УДК 81.23
Д. А. Арипова1, Р. П. Иванова2
Когнитивная структура концепта INTUITION
'«Иркутский национальный исследовательский технический университет», г. Иркутск, Россия 2«Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Мирном, г. Мирный, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются семантический, прагматический и синтаксический аспекты концепта INTUITION, раскрывающие его объективацию в английской языковой картине мира. Цель работы - изучить понятийную онтологию иррационального понимания, выявить и описать когнитивную структуру исследуемого концепта. В работе применяются методы когнитивной интерпретации, заключающейся в выявлении и описании когнитивных признаков, образующих содержание исследуемого концепта; когнитивного моделирования, представляющего собой конструирование идеализированных структур, контингентных с организацией информации в сознании человека. Когнитивная и перцептивная формы интуитивного осознания находятся в тесной взаимосвязи, отображая сквозь призму познавательной человеческой деятельности два основных компонента исследуемого явления - интеллектуальный и чувственный. В представляемой работе категории ощущения и понимания как составляющие семиосферы внутреннего мира человека сопряжены между собой и образуют медиальное семантическое пространство иррационального понимания - интуиции. В семантическом аспекте сущность концепта INTUITION объективируется концептуальными признаками озарения (insight), убеждения (belief), ощущения (feeling), восприятия (perception), опасения (apprehension), познания (cognition), знания (knowledge), понимания (understanding). В структуру иррационального понимания входят когнитивные признаки внезапности, логической необоснованности, бессознательности и беспричинности. Прагматический аспект концепта INTUITION в настоящей статье рассматривается с позиций положительной и отрицательной оценки данного феномена англоговорящим субъектом. Посредством метода когнитивного моделирования выявлены дополнительные концептуальные признаки исследуемого концепта: антропоморфная метафорическая модель INTUITION IS A HUMAN BEING, онтологическая модель INTUITION IS A HUMAN SOUL, артефактная модель INTUITION IS A VALUABLE THING. В синтаксическом аспекте рассмотрены конструкции с коннекторами, которые раскрывают содержание исследуемого концепта и манифестируют его взаимосвязь с такими ментально-лингвальными образованиями, как CREATIVITY, EXPERIENCE, SELF-COGNITION, EMOTION, FEELING.
АРИПОВА Дарья Андреевна - к. филол. н., доц. кафедры иностранных языков для технических специальностей №1 ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет».
E-mail: aripovad@mail.ru
ARIPOVA Daria Andreevna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of English for Technical Majors Chair of the Irkutsk National Research Technical University.
ИВАНОВА Раиса Петровна - к. филол. н., доц. каф. английской филологии Политехнического института (филиала) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Мирном.
E-mail: Raissa1@yandex.ru
IVANOVA Raisa Petrovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the English Language Chair of Mirny Polytechnic Institute (branch) of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
Анализ языковой фактологии свидетельствует о взаимообусловленности интуиции и чувственного восприятия, эмоционального опыта, самопознания человека, обладающего творческим потенциалом, аккумулировавшим непосредственные знания, образы, символы и ассоциации из внешнего мира на основе социального интеллекта и абстрактных ощущений. Полученные результаты могут быть полезны для дальнейшего изучения семиосферы внутреннего мира человека, а также работ по когнитивной лингвистике, психолингвистике.
Ключевые слова: концепт, концептуальный признак, интуиция, когнитивная структура, понимание, ощущение, синтаксис, прагматика, метафора, лингвистика.
DOI 10.25587/SVFU.2019.70.28407
D. A. Aripova1, R. P. Ivanovo2
Cognitive Structure of Concept INTUITION
'Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia 2M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Mirny, Russia
Abstract. The article discusses the semantic, pragmatic and syntactic aspects of the concept of INTUITION, revealing its objectification in the English language worldview. The objective of the work is to study the conceptual ontology of an irrational understanding, to identify and describe the cognitive structure of the concept under study. The work uses the methods of cognitive interpretation, which consists in the identification and description of cognitive features that form the content of the concept under study; cognitive modeling, which is the construction of idealized structures contingent with the organization of information in the human mind. The cognitive and perceptual forms of intuitive awareness are closely interrelated, reflecting through the prism of human cognitive activity two main components of the phenomenon being studied - intellectual and sensual. In the present work, the categories of sensation and understanding, as components of the semiosphere of the inner world of man, are interconnected and form the medial semantic space of an irrational understanding - intuition. In the semantic aspect, the essence of the concept INTUITION is objectified by conceptual signs of insight, belief, feeling, perception, apprehension, cognition, knowledge, understanding. The structure of irrational understanding includes cognitive signs of surprise, logical groundlessness, unconsciousness and irrationalness. The pragmatic aspect of the INTUITION concept in this article is considered from the standpoint of a positive and negative assessment of this phenomenon by the English-speaking subject. Through the cognitive modeling method, additional conceptual features of the concept under study are identified: the anthropomorphic metaphorical model INTUITION IS A HUMAN BEING, the ontological model INTUITION IS A HUMAN SOUL, the artifact model INTUITION IS A VALUABLE THING. In the syntactic aspect, constructions with connectors are considered that reveal the content of the concept under study and manifest its relationship with such mental-lingual formations as CREATIVITY, EXPERIENCE, SELF-COGNITION, EMOTION, FEELING. The analysis of language factology demonstrates the interdependence of intuition and sensory perception, emotional experience, self-knowledge of a person with creative potential, accumulating direct knowledge, images, symbols and associations from the external world based on social intelligence and abstract sensations. The results can be useful for further study of the semiosphere of the inner world of a person, as well as works on cognitive linguistics and psycholinguistics.
Keywords: concept, conceptual feature, intuition, cognitive structure, understanding, sensation, syntax, pragmatics, metaphor, linguistics.
Введение
Языковые знания и представления о мире структурируются в человеческом сознании в форме концептов и категорий. Члены данных ментальных конструктов позволяют описывать внеязыковую действительность во всём её разнообразии [1]. Анализ лингвистических феноменов с позиций концептуализации позволяет воссоздавать структуры знания в их культурно-национальном преломлении.
В статье проводится анализ концепта INTUITION на семантическом, образном и пропозициональном уровнях. Раскрываются и описываются механизмы мышления, принимающие участие в образовании ментального конструкта, имеющего иррациональную природу, представлены его когнитивные признаки.
Понятие иррационального охватывает широкий круг философских, логических и социолингвистических проблем, связанных с сущностью познания и экзистенциальности человека. Иррационализм, или внепричинное основание, традиционно рассматривается в качестве миропонимания, постигаемого через интуицию, ощущение, чувство, инстинкт, откровение, озарение, воображение и т. д. Понимание, являясь сложным мыслительным процессом, имеет в своей основе как рациональную, так и иррациональную составляющие, последняя предшествует осознанию и познанию. Исходное предпознанное иррациональное состояние объекта характеризует его «предпонимание» [2, с. 72]. Как отмечает Ю. Д. Апресян, «понимание... даже самой тривиальной информации представляет собой процесс, в котором чисто логические выкладки постоянно перемежаются творческими актами» [3, с. 26].
Цель данного исследования - определить понятийную природу иррационального понимания, репрезентированного концептом INTUITION, выявить и обозначить его когнитивные признаки и механизмы концептуализации и категоризации.
Материалы и методы
Основным методом исследования является когнитивная интерпретация выделенной понятийной единицы, манифестирующей иррациональное понимание в современном английском языке: INTUITION. Метод предполагает смысловое обобщение понятийного наполнения исследуемой языковой единицы для формулирования когнитивных признаков, представленных её семантическими компонентами [4]. Данное смысловое единство относится к более широким категориям ощущений [5] и понимания [6], репрезентированным в английской языковой картине мира.
Для определения и описания структуры концепта INTUITION нами используется метод когнитивного моделирования, представляющий собой конструирование идеализированных структур, контингентных с организацией информации в сознании человека [7]. Метод предполагает рассмотрение конкретной концептуальной системы в соотнесенности с восприятием, образным мышлением говорящего субъекта, совокупностью элементов этой системы и взаимовлиянием смысловых структур сознания, задействованных на данный момент в мыслительном процессе. Языковая репрезентация концепта INTUITION характеризуется многоаспектностью и амбивалентностью, создающими проблему его понятийной дифференциации, что обусловливает изучение понятийных, образных и синтаксических особенностей данного концепта.
INTUITION: семантический и прагматический аспекты
Уникальность интуитивного процесса заключается в последовательном чередовании в сознании субъекта озарения, догадки, предчувствия, знаменуя переход от целенаправленной активности к ее спонтанному угасанию, сменяющемуся пассивностью. На завершающем этапе происходит трансформация интуитивно полученной идеи в разряд общедоступного знания. Интуиция выступает как взаимодействие противоположностей - наглядных образов и абстрактных понятий, как сочетание непосредственности и опосредованности знания, как единство индивидуально-психологических
закономерностей познания, случайных догадок и исторически неизбежных процессов развития познания [8].
Интуиция представляет собой мыслительный процесс. На начальном этапе протекания этого процесса индивид оперирует знаниями, хранящимися в долгосрочной памяти и приобретёнными в результате ассоциативного научения. Знания обрабатываются автоматически, без сознательного понимания. Терминальным продуктом описываемого процесса выступает ощущение, необходимое для принятия конечных суждений и решений [9]. Согласно данным аналитической психологии, интуиция имеет компенсирующую функцию, предоставляя необходимую первооснову для мышления и рационального чувства индивида [10]. Номинация конечного ощущения человека отражена и закреплена в сознании англоговорящих языковыми единицами sixth sense (шестое чувство):
1) Often our intuition or sixth sense warns us of impending danger but we ignore it because of social pressure, lack of time or lack of courage [11].
Концептуализация интуиции как шестого чувства эксплицирована в вышеприведенном фрагменте языкового материала. Как отмечает субъект высказывания, интуиция, или шестое чувство (intuition or sixth sense), обладает прогностической функцией, игнорируемой в ряде случаев индивидами из-за давления общества, нехватки времени, отсутствия твёрдости убеждений.
2) My intuition bristled like the hackles on a dog. Heightened intuition is part of my sixth sense [12].
Восприятие интуиции как шестого чувства репрезентирована в данном отрезке фактического материала посредством онтологической модели INTUITION IS THE SIXTH SENSE.
3) By intuition, he sensed what was wrong [13].
Сочетание с глаголом sense в приведенном примере свидетельствует о том, что интуиция в языковом сознании англоговорящего субъекта относится к ощущению человека. В работе [14] интуиция рассматривается в рамках маргинальной зоны категории Human Sensations в микрополе ментальных ощущений, которое является семантическим пространством, образовавшимся в результате взаимодействия трех концептуальных пространств: физической, эмоциональной и ментальной сферы человека.
Репрезентация данного чувственно-мыслительного феномена в виде внутренне присущей индивиду способности постигать некие элементы действительности, извлекая необходимые представления и суждения из глубин своего сознания, указывает на антропоцентрический характер интуиции как первичного непосредственного знания.
4) Intuition... is innate, or integral. Education may develop, but it can not create this faculty. It rises from beneath, like the sun, and, like it, shines over the horizon of Reason [15, Andrew Jackson Davis].
Иррациональное понимание Б. Л. йомдин определяет как понимание, «возникшее без непосредственной помощи разума», не подчиняющееся логическим суждениям и не постигаемое чувственным восприятием, находящееся на границе мышления и эмоций, абстрактное понятие [16, c. 572].
Обратимся к аккумулировавшим коллективный опыт и знания англо-английским толковым словарям для выявления базовой понятийной составляющей доминантных знаков-репрезентантов этого вида понимания.
Когнитивную основу иррационального понимания в английском языке определяют признаки, выделенные нами в результате изучения понятийного потенциала INTUITION.
В результате анализа словарных толкований нами выделены следующие основные концептуальные признаки, через которые дефинируется INTUITION: insight, belief, feeling, perception, apprehension, cognition, knowledge, knowing, understanding.
INTUITION:
any quick insight, recognized immediately without a reasoning process [17]; a keen and quick insight [18].
a belief arrived at unconsciously; often it is based on extensive experience of a subject [17];
an idea or a strong feeling that sth is true although you cannot explain [19];
direct perception of truth, fact, etc., independent of any reasoning process; immediate apprehension [18].
an immediate cognition of an object not inferred or determined by a previous cognition of the same object [18].
pure, untaught, noninferential knowledge [18].
knowing or understanding without conscious use of reasoning [20].
Как видно из выделенных концептуальных признаков, сущность концепта INTUITION раскрывают в большей степени номинанты категории понимания (insight, belief, apprehension, cognition, knowledge, knowing, understanding) и в меньшей степени - ощущения (feeling, perception). В структуру иррационального понимания входят когнитивные признаки внезапности, логической необоснованности, бессознательности и беспричинности.
Выделив основные концептуальные признаки INTUITION, зафиксированные в лексикографических источниках, перейдем к рассмотрению дополнительных концептуальных признаков с точки зрения прагматического аспекта посредством метода когнитивного моделирования, широко известного как теория когнитивной метафоры [7].
Прагматический аспект концепта INTUITION в настоящей статье рассматривается с позиций положительной и отрицательной оценки данного феномена англоговорящим субъектом.
Рассмотрим ряд примеров с положительной оценкой INTUITION.
Прежде всего исследуемый концепт подвергается персонификации в антропоморфных метафорических моделях INTUITION IS A HUMAN BEING с положительной коннотацией:
5) Intuition told me we were going in the wrong direction [13].
6) Intuition will tell the thinking mind where to look next [15, Dr. Jonas Salk].
7) She learned to trust her intuitions about other people's motives [13].
8) Intuition isn't the enemy, but the ally, of reason [15, John Kord Lagemann].
9) Intuition, my trustworthy friend [15, Terri Guillemets].
Интуиции в приведенных выше фрагментах наделяются присущие человеку способности говорить (told), доверять (trust), она представлена в качестве союзника (ally), друга (friend) в противопоставление врагу (enemy).
В следующей антропоморфной модели интуиция получает высокую положительную оценку, отождествляясь с гением:
10) We don't know, exactly, what we're doing when we're starting something. We have a vague and skeletal and oafish idea that we articulate to ourselves as a justification for beginning, but that's about it. It turns out, thank God, that what we end up with is more intricate and subtle than that. Mostly because it turns out that our intuition is a greater genius than we are [12].
Также положительная оценка интуиции репрезентирована в конструкциях с превосходной степенью прилагательных:
11) That means sellers and their agents are under no obligation to tell buyers if something horrific occurred on the property. And for some buyers, that's fine: They don't really care. For others, the idea of living in a house where someone died freaks them out. Talking to neighbors or Googling the property are options for learning about a home's past -though if it has a grisly history, there's a slight chance the owners have changed the address in an effort to avoid that kind of detection. Which means sometimes intuition is the best guide [12].
В онтологических моделях интуиция представлена в качестве человеческой души, духовного начала. Она вербализуется в английском языке как внутренний голос, направляющий человека необъяснимым образом.
INTUITION IS A HUMAN SOUL:
12) Intuition is how God speaks to us [15, H. W. Mann].
13) Trust your intuition. It's your soul talking to you [15, Tony Kelbrat].
14) Intuition is a spiritual faculty and does not explain, but simply points the way [15, Florence Scovel Shinn].
15) Intuition is your soul's perception... [15, Compton Mackenzie].
INTUITION категоризуется как нечто важное и ценное в артефактной модели INTUITION IS A VALUABLE THING:
16) The only real valuable thing is intuition [15, Albert Einstein].
17) Women's intuition is the most powerful gift-God sent women down with it [12].
18) Well, I give a lot of credit to my wife, because women's intuition is a powerful thing and it's a real thing [12].
Как показывает анализ корпусов английского языка, исследуемый концепт приобретает отрицательную оценочность в английской языковой картине мира. Человек склонен доверять своей интуиции, но часто она оказывается недостоверной и заведомо ложной:
19) He noted, "We often trust our intuition, and our intuition is often completely wrong" [12].
Интуиция также может ввести в заблуждение, особенно если речь идет о случайных
событиях:
20) The problem is that our intuition is very, very misleading when it comes to matters of randomness and chance [12].
При принятии важных решений интуиция не всегда является лучшим ориентиром:
21) I mean, life is extremely complicated and intuition is not necessarily the best guide to, you know, very important decisions [12].
Таким образом, семантический и прагматический аспекты INTUITION представлены рядом основных и дополнительных концептуальных признаков, которые объективированы в толковых словарях и корпусах английского языка.
INTUITION: синтаксический аспект
Согласно Н. Н. Болдыреву, значения слов не выводимы исключительно из парадигматических и синтагматических контекстов. Они соотносятся с «определёнными когнитивными контекстами - когнитивными структурами, или блоками знания», обеспечивающими их понимание» [21, c. 26]. В исследовании ключевым аспектом выступает предположение о том, что когнитивная структура концепта обусловлена также синтаксической аранжировкой компонентов предложения, в частности соположенности ключевых понятий посредством коннекторов. По мнению Дж. Вольф, смысловую нагрузку имеют коннекторы, связывающие концептуальные признаки, фрагменты информации и речевые элементы: союзы (противительные, соединительные), предлоги, сравнительные конструкции. За счёт таких соединений происходит выбор концептов с теми или иными признаками [22]. Проанализируем языковую онтологизацию феномена INTUITION на материале дискурсивных отрезков, принадлежащих различным стилям современной английской письменной речи. Воспроизведение различных операций со знаковыми системами позволяет раскрыть их потенциальные значения [23]. Неформализуемое понимание и его языковая категоризация отражают постижение скрытых сущностей с помощью личных человеческих переживаний и представлений. В сферу переживаемого индивидом входят эмоционально-оценочные и опытно-экспериментальные факторы, которые оказывают влияние на формирование познавательной активности. Это даёт возможность прийти к выводу о флуктуативной природе иррационального компонента семантики понимания, т. е. её гибкости,
вариативности, подвижности. Проследим, как на материале корпусных источников BYU-BNC категоризуется иррациональный гипоним понимания INTUITION, рассмотрим актуализацию данного концепта на уровне синтаксиса.
Интуиция лежит в основе первичных, чаще всего образных, представлений, возникающих у человека при столкновении с чем-либо ранее ему неизвестным [24]. Она играет ключевую роль в познавательном процессе, способствуя формированию и дальнейшему анализу идеи в процессе решения творческих задач [25]. Диалектичность интуиции выражается в противоречиях, лежащих в её основе. Такими противоречиями являются неосознанность процесса и осознанность результата; внезапность озарения и длительность подготовительной работы, предваряющей его; чувство уверенности в правильности найденного решения и осознание необходимости его обоснования [8].
Как показывает анализ фактического материала, концептуальные признаки исследуемого понятия прежде всего связываются говорящим субъектом посредством соединительного союза and. Рассмотрим репрезентативные фрагменты языкового материала из Британского национального корпуса.
Когнитивная соположенность интуитивного и творческого начал эксплицируется в следующих примерах посредством соединительного союза and:
22) Humans have the intuition and creativity computers lack [11].
23) Writing algorithms demands intuition and lots of creativity, which have not been the forte of the Japanese [11].
24) Some even theorize that aerobic exercise may suppress activity in the left hemisphere of the brain, the half that is responsible for logical thought, and stimulate the right hemisphere, which regulates intuition and creativity [11].
Соотнесённость концептуальных единств INTUITION и CREATIVITY в представленных дискурсах свидетельствует об устойчивой закреплённости в сознании англоговорящих представлений об интуиции как о специфическом познавательном процессе, ведущем к формированию принципиально новых образов, понятий и представлений. При этом содержание полученных понятий и представлений невыводимо непосредственно из синтеза предшествующих восприятий, также оно не является результатом только логического оперирования имеющимися понятиями.
Неверным допущением было бы считать иррациональные типы познания «неразумными» лишь потому, что они подчиняются восприятию постоянной смены событий. Объективно они принадлежат эмпирическому уровню, целиком основанному на опыте [25]. Экспериментально зарубежными учёными В. Каправо, Дж. Кокочьони было установлено, что при обучении опыт вовлекается в процесс принятия решений непосредственно с помощью интуиции [26]. Интуитивную основу образуют изначально имеющиеся у индивида знания, полученный опыт, пережитые ощущения. Таким образом, интуиция представляет собой эвристический феномен, базирующийся на практических знаниях человека [27].
Объединение ментальных представлений опыта и непосредственного понимания происходящего вербализовано в дискурсивных отрезках с союзом and:
25) These results likely comport well with most everyday intuition and experience of teachers, but the neuroscience findings now point to ways of assessing the strengths and weaknesses of individual brains so that education can be more precisely targeted to individual students [11].
26) Don't focus solely on what's ahead. It's a matter of intuition and experience - once you get a feel for the general flow of traffic, you'll know what's behind without looking. It's a sixth sense that develops over time [11].
27) Their investigation revealed that naval propeller design was an apparently ad hoc discipline for which intuition and past experience were the guides [11].
Приведённые примеры иллюстрируют, что поиск решений некоторых задач
происходит на бессознательном уровне человеческой психики. Интуитивное знание, актуализируемое концептом INTUITION, и опыт индивида, репрезентированный языковым средством EXPERIENCE, находятся в причинно-следственных отношениях: жизненный, деятельностный и профессиональный опыт является предпосылкой интуиции. Определённые сигналы из внешнего мира выступают причинами тех или иных ситуаций, явлений и событий, которые запоминаются человеком, фиксируются на подсознании и в дальнейшем проявляются в виде интуитивных представлений о наиболее результативных решениях и оптимальных действиях, необходимых для достижения той или иной профессиональной цели.
Интуиция предполагает умение индивида проникать в глубины собственного сознания и рефлексировать над дифференцированными переживаниями. Выражая вершину спекулятивного постижения мышления и умозрение внутренних мотивов, желаний и стремлений личности, концепт INTUITION отождествляет собой фундаментальную способность самопознания человека - SELF-COGNITION:
28) Spiritual intelligence seeks to understand self, trusts intuition and inner voice [11].
29) In addition, the use of expressive therapies, such as art therapy, help develop and nurture intuition and a connection with a higher self [11].
Интуитивная деятельность, базирующаяся на духовно-эмоциональном переживании ценностей, присуща всем людям. Функцию её категориальных операторов выполняют ценности, расположенные в иерархическом порядке, определяемом «логикой сердца», и детерминирующие возможные суждения в отношении вещей [28]. В анализируемом дискурсе объединение ментальных конструктов INTUITION и EMOTION осмысляется в качестве принципиально нового источника знания. Кроме соединительного союза and, инструментом, связывающим INTUITION с эмоциональным интеллектом, выступает сравнительная конструкция с as:
30) In Africa we find a certain kind of cultural traditionalism which has the following characteristics, among others: affirmation of an African world-view which is undergirded by a distinctive form or rationality; a certain degradation of scientific-technical rationality and adoration of intuition and emotion as alternative sources of knowledge [11].
В следующем контексте прослеживается концептуальная взаимосвязь переживания вдохновения и интуитивного прозрения с эмоциональным фоном духовной радости и восхищения от полученных научных результатов:
31) Learning science by experimentation yields innovation, inspiration, intuition and fascination [11].
Активизация ментальной модели созидательной деятельности индивида, предпосылкой которой выступают его интуиция и чувственные переживания, репрезентирована в языковом фрагменте:
32) He works according to intuition and feeling. Regularly, at least one day a week, he goes to one of a few chosen locations to shoot a roll of film and has been doing this now for several years and so has built up a record of places such as Trafalgar Square, Westminster Bridge and the South Bank in London [11].
33) В данном развёртывании дискурса появляется концептуальная метафора, которая отражает взаимодействие языка, мышления и культуры, активирует когнитивные структуры фоновых знаний и способствует установлению причинно-следственных связей с другими когнитивными структурами [29]. Смысловая программа изложения реализуется за счёт сопоставления рационального соотношения концептов INTUITION и FEELING с самой сутью существования человеческой логики:
34) Just as day can not exist without night or the Sun without the Moon, logic is dehumanised without the balance of intuition and feeling [11].
Объективация когнитивной соотнесённости интуитивных способностей музыканта, проявляющихся в творческом потенциале, и умения прочувствовать продуктивную
траекторию построения взаимоотношений индивида в команде манифестирована в нижеприведённом отрезке дискурса:
35) Intuition and feeling are descriptive of high school band, orchestra, and choir members in general. According to MBTI theory, people and high school musicians who prefer Intuition pay attention to patterns and possibilities that exist in information they receive. They tend to look beneath the surface for deeper meanings and are imaginative and verbally creative. People who prefer Feeling tend to value warmth in relationships and reason based on what is important [11].
36) По мнению ряда учёных [8, 30], процесс творческого познания детерминируется активностью бессознательного и предполагает выход за пределы имеющихся теоретических принципов и опытных данных. Актуализация целенаправленной активности по переработке предчувствий и догадок, несущих эстетическую ценность и сопровождающих эту активность эвристической деятельности, прослеживается на примере предложений:
37) The body and its movements evolve from a perception into aesthetics via the development of special quality movements and expressional abilities. Intuition and artistic sensitivity combine to create a rhythmic movement of special character [11].
Выявленные причинно-следственные отношения интуитивного и опытного познания (INTUITION и EXPERIENCE), зафиксированные в проанализированных контекстах, свидетельствуют о тесной взаимосвязи и взаимодополняющих функциях усвоенных знаний, навыков и умений индивида с реактивными процессами их дальнейшей обработки в человеческом сознании. Творческий процесс основывается на интуитивном начале (INTUITION и CREATIVITY), при котором первичное знание о конечном продукте приобретается в готовом виде, опосредуется чувственным компонентом интуиции. Когнитивный анализ синтаксических моделей позволил установить корреляцию интуитивной деятельности человека с его эмоциональными переживаниями (INTUITION и EMOTION), имплицитными знаниями и перцептивными образами (INTUITION и FEELING), а также с внутренними мотивами, ценностями и установками (INTUITION и SELF-COGNITION).
Заключение
В статье осуществлен комплексный анализ концепта INTUITION с точки зрения семантики, синтактики и прагматики.
Проведенное исследование когнитивной структуры концепта INTUITION позволило определить основные концептуальные признаки при помощи дефиниционного анализа. Данный феномен объективируется концептуальными признаками озарения (insight), убеждения (belief), ощущения (feeling), восприятия (perception), опасения (apprehension), познания (cognition), знания (knowledge), понимания (understanding). В структуру иррационального понимания входят когнитивные признаки внезапности, логической необоснованности, бессознательности и беспричинности.
Дополнительные концептуальные признаки выявлены посредством когнитивного моделирования. Антропоморфная метафорическая модель INTUITION IS A HUMAN BEING с положительной коннотацией имеет следующие спецификации: ALLY, FRIEND, GENIUS, GUIDE. Онтологическая модель представлена метафорой INTUITION IS A HUMAN SOUL. В артефактной модели INTUITION IS A VALUABLE THING исследуемый концепт репрезентирован как значимая для говорящего сущность. Отрицательная оценка эксплицирует ложную (intuition is often completely wrong), недостоверную (intuition is very, very misleading), нерелевантную (is not necessarily the best guide) природу интуиции, демонстрируя её иррациональный характер.
В синтаксическом аспекте рассмотрены конструкции с коннекторами, которые раскрывают содержание исследуемого концепта и манифестируют его взаимосвязь с
такими ментально-лингвальными образованиями, как CREATIVITY, EXPERIENCE, SELF-COGNITION, EMOTION, FEELING. Интуиция в английском языковом сознании концептуализируется как многомерный абстрактный феномен, коррелирующий с восприятием, пережитым опытом, эмоциональной составляющей, знаниями, способностью к познанию и творческому мышлению человека.
Л и т е р а т у р а
1. Мудрагей Н. С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. - М.: Наука, 2002. - 112 с.
2. Апресян Ю. Д. Экспериментальная, прикладная и теоретическая лингвистика: обратные связи // Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 33. - Wien, 1992. - S. 5-27.
3. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
4. Стернин И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. - С. 65-69.
5. Иванова Р. П. Эгоцентрические категории: Human Sensations в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2009. - 195 с.
6. Арипова Д. А. Функционально-семантическая категория Understanding в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2011. - 209 с.
7. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. London, The university of Chicago press, 2003. - 272 p.
8. Морозов И. М. Природа интуиции. - Минск: Университетское, 1990. - 141 с.
9. Betsch T. The nature of intuition and its neglect in research on judgment and decision making // Intuition in Judgment and Decision Making. - New York: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. - P. 3-22.
10. Зеленский В. В. Толковый словарь по аналитической психологии. - М.: Когито-Центр, 2008. - 336 с.
11. BYU-BNC - British National Corpus. URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk/
12. COCA - Corpus of Contemporary American English. URL: https://corpus.byu.edu/coca/
13. OCED - Oxford Collocations English Dictionary. URL: http://oxforddictionary.so8848.com
14. Иванова Р. П. Структура функционально-семантического поля Human Sensations: особенности маргинальной зоны // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Сер. Филология. - 2013. - № 1. T.7. - С. 35-43.
15. QG - Quote Garden. URL: http://www.quotegarden.com/intuition.html
16. йомдин Б. Л. Языковая модель понимания // Языковая картина мира и системная лексикография. - М.: Языки русской культуры, 2006. - С. 513-612.
17. GNU - Collaborative International Dictionary of English. - URL: http://gcide.gnu.org.ua
18. WUED - Webster's Unabridged English Dictionary. - URL: http://unabridged.merriam-webster.com
19. OALD - Oxford Advanced Learner's Dictionary. - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com
20. Thesaurus of ERIC Descriptors. James E. Houston Greenwood Publishing Group, 2001. 731p.
21. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. №1. - С. 18-36.
22. Wolf G. Cognition as comprehension // Scientific Studies of Reading. 2001. - 5(3). - P. 211-239.
23. Гусев С. С. Смысл возможного. Коннотационная семантика. - СПб.: Алетейя, 2002. - 382 c.
24. Petervari J., Osman M., Bhattacharya J. The Role of Intuition in the Generation and Evaluation Stages of Creativity. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5028408/
25. Национальная психологическая академия. - URL: https://vocabulary.ru/termin/irracionalnoe.html
26. Capraro V., Cococcioni G. Social setting, intuition and experience in laboratory experiments interact to shape cooperative decision-making. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26156762
27. Gigerenzer G., Gaissmaier W. Heuristic decision making // Annual Review of Psychology. 2011. Vol. 62. - P. 451-482.
28. Богатырев Д. К. Познание. Опыт. Мышление. Интуиция. Интуитивизм // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2014. - Т.15. Вып. 4. - С. 12-31.
29. Калашникова Л. В. Метафора и когнитивно-дискурсивное моделирование действительности.
- Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2008. -304 с.
30. Бондаренко А. В. Место интуиции в научном и художественном творчестве // Вестник Башкирского университета. - 2006. - Вып. 4. - С. 183-185.
R e f e r e n c e s
1. Mudragej N. S. Ocherki istorii zapadnoevropejskogo irracionalizma. - M.: Nauka, 2002. - 112 s.
2. Apresyan YU. D. EHksperimental'naya, prikladnaya i teoreticheskaya lingvistika: obratnye svyazi // Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 33. - Wien, 1992. - S. 5-27.
3. Kubryakova E. S. YAzyk i znanie: Na puti polucheniya znanij o yazyke. CHasti rechi s kognitivnoj tochki zreniya. - M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2004. - 560 s.
4. Sternin I. A. Kognitivnaya interpretaciya v lingvokognitivnyh issledovaniyah // Voprosy kognitivnoj lingvistiki. - 2004. - №1. - S. 65-69.
5. Ivanova R. P. EHgocentricheskie kategorii: Human Sensations v sovremennom anglijskom yazyke: dis. ... kand. filol. nauk. - Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, 2009. - 195 s.
6. Aripova D. A. Funkcional'no-semanticheskaya kategoriya Understanding v sovremennom anglijskom yazyke: dis. ... kand. filol. nauk. - Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, 2011. - 209 s.
7. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. London, The university of Chicago press, 2003. - 272 p.
8. Morozov I. M. Priroda intuicii. - Minsk: Universitetskoe, 1990. - 141 s.
9. Betsch T. The nature of intuition and its neglect in research on judgment and decision making // Intuition in Judgment and Decision Making. - New York: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. - P. 3-22.
10. Zelenskij V. V. Tolkovyj slovar' po analiticheskoj psihologii. - M.: Kogito-Centr, 2008. - 336 s.
11. BYU-BNC - British National Corpus. URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk/
12. COCA - Corpus of Contemporary American English. URL: https://corpus.byu.edu/coca/
13. OCED - Oxford Collocations English Dictionary. URL: http://oxforddictionary.so8848.com
14. Ivanova R. P. Struktura funkcional'no-semanticheskogo polya Human Sensations: osobennosti marginal'noj zony // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. Ser. Filologiya. - 2013. - № 1. T.7. - S. 35-43.
15. QG - Quote Garden. URL: http://www.quotegarden.com/intuition.html
16. Jomdin B. L. YAzykovaya model' ponimaniya // YAzykovaya kartina mira i sistemnaya leksikografiya. - M.: YAzyki russkoj kul'tury, 2006. - S. 513-612.
17. GNU - Collaborative International Dictionary of English. - URL: http://gcide.gnu.org.ua
18. WUED - Webster's Unabridged English Dictionary. - URL: http://unabridged.merriam-webster.com
19. OALD - Oxford Advanced Learner's Dictionary. - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com
20. Thesaurus of ERIC Descriptors. James E. Houston Greenwood Publishing Group, 2001. 731p.
21. Boldyrev N. N. Konceptual'noe prostranstvo kognitivnoj lingvistiki // Voprosy kognitivnoj lingvistiki.
- 2004. №1. - S. 18-36.
22. Wolf G. Cognition as comprehension // Scientific Studies of Reading. 2001. - 5(3). - P. 211-239.
23. Gusev S. S. Smysl vozmozhnogo. Konnotacionnaya semantika. - SPb.: Aletejya, 2002. - 382 c.
24. Petervari J., Osman M., Bhattacharya J. The Role of Intuition in the Generation and Evaluation Stages of Creativity. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5028408/
25. Nacional'naya psihologicheskaya akademiya. - URL: https://vocabulary.ru/termin/irracionalnoe.html
26. Capraro V., Cococcioni G. Social setting, intuition and experience in laboratory experiments interact to shape cooperative decision-making. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26156762
27. Gigerenzer G., Gaissmaier W. Heuristic decision making // Annual Review of Psychology. 2011. Vol. 62. - P. 451-482.
28. Bogatyrev D. K. Poznanie. Opyt. Myshlenie. Intuiciya. Intuitivizm // Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. - 2014. - T.15. Vyp. 4. - S. 12-31.
29. Kalashnikova L. V. Metafora i kognitivno-diskursivnoe modelirovanie dejstvitel'nosti. - Orel: Izd-vo Orel GAU, 2008. -304 s.
30. Bondarenko A. V. Mesto intuicii v nauchnom i hudozhestvennom tvorchestve // Vestnik Bashkirskogo universiteta. - 2006. - Vyp. 4. - S. 183-185.