ИССЛЕДОВАНИЕ
Мартынов Л.М.1, Килина Ю.А.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Что способно активизировать творческие начала в инфоком-менеджменте?
АННОТАЦИЯ:
В настоящее время создание информационно-коммуникационной бизнес-среды становится определяющим для эффективного использования инфоком-менеджмента как системы управления информационными процессами экономики. Нами предложены и проанализированы понятия, отражающие специфику инфоком-менеджмента. Это позволило сделать вывод о том, что при создании информационно-коммуникационной бизнес-среды важную роль играют не только профессиональные навыки всех сотрудников, но и управление реализацией их интеллектуально-креативного потенциала и инфоком-компетенций.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инфокомный менеджмент, информационно-коммуникационная бизнес-среда, менеджмент, управленческие решения, креативность, инновационная активность
Ж: 083, М12, 030
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Мартынов, Л.М., Килина, Ю.А. (2014). Что способно активизировать творческие начала в инфоком-менеджменте?. Лидерство и менеджмент, 1(1), 47-54. СЫ: 10.18334/Ит.1.1.538
Мартынов Ливон Михайлович, доктор экономических наук, профессор, кафедра «Менеджмент» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана ([email protected])
Килина Юлия Андреевна, аспирантка, кафедра «Менеджмент» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 28.11.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.12.2014 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/lim.l.l.538 (с) Мартынов Л.М., Килина Ю.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit http://dx.doi.org/10.18334/lim.1.1.538
Ранее мы уже говорили об инфоком-менеджменте (ИКМ) как о теории управления организациями и персоналом в условиях информационно-коммуникационной бизнес-среды (ИКС) (Мартынов, 2010). Ее характерные черты как виртуальной среды характеризуются, в частности, особенностями опосредованных коммуникаций и человеко-компьютерного взаимодействия (Курмангалеева, 2013).
Концепты ИКМ
Специфику инфоком-менеджмента, предложенного нами для условий информационно-коммуникационной бизнес-среды, отражают соответствующие концепты и, в частности, система принципов этого менеджмента. Некоторые из них в своей взаимосвязи служат концептуальными предпосылками и императивами для реализации креативного характера управления в рассматриваемых условиях, что схематично показано на рис. 1.
Рисунок 1. Взаимосвязи принципов как императивы креативности менеджмента в условиях информационно-коммуникационной бизнес-среды
2. Стратегическая направленность управления
1. Активный
характер управления
3. Управление, основанное на самообучении организации
Поясним представленные на этом рисунке принципы ИКМ.
Активный характер управления
В соответствии с этим принципом указанная активность рассматривается как требование к системе управления по отслеживанию изменений, происходящих во внешней и внутренней среде. Основные цели этого - своевременное распознавание проблем, связанных с опасностями успешного ведения бизнеса, и использование возникающих во внешней среде возможностей для принятия упреждающих решений. При этом инфоком-менеджеры должны не только творчески разрешать возникающие управленческие проблемы вследствие происходящих изменений в ИКС, но и активно влиять на внешнее окружение, на рыночную среду, формируя новые потребности и удовлетворяя их инновациями.
Реализация данного принципа непосредственно связана с проблемой формирования механизмов адаптивного управления, с вопросами самоорганизации, требующей от системы менеджмента, прежде всего, проявления креативности (Мартынов, 2014).
Стратегическая направленность управления
Согласно этому принципу ИКМ ориентирован на приоритет стратегических и упреждающих управленческих решений. При этом критерием развития является стратегическая устойчивость организаций.
Ее учет важен в практике ИКМ, в реализации взаимосвязи самоорганизации и устойчивости. При этом последняя, как показали наши исследования, отличается от традиционного ее понимания: устойчивость - это способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних возмущений.
В теории ИКМ устойчивость рассматривается в двух аспектах:
• внутренняя устойчивость - способность системы поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий;
• внешняя устойчивость - способность системы взаимодействовать со средой без нарушения важнейших параметров, характеризующих состояние среды, принятое за допустимое.
Достижение внутреннего и внешнего динамического равновесия, складывающегося на основе взаимодействия положительных и отрицательных обратных связей в условиях развитой ИКС, обеспечивает организации стратегическую устойчивость. Именно такая устойчивость
позволяет хозяйственному объекту (как хозяйственной системе, как социально-экономической системе) сохранить свою целостность, системные признаки и обеспечить способность к развитию в условиях динамичной внешней среды. Эта способность в таких условиях предполагает реализацию креативности менеджмента.
Управление, основанное на самообучении организации
Менеджменту организации необходимо уметь управлять процессом обучения организации. И, прежде всего, от ее менеджеров требуется «...мастерство распознавания трудно уловимых взаимосвязей между мыслями и действиями, контролем и обучением, стабильностью и переменами» (Минцберг, Куинн, Гошал, 2001). Здесь также следует руководствоваться определением понятия «самообучающаяся организация» и принципами ее формирования 1 . В результате этого неизбежно приходим к выводу, что сотрудники находятся в постоянном творческом поиске новых стратегических перспектив организации. Обучение в ней основывается на анализе предпринимавшихся и планируемых новых действий. Наиболее эффективные из них реализуются и распространяются на всю организацию. Этому способствует современное инфокомное обеспечение для достижения эффективных горизонтальных и вертикальных коммуникаций в организации, осуществляющей деятельность в ИКС. Эффективность их использования можно оценивать «...числом полезных идей, всплывающих на верхние этажи компании с уровня менеджеров линий продуктов и интеллектуальных работников»2.
Следует обратить внимание на то, что при этом формирующаяся и развивающаяся на их основе ИКС данной организации способствует многочисленным, одновременно происходящим и, часто, не только взаимосвязанным, но и взаимообусловленным преобразованиям, происходящим в организации. Некоторые из таких преобразований схематично показаны на рисунке 2.
Отметим, что только при правильном и умелом применении принципов ИКМ в организации можно добиться ее приближения к цели
<_> «_» гр ГЛ
стать «обучающейся организацией». Тогда все указанные на рисунке 2
1 Сенге, П. (2003). Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации.
М.: Олимп-Бизнес.
2 Гейтс, Б. (2001). Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс.
процессы преобразований будут развиваться спиралеобразно, создавая позитивный «мультипликативный эффект».
Организация вследствие этого будет:
• стремиться стать «обучающейся организацией»,
• становиться целенаправленно-плодотворной,
• создавать условия для непрерывной генерации идей,
• культивировать зарождение, прежде всего, управленческих, а также и других новшеств, новаций, инноваций,
• все более компетентно, эффективно использовать сеть инфокомных связей.
ИКМ становится стратегическим потенциалом экономического развития
На основе учета взаимосвязей, указанных трех принципов инновационный и креативный характер ИКМ становятся стратегическим потенциалом экономического развития в рассматриваемой бизнес-среде, так как:
во-первых, повышается поисковая активность субъектов хозяйствования, что ускоряет использование в ИКС нематериальных (интеллектульных) ресурсов,
во-вторых, это неминуемо порождает появление управленческих новшеств на инфокомной основе и, соответственно, стратегии инновационного развития и стиль управления, основанный на инфокомной культуре (Мартынов, Макарченко, 2012).
Все это предопреляет, в качестве приоритетного, положение о креативно-инновационном характере управления организациями, персоналом в условиях ИКС. Оно указывает на необходимость определенных изменений в философии и технологии менеджмента, взаимосвязанных друг с другом в части, касающейся:
• усиления функции творчества в управлении,
• повышения аспектов «интеллектуализации» применения управленческих инфоком-технологий с учетом «человеческого фактора» и человеко-компьютерного взаимодействия,
• активизации инновационной деятельности и скорейшей коммерциализации идей.
Преобразования в управленческой практике организаций, функционирующих и развивающихся в условиях ИКС:
Учет специфики «природы» ИКС
Стратегии инновационного развития организаций в ИКС
• событий, фактов и данных => 8 релевантную информацию,
• информации => в актуальные знания.
• информации и знаний = > е новые информацию и знания,
♦ восприятие, понимание => во взаимопонимание.
• творческого мышления -> б конкретные действия по реализации
творческих замыслов.
• телеобщения => те лесотруд н ич ество,
• личных геле контактов => о теле взаимодействие.
* теле взаимодействия => в партнерство для творчества.
• телеконтактов => б телеконтракты (заключаемые на основе
«электронной подписи л).
• идей => б управленческие новации.
• обучения => о интерактивное обучение,во
взаимообогащение знаниями друг друга.
• навыков и опыта => б мастерство и компетентность,
• организационную культуру => в инфокомную культуру и другие
соответствующие преобразования.
Рисунок 2. Схема преобразований в организациях, осуществляющих деятельность в условиях ИКС.
Вывод
Управленческое творчество инфоком-менеджеров и инновационная активность персонала организации, осуществляющей свою деятельность в условиях ИКС, осуществляется с использованием новейших инфоком-технологий. Поэтому здесь важную роль играют не только профессиональные навыки всех сотрудников, но также управление реализацией их интеллектуально-креативного потенциала и инфоком-компетенций.
• специфику инфоком-менеджмента отражают соответствующие концепты и, в частности, система принципов этого -менеджмент
• инфоком-менеджеры должны активно влиять на внешнее окружение
• менеджменту организации необходимо уметь управлять
процессом обучения организации
• только при правильном и умелом применении принципов
ИКМ в организации можно добиться ее приближения к цели стать
«обучающейся организацией»
ИСТОЧНИКИ:
Дорофеева, Л.И. (2010). Формирование инновационной культуры организации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право, 10(1), 45-51.
Курмангалеева, Г.Ф. (2013). «Человеко-компьютерное взаимодействие» и методики проектирования интерфейсов. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 4, 362-367.
Мартынов, Л.М. (2014). Методика формирования адаптивных организационных структур в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды. Альманах современной науки и образования, 3, 117-119.
Мартынов, Л.М. (2010). Экономика виртуальной среды. менеджмент в виртуальной среде. Креативная экономика, 4, 128-134.
Мартынов, Л.М., Макарченко, М.А. (2012). Культура организаций и культура инноваций в информационно-коммуникационном менеджменте. СПб: НОУ ИБП.
Минцберг, Г., Куинн, Дж. Б., Гошал, С. (2001). Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб: Питер.
Овчаренко, Г.В. (2013). Управление социальными нововведениями в организациях. Terra Economicus, 11(1-3), 62-64.
Суздальцев, С.И. (2013). Сравнительный анализ принципов инфоком-менеджмента Л.М. Мартынова и complete-менеджмента М.М. Телемтаева. Креативная экономика, 10, 77-84.