Научная статья на тему 'Кноблаух Х. Исполнение знания: показ и знание в презентациях PowerPoint'

Кноблаух Х. Исполнение знания: показ и знание в презентациях PowerPoint Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Соколова Марианна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кноблаух Х. Исполнение знания: показ и знание в презентациях PowerPoint»

Кноблаух Х.

ИСПОЛНЕНИЕ ЗНАНИЯ: ПОКАЗ И ЗНАНИЕ В ПРЕЗЕНТАЦИЯХ POWERPOINT

Knoblauch H.

The performance of knowledge: Pointing and knowledge

in PowerPoint presentations // Cultural sociology. - L., 2008. -Vol. 2, N 1. - P. 75-97.

Хуберт Кноблаух (Технический университет Берлина, ФРГ) рассматривает в своей статье коммуникативные аспекты PowerPoint. Он отмечает, что, несмотря на широкое распространение этой цифровой технологии, до сих пор наиболее исследованной областью является лишь ее использование в образовании и различных областях публичной жизни.

Известна критика PowerPoint Э. Тафтом, который рассматривает сущность цифровой презентации с точки зрения ее роли в улучшении процесса распространения информации. Исследователь приводит такой пример, как катастрофа космического корабля «Шаттл», когда нужная информация не была получена оперативно из-за того, что она содержалась в форме презентации, препятствовавшей прямому доступу к необходимым данным. Тафт относит к негативным последствиям презентации ее влияние на фрагментацию мышления, уменьшение рефлексивного потенциала и информационную перегрузку1.

При оценке PowerPoint Кноблаух исходит из того, что культура, коммуникация и значение не должны пониматься только как знаки и знаковые системы. Реальность не сводится к знакам. Она создается и наполняется значением в деятельности. Именно действия создают коммуникативное значение.

Опираясь на этот подход, он предлагает рассматривать цифровую презентацию как исполнение (performance), коммуникативное действие, которое выражает совокупность более или менее структурированных га-битусных знаний, не сводя его к коммуникативной рациональности в духе Ю. Хабермаса. Соотнося коммуникативное действие с коммуникативной практикой, Кноблаух предлагает для описания структур, создаваемых в результате таких действий, использовать понятие коммуникативного жанра (genre)2.

Рассмотрение цифровой презентации в аспекте исполнения дает возможность продемонстрировать, что процесс коммуникации в этом слу-

1 Tufte E.R. The cognitive style of PowerPoint: Pitching out corrupts within. - Cheshire (CT): Graphics press, 2006.

2 Knoblauch H., Gbnthner S. Culturally patterned speaking practices: The analysis of communicative genres // Pragmatics. - Antwerp, 1995. - Vol. 5, N 1. - P. 1-32.

319

чае осуществляется не только посредством знаков (как считают структуралисты), но включает также и совокупность телесно-темпоральных реакций, проявляющихся в конкретных социальных ситуациях. Таким образом, презентация как коммуникативная деятельность ситуационна и протекает в социально опосредованном времени и пространстве.

Основываясь на этом подходе, Кноблаух анализирует указывающие жесты и движения (pointing), которые в определенной последовательности выполняют авторы во время презентации, следуя культурно запрограммированным паттернам. Анализ данных осуществлялся с помощью разработанной автором методики «жанрового анализа», который включает этнографический подход, видеографические методы, секвентный анализ, анализ речевого взаимодействия (с. 77).

В статье использовались данные начатого в 2005 г. в Германии исследовательского проекта по изучению PowerPoint и других форм аудио-визуально поддерживаемых презентаций. Целью этого проекта было изучение влияния презентаций на трансформацию речи. Исследователи не ограничивались только сбором данных и анализом слайдов. Много внимания в рамках проекта было уделено исполнению, взаимодействию оратора и аудитории.

Данные проекта состоят из записанных файлов, интервью, видеозаписей презентаций и т.д. Наблюдения и записи происходили в «естественных ситуациях» как часть обычной повседневной жизни организаций, среди которых были как университеты и исследовательские центры в области общественных и естественных наук, так и организации, принадлежащие к сферам управления и частного бизнеса, церковной жизни и индустрии развлечений. Изучались презентации с использованием различных технических средств, которые проводились на конференциях, семинарах, деловых встречах на национальном и международном уровнях. Всего было изучено около 200 презентаций длительностью от 2 минут до 2 часов.

Кноблаух приходит к выводу, что PowerPoint представляет собой «гибридную» форму коммуникации, которая состоит из технологических (ноутбук, проектор, лазерная указка и программное обеспечение) и технологически опосредуемых (тексты и визуальные образы) компонентов, а также форм и условий «живого исполнения» - непосредственного взаимодействия между презентатором и аудиторией (речь, движения тела, аудитория и т.д.). Все эти стороны интегрированы в единое целое до такой степени, что образуют особый жанр «презентации». Таким образом, при рассмотрении этого коммуникативного жанра не должны игнорироваться ни роль человеческого тела в речевом процессе, ни технологическая сторона самого процесса.

По мнению Кноблауха, основным опорным элементом презентации, который связывает презентатора, слушателей и текст, визуализированный с помощью технологических средств, являются указывающие движения презентатора. К этой деятельности относятся жесты (движения кисти, ука-

320

зательного пальца, предплечья) и повороты тела оратора по отношению к презентационному экрану, сопровождающие его поясняющую речь в процессе взаимодействием с аудиторией. В процессе указывания могут использоваться технические инструменты и предметы, такие как ручка, карандаш, указка, компьютерная мышь и лазерная указка.

В исследовании изучались иконографический и миметический типы жестов. Отдельно Кноблаух выделяет положение тела или лица демонстратора - его перемещение из фронтальной в боковую позицию в момент непосредственного диалога с аудиторией («face formation») (с. 83). Именно тело является наиболее подвижным элементом в привлечении и структурировании внимания аудитории, поскольку речь и слайды хотя и могут изменяться, но само их положение в пространстве не изменяется.

Указывающие действия автора презентации представляют собой «живую» непосредственно-коммуникативную сторону исполнения. Возникающее в процессе указывания значение определяется не только самим знаком, но зависит и от других аспектов коммуникации.

Кноблаух в своей статье еще раз подчеркивает, что текст на слайдах как объект анализа (позиция Тафта) не обладает решающим значением для понимания и оценки презентации. Тафт сводит исполнение к технически-визуальной составляющей, искусственно конструируя «информацию» как тип фрагментированного знания, передаваемый PowerPoint, между тем как надо еще учитывать и его «живую сторону», взаимодействие речи и визуальной составляющей (слайдов, экрана), опосредуемое указывающими жестами и телодвижениями презентатора и происходящее в определенном контексте (аудитории и т.д.). Именно в такой комбинации элементов и создаются новые значения. Кноблаух, таким образом, является сторонником внесения корректив в концептуальный аппарат теорий «общества знания», отождествляющих знание с информацией, а коммуникацию как форму передачи знаний - только с научной коммуникацией.

Определяя специфику PowerPoint как формы презентации, Кноблаух отмечает, что по сравнению с другими медиа, распространенными и в бизнес-коммуникации, и в образовании, отличительной чертой PowerPoint является интеграция визуальных медиа в единую речевую структуру. Он также признает, что хотя сейчас этот медиажанр и используется в самых разных сферах (например, PowerPoint караоке), Тафт все-таки прав в том отношении, что его основное назначение состоит в передаче информации или, если постараться избежать редукционистского оттенка этого термина, знания. Именно поэтому в некоторых аспектах исполнение в PowerPoint несет на себе явные следы особенностей научной практики визуальной презентации.

Хотя многие варианты использования PowerPoint в научно-образовательной деятельности сохраняют сходство с доцифровыми технологиями визуальной поддержки научных лекций, большинство презентаций в других областях (хотя и в науке тоже) все-таки приобретают черты, свойст-

321

венные именно PowerPoint. Дело в том, что в науке использование визуальных средств применяется для репрезентации эмпирической реальности, например лабораторной. Однако PowerPoint как слайдовая программа не претендует на то, чтобы что-либо репрезентировать. Ее целью скорее является иллюстрация того, что говорится в процессе презентирования. Определяющую роль в этом играет набор дизайнерских графических средств, предлагаемый ее программным обеспечением. Графическое технологическое обеспечение (буллеты, образцы диаграмм и т.д.) приводит к стандартизации презентационных визуальных форм. Этот недостаток обычно компенсируется непосредственностью речи и взаимодействием автора с аудиторией, телесной стороной коммуникации. Таким образом, значение PowerPoint выявляется в соответствующей ситуации во время исполнения, которое не сводится к речевым актам, а включает жесты указывания и телодвижения, связывающие речь и визуальные образы, в результате чего и создается смысл.

В заключение Кноблаух дает анализ социально-культурных и институциональных аспектов повсеместного использования РowerPoint как одной из самых распространенных технологий передачи знания. По сравнению с тем временем, когда передача знания ограничивалась научными и образовательными институтами, распространенность этой технологии коммуникации в современном бизнесе, сфере управления и военном деле демонстрирует растущую важность передачи знания и его существенной трансформации в современном обществе.

В то время как визуальная поддержка речи с помощью различных технических средств (проекторы, флип-чарты) всегда была распространена в науке и образовании, техническая поддержка визуализированной презентации с помощью слайдового «софта» обязана своим возникновением бизнес-коммуникации и менеджменту. Развитие менеджмента в науке привело к переносу бизнес-форм РowerPoint в эту сферу. После того как она сформировалась и распространилась в экономических институтах, РowerPoint мигрировала в науку, образование и администрацию. Вопреки парадигме «общества знания» (или информационного общества), предполагающей, что этот тип общества характеризуется распространением научного знания в другие институциональные сферы, экономические корни РowerPoint свидетельствуют об обратном влиянии характерных для бизнеса форм коммуникации на научное знание.

Напрашивается вывод о том, что знание, передающееся посредством РowerPoint, является экономическим в силу некоторых своих особенностей. А это служит одним из подтверждений правомерности культурной критики капиталистической деструкции знания.

В конечном итоге, считает автор, можно говорить о влиянии Рower-Point на современные процессы деспециализации и стирания социальных и институционально-дисциплинарных границ знания, поскольку тот факт, что одна и та же форма коммуникации может быть использована в разно-

322

образных институциональных окружениях, говорит о возрастающей унификации знания, передаваемого в этих формах. Таким образом, появляются новые проблемы, связанные с намечающейся тенденцией реконтекстуа-лизации знания. Рассмотрение PowerPoint как одной из характерных технологий так называемого «общества знания» дает ключ к социальному пониманию процессов, идущих в сфере знания. Само знание посредством этой цифровой технологии определяется уже не столько императивом «репрезентации» реальности, сколько циркуляцией речи и указывающих жестов, становясь скорее презентированным, чем репрезентированным знанием.

М.Е. Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.