Научная статья на тему 'Когнитивно-коммуникативный аспект модального значения "нейтральность"'

Когнитивно-коммуникативный аспект модального значения "нейтральность" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / SUBJECTIVE MODALITY / ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ / НЕЙТРАЛЬНОСТЬ / NEUTRALITY / БЕЗРАЗЛИЧИЕ / INDIFFERENCE / НЕЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / EVALUATIVE ATTITUDE / NONCHALANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Приходько Анна Ильинична

В статье исследуется когнитивно-коммуникативная особенность нейтральной оценки как одного из вариантов аспекта субъективной модальности. Автор особое внимание уделяет анализу маркеров субъективной модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СOGNITIVE-СOMMUNICATIVE PECULIARITY OF THE MODAL MEANING “NEUTRAL EVALUATION”

The article researches cognitive-communicative peculiarity of neutral evaluation as one of the variants of subjective modality aspect. Special attention is paid by the author to the analysis of the signals of subjective modality

Текст научной работы на тему «Когнитивно-коммуникативный аспект модального значения "нейтральность"»

КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ МОДАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «НЕЙТРАЛЬНОСТЬ»

Анна Ильинична Приходько,

доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Запорожского национального университета

В статье исследуется когнитивно-коммуникативная особенность нейтральной оценки как одного из вариантов аспекта субъективной модальности. Автор особое внимание уделяет анализу маркеров субъективной модальности.

Ключевые слова: субъективная модальность, оценочное отношение, нейтральность, безразличие, незаинтересованность.

COGNITIVE-COMMUNICATIVE PECULIARITY OF THE MODAL MEANING "NEUTRAL EVALUATION"

Anna I. Prihodko,

doctor of philological sciences, Professor of the chair of English Philology of the Zaporozhye National University

The article researches cognitive-communicative peculiarity of neutral evaluation as one of the variants of subjective modality aspect. Special attention is paid by the author to the analysis of the signals of subjective modality

Key words: subjective modality, evaluative attitude, neutrality, nonchalance, indifference.

В современной лингвистике наблюдается повышение интереса к категории модальности. Модальность - это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о характере зависимости между реальными явлениями, о логическом статусе суждения, об оценочных, регулятивных, временных и других его характеристиках.

В модальности всегда воплощается субъективное отношение говорящего к денотативной ситуации и к содержанию пропозиции, к акту речи и партнерам по коммуникации.

Традиционно категория модальности подразделяется на два вида: объективную и субъективную. Объективная модальность является обязательным признаком любого высказывания, поскольку формирует предикативную единицу - предложение. Данный вид модальности выражает отношение сообщаемого к действительности: реально, ирреально и т. п.

В лингвистике выделяется множество средств выражения субъективной модальности. Она может оформляться лексическими и грамматическими средствами, а также композиционными приемами. Кроме того, могут использоваться и такие нелексические средства, как вводные конструкции, интонация для акцентирования различных эмоционально-экспрессивных оттенков субъективного отношения к со-

общаемому; обособленные члены предложения, порядок слов в сочетании с особой интонацией или специальные синтаксические конструкции.

Круг субъективно-модальных значений очень широк, и сами эти значения, почти всегда экспрессивно окрашенные, не во всех случаях могут быть строго и однозначно определены. К сфере субъективной модальности относят, прежде всего, те языковые средства в составе данного высказывания, с помощью которых говорящий характеризует свое отношение к этому самому высказыванию.

Субъективная модальность - это отношение говорящего к сообщаемому, оценка говорящим описываемых фактов. Такая модальность не является обязательной. Семантический объем субъективной модальности значительно шире семантического объема объективной модальности. Смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции.

Субъективная модальность отражает отношение автора (говорящего) к содержанию того, о чем говорится в высказывании. «Смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле этого слова, включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и различные виды эмоциональной (иррациональной) реакции «[1: 33].

Объектом исследования в статье является значение нейтральности как одно из значений субъективной модальности; предметом - когнитивно-коммуникативный аспект этого значения. Задача статьи заключается в установлении мотивов и целей говорящего, предшествующих актуализации нейтрального отношения говорящего к содержанию собственного или чужого высказывания, а также средств выражения такой позиции говорящего.

Во время коммуникации говорящий не только о чем-то сообщает собеседнику, но и показывает свое отношение к этой информации, что и оказывает влияние на адресата. Язык - это «упаковка» передачи собственной мысли и восприятие чужой. Мысли выражают знания о мире, высвобождая информацию, накопленную в памяти. Изучение знаний, используемых в ходе общения, рассматривается как одно из ведущих направлений когнитивной науки.

Когнитивный подход предлагает рассматривать категорию модальности в тесной связи с другими когнитивными процессами, а именно: восприятием, памятью, представлениями, эмоциями и мышлением человека. Основной задачей когнитивной науки является «желание дать языковым фактам и языковым категориям психологическое объяснение и, так или иначе, соотнести языковые формы с их ментальными репрезентациями и с тем опытом, которые они отражают в качестве структур знания» [4: 23].

Цель когнитивной науки заключается в понимании осуществления процессов восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, накопления знаний. Значительный интерес когнитивная лингвистика обнаруживает в изучении формирования высказывания, которое является проявлением человеческой жизни «в языке». «Всякий акт употребления языка - будь то произведение высокой цен-

ности или преходящая реплика в диалоге - является частью непрерывного человеческого опыта. Таким образом он вбирает в себя и отражает в себе уникальное столкновение обстоятельств, при которых он был создан» [2: 10].

Одной из важных сторон реализации когнитивной функции речи является оценка говорящим определенного ключевого момента отображаемой действительности. Оценочное значение относится к прагматическому аспекту высказывания. Средствами выражения оценочного значения выступают преимущественно лексические, грамматические, лексико-грамматические единицы, а также ситуативный или экстралингвистический контекст. Ср.:

(1) It only seems, that his behavior will be understood.

(2) They say, that his behavior will be understood.

(3) I'm sure, that his behavior will be understood.

В предложении (1) на негативное отношение говорящего к содержанию высказывания указывает сообщение «it only seems». Положительная точка зрения (3) обусловливается наличием в предложении лексемы «sure». Отсутствие в предложении (2) лексических единиц с отрицательной и положительной номинацией позволяет отнести его оценочный статус к диапазону нейтральности. Указанные предложения могут считаться структурно-семантическими моделями предложений, иллюстрирующих три инвариантных значения субъективной модальности, а именно: «негативность», «нейтральность», «позитивность» [3: 215].

Неучастие посредника в оценке передаваемого, а также последующие отношения между участниками речевой ситуации рассматриваются нами как действия, имеющие объективные основы зарождения. Объективность выступает, с одной стороны, как фактор, определяющий простую передачу чужого высказывания, с другой - маркером, который указывает на истинность речевого акта. В результате фиксируется форма простой передачи с нейтральной на объективной основе оценочной позицией говорящего (посредника / автора рассказа). Последний признак важен еще и потому, что простая передача чужого высказывания может иметь и субъективную (специально смоделированную) основу зарождения.

В предлагаемой статье основное внимание сфокусировано на исследовании нейтральной оценки на объективной основе, которая воплощает цели и мотивы автора. Когнитивно-коммуникативный анализ указывает на то, что нейтральное отношение говорящего может быть обусловлено, например, отсутствием у него желания к сотрудничеству (в широком смысле) с партнером по коммуникации; безразличием к теме разговора, незаинтересованностью в предмете обсуждения.

Выявление целей и мотивов говорящего является попыткой интерпретации внутреннего мира личности, закодированной информации путем анализа средств выражения нейтральной оценки, сигналами-указателями которой являются выражения: I do not know, I do not care, I'm not interested, I do not think about it, it does not matter, who cares, make no difference, not my business, up to you, etc. Как правило, нейтральная оценка имеет объективную основу. Условием возникновения нейтральности служит личность героя: эгоизм, фанатичность, некомпетентность, а также другие особенности характера говорящего, управляющие его мотивами и целями.

Следовательно, когнитивно-коммуникативный аспект модального значения нейтральной оценки говорящего заключается в воплощении его отношения к теме беседы. Зачастую это - незаинтересованность в теме разговора или равнодушие к предмету обсуждения (среди причин такого состояния говорящего можно назвать, например: апатию, высокомерие, депрессию, игнорирование мыслей, собеседника, предмета беседы и т. п.).

Равнодушие - это точка отсчета, граница, разделяющая две противоположные области: позитив и негатив. Это - психическое состояние человека, основной характеристикой которого является отсутствие как положительных, так и отрицательных признаков.

Таким образом, когнитивно-коммуникативный аспект нейтральной оценки свидетельствуют о тесной связи между коммуникативными интенциями говорящего и его ментальными особенностями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаева Ф. А. Модальность как лингвистическая категория (на материале английского и туркменского языков). А.: Ылым, 1990. 305 с.

2. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.

3. Козловский В. В. Предложения с конъюнктивом (структура, семантика, прагматика). Черновцы: Рута, 1997. 281 с.

4. Кубрякова Е. С. О когнитивных процессах, происходящих в ходе описания языка // Когнитивные исследования языка: Исследование познавательных процессов в языке. М.: Тамбов, 2009. Вып. V. С. 22-29.

REFERENCES

1. Agaeva F. A. Modality as a Linguistic Category (on the Material of the English and Turkmenian Languages). A.: Ilim, 1990. 305 p.

2. GasparvB. M. Language, Memory, Image. Linguistics of Language Existence. M.: New Literary Review, 1996. 352 p.

3. Kozlovskiy V. V. Sentences with Subjunctive (Structure, Semantics, Pragmatics). Chernovtsy: Ruta, 1997. 281 p.

4. Kubryakova E. S. About Cognitive Processes in the Description of Language // Cognitive Study of Language: Study of Cognitive Processes in Language. M.: Tambov, 2009. Vol. V. P. 22-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.