Научная статья на тему 'Когда начал царствовать Борис Годунов? (к истории последнего Земского собора XVI века)'

Когда начал царствовать Борис Годунов? (к истории последнего Земского собора XVI века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
689
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИТЕЛЬ Б.Ф. ГОДУНОВ / ЦАРЬ БОРИС ФЁДОРОВИЧ / ЦАРИЦА ИРИНА ФЁДОРОВНА (ИНОКИНЯ АЛЕКСАНДРА) / ЗЕМСКИЙ СОБОР 1598 Г. / НАРЕЧЕНИЕ НА ЦАРСТВО / СЕРПУХОВСКИЙ ПОХОД / КОРОНАЦИЯ / ПУБЛИЦИСТИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ / THE RULER BORIS FYODOROVICH GODUNOV / THE TZAR BORIS FYODOROVICH / THE TZA-RINA IRINA FYODOROVNA (NUN ALEKSANDRA) / THE 1598 ASSEMBLY OF THE LAND (ZEMSKY SOBOR) / ENTHRONEMENT / THE SERPUKHOV CAMPAIGN / CORONATION / SOCIAL AND POLITICAL ESSAYS OF THE TIME OF TROUBLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Янкель Гутманович

Некоторые историки считают, что и после избрания Земским собором и даже наречения на царство Борис Фёдорович Годунов, как и в течение предыдущего десятилетия, оставался правителем Московского государства. Анализ разнообразных источников, однако, приводит к выводу, что шурин «святопочившего» государя сделался его реальным преемником, согласившись принять скипетр 21 февраля 1598 г., ещё будучи в Новодевичьем монастыре, а следом перебравшись в Кремль (накануне Серпуховского похода), т. е. за несколько месяцев до коронации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHEN DID BORIS GODUNOV''S REIGN BEGIN? (A LOOK INTO THE LAST ASSEMBLY OF THE LAND OF THE 16 th CENTURY)

Some historians share the view that Boris Fyodorovich Godunov remained the Muscovy's ruler, as well as he did in the previous decade, after the election and his enthronement by the Assembly of the Land (Zemsky Sobor). However, a closer analysis of the various sources leads to the conclusion that the recently deceased «Saint» czar's brother-in-law became his true successor, having accepted the scepter on the 21 February 1598, although in practice he had acquired such status whilst residing in the Novodevichy monastery and after that he transferred in the Kremlin (on the eve of the Serpukhov campaign), that is, a couple of months before the coronation.

Текст научной работы на тему «Когда начал царствовать Борис Годунов? (к истории последнего Земского собора XVI века)»

ББК 63.3(2)51 YAK 93/99

Я.Г. СОЛОАКИН

Y.G. SOLODKIN

КОГДА НАЧАА UAPCTBOBATb БОРИС ГОДУНОВ? (К ИСТОРИИ ПОСАЕДНЕГО ЗЕМСКОГО СОБОРА XVI ВЕКА)

WHEN DID BORIS GODUNOV'S REIGN BEGIN? (A LOOK INTO THE LAST ASSEMBLY OF THE LAND OF THE 16th CENTURY)

Некоторые историки считают, что и после избрания Земским собором и даже наречения на царство Борис Фёдорович Годунов, как и в течение предыдущего десятилетия, оставался правителем Московского государства. Анализ разнообразных источников, однако, приводит к выводу, что шурин «святопочившего» государя сделался его реальным преемником, согласившись принять скипетр 21 февраля 1598 г., ещё будучи в Новодевичьем монастыре, а следом перебравшись в Кремль (накануне Серпуховского похода), т. е. за несколько месяцев до коронации.

Some historians share the view that Boris Fyodorovich Godunov remained the Muscovy's ruler, as well as he did in the previous decade, after the election and his enthronement by the Assembly of the Land (Zemsky Sobor). However, a closer analysis of the various sources leads to the conclusion that the recently deceased «Saint» czar's brother-in-law became his true successor, having accepted the scepter on the 21 February 1598, although in practice he had acquired such status whilst residing in the Novodevichy monastery and after that he transferred in the Kremlin (on the eve of the Serpukhov campaign), that is, a couple of months before the coronation.

Ключевые слова: правитель Б.Ф. Годунов, царь Борис Фёдорович, царица Ирина Фёдоровна (инокиня Александра), Земский собор 1598 г., наречение на царство, Сер-пуховский поход, коронация, публицистика Смутного времени.

Key words: the ruler Boris Fyodorovich Godunov, the tzar Boris Fyodorovich, the tza-rina Irina Fyodorovna (nun Aleksandra), the 1598 Assembly of the Land (Zemsky Sobor), enthronement, the Serpukhov campaign, coronation, social and political essays of the Time of Troubles.

17 февраля 1598 г., через 40 дней после смерти «освятованного» Фёдора Ивановича, Земский собор избрал на московский престол являвшегося ранее (по крайней мере с 1587 г.) правителем страны Б.Ф. Годунова. Четыре дня спустя, оставаясь в Новодевичьем монастыре, где накануне приняла постриг вдова «преблаженного» самодержца, доводившаяся «Большому» Годунову (как определил слугу и конюшего боярина один из летописцев [19, с. 140]) родной сестрой, Борис дал согласие занять трон и был наречён государем, что означало завершение междуцарствия [14, с. 57 и др.]. Коронация Бориса Фёдоровича, когда он «совершено одеся преславнаго царствия пре-светлаго благолепия порфирою» [3, с. 80], состоялась 3 сентября 1598 или 7107 г., который считался первым годом «державства» нового «скипетронос-ца» [19, с. 140; 27, с. 77], как только истёк предыдущий, из-за кончины наследника Грозного признававшийся скорбным и печальным [24, с. 137-138].

Раскрывая перипетии «избирательной кампании» 1598 г. со времени наречения Бориса до его венчания на царство, Р.Г. Скрынников называл шурина Фёдора Ивановича правителем [22, с. 117, 120-124; 23, с. 137-143]. А.С. Мельникова также полагает, что в течение почти 8 месяцев, разделяющих момент смерти государя, прослывшего земным ангелом, и коронацию Годунова, последний, как и прежде, фактически правил страной [10, с. 145;

11, с. 64]. Кстати ещё в Соловецком летописце одной из старших редакций утверждается, что, умирая, Фёдор Иванович «Московское царство и все государства Росийскаго царствиа приказал правити» Борису [8, с. 242]. Эта версия, однако, явно расходится с показаниями других источников.

В записях из разрядной книги князей Барятинских за интересующий нас период Борис Фёдорович постоянно называется государем [20, с. 138141, 143-160, 162]. Тут читаем, что во вторник Масленой [или Сырной. - Я.С.] недели, т. е. масленицы, 16 февраля (точнее, 21 февраля [1, с. 29-30; 7, с. 220221 и др.; ср.: 2, с. 180; 7, с. 162]) шурин «святого и праведного» Фёдора Ивановича был наречён государем, и от его имени (а не от имени овдовевшей царицы, как с 9 января 1598 г.) со следующего дня «грамоты по городом о всяких делех почали писать», а бояре князь Ф.И. Мстиславский «с товарыщи» «и всяких чинов люди крест [Борису. - Я.С.] целовали, причём повсеместно. В 106 (1597/98) г. новый самодержец назначал воевод, разбирал местнические споры, 19 марта с патриархом и боярами «приговорил» «то лето быти по службам... без мест, покаместа государство утвердитца» и выступил против крымского хана в Серпухов, где затем принимал посланников Казы-Гирея [20, с. 134, 138-141, 143-145, 147-148, 152-153, 159-160, 162].

В Поволжском летописце начала XVII в. сказано, что вслед за пострижением сестры «ту же зиму (тое ж зимы) сел (на государство) Борис Годунов по прошению у государыни царицы Ирина (Ирины) Фёдоровны и всей земли» и, став царём, совершил поход в Серпухов [9, с. 216]. Там, согласно Новому летописцу редакции 1629/30 г. (далее - НЛ) Борис Фёдорович принял крымских послов и вместе с ними «отпустил» к хану своих представителей [17, с. 51 (первой пагинации)]. Анонимный создатель Хронографа, возникшего в официальных кругах в 1617 г., убеждал читателей в том, что Борис «приемлетъ скифетродержство великия Руси» сразу после смерти Фёдора Ивановича, который, однако, «благословилъ же и приказалъ быти по себе на престоле. братаничу своему по матери» Ф.Н. Романову [16, с. 322, 324]. В Летописной книге о Смутном времени, выделяющейся художественными достоинствами, сообщается, что с кончиной «благоюродливаго» Фёдора его вдова Ирина «нача скифетръ Росийского государства держати под правительством» брата Бориса, которого «народи ж купно и единомысленно» захотели видеть государем, и «нареченный [после многодневного упрашивания. - Я.С.]... царь Борис Фёдоровичь седъ на царствующем граде Москве», затем выступил в Серпухов, где «утверди перемирие», а вернувшись в столицу, «возложи на себя царский венець и помаза его миром» [16, с. 362, 364]. Согласно Пискаревскому летописцу (далее - ПЛ), «инока Александра», которой ранее присягнула «вся земля Расийского государьства», 21 февраля 1598 г. в Новодевичьем монастыре (о чём говорится и в «Утверженной грамоте» (далее - УГ) Земского собора того времени) Бориса «благословила и повелела приятии скипетр Руские державы, и нар[е]кла его царём и великим князем»; вскоре недавний правитель «переехал жити совсем на царьской двор. И почали звати [Бориса. - Я.С.], - подчёркивает «списатель», принадлежавший, вероятно, к московскому приказному люду и являвшийся «непосредственным очевидцем» тех событий [26, с. 65], - царём и великим князем до венчания его царьского» и повсюду «целовать крест», а потом и написали «излюбленную запись», т. е. УГ, к которой «руки приклали и печати привесили» (оказывается, ещё до Серпуховского похода) [18, с. 201]. Компиляция второй четверти XVII в., принятая публикаторами за Московский летописец (далее - МЛ), сохранила рассказ очевидца [7, с. 72] о том, что после того, как Ирина Фёдоровна оставила «земное царство», все, видя, что её брат «мимо себя изобрати на государство не даст, начаша молити его [Бориса. - Я.С.], дабы воцарился», а когда он стал отказываться, с молением обратились к «иноке» Александре, и та, «много отрицаяся, едва благослови» Бориса Фёдоровича, и его со вторника Сырной недели «начаша во многолетии пети и писати» царём и великим князем. Борис, который в «цветную неделю»

«прииде совсем на царьской двор» (о чём, напомним, сказано и в ПЛ, да и «разрядной» повести [1, с. 180]), «на светлое воскресение [16 апреля, на пасху [5, с. 224; 15, с. 215]. - Я.С.] совлечеся жалосных одежд, и облечеся в златокованныя одежды»; из Серпухова, «утвердив перемирье», новый царь, пожаловав их, «отпустил» ханских дипломатов в Крым, куда выехал и московский посланник Л. Лодыженский «с любовию и з братством, и с поминками» [18, с. 236, 237, ср.: с. 221]. МЛ наводит на мысль, что Борис Фёдорович, «на верх всея земныя чести превзниде» [3, с. 56], не спешил принимать «ски-фетродержавство», соблюдая траур по «святожительному» Фёдору, видимо, подражая последнему, который «до году», если не больше, таким образом выражал скорбь по дочери Феодосии [5, с. 283, примеч. 16].

В Бельском летописце говорится о том, что «приимником Росийскому царству» после смерти Фёдора Ивановича «тое же зимы в великий пост, на Фёдорове неделе во вторник» «по избранью всего Московского государства» был наречён «прежебывый... мудрый и милостивый правитель всем сирым и вдовицам беспомощным» Борис «рекомый Годунов»; вплоть до коронации он, происходивший из рода «московских бояр», являлся наречённым царём [18, с. 238].

Наконец, Иван Тимофеев, непосредственно участвовавший в царском «обирании» 1598 г. [3, с. 383-384; 7, с. 54, 182-183, 219; 23, с. 131, 133, 136 и др.], вспоминал, что со вторника Сырной недели стали «новогосподе [Бориса. - Я.С.] молити повсюде», очевидно, на церковных службах, и он, ещё от Фёдора Ивановича получивший «весь о людех правления жезл», «много не отлагая, от лавры [Новодевичьей обители. - Я.С.] паки вниде во град [Москву. - Я.С.]», однако не торопился с венчанием, а «седает, яко лето цело препустив»: два месяца «новоизбранный наш хотяй быти царь» провёл в Серпухове, одержав «тщетную победу» над татарами, и столько же по возвращении в столицу. Повествуя о том, как «восходя он [Борис. - Я.С.] на верх царския всеа высоты», Тимофеев отводит целую главу обстоятельствам «кре-стоцелования» «рабоименному» «мирообладателю», но основное внимание уделяет «прошению» Годунова во вторник «Сырней седмицы» «быти деспод», «не оставит [соотечественников. - Я.С.] сиры, яко до будет Росийскому всему жребию царь», и «дастся ею [инокиней Александрой. - Я.С.] поставитися царски брат ея во главу всем людем». Недаром во «Временнике», как и в «соборном уложении» Земского собора 1598 г., подчёркивается, что «лаврскаго же ради иже прошения. уставиша церковнии святонастольницы... святоисхож-дения сотворяти неизменно на лета в Сырныя седмицы третий день», и Борис «исхождение собою сотворяя купно с народы» в этот праздник, «на кий день временную си славу получи» [1, с. 38; 3, с. 53, 55, 57-60, 74, 151]. В ПЛ и НЛ тоже сказано, что «уставися въ той день [наречения шурина «достославного и святого» Фёдора Ивановича на царство. - Я.С.] празновати пречистыя Богородицы Одигитрия», «и образы и со кресты ходити в Новой манастырь еже-год», «и празноваху той день. до приходу Ростригина» [17, с. 50 (первой пагинации); 18, с. 201].

Являвшиеся современниками Бориса Федоровича (зачастую младшими) публицисты первой трети XVII в., за исключением разве что остающегося анонимным соловецкого летописца, стало быть, начало «державства» «поставленного» Земским собором государя приурочивали не к его коронации, а, предвосхищая мнение Н.М. Карамзина, к наречению на трон (тотчас после согласия принять скипетр с благословения прежней царицы, если косвенно и не её «крестоносного» мужа), считая действия нового «деспода» в канун и пору Серпуховского похода, безусловно, легитимными. (Кстати в глазах многих современников и «царьство» Михаила Фёдоровича открывалось днём его наречения, а отнюдь не венчания «на Московское государство» [16, с. 354, 356; 18, с. 219, 220, 262; 19, с. 145, 155, 193, примеч. 73-74 и др.]).

Хотя, как установила А.С. Мельникова, в России 1598 г. (вплоть до венчания Бориса на царство) монеты чеканили с именем «миропреподобного» Фёдора, дабы продемонстрировать преемственность «Дома» Рюриковичей

и династии, которую, казалось, суждено было основать Годунову [10, с. 148149; 11, с. 65; 12, с. 341, 344 и др.], разнообразные документальные материалы свидетельствуют о том, что с 21 февраля, в частности в марте, мае-августе этого года, брат «мнихоцарицы» Александры управлял страной как законный и легитимный государь [14, с. 53, 59; 15, с. 211, примеч.; см. также: 4, с. 236-237; 5, с. 289, примеч. 26; 6, с. 202-205; 23, с. 138, 142, 147; 25, с. 76, 79]. Известно, что «тот час» по наречении «послал государь. в Крым гонца своего Левонтья Лодыженского к крымскому государю объявить своё государство». Уже 14 июня 1598 г. регент Швеции герцог Карл отправил из Стокгольма поздравительную грамоту в связи с избранием Бориса Фёдоровича на трон [13, с. 134; 21, с. 29; см. также: 18, с. 238; 23, с. 142]. По заключению А.А. Зимина очевидно, что Бориса начали считать царём после 17 февраля. С точки зрения А.П. Павлова избрание Годунова «завершилось фактически и формально уже 22-26 февраля [5, с. 288, примеч. 10; 15, с. 218-219]. В представлении Б.Н. Флори шурина «святым сопричаснаго» [3, с. 164, ср. с. 26, 27, 35] Фёдора Ивановича нарекли на трон 26 февраля [28, с. 302]. Но в тот день патриарх Иов благословил царя, приехавшего в Москву из Новодевичьего монастыря, наречение же нового государя состоялось пятью днями раньше в Смоленском соборе этой обители [1, с. 3, 35-36; 5, с. 221-223; 18, с. 236; 23, с. 136-137]. 30 апреля Борис Фёдорович уже окончательно перебрался оттуда в столицу, по мысли А.А. Зимина, для подготовки Серпуховского похода, начавшегося неделю спустя [5, с. 224, 226] (согласно посвящённой событиям 1598 г. повести, уцелевшей в некоторых разрядных книгах, решение об этом походе было принято 3 мая [2, с. 181]).

Несмотря на то, что вполне легитимным считался коронованный государь [27, с. 49, 337, 339, 390; ср. 3, с. 85, 113] (Фёдор Иванович венчался спустя менее чем два с половиной месяца после занятия престола, Лжедмитрий I - через месяц после вступления в Москву (с точки зрения В.И. Ульяновского, под давлением обстоятельств [27, с. 176]), наречённый самодержцем Василий Шуйский, тоже в условиях Смуты, - через две недели, Михаил Фёдорович - спустя четыре месяца вслед за тем, как согласился царствовать), «многославный» Борис медлил со «святопомазанием» до 3 сентября 1598 г. - в течение почти шести с половиной месяцев. Думается, это лишнее свидетельство (помимо доводов, приведённых в исследованиях А.П. Павлова) прочности положения бывшего правителя, отсутствия серьёзной оппозиции ему (вопреки убеждению Р.Г. Скрынникова).

Таким образом, начало фактического царствования Бориса Фёдоровича, что согласно УГ означало прекращение «вдовства» и «сиротства» отечества [1, с. 20], следует отнести ко времени наречения государем «ближнего приятеля» двух прежних самодержцев (21 февраля 1598 г.) в соответствии с постановлением Земского собора, а не к моменту, когда, по словам Ивана Тимофеева, недавний «пестун» «самодержавного вправду» Фёдора Ивановича «совершене помазася елеом от рога, в сущих на земли превосходною венчан славою» [3, с. 58], т. е. коронации в один из первых дней уже следующего по тогдашнему летосчислению года.

Литература

1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою Экспедициею имп. Академии наук [Текст]. - СПб., 1836. - Т. 2. -392 + 3 + 14 с.

2. Буганов, В.И. Сказание о смерти царя Фёдора Ивановича и воцарении Бориса Годунова (Записи в разрядной книге) [Текст] / В.И. Буганов // Зап. отдела рукописей Гос. библиотеки СССР им. В.И. Ленина. - 1957. - Вып. 19. -С. 167-184.

3. Временник Ивана Тимофеева [Текст]. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1951. -512 с.

4. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею имп. Академии наук [Текст]. - СПб., 1846. - Т. 1. - III + 400 + 18 + 14 с.

5. Зимин, А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России [Текст] / А.А. Зимин. - М. : Мысль, 1986. - 333 с.

6. Кистерев, С.Н. Таможенные правила в Белозёрском крае в середине XVI -начале XVII в. [Текст] / С.Н. Кистерев // Государство и общество в России XV - начала XX века : сб. ст. памяти Николая Евгеньевича Носова. - СПб. : Наука, 2007. - С. 195-205.

7. Корецкий, В.И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. [Текст] / В.И. Корецкий. - М. : Наука, 1986. - 271 с.

8. Корецкий, В.И. Соловецкий летописец конца XVI в. [Текст] / В.И. Корецкий // Летописи и хроники (далее - ЛХ): 1980 г. (разве может быть такое название источника?). - М. : Наука, 1981. - С. 223-243.

9. Корецкий, В.И. Летописец с новыми известиями XVI - начала XVII в. [Текст] /

B.И. Корецкий, Б.Н. Морозов // ЛХ. 1984. - М. : Наука, 1984. - С. 187-218.

10. Мельникова, А.С. Монеты Бориса Фёдоровича Годунова [Текст] / А.С. Мельникова // Нумизматика и эпиграфика. - М. : Искусство, 1989. - Т. 15. -

C. 144-167.

11. Мельникова, А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого: История русской денежной системы с 1533 по 1682 год [Текст] / А.С. Мельникова. - М. : Финансы и статистика, 1989. - 318 с.

12. Мельникова, А.С. События 1598 года и монеты Бориса Годунова [Текст] / А.С. Мельникова // Исторические записки. - М. : Наука, 1983. - Т. 109. -С. 339-348.

13. Мордовина, С.П. К истории утверждённой грамоты 1598 г. [Текст] / С.П. Мордовина // Археографический ежегодник за 1968 год. - М. : Наука, 1970. - С. 127-141.

14. Павлов, А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.) [Текст] / А.П. Павлов. - СПб. : Наука, 1992. - 279 с.

15. Павлов, А.П. Соборная утверждённая грамота об избрании Бориса Годунова на престол [Текст] / А.П. Павлов // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л. : Наука, 1978. - Т. 10. - С. 206-225.

16. Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI - начало XVII веков [Текст]. - М. : Художественная литература, 1987. - 616 с.

17. Полное собрание русских летописей [Текст]. - М. : Наука, 1965. - Т. 14. -I + 154 + I + 287 с.

18. Полное собрание русских летописей [Текст]. - М. : Наука, 1978. - Т. 34. -304 с.

19. Полное собрание русских летописей [Текст]. - М. : Наука, 1987. - Т. 36. -382 с.

20. Разрядная книга 1550-1636 гг. [Текст]. - М., 1976. - Т. 2. - Вып. 1. - 242 с.

21. Рябошапко, Ю.Б. Русско-шведские отношения на рубеже XVI-XVII веков [Текст] / Ю.Б. Рябошапко // Вопросы истории. - 1977. - № 3. - С. 26-39.

22. Скрынников, Р.Г. Борис Годунов [Текст] / Р.Г. Скрынников. - М. : Наука, 1983. - 191 с.

23. Скрынников, Р.Г. Россия на пороге «смутного времени» [Текст] / Р.Г. Скрын-ников. - М. : Мысль, 1981. - 206 с.

24. Солодкин, Я.Г. Земские соборы Московской Руси конца XVI века: Спорные проблемы истории и историографии [Текст] / Я.Г. Солодкин. - Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2010. - 162 с.

25. Станиславский, А.Л. Новые документы о восстании Болотникова [Текст] / А.Л. Станиславский // Вопросы истории. - 1981. - № 7. - С. 74-83.

26. Тихомиров, М.Н. Российское государство XV-XVII веков [Текст] / М.Н. Тихомиров. - М. : Наука, 1973. - 423 с.

27. Ульяновский, В. Смутное время [Текст] / В. Ульяновский. - М. : Европа, 2006. - 428 с.

28. Флоря, Б.Н. Из следственного дела Богдана Бельского [Текст] / Б.Н. Фло-ря // Археографический ежегодник за 1985 год. - М. : Наука, 1986. - С. 302306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.