Научная статья на тему 'Когда педагогическое образование становится стратегическим ресурсом экономики знаний?'

Когда педагогическое образование становится стратегическим ресурсом экономики знаний? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ / КРУГЛЫЙ СТОЛ / РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когда педагогическое образование становится стратегическим ресурсом экономики знаний?»

практики магистранты магистерской междисциплинарной программы «Воспитательная деятельность с молодежью» работали вожатыми. Большое значение имеет участие студентов в социальных и образовательных проектах, таких как научнообразовательный проект, реализуемый кафедрой педагогики на основе традиционных педагогических олимпиад, «Герценовская педагогическая олимпиада». У кафедры социальной педагогики, например, сформировались устойчивые связи с рядом социальных партнеров по организации практик студентов — благотворительным фондом «Корчаковский центр», Комитетом по социальным вопросам муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, приютами «Транзит», «Маленькая мама», «Мечта».

Все это позволяет выпускникам педагогического университета с оптимизмом смотреть в свое профессиональное будущее, а учителям школ города и области реализовать свой образовательный маршрут в магистратурах и системе дополнительного образования нашего вуза.

Библиографический список

1. Народное образование в России // Педагогический альманах. М.: Народное образование, 2000.

2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа:

опыт модернизации: Книга для учителя / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

3. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессиональнопедагогической деятельности учителя: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

4. Гагаев А. А., Гагаев В. А. Русские философско-педагогические учения XVШ—XX вв.: культурно-исторический аспект. М.: Русское слово, 2002.

В. В. Лаптев, А. П. Лешуков, Н. Л. Шубина

КОГДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РЕСУРСОМ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ?

Постановка главного вопроса круглого стола обусловлена необходимостью выявления параметров, при которых педагогическое образование «может стать стратегическим ресурсом экономики знаний». В предложенном участникам круглого стола блокноте были определены три темы для обсуждения:

• Какой путь выберет высшее педагогическое образование в условиях перехода к экономике знаний: дрейф ^ движение ^развитие?

• Какое образование мы можем назвать стратегическим ресурсом экономики знаний?

• Какая модель педагогического университета будет востребована в обществе, основанном на знании?

В обсуждении приняли участие учителя (более 60%), руководители образовательных учреждений, преподаватели высших учебных заведений. В ходе дискуссии определены основные причины недовольства общества результатами реформ в образовании. Среди наиболее актуальных выделены вопросы, направленные на улучшение условий труда педагогов, на формирование общественного мнения о новой функции учителя на новом

этапе развития экономики, которая «создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности». Речь идет о создании таких условий, при которых педагог мог бы рассматривать свою профессию как востребованную государством и обществом. По мнению выступающих, должна быть разработана общенациональная система поддержки успешных и талантливых учителей.

Совершенствованиесистемыобразованияврамкахконцепциисоциально-экономического развития России неизбежно. В этой ситуации нужна четкая и мотивированная позиция всех, кто участвует в подготовке учителя для «новой школы», школы, которая должна обеспечить кадрами новую экономику, экономику, основанную на знаниях.

Почему вопрос о педагогическом образовании в последнее время привлек к себе такое пристальное внимание со стороны общественности, руководителей государства, СМИ? Это обусловлено целым рядом причин, имеющих глобальный характер.

• Происходит кардинальная смена основной парадигмы образования: кризис классической модели и системы образования, разработка новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке, создание экспериментальных и альтернативных школ.

• Меняется структура образовательной модели: движение нашей школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру (демократизация школы), создание системы непрерывного образования, гуманитаризация и компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения, возникновение на основе самостоятельности школ и вузов сообществ преподавателей и учащихся и др.

• Происходит изменение образовательных императивов государства, общества, потребителей, работодателей.

• Формируется новый мир виртуальной культуры и потребительских стратегий (образование — миссия или услуга?).

• Наблюдается ощутимый разрыв между уровнем школьного и высшего образования, между уровнем высшего образования и наукой.

От решения этих вопросов зависит, станет ли наше (отечественное) образование, в том числе и педагогическое, стратегическим ресурсом экономики знаний. Среди наиболее дискуссионных выделены следующие:

• Кого должен выпускать педагогический университет: образованного человека, который будет выполнять общее дело, или профессионала, который будет выполнять задачи не на основе образцов, а на основе им самим разработанных, выдуманных, найденных приемов и способов?

• Чему надо обучать: знаниям? мышлению? способам деятельности?

• Нужно ли «всеобщее и стандартное» высшее образование?

В выступлениях руководителей высших учебных заведений и преподавателей вузов сформулированы острые вопросы, определяющие стратегические программы развития современных педагогических вузов (ректор Вологодского государственного педагогического университета А. П. Лешуков, проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Гер -цена В. В. Лаптев, декан филологического факультета Герценовского университета Н. Л. Шубина, декан филологического факультета Самарского университета А. А. Безрукова и др.):

• Сохранится ли миссия университета в обществе знаний как центра интеллектуального роста?

• Что нужно сделать, чтобы педагогический университет был востребован обществом?

• Какие направления развития педагогического университета следует признать стратегическими?

• Что будет способствовать развитию университета в условиях перехода к экономике знаний: способность к конкуренции или способность к сотрудничеству?

• Готов ли педагогический университет к «обучению в течение всей жизни»?

Большой интерес вызвали выступления руководителей негосударственного образовательного учреждения «Частная школа “Дипломат”» (директора И. А. Олендзской и ее заместителя по научно-методической работе С. И. Меерсона), в которых были четко определены пути формирования педагогической компетенции в современном обществе.

По мнению заместителя директора ГБОУ СОШ № 47 им. Д. С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга Т. С. Гавриловой, современный учитель должен быстро реагировать на образовательные потребности учащегося, уметь эффективно организовывать процесс обучения и управлять им, работать на надпредметном и полипредметном уровне, использовать ИКТ для обучения, гибко оценивать полученные образовательные результаты. В новой социокультурной и экономической ситуации учитель должен уметь работать в поликультурном классе и с детьми, имеющими специальные потребности. Не менее важно умение работать в команде, планировать не только свою деятельность, но и участвовать в планировании работы всей школы, в руководстве ею.

Особую остроту в ходе обсуждения вызвали вопросы:

• Каких учителей ждет школа сегодня, а каких хотела бы видеть завтра?

• Каковы причины снижения интереса к учительской профессии? Ответ на этот вопрос знают многие работающие учителя, и их мнение очень важно.

• Где учителя хотят повышать свою квалификацию? Что нужно сделать, чтобы «стимулировать учителя к непрерывному образованию»?

О новых путях интеграции науки и школьного образования размышляли директор гимназии № 171 Т. П. Кибальник и заместитель директора Н. А. Синицына: «Школа как один из социальных институтов, органически связана с теми изменениями, которые происходят в обществе, то есть вектор развития школы определяется вектором развития общества. Мы живем в обществе, в котором быстро меняются запросы государства, родителей, учеников, и, какой бы расхожей ни казалась фраза о быстро меняющемся мире, она действительно отражает нашу эпоху». По мнению выступающих, учитель должен оперативно реагировать на эти изменения, развиваться, корректировать свои взгляды, совершенствовать профессиональные навыки. Вместе с тем был поставлен вопрос высшей школе и академическим структурам: соответствуют ли предложения педагогической науки запросам педагогической практики, каким образом влияют разработки ученых на развитие и совершенствование профессиональных качеств учителей-практиков?

Не случайно, что на заседании круглого стола выступали в основном гуманитарии. Озабоченность современных специалистов в области филологического образования обусловлена снижением качества гуманитарной подготовки из-за резкого увеличения количества детей с нарушениями процессов чтения. Выпускник школы не умеет выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к прочитанному. Необходима реальная интеграция науки и образования.

По мнению профессора кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена Н. Л. Мишатиной, для развития педагогического образования как стратегического ресурса экономики знаний необходимо повышать авторитетность универси-

тетских научно-методических школ. В этом русле она предложила разработать и утвердить два официальных документа университетского уровня: документ, подтверждающий официальный статус учителя-экспериментатора, чья деятельность осуществляется в рамках программы конкретной научно-методической школы (должен быть признан и Комитетом, и СПбАППО, и ЛОИРО); официальное свидетельство, подтверждающее долгосрочное взаимодействие городских или районных образовательных учреждений с университетом в рамках конкретной научно-методической школы.

Большой интерес вызвало выступление учителя ГБОУ СОШ № 120 Санкт-Петербурга М. А. Быстрицкой, которая отметила, что для Петербургской школы характерно построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства; с разработкой новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия с наукой, бизнесом, искусством; с развитием общественно-педагогической инициативы. По мнению учителя, перспективным направлением развития потенциала будет создание инновационных комплексов как новой модели развития инновационного движения и повышения квалификации на базе действующих в городе педагогических сообществ и педагогического опыта, реально способствующего успешному обучению всех детей.

Следует подчеркнуть, что в ходе обсуждения главного вопроса круглого стола были сформулированы не только проблемы современного образования, но и возможные пути решения этих проблем. Возрастание объема и доли когнитивной деятельности человека в экономике обусловлено глубокой трансформацией современного общества, которое в известном смысле перестраивает себя: свой взгляд на мир, свои ценности, культуру, социальную и политическую структуру и др. По мнению современных аналитиков, «некий когнитивный переворот неизбежен», но при этом наращивание и расширение профессиональных компетенций невозможно в режиме традиционного образования. Педагогическое образование нуждается в серьезном реформировании, однако реформы не должны разрушить тот ценный опыт, который имеют педагогические университеты и академии.

Н. Л. Мишатина

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: УРОКИ ДЛЯ МЕТОДИСТА-ГУМАНИТАРИЯ

В сущности научная работа никогда не кончается: где кончил один — продолжает другой. Наука едина и никогда не может кончиться.

М. М. Бахтин

В последнее время широкое распространение получили термины «экономика знаний» (термин австроамериканского ученого Фрица Махлупа), «высокотехнологическая цивилизация», «информационное общество» и, наконец, «общество знаний». Все это новые системные термины цивилизационного масштаба. Речь идет о новом типе экономики, источником роста которой как раз и является производство знаний.

Этим знанием как информационным продуктом необходимо «управлять». Под управлением прежде всего подразумевается организация спроса на него или запроса, после чего определяются механизмы превращения этого знания в деньги. Однако это означает, что должен измениться исторически сложившийся этос науки. Позволю себе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.