Научная статья на тему 'Государственные стандарты цифровой экономики'

Государственные стандарты цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1142
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянович Ирина

Экономический рост, рабочие места и услуги это сферы, в которых инвестиции в электронную индустрию дают особенно весомую отдачу. Информационно-коммуникационные технологии помогают предприятиям повышать производительность, населению находить работу и расширять возможности, а правительству оказывать всем гражданам и бизнесу более качественные государственные услуги. О том, как развивается цифровая экономика в нашей стране, рассказывает министр связи и информатизации Республики Беларусь Сергей ПОПКОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National standards of the digital economy

There is given an interview with the Minister of Communication of the Republic of Belarus Sergey Popkov on the digital economy development in our country.

Текст научной работы на тему «Государственные стандарты цифровой экономики»

Государственные стандарты

цифровой экономики

Экономический рост, рабочие места и услуги -это сферы, в которых инвестиции в электронную индустрию дают особенно весомую отдачу. Информационно-коммуникационные технологии помогают предприятиям повышать производительность, населению - находить работу и расширять возможности, а правительству -оказывать всем гражданам и бизнесу более качественные государственные услуги. О том, как развивается цифровая экономика в нашей стране, рассказывает министр связи и информатизации Республики Беларусь Сергей ПОПКОВ.

Эксперты международного уровня считают, что экономика, полагающаяся на сырье как основной источник ВВП, не может быть конкурентоспособной и не имеет будущего. Только эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий позволит перейти на новую модель, которая поможет улучшить качество жизни людей, сделать существующие виды деятельности дешевле, быстрее или удобнее. Основа успешности развития новой

экономики заключается в переходе к оказанию электронных услуг, при которых транзакционные издержки становятся практически нулевыми. В нашей стране достаточно хорошо оцифрованы торговля, банковские услуги, таможенное и налоговое декларирование. В данных сферах представлены как государственные услуги, так и услуги негосударственных организаций. Значительная часть населения уже оценила преимущества электронных сервисов, среди которых бронирование и приобретение билетов на поезда различных линий, регистрация визовой анкеты в посольстве, служба «одно окно», запись на регистрацию брака, прием к врачу, оплата коммунальных и иных услуг, денежные операции, различного рода информационные сервисы.

- Что можно сказать о динамике нашего продвижения

в деле информатизации? В каких сферах она наиболее преуспела?

- Развитие электронной индустрии в республике достигло достаточно высокого уровня.

В последнее десятилетие в результате реализации ряда государственных программ информатизации ИТ глубоко проникли в сферу государственного управления. Созданы условия для

Цифровая экономика

оптимизации административных процедур госорганов на основе интеграции через Общегосударственную автоматизированную информационную систему государственных информационных ресурсов, включая единый портал электронных услуг. Согласитесь, что сегодня довольно сложно представить нашу жизнь без информационных технологий. Они коренным образом вошли не только в профессиональную деятельность, но и в повседневную жизнь практически каждого. Имеющиеся у нас компьютерные устройства позволяют получать различного рода услуги, число которых с каждым днем стремительно увеличивается. Государство, поддерживая всеобщую тенденцию, активно внедряет подобные новшества, стремясь создать наиболее комфортные условия для граждан при их взаимодействии с властными структурами и организациями. Планируется существенно расширить возможности единого портала электронных услуг, пополнив их перечень в сфере таможенного учета, здравоохранения, природопользования и охраны окружающей среды, деятельности правоохранительных органов, осуществления финансовых операций и т.д.

Завершилась разработка единой защищенной системы электронного документооборота госорганов, создана государственная система управления открытыми ключами, практически все учебные заведения страны имеют доступ в Интернет, доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составляет не менее 50%. В сфере здравоохранения получила развитие республиканская телемедицинская система консультирования, внедрены технология полномасштабного учета случаев травматизма в стране, республиканская информационно-аналитическая система по медэкспер-тизе и реабилитации инвалидов.

Отечественный сегмент электронной экономики пополнился рядом государственных информационных систем и ресурсов по вопросам управления недвижимым имуществом, ведения электронного архива статистической отчетности, обеспечения оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы, судов. Благодаря ИКТ повышено качество работы органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты, создан интернет-портал социальной защиты, инфолиния по многим направлениям работы этого ведомства, электронная служба занятости. Предприняты меры и в деле совершенствования человеческого капитала, внедрен ряд новых образовательных стандартов, планов и программ подготовки специалистов в области ИКТ и разработана информационная система электронного зачисления в вузы. Это далеко не полный перечень достигнутых результатов.

- Насколько мы близки к поставленной цели - войти

в топ-30 стран с самыми высокими показателями индекса развития ИКТ?

- Созданная информационно-коммуникационная инфраструктура является технологической основой для дальнейшего развития национальных цифровых ресурсов, построения информационного общества и интеграции в мировое электронное пространство. Ежегодно Международный союз электросвязи представляет отчет «Измерение информационного общества», в котором содержится обзорная информация о последних достижениях в области ИКТ на общемировом уровне, полученная на основе сопоставимых международных данных с использованием согласованных методологий. Республика Беларусь в данном рейтинге заняла итоговое 36-е место из 167,

поднявшись на 14 позиций вверх за 2010-2014 гг., в то время как Российская Федерация имеет 45-ю позицию, а Казахстан - 58-ю. Наша страна отмечена экспертами как динамично развивающееся государство, в котором на протяжении пяти лет наблюдался существенный рост уровня проникновения беспроводного широкополосного доступа наряду с определенным увеличением доли домохозяйств, имеющих компьютер и доступ к сети Интернет, полосы пропускания международного интернет-трафика на одного интернет-пользователя, а также количества абонентов сотовой подвижной электросвязи. Аналогичный отчет МСЭ по итогам 2015 г. будет представлен в IV квартале нынешнего года и позволит объективно оценить, насколько достигнута поставленная цель. В рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства за 2014 г., подготовленном ООН, значение индекса готовности к нему в республике соответствует 55-му месту из 193 стран. Для сравнения: в 2012 г. Беларусь занимала 61-е место.

- Какие электронные услуги развиты у нас лучше всего?

- К сожалению, электронные услуги - предмет неосязаемый. Увидеть и сосчитать их все практически невозможно, тем более что многие из них создаются субъектами предпринимательства и исчезают, оказавшись невостребованными, очень быстро. Говоря о государственных электронных услугах, отметим, что сегодня юридическим и физическим лицам предоставлена возможность получения 50 их видов в различных сферах - образовании, учете недвижимого имущества, занятости, социальной защите населения и др. В качестве наиболее развитого направления следует назвать услуги в области учета объектов недвижимости, а также конкурентные виды

процедур государственных закупок, которые все без исключения проводятся заказчиками только на электронной торговой площадке. Высок уровень информатизации транспортной сферы и банковской деятельности. Кстати сказать, действующее в Беларуси Единое расчетно-информацион-ное пространство - проект, аналога которому до настоящего времени нет в Европе.

- В стране разработана Стратегия развития информатизации на 2016-2022 гг., которая подразумевает план конкретных мероприятий в различных областях. Расскажите о них подробнее.

- Этот документ скорее определяет цель и задачи дальнейшей цифровизации, среди которых создание условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства Республики Беларусь. Конкретные шаги, направленные на достижение цели, будут реализо-вываться посредством ее практического инструмента - Государственной программы «Развитие цифровой экономики и информационного общества на 20162020 гг.», которая пока еще существует в виде проекта. Он разделен на три тематических блока. Первый - подпрограмма «Информационно-коммуникационная инфраструктура» - включает мероприятия по ее созданию и развитию, а также предоставляемых на ее основе сервисов и услуг с учетом развития ИКТ - мульти-сервисные сети электросвязи, волоконно-оптические линии связи, LTE - 4G, IP-телевидение, телевизионное вещание с использованием Интернета, облачные технологии. Задания подпрограммы «Инфраструктура информатизации»

связаны с дальнейшим внедрением технологий электронного правительства, направленных на реализацию функций государства посредством ИКТ с целью повышения эффективности и прозрачности его деятельности.

Сюда включены проекты по созданию Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы, развитию государственной системы управления открытыми ключами и общегосударственной автоматизированной информационной системы, созданию национального портала открытых данных, белорусского сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза; единого портала внешнеторговой деятельности и т.д. Наконец, третья подпрограмма «Цифровая экономика» содержит проекты, реализация которых обеспечит рост эффективности осуществляемых функций и производительности труда на основе трансформации бизнес-процессов посредством ИКТ во всех областях жизнедеятельности современного общества, в том числе в реальном секторе экономики и социальной сфере. Среди проектов - электронная школа, электронный рецепт, электронная виза, национальная система безбумажной торговли, информационная система об административных процедурах, предоставляющая возможность осуществлять их в электронном виде посредством интеграции данного ресурса в ОАИС, национальная система и национальный компонент системы мониторинга товарно-транспортных потоков на базе идентификации К.ИБ и электронного документооборота и т.д.

В результате будут созданы условия, когда подавляющее большинство вопросов, связанных с жизненными интересами каждого человека - занятостью, бытом, здоровьем, творческим самовыражением, бизнеса - организация

производства, управление материальными потоками и финансовыми ресурсами, а также всего социума - гармоничное развитие общества, государственное управление, социально-экономические подвижки, будет осуществляться в рамках единого информационного пространства.

- Ни одно предприятие или организация не может обойтись без специалиста по информационным технологиям. Как обстоят дела с кадрами в цифровой экономике?

- Их недостаток существенно затрудняет наше продвижение по пути к цифровой экономике. Службы, обеспечивающие процессы информатизации в организациях, сокращены до минимального предела. Если кому-то и удалось сохранить технический персонал, необходимый для функционирования информационной системы, то подразделения и штатный состав в области формирования и управления информационными ресурсами, эффективного использования их в осуществлении бизнес-процессов функций на предприятиях практически отсутствует. За последние пять лет силами учреждений образования и ИТ-компаний - резидентов Парка высоких технологий существенно увеличен выпуск студентов такого профиля. Но приоритет отдан разработчикам ПО в ущерб специалистам

в области управления информатизацией. Да и уровень оплаты труда последних в государственном учреждении и программистов в коммерческой организации отличается в несколько раз. Поэтому нужно преодолевать такое неравенство и сосредоточить усилия на укреплении кадрового потенциала в сфере цифровой индустрии. Ибо, как известно, кадры решают все. СИ

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.