистических компетенций.

Изложение основного материала статьи. Существует обширная источниковая база исследования проблемы учебно-ролевых игр в учебном процессе, в том числе их разновидности - дебаты (Г.К. Селевко, Л.Н. Горелова, М.В. Кларин, Н.В. Бордовская, Н.Н. Суртаева, О.А. Артемьева, С.В. Кривых, Сун Лей, Д.В. Пекушева, Е.Е. Орешина, О.В. Львова, П.Б. Гурвич и др.). Однако в процессе изучения проблемы проведения дебатов в образовательном процессе вуза, мы столкнулись с недостаточной разработанностью теоретико-методологических подходов к данной проблеме, их инновационностью, в рамках данной статьи, при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов.

Обращение к тем или иным технологическим элементам учебных дебатов, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), способствовало тому, что в психолого-педагогической и лингво-культурологической литературе дискуссия на основе дебатов стала рассматриваться как: «дебатная технология» (Н.Н. Нежурина); «метод обучения» [4], [7]; «прием обучения» очень действенный на занятиях иностранного языка [3], [6]; «командно-ролевая интеллектуальная игровая ситуация» [5, 328 с.] и как «средство обсуждения» (Морозова Т.В.) общественных проблем. Однако в педагогической теории и практике любая учебно-ролевая игра, в том числе дебаты как один из ее видов, имеет игровое и учебное начало, определенные правила, соответствующие общественно-моральным нормам и поэтому считается «специфическим методическим принципом обучения» [8]. При их управляемости педагогом создаются соответствующие условия для активизации у студентов потребности в творчестве через проявление самоутверждающей инициативы при оценке условно-имитирующей ситуации и принятии коллективного решения на основе осознанного индивидуально-группового и бесконфликтного отношения к

обсуждаемой проблеме и к своим оппонентам. Дебаты также способствуют формированию навыков социально-профессионального речевого общения на родном или иностранном языке, что дает основание некоторым исследователям рассматривать учебно-ролевую игру как «...квазипрофессиональной деятельностью, имеющей черты как учения, так и труда. ... Она позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности.» [1, 31 с.], Следовательно, дебаты - это разновидность образовательной технологии инновационного типа [7, 125 с.]. Помимо вышесказанного, дебаты позволяют закладывать приобретаемые навыки и умения в формирующуюся парадигму профессионального знания и опыта будущего специалиста через формирование когнитивных связей и концептуализацию существующей картины мира и ее выражение. Когнитивно-лингвистический подход позволяет говорить о соотнесении языка и мышления и формировании высказывания на основании внутренних убеждений, а также требует вовлечения всех четырех видов речевой деятельности - прежде всего, слушания и говорения, но также и чтения и письма - не в отдельно взятой форме, а с определенной нацеленностью на конкретную коммуникативную ситуацию, реализуемую в формате дебатов.

Здесь мы кратко остановимся на некоторых принципах, согласно которым на кафедре иностранного языка в Санкт-Петербургском им. В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии реализуется технология «дебаты». Надо признать, что она является неотъемлемым компонентом образовательного процесса и практически очень часто применяется в клубном формате в стенах данного вуза, а также в модифицированном виде непосредственно на занятиях по изучению иностранного языка. При этом при изучении иностранного языка (English for specific purposes - иностранный язык для специалистов) в неязыковом вузе необходимость применения учебных дебатов возникает на уровне ИКК, формирование которой базируется на общекультурных и (обще)профессиональных компетенциях при изучении иностранного языка. Так, например, студенты, обучающиеся по направлению подготовки 38.05.02 «Таможенное дело», уровень специалитета, должны овладеть одной из компетенцией такого содержания как готовность к сотрудничеству с таможенными органами иностранных государств (ПК-18), т.е. следовать нормам, приемам и тактиками, принятыми в официально-деловом общении в ходе сотрудничества, вести развернутую беседу по вопросам сотрудничества с таможенными органами иностранных государств в сфере таможенного администрирования на иностранном языке. Следовательно, идея применения дебатов как деятельностно-коммуникативной технологии на занятиях по иностранному языку имеет в своем основании стремление соответствовать требованиям современного рынка труда к специалистам таможенного дела. В связи с этим выбор специальностей и групп для привлечения к участию в дебатах различного формата ориентирован прежде всего на: 1) содержание рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» (английский) по направлению подготовки 38.05.02 «Таможенное дело» и обозначенных в ней компетенций; 2) уровень владения иностранным языком, необходимый для участия в дебатах, этот показатель характеризуется результатами тестирования абитуриентов на уровень владения языком при поступлении в данный вуз и приема их на обучение по специальности «Таможенное дело»; 3) предметный и метапредметный подходы к организации иноязычного взаимодействия в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности преподавателей и студентов неязыкового вуза, с целью формирования знаний и навыков иноязычного сотрудничества в соответствии с общепринятыми нормами в межкультурном и официально-деловом общении; 4) организационно-педагогические условия, соответствующие общепринятой методике проведения дебатов на иностранном языке в вузе; 5) с учетом индивидуальных потребностей студентов, а также специфики информационно-образовательной среды в РТА, разрабатываются темы, этапы проведения дебатов в учебно-игровом формате и критерии оценивания выступлений членов команд.

Опираясь на теоретический анализ проблемы организации дебатов при обучении иностранному языку студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», мы выделяем следующие их деятельностно-коммуникативные характеристики, отличающие их от любой другой учебно-ролевой игры на иностранном языке: 1) взаимосвязь иноязычной и смоделированной игровой профессионально-ориентированной деятельности с опорой на такие знаково-схематические средства наглядности игрового поля продуктивного характера - это издательские системы, базы данных, электронные таблицы, схемы, графики, компьютерная графика, слайды (технологии мультимедиа PowerPoint, FrontPage и т.д.); 2) целевая направленность на реализацию динамичных процессов самоутверждения, самовыражения, познания и общения в иноязычно-коммуникативной деятельности студентов-таможенников средствами иностранного языка: самостоятельность, развитие артикулярных способностей, логичность, сообразительность, расширение таможенной лексики с осознанием семантических связей между ключевыми словами/фразами, научно-исследовательские умения, навыки сотрудничества, ведения диалога, интеллектуальная выносливость, приобретается эмоционально-ценностный и чувственный опыт собственной деятельности; 3) наличие социально-профессиональных ролей, присущих субъектам, вовлеченных в деятельность таможенных органов, и проигрывающих на иностранном языке в рамках игрового поля и информационно-педагогических технологий.

Дебаты как учебно-ролевая игра имеют репродуктивную, продуктивную и творческую стадии обучения, в том числе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, различную социальную и профессиональную направленность, уровень сложности, соответствующий этапам обучения в вузе, стадиям развития дебатов в деятельности, в том числе иноязычно-коммуникативной. Поскольку овладение лексикой таможенного профиля происходит на стыке таких областей сферы деятельности как экономика, внешняя торговля, юриспруденция, мы считаем, тематические тезисы следует отбирать в соответствии с описательным, ценностным и законоведческим аспектами их разграничения. Согласно этому принципу Жданов П. выделяет «фактические», направленные на оспаривание научных, исторических фактов, «ценностные», на основе которых дается оценка какому-нибудь социокультурному явлению, «законопроектные», вызывающие острые дискуссии в обществе [3, с. 18-19].

Что касается таможенной сферы, в ней можно выделять проблемные поля в соответствии с тематическими разделами учебной программы по направлению подготовки «Таможенное дело»: проблема моральных затрат в профессии таможенника (the problem of moral costs in the customs profession), проблема противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы (the problem of contradiction between personal interests of employees and interests of the customs system), проблема низкого качества обслуживания клиентов (the problem of poor customs services), проблема отношений сотрудничества

между структурами таможенной системы при возникновении проблем (the problem of cooperation between the components of the customs system in case of challenges), проблема соблюдения сотрудниками корпоративных этических стандартов (the problem of compliance with employees' corporate ethical standards) и т.д. На каждой стадии обучения навыкам обмена мнениями следует сужать тему обсуждения, чтобы обеспечить целенаправленность и согласованность целей, условий и результатов, направленных на формирование ИКК студентов неязыковых вузов. Рассмотрим сущность и специфику поэтапности организации дебатов для студентов таможенного профиля.

Репродуктивная стадия обучения иностранного языка по технологии «дебаты» для специалистов таможенного дела представляет собой тренировочный вид дебатов. Она направлена на усвоение общеупотребительной лексики и специальной терминологии в таможенной сфере, отработку аргументации, навыков опровержения и перекрестных вопросов, оформление обоснования и представление своей позиции на основе основных структурных и сюжетных схем речи (клише), а также отработку навыков речевой деятельности на иностранном языке - аудирования и говорения, в том числе ряда лексико-грамматических конструкций, включая формулирование и работу с вопросами, навыков построения монологического высказывания. Этот вид дебатов как правило реализуется в индивидуально-групповой форме учебной работы для актуализации информации: коммуникативных, лингвистических и речевых умений. Их разновидностью являются мини-дебаты, активизирующие познавательную деятельность студентов вуза, усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, осмысление семантических связей между языковыми единицами и т.д. Для мини-дебатов достаточно участия одной пары «спикеров», которые защищают противоположные точки зрения. Можно предложить такие тезисы по тематическим разделам программы как: 1) «Электронное таможенное декларирование, несомненно, упрощает процедуру таможенного оформления» (Electronic customs declaration of goods undoubtedly facilitates the customs clearance); 2) «Любой человек может быть обвинён в умышленной незаконной контрабанде» (Anyone can be accused of deliberate illegal smuggling contraband); 3) «Финансовое стимулирование сотрудников таможни как наиболее действенная мера по борьбе с коррупцией» (Financial incentives for customs officers as the most effective anti-corruption measure); 4) «Телефоны «горячей линии» как средство противодействия коррупции в таможенных органах» (Hotline numbers as a means of combating corruption in the customs authorities); 5) «Вывоз денежных средств должен быть запрещен» (The export of funds should be prohibited) и т.д.

Продуктивная стадия обучения иностранного языка будущим студентам таможенникам по технологии «дебаты» ориентирована на предварительное проигрывание аналогичных тем в эпизодах профессионального и социального характера. Целью совместной работы в рамках этого этапа становится ознакомление с ролями и регламентом дебатов, отработка приемов и способов ведения данного вида дискуссии, подбор участников команды с учетом личных образовательных потребностей студентов, а также уровня языковой подготовки (минимальный требуемый уровень B1 - средний уровень владения навыками иноязычной коммуникации). Для ознакомления учащихся с форматом дебатов проводятся учебные внутригрупповые дебаты с перечнем тем на выбор: 1) «Сложившиеся технологии подачи таможенных деклараций эффективнее, чем современные информационные технологии таможенного декларирования» (Existing technologies of Customs declaration submission are more effective than modern information technologies of Customs declaration); 2) «Современные технические системы досмотра с целью выявления контрабанды вытеснят Кинологическую службу из таможенных органов» (Modern technical system of inspection to identify contraband displace sniffer dog service of the customs authorities); 3) «Успех в борьбе с контрабандой - ужесточение штрафных санкций, административной и уголовной ответственности» (Success in the fight against smuggling is increasing penalties, administrative and criminal liability) и т.д.

Творческая стадия в дебатах как правило создает логическую связь между эпизодами, преобразуя их в сюжетную линию, формирующуюся вокруг одной проблемы. На этой стадии идет активизация научно-исследовательской деятельности студентов вуза, она дает возможность получить реальный опыт по применению языковых средств, на пример, в профессии, отработать навыки участия в научно-техническом дискурсе, стиль которого отличается информативностью, логичностью, аргументированностью изложения, четкой связью между основной идеей и деталями, в нем прослеживается точность, объективность и понятность. И что самое главное, на этой стадии происходит оттачивание навыков работы в команде и навыков сотрудничества. Можно предложить такие тезисы по тематическим разделам программы как: 1) «Таможенная классификация товаров, процедуры оценки, санитарные нормы, и требования по маркировке оказывают сдерживающий эффект на торговлю» (The Customs classification of goods, assessment procedures, sanitary standards, and labeling requirements have a deterrent effect on trade); 2) «Свободные экономические зоны (СЭЗ) имеют ограниченное влияние на развитие национальной экономики» (Free economic zones (FEZs) have a limited impact on the development of national economy); 3) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС) должен быть лишь базовым документом, тогда как на уровне отдельных государств регулирование должно осуществляться национальными таможенными органами (The customs code of the Eurasian economic Union (EAEU) should be only a basic document, while at the level of individual states the regulation should be carried out by the national customs authorities) т.д.

Выводы. Список тезисов довольно обширен; при выборе темы для дебатов - основным аспектом представляется наличие двух противоположных точек зрения, хотя бы искусственно созданных - даже если противоположная точка зрения будет звучать нелепо, тем интереснее будет пытаться ее доказать. При этом на каждой стадии эта технология выполняет функцию «выращивания» культуры иноязычного общения студентов до уровня необходимого для перехода на следующий продуктивный этап участия в дебатах и саморазвития в процессе удовлетворения своих потребностей в самоутверждении, самовыражении в иноязычном познании и общении. В результате такого психолого-педагогического взаимодействия происходит качественное формирование ИКК студентов неязыковых вузов через повышение мотивации не только к изучению иностранного языка, но и потребность к самообучению, совершенствованию в профессии.

Литература:

1. Артемьева О.А., Макеева М.Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности: монография. - Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 208 с.

2. Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах: курс лекций в 2-х ч. -Владимир: ВГПИ, 1972.

3. Жданов П. Парламентские дебаты: русская версия. - Новосибирск, 2008. - 164 с.

4. Львова О.В. Использование технологии «Дебаты» при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М.: Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации, 2014. - 1 (13). - 76-79.

5. Орешина Е.Е. Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. -№ 5 (61). - С. 328-332.

6. Пекушева Д.В., Ряднова М.В., Невская П.В. Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления «Туризм» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - Пермь: ПНИПУ, 2018. - №1. -С. 177-187.

7. Сун Лэй Дебаты - образовательная технология инновационного типа // Вестник Моск. Ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. - Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова «Издательский Дом», 2012. - №2. -С. 118-126.

8. Турнер Д. Ролевые игры. Эффективный тренинг: практическое руководство. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

Педагогика

УДК:37.042.2 + 379.8.092

аспирант Щербакова Олеся Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ

СФЕРЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье автором предпринята попытка обоснования необходимости изучения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности в контексте подготовки к организации инклюзивной среды. В работе представлено исследование, целью которого является анализ особенностей социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности. В статье произведен анализ результатов исследования, выявивший дисгармоничные социально-психологические установки студентов, и приведена интерпретация результатов.

Ключевые слова: социально-психологические установки, мотивационно-потребностная сфера, социально-культурная деятельность, будущие специалисты по социально-культурной деятельности, организация инклюзивной среды, готовность к организации инклюзивной среды.

Annotation. In the article the author attempts to substantiate the need to study social-psychological attitudes in the need-motivational sphere of future specialists in social and cultural activities in the context of preparation for the organization of an inclusive environment. The article analyzes the results of the study, which revealed disharmonious social-psychological attitudes in students, and provides an interpretation of the results.

Keywords: social-psychological attitudes, need-motivational sphere, social and cultural activity, future specialist in social and cultural activity, organization of an inclusive environment, readiness to organize an inclusive environment.

Введение. Гуманизация общественных отношений в современной России, находящая свое выражение, в том числе во включении людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в активную социальную жизнь, предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке в вузах специалистов профессий социономического типа, к которым мы относим специалистов по социально-культурной деятельности (далее - специалисты по СКД). По научным прогнозам потребность в специалистах данного профиля будет последовательно нарастать [6, с. 1]. В соответствии с ФГОС ВО поколения 3++ по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» специалисты по СКД могут осуществлять профессиональную деятельность в области социального обслуживания, образования и науки, в сфере культуры и искусства в зависимости от направленности (профиля) освоенной образовательной программы [7].

Среди объектов трудовой деятельности выпускников направления подготовки «Социально-культурная деятельность» следует отметить: государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации и бизнес-субъекты в сфере культуры, искусства и досуга; благотворительные фонды, общественные организации и движения в области социально-культурной деятельности; организации индустрии досуга и рекреации; продюсерские центры; учреждения общего, среднего и дополнительного образования [2, с. 108], а также учреждения системы социального обслуживания населения. Вне зависимости от области применения своих профессиональных компетенций важным критерием профессионализма специалистов по СКД является готовность к организации инклюзивной среды в тех организациях и учреждениях, где будет осуществляться их трудовая деятельность.

Под инклюзивной средой в социально-культурной сфере мы подразумеваем совокупность специально организованных условий для обеспечения удовлетворения особых социальных, культурных и образовательных потребностей лиц с ОВЗ, их социализации и интеграции в общество [14, с. 60]. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как сложное, динамически развивающееся интегративно-комплексное образование, включающее мотивы, потребности, установки, ценностные ориентации, профессиональные компетентности и профессионально важные качества [15, с. 264].

По мнению отечественных исследователей (О.С. Бородиной, А.А. Вербицкого, А.Д. Гонеева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.Н. Кореневой, Е.С. Ромашевской, В.А. Сластенина, И.Н. Хафизулиной и др.) одним из основных компонентов готовности к профессиональной деятельности является мотивационный компонент.

Изложение основного материала статьи. Мотивационный компонент готовности выпускников направления подготовки «Социально-культурная деятельность» к организации инклюзивной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.