ориентируйся
на местности!
когнитивная карта
для применения принципов
инфоком-менеджмента
Для организаций, осуществляющих свою деятельность в условиях современной информационно-коммуникационной среды (ИКС) и потому применяющих инфоком-менеджмент (ИКМ) [1; 2], важно уметь учитывать взаимосвязи и взаимовлияния его принципов как элементов концептуальной системы ИКМ.
анная система имеет такую классификацию принципов, которая схематично показана на рисунке 1. В случаях получения для принципов ИКМ искомых результатов их взаимосвязи и взаимовлияния следует учитывать, они:
• с одной стороны - имеют ярко выраженный причинно-следственный, детерминированный характер,
• с другой - требуют структуризации ситуации и моделирования субъективных интуитивных, творческих и экспертных представлений менеджмента о ней.
В связи с этим представляется возможным применить инструментарий так называемых когнитивных карт (который здесь подробно не рассматривается, так как методология когнитивного моделирования развивается, и читатель может об этом узнать из сети Интернет, набрав слова «когнитивная карта»). Их использование менеджментом организации в условиях ИКС требует проявления интеллектуально-креативных способностей в связи с применением ИКМ.
Мартынов Л.М.
докт. экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
инфокомный менед.
Классификация принципов ннфоком-менеджмента
Класс общеметодологических принципов (ОМ) Класс внутри организационн ых принципов (ВО)
Подкласс взаимодействия организации с внешней средой (ВВ) Подкласс развития организации в ИКС (РО) Подкласс функционирования организации в условиях ИКС (ФО)
Рис. 1. Схема классификации принципов инфоком-менеджмента
Сразу же заметим, что когнитивные карты нельзя путать с так называемыми «картами ума», «картами сознания» (хорошо известными, по-английски, как «minds maps»), так как когнитивные карты - это помощь для измене-реобразования, трансформации именно той ситуации, в которой находится менеджер или группа/коллектив конкретной органи-и в которой именно он лично или совестно с группой/коллективом учитывает и ошлое, и настоящее и намечает пути в будущее состояние. В этом случае данное будущее -именно «целевое», но одновременно при этом итываются и соответствующие факторы, то ъ (как отмечено в ряде публикаций) применительно к организации - это еще и «синтетическая мудрость» ее менеджмента, коллектива. Так, например, для рассмотренного в [3] упорядочения ранжирования классов-подклассов принципов ИКМ когнитивная карта их взаимосвязей и «упорядоченного» учета их взаимовлияния будет иметь вид, представленный на рисунке 2. На этом рисунке цифрами обозначены «шаги» учета таких взаимосвязей в соответствии с упорядочением, полученным при конкретных экспертных оценках (заметим, что при других оценках порядок таких «шагов» будет иным).
Подобные «карты» аналогичным образом проектируются и для учета соответствующих факторов, которые в данной организации учитываются менеджментом применительно к конкретным условиям ИКС при использовании принципов ИКМ. Определяя экспертным методом весовые коэффициенты для этих
ивная экономика, 2008, № 12
факторов можно их рассмотреть совместно с принципами ИКМ по соответствующей матрице по отношению к целям, которые должны быть достигнуты.
Инструментарий представления взаимосвязей элементов в виде когнитивной карты позволяет охватить все их взаимовлияния и в то же время не терять из виду выявленную упорядоченность их взаимосвязей. Поэтому данное представление особенно удобно в том случае, когда приходится творчески-гибко менять критерии, экспертные оценки и при этом определять последствия изменений исследуемых взаимовлияний и взаимосвязей. Необходимые расчеты при этом могут выполняться на ЭВМ, обеспечивая всевозможные случаи такого исследования для различных сценариев деятельности конкретной организации с учетом ее бизнес-модели в условиях ИКС. Это особенно оправдано при большом количестве рассматриваемых взаимосвязанных элементов (напомним, что в концепции ИКМ - 35 принципов). Поэтому на когнитивной карте обычно наносятся и соответствующие весовые коэффициенты или толщиной стрелок показывается степень влияния
инфокомный менеджмент
_когнитивные
_карты нельзя
_путать
с так называемыми
_«картами ума»,
«картами сознания»
элементов друг на друга (здесь на рисунке 2 это не показано во избежание его «перегрузки визуализации»).
Из представленной на рисунке 2 «карты» видно, что, например
- на 6-м «шаге» на элемент РО влияет элемент ВВ, уже испытавший на себе влияние элемента ФО на 5-м «шаге»,
- на 12-м «шаге» на элемент РО оказывает влияние элемент ОМ, который, в свою очередь, уже учитывает влияние элемента ВВ, происходившее на 10-м «шаге» и т.д.
Поэтому менеджменту организации в условиях ИКС следует не забывать, работая с такой «картой», что ее элементы на соответствующих «шагах» несут в себе «следы» влияния других соответствующих элементов, чьи характерные черты и особенности должны быть учтены в качестве приоритетных. Этот приоритет, в свою очередь, творчески предопределен процедурой упорядочения, которая представлена в [3].
В заключение подчеркнем, что рассмотренный здесь метод отличается от других тем, что позволяет реализовать не только качественные, но и количественные измерения рассматриваемых взаимосвязей, взаимовлияний принципов ИКМ при определении экспертным путем адекватных весовых коэффициентов и соответствующих факторов для успешного достижения целей организации, функционирующей и развивающейся в условиях ИКС.
Литература
1. Инфоком менеджмент [Электронный ресурс].
- Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. infocommanager.narod.ru. - Загл. с экрана.
2. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. livonmartinov.nm.ru.
3. Мартынов Л.М. Учет особенностей организационной культуры в системе инфоком-менеджмента // Вопросы экономических наук.
- 2007. - № 3. - С. 86-88.
1вная экономика, 2008, № 12