Научная статья на тему 'Акмеологический подход к диагностике кадров морских профессий'

Акмеологический подход к диагностике кадров морских профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ACMEOLOGICAL APPROACH / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHODIAGNOSTICS / ИНТЕЛЛЕКТ / ОБУЧАЕМОСТЬ / LEARNING ABILITY / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / MENTAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонов Сергей Геннадьевич, Ковлакас Елена Федоровна

Современный этап развития общества характеризуется вступлением России на путь духовного возрождения, который сопровождается повышенным вниманием к традициям народа, нравственной зрелости личности, уровню реализации ее морально-этических норм, соблюдению и признанию правовых требований. Акмеологическая концепция направлена на поиск оптимальных характеристик уровня развития профессиональных и личностных качеств человека. Методы психодиагностики, их критерии оценки акмеологического уровня профессиональных и личностных качеств могут служить базисом для формирования целостных представлений о курсантах морских специальностей на основе экспериментально-теоретического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонов Сергей Геннадьевич, Ковлакас Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL APPROACH TO MARINE STAFF DIAGNOSTICS

The modern stage of society development features the entry of Russia to the path of spiritual rebirth accompanied by the increased attention to the traditions of people, moral maturity of a person, implementation level of one’s moral and ethical standards, recognition and compliance with legal requirements. The acmeological concept is aimed at finding the optimal characteristics of the development level of professional and personal qualities of a man. Psychodiagnostic methods, their evaluation criteria of the acmeological level of professional and personal qualities can serve as a basis for the formation of a holistic view of marine specialty cadets on the basis of an experimental and theoretical analysis.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к диагностике кадров морских профессий»

ков региона, в социальном протесте выступали более сплоченным, единым и массовым фронтом, а их про-тестные действия отличались большей интенсивностью.

Причина локальности и меньшей интенсивности социального протеста медиков Приангарья, по сравнению с образовательной сферой региона, видится в профессиональной специфике работников здравоохранения, от деятельности которых часто зависит жизнь человека.

Но у данной ситуации имеется и обратная сторона, которая заключается в том, что локальные про-тестные действия в сфере здравоохранения Иркутской области в конце ХХ в. были более радикальными, по сравнению с действиями протестного характера в образовательной сфере Приангарья того же периода.

Сегодня социальный протест в России в целом, и в Иркутской области в частности, не потерял своей актуальности и принимает все новые формы. К тому же введение против России санкций и нестабильная

экономическая ситуация в стране еще больше обострили проблемы в обществе. Автор ни в коей мере не претендует на исчерпывающее освещение истории отраслевых региональных протестных действий, но выражает надежду, что выводы данного исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для деятельности региональных и общероссийских отраслевых профсоюзных организаций работников образования и здравоохранения, органов законодательной и исполнительной власти, социальной защиты, органов образования и здравоохранения как России в целом, так и Иркутской области в частности, по регулированию трудовых отношений, разработке региональной социальной политики, а также по разработке комплекса мер для профилактики и уменьшения социальной напряженности, то есть по достижению социально-экономической стабильности в обществе.

Статья поступила 10.08.2015 г.

Библиографический список

1. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 127. Оп. 126. Д. 46.

2. Кичатинов Л. Баобаб в горшке не вырастишь // Восточно -Сибирская правда. 1989. 14 февраля.

3. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 274.

4. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 291.

5. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 325.

6. Кацва А.М. Массовый протест в социально-трудовой сфере. Коллективные действия наемных работников в современной России: истоки, проблемы и особенности. М.; СПб.: Летний сад, 2002.

7. Российский профсоюз работников народного образования и науки: становление, социальные проблемы и коллективные действия: проблем.-темат. сб. М.: Рохос, 2002.

8. Основные тенденции развития рынка труда в Иркутской области : стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2006.

9. Осмачько С.Г. Политическое и социально-экономическое развитие СССР, РФ (1985-1999 гг.). Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2003.

10. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 325.

11. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 365.

УДК 378.146

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ КАДРОВ МОРСКИХ ПРОФЕССИЙ

_ Л о

© С.Г. Платонов1, Е.Ф. Ковлакас2

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353908, Россия, г. Новороссийск, пр. Ленина, 89.

Современный этап развития общества характеризуется вступлением России на путь духовного возрождения, который сопровождается повышенным вниманием к традициям народа, нравственной зрелости личности, уровню реализации ее морально-этических норм, соблюдению и признанию правовых требований. Акмеологическая концепция направлена на поиск оптимальных характеристик уровня развития профессиональных и личностных качеств человека. Методы психодиагностики, их критерии оценки акмеологического уровня профессиональных и личностных качеств могут служить базисом для формирования целостных представлений о курсантах морских специальностей на основе экспериментально-теоретического анализа.

Ключевые слова: акмеологический подход; психодиагностика; интеллект; обучаемость; профессионализм.

ACMEOLOGICAL APPROACH TO MARINE STAFF DIAGNOSTICS S.G. Platonov, E.F. Kovlakas

Admiral Ushakov State Maritime University, 89 Lenin Pr., Novorossiysk, 353908, Russia.

1Платонов Сергей Геннадьевич, доцент кафедры кораблевождения и применения средств радиосвязи, тел.: 89034598813, e-mail: dedplatonov56@yandex.ru

Platonov Sergey, Associate Professor of the Department of Navigation and Use of Radio Communication, tel.: 8(903)4598813, е-mail: dedplatonov56@yandex.ru

2Ковлакас Елена Федоровна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии, тел.: 89180566952, e-mail: amica.2013@mail.ru

Kovlakas Elena, Candidate of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Professional Pedagogics, Psychology and History of Culture, tel.: 8(918)0566952, е-mail: amica1969@mail.ru

The modern stage of society development features the entry of Russia to the path of spiritual rebirth accompanied by the increased attention to the traditions of people, moral maturity of a person, implementation level of one's moral and ethical standards, recognition and compliance with legal requirements. The acmeological concept is aimed at finding the optimal characteristics of the development level of professional and personal qualities of a man. Psychodiagnostic methods, their evaluation criteria of the acmeological level of professional and personal qualities can serve as a basis for the formation of a holistic view of marine specialty cadets on the basis of an experimental and theoretical analysis. Keywords: acmeological approach; psychodiagnostics; mental capacity; learning ability; professionalism.

Государственный морской университет (ГМУ) имени адмирала Ф.Ф. Ушакова является сегодня крупнейшим учебным заведением водного транспорта и единственным вузом на юге России, выпускающим морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов. ГМУ - известный вуз отрасли водного транспорта, основное направление его деятельности - подготовка высококлассных специалистов в области судовождения, экономики, морского права.

Поскольку успеваемость - один из основных показателей качества профессиональной подготовленности, необходимо выяснить способности каждого из курсантов к освоению изучаемых дисциплин, учитывая также, что со второго курса они проходят дополнительное обучение на военном факультете. В целях определения типа мышления и уровня развития интеллекта (или Ю) - базисных составляющих профессионального обучения, были проведены экспериментальные исследования, в основу которых была положена акмеологическая концепция диагностики, так как именно данная диагностика позволяет рассматривать профессионально-личностные качества человека как целостную, динамично развивающуюся систему человеко-связей и отношений.

Акмеологическая концепция диагностики профессиональных навыков и умений позволяет:

1) рассматривать человека и его деятельность как двух равноправных и взаимосвязанных объекта посредством определения, в чем заключается их взаимозависимость. Правильно выбранная профессиональная деятельность может стать средством раскрытия личностного потенциала человека, средством достижения эффективной реализации его профессиональных навыков и умений. Внешние условия и внутренние отношения «человек/деятельность» реализуются в пространственно-временном континууме профессионализации субъекта (курсанта) до уровня Специалиста поэтапно: в процессе воспитания, обучения и практической деятельности. Поэтому диагностика может быть представлена в виде восходящей спирали интеллектуального и профессионального развития;

2) использовать новый подход к разработке собственно акмеологических методов исследования формирования профессиональных качеств в синхроническом и диахроническом срезе;

3) выделить первичный анализ (явление синхронии) и вторичное оценивание (явление диахронии). Например, исследование уровня интеллекта на втором курсе обучения дает возможность оценить способности к обучению, а на третьем, четвертом курсах

- объяснение развитию интеллекта по восходящей или нисходящей линии, является ли этот процесс закономерностью и прогнозировать его влияние на формирование профессиональных качеств.

Акмеологический подход к диагностике типа мышления и уровня интеллекта морских офицеров может быть использован как преддиагоностика качества подготовки к профессиональной деятельности, которая непосредственно связана с человеческим фактором и реализуется в виде психографических и акмеографи-ческих моделей. Акмеодиагностика не является собственно психологическим измерением, поскольку не только фиксирует признаки (профессионально-личностные качества), но и предполагает выявление условий для их проявления и дальнейшей реализации.

Профессиональная деятельность курсантов морских специальностей отличается психологической спецификой отрасли, в которой будут работать молодые люди. Заложенные и развитые в процессе обучения характеристики мышления и интеллекта могут преобразовываться в параметрическую систему оценки будущего судоводителя или судомеханика, способных увидеть и оценить динамику развития свою, индивида, группы (коллектива), их способность реализоваться в профессии, выявить точки бифуркации, влияющие на практическую деятельность. Акмеодиагностика может использоваться для обоснования возрастных профессиональных кризисов личности. По отношению к курсантам морских специальностей на первый план выдвигается понятие «идентификационные требования профессии». Акмеодиагностика позволяет прогнозировать способности к идентификации себя и будущей профессии. Исследования мышления и интеллекта могут служить первым этапом диагностики взаимозависимости системы «человек - общество - профессия».

Важнейшими факторами, влияющими на профессиональную деятельность курсантов морских специальностей, является специфика межличностных отношений и способ организации пространства (вероятность длительное время ограничиваться пределами судна). Важным здесь является не только выявление и оценка уровней мышления и интеллекта, но и прогнозирование возможного ролевого (социоролевого) поведения как результата развития профессионально-личностных качеств. Поэтому акмеологический подход в психодиагностике может стать механизмом подбора кадров для работы на судах в соответствии с особенностями взаимоотношений в профессиональных коллективах с особыми условиями труда.

На этапе обучения в морском университете диа-

гностике подвергаются обучаемость и мотивация к выбранной профессии. На фоне трудоустройства, включая и практику во время обучения, диагностируется профпригодность молодого человека к выбранной специальности. На этапе окончания учебного заведения оцениваются степень профессионализма, способность выстраивать отношения в трудовых коллективах и степень адаптации к внешним условиям профессии. Уровень развития интеллекта и мышления влияют на решение мыслительных задач для принятия необходимых решений.

Восхождение к «акме» должно осуществляться на протяжении всей трудовой деятельности, поэтому разработка методических принципов в рамках «человеческого знания» предполагает комплексное, целенаправленное изучение человека на всех этапах его профессиональной деятельности. Объективным показателем «акме» могут считаться показатели процесса обучения (успеваемость), творческий подход к обучению, уровень рефлексии на возникающие трудности, рост удовлетворенности полученными знаниями и как результат - удовлетворенность правильностью выбора профессии.

Таким образом, предметно-объектный континуум проведенного исследования сводится к построению целостной развивающейся во времени акмеодиагно-стической системы, элементами которой являются:

- оценка базисных составляющих профессионального обучения курсантов: определение типа мышления и уровня интеллекта;

- диагностика психологического здоровья личности;

- прогнозирование адекватного подхода к решению жизненных проблем и преодолению препятствий;

- выявление навыков и умений в организации профессионального пространства (взаимоотношения в коллективе, навыки практической деятельности).

Первым этапом акмеодиагностики курсантов ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова является исследование базисных составляющих профессионально ориентированного обучения: определение типа мышления и уровня интеллекта.

В разных странах стало традиционным конструировать методы измерения психологических и психофизических способностей людей. Тесты «на интеллект» относятся к особому классу тестов, цель которых - измерение уровня когнитивного развития, необходимого для решения стратегических и тактических задач. Под интеллектом следует понимать не всякое проявление индивидуальных качеств, а способность к выполнению познавательных действий, к которым относится прежде всего мышление.

Тест на определение типа мышления прошли 642 курсанта. Каждому испытуемому была выдана адаптированная анкета, содержащая 40 вопросов, каждый из которых включал три пронумерованных утверждения. В графе «ответ» курсанты проставляли соответствующий номер. Разделение проходило по шкалам: «логический анализ» (цифра 1), «интуиция» (цифра 2), «логика и интуиция совместно» (цифра 3). По окончанию анкетирования подсчитывалось количество

баллов по каждой из шкал с учетом, что за совпадение ответа с утверждением присваивается один балл. Контрольной цифрой для каждой из шкал являлась цифра 17.

В качестве интерпретации результатов использовались следующие определения:

- логическим типом мышления обладают люди, способные активно решать поставленные задачи, опираясь на словесно-логический опыт, к интуиции прибегают крайне редко;

- люди с интуитивным типом мышления предпочитают решать поставленные задачи, опираясь исключительно на интуицию;

- люди, обладающие совмещенным типом мышления, используют в практической деятельности и логику, и интуицию одновременно, не испытывая рассогласованности в действиях (сомнений);

- смешанный тип мышления позволяет людям решать стоящие задачи либо логически, либо интуитивно, что дает возможность сознательно менять стратегию в зависимости от ситуации.

Результаты теста на определение типа мышления курсантов морских специальностей по курсам (в процентах) представлены на соответствующих диаграммах (рис. 1, 2).

Знание типа мышления помогает и самому испытуемому, и окружающим его людям найти подход к человеку, спрогнозировать стратегию поведения в той или иной ситуации и определить тактику общения с таким человеком. Тип мышления, отражая способы переработки информации, определяет стиль практической деятельности и профессиональную направленность.

Для определения уровня интеллекта курсантов второго курса был использован тест, предложенный Р. Кэттелом [1], цель которого заключается в измерении уровня интеллекта, «свободного от влияния культуры». Данная методика позволяет оценивать врожденный интеллект, на который в меньшей степени может оказывать влияние культурная сфера, одним из компонентов которой является образование.

Тест Р.Б. Кеттела состоит из двух частей, в каждую из которых входят четыре субтеста, регламентированные по времени. Таким образом, курсанты отвечали на 92 вопроса в течение 92 минут, за каждый правильный ответ курсант набирал один балл. После этого по возрастным таблицам количество набранных баллов пересчитывалось в единицы Ю (коэффициент интеллектуального развития).

Для определения уровня интеллекта курсантов третьего и четвертого курсов была использована полная версия теста Р. Амхауэра [2], который позволяет оценить уровень интеллекта в широком возрастном диапазоне - от 13 лет (возраст взросления) до 61 года. Именно этот тест предназначен для профессиональной диагностики. Основное положение концепции Р. Амхауэра, которое было положено в основу разработанной методики, состоит в следующем: интеллект является частью взаимосвязанной системы в структуре личности; интеллект - волевая и эмоциональная сферы личности.

100

90

80

70

и 1-I 60

01 50

J

о

о. с 40

30

20

10

0

28'k

3,1

1 курс-97 курсантов

41

16,2

50,9

24,2

2 курс-117 3 курс - 165 курсантов курсантов

55,5

11

32,1

57,6

15,2

3,9

4 курс-171 5 курс-92 курсант курсанта

Алогический 5 интуитивный НЕ совмещённый £ смешанный

Рис. 1. Процентное отношение количества курсантов по типу мышления по соответствующим курсам обучения

70

60

50

¡¡2 40 г 01 J

о

В 30

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

52,5

14,0

42,2

27,0

Алогический В интуитивный □ совмещённый В смешанный

180403 Эксплуатация судовых энергетических установок

180402 Судоводители

Рис. 2. Процентное отношение количества курсантов по типу мышления по специальностям «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок»

Каждый из девяти субтестов дает возможность измерить выполняемые функции интеллекта: способности к индукции, абстрагированию, анализу по аналогии, пространственному мышлению, обобщению, математическому мышлению, а также позволяет находить числовые аналогии и измерять резервы памяти. Всего каждому курсанту было предложено 176 заданий, на выполнение которых выделялось 72 минуты.

При подсчете результатов диагностики (при подсчете «сырых оценок» за каждый правильный ответ давался один балл, за правильный ответ в четвертом субтесте - два балла) каждый курсант имел численное значение Ю. Интерпретация показателей проводилась по методике Д. Векслера [3], популярность

которой объясняется прежде всего тем, что можно проследить изменение интеллекта на протяжении всей жизни человека.

Таким образом, каждый курсант имел численное значение Ю. При показателе Ю 130 и выше уровень интеллекта определялся как высокий; 120-129 - достаточно высокий; 110-119 - «хорошая» норма; 90109 - средний уровень. Показатели ниже 90 расценивались как минимальные для получения профессиональных знаний и умений.

По результатам тестирования были построены диаграммы уровня интеллекта в относительных единицах (рис. 3, 4).

0

80 70 60 50 40 30 20 10 0

58,5

0,68

3,4

35,37

2,04

74,2

0 0

24,8

76,6

0 1,3

■ пограничным уровень

■ сниженная норма III средний уровень Я "хорошая" норма

22,1 & высокий уровень

2 курс

3 курс

4 курс

Рис. 3. Процентное отношение количества курсантов по уровню интеллекта на соответствующих курсах обучения

0.08 0.06 0.04 0.02 0

0.1 0.08 0.06 0.04 0.02 0

К4

0.1 0.08 0.06 0.04 0.02 0

70 80 90 100 110 120 130 x2

1 00 x3

80 100 120 x4

Рис. 4. Гистограммы статистических рядов 2-го, 3-го, 4-го курсов соответственно

(отсчет слева направо)

Числовые характеристики Ю каждого курсанта

Курс m а M Me Sk Ex

Второй 106,5 8,9 111 107 -0,99 1,54

Третий 105,6 5,02 107 107 -0,44 0,04

Четвертый 104,2 6,13 103 103 -0,23 -0,02

0

0

3

2

80

20

Значения Ю каждого курсанта образуют простую статистическую совокупность, поэтому данный статистический материал был подвергнут дополнительной обработке методами математической статистики.

По каждому курсу было проведено достаточно опытов, чтобы на основании центральной предельной теоремы теории вероятности выдвинуть гипотезу о том, что плотность вероятности величины X (значение Ю каждого курсанта) распределена по нормальному закону. Для проверки данной гипотезы рассчитывался статистический ряд величины X и строились гистограммы, затем определялись числовые характеристики: среднее статистическое значение случайной величины, т; дисперсия, D(X); среднеквадратическое отклонение, а; мода, М; медиана, Ме, а также моменты нормального распределения: асимметрия, Sk; эксцесс, Ех (таблица).

Таким образом, осуществлен анализ базисных показателей профессионального обучения курсантов, на основании которого можно сделать вывод, что практически все курсанты способны освоить преподаваемые

дисциплины с хорошей успеваемостью.

Следует отметить, что в ходе исследования и оценки результатов авторы столкнулись с проблемой объективности акмеологической диагностики, которая заключается в соотношении результатов тестирования с прогностической моделью. На адекватность ак-меологического исследования влияют субъективные факторы: группа; условия, в которых проходит тестирование; эмоциональный настрой испытуемого и др.

Первый этап акмеодиагностики следует рассматривать как возможность определения перспектив становления курсанта-профессионала, его способность к получению, аккумуляции и трансляции знаний, получаемых в процессе обучении. Диагностика типа мышления и уровня интеллекта в акмеологическом подходе репрезентирует начальную информацию для коррекции способностей курсантов, что может дать прогрессивное ускорение для образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности.

Статья поступила 24.07.2015 г.

Библиографический список

1. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно свободный тест Библиотека Гумер - психология. URL: http://www.gu-интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию). mer.info/bibliotek_Buks/Psihol/godfr/intro.php (10.08.2015). СПб.: Иматон, 1996. 17 с. 3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.:

2. Годфруа Ж. Что такое психология [Электронный ресурс] // Питер, 2003. 560 с.

УДК 81.282.3

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ УЗКОСПЕЦИАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

© С.Ю. Позднякова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В процессе опытно-экспериментальной работы доказана необходимость внедрения в учебный процесс созданной версии учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов. Установлено, что смоделированный учебный словарь-минимум определяет успешное усвоение соответствующего набора знаний, которые маркируют фрагменты профессиональной картины мира и способствуют ее целостному образованию. Ключевые слова: учебный словарь-минимум; узкоспециальные авиационные термины; опытно-экспериментальная работа; когнитивный подход.

LEARNER'S DICTIONARY OF SPECIALIZED AVIATION TERMS: EXPERIMENTAL WORK S.Yu. Pozdnyakova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The experimental work proved the necessity to integrate a developed learner's dictionary of specialized aviation terms into the education process. It has been found out that an ad hoc compiled dictionary encourages successful mastering of professional knowledge and formation of an integral professional worldview. Keywords: learner's dictionary; specialized aviation terms; experimental work; cognitive approach.

Описанная в предыдущих публикациях технология отбора и организации учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов позволила нам подойти к этапу его экспериментальной апробации [1-3]. Целью опытно-экспериментальной работы явилась апробация и проверка валидности учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов.

Первоначально, как того требуют непреложные правила организации и проведения педагогического эксперимента, необходимо организовать диагностирование исходного состояния учебной деятельности студентов по пользованию традиционными двуязычными словарями в целях иноязычного профессионально-направленного общения. В ходе его организации важно было установить наличие/отсутствие у студентов:

1) навыков и умений работы с традиционным двуязычным словарем авиационной направленности;

2) способности идентифицировать профессиональную значимость термина;

3) полноты и точности понимания извлекаемой из словаря информации при традиционном его использовании;

4) эффективности запоминания полученной студентами информации при традиционном использова-

нии двуязычного словаря.

Для установления факта наличия/отсутствия соответствующих параметров мы воспользовались комплексной экспериментальной методикой, целью и назначением которой было определение как можно более валидных результатов. В результате проведения серии диагностирующе-констатирующих исследований установлено, что обучающиеся в определенной степени (80%) осознают необходимость использования в своей учебной деятельности словарей и владеют некоторыми навыками и умениями работы с общепринятым двуязычным словарем авиационной и военно-авиационной направленности. При традиционном использовании словарей в учебной деятельности обучающиеся могут извлекать информацию, но степень полноты и точности ее понимания находится на довольно низком уровне (24%). Эффективность запоминания полученной информации также находится на достаточно низком уровне (17,7%). Крайне слабой является способность студентов к переносу профессионально значимых знаний из одной дисциплины в другую (20%).

На основании выявленных результатов исходный уровень владения словарем с целью обнаружения, анализа и запоминания профессионально значимой информации о термине-концепте нами был квалифи-

Позднякова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, тел.: 89148864539, e-mail: darena69@mail.ru

Pozdnyakova Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no. 2, tel.: 89148864539, e-mail: darena69@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.