Научная статья на тему 'Когнитивная концепция формирования акмеологических ресурсов молодежи: к вопросу об интеллекте'

Когнитивная концепция формирования акмеологических ресурсов молодежи: к вопросу об интеллекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / AKMEOLOGICHESKY RESOURCE / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / ПСИХОЛОГО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PSIKHOLOGO-INTELLECTUAL DEVELOPMENT / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ПСИХОСОЦИАЛЬНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / PRACTICAL INTELLIGENCE / КУЛЬТУРНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / CULTURAL AND GENETIC MEMORY / ВРОЖДЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / PSYCHOSOCIALITY / EKZISTENTSIONALNOST / CONGENITAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонов Сергей Геннадьевич, Ковлакас Елена Федоровна

Современный этап развития общества характеризуется вступлением России на путь духовного возрождения, который сопровождается повышенным вниманием к традициям народа, к нравственной зрелости личности, к уровню реализации ее морально-этических норм, к соблюдению и признанию правовых требований. Формирование личности, основанное на духовных традициях, позволяет ей стать невосприимчивой к внешнему негативному влиянию способствует накоплению положительных моральных ценностей. Психологическая состоятельность личности не может быть отделимой от нравственности, от успешной адаптации в общественной системе, реализации личностного потенциала, умения противостоять конфликтным ситуациям и успешного взаимодействия в системе общественной коммуникаций. Личность может гармонично существовать в окружающей общественной среде только тогда, когда становится возможным реализация личностного потенциала, который включает в себя как когнитивную, так и деятельностную составляющую. Развиваясь в обществе, личность формирует свой акмеологический ресурс, который может быть направлен на самореализацию, интеграцию или сохранение собственной автономии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонов Сергей Геннадьевич, Ковлакас Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE CONCEPT OF FORMING THE ACMEOLOGICAL RESOURCES OF YOUTH: TO THE QUESTION OF THE INTELLECT

The modern stage developing of society is characterized by Russia's accession to the path of spiritual revival, which is accompanied by a heightened attention to the traditions of the people, accession to the moral maturity of the individual, accession to the level of implementation of its moral and ethical norms, to compliance and recognition of legal requirements. Forming of personality is based on spiritual traditions that allow becoming unresponsive to external negative influence contributing to the accumulation of positive moral values. The psychological solvency of the individual cannot be separated from morality, successful adaptation in the social system, the realization of personal potential, the ability to withstand conflict situations and successful interaction in the system of public communications. Personality can exist harmoniously only in the surrounding social environment becoming possible to realize a personal potential that includes both a cognitive and an activity component. Developing in society, a person forms his acmeological resource, which can be aimed at self-realization, integration or preservation of his own autonomy.

Текст научной работы на тему «Когнитивная концепция формирования акмеологических ресурсов молодежи: к вопросу об интеллекте»

Platonov Sergey Gennadevich, Kovlakas Elena Fedorovna COGNITIVE CONCEPT OF FORMING THE ACMEOLOGICAL .

pedagogical sciences

УДК 378.146

КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ МОЛОДЕЖИ: К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ

© 2017

Платонов Сергей Геннадьевич, доцент кафедры «Кораблевождения и применения средств радиосвязи» Ковлакас Елена Федоровна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры «Профессиональная педагогика, психология и культурология», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (353907, Россия, Новороссийск, ул. Анапское шоссе, 64, кв.73, e-mail: amica.2013@mail.ru)

Аннотация. Современный этап развития общества характеризуется вступлением России на путь духовного возрождения, который сопровождается повышенным вниманием к традициям народа, к нравственной зрелости личности, к уровню реализации ее морально-этических норм, к соблюдению и признанию правовых требований. Формирование личности, основанное на духовных традициях, позволяет ей стать невосприимчивой к внешнему негативному влиянию способствует накоплению положительных моральных ценностей. Психологическая состоятельность личности не может быть отделимой от нравственности, от успешной адаптации в общественной системе, реализации личностного потенциала, умения противостоять конфликтным ситуациям и успешного взаимодействия в системе общественной коммуникаций. Личность может гармонично существовать в окружающей общественной среде только тогда, когда становится возможным реализация личностного потенциала, который включает в себя как когнитивную, так и деятельностную составляющую. Развиваясь в обществе, личность формирует свой акмеологический ресурс, который может быть направлен на самореализацию, интеграцию или сохранение собственной автономии.

Ключевые слова: акмеологический ресурс, интеллект, психолого-интеллектуальное развитие, субъективность, психосоциальность, экзистенциональность, адаптация, практический интеллект, культурно-генетическая память, врожденный интеллект

COGNITIVE CONCEPT OF FORMING THE ACMEOLOGICAL RESOURCES OF YOUTH:

TO THE QUESTION OF THE INTELLECT

© 2017

Platonov Sergey Gennadevich, senior lecturer of the Department «Of navigation and use of radio communication» Kovlakas Elena Fedorovna, professor lecturer of Cultural Science Department, candidate of the Philological Sciences

Admiral Ushakov Maritime State University (353907, Russia, Novorossiysk, st. Anapskoye Highway, 64, e-mail: amica.2013@mail.ru)

Abstract. The modern stage developing of society is characterized by Russia's accession to the path of spiritual revival, which is accompanied by a heightened attention to the traditions of the people, accession to the moral maturity of the individual, accession to the level of implementation of its moral and ethical norms, to compliance and recognition of legal requirements. Forming of personality is based on spiritual traditions that allow becoming unresponsive to external negative influence contributing to the accumulation of positive moral values. The psychological solvency of the individual cannot be separated from morality, successful adaptation in the social system, the realization of personal potential, the ability to withstand conflict situations and successful interaction in the system of public communications. Personality can exist harmoniously only in the surrounding social environment becoming possible to realize a personal potential that includes both a cognitive and an activity component. Developing in society, a person forms his acmeological resource, which can be aimed at self-realization, integration or preservation of his own autonomy.

Keywords: akmeologichesky resource, intelligence, psikhologo-intellectual development, subjectivity, psychosociality, ekzistentsionalnost, adaptation, practical intelligence, cultural and genetic memory, congenital intelligence

Формирование акмеологического ресурса личности можно рассматривать как одну из предпосылок духовного возрождения России. Формирование акмеологического ресурса будет эффективным, если будет целостным образованием [1]:

- акмеологический ресурс следует рассматривать как явление личностью обусловленное, характеризующиеся целостным, эмоциональным, релятивным, деятельност-ным аспектами, сохраняя культурный и толерантный уровни;

- акмеологический ресурс включает в себя условия реализации психолого-интеллектуального развития личности: интеллектуальный (уровень развития интеллекта и мышления), адаптационный (уровень приспособленности к жизненным обстоятельствам), антропометрический (реализация и включенность в общественные отношения), феноменологический (ценностные предпочтения личности);

- акмеологический ресурс обеспечивает возможность качественных преобразований личности: самоограничения, ценностно-смысловую ориентацию, адекватность в восприятии жизненных обстоятельств).

Исследованиям акмеологического ресурса личности посвящены труды Б.Г. Ананьева [2], А.А.Деркача [3], В.М.Розина [4], концепции адаптации личности в социальной среде посвящены работы Ж.М. Глозмана [5], Т.В. Снигиревой [6] и др.

На базе военного факультета «Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»

г.Новороссийска проводились исследования базовых составляющих личности: уровня интеллекта и мышления. Следует учитывать, что тесты на интеллект определяют не любое проявление индивидуальных качеств, а способность к познавательным процессам. Психодиагностика интеллекта явилась первым этапом в общем исследовании акмеологического ресурса.

Акмеологические ресурсы отечественными психологами рассматриваются как потенциальные резервы, как источники успешной адаптации в системе общественных коммуникаций

Формирование акмеологических ресурсов базируется на следующих принципах. Репрезентация феномена личности, его структуры и внутренней организации реализуется в принцип моделирования целостной системы, деятельностных установок, межличностной компетенции личности. Сложность обусловленности и реализации этого принципа мотивируется вариативностью, альтернативностью акмеологического ресурса. Из принципа моделирования вытекает принцип альтернативы акмеологического ресурса, который проявляется в индивидуальности, а не абсолютной фиксированно-сти и данности потенциала личности. Резервы личности могут проявляться как в способностях к определенному виду деятельности (уровень интеллекта), так и в накопленном жизненном опыте (уровень мышления). Альтернативность акмеологических ресурсов следует понимать как взаимозависимость, взаимодополняемость личностных качеств в зависимости от условий социаль-

педагогические науки

Платонов Сергей Геннадьевич, Ковлакас Елена Федоровна КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ...

ной среды и уровня общественных коммуникаций.

Принцип субъективности в оценке акмеологических ресурсов предполагает вариативность поведения личности, включая как личностную зависимость, так и самостоятельность. Именно в субъективности личности, ее потреблении и созидании реализуются человеческие качества, согласующиеся с интересами и потребностями личности, ценностями и жизненными приоритетами, во взаимодействии с социальной средой. Акмеологический ресурс раскрывает психосоциальную сущность личности.

Из принципа субъективности следует принцип психосоциальности, который позволяет перенести рассмотрение акмеологического ресурса в социально-психологическую плоскость. Акмеологический ресурс представляет собой совокупность как индивидуальных, так и социообусловленных качеств, во взаимодействии которых формируется личность, её устойчивость, целостность и умение противостоять внешнему воздействию. Психосоциальность является важнейшим условием формирования акмеологического ресурса личности как совокупности индивидуальных и социальных качеств, служит средой их проявления.

Можно выделить принцип экзистенциональности, который предполагает изучение формирования акмео-логического ресурса в диалектическом развитии:

Исследуя сложные процессы мыслительной деятельности, следует акцентировать внимание на синергетиче-ском принципе, в основе которого лежит изучение самоорганизующихся функциональных структур. Если на самоорганизующуюся систему накладываются внешние факторы (в нашем случае - это учебный процесс), может произойти изменение управляющего параметра (интеллекта), и система перейдет в новое состояние. Учебный процесс следует рассматривать как неравновесный, т.к. он неодинаково воздействует на студентов с разным уровнем интеллекта.

Существенный вклад в понимание интеллекта как наследственного фактора внес Ф.Гальтон [7] в конце XIX века. Первые тесты на интеллект были разработаны А. Бине [8], Дж. Кеттеллом [9], Л.Терменом [10] под влияние теории Гальтона, т.е. интеллект - это способность мало подвергающаяся развитию Интеллект как способность к абстрагированию, так называемый «практический интеллект» получил обоснование в трудах Л. Термена, Р.Торндайка [11]. Большое распространение получили теории, которые позиционируют интеллект как способность к адаптации к новым условиям жизни, интеллект как целостная реакция на мир. Такая концепция была реализованан в работах Р.Пинтера [12,13], Л.Терстоуна и Ж.Пиаже [14] и т.д.

Исследователи интеллекта, например, Чейз и Саймон [15], неоднократно подчеркивали значение накопленной информации для формирования необходимого уровня компетенций. Т.е. перед изучением новой дисциплины, не исключено, что и перед началом преподавания дисциплин («Отечественная история», «Русский язык и культура речи», «Физика» и др.), базирующихся на «фоновых знаниях», следует провести тестирование на предмет выявления базового уровня имеющейся у студентов информации. Сразу оговоримся, баллы ЕГЭ не являются для педагога исходной информацией и не относятся к внутридисциплинарному тестированию.

В нашем исследовании предпринята попытка исследовать изменение уровня интеллекта в процессе обучения на основе базовых тестов, определяющих уровень общего развития. Изучение отдельных дисциплин формирует «глубину знаний», учебный процесс в ВУЗе расширяет кругозор и нацелен на формирование групп компетенций как общекультурных, так и профессиональных. Сам обучаемый выступает в роли эмпирического объекта, включенного в процесс обучения с возможностью измерения его результатов.

Психологическое измерение интеллекта отличается

от тестов на «глубину знания», по проверке «остаточных знаний», «итогового тестирования». Психологический тест на интеллект - это тест, определяющий способности к мыслительной деятельности, которая оказывает влияние на успешность, эффективность процесса обучения.

На результаты тестирования оказывают влияние (и это следует учитывать при анализе результатов), во-первых, так называемый «психологический фактор»: эмоциональное и физиологическое состояние испытуемого; во-вторых, каждое измерение влечет за собой отклонение от желаемой шкалы; и в-третьих, точность измерения зависит от субъективных факторов гораздо больше, чем от объективных. Например, желание самого тестируемого получить объективные результаты и участвовать в измерении собственных способностей. Ведь если тестирование в процессе обучения - это обязательный фактор, то измерение уровня интеллекта - сугубо добровольный. И лишь личная заинтересованность тестируемых даст достоверный результат.

Среди исследователей интеллекта не поставлена точка в решении вопроса о природе человеческого интеллекта, от чего зависит реализация высших психических функций: воспитания, образования, жизненного опыта или являются врожденным качеством.

Одна точка зрения, поддерживаемая многочисленными исследованиями, доказывает формирующую роль образования в процессе формирования личности и умственных способностей. Молодой человек, желая получить признание в обществе, самореализоваться, должен много учиться, постоянно совершенствуя свои компетенции.

Вторая, менее распространённая точка зрения заключается в том, что умственные способности предопределены от рождения, а в процессе обучения подвергаются незначительной корреляции. Согласно авторитетному мнению Сирила Берта [16], люди в социальной иерархии общества должны занимать место в зависимости от коэффициента ^ (вспомним теорию идеальной организации общества Платона, где высшее место в обществе занимают мудрецы- люди, обладающие высшим уровнем умственной организации).

Согласно нашей концепции, люди с рождения обладают умениями, т.е. способностями выполнять ту или иную операцию наилучшим образом, и врожденным объемом информации (культурно-генетической памятью). Но для совершенствования умений и расширения объема информации необходим планомерный образовательный процесс, куда входит и самообразование, т.е. интеллект можно рассматривать в развитии и с учетом врожденных способностей.

За первоначальный уровень мы принимаем коэффициент ^ на втором году обучения. Следующая переменная получена нами в результате исследования через два года обучения. Выбранный нами второй год обучения в университете соответствует первому году обучения на военном факультете, на базе которого и проводилось настоящее исследование. Четвертый год обучения характеризуется повышенной интенсивностью: вводятся предметы новые для обучающихся и основополагающие для приобретения профессиональных компетенции.

«Врожденный интеллект» в процессе тестирования вряд ли подлежит определению, т.к. курсанты второго курса уже прошли этапы обучения в семье, школе или других образовательных учреждениях. Тем не менее, уровень ^ второкурсников примем за «начальный» или «врожденный» интеллект, на который будет накладываться сетка учебного процесса.

В тестировании принимали участие 207 человек (85,5%) из 242 курсантов второго курса 2013-2014 учебного года. В 2015-2016 году - это уже курсанты 4 курса в количестве 111 (66,5%) человек из 167 обучающихся. Выбираем 4 основных показателя интеллекта:

- сниженная норма - уровень Ю 80-89;

Platonov Sergey Gennadevich, Kovlakas Elena Fedorovna pedagogical

COGNITIVE CONCEPT OF FORMING THE ACMEOLOGICAL ... sciences

- средняя норма - 90-109;

- нормальный уровень - 110-119;

- высокий - 120-129.

Все испытуемые были разделены на четыре уровня в соответствии с показателями развития интеллекта.

Результаты исследования отражены в диаграммах (рис.1,2)

Обучающиеся на втором курсе показали в большей степени (58,5%) средний уровень развития интеллекта и 20,4% - высокий уровень. В ходе исследования наблюдения за выполнением заданий дали возможность судить о степени сформированности внутренних когнитивных структур. Например, часть курсантов тщательно изучали каждое задание, всесторонне анализировали ответы, не забывая о лимите времени. Другие выполняли задания быстро, не задерживаясь на отдельных моментах. Но скорость выполнения тестов не отражает уровень интеллекта. Это лишь частные наблюдения.

пограничный уровень

■ сниженная норма

■ средний уровень

■ "хорошая" норма

■ высокий уровень

Рисунок 1 - Измерение уровня интеллекта (2013-

■ сниженная норма

■ средний уровень

■ "хорошая" норма

■ высокийуровень

Рисунок 2 - Измерение уровня интеллекта (20152016)

Тестирование, проведенное на четвертом году обучения (2015-2016 гг.) среди этих же курсантов, дало следующие результаты, отраженные на рисунке 2. Количество человек с «высоким» и «хорошим» уровнями интеллекта уменьшилось:

- высокий уровень в 2015 году - 3,3 %, в 2013 году - 20,4%;

- хороший (нормальный) уровень в 2015 году - 28,3 %, в 2013 - 35,4 %

Зато количество курсантов, показавших базовый («средний») уровень увеличилось в 2015 году до 67,4%, в 2013 году этот показатель составлял 58,5%.

Дисперсия (Б), которая в 2013 году равнялась 79,2, в 2015 году резко снизилась до показателя 35,6 (таб. 1), т.е. наблюдаем «усреднение» уровня интеллекта

Таблица 1- Сравнение показателей дисперсии

Курс Учебный год Среднее D

2 2013-14 106,5 79,2

4 2015-16 107,3 35,8

Средний показатель интеллекта остается достаточно высоким: в 2013 году - 106,7, в 2015 году - 107,3.

Учебно-воспитательный процесс в ВУЗе, как нам по-

казали результаты тестирования, направлен не на общее развитие личности, а на подготовку курсантов к выполнению профессиональных функций специалистов. В этом заключается компетентностный подход, который отвечает задачам современного развития государства и помогает построению нового общества.

В системе образования практикуют два пути к развитию умственных способностей: применение активных форм обучения и удлинении образовательного процесса. Современная система дифференциации (ранжирования) знаний максимально облегчила путь в высшие учебные заведения, а система платного образования сделала этот путь возможным для большого числа вчерашних абитуриентов. Негативные последствия диспропорции в формировании контингента обучающихся в ВУЗе выразились в следующем: обесценивание дипломов о высшем образовании; разрыв в уровнях образования (большое количество людей или с высшим образованием, или имеющих только обязательное среднее образование); нарушение баланса между выпускаемыми специалистами и потребностями в них в обществе; и, самое главное, наличие диплома о высшем образовании - это не показатель квалифицированного специалиста.

В анализе результатов интеллекта мы опираемся на два подхода в определении интеллекта. Во-первых, теория Р.Кеттелла о двух видах интеллекта: «текущий» или «врожденный» и «кристаллизованный», зависящий от влияния среды (в нашем случае - учебного процесса). Во-вторых, точка зрения М.А. Холодной [16], согласно которой интеллект репрезентируется в умственный опыт, заключенный в триаду: ментальные структуры (психические образования) - ментальное пространство (расширение знания) - внешняя среда (поле силового воздействия: в нашем случае - учебный процесс).

Специфика формирования акмеологических ресурсов проявляется в их «серединном» факторе: как «максиму», так и «минимум» представляется нежелательным. Данные, полученные в результате тестирования, говорят о стабильном уровне сформированности интеллекта. Причем, следует отметить, что средний показатель 107, 4 близок к верхней границе, близок к «хорошему» уровню, нижняя граница которого - 110. Интеллект является базой для развития способностей и умений, для формирования практического опыта. Такое «стремление» интеллекта к умеренности демонстрирует «приращение» качества: в нашем случае, в ходе учебного процесса происходит «приращение» компетенций как универсальных, так и профессиональных.

Следующим этапом исследования будет определение акмеологических инвариантов профессиональной сфор-мированности личности. Значение акмеологической составляющей стороны компететности находит развитие в работах Д.Равена [17, 18, 19], который утверждает, что следует делать акцент не на формировании профессиональных компетенций, а на воспитании личности профессионала, т. е. специалиста, понимающего ценность общественно значимых установок, способного контролировать и осуществлять на высоком уровне деятельность, легко вступающего в процесс адаптации в меняющей социальной среде, готового решать сложные вопросы и т.д.

Акмеологический ресурс - это те базовые составляющие, на формирование которых должен быть направлен учебный процесс. Воспитание молодежи одинаково высокого уровня образования, сформированности профессиональных компетенций и универсальных личностных характеристик - основная задача международных образовательных стндартов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980.

3. Розин В.М., Розин М.В. О психологии и не только

2014)

педагогические науки

о ней // Знание-сила. 1993. № 4

4. Розин В.М. Проблема профессиональнорй ответственности в практичекой психологии //available at:http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/ rozin_v._m._53_64_11_74_2007.pdf

5. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. -1989. - № 2. - С.27—35.

7. Гальтон Ф. Психометрический эксперимент. -Мозг. - 1879 - №.2 - с.148-154.

8. Бине А. Введение в экспериментальную психологию. СПб., 1903.

9. Кетелл Дж. Интеллектуальные тесты и их измерения. М., 1990.

10. Термен Л. Предварительное исследование психологии лидерства // Педагогика. 1904, p.413-451.

11. Торндайк Э. Разведка и ее использование // Журнал Харпера. 140. 1920. P. 227-235.

12. Пинтер Р. Сравнение интересов, способностей и отношений. Психология, 1933, 27, 351-7.

13. Пинтер Р., Форлано Дж. Доминирующие интересы и особенности индивидуальности. Психология Генерала J., 1939, 21, 251-60.

14. Пиаже Ж. Изб. Психол. Труды. М.: Просвещение, 1969/

15. Практический интеллект / Под ред. Стернберга Р. СПБ: Питер, 2002. 272с.

16. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Равен Дж. Изучение Наших Человеческих ресурсов. Собранные Оригинальные Ресурсы в Образовании, 4. № 2. 1980. с.5, глоссарий.

18. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть I (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 274-293.

19. Равен Д. Компетентность, образование, профессиональное развитие, психология и социокибернетика // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 170-204.

Статья поступила в редакцию 26.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

Платонов Сергей Геннадьевич, Ковлакас Елена Федоровна КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.