ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
С.А. Дудко
Ключевые слова:
междисциплинарные связи педагогики; нейронауки и образование; нейропедагогика; геронтопедагогика; тренировка ума.
РАЗВИТИЕ НЕЙРОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ
В статье даётся краткий обзор развития связей педагогики с другими науками на протяжении ХХ века. В настоящее время наиболее интенсивно развиваются взаимосвязи педагогики и нейронаук. Происходит становление нейропедагогики, главная задача которой определить, каким образом можно повысить эффективность обучения, используя новейшие знания о человеческом мозге.
В начале ХХ века французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (Durkheim Emile, 1858— 1917), один из создателей социологии как самостоятельной науки, первым заговорил о том, что необходимо опираться на педагогику как на самосозидающую науку, черпающую теоретические знания в социологии и психологии. Именно Дюркгейму принадлежит заслуга в разработке проблемы «эпистемило-гического статуса» педагогики. К сожалению, он фактически сводил теорию педагогики к простому наложению законов социологии и психологии. Развивая идеи Э. Дюркгейма, французские ученые Г. Миаларе и М. Дебес заявили, что педагогике необходимы также знания по истории педагогического знания: только объединив социологию, психологию и историю педагогики, можно создать надёжную научную и практическую основу для педагогов и воспитателей. Во второй половине ХХ столетия происходит настоящий прорыв в
педагогике. Она развивается семимильными шагами: междисциплинарные связи педагогики расширяются. Педагоги обращаются к биологии, медицине, генетической психологии, психоанализу, математике, экономике, эргономике, когнитивным наукам (когнитивной психологии, нейрофизиологии, теории искусственного интеллекта и др.). Данные других наук перерабатываются так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его эффективной организации. На данный момент во Франции создано множество научно-исследовательских центров, занимающихся междисциплинарными многоуровневыми проектами. Совместная работа специалистов разных областей способствует повышению результативности и научности полученных данных.
В начале XXI века междисциплинарные связи педагогики наиболее ярко выражаются в отношении нейронаук, изучающих механизмы конструирования знаний в голове человека, что напрямую касается исследований в области когнитивного развития детей. В последнее десятилетие активно развивается нейропедагогика, главная задача которой определить, каким образом можно улучшить образование и повысить эффективность обучения, используя новейшие знания о человеческом мозге. Проблемы обучения решаются при помощи междисциплинарных исследований в области нейробиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, теорий информации, а также генетики и др. Нейропедагогика основывается на сенсорной педагогике, т.е. изучает, каким путем можно воздействовать на органы чувств ученика (зрение, обоняние, слух, осязание), а также на его эмоциональное состояние, чтобы повысить обучаемость и научиться регулировать поведение в процессе обучения. Главная цель - оптимально и эффективно решать педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций человека. Как считают современные ученые, обучение без учета нейропсихологических принципов является «слепым». Созданный в начале XXI века Центр исследований и инноваций в обучении Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) объединил нейробиологов, нейрофизиологов, педагогов, психологов, медицинских работников, социологов и других специалистов более 30 стран. Основная цель Центра - сделать нейронауку доступной для специалистов образования.
Вопрос о соотношении нейронаук и образования находится в центре дискуссий французских исследователей все последние годы. Потрясение от знаний об изображении головного мозга, 3D - исследований и всевозможных подходов, которые заявлены как базирующиеся на знаниях о моз-
Развитие нейропедагогики в современной Франции I
ге человека («brain-based»), вызывают споры вокруг возможности применения результатов новейших открытий нейронаук в школьной аудитории. Появляются ранее неизвестные слова и выражения, чтобы выразить суть этой «новой науки», которая направлена на повышение знаний о мозге и когнитивных процессах, которые к нему «привязаны»: говорят о нейронау-ке об уме, мозге, образовании или нейрообразовании (neuro-éducation).
Но надо признать, что на данном этапе ученые не могут однозначно определить, каковы реальные «вклады» нейронаук в образование, можно ли ждать от нейронаук точного определения эффективных методов обучения, как и при каких условиях можно проверить теорию в аудитории детей и каковы ограничения методов нейровизуализации в контексте класса. А также нет ответа на вопрос, достаточно ли на данный момент анатомических знаний о мозге, чтобы объяснить психические процессы, связанные с процессом обучения. И это неполный перечень вопросов, на которые пытаются ответить ученые, занимающиеся проблемами нейрообразования во Франции [3].
Данные компьютерной, магнитно-резонансной и позитронно-эмиссион-ной томографии показали, что мозг меняет свою структуру в зависимости от типа деятельности, меняя нейронные цепи таким образом, чтобы наиболее эффективно выполнить текущую задачу. Ученые стали называть это свойство мозга нейропластичностью. «Нейро» от «нейрон», нервная клетка, из нервных клеток состоит мозг и вся нервная система. Пластичность - от изменяемости, подверженности изменениям. Последние исследования показали, что дети далеко не всегда страдают от тех проблем с мыслительной деятельностью, с которыми они родились. Мозг часто может распознать свое повреждение, а функции поврежденных участков берут на себя другие клетки. Если клетки мозга отмирают - они могут быть заменены. Таким образом, структура мозга меняется на протяжении всей жизни человека. Например, дети с дислексией не умеют соотносить звуки и буквы и поэтому испытывают серьёзные трудности при обучении чтению обычным способом. Однако, благодаря специальным упражнениям, многие из них добиваются успеха при выполнении заданий, требующих применения тех способностей, которые у них изначально не имелись. Человек, имеющий дислексию, не может научиться читать так, как это принято в школах. Но он может научиться читать по-другому: глядя в текст и слушая чтение этого текста вслух другими людьми: родителями или преподавателями. Мозг такого человека учится обрабатывать написанную информацию абсолютно иным образом, нежели у тех людей, чей мозг может самостоятельно расшифровывать буквы и звуки. Обычно в таком случае поставленная цель
заключается не в том, чтобы добиться успеха в чтении букв или отдельных слов, а в достижении общего понимания написанного текста. Следует отметить, что необходимы взаимные усилия самого человека и окружающих его людей. Исследования в области пластичности мозга показывают, что главное условие успеха заключается в поведении ученика - в его желании и стремлении обучаться [3].
Но нейропластичность мозга несет не только пользу. Она делает мозг также и более подверженным внешним воздействиям. Нейропластичность может быть причиной появления как более гибкого, так и ригидного, непластичного поведения: наши самые «упорные» привычки также являются продуктом пластичности мозга. Ученые объясняют такое явление следующим образом. Естественная потребность мозга к созданию «шаблона» для более легкой обработки ежедневной информации в итоге может привести мозг к «лени». Однажды произошедшее в мозговых структурах пластическое изменение закрепляется и делает невозможным другие изменения. По мере старения эта проблема становится все серьезнее, т.к. становится сложнее развить выполнение новых действий, которые дадут мозгу «встряску» и вытащат его из состояния автоматизированной жизни. Именно понимание как положительных, так и отрицательных эффектов нейропластичности помогает приблизиться к осознанию пределов человеческих способностей.
В этом аспекте скрыто понимание того, как данные нейронаук оказывают влияние на развитие андрогогики и геронтогогики. Во Франции конца ХХ - начала XXI века значительно возросла доля исследований, связанных с особенностями обучения взрослых с целью повышения качества их жизни и оптимизации приобретения новых знаний. Появились новые подходы к обучению самого старшего поколения - людей старше 65 лет. Наука геронто-педагогика стремится обеспечить пожилым людям долгую и эффективную интеллектуальную жизнь: чтобы можно было жить с пользой для себя и для общества. Только в этом случае можно говорить об адекватном понимании сути и смысла обучения человека в рамках андрогогики и геронтогогики [2].
Самая сложная проблема заключается обычно в отсутствии надежды при нейродегенеративных заболеваниях, например, таких как, болезнь Альцгеймера. Но если человеческий мозг может обрести способность учиться и продолжать развиваться для того, чтобы выжить, практически в любом возрасте, то истинным ключом для оптимального функционирования всех областей мозга является выполнение наибольшего количества новых и различных когнитивных упражнений, что требует наличие ориентированной на тренировку мозга программы. Познание складывается из
Развитие нейропедагогики в современной Франции I
разных атрибутов, действующих вместе. Это - память, внимание, восприятие, координация рук и глаз (насколько хорошо мы переводим зрительную информацию в движения тела). Так как все люди уникальные, единственные индивидуумы, то тип упражнений для одного должен отличаться от упражнений для других. Идеальная программа тренировки ума та, которая отмечает сильные и слабые стороны личности и создаёт комплекс упражнений, которые необходимы для сохранения мозга активным и здоровым. Выполнение упражнений для мозга играет очень важно. Новейшие исследования нейронаук могут помочь государству, ученым, педагогам, психологам, врачам создать условия, способствующие постоянному развитию, адаптации и эффективному функционированию мозга во всех возрастных категориях и у людей с разным здоровьем и особенностями в развитии.
В своей книге «Нейроны чтения» (2007) Станислас Деан (Stanislas Dehaene), профессор когнитивной психологии в Коллеж де Франс, излагает новейшие научные открытия нейропсихологии в области обучения чтению и показывает недостатки принятого во французских школах глобального (или смешанного) метода обучения чтению. Он демонстрирует, как некоторые ошибки так называемой «направленной на ребенка» педагогики, прочно «обосновались» в школе. Деан доказывает, что только систематическое и последовательное обучение чтению от более мелких единиц (букв, фонем) к более крупным (слова, фразы) обеспечивает приобретение удовлетворительных навыков чтения у детей, т.к. стимулирует соответствующие функции мозга, которые при таком обучении лучше адаптируются. Станислас Деан представил данную проблему в Министерстве национального образования Франции. На вопрос «почему же тогда практика глобального обучения чтению до сих пор не прекращена в школах» он ответил: «Только по инерции или по привычке преподавателей и ответственных лиц». В заключение С. Деан заявил, что «школьная система, слишком долго зависевшая от мнения и интуиции конкретных лиц, принимающих решения, больше не может терпеть реформу за реформой, которые не учитывают данные когнитивных нейронаук» [1:292]. Именно данные слова Станисласа Деана резюмируют весь смысл развития междисциплинарных связей нейронауки и педагогики на современном этапе.
Литература
1. Dehaene Stanislas. Les Neurones de la lecture. Paris: Éditions Odile Jacob, 2007,478 р.
2. Gucher, Catherine. Gérontologie sociale: héritages et réflexions contemporaines. L'Harmattan, 2012, 306 р.
3. Reverdy Catherine. Neurosciences et éducation: peut-on les marier? Источник в интернете - URL: http://eduveille.hypotheses.org/5701