Кыдырова Б.А.
преподаватель Ошского гуманитарно-педагогического института
КОГНИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Ключевые слова: когнитивная педагогика, нейродидактика, медиапедагогика, меметика, когнитивные теории.
Keywords: cognitive pedagogy, neurodidactic, media pedagogy, memetics, cognitive theory.
В истории педагогической мысли есть ценные элементы теории и исследований, на которые опирается современная когнитивная наука. Еще в начале XX века Мария Монтессори подчеркивала роль тренировки чувств в овладении учениками как конкретными, так и абстрактными знаниями. Она выявила роль периферической нервной системы в распознавании внешних раздражителей. По ее словам, «духовная жизнь развивается в связи с центральной нервной системой». Она также подчеркнула социальную природу обучения.
Концепция Альберта Бандуры1, принадлежащая к группе теорий обучения, вдохновленных бихевиоризмом, адекватно описывает этот аспект обучения (посредством наблюдения и моделирования). А. Бандура подчеркивает роль когнитивного взаимодействия между людьми и окружающей средой, а также роль повторения и мотивации в процессе обучения. Исследования на новорожденных подтверждают, что имитационные навыки обучения обнаруживаются у детей в возрасте от 12 до 21 дня. Дети могут имитировать мимическое поведение, такое как открывание рта, выпячивание языка, провоцирование опекунов на невербальное поведение. Другие исследования также показали, что у младенцев есть чувство объектов, и они могут ссылаться на них. Шестимесячные дети могут различать ранее известные и новые объекты (что представлено в результатах исследований, опубликованные в 2002 году Оливье Паска-лисом). Дети также имеют чувство числа, обнаруживают изменения в числах, а также объединяют числа со словами. Они также различают классы объектов. Уже 4-6-месячные дети различают фонемы в родном и иностранном языках, предпочитают слушать речь радостного характера (исследования в этой области проводились в 2002 году группой исследователей: Лехер Сингх, Джеймс Л. Морган, Кэтрин Т. Бест). Результаты испытаний на новорожденных показывают, что они распознают геометрические узоры, напоминающие форму лица, они также взглядом сканируют объекты по вертикали (вниз), также был обнаружен феномен эмоциональной синхронности; в ходе взаимодействия со взрослыми 3-месячные дети используют визуальный контакт (реагируют на улыбку). Также было отмечено, что шестимесячные дети перенаправляют свое внимание, следуя за взглядом взрослых. Наблюдения, полученные в ходе исследований, указывают на раннее появление адаптивных механизмов, обеспечивающих ориентацию важных стимулов, поступающих из окружающей среды. Эти стимулы можно разделить на визуальные и словесные. Обучение происходит в процессе обработки информации в информационных каналах, после чего происходит слияние во всеобъемлющую словесную или визуальную модель и завершается этапом создания новых знаний. Объединение изображений и повествований влияет на эффективное хранение информации и облегчает процесс обучения. На этом этапе стоит осмыслить основы метода Марии Монтессори, которая в своей книге «Детский дом» перечисляет три этапа обучения (который она определяет как моменты): связь чувствительного восприятия с именем (рекомендуется показать цвет, назвать его по имени и поместить цветную карточку перед учеником), ознакомления с предметом по его имени (попросить ребенка предоставить карточку определенного цвета), воспроизведение имени посредством объекта. Автор также подчеркивает важность выделения и расширения рецептивного потенциала чувств с учетом их интенсивности. Исследования, в которых изучалась связь между IQ, скоростью обработки информации и реакцией на раздражитель, подтверждают связь между чувствительностью и уровнем интеллекта. Кроме того, теория двойного кодирования Аллана Пайвио предполагает существование двух когнитивных подсистем: «imagens» - связанных с представлением и обработкой изображений и «logogens», связанных с одними и теми же процессами в отношении слов.
Результаты исследований также указывают на различные темпы развития, которые характерны для каждого человека и свидетельствуют о том, что развитие зависит от врожденных характеристик, на основе которых активно строится знание, основанное на языке, числах, понимании физического и социально-психологического мира. Поэтому можно предположить, что приобретенные знания являются важной частью в построении иерархии понятий, которая облегчает ориентацию и построение знаний о мире. Взаимодействие и понимание отношений между объектами играют важную роль в процессе обучения, то есть «мы реагируем на важность того, что мы наблюдаем, и создаем его связь в наших умах», явление, на которое указывает гештальт-теоретик Вольфганг Келер.
Когнитивная педагогика, которую иногда ошибочно называют нейропедагогикой, является отраслью науки, которая занимается всей образовательной деятельностью, анализирующая обработку информации мозгом. Она описывает явления и образовательные процессы с учетом генетических факторов и факторов окружающей среды, которые
1 Бандура А. (2011). Теория социального научения. - https://bookap.info/clasik/bandura_teoriya_sotsialnogo_naucheniya/
841
признаются неразделимыми. Явления и процессы, возникающие в результате образовательного и дидактического воздействия, объясняются на основе знаний, полученных в результате исследований структуры и функционирования человеческого мозга. Когнитивная педагогика объясняет условия, процессы и образовательную деятельность, связанную с образованием, на основе механизмов, участвующих в сборе, обработке, хранении и представлении информации.
Когнитивная педагогика в настоящее время является быстро растущей субдисциплиной педагогических наук. Благодаря своему междисциплинарному характеру, она охватывает ряд областей, не только в рамках гуманитарных интересов1.
В педагогике передача знаний и навыков является одной из двух наиболее важных областей, к которым относится данная дисциплина. Использование знаний, открытых другими, имело огромное значение для изменений, вносимых людьми. Имитация была необходима для развития, для создания инноваций и адаптации людей к экстремальным природным условиям, с которыми люди сталкивались в течение последних 200 тысяч лет. Это также оказало влияние на создание культуры, которая сыграла важную роль в создании сообществ, человеческих групп и существующих в них отношений. Авторитет пожилых людей был основан на опыте многих поколений, что привело к передаче знаний и навыков следующему поколению, а также к их применению в процессах преодоления препятствий, возникающих в результате динамических природных изменений. Пожилые члены сообществ действовали как компьютерные диски, на которых хранилась информация о прошлых событиях.
Проанализировав результаты исследований в области педагогических наук и когнитивной науки, мы можем выделить пять основных областей когнитивной педагогики:
Нейродидактика,
Нейрообразование,
Меметика,
Педагогическая антропология,
Медиапедагогика.
Нейродидактика - это субдисциплина когнитивной педагогики, которая включает в себя:
- исследования и практику в области образования, которая направлена на оптимизацию педагогической деятельности для достижения ее целей;
- проблемы применения знаний об индивидуальных способностях и высших психических функциях и, в частности, об обработке информации в мозге человека в процессе обучения.
Нейродидактика предполагает, что процесс преподавания/обучения должен осуществляться на основе биологического потенциала. Эта субдисциплина принимает во внимание:
- закономерности, механизмы и потенциал развития;
- реальный потенциал мозга и предпочтения в обучении;
- потребность в улучшении и стремлении к успеху;
- природу интеллекта и ассортимента человеческих личностей;
- личностное развитие человека через самосовершенствование.
Нейрообразование - это субдисциплина когнитивной педагогики, в которой рассматриваются закономерности, механизмы и потенциал человеческого развития, и все это объясняется с помощью нейробиологии. Знания об обработке информации в мозге затем используются с целью вызвать сознательные, предполагаемые изменения в человеческой личности.
Меметика - это теория культурной эволюции. Как отрасль когнитивной педагогики, она занимается влиянием культуры на теорию и практику образования. В анализе педагогического воздействия меметическая теория играет важную роль в раскрытии факторов, определяющих поведение учеников. В процессе формировании образовательных стандартов это облегчает внедрение механизмов отбора, которые присущи культурной эволюции. Используя мемети-ческие категории, когнитивная педагогика позволяет определить сферу и применимость идей, моделей поведения, стилей или привычек, которые характерны для учащихся в рамках данной культуры. Поскольку люди обладают невероятной способностью подражать и воспроизводить культуру, мемы используются в когнитивной педагогике (эквивалент генов в биологии) для объяснения действий учителей и учеников с целью лучшего восприятия зависимостей, присущих образовательному процессу.
Педагогическая антропология, как составная часть когнитивной педагогики, обращается к людям, рассматриваемым как существа, которые способны к образованию и нуждающиеся в образовании. Опыт повседневной жизни, состоящий из явлений образовательной реальности, становится отправной точкой. При анализе этих явлений с точки зрения обработки информации в мозге человека, становится возможной интерпретация, что, в свою очередь, облегчает принятие правильных педагогических решений и, следовательно, позволяет найти основу для обоснования педагогической деятельности.
Медиапедагогика - это педагогическая субдисциплина, относящаяся к общению людей с помощью средств массовой информации, с многомерным анализом механизмов обучения и воспитания, обусловленных воздействием средств массовой информации на человека.
1 Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарера. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - С. 17-33.