Научная статья на тему '2010. 01. 023. Старк Д. , Паравел В. PowerPoint в публичной сфере: цифровые технологии и новая морфология демонстрации. Stark D. , Paravel v. PowerPoint in public: digital technologies and the new morphology of demonstration // theory, culture & society. - L. , 2008. - Vol. 25, n 5. - p. 30-55'

2010. 01. 023. Старк Д. , Паравел В. PowerPoint в публичной сфере: цифровые технологии и новая морфология демонстрации. Stark D. , Paravel v. PowerPoint in public: digital technologies and the new morphology of demonstration // theory, culture & society. - L. , 2008. - Vol. 25, n 5. - p. 30-55 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПУБЛИЧНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 023. Старк Д. , Паравел В. PowerPoint в публичной сфере: цифровые технологии и новая морфология демонстрации. Stark D. , Paravel v. PowerPoint in public: digital technologies and the new morphology of demonstration // theory, culture & society. - L. , 2008. - Vol. 25, n 5. - p. 30-55»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

2010.01.023. СТАРК Д., ПАРАВЕЛ В. POWERPOINT В ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЕ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВАЯ МОРФОЛОГИЯ ДЕМОНСТРАЦИИ.

STARK D., PARAVEL V. PowerPoint in public: Digital technologies and the new morphology of demonstration // Theory, culture & society. -L., 2008. - Vol. 25, N 5. - P. 30-55.

Американские исследователи Дэвид Старк (Колумбийский университет, США) и Верена Паравел (Массачусетский технологический институт, США) в своей статье поднимают вопросы, связанные с влиянием цифровых технологий на сферу публичной политики в западных демократиях. Результаты исследования особенностей визуального языка и убеждающего воздействия презентационной слайдовой технологии PowerPoint используются ими для анализа специфики современного публичного дискурса.

Рассматривая взаимовлияние технических факторов и феноменов публичной политики, авторы исходят из того, что первые имели политическую сторону, тогда как политические явления включали и технические аспекты. Развитие цифровых технологий привело к существенным изменениям в сфере отношений между техническим и политическим. Обращаясь к этим изменениям, авторы стремятся исследовать особенности воздействия новых цифровых технологий демонстрации на политические процессы в демократическом обществе.

Так же как массовое производство сменяется гибкой специализацией, а массмедиа сосуществуют с новыми социальными формами сетевых медиа, в публичной сфере постепенно происходит переход от массовых движений к новым формам политической демонстрации, которая больше не сводится к выходу на улицы городов большого количества политически активных граждан. Эффек-

тивность демонстраций все больше определяется использованием технических средств. PowerPoint как новая цифровая технология демонстрации предназначена не для физической мобилизации политических активистов, а для моделирования, электронных манипуляций с диаграммами и графиками и т.п.

В последнее десятилетие PowerPoint превратилась в наиболее распространенную форму цифровой демонстрации и наряду с таблицами, Word, электронной почтой и поисковыми сервисами стала неотъемлемой частью компьютеризации повседневной жизни. Корни PowerPoint уходят в сферу бизнес-презентаций. В качестве одного из важнейших средств коммуникации эта слайдовая технология получила широкое распространение не только в области управления, архитектуры, науки и инженерии, но и в других областях публичной жизни. Она все больше используется в университетах, начальном образовании, бытовых церемониях.

С учетом этих тенденций становится понятной необходимость всестороннего рассмотрения влияния цифровой презентации на трансформацию публичного дискурса в демократическом обществе. В частности, особого внимания заслуживает использование ее материалов в оппозиционной контрдемонстрации. Такие исследования должны помочь дать ответ на вопрос, наносит ли распространение PowerPoint вред демократии или же создает новые возможности и средства участия граждан в экспертизе правительственных решений. Очевидно, что в век цифровых технологий, когда принятие политических решений опирается на комплексный технический подход, серьезные изменения демократии неизбежны.

Авторы статьи разделяют исследователей, занимающихся проблемами PowerPoint, на два лагеря. Одни из них подчеркивают преимущества PowerPoint, другие, напротив, категорически выступают против ее использования. Среди последних и Э. Тафт, который приводит множество аргументов в пользу того, что PowerPoint как слайдовая технология в значительной степени снижает аналитический уровень презентации. С его точки зрения, такой способ подачи информации ослабляет эффект вербального воздействия и демонстрационного анализа статистических данных. Оценивая коммуникативный потенциал презентации, Тафт критикует ее за

то, что в ней в слишком немногих словах дается слишком мало информации (с. 33)1.

По мнению Старка и Паравел, Тафт не учитывает специфику когнитивного стиля этой новой технологии, поскольку исходит из критериев, связанных с письменными документами и отчетами, которые в роли медиума имеют ряд особенностей, отличающих их от электронных презентаций. Тафт ограничивает когнитивный стиль грамматики PowerPoint такими запрограммированными технологическими возможностями, как авторазметка AutoLayout с ее функциями «добавить название» («click-on-add-title») и форматирование содержания с помощью буллетов, а также AutoContent Wizard. С одной стороны, эти сервисы помогают автору упорядочить и редактировать содержание своей презентации, но, с другой стороны, в значительной мере это содержание детерминируют, вынуждая демонстратора совершать строго определенные типы действий и использовать минималистские приемы изложения.

В отличие от Тафта, Старк и Паравел анализируют и другие особенности грамматики Power Point, включая использование образов, различные композиционные эффекты и приемы повествования, например темп смены слайдов. Вместо сравнения цифровой презентации с традиционным отчетом, в котором приводятся комментарии и пояснения к статистическим таблицам, они предлагают соотносить ее с визуально-грамматическим языком и интерактивной графикой комиксов (с. 39).

Таким образом, критика Тафтом PowerPoint за недостаточный уровень передачи информации основывается на игнорировании того факта, что цифровая презентация является не только отчетом, предназначенным для чтения, но и средством убеждающего воздействия. Авторы же рассматривают PowerPoint прежде всего как средство демонстрации, и поэтому они гораздо меньше уделяют внимания степени ее «информационной трансмиссии», чем способности к убеждению (с. 34).

Подобно многим другим исследователям цифровых технологий, Старк и Паравел исходят из того, что в наше время социальные практики письма и чтения претерпевают фундаментальное из-

1 Tufte E.R. The cognitive style of PowerPoint: Pitching out corrupts within. -Cheshire (CT): Graphics press, 2006.

менение. По своему масштабу это изменение сопоставимо с переходом от устной формы коммуникации к письменной, происшедшим в классическую эпоху. Сейчас же происходит массовый переход от печатного слова к экранным имиджам. Использование технологий новых медиа ведет к тому, что воздействие на читателя осуществляется одновременно с помощью слов и образов. Особенно на этом настаивают сторонники такого нового подхода, как «визуальная грамотность» (visual literacy).

В начальный период развития печатной прессы графические инновации (например, в пунктуации) сильно повлияли на читательское мышление. Что касается PowerPoint, то здесь в настоящее время стандартизировано лишь использование заголовков и буллетов. Остальные жанровые особенности этой формы презентации пока еще только развиваются. Именно поэтому необходима ориентация исследователей на изучение технологии на ранних этапах ее развития и повседневного использования (с. 35).

В противоположность Тафту, Старк и Паравел избегают однозначного подхода к PowerPoint и считают, что свойственный ей риторический стиль в сфере публичной жизни еще далеко не сформировался, хотя в сфере бизнеса этот стиль уже существует. Не претендуя на составление исчерпывающего перечня элементов когнитивного стиля PowerPoint, авторы статьи все же анализируют некоторые из них. По их мнению, PowerPoint представляет собой интересный комплексный социологический объект. С одной стороны, PowerPoint является «живой» презентацией, которая проходит в реальном времени и месте (аудитории), где демонстратор с помощью техники осуществляет устное повествование об объекте презентации. Такая форма требует совместного присутствия автора и аудитории. С другой стороны, PowerPoint может циркулировать и независимо от устной презентации - как электронный документ. Иначе говоря, в первом случае «видеть» презентацию означает видеть ее «вживую», непосредственно в публичном месте. Во втором же случае речь идет о том, чтобы «видеть» ее на веб-сайте, читая как тезисы, заменяющие полный текст статьи, или открывая как прикрепленное вложение в электронной почте в форматах pdf или ppt. В последнем случае виртуальная форма демонстрации дает возможность почти моментального включения ее материалов в аргументацию контрдемонстраций, которые могут быть использова-

ны оппозиционными группами и их экспертами в борьбе за общественное мнение. Здесь, таким образом, выявляется потенциал воздействия на демократические процессы.

Анализ технических и риторических аспектов цифровых демонстраций, форм и последовательности представления фактов на экране, циркуляции PowerPoint и ее использования в контрдемонстрациях открывает путь к изучению новых форм политической репрезентации. Особую значимость этому направлению исследований придает общий контекст развития сетевых интерактивных форм медиа, которые значительно отличаются от традиционных телевидения и радиовещания.

Старк и Паравел в своей статье проанализировали ряд конкретных примеров презентаций в формате PowerPoint. К их числу относятся презентации семи архитектурных проектов зданий, которые могут быть построены на месте двух башен нью-йоркского Всемирного торгового центра, разрушенных в результате теракта 11 сентября 2001 г. Эти проекты были представлены аудитории в декабре 2002 г. в Нью-Йорке и демонстрировались широкому кругу зрителей массовыми средствами теле- и радиовещания. В статье рассматривается также презентация госсекретаря США Колина Пауэлла (2003), целью которой было убедить американское и мировое общественное мнение в существовании оружия массового поражения в Ираке.

Участвовавшие в конкурсе архитектурные команды в своих презентациях стремились обосновать реализацию проектов строительства на месте башен-близнецов ВТЦ, тогда как Пауэлл пытался оправдать будущую войну. При этом каждый из них использовал ряд цифровых возможностей PowerPoint для поддержки своих политических и технических целей перед публикой. Таким образом, обе эти презентации были одновременно и технологическими, и политическими демонстрациями, в которых для убеждения аудитории использовались цифровые технологии.

Старк и Паравел рассматривают эти события и как примеры «живых» презентаций, и как феномены виртуальной жизни. При этом авторы стремились не к выяснению степени их истинности или использования в них логики и т. д., а к выявлению особенностей новой компьютерно поддерживаемой аргументации, в первую очередь, использования визуальных образов. Для изучения цирку-

ляции презентаций как цифровых документов авторами были исследованы несколько десятков вебсайтов с целью выявления форматов, в которых они стали доступны публике и были включены в контрдемонстрации.

Старк и Паравел отмечают ряд общих особенностей визуальной риторики и когнитивного стиля этих презентаций. В обоих случаях их авторы не просто представляли аудитории отчет, но рассказывали «истории» и, подобно хорошим рассказчикам, использовали для своих экранных композиций ритмические и другие эффекты (например, последовательность и непрерывность показа различных стадий или резкие переходы от одного плана показа изображения к другому). При этом они, прежде всего, рассчитывали в чем-то убедить аудиторию: архитекторы стремились убедить публику в том, что их проекты будут наилучшим образом способствовать восстановлению города, а Пауэлл пытался убедить американское общественное мнение в угрозе, исходящей со стороны режима Саддама Хусейна. В каждом случае в роли демонстраторов они конструировали визуальный нарратив, используя различные элементы когнитивного стиля PowerPoint.

Пауэлл, так же как и архитекторы, использовал композиционные средства цифровой презентации для интеграции различных видов материалов: фотографий, чертежей, карт, видео, изображений, полученных с помощью спутников, и даже аудиозаписей перехваченных разговоров. Эти демонстрации происходили одновременно и на экране в зале Совета Безопасности ООН, и на многих телевизионных экранах, а позже - на дисплеях компьютеров, где их загружали и просматривали пользователи.

В то время как презентации архитекторов переносили наблюдателя в некоторое будущее состояние, демонстрация Пауэлла использовала технические средства для создания риторического эффекта перенесения наблюдателя в прошлое. Имеется в виду его ссылка на выступление Э. Стивенсона в Совете Безопасности ООН 25 октября 1962 г. в связи с кубинским военным кризисом. Стивенсон с помощью ассистента, занимавшегося флип-чартами1, представил фотографии, сделанные с самолета U2, и карты как доказа-

1 Флип-чарты - профессиональные магнитно-маркерные доски на подставке, предназначенные для наглядной демонстрации и обучения. - Прим. реф.

тельства присутствия советских ракет на кубинской территории. Аналогия с этим историческим событием стала одной из ключевых и определяющих риторических стратегий Пауэлла, который также демонстрировал карты и фотографии, используя при этом совершенно другое техническое оборудование.

Основное различие между этими двумя презентациями состояло не в том, что Пауэлл в отличие от Стивенсона сообщил недостоверную информацию, и не в том, что он использовал средства мультимедиа. Главной особенностью презентации Пауэлла авторы считают то, что мультимедиа были соединены в единый медиум с помощью одной из важных функций PowerPoint. Загрузка видео- и аудиофайлов в слайды осуществлялась почти без всяких усилий одним лишь нажатием на соответствующую клавишу.

По результатам исследования к наиболее важным чертам цифровой морфологии PowerPoint авторы статьи относят следующие особенности: интеграция и репрезентация в едином формате гетерогенных материалов; возможность легкого перехода от «живой» демонстрации к циркуляции в качестве цифрового документа; возможность использования материалов презентации в контрдемонстрациях.

Чтобы точнее определить особенности морфологии PowerPoint, Старк и Паравел используют предлагаемое известным специалистом в области исследований науки и техники Г. Коллинзом разделение на эксперимент (тестирование), демонстрацию (показ) и «экран виртуозности» (display of virtuosity), под которым понимается осуществление демонстрации с помощью медийных средств1. Градация этих понятий обусловлена степенью возрастания контроля и перехода от неопределенности к определенности. Если эксперимент еще допускает элемент неопределенности, а в «живой» демонстрации также не исключена возможность ошибки, то в процессе презентации с помощью медиа демонстратор контролирует все аспекты процесса (с. 48).

Коллинз предложил понятие «экран виртуозности» еще до появления новых медиатехнологий. Он ориентировался прежде всего на возможности кино и телевидения. Можно говорить о при-

1 Collins H.M. Public experiments and displays of virtuosity: The core set revisited // Social studies of science. - L., 1988. - Vol. 18, N 4. - P. 725-748.

менимости этого понятия и к современным демонстрациям, когда они передаются по телевидению. Но циркуляция демонстраций во Всемирной паутине, когда они почти моментально загружаются пользователями с веб-сайтов и становятся частями контрдемонстраций, означает совсем иное качество. В этом случае демонстрация полностью выходит из-под контроля первичного демонстратора, и, следовательно, «экран виртуозности» превращается в «экран неустойчивости», а степень неопределенности и скептицизма в отношении изложенных фактов значительно возрастает.

М.Е. Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.