УДК 338.24 ББК 65.050 С-89
Суздальцев Святослав Игоревич, заведующий сектором информационнокоммуникационного менеджмента, АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права» (Москва), 8(915)2510066, 8(495)603-6213, suzdaltsev_si@helri.com
ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В ТЕОРИЯХ МЕНЕДЖМЕНТА М.М. ТЕЛЕМТАЕВА И Л.М.
МАРТЫНОВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
(рецензирована)
Рассматривается общее и различия в теориях complete-менеджмента М.М. Телемтаева и информационно-коммуникационного менеджмента Л.М. Мартынова. Делается вывод о высокой степени общности данных теорий в рамках общего системного подхода, что позволяет социальным ученым использовать их в качестве единой методологической базы при создании новых видов менеджмента.
Ключевые слова: теория, организация, методология, инфоком-менеджмент, complete-менеджмент.
Suzdaltsev Svyatoslav Igorevich, head of Information and Communication Management Sector of Scientific - Research Institute of History, Economics and Law (Moscow), (915) 251 0066, (495) 603-6213, suzdaltsev_si@helri.com
SIMILARITIES AND DIFFERENCES IN MANAGEMENT THEORIES OF M.M. TELEMTAEV AND L.M. MARTYNOV: METHODOLOGICAL ASPECT
(reviewed)
Similarities and differences in complete- management theories of M.M. Telemtaev and information and communication management of L.M. Martynov have been considered. It’s been concluded that a high degree of commonality of these theories within the overall system approach allows social scientists to use them as a common methodological framework for the creation of new types of management.
Keywords: theory, organization, methodology, infocom -management, complete-management.
В связи с ростом значимости информационно-коммуникационных технологий для развития экономики, выросла и роль информационно-коммуникацион-ного менеджмента в управлении организациями в условиях новой экономики, развивается его специализация в зависимости от видов деятельности и целей организации. Поэтому с научной точки зрения особый интерес представляет методологический аспект проблемы, поскольку именно методология позволяет создавать и развивать новые специализированные виды менеджмента, соответствующие вызовам времени. В связи с этим в настоящей статье рассматриваются две разноплановые инновационные теории менеджмента -информационно-коммуникационный менеджмент (инфоком-менеджмент) Л.М. Мартынова и complete-менеджмент М.М. Телемтаева - с целью выявить их сходства и различия и сделать ввод о возможности или невозможности их использования в качестве единой методологической базы для создания новых видов менеджмента.
Прежде всего, необходимо отметить основное различие двух теорий - если Л.М. Мартынов рассматривает менеджмент с точки зрения внедренности в него информационно-коммуникационных технологий, то М.М. Телемтаев рассматривает его с точки зрения целостного метода созданной им науки комплетики (науки о целостном и целом). При этом разные аспекты рассмотрения менеджмента объединены не только общим объектом, но и общим системным подходом, что обуславливает большой методологический интерес в изучении общности двух теорий, поскольку сходные результаты, полученные двумя различными учеными в результате самостоятельных исследований, могут рассматриваться обоснованным подтверждением корректности
полученных результатов и целесообразности их использования другими специалистами.
Прежде всего, необходимо отметить, что теории Л.М. Мартынова и М.М. Телемтаева имеют важные точки пересечения с точки зрения методов и оценок.
Так, Л.М. Мартынов во многих своих подчеркивает важность целостного взгляда на наиболее важные проблемы инфоком-менеджмента, в авторской терминологии - ИКМ. Например, исследуя конвергенцию информационной и коммуникационной технологий, он пишет, что такая конвергенция «... позволяет анализировать всю совокупность данных процессов в виде единого и целостного информационно-компьютернотелекоммуникационного процесса.» [1]. Более того, говоря о методологии инфоком-менеджмента, автор подчеркивает, что «идея, теория и методология ИКМ отличаются ярко выраженной особенностью - они сконцентрированы в единую целостную концепцию, которая непрерывно развивается.» [2].
М.М. Телемтаев, со своей стороны, признает значимость информационнокоммуникационных технологий в развитии современной экономики и менеджмента и уделяет этой проблематике большое внимание. Например, он выделяет в качестве одного из комплексов задач профессионального менеджера следующий: «... управление информационным обеспечением производственных и управленческих процессов и функций предприятия (организации, учреждения)» [3]. Здесь важно отметить, что еще в 1999 году, когда М.М. Телемтаев обосновывал Закон технологизации информатики, он специально подчеркивал, что необходимо «. преобразование процессов информационного творчества, доступного единицам, в информационные технологии, доступные всем и обладающие свойствами массовости.» [4]. Многие проблемы информационных технологий автор также рассматривает в своих работах «Информационные системы» (2010 г.) и «Информационные системы в экономике» (Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н., 2010 г.).
Далее, в работе «Сотр^е-менеджмент (целостность мышления и практики менеджера)» М.М. Телемтаев отмечает, что «... все теории и практики менеджмента можно рассмотреть как целостные и целые с позиций целостного сотр^е-метода... Это только усилит специфическую направленность каждой специальной теории. В специализированных менеджментах целостный менеджмент реализуется в виде системных технологий менеджмента.» [5]. Анализ показывает, что Л.М. Мартынов уже фактически применяет целостный подход в рамках общего системного подхода к созданию и развитию своей теории инфоком-менеджмента, хотя и не называет целостный метод в числе научных методов своего исследования.
Поскольку основой любой теории менеджмента являются ее самостоятельные принципы, то сравнение принципов теорий менеджмента Л.М. Мартынова и М.М. Телемтаева представляют значимый методологический интерес.
На основании изучения ряда работ и статей Л.М. Мартынова, в том числе, его совместной работы с М.А. Макарченко «Культура организации и культура инноваций в информационно-коммуникационном менеджменте» (СПб., 2012), можно сформулировать 20 основных принципов инфокомного менеджмента [6]: организация есть хозяйственная система; важнейшим качеством лица, принимающего решение (ЛИР), является хозяйственная заинтересованность; необходимо рассматривать интересы различных заинтересованных организаций, групп, лиц в масштабе всей информационнокоммуникационной среды данной организации; необходимо рассмотрение двустороннего характера взаимодействий организации и внешних заинтересованных организаций, групп, лиц; автономность интересов организации и несводимость их к интересам других объектов; организация выступает многомерной и мультипространственной системой; взаимодействие - основная форма взаимоотношений объектов даже в условиях телевзаимодействия; высокая адаптивность и самоорганизация на основе использования информационно-коммуникаци-онных технологий; процесс управления (процесс принятия решений) в информационно-коммуникационной среде характеризуется определенной спецификой; определяющая роль инфокомного механизма в процессе самоорганизации; дифференциация целей и стратегий организации, гибкость целей и стратегий; обеспечение
взаимоувязанности процессов формирования целей и стратегий организаций с учетом условий информационно-коммуникационной среды; развитие ключевых компетенций - это стратегическая цель развития организации; принцип спецификации внутренней среды организации; диверсификация, адаптивность и гибкость процессов и функций; переход от отношений подчинения к отношениям взаимодействия, сотрудничества и партнерства, доминирование органических структур; развитие инновационных конфигураций структур; развитие сетевых и виртуальных структур; быстрая мобилизация ресурсов организации для достижения целей ее развития; непрерывное управление коллективными знаниями.
М.М. Телемтаев, со своей стороны, формулирует 14 принципов целостного развития, которые являются и принципами сотр^е-менеджмента [7]: принцип
однозначного соответствия «цель - процесс - структура»; принцип обогащения; принцип экологичности; принцип согласованного развития; принцип неухудшающих коммуникаций; принцип стабилизации; принцип типизации; принцип гибкости; принцип мониторинга качеств; принцип баланса; принцип технологической дисциплины; принцип высвобождения человека; принцип технологичности; принцип преемственности.
Сравнение принципов двух видов менеджмента также подтверждает гипотезу, что данные теории представляют собой взгляд на менеджмент с разных точек зрения, но с общим системным подходом и общим пониманием основных правил управления.
Например, системное понимание Л.М. Мартыновым организации как многомерной и мультипространственной хозяйственной системы очень схоже с требованием М.М.. Телемтаева об однозначном соответствии «цель - процесс - структура», так как именно цель придает характеристики системности структуре и ее процессу.
Л.М. Мартынов много внимания уделяет обоснованию хозяйственной заинтересованности как мотивации действий менеджера и организации, что прямо соответствует принципу обогащения М.М. Телемтаева, который понимает под «обогащением» увеличение не только потенциала менеджера и организации, но и итогов их деятельности с точки зрения как технологического, так и финансового результата.
Необходимость учета различных интересов среды также трактуется сходно. Если в инфокомном принципе рассматриваются интересы различных заинтересованных организаций, групп, лиц в масштабе всей информационно-коммуникационной среды конкретной организации, то в целостном методе эти идеи отражены в принципе экологичности. Под экологичностью в данном случае понимается прогрессивное развитие организаций, групп, лиц и их совокупностей под воздействием технологических, социальных, природных и других процессов. Очевидно, что учет интересов и прогрессивное развитие - это неразрывно связанные понятия, являющиеся, кстати, и одним из обоснований необходимости либеральных реформ в экономике.
Принцип согласованного развития М.М. Телемтаева, при котором развитие целого и его компонент (таких как цели, элементы, части, структуры и процессы) должно соответствовать изменению внешней и внутренней сред, прямо коррелирует с требованием двустороннего характера взаимодействия организации и внешних заинтересованных организаций, групп, лиц по Л.М. Мартынову. Суть двустороннего взаимодействия заключается как раз в обеспечении такого согласованного развития.
Принцип неухудшающих коммуникаций целостного метода соответствует инфокомному принципу взаимодействия как основной форме взаимоотношений объектов, причем даже в условиях телевзаимодействия. Можно считать общим для обеих теорий требование М.М. Телемтаева о том, что взаимодействие внутри и между элементами не должны ухудшать потенциалы этих элементов или могут ухудшать эти потенциалы только до заданных допустимых пределов.
Принципом стабилизации М.М. Телемтаева, по которому необходимо находить и обеспечивать стабильность как наиболее эффективное состояние системы, может быть рассмотрен как аналог требованию высокой адаптивности и самоорганизации на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Специфика процесса управления в информационно-коммуникационной среде прямо отражается в целостном принципе типизации, согласно которому каждое из
возможных многообразий объектов управления должно быть сведено к небольшому числу типовых элементов, которые значимо отличаются друг от друга.
Принципы гибкости целей и стратегий, процессов и функций являются ярким примером прямого соответствия принципов в теориях двух авторов. В обоих случаях имеется в виду способность объекта управления изменяться в соответствии с требованиями внешней и внутренней сред.
Принцип спецификации внутренней среды организации и принцип мониторинга качеств во многом схожи в своем понимании обязательности установления критериев, мониторинга (в виде анализа, оценки и прогноза) качеств объекта управления.
Точно также имеют много общего и другие принципы, например: принцип обеспечения взаимоувязанности процессов формирования целей и стратегий организаций с целостным принципом баланса; принцип отказа от жесткого авторитарного стиля управления, который, как правило, ведет к усилению роли принципа технологической дисциплины, соблюдение которого обеспечивает осуществление контроля за соблюдением технологического регламента; принцип развития инновационных конфигураций структур, который соответствует принципу высвобождения человека; принцип непрерывного управления коллективными знаниями, который сам по себе подразумевает и принцип преемственности.
Инфокомные принципы развития ключевых компетенций сотрудников организации, сетевого характера организации и быстрой мобилизации ресурсов, по существу, являются разновидностью и формой представления целостного принципа технологичности, согласно которому из всех видов знаний, товаров, услуг, которые необходимы для достижения цели, поставленной внешней или внутренней средой, должно выбираться наиболее «технологичное», т.е. обеспечивающее наиболее эффективный результат.
Таким образом, по результатам рассмотрения методологических аспектов общего и различного в теориях complete-менеджмента М.М. Телемтаева и информационнокоммуникационного менеджмента Л.М. Мартынова можно сделать вывод, что основные положения данных теорий, в том числе их принципы, обладают высокой степенью общности в рамках общего системного подхода и могут быть использованы в качестве единой методологической базы при создании новых видов менеджмента.
Литература:
1. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент и его информационно-коммуникационное поле интеллектуально-креативной энергии телевзаимодействий. М.: ГУУ, 2009. С. 14.
2.Мартынов Л.М. Метод ранжирования принципов инфоком-менеджмента: метод. указания. М.: ГУУ, 2008. С. 42.
3.Телемтаев М.М. От разрозненных идей и знаний к целостной системе. Комплетика: От теории к осуществлению. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. С. 146.
4. Телемтаев М.М. Системная технология (системная философия деятельности). Алматы: СТ-Инфосервис, 1999. С. 131.
5.Телемтаев М.М. Complete-менеджмент (целостность мышления и практики менеджера). Ч. 1. Целостный метод менеджера. М.: МСТ, 2010. С. 11.
6.Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Культура организации и культура инноваций в информационно-коммуникационном менеджменте. СПб.: НОУ ИБП, 2012. С. 32-42.
7. Телемтаев М.М. Комплетика или философия, теория и практика целостных решений. М.: IRISBOOK, 2012. С. 176-194.
References:
1. Martynov L.M. Infocom management and it’s information and communication field of intellectual and creative energy of telecommunications. M.: SUM, 2009. P. 14.
2. Martynov L.M. The method of ranking the principles of Infocom management: guidelines. M.: SUM, 2008. P. 42.
3. Telemtaev M.M. From disparate ideas and knowledge to the whole system.
Completics: From theory to implementation. M.: LIBROKOM, 2013. P. 146.
4. Telemtaev M.M. System technology (system of philosophy). Almaty: ST- Infoservice, 1999. P. 131.
5. Telemtaev M.M. Complete- management (the integrity of thinking and practice of a
manager). Part 1. The holistic method of a manager. M.: MST, 2010. P. 11.
6. Martynov L.M., Makarchenko M.A. The culture of the organization and culture of innovation in information and communication management. SPb.: NEIIBL, 2012. P. 32-42.
7. Telemtaev M.M. Completics or philosophy, theory and practice of holistic solutions.
M.: IRISBOOK, 2012. P. 176-194.