Научная статья на тему 'Когнитивная оппозиция "рай - ад" в русскоязычных медиатекстах'

Когнитивная оппозиция "рай - ад" в русскоязычных медиатекстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЗМ-БИБЛЕИЗМ / КОГНИТИВНАЯ ОППОЗИЦИЯ / МЕДИАДИСКУРС / ТЕКСТЫ СМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурая Екатерина Александровна, Сегал Наталья Александровна

В предложенной работе производится анализ фразеологизмов-библеизмов, репрезентирующих когнитивную оппозицию рай ад на лексико-семантическом и грамматическом уровнях. Выявляются изменения денотативных значений, проявляемые в масс-медийных политических текстах, и особенности семного варьирования анализируемых языковых единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивная оппозиция "рай - ад" в русскоязычных медиатекстах»

КОГНИТИВНАЯ ОППОЗИЦИЯ «РАЙ - АД» В РУССКОЯЗЫЧНЫХ МЕДИАТЕКСТАХ Бурая Е.А.1, Сегал Н.А.2

1Бурая Екатерина Александровна - студент;

2Сегал Наталья Александровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского, славянского и общего языкознания, Таврическая академия Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в предложенной работе производится анализ фразеологизмов-библеизмов, репрезентирующих когнитивную оппозицию рай - ад на лексико-семантическом и грамматическом уровнях. Выявляются изменения денотативных значений, проявляемые в масс-медийных политических текстах, и особенности семного варьирования анализируемых языковых единиц.

Ключевые слова: фразеологизм-библеизм, когнитивная оппозиция, медиадискурс, тексты СМИ.

Современное развитие языка позволяет изучать символы с разных точек зрения, в том числе в качестве объекта функционирования в медиапространстве. Анализ метафорических конструкций библейского происхождения в контексте предоставляет исследователям возможность субъективного изучения эмоционально-экспрессивной оценки действительности.

Целью данной работы является анализ функционирования когнитивной оппозиции рай - ад в русскоязычном медиапространстве.

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения библейской символики как значимой составляющей русскоязычного медиапространства. Имея глубокие корни и широкую узнаваемость среди людей разного социального, возрастного или гендерного статуса, библейская символика апеллирует к знаниям носителей русской лингвокультуры и вызывает устойчивые ассоциативные образы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Н.Д. Арутюновой, Р. Белла, Э.В. Будаева, Т.Г. Добросклонская, М. Джонсона, И.В. Дукальской, И.М. Кобозевой, Е.С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, А.Ф. Лосева, М.Ю. Лотмана, Н.Б. Мечковская, Е.А. Нахимовой, Г.Н. Скляревской, А.П. Чудинова, К. Ясперса и др.

Исследователь Т.А. Солдаткина утверждает, что использование библейской фразеологии в медиатексте подчёркивает её универсальность. Реализуя манипулятивную функцию, в медиадискурсе библеизмы позволяют усилить воздействие на адресата благодаря яркой экспрессии и насыщенной выразительности [4].

Метафорическое понимание рая и ада является фундаментальным для христианского мировосприятия. В представлении религиозных людей рай является священным местом в пространстве, свободным от земных грехов и несовершенств. Такое понимание имеет фиксированное в библейских текстах подтверждение в виде устойчивых конструкций.

Обратимся к анализу медиадискурса. Первой рассматриваемой языковой единицей является идиома земля обетованная, в переводе означающая обещанную землю. В Ветхом Завете так именуется Ханаанская земля (область в Палестине), куда Бог хотел вывести евреев из Египта, где они томились в плену. Бог обещал Моисею, что приведёт его народ «в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд» (Исход, гл. 3, ст. 8 и 17). Это же выражение встречается и в Новом Завете, в Послании апостола Павла к Евреям (гл. 11, ст. 9): «Верою обитал он на земле обетованной, как

на чужой...». Иносказательно: место исполнения всех желаний, место, где царит всеобщее счастье, изобилие и покой; край, куда все стремятся попасть [3].

Индивидуально-авторская инициатива использования фразеологизма с целью эмоционального украшения излагаемой информации, как правило, представлена в прямом смысле: «Америка - земля обетованная», или насколько политики США считают свою нацию исключительной (http://www.pravda-tv.ru, 22.04.15). В данном случае поясняющая конструкция с союзом или подтверждает значение фразеологизма.

Чаще встречается нарушение привычных стилистических норм использования идиом. Например, употребление фразеологической единицы в окружении с отрицательной частицей: Земля необетованная: провалился ли проект Еврейской автономной области. Как живёт регион, в котором почти не осталось представителей титульной нации (https://www.mk.ru, 13.10.17). Встречается и раздельное написание: Земля не обетованная: почему бегут из Крыма (http://hvylya.net, 11.04.12). В предложенном контексте фразеологическая единица, функционируя в значении отрицания представляет не только обратную семантику, но и гиперболическое значение.

В примере: Земля не всем обетованная: почему украинцев готовятся высылать из Израиля. Власти Израиля получили право в ускоренном порядке отказывать в статусе беженца тысячам претендующих на него граждан Украины и отправлять их на Родину. Причина - заморозка конфликта в Донбассе (http://news24today.info, 23.10.17) - наблюдаются не только замена утвердительной конструкции на отрицательную и расширение границ устойчивого оборота, но и явление двойной актуализации, или игры слов. Такой феномен усиливает эффект воздействия, поскольку контекст воспринимается не только в переносном значении, но и в прямом, так как обетованной землёй именуется Иерусалим.

В денотате фразеологизма земля обетованная закреплена сема «невозможность достижения». При таком условии обозначаемый признак предмета только стремится к идеалу без возможности его достижения.

Фразеологическая конструкция злачное место - многозначная единица с двумя антонимичными значениями: 1. Место, где можно благополучно и обеспеченно жить без труда, забот, хлопот и т.д.; 2. Ирон. Место, где безудержно развлекаются, кутят, играют в азартные игры, предаются разврату [5].

Проанализируем идиому, опираясь на первое определение. Ярош решил пристроить своих нацистов на злачные места. Радикалам Украинской добровольческой армии надоело воевать, и они решили распрощаться с передовой, предпочитая расположиться в более спокойных условиях в качестве территориальных отрядов обороны (http://www.politicsglobal.ru, 15.10.18). Украинский политический деятель Д.А. Ярош, решив облегчить жизнь своим подчинённым, принял решение освободить их от военных забот и предоставить существование без хлопот.

До этого были проанализированы устойчивые конструкции, характеризующие представление русскоговорящей части населения об идеальном месте. Теперь остановимся на значении, близком к антонимичному - «крайний беспорядок, шум и суматоха» [3] - что представляется как обратная сторона рая.

«Команда премьера переиграла команду президента. Что будет после этого? Библия говорит нам об этом - Содом и Гоморра» (https://nahnews.org; 17.02.16). Так описывает новостное агентство Харькова политическую ситуацию в Украине. С неприкрытым преувеличением эксперты добавляют, что подобная военная настроенность сторон может перерасти в войну.

Синтаксическая структура анализируемой единицы потенциально предусматривает возможность трансформации. Частым явлением оказалось прибавление компонентов в середину языковой структуры. При добавлении компонентов происходит «приращение смысла, и именно добавленный компонент

49

берёт на себя основную эмоциональную и экспрессивную нагрузку, поскольку благодаря своей новизне и неожиданности он не прогнозируется читателем» [1, с. 80]. Описывая ужасы 90-х, Владислав Сурков с горечью вопрошает: «Если всё это есть демократия и если всё это есть свободное и справедливое общество, то что же тогда Содом и что в таком случае Гоморра?» (http://www.ng.ru; 25.01.07). Будет стёрт с лица земли жуткий монстр, современный Содом - Нью-Йорк. Не останется без возмездия и Гоморра - Лос-Анджелес (http://u-f.ru; 14.06.17). Разделяя единство фразеологизма, авторы контекстов стремились к актуализации внимания читателей на том, что эти города, погрязшие в человеческой жестокости и упадке, подобно библейским, находятся под угрозой нравственного уничтожения.

Таким образом, когнитивная оппозиция «рай - ад», являющаяся значимой составляющей религиозных текстов, при функционировании в текстах СМИ представляется в неравном количественном отношении: превалируют конструкции, входящие в состав противочлена «рай» (злачное место и земля обетованная). Подобный феномен может быть объяснён заострённым вниманием христиан на вечной жизни души и позитивным мироощущением, благодаря которому человек смеет надеяться на лучший исход.

Список литературы

1. Внук Т.В. Особенности окказиональных модификаций фразеологизмов в текстах немецкой коммерческой рекламы / Т.В. Внук // Вестник МГЛУ. Москва, 2008. № 3 (34). С. 74-84.

2. Микоян А.С. Проблемы перевода текстов СМИ / А.С. Микоян // Язык средств массовой информации [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. М., 2008. С. 388-401.

3. Серов В.В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений дискурсе. [Электронный ресурс] / В.В. Серов. М..- «Локид-Пресс», 2005. 880 с. Режим доступа: https://www.litmir.me/bd/?b=137262/ (дата обращения: 18.11.18).

4. Солдаткина Т.А. Фразеологические единицы библейского происхождения во французском политическом дискурсе. [Электронный ресурс] / Т.А. Солдаткина, Е.Н. Слинкова. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/20_AND_2014/Philologia/7_173304.doc.htm/ (дата обращения: 17.11.18).

5. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. [Электронный ресурс] / А.И. Фёдоров. М.: Астрель: АСТ, 2008. Режим доступа: http://getword.ru/ru/slovari.php?table=fedDSL/ (дата обращения: 27.02.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.