Научная статья на тему 'Код глобальных преобразований'

Код глобальных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянович Ирина

Повышение конкурентоспособности национальной экономики ключевая задача государственного управления. Как свидетельствуют мировые тренды, существенный потенциал для достижения этой цели заложен в масштабной цифровой трансформации общества. На активизацию данного процесса в нашей стране направлен Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. №8 «О развитии цифровой экономики». О том, на каких направлениях цифровизации сфокусирован документ и каких результатов мы достигли в этом деле, рассказывает заместитель министра связи и информатизации Анна РЯБОВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global transformation code

Interview with the Deputy Minister of Communications and Informatization, Anna Ryabova, about plans and prospects for digitalization of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Код глобальных преобразований»

I

Kl

!< ОЙ

О Cû

U

< Cl

< Cû

о

Cl

e

Мы должны принять новую, цифровую реальность и максимально использовать все возможности, которые она открывает перед Беларусью.

Александр Лукашенко

Повышение конкурентоспособности национальной экономики -ключевая задача государственного управления. Как свидетельствуют мировые тренды, существенный потенциал для достижения этой цели заложен в масштабной цифровой трансформации общества. На активизацию данного процесса в нашей стране направлен Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г.

№8 «О развитии цифровой экономики». О том, на каких направлениях цифровизации сфокусирован документ и каких результатов мы достигли в этом деле, рассказывает заместитель министра связи и информатизации Анна РЯБОВА.

Лекретом поставлена масштабная задача по построению в Беларуси ИT-страны, созданы уникальные условия для дальнейшего развития пере-_ довой И^индустрии, использова-I ния новаторских решений для коренного преобразования традиционных отраслей экономики. Документ отражает глубокое понимание современных трендов развития ИТ-бизнеса, необходимость его работы в рамках международной юрисдикции и обеспечивает возможность беспрепятственного роста. Огромные перспективы открываются для резидентов Парка высоких технологий в сферах био-, медицинских,

авиационных и космических технологий. Предусмотрена возможность участия в разработке образовательных программ «под задачи», производства и маркетингового сопровождения своих продуктов. Ну и, конечно, нельзя не отметить такие «нашумевшие» в мировом масштабе новеллы Декрета, как легализация криптовалюты и комплексное правовое регулирование бизнеса на основе технологии блокчейн. При этом следует помнить, что цифровая трансформация не сводится к замене оборудования или установке нового программного обеспечения. Видоизменяются управленческие и организационные процессы, хозяйственная деятельность. Источником новой добавленной стоимости становится не только производство, но и накапливаемая предприятием информация. Ключевое значение для успешной реализации этих преобразований имеют следующие составляющие: современная информационно-коммуникационная инфраструктура, развитая ИТ-индустрия, образование и наука, отвечающие требованиям рынка, эффективная система управления цифровой трансформацией.

- Анна Николаевна, какие технологии, наиболее развитые в Беларуси, выступают основой для новой экономики?

- Прежде всего инфраструктура, или сети передачи данных, которые являются «кровеносной системой» цифровой экономики. Наше государство занимается этим давно и серьезно. Результаты усилий подтверждаются международными рейтингами, согласно которым мы на протяжении последних лет относимся к числу наиболее успешных стран в Европе. К тому же у нас активно развиваются различные информационные технологии, меняющие «лицо» традиционных отраслей: аддитивные, промышленное моделирование, искусственный интеллект, дополненная реальность, большие данные, блок-чейн, и мы рассчитываем на их существенное влияние на экономику.

- Сетевая готовность становится одной

из важнейших характеристик экономической безопасности государства. Как вы оцениваете эффективность информационно-коммуникационных технологий и доступность цифровой инфраструктуры в Беларуси?

- Развитие ИКТ-инфраструктуры и ее доступность в республике соответствуют мировым стандартам: Беларусь на протяжении последних трех лет подтверждает статус регионального лидера в данной сфере и неоднократно входила в топ-10 стран с наиболее динамичной информационно-коммуникационной инфраструктурой. В частности, в 2019 г. волоконно-оптические линии связи будут доведены до всей многоэтажной городской застройки. Сегодня цифровыми услугами пользуются не только городские жители - до 98% узлов доступа в сельской местности оснащено оптоволокном, что позволило обеспечить охват 97% населенных пунктов свыше 100 домохозяйств универсальной услугой. Все учреждения образования на территории республики имеют широкополосный доступ в Интернет. Широкий спектр услуг с использованием одной абонентской линии оказывается населению благодаря внедрению мультисервисной IMS-платформы. По состоянию на 1 сентября 2018 г. в стране работает 1500 базовых станций сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE. В настоящее время сеть присутствует в Минске и во всех областных и районных центрах. Покрытие территории Республики Беларусь составляет 3,97%, а охват населения услугами - 75,5%. Данной технологией активно пользуются 1,7 млн жителей республики. Существующие возможности LTE ежесуточно обеспечивают более 436 ТБ абонентского трафика. Средняя пропускная способность базовой станции - 70 Мбит/с, средняя абонентская скорость передачи данных - 13,5 Мбит/с.

- Чтобы государство было конкурентоспособным, его институты должны развиваться, используя самые современные технологии. Какие новые формы экономических отношений, принципиально новые виды бизнеса на стыке отраслей появляются в мире и у нас?

- Новая экономическая формация - цифровая экономика - естественно порождает формы экономических отношений, максимально отвечающие ее потребностям и вызовам. Их основными чертами являются скорость, дистанционность и максимальная ликвидация избыточных звеньев. В этом плане можно отметить получившие развитие в нашей стране краудфандинг - способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах, электронную торговлю, символизирующую то-

тальный уход сделок в «цифру», и смарт-контракты, позволяющие за счет применения технологии блок-чейн совершать мгновенные надежные сделки без посредников.

- Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий важно

в любой сфере деятельности. Как в связи с этим планируется пересмотреть образовательные стандарты в системе отечественного профессионального образования,чтобы оперативно адаптироваться к изменениям на рынке труда?

- Наверное, правильнее говорить не о пересмотре содержания образовательных стандартов, а об изменении их сущности. Сам смысл стандарта заключался в обеспечении конкретного набора компетенций при подготовке кадров. Однако для нынешних условий экономики со стремительным, быстро меняющимся информационным потоком важнее научить специалистов постоянно переучиваться и доучиваться, а не снабдить их консервативным набором знаний. Для ИТ-сферы это особенно актуально, так как технологическая динамика в ней невероятно высока и значима. Не обгонишь - проиграешь. Поэтому, по нашему мнению, правильно было бы закрепить алгоритм гибкого изменения стандартов, их модульности. Именно эти подходы были обсуждены на совместной коллегии Минсвязи и Министерства образования и будут внесены в Кодекс об образовании. Решение этих и многих других задач позволит сформировать в стране систему подготовки кадров, которая поможет взрастить специалистов юридического, экономического, управленческого и иных профилей для работы в условиях масштабной цифровой трансформации отраслей экономики.

- Какие меры предпринимаются для формирования в обществе высокого уровня информационной грамотности?

- Минсвязи в тесном сотрудничестве с другими министерствами и ведомствами принимает конкретные меры, направленные на повышение ИТ-грамотности как специалистов, так и различных групп населения в целом. Для актуализации сведений

о тенденциях «цифрового мира» регулярно проводятся семинары для руководителей государственных органов с участием ведущих зарубежных экспертов из Казахстана, Эстонии, Израиля, Сербии,

а также отечественных и мировых ИТ-компаний (Microsoft, SAP, VodafoneGroup, DELL/EMC). Один из них прошел в июне 2018 г. под руководством Премьер-министра. В 2017-м мы расширили аудиторию наших семинаров до уровня областных и районных исполкомов и провели их во всех регионах страны. Для широкого круга участников ежегодно организуются мероприятия, посвященные цифровой трансформации отраслей экономики, куда также приглашаются специалисты широкого профиля и ведущие эксперты в этой области. Это Международный форум по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО», Smart Energy Forum, Международная специализированная выставка и конгресс «Транспорт & Логистика», Форум по управлению Интернетом и многие другие, где цифровые преобразования становятся главной темой обсуждения.

Активную работу по повышению ИТ-компетенций и навыков проводит Национальный центр электронных услуг в виде семинаров, встреч и консультаций с государственными органами. Для вовлечения широких слоев населения в онлайн-взаимодей-ствие с государством создан портал рейтинговой оценки, который позволит гражданам оценивать работу любой организации и формировать их независимый рейтинг.

- Несмотря на относительно низкий общий уровень дигитализации, наша страна демонстрирует устойчивые темпы роста и находится на пике цифрового развития. Каковы шансы для инвестирования в эту область?

- Основную роль в данном процессе играет Парк высоких технологий, показатели которого имеют устойчивую тенденцию к росту. Объем программного обеспечения, экспортированного ПВТ в 2017 г., составил 1,025 млрд долларов и вырос на 25%

(в 2016 г.- 820 млн долларов), а доля экспорта в общем объеме производства - 91%. За 9 месяцев нынешнего года резидентами Парка стало около 200 новых компаний - больше, чем за всю его 12-летнюю историю. В первом полугодии 2018-го экспорт увеличился на 40% без учета новых компаний. Рост численности резидентов ПВТ, количества стартапов, рекордные темпы роста экспорта свидетельствуют о том, что изменения, принятые на законодательном уровне по улучшению условий работы Парка (речь идет о Декрете и мерах по его реализации), являются

эффективными и достаточно привлекательными для отечественных и иностранных организаций, желающих развивать цифровую экономику в Республике Беларусь, а также о создании для них благоприятных условий для инвестиций в данной сфере.

- Электронные госуслуги стали неотъемлемым элементом жизни белорусов. Какие из них наиболее популярны?

- Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами государственной власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в цифровом виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа. В целях оптимизации процесса пользования административными процедурами создан и функционирует Единый портал электронных услуг - это удобная платформа для их получения гражданами и бизнесом, единая точка доступа к различным сервисам, а также источник информации об административных процедурах, выполняемых тем или иным белорусским ведомством.

К наиболее востребованным электронным услугам, оказываемым через Единый портал, относятся данные о плательщиках, не составляющие налоговую тайну; подтверждение операторами электросвязи сведений об абонентах; предоставление информации о недействительности машиносчиты-ваемых документов; включение сведений в Реестр бытовых услуг, Торговый реестр; сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях по регистрационному номеру. Данному направлению будет уделяться еще больше внимания, так как оно лежит в плоскости взаимоотношений государства и населения.

- Чего ждать от цифровой экономики белорусскому обществу? Удастся ли цифровым технологиям сделать экономику страны сильнее и в каких отраслях это наиболее реально?

- Ждать - это вообще не про цифровую трансформацию экономики. Надо понимать, что без нее мы не просто отстанем от других стран, а вообще исчезнем из зоны видимости новых мировых рынков. Поэтому уже сегодня во все политические документы заложены основные мировые тренды.

В частности, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 20162020 гг. обозначены 12 ключевых задач. Среди них создание одной из самых современных инфраструктур телекоммуникаций в Восточной Европе и полноценного электронного правительства; оснащение системой «Умный дом» новых домов и квартир; максимальное внедрение во все отрасли экономики технологий сбора и обработки больших массивов данных; изучение возможностей новейших технологий передачи и хранения информации в различных отраслях и государственном управлении. В рамках программы предусмотрены также развитие электронной торговли и использование ведущих мировых и региональных платежных систем; оснащение всех учреждений общего среднего образования страны высокоскоростным беспроводным Интернетом при широком применении электронных средств обучения; создание автоматизированных систем мониторинга и управления состоянием транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных комплексов регулирования дорожного движения, систем учета топливных ресурсов в этой сфере. Будут разрабатываться автономные производственные комплексы, системы управления на основе концепции «Интернет вещей», технологии трехмерной печати, осуществляться полная цифровая интеграция инженерно-конструкторских работ по всей цепочке создания стоимости в промышленности. Намечен переход к точному земледелию в сельском хозяйстве, а также повсеместное внедрение систем автоматического учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов, контроля за техническим состоянием объектов инфраструктуры, полнотой и правильностью начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг в ЖКХ. Ну и самое главное - поставлена цель сформировать в Республике Беларусь правовую, образовательную и инвестиционную среду. Решение намеченных задач позволит создать конкурентоспособную экономику, мощную базу для дальнейшего развития и обеспечит комфортные условия для жизни населения.

- Какие мероприятия намечены в рамках реализации Госпрограммы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг.?

- В нашей стране ведется планомерная работа по реализации мероприятий программы. В связи с их большим количеством хочется отметить наиболее важные. В рамках подпрограммы «Инфраструктура информатизации» Государственной программы осуществляется создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы и внедрение биометрических документов. В ходе реализации этого проекта внутренние паспорта граждан Республики Беларусь будут заменены на ГО-карты, которые станут основным средством идентификации населения на территории страны, в том числе для установления с ними юридически значимого дистанционного взаимодействия. Это позволит существенно расширить спектр услуг и сервисов, предоставляемых в электронном виде на основе применения современных ИКТ.

Многофункциональность внедряемой ГО-карты будет достигнута за счет упрощения доступа граждан к осуществлению административных процедур, предоставления возможности выполнения юридически значимых действий в электронном виде, в том числе использования ее в качестве документа, удостоверяющего личность при реализации гражданином законных прав, получении льгот, государственной и иных видов поддержки, выполнении необходимых действий, потребность в которых возникает в повседневной жизни.

В данную подпрограмму также включен проект по созданию Национальной системы безбумажной торговли Республики Беларусь. В результате его выполнения планируется сформировать цифровую инфраструктуру организации безбумажного взаимодействия всех участников внешнеторговых отношений, начиная от производства товаров и заканчивая их реализацией, исполнить действующие обязательства нашей страны о разработке механизма «Единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС. Согласно заданию Госпрограммы, Министерством здравоохранения осуществляется проект «Создание полномасштабной системы обращения электронных рецептов в Республике Беларусь с использованием электронной цифровой подписи». Уже сегодня во всех поликлиниках Минска, а также других городов нашей республики лекарственные препараты отпускаются по пластиковым картам «Электронный рецепт». На данный момент в систему входит 413 ме-

дицинских учреждений, выписано около 8 млн рецептов в цифровом формате. Эта работа будет продолжена, и к 2020 г. планируется осуществить стопроцентный переход на данную услугу. При этом система «Электронный рецепт» - один из компонентов создаваемой единой центральной информационной платформы здравоохранения, где будут накапливаться медицинские данные пациентов, своего рода «архив» на каждого больного.

В Беларуси постепенно реализуется проект «Электронная школа». По своей сути это образовательное учреждение общего среднего образования, обеспечивающее использование дополнительных возможностей за счет применения современных технологий, создания особой информационной среды, услуг квалифицированных кадров, наличия методического обеспечения, сервисов, материальных ценностей и нормативной правовой базы. Он-лайн-сервисы проекта - «Электронный дневник / Электронный журнал» - позволяют организовать в школе индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ в цифровом виде, а также хранение в архивах данных об этих результатах. Учебные достижения, вносимые учителем в такой журнал, отображаются в электронном дневнике.

- Цифровизация непосредственным образом связана с хранением больших объемов данных в электронном формате. Что предпринимается в этом плане?

- В рамках программы ведется работа по созданию реестра административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такая система предназначена для минимизации финансовых и временных затрат на поиск необходимой актуальной информации, а в дальнейшем предоставит возможность осуществлять данные процедуры

в электронном виде. В соответствии с Соглашением государств - членов Евразийского экономического союза разработан программно-аппаратный комплекс для организации и выполнения испытаний ЯБГО-меток и ЯБГО-оборудования национального компонента системы маркировки. В интересах государственных органов и организаций создается современная, безопасная и надежная среда для постоянного хранения электронных документов Национального архивного фонда. Эта система обеспечит

взаимодействие госструктур по приему электронных документов на постоянное хранение, повысит уровень их безопасности и сохранности. Национальным статистическим комитетом проводится работа по автоматизации деятельности на всех этапах подготовки и проведения предстоящей в 2020 г. переписи населения. Министерством транспорта и коммуникаций создается новая информационная система, которая позволит повысить пограничную безопасность нашей страны за счет информирования Государственного пограничного комитета и других государственных органов и организаций о пассажирах воздушных судов, прибывающих на территорию Республики Беларусь и следующих через нее транзитом.

- Какие показатели прогнозируются в результате выполнения данных мероприятий?

- К 2020 г. планируется достичь существенных успехов, ощутимых для общества и характеризующих цифровое проникновение.

В частности, количество физических лиц -пользователей электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы должно составить 40 единиц на 100 человек; доля административных процедур, осуществляемых в отношении юридических субъектов в электронном виде,- 75% от их общего количества. Проектом «Электронная школа» будет охвачено 80% от общего числа учреждений образования, а системой «Электронный рецепт» - 100% населения. Все эти шаги направлены на создание развитой инфраструктуры для оказания электронных услуг, которые в конечном итоге приведут к цифровой трансформации всех сфер нашей жизнедеятельности - экономики, управления и науки.

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

Резюме. Статья посвящена актуальной проблеме теоретико-философского обоснования необходимости разработки концептуальных основ обеспечения информационной безопасности. На основе комплексного анализа существующих методологических подходов к проектированию систем информационной безопасности, а также вариантов их реализации за рубежом предлагаются базовые контуры авторского видения структуры и содержания концепции информационной безопасности Республики Беларусь. Ключевые слова: национальная безопасность, информационная безопасность, концепция информационной безопасности, кибербезопасность, правовое обеспечение информационной безопасности, проблемно-целевой подход, преступления против информационной безопасности (киберпреступность), информационная система.

Владимир Арчаков,

заместитель

Государственного секретаря Совета безопасности Республики Беларусь

Олег Макаров,

начальник управления Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь, доктор юридических наук,доцент

На рубеже второго десятилетия XXI в. обоснование важности для человечества информационной сферы и обеспечения информационной безопасности очевидно. Конкретизируя данную потребность, следует ответить на вопросы: как должна выстраиваться архитектура этого феномена? От каких угроз необходимо защищать национальные интересы? Какие методы и средства применять? Для этого важно осознать современное состояние общественных отношений в информационной сфере, степень их сформированности, устойчивости и зрелости. Результат такой оценки является основой для определения вектора дальнейшего развития и содержания мер обеспечения информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.